Введение к работе
Актуальность темы. Народный поэт Таджикистана, лауреат Государственной премии имени Рудаки и международной литературной премии «Нилуфар» Лоик Шерали относится к числу тех литераторов, которые занимают особое место своим новаторством и индивидуальным творческим мастерством, изысканным стилем и изяществом поэтического слова. Опыт устода Лоика по обновлению формы и содержания традиционных жанров - газели, рубай, дубайти, кит'а, мусалласа, бейта, касиды -и творению новых образов и идей, расширению и углублению аспектов поэтического видения, несомненно, заслуживает изучения, пропаганды и исследования.
Различные вопросы творчества этого одаренного поэта, внесшего существенный вклад в идейно-художественном обновлении современной поэзии и её теоретических основ, более подробно подвергнуты анализу в исследованиях известного таджикского ученого, профессора А. Сайфуллаева (7), литературоведов Ю. Акбарзода (1), М. Нарзикула (5) и многих других. Но несмотря на то, что таджикские литературоведы, языковеды, историки и литературные критики посвятили поэтическому наследию Лоика многочисленные статьи и книги, ряд важнейших проблем его творчества до сих пор не стали объектом отдельного специфического исследования. Многие исследования, приведенные нами в библиографии диссертации, относятся к сфере языкознания. В них анализируются, в основном, языковые и лексические аспекты поэзии Лоика, выявляются лингвокультурное богатство и структурно-семантические особенности языка поэта. Однако на сегодняшний день в таджикском литературоведении отсутствует специальное монографическое исследование идейно-художественных и жанрово-стилевых особенностей его поэзии.
Неразработанность проблем поэтического мастерства Лоика, возрождения традиций классической поэзии в его творчестве, идейно-тематическое разнообразие стихотворений поэта и определение его места в современном литературном процессе послужили научными предпосылками реферируемой диссертационной работы и обосновывают её актуальность.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является исследование поэтических и тематических аспектов творчества Лоика Шерали, выявление её литературно-художественной ценности и тем самым определение
роли поэта в развитии и совершенствовании таджикской поэзии второй половины XX века. Для достижения поставленных целей нами предпринята попытка решить следующие задачи:
- изучение размышлений поэта о сущности стиха,
назначении и миссии поэта;
- исследование эволюции поэзии Лоика и её роли в
современной таджикской литературе;
определение вклада Лоика в возрождении традиционных жанров персидско-таджикской классической литературы - газели, кит' а, рубай, дубайти;
выявление новаторства Лоика в форме и содержании нового таджикского стиха и его влияния на развитие современной таджикской поэзии;
исследование мотивов патриотизма, свободолюбия, отражения самосознания, национальных обрядов и обычаев в творчестве поэта;
рассмотрение вопросов поэтики стихов Лоика и художественно-стилевых особенностей его творчества;
- выявление мастерства поэта в использовании поэтических
тропов, создании на их основе новых тем и образов;
- исследование языковых особенностей поэзии Лоика и
определение его роли в обогащении и развитии современного
таджикского литературного языка.
Источники исследования. Исследование основных проблем диссертации проводилось, прежде всего, на материале юбилейного двухтомного сборника «Куллиёт» Лоика Шерали, изданного в 2001 году в честь его шестидесятилетия. Кроме того, в ходе работы использовался материал других изданий стихотворений поэта, а также ряда научно-публицистических книг, посвященных жизни и творчеству Лоика.
Методологическая и теоретическая основа работы. Методологическую основу исследования составляет принцип сравнительно-типологического анализа, который позволил выявить общие и отличительные черты творчества поэта. В процессе работы автор также использовал достижения и принципы исследования отечественных и зарубежных ученых Шафеи Кадкани, Ризо Барохани, Е.Э. Бертельса, И.С. Брагинского, А. Мирзоева, М. Шакури, Р. Ходизода, А. Сайфуллаева, X. Шарифова, А. Сатторзода, А. Афсахзода, X. Асозода, Ю. Акбарзода, А. Насриддинова,. А. Набави, Н. Салимова, М. Ходжаевой и др.
Научная новизна работы. В диссертации впервые в таджикском литературоведении предпринята попытка исследования идейно-художественных и жанрово - стилистических особенностей поэзии Лоика Шерали, соотношения традиции и новаторства в * творчестве поэта. Впервые в монографическом плане рассматривается роль и место поэта в возрождении ряда традиционных жанров таджикско-персидской классической литературы.
Исследование жанровых и художественных особенностей произведений поэта, его манеры изложения и мира поэтических размышлений имеет важное значение в познании творческого процесса и относится к ключевым вопросам современного таджикского литературоведения. И хотя в исследованиях ряда известных таджикских литературоведов и критиков затрагиваются некоторые особенности поэтического мастерства и использования художественных средств в творчестве Лоика, однако до сих пор отсутствует специальное монографическое исследование художественных, стилистических, лексических особенностей творчества поэта как основы познания поэзии и литературного явления.
Практическое значение работы. Результаты научного исследования могут быть использованы при написании общих курсов истории персидско-таджикской литературы, особенно по истории современной таджикской поэзии. Материалы диссертации также можно использовать при написании учебников для высших учебных заведений, преподавании курсов «Новая таджикская литература», «Теории поэзии» на филологических факультетах высшей школы страны, составлении и чтении спецкурсов по вопросам поэтики.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в двух монографиях автора и в целом ряде статей, посвященных исследованию произведений Лоика Шерали и опубликованных в научных журналах и сборниках, а также в докладах, прочитанных на республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 70-летию поэта (18 мая 2011г.), и на традиционных научно-теоретических конференциях профес-сорско - преподавательского состава ХГУ имени академика Б. Гафурова (2009-2011гг.)
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры Современной таджикской литературы (протокол №4 от 15.12.2010) и на Секции литературоведения при диссертационном совете Худжандского
государственного университета имени академика Б. Гафурова (протокол № 2 от 5.07. 2011г.).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из шести разделов, заключения и списка использованной литературы.