Введение к работе
Объектом исследования настоящей диссертации являются три английских романа, созданных в середине XVII века: анонимная «Теофания» (1655, иногда приписывается перу сэра У. Сейла), «Аретина» (1660) сэра Джорджа Макензи и «Партенисса» (1655 –1669) сэра Роджера Бойла, первого графа Оррери. Эти романы относятся к «высокой», галантно-героической, ветви развития романа. Предметом исследования являются жанровое своеобразие и особенности литературного стиля этих романов. Для выявления жанрового и стилевого своеобразия названных романов мы сопоставляем их с предшествующей английской романной традицией (главным образом «Аркадией» Филиппа Сидни) и с французским галантно-героическим романом Мадлены де Скюдери и Ла Кальпренеда.
Актуальность нашего исследования определяется неизученностью данного материала не только в отечественном, но во многом и в англоязычном литературоведении в сочетании с высокой значимостью галантно-героического романа в истории развития жанра. Между тем, очевидна положительная динамика в исследовании английского романа второй половины XVII в. Если в начале XX в. был опубликован ряд работ, в которых английский галантно-героический роман получал отрицательную характеристику (труды Ш. Морган, Е. Бейкер), то в последней четверти ХХ столетия ученые выделяют его как самостоятельное явление в истории английской литературы (монографии Н. Смита, Л. Поттера, П. Зальцмана), а в начале 2000-х годов вышла в свет отдельная монография А. Цурхер, посвященная английскому галантно-героическому роману. В последние годы можно наблюдать возрастание интереса зарубежных исследователей к феномену английского галантно-героического романа, что свидетельствует об актуальности и востребованности рассматриваемого в диссертации материала. Однако, ни в общем очерке истории английского романа XVII в. Пола Зальцмана, ни в монографии А. Цурхер, ни в специальных статьях об избранных нами романах не содержится подробного анализа проблематики английского галантно-героического романа, его жанрового своеобразия и особенностей литературного стиля – тех проблем, которые являются непосредственным предметом нашего диссертационного исследования.
Новизна исследования связана с тем, что мы впервые вводим в отечественный научный обиход три названные романа, анализируем особенности их художественной формы и стиля. Кроме того, зарубежная критика рассматривает английский галантно-героический роман главным образом на основании тех или иных тематических рубрикаций. Вследствие этого жанр галантно-героического романа предстает в этих исследованиях не в развитии, а в его связи с политическими событиями в Англии того периода (Н. Смит «Литература и революция», 1994), социальной принадлежностью (Л. Поттер «Тайные обычаи и тайная литературная деятельность: Роялистская литература, 1641-1660», 1989) или морально-философской проблематикой (А. Цурхер «Английский роман семнадцатого века», 2007). Мы же в нашей работе анализируем английский галантно-героический роман с точки зрения отечественной исследовательской традиции и с учетом метода исторической поэтики, показываем его типологические связи с рыцарским романом Средних веков и Возрождения и намечаем перспективу развития данной жанровой разновидности в литературе XVIII в.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно позволяет осмыслить большую прозаическую форму XVII в. как отдельный, самостоятельный и важный этап в истории становления английского романа.
Цель данного диссертационного исследования – определить место галантно-героического романа в литературно-историческом процессе Англии в контексте развития жанра romance в английской литературе середины XVII века; с позиций исторической поэтики вскрыть логику эволюции жанра от рыцарского романа Средневековья к рыцарско-куртуазному роману эпохи Возрождения и, далее, к галантно-героического роману XVII в.; продемонстрировать специфику английского галантно-героического романа как феномена культуры барокко.
В связи с поставленной целью мы видим задачи исследования в том, чтобы:
– дать подробную характеристику того литературного и, шире, культурного контекста, в котором создавались названные романы;
– выявить типологическую близость биографий их авторов (происхождение, интересы, участие в политической жизни и т.п.), проанализировать их общие культурно-исторические черты;
– охарактеризовать политическую и историческую проблематику романов, особенности запечатленного в них интереса к древней истории;
– проанализировать жанровые особенности галантно-героического романа и такой его разновидности, как политико-аллегорический роман;
– рассмотреть типы романных героев и воплощенную в их поступках концепцию героического;
– вскрыть связь образного мира романов с актуальными моральными и политическими учениями эпохи;
– выявить и проанализировать запечатленные в указанных романах топосы культуры барокко.
Критерий достоверности полученных результатов и научная обоснованность диссертационного исследования обусловлены тем, что мы обращаемся к первоисточникам, т.е. оригинальным текстам романов, а также используем практически все известные работы (в основном зарубежных исследователей) об английском романе XVII в. Материал исследования составляют три из шести известных английских галантно-героических романов: анонимная «Теофания», «Аретина» сэра Джорджа Макензи, «Партенисса» сэра Роджера Бойла и наиболее значимые для формирования английского галантно-героического романа французские произведения, принадлежащие Джону Барклаю, Мадлене де Скюдери и Ла Кальпренеду.
Методологическая основа. В диссертации используется методология историко-литературного, биографического и сравнительного исследования. При рассмотрении английского галантно-героического романа с точки зрения эволюции жанра мы опираемся на труды отечественных исследователей: М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, М.Л. Андреева, Б.А. Грифцова, В.В. Кожинова. При анализе историко-литературного контекста Англии XVII в. и французского влияния на роман того периода мы обращаемся к работам М. Бэннистера, П. Зальцмана, М. МакКеона, Н. Смита, Л. Поттера, А. Цурхер. Для выявления стилистических особенностей и мировосприятия барокко мы используем работы российских исследователей: Н.Т. Пахсарьян, С.А. Ватченко, Л.Е. Пинского, А.В. Михайлова, К.А. Чекалова, А.А. Морозова, Л.И. Сазоновой, В.Ю. Силюнаса, а также труды зарубежных ученых: П. Скрайна, Р. Мартина, Ф. Варнке, К. Фридриха, Г. Хэтцфельда, Х. Маравалля, Э. Панофски, Кл.-Ж. Дюбуа, Д. Суйе.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в научный оборот введены не переведенные на русский язык и практически не исследованные в отечественном литературоведении английские романы второй половины XVII в. Основные положения диссертации восполняют пробел в отечественном и зарубежном литературоведении, касающийся истории жанра романа между Возрождением и XVIII веком. Выводы диссертации могут быть использованы при чтении общего курса по «Истории зарубежной литературы XVII-XVIII веков» и специальных курсов по истории европейского романа, истории культуры, а также по теории романа.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на научных конференциях: VIII Международная конференция «Художественный текст и культура» (Владимирский государственный гуманитарный университет совместно с Ассоциацией преподавателей английской литературы, октябрь 2009), VIII Тертеряновские чтения, «Литературный процесс: возможности и границы филологической интерпретации» (ИМЛИ, 2009), а также в пяти публикациях. Диссертация обсуждена в Отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН.
Структура работы и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений (185 страниц, 172 пункта библиографии).