Введение к работе
Предмет и объект исследования. Особая судьба испанского рыцарского романа не раз подвергалась осмыслению и исследованию. Специфически долгая история жанра (с XIII по XVI век) включала разные периоды его бытования: первые тексты (переводные и собственные), длительный этап только лишь переводной литературы (вплоть до конца XV в.) и, наконец, период расцвета жанра в его особом национальном варианте в конце XVXVI в. Его отличительным признаком станет специфическая сюжетная структура, которая и является объектом изучения в данной работе. В качестве материала для исследования выбраны как автохтонные (анонимная «Книга о Рыцаре Сифаре» – ок. 1300 г., «Амадис Гальский» Гарси Родригеса де Монтальво – 1508 г., «Дон Кларибальте» Гонсало Фернандеса де Овьедо – 1519 г.), так и переводные романы («Рыцарь с лебедем» – 1295 г., «Ланселот» – 1414 г., «Оливерос Кастильский» – 1499 г., «Флорес и Бланкафлор» – 1512 г.), а также кастильская хроника «История Испании» (ок. 1269 г.).
Основной целью работы является изучение особенностей построения сюжета в текстах испанской рыцарской литературы. В задачи исследования входит показать, что сюжетная схема, основной единицей которой является авантюра, становится именно тем доминантным признаком, позволяющим объединять многочисленные и разнообразные тексты, составляющие корпус рыцарской литературы. Последовательно анализируя тексты различных этапов становления рыцарской литературы в Испании, мы стремимся показать, каким образом складывается та универсальная жанровая модель, которая в XVI веке будет с точностью воспроизводиться в текстах типа «Амадиса» и «Пальмерина».
Решение поставленных задач возможно в рамках исторической поэтики, которая и является теорико-методологической основой исследования. В данной работе рассматривается процесс эволюции жанровой формы, именно этим занимается историческая поэтика. В области испанского рыцарского романа базовыми являются работы А. Дурана, М.Р. Лиды де Малькьель, А.Дейермонда, Х.Б. Авалье-Арсе, М. де Рикера.
Научная новизна исследования. Рыцарский роман станет главным прозаическим жанром испанской литературы. В процессе его зарождения, развития и умирания вырабатывались многие повествовательные механизмы и стилистические приемы, которые затем были использованы в других литературных жанрах, пришедших ему на смену. Принципы сюжетосложения, характерные для рыцарской литературы, активно использовались как плутовским романом, так и Сервантесом. Это позволяет провести линию от испанского рыцарского романа к роману Нового времени и, таким образом, лучше понять процесс его становления.
В последние десятилетия изучение рыцарского романа становится одним из наиболее перспективных направлений испанистики. Ему посвящаются многочисленные статьи и монографии, конференции и выставки. Однако сами испанские рыцарские книги предстают в работах литературоведов как некое разрозненное и неоднородное явление, которое может быть рассмотрено как собственно «испанский роман» лишь с начала XVI века, то есть с появлением романа Гарси Родригеса де Монтальво «Амадис Гальский».
Исследователи не всегда единодушны относительно принадлежности того или иного текста к жанру рыцарского романа. Оснований для этого достаточно: слишком различную трактовку получают в них основополагающие элементы поэтики рыцарской литературы. Рыцарский роман (и – более широко – рыцарскую литературу) всегда определяли через перечисление и описание наиболее часто повторяющихся его элементов, как тематических, так и структурных. При этом никогда не предпринималась попытка выстроить эти элементы в иерархическом порядке и указать, какие из них являются обязательными, а какие факультативными. В данной работе широкий круг текстов, создававшихся в XIII-XVI вв., проанализирован с точки зрения их сюжетной схемы. Регулярное воспроизведение основных ее компонентов в текстах различных эпох и авторов позволяет сделать вывод о том, что именно специфический способ построения и развертывания сюжетной схемы может быть выделен в качестве верхней ступени этой иерархии. Рассмотренные с этой позиции, книги о рыцарях предстают как разные этапы развития единого жанра. Это позволяет выделить в них константную категорию, формирующую жанровую модель.
Научно-практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при проведении вузовских спецкурсов и спецсеминаров по истории испанской литературы Средних веков и Возрождения.
Апробация результатов работы. Результаты исследования и основные положения диссертации отражены в статьях и на заседаниях кафедры сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.