Введение к работе
Актуальность темы. Знакомство с творчеством Низами приводит к убеждению, что тематика, связанная с его стихотворными романами, еще далеко не исследована. Более того, углубление восприятия средневекового состояния художественно-эстетической мысли вскрывает недоработки, которые не могут не влиять на результаты работ литературоведов.
Невзирая на многочисленные исследования о Низами и его творчестве, тематика его творчества далеко еще не изучена. Его творчество нуждается в исследованиях, которые привели бы к более конкретным ответам, заключениям, отражали новое состояние художественно-эстетической мысли. Если на это взглянуть более пристально, то можно заметить, что художественно-эстетические концепции выдающихся мастеров персидской литературы основывались на традиционных представлениях о целях и задачах творчества, которых насчитывалось «одиннадцать» (панегирик, описание, хвала, элегия, осмеяние, сатира и т.д.), хотя шггература в творчестве таких поэтов, как Низами, раздвигает границы проникновения в социальную действительность, проблемы жизнеустройства человека намного шире. По этой причине весьма важным представляется постижение корней, мысли и взглядов Низами, нашедших свое оформление в словесных выражениях, носящих необычную нагрузку. Концентрацию подобных художественно-эстетических сгустков мы находим, как правило, во «вступлениях» и «заключениях» произведений, которые на сей день оставались без особого внимания ученых. С этой точки зрения мы впервые попытаемся исследовать взгляд самого поэта на поэтику слова в литературе и его творчестве.
Степень изученности темы. Определенным выше состоянием можно охарактеризовать степень изученности темы диссертации. Исследования подобного рода тесно связаны с развитием художественно-эстетической мысли в пространстве, с которым наша литература имеет непосредственные контакты: опыт мировой научной мысли подсказывает необходимость освоения трактовки понятия «Слово» в художественно-мистической концепции Низами с новым подходом. Как уже отмечалось, свою концепцию Низами излагал главным образом во вступлениях и завершениях своих произведений. Вероятно, по этой причине мысли поэта и мистика вокруг понятия «слово» в литературоведенші не были восприняты как самостоятельная тема. Попытка монографически исследовать данную тему впервые предпринята нами. Отдельные стороны взглядов самого поэта относительно искусства слова фрагментарно упомянуты в работах таких ученых и исследователей творчества Низами,
как А. Зарринкуб1, К. Ахмад-нежад, С. Хамидеян, В. В. Бартольд2, Е.Э. Бертелье5, А. Крымский4, А. У. Маковельский5, А. С. Фарджов6, А. Акаев7, М. И. Кулизаде8, А. Н. Болдырев9, таджикских ученых А. Афсахзод10, Н. А.бдолов", К. Дуст12 и др.
Цель и задача исследования. Хотя современные литературоведческие дисциплины довольно тщательно прорабатывают стиль творчества мастеров слова, тем не менее нередко сами поэты и писатели высказывают з своих произведениях глубокие мысли, обращенные к слову и искусству слова. Такие мысли могут способствовать раскрытию сущности их творчества и творческого мастерства. «Поэтика слова» (iJ^x~,^J) в творческой жизни всегда занимала важное место. Наш опыт изучения и знакомства с творчеством многих писателей и поэтов показывает, что вопросы, связанные с «искусством слова», вставали «вдруг» и заставляли художника задуматься над ними. Качество интеллекта или же культуры творчества в таких процессах выделяло творцов - мыслителей, превосходство которых рано или поздно признавалось культурной средой. Низами, как и Фирдоуси, носил почетный эпитет «хаким», равный «философу». Наша цель заключается в том, чтобы выяснить, какие мысли, связанные с «искусством слова» в своих произведениях, выделял Низами. На основе такого определения можно судить об оригинальности поэзии и качестве индивидуального художественного творчества в общем потоке литературной жизни. Для этого мы приняли на себя задачу подвергнуть анализу все произведения, которые составляют «Пятерицу» поэта и выявить все его «самооценки».
Методологической основой исследования служат разработки ведущих ученых Ирана, европейских стран, Таджикистана, России, Афганистана, Азербайджана.
г- Зарринкуб А. Пири Ганїіже (Старец Гянджи). -Тегеран: Ссхан, 7-ое изд., 1386. -359 с.
'- Бартольд В.В. К истории персидского эпоса // Сочинения, т. VII. М.: Наука, 1971.-С. 383-
408.
3- Бертельс Е. Э. Низами. Монография // Избранные труды. М.: Изд.-во вост. лят-ры., 1962.-555
с. 11—490; Его же: Поэтика Низами // Избранные труды. М., 1962.—С.475-483.
'- Крымский А. Низами и его изучение. Низами Гянджеви. Сб. статей. -Баку, 1947.
5- Маковельский А. У. Низаминаме. -Баку, 1945.- 207 с.
Фарджов А.С. Периоды жизни, социальные и экономические взгляды Низами. - Баку, 1957.-47 с.
Акаев А. Взаимосвязь западной литературы с искусством Низами. — Бак}', 1960.-37 с. *- Кули-заде М. И. Жизнь и творческое искусство Низами. - Баку, 1953,- 43 с.
- Болдырев А. Н. Поэмы и краткие стихи Низами. - Ленинград, 1960.
|0- Афсахзод А. Низомии Ганчавй. - Душанбе: 1995. — 178 с. (На тадж. яз.)
- Абдслов Н. Короткий взгляд на любовно-романтические поэмы Низами в персидско-таджикской литературе. // Сборник статей. - Душанбе: Дониш, 2007.—256 с. 12- Дуст К. Отражение идеи идеального правителя в «Семи красавицах» и «Александрии» Низами Гянджави. - Душанбе, 1998.—50 с.
Исторіїко-сравіїительньш метод исследования явленші художественного творчества нами использован в качестве ведущего метода. В необходимых случаях пользовались возможностями и других методов.
Новизна исследования заключается в том, что данный вопрос в иранском литературоведении и другах локальных научных центрах монографически не рассматривался. Для литературоведческой науки Ирана совершенно новым является постановка вопроса о новом качества определения воззрений Низами в ключе теоретической мысли.
Теоретическое и практическое значение исследования. Исследование требует внесения корректив в теоретические и методологические положения литературоведения по указанным вопросам. Но эта работа требует новых усилий. В теоретическом плане важное значение приобретает фактор исторического приоритета, весьма важного аспекта творчества Низами.
В практическом плане материалы диссертации можно использовать для составления учебников и учебных пособий, необходимость которых требует современных тенденций восприятия микрокосмоса.
Апробация результатов исследования. Основное содержание работы было изложено в отдельных статьях. Диссертация была обсуждена на совместном заседании отделов фольклора, истории литературы и современной литературы Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (протокол № 5 от 21 июня 201 і г.).
Структура диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.