Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантико-стилистическая функция "слов-ключей" в прозе В. Катаева Петровский Владимир Владимирович

Семантико-стилистическая функция
<
Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция Семантико-стилистическая функция
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петровский Владимир Владимирович. Семантико-стилистическая функция "слов-ключей" в прозе В. Катаева : ил РГБ ОД 61:85-10/309

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 13-31

ГЛАВА П. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СК В ПРОЗЕ В.КАТАЕВА 32 - 41

I. Концептуальное значение СК "время" в "новой прозе" В.Катаева 41-47

2. СК "время" в повести "Маленькая железная дверь в стене" 47-54

3. СК "время" в повести В.Катаева "Святой колодец" 54-57

4. СК "время" в повести З.Катаева "Кладбище в Скулянах" 58-66

5. СК "пространство" в прозе В.Катаева 66-68

6. СК "память" в рассказе В.Катаева "Уже написан Вертер" 69-72

ГЛАВА Ш. СК КАК ОПОРНЫЕ ЗВЕНЬЯ СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.КАТАЕВА 73 -145

ВЫВОДЫ 146- 148

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149-170

Введение к работе

З последнее десятилетие заметно обострился интерес к проблеме "слов-ключей" /СК/ в художественной литературе /32; 51; 156; 161; 170 ; 206 ; 207; 236 ; 240/. СК рассматриваются, с одной стороны, в плане соотнесения слова с лексической системой национального языка, а с другой, - в семантико-стилистическом аспекте как явление словесно-поэтического искусства. Конкретная разработка этой проблемы еще только начинается. Нет даже однозначного определения СК "Слова- ключи" / Les mots-cles , Schlusselworter и пр./, - пишет Р.Л.Будагов, - понимаются неодинаково. 0 них говорят и применительно к лексике языка определенной эпохи, выделяя наиболее характерные, наиболее типичные ее слова /"ключевые слова"/. "Слова-ключи" обнаруживаются и у отдельных писателей, и в отдельных произведениях, в отличие от других произведений того же автора, где таких слов может уже не оказаться. В той мере, в какой "слова-ключи" толкуются как характерные или типичные слова, подобная характерность допускает различную соотнесенность: с эпохой, с одним из стилей языка данной эпохи, с одним из авторов, с одним из сочинений упомянутого автора и т.д." /33, с. 34/.

Эта разноречивость в истолковании значения СК не случайна. Выяснение природы обобщенных значений СК, определение их статуса осложняется тем, что они служат в контексте литературного произведения не только знаками, обозначающими внеязыковые явления, но и - одновременно - средством формирования эстетических значений, связанных с идейно-художественным содержанием целого. В СК особенно наглядно выступает диалектическое, единство языкового и внеязыкового содержания. Недостаточно изучена и семантико-стилистическая функция СК в художественном произведении,

Все это определяет актуальность избранной автором диссертации проблемы исследования.

Цель и задачи исследования» Автор диссертации поставил перед собой следующие задачи: раскрыть внутреннюю связь СК в произведениях В.Катаева со структурно-значимыми элементами целого и показать, как опорные слова участвуют в организации образно-речевой системы текста; исследовать семантическую структуру СК и охарактеризовать связь эстетических "приращений" в них с идейно-тематической организацией литературных произведений писателя; выявить основные структурно-семантические типы СК в произведениях В.Катаева.

В соответствии с этим на защиту выносятся следующие основные положения» изложенные в диссертации:

СК в произведениях В.Катаева являются теми стержневыми словами, в которых сосредоточена идея целого контекста, шире -идейно-эстетическая концепция автора.

СК выступают в произведениях писателя как одно из средств, формирующих художественно-речевую структуру текста.

Вокруг СК в прозе В.Катаева создаются функциональные лек-сико-семантические поля /ЛСП/, в которых возникает своя система образно-символических обозначений. Эта система базируется і на соотношениях и связях, существующих в общеязыковой системе, выступая как индивидуальное функционально-эстетическое образование. Всестороннее изучение этих образований позволяет выявить системный характер функционирования языковых единиц в художественной речи.

Одним из способов выявления лексико-семантичеекой системы литературного произведения является изучение, с одной стороны, функции слова в художественно-речевой организации текста, а с другой, - эстетических "приращений", связанных с содержанием контекста.

За словом писателя стоит не только его социальный опыт, его эстетическое сознание, но и литературная традиция словоупотребления» Поэтому актуальным представляется также изучение особенностей индивидуального словоупотребления в сравнительном плане с традиционно-литературным словоупотреблением.

Все это позволяет более полно исследовать как номинативные свойства многозначных лексем, входящих в образно-речевую структуру литературного произведения, так и системный характер индивидуально-авторского словоупотребления.

Научная новизна. В диссертации впервые исследуются СК в прозе В.Катаева как "опорные звенья" словесно-художественной системы, а также их функция в композиционно-речевой организации текста отдельных произведений.

Принципы и методы исследования. Исходя из того, что методологической основой исследования является марксистско-ленинское положение о единстве содержания и формы как двух неразрывно связанных и диалектически соотносящихся сторон речевого общения, автор диссертации рассматривает семантическую структуру и эстетическую функцию СК в единстве с идейно-художественным содержанием произведений. В диссертации осуществлен синтетический подход к анализу языковых фактов и явлений, сочетающий лингвистический аспект с элементами литературоведче- ской интерпретации. На важность такого подхода к исследованию языка художественной литературы указывал В.В.Виноградов: "Обозначаемое или выражаемое средствами языка содержание литературного произведения само по себе не является предметом лин-гвистического изучения. Лингвиста больше интересуют способы выражения этого содержания или отношение средств выражения к выражаемому содержанию. Но в плане такого изучения и содержание не может остаться за пределами изучения языка художественной литературы. Ведь действительность, раскрывающаяся в художественном произведении, воплощена в его речевой оболочке; предметы, лица, действия, называемые и воспроизводимые здесь, внутренне объединены и связаны, поставлены в разнообразные функциональные отношения. Все это сказывается и отражается в способе связи, употребления и динамического взаимодействия слов, выражений и конструкций во внутреннем композиционно-смысловом единстве словесно-художественного произведения. Состав речевых средств в структуре литературного произведения органически связан с его "содержанием" и зависит от характера отношения к нему со стороны автора" /37, с. 91/.

Сегодня, как известно, широко обосновывается принцип целостного филологического исследования литературного произведения, позволяющий осуществить комплексный, - лингвостили-стический и литературоведческий, - подход к рассмотрению словесно-художественной структуры эстетического объекта. Взаимопроникновение и взаимообусловленность этих двух подходов к анализу произведения дают возможность глубже понять внутренние связи авторской идеи с системой словесно-художественных изобразительных средств.

Принцип целостного анализа художественного текста - это методологический принцип. Вместе с тем это и методический аспект исследования. Выявить внутреннюю взаимосвязь целого с элементами его словесно-художественной структуры, найти пути эстетического оформления языкового материала « значит глубже познать не только "эстетическое намерение" /З.И.Хованская/ автора, но и законы построения художественного произведения. Все это настоятельно требует разработки соответствующей методики комплексного анализа словесно-художественного строя эстетического объекта. Разработка методических принципов целостного анализа словесно-художественной системы литературного произведения, опирающихся на филологический аспект, будет иметь и важное прикладное значение в преподавательской практике.

Целостный анализ художественного произведения не исключает, а наоборот, предполагает углубленное изучение отдельных слагаемых его элементов и частей с целью выявления их эстетической нагрузки в контексте. Ф.Гегель подчеркивает, что в произведении отдельно взятые его части "должны ... оставаться в связи друг с другом, поскольку одно основополагающее определение, которое раскрывается и изображается в них, должно возвестить о себе как о всеохватывающем единстве, связующем целостность всего особенного и вбирающим его в себя" А, с. Збб/.

Каждый макро и микро-элемент произведения несет в себе отпечаток целостного художественного мира, частицей которого он является сам /61, с. 13/. Распознавание внутренних взаимосвязей в литературном произведении приводит исследователя к более тонкому пониманию не только идейно-художественной сущности произведения, но и индивидуального стиля писателя как системы "эстетического подбора, осмысления и расположения разных речевых элементов" /37, с. 5/. Все элементы и составные части произведения объединяются в одно целое направляющей идеей автора, которая воплощается в художественных образах. В движении и развитии образа все элементы произведения обретают единство и эстетическую значимость» Поэтому распознавание содержательности слагаемых элементов должно начинаться с выявления их динамической связи с образной идеей. Такой принцип анализа литературного произведения представляет немалые трудности. Ведь внутренние связи между образной идеей и структурно значимыми элементами произведения бывают глубоко "припрятаны" в тексте и отчетливо обнаруживаются нередко то в движении сюжета, то в особом композиционно-речевом построении эстетического объекта, то в особой синтаксической организации абзацев и т.д. Поэтому, осмысливая текст произведения как органическое идейно-эстетическое единство, при анализе нельзя обойтись без членения его на составные элементы, части и уровни. При членении художественного текста на лексическом уровне в диссертации выявляются тесно взаимодействующие между собой функциональные лексико-семантические поля, в которых слова объединяются в группы в зависимости от их тематической и ассоциативной соотнесенности. Как известно, в контексте художественного произведения лексические значения отдельных слов наредко заметно утрачивают свои четкие семантические границы, подчиняясь семантике целого. При этом происходит актуализация их речевых особенностей, контекстуально обусловленная семантическая модификация. Все это приводит к необходимости, сообразуясь с целью исследования, обратить пристальное внимание прежде всего на семантико-эсте~, тические и стилистические особенности организации слов в тексте.

О значении целостного анализа словесно-художественной системы литературного произведения писал еще 60 лет назад В.А.Ларин: "Ни в какой момент работы в области стилистики нельзя упускать из виду взаимодействия элементов, целостности художественного текста" /122, с. 31/. Между тем анализ языка литературного произведения часто сводится к механическому членению его структуры на "языковые единицы" и "языковые уровни". При таком подходе к исследованию словесно-образной системы эстетического объекта разрушается целостность его поэтической структуры, и анализ в лучшем случае напоминает добросовестный грамматический или же стилистический комментарий к тексту.

Образная идея в контексте поэтического произведения движется не прямолинейно ,* она преодолевает сопротивление материала, совершает неожиданные, противоречивые, зигзагообразные повороты, которые находят свое выражение в словесно-художественном строе. Из этого и следует исходить при разработке методики комплексного лингвостилистического анализа произведения. Только в движении образной идеи, в процессе ее воплощения в словесно-художественной системе произведения можно познать ее внутреннее строение.

Опираясь на принцип целостного изучения словесно-художественной структуры литературного произведения в нерасторжимом единстве с его идейно-эстетическим содержанием, автор диссертации выдвигает следующие основные положения, определяющие цели и задачи лингвостилистического анализа художественного текста.

Выявление в произведении: внутренних семантических и ассоциативных связей между содержанием и структурно значимыми элементами целого в процессе движения образной идеи; лексико-семантических полей и их текстообразующей функции; "приращенных" эстетических смыслов в слове ; историко-стилистических истоков стиля произведения; языково-стилистических связей произведения с художественно-речевым контекстом эпохи.

Рассматривая язык художественного произведения как динамически целостное единство, реализующее определенное идейно-эстетическое содержание, исследователь не может пройти мимо того, как содержание воплощается в языковых единицах текста /56/. Такой анализ позволяет показать, как образная мысль пронизывает весь строй произведения и как она формируется в основных его частях и элементах /189, с. 97/.

Как показывают лингвостилистические наблюдения над текстами художественной литературы, существенное значение в формировании микротемы фрагмента или темы целого текста приобретают опорные, ключевые слова /128, с« 42/. Эти лексические единицы могут быть связаны в пределах микротемы как синонимическими или антонимическими отношениями, так и тематической общностью, ассоциативными связями /128, с. 43/. Поэтому исследование словесно-художественного строя литературного произведения как единого целого предполагает выявление в нем всех эстетически значимых элементов в их внутренней взаимосвязи и в нерасторжимом единстве с идеей произведения. Эта взаимосвязь, обусловленная экстралингвистическими факторами, особенно отчетливо обнаруживается в функциональных лексико-семантических полях, В полях наиболее отчетливо выявляются лексические константы произведения и их взаимодействие со всеми структурными элементами целого эстетического объекта, участвующими в создании его идейно-образной структуры и лексической системы. Ведь каждое литературное произведение представляет собой "систему соотношений взаимосвязей и последовательных взаимодействий основных структурных элементов данной художественной композиции" А9, с. 91/. 3 системе взаимосвязей и взаимоотношений произведения выявляются и индивидуальные стилистические особенности писателя.

В системности лексики литературного произведения как гармонического единства лексических единиц, создающих идейно-художественную и стилистическую целостность текста, проявляется языковое сознание автора, его идейные и эстетические позиции, его личная оценка изображаемого /203, с. 3/.

В диссертационной работе СК рассматриваются главным образом на лексико-семантическом уровне экспрессивного слоя, поскольку этот слой является доминирующим в художественном произведении /78, с. б/.

Со значением СК в анализируемых произведениях писателя связаны социально-речевые характеристики героев и языково-стилистические средства создания пейзажа, композиционно-речевой строй эстетического объекта и его образно-изобразительные средства.

В своих теоретических положениях автор диссертации опирается на труды выдающихся отечественных и советских ученых, и прежде всего, В,В.Виноградова, А.М.Пешкозского, А.А.Потеб-ни и Б.А.Ларина.

Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе истории русского литературного языка, а также в спецкурсах по стилистике художественной речи и в учебных пособиях для студентов филологических факультетов.

Структура работы. Принципы и методы исследования обусловили композиционную структуру диссертации. Диссертация состоит из "Введения" и трех глав: "К проблеме изучения СК в художественной литературе", "Структурно-семантическая характеристика СК в прозе В.Катаева" и "СК как опорные звенья словесно-художественной организации текста в произведениях В.Катаева". Исследование завершается "Выводами".

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Недостаточная разработанность проблемы СК обязывает автора диссертации кратко изложить свои исходные положения, которые легли в основу исследования.

Исследование семантической структуры и стилистической функции СК в литературных произведениях, а также распознавание потенциальных возможностей образования в них новых контекстуальных значений способствует выявлению активно действующих внутриязыковых закономерностей семантических новообразований в поэтической речи и их развития, обусловленных экстралингвистическими факторами. Поэтому в ряду актуальных проблем изучения структуры художественной речи и стилистики текста должно быть отведено место проблеме СК. Применительно к русскому языку эта проблема, как уже было сказано выше, еще не разработана. Нет статуса ключевых слов, не определены параметры, характеризующие их семантико-эстетические признаки.

В предложенной Р.А.Будаговым классификации СК выделяются три основных их типа. К первому типу относятся такие СК, выделяемость которых в художественном тексте минимальна и "обычно не видна невооруженному взгляду" /33, с. ЭЧ/, ко второму типу - СК, являющиеся главенствующими только в какой-то части целого эстетического объекта; к третьему типу - СК, действие которых распространяется на весь текст.

Кроме того, Р.А.Будагов выделяет в особый тип СК, выражающие идейно-эстетическую концепцию целого литературного направления.

Есть основание дополнить предложенную Р.А.Будаговым классификацию. Наблюдения над прозой В.Катаева и других авторов убеждают автора диссертации в том, что в произведениях могут быть и такие СК, которые выражают мировоззренческие позиции писателя. В дальнейшем мы будем называть такие СК концептуальными. Они обычно пронизывают своим значением все его произведения. Так, в произведениях В.Катаева концептуальным СК является существительное "время". Поэтому необходимо отвести в классификации, предложенной Р.А.Будаговым, место для СК концептуального значения.

В семантической структуре концептуальных ключевых слов? отчетливо обнаруживаются способы эстетической актуализации слова и создания системы метафорических и символических значений в контексте целого. Это те узловые семантические точки произведений, к которым тянутся незримые нити от сюжета и образов, портретов действующих лиц и социально-речевых портретов.

Хотя СК признаются "словами-фаворитами", надежными ин-дификаторами индивидуального стиля писателя, далеко еще не изучена их эстетическая природа и семантико-стилистическая функция в художественном произведении. Есть лишь попутные, разрозненные, хотя сами по себе и ценные, наблюдения над семантико-стилистической и эстетической функцией отдельных ключевых слов в произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.Луговского и других поэтов и писателей, но нет работ, насколько нам известно, целиком посвященных данной проблеме.

Между тем в ключевых словах наиболее наглядно проявляются все эстетические свойства слова в художественных произведениях.

СК часто выносятся в заглавие рассказов и повестей, романов и драм /"Гроза", "Цемент", "Обрыв", "Разгром", "Мать"/, выделяются в произведениях графически, подчеркиваются интонационно. В них уживаются два значения: прямое, предметно-бытовое и контекстуальное, обобщенно-образное. СК поворачиваются к читателю то одним, то другим своим значением. В этом проявляется одна из самых характерных особенностей слова в художественном контексте. В связи с этим уместно привести высказывание Г.И.Винокура: "Буквальное значение слова в поэзии раскрывает внутри себя новые, иные смыслы совершенно так же, как расширяется в искусстве значение описываемого единичного эмпирического факта до степени того или иного обобщения. Роман А.Н.Толстого "Хлеб" - это не просто роман о хлебе в буквальном будничном значении этого слова, а о крупном, героическом событии из истории гражданской войны. Но в то же время это непременно также и о хлебе /подчеркнуто автором - В.П./, поэтому именно в этом образе открывает нам художник то, что увидел в летописи гражданской войны, а та же тема, раскрытая в ином образе, была бы уже темой другого романа" /50, с. 391/. В СК обнаруживаются зачатки сюжетов произведений, социально 16

психологических характеристик героев ; в них гнездится содержание рассказов и поэм, романов и трагедий. Эти слова выражают важнейшие идейно-эстетические понятия в произведениях художественной литературы.

Концептуальное значение СК "время" в "новой прозе" В.Катаева

Языково-стилистические установки В.Катаева реализуются в лучших его произведениях, относящихся к "новой прозе". Писатель умеет обнаружить в каждом социальном явлении и бытовом факте философию конкретно-исторического времени. Время в его поздних произведениях становится одним из главенствующих СК идейно-концептуального значения /"Кладбище в Скулянах", "Трава забвения" и др./. Вбирая в себя обобщенно-образный смысл целого текста, оно выступает в ряде произведений В.Катаева и как символ, вокруг которого создается система новых, эстетически трансформированных понятий и обозначений. В рассказах, повестях и романах В.Катаева СК "время" наполняется конкретным идейно-эстетическим смыслом. Вокруг главенствующего СК "время" выстраиваются контекстуальные синонимические ряды.

Концепция времени в "новой прозе" В.Катаева выражает особый тип эстетического восприятия и осмысления писателем революционной эпохи» ее созидающей силы. Время в художественном сознании автора неотделимо от духовной жизни народа, В этом сказалась и традиция осмысления художественного времени в классической русской литературе ХУШ-ХХ вв. "Временной" простор в истории искусства расширяет и показывает в истинном виде простор духовной жизни человека" /218, с, 227/, Это проявляется в произведениях Л.Толстого и Н.Некрасова, И.їургене-ва и Ф.Достоевского.

Образная мысль В.Катаева в "новой прозе" свободно передвигается во времени, устанавливает внутренние взаимосвязи между разроненными явлениями и фактами.

Категория времени в произведениях писателя связана с его представлением об исторической изменяемости материального и духовного мира человека, И это закономерно. "Время отвоевывает и подчиняет себе все более крупные участки в сознании людей, « пишет Д.С.Лихачев. - Историческое понимание действительности проникает во все формы и звенья художественного творчества. Но дело не только в историчности, айв стремлении весь мир воспринимать через время и во времени. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время - его объект, субъект и другие изображения. Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени пронизывает собой литературу" /124, с. 233/.

В произведениях В.Катаева время выступает то как объективное или субъективное осознание исторической протяженности совершающегося или же совершившегося события и действия, то как философская концепция, связанная с представлением о формах существования материи. Известно, что образ времени проходит через многие произведения древнерусских писателей, в частности "Слово о полку Игореве" и "Задонщины", через произведения прозаиков и поэтов XIX-XX вв. Время является одним из ключевых символов в поэзии Г.Державина и М.Лермонтова, А.Пушкина и Ф.Тютчева, А.#ета и А.Блока, В.Маяковского и А.Твар-довского, в прозе М.Лермонтова и И.Тургенева, Л.Толстого и А.Чехова, М.Горького и М.Шолохова. Художественное время у каждого писателя имеет свои индивидуальные особенности, образует свой круг ассоциаций; оно связано с его эстетическими установками и является одним из определяющих моментов его художественного метода /140 ; 214/.

"Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто, -пишет М.Бахтин. - Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности" /22, с. 234/. Об этом свидетельствует история литературы разных исторических эпох, Идейнокэстетическое содержание образа времени в произведениях писателей и поэтов ХУШ-ХХ вв., не остается неизменным, однозначным. У Г.Державина, Ф.Тютчева и А.Фета оно приобретает философский смысл. В поэзии Г.Державина время мыслится как грозная и тайная сила вселенной, уносящая в своем потоке и жизни людей и целые-государства. В художественном сознании поэта время - рок, трагическая неизбежность смерти. Отсюда гиперболизм словесно-поэтических образов: "пропасть забвения", "жерло вечности".

В поэзии А.Пушкина время окрашено проникновенными лирическими красками; оно раскрывает внутренний духовный строй человека исторической эпохи. "Время в ряде лирических произведений Пушкина, как и в лирических строфах "Евгения Онегина", - пишет А.В.Чичерин, - выступает четырехчленно, с обращением к прошлому, настоящему, будущему, с выходом из времени, с пересечением и смещением разных временных групп /218, с. 233/. Образ времени в поэзии А.Пушкина обретает концептуально-философский смысл. В сознании поэта постоянный образ: "Лихой ямщик, седое время ..."

Время в поэзии Ф.Тютчева также наполнено философским смыслом. Оно предстает в таких контрастах, как мироздание и человек. Каждую частицу бытия уносит с собой время. Тревожное, горькое ощущение необратимых утрат рождает в его поэзии потрясающей силы образы увядания молодости. В поэзии В.Маяковского время предстает в образе Октябрьской революции, разрушающей все отжившее и созидающее новую жизнь - коммунизм.

СК как опорные звенья словесно-художественной организации текста в произведениях в.катаева

Исследование структурно-семантических особенностей СК в произведениях В.Катаева показывает, что отбор и организация лексического материала в них обусловлены не только идейно-художественным содержанием целого, но и идейно-эстетической концепцией автора. В слове писателя выражены его отношение к окружающей действительности, оценка им жизненных фактов и явлений, его индивидуально-авторское эстетическое самосознание. А так как слова в художественном контексте органически связаны друг с другом образной идеей, то авторское отношение к изображаемой им действительности проявляется и в лексико-семантиче-ской системе его произведений, в центре которой находятся ключевые слова, выражающие основные понятийные и эстетические категории повествователя. Являясь носителями категориальных понятий и значений, ключевые слова как единицы идейно-художественной структуры целого участвуют в стилистико-речевой организации произведений, в создании их образной структуры.

От ключевых слов в произведениях В.Катаева расходятся во всех направлениях ассоциативные и образно-смысловые связи, на них сфокусирована направленность творческого мышления писателя. Благодаря этому СК становятся образно-семантическими центрами отдельных эпизодов и целых произведений. Поэтому семантико-стилистическая функция ключевых слов может быть всесторонне изучена лишь в том случае, если они будут рассматриваться во взаимосвязи со всеми эстетически значимыми элементами целого. Это требует комплексного подхода к исследованию текста. "Комплексность в научном исследовании, - пишет Б.М.Кедров, - это соединение наук -воедино при изучении общего для них объекта, это зародыш, "ячейка" принципиально новых научных отраслей и направлений, предметом которых является не один какой-либо аспект природных или общественных явлений, а именно весь изучаемый объект в его целостности и конкретности, во взаимосвязи всех сторон и аспектов. Преобразуется и сама логика исследования. Одним из методологических принципов при таком подходе становится взаимное проникновение анализа в синтез и синтеза в анализ ..? /107, с. 9/.

Осуществляя комплексный подход к изучению языковых явле-ний в произведениях В.Катаева, автор диссертации, в соответствии с целью исследования, выделяет три основных уровня, на основе которых должно производиться лингвистическое исследование :

I/ лексико-семантический ;

2/структурно-композиционный, связанный с композиционно-речевым строем произведения; 3/ идеологический, характеризующий идейно-эстетическое содержание в его отношении к языковому материалу произведения /74, с. 56/. Все эти три уровня при комплексном подходе к анализу эстетического объекта должны рассматриваться в их взаимообусловленности. Но, естественно, что характер и цели анализа определяются конкретной задачей исследования. В данном случае на первый план выдвигается лексико-семантический анализ. При исследовании семантико-стилистической функции СК в контексте произведения неизбежно возникает необходимость выявить, как в результате индивидуально-авторских способов преобразования их общеязыковой семантики происходит трансформация в эстетические единицы. Говоря о задачах стилистики, В.В.Виноградов определил характер и цели такого исследования. Каждый памятник словесно-поэтического искусства, писал он, "не только - одно из проявлений коллективного языкового творчества, но и отражение индивидуального отбора и творческого преобразования языковых средств своего времени в целях эстетически действенного выражения замкнутого круга представлений и эмоций. И лингвист не может освободить себя от решения вопроса о способах использования преобразующего личностью того языкового сокровища, которым она могла располагать. И тогда его задача - в подборе слов и их организации в семантические ряды найти связывающую их внутренней психологической объеди-ненностью систему и сквозь нее прозреть пути эстетического оформления языкового материала /Подчеркнуто нами. - В.П./. При таком подходе понятие о диалекте коллектива сменяется понятием об индивидуальном поэтическом стиле, прежде всего как о системе эстетически-творческого отбора, осмысления и расположения символов АО, с. 3/.

Опираясь на эти положения, выдвинутые В.В.Виноградовым, автор диссертации рассматривает в данной главе стилистическую и текстообразующую функцию СК в прозе В.Катаева.

Всестороннее изучение словесно-художественного своеобразия произведений предполагает исследование становления стилистической системы писателя, формирования его языково-эсте-тической концепции. Ибо каждое произведение писателя находится в контексте его творчества, составляет этап в его художественном развитии.

О творчестве В.Катаева написано много статей и монографий /29; 30 ; 131; 178; 180 ; 187/, но о его словесно-художественном мастерстве, о языке и стиле его произведений в них сказано попутно и вскользь. В последнее десятилетие предметом пристального внимания критиков и литературоведов стала "новая проза" В.Катаева. Однако этот интерес также не выходит за пределы общей идейно-эстетической интерпретации его произведений. Бегло оброненные замечания вроде: "Емкому катаевскому восприятию бывает тесновано даже в катаевском слове» в волшебно застывшем катаевском образе" /21, с. 192/ - не приближают нас к пониманию стилистической системы писателя. Не способствовала выявлению своеобразия стиля и словесно-художественного новаторства В.Катаева и дискуссия, вспыхнувшая вокруг его "новой прозы". Здесь обнаружились крайне разноречивые суждения. Так, по мнению З.А.Бальбурова, "мовизм" нанес серьезный ущерб "новой прозе" писателя /21, с. 192/. Резкая отрицательная оценка "новой прозы" В.Катаева дана О.Михайловым, который видит в ней "поучительный пример разрушения, разложения литературной формы" /137, с. 162/. Иного мнения придерживается о "новой прозе" В.Катаева К.Чуковский, который в письме к автору отмечает его возросшее художественное мастерство. "Есть люди, -пишет К.Чуковский, - для коих "Кубик" - мозаика самодовлеющих образов. Для меня это вещь монолитная, в ней каждая строка подчинена единой лирической теме ... Мопассановская новелла и одесские главы - чистейшая классика" /96, с. 652/.

Похожие диссертации на Семантико-стилистическая функция "слов-ключей" в прозе В. Катаева