Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века Федотова Линда Владиславовна

Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века
<
Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федотова Линда Владиславовна. Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Майкоп, 2003.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/969-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-психологический статус тинейджера

1.1. Современные психологические подходы к пониманию личности подростка как к социальной проблеме 13

1.2. Типологические особенности психосоциального развития подростков-тинейджеров 27

Выводы

Глава П. Образ тинейджера в современной английской, американской и русской литературе

2.1. Художественный образ подростков-тинейджеров в английской и американской литературе

2.2. Проблемы подростков-тинейджеров в русскоязычной литературе

2.3. Типология речевых характеристик персонажей произведений «Над пропастью во ржи», «Дневники А.Моула», «Плаха» (лингвостилистический анализ)

Выводы 111

Заключение

Список использованной литературы

Современные психологические подходы к пониманию личности подростка как к социальной проблеме

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии личности, её ценностных ориентациях и поступках. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современного подростка. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, кризис общества более всего проявляются в сознании этой социальной группы. «Изучение социальной группы неотделимо из изучения личности, в рамках которой она действует, т.е. в личностном проявляется групповое, в групповом - личностное» [Петровский-194].

Каковы способы решения этой проблемы и как же трактуется личность в современной психологической науке? Л.С.Выготский считал, что понятие «личность» есть социальное, обращенное понятие, строящееся на основе приемов приспособления, которые ребенок применяет по отношению к себе и по отношению к другим людям [Выготский-49].

А.Н.Леонтьев отмечал, что личность - это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности отношений; общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Таким образом, личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Данные свойства составляют условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида [Леонтьев-148].

Б.Г.Ананьев рассматривал личность в качестве общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. В характеристиках личности, по мнению данного ученого, наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Он выделял иерархические соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность - и считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности [Ананьев-6].

Б.Д.Парыгин отмечал, что личность можно трактовать как совокупность устойчивых черт психики и характера человека, определенных социальными условиями жизни и воспитания, общественным положением человека. Личность является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений и представляет собой органическое единство социального и биологического, социально-биологически всеобщего, специфического и индивидуального неповторимого [Парыгин-193].

И.С.Кон писал, что, с одной стороны, личность обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и социальных ролей (общее): с другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения [Кон-127].

Л.И.Божович указывала, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я" [Божович -29].

В.С.Мухина подчеркивает, что личность является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свобо 15 ды. Индивидуальная свобода приобретается личностью в результате активизации ею своих базовых сил - способности сознательно принимать решения. Личность в данном случае определяется как "индивидуальное бытие общественных отношений" [Мухина-179].

Л.Д.Столяренко считает, что личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамическим соотношением пространственно временных операций, потребностно волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным. Гносеологический /познавательный/ потенциал определяется объектом и качеством информации, которыми располагает личность и включает психологические качества, связанные с познавательной деятельностью человека [Столяренко-246].

Аксиологический /ценностный/ потенциал личности определяется как приобретенный ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в пространственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действенно созидательному и разрушительному и мерой их реализации в той или иной сфере трудосоциально организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет [Столяренко-246].

Анализ приведенных выше формулировок личности позволяет увидеть различные доминанты и смещение акцентов в определении данного феномена. Если в определениях Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Л.Н.Леонтьева, идущих от известного тезиса о том, что "сущность человека...есть совокупность всех общественных отношений", речь идет лишь о социальном аспекте личности, то у Л.И.Божович, В.С.Мухиной, Л.Д.Столяренко подчеркивается роль индивидуального аспекта личности, основой которого является осознание человеком собственной свободы.

Общепринятое определение понятия "развитие личности" в отечественной психологической науке отсутствует. Можно выделить ряд точек зрения по-данному вопросу, каждая из которых будет, вероятно, связана с другой по принципу взаимодополняемости.

К.К.Платонов считал, что термин "развитие личности" обобщает два понятия: её созревание (биологический аспект) и формирование (социальный аспект). Формирование личности рассматривается как целенаправленное обогащение её содержательной стороны, достигаемое через непрерывное присвоение (отражение) ею содержания окружающего мира. Существуют три основных пути формирования личности: стихийное, целенаправленное и само формирование. Стихийное формирование личности - это формирование ее в результате случайных внешних воздействий (доминирующий, по мнению указанного автора, путь). Целенаправленное формирование предполагает формирование личности по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия. Формирование личности сводится в данном случае к саморегулированию личности, приведению ее свойств в соответствие с внешними требованиями. Личность - это человек как носитель сознания.

Типологические особенности психосоциального развития подростков-тинейджеров

Выделяют несколько вариантов психологического неблагополучия подростка: дисгармоничная семья, соматические заболевания и тяжёлые травмы, неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками.

Под «трудными» семьями имеются в виду прежде всего те, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребенок растет, никогда не будучи уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее очевидным и весьма распространенным примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и даже те, где взрослые члены семьи постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в выражении своих негативных чувств друг к другу. Семьи, о которых идёт речь, могут быть внешне довольно благополучными. Но в таких семьях детям тоже недостает уверен 49 ности в том, что они любимы родителями и нужны им.

У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которое становятся более заметными именно в подростковом возрасте. Они делают многое в своей семье из чувства долга, становятся взрослыми, бывают или чересчур ответственны (в том числе, когда этого не требуется), или, напротив, весьма безответственны, словно наверстывая упущенное в детстве. Из-за непредсказуемости семейной ситуации они очень болезненно реагируют на неподконтрольные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и контролировать других.

В отношениях с другими людьми они также имеют целый клубок тесно переплетенных между собой проблем. В силу особенностей своего детства и подростничества, когда они не были уверены в том, что их любят близкие, дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь.

Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В ходе одного из исследований было установлено, что 2-х летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы [Массен-163]. При обследовании детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, растущих без отцов, оказалась менее мужественным и в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличаются от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница в пользу полной семьи.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социали 50 зации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (по выражению Х.Ремшмидта, происходит «обесценивание» родителей). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Относительное "обесценивание" родителей в подростковом и юношеском возрасте является распространенным явлением, которое определяется как "реакция эмансипации". Исследователи неоднократно делали попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Однако не следует преувеличивать: гиперболизация идеи о замещении родителей группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине. Родители как центр ориентации и идентификации отступают для подростков на второй план - но лишь в определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами [Реан-31].

В проблемных ситуациях наиболее эмоциональной близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг [Кон-125]. В ходе другого исследования [Реан, Санникова-207] старшеклассникам предложили ответить, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в сме шанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек - на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос «С кем бы стал советоваться в сложной житейской ситуации?» - и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга. Иначе говоря, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию. В системе отношений личности к социальному окружению именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (отрицательных характеристик) при описании матери соотносится с общим ростом негативизаци и всех социальных отношений личности. Можно предполагать, что за этим фактором кроется фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к матери, что является важным показателем общего неблагополучного развития личности [Кон-126, Реан-31].

Неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками связано с заболеваниями, травмами. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности, а в наиболее крайних формах - случаи, когда подросток становится объектом издевательств, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. От подлинного одиночества следует также отличать «квазиодиночество» - чувство, возникающее у многих подростков. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с переживанием собственной непохожести на других, переживанием, вызывающим у подростка амбивалентные чувства, одновременно привлекая и отталкивая его. В этом смысле переживание себя как изгоя, мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я-концепции подростка.

В этот период сверстники не заменяют семью, но почти сравниваются с ней по силе влияния. Чувство одиночества во многих случаях предопределено отсутствием эмпатии в кругу сверстников и в семье. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми.

Проблемы подростков-тинейджеров в русскоязычной литературе

С.Таунсенд убеждена, что основы морали и нравственности закладываются в детстве, они черпаются в семье, школе, в общении с ровесниками, из книг. Адриану книги помогают не только познавать жизнь, но и стремиться к осуществлению своей мечты. Уничтожить мечту всегда страшно. Мечта приподнимает, облагораживает, помогает быть чище, лучше. Мечты Адриана не отчуждают его от жизни, наоборот, он с завидным упорством стремится к их осуществлению. В чем же видит смысл жизни герой С.Таунсенд? Адриан мечтает стать не просто писателем, но талантливым писателем или поэтом. Безусловно, его стихи по-юношески искренни, но весьма далеки от совершенства, тем не менее, в них отражены как внутренние проблемы его личности, так и социальные пороки общества. Он посылает первые пробы пера в различные издательства и отовсюду получает ободряющие письма, содержащие вежливый отказ. «Спасибо за твое последнее стихотворение. Я без труда его понял, поскольку ты напечатал его на машинке. Однако, Адриан, это всего лишь полдела. Отдел поэзии завален «осенними» стихами. В коридорах не продохнуть от запаха сгорающих на костре листьев. Хорошая попытка, но сделай еще одну, хорошо?» - пишет один из редакторов. Адриан расстроен, и в то же время в нем не угасает надежда: «Еще одну!» Да он практически заказал мне стихи!».

В день своего шестнадцатилетия Адриан насчитывает уже шестнадцать отказов, и все-таки его находит заслуженная награда: сочинение Моула «День из жизни стюардессы» удостоено второй премии межшкольного творческого конкурса учеников пятых классов. Это была его первая серьезная победа, которая доставила ему поистине великое наслаждение: «О, счастье! О, радость! Наконец-то я оставил свой след в литературе! Я премирован книжной закладкой... И бесплатной поездкой в Ленинград». И пусть эта победа является не самой большой, но Моул уже на несколько значительных ступеней поднялся к своей заветной мечте. Не без юмора автор показывает его удачи и неудачи на литературном поприще, однако С.Таунсенд уверена, в благополучном будущем Ад 106 риана, который непременно получит свою долгожданную награду, но вполне возможно от жизни.

Присущие герою С.Таунсенд черты - целеустремленность, искренность, преданность своей мечте - характеризует гораздо более устойчивый психологический тип личности подростка, нежели тот, который показан Д.Сэлинджером. Однако путь к заветной цели и у героя С.Таунсенд не был усыпан розами. Со-""стоЖШ ынуаденШгр"оЖночёства порождает у него ощущение ненужности и приводит к желанию бежать куда-нибудь: «По правде говоря, лучше стать скитальцем, чем жить так скверно». (Подобное желание посещает постоянно и героя Сэлинджера). И Адриан убегает из дома. Прямо накануне своего дня рождения. Но вопреки его ожиданиям, никто не кинулся его искать. И блуждая по пустынным улицам города, в полном одиночестве, он осознает, что никому не нужен. «А с днем рождения меня никто так и не поздравил. Купил себе поздравительную открытку. Написал: Нашему дорогому первенцу в день его шестнадцатилетия. Со всей любовью, на которую только способны любящие родители. P.S.CbiHOK, вернись! Без тебя наш дом пуст и мрачен!». Вторая часть повести названа автором «Тяжелое отрочество Адриана» неслучайно. Пятнадцатилетний подросток попадает в замкнутый круг домашних и социальных проблем, с которыми еще не в состоянии справиться его личность, и в его юношеские стихотворения входят мотивы «потерянности» и сплошные знаки вопроса, например, стихотворение «Будущее»: Что за будущее перед нами? Что за песни мы сложим сами? Не осталось нам горных вершин. Ничего мы не совершим. Рифмы новой нам не найти. Некуда нам работать идти. Обещают занять нас невежд. А мы жаждем мечты и надежд. Ключевой, на наш взгляд, является строка «Некуда нам работать идти». Тревога Адриана Моула, прослеживающаяся в тональности стихотворения, яв 107 ляется вполне обоснованной. Голодное существование лучше всего описывает стихотворение «В ожидании перевода», сочиненное самим же Моулом: Голодная скрипит на кухне дверь, Пустые обнажая полки. И холодильник отвечает ей, Морозом хладным кухню обдавая. В оборванных штанах шагает в школу мальчик. А женщина сидит и почтальона ждет. В коробке под часами копятся счета. И пес рычит сквозь сон голодным рыком. От кредиторов письма злей и злей...

А дом наш ждет и ждет,

Ждет не дождется, ждет он перевода. Отчаявшись получить пособие, так как «банк сократил выплаты процентов по вкладам, и в семье совсем не осталось денег...», мать Адриана решается на отчаянный шаг: «Надевай пальто, Адриан, иду тебя бросать». Страх оказаться в финансовом кризисе не отпускает семью ни на минуту. Отец Адриана безуспешно пытается найти себе работу. Отсутствие денег послужило возникновению множества проблем: Адриану нужна новая форма, книги, тетради, но у отца нет на это денег. Ему даже нечем заплатить за дом и коммунальные услуги. «Больно видеть, до чего довела папу безработица: он стал беспомощным как дитя». Страх делает одиноким каждого члена семьи, и подросток не может оставаться безучастным к социальным проблемам и политике правящих партий. «Государство навязало нам угодный ему образ жизни, то есть держит нас в нищете. А родители ну просто никак не могут свыкнуться с бедностью». Как же должно быть грустно мальчику, который осознает всю незавидность своего материального положения: «Выходные, проведенные у Найджила, раскрыли мне глаза! Сам того не зная, я прожил последние четырнадцать лет своей жизни в нищете, мирясь с дурным жильем, скверной едой и жалкими грошами на карманные расходы. Может, имей мой папа отделанный пластиком бар в нашей гостиной, мама и не ушла бы от нас.»

Типология речевых характеристик персонажей произведений «Над пропастью во ржи», «Дневники А.Моула», «Плаха» (лингвостилистический анализ)

Для характеристики речи Холдена Колфилда можно также указать на его пристрастие к потенциальным прилагательным на -у (например, unhairy - безволосый, grippy - грациозный, Christmasy - рождественский, perverty - с извращениями, pimply - прыщавый, wrinkly - морщинистый, fisty - с большими кулаками); причем, особенно изобретательными он оказывается при характеристике голоса: здесь и wheeny-whiny voice, и yellow-belly voice, и raspy voice и т.д. Эти же потенциальные прилагательные часто встречаются в виде основ, но уже адвербиализованных, в сложных прилагательных, вторым компонентом которых выступает основа - looking (например, bleedy-looking, corny-looking, horny-looking, pimply-looking, whory-looking, showy-looking, flitty-looking, vomity-looking и т.п.)

В речи Холдена много школьного сленга, с его вульгарностью. Слово dammit иногда повторяется на одной странице больше пяти раз, но именно в тех случаях, когда Холден рассказывает о школе (разговор со Стрэдлейтером), говорит о кино или будущей карьере. Остроэмоциональное неприятие «лжи» всегда сопровождается выражением "I hate it". Он и сам иногда «комментирует» особенности своей речи. Так, частое употребление слова "boy", по его мнению, показатель того, что он и его действия не по летам незрелы. Совершенно определенную смысловую нагрузку несет в его речи слово "old". Оно, как правило, выражает симпатию Холдена к кому-нибудь - "old Phoebe", "old Jane", "old Jesus". Такой же значительный подтекст есть и у постоянно повторяемого "I m crazy", "I m a madman". В сочетании с более конкретно-«фигуральной» эмблемой «дурачества», шутовства, - красной шапкой, это присловье переосмысливается как свидетельство нормальности Холдена и отклонения от нормы «безумного мира», в котором он живет.

О том, что Холден начитан и интеллигент, говорит оснащенность его лексикона такими модными интеллектуальными, психоаналитическими и социологическими терминами, как «эксгибиционист», «конверсейшенелист», «буржуазный» и т.д.

Холден часто использует разговорное выражение I m not kidding (сленг) -я не шучу, когда хочет подчеркнуть, что говорит серьезно. Оно переводится по-разному в зависимости от ситуации. Например: No kidding -Без дураков; I m not kidding - Я серьезно говорю; No kidding now - Говори прямо; No kidding? -Ты не врешь? Это правда? и т.д. Он пользуется модной в Америке терминологией из области психоанализа, употребляя I m just thorough a phase right now - У меня сейчас такой период (переходный возраст). Холден употребляет часто выражение a verybig doal - большое дело, очень важное событие, когда хочет подчеркнуть своё презрение к тому, что другие считают важным. Он употребляет модный термин из области психологии I m an exhibitionist - я люблю работать на публику.

Неопределенность, зыбкость положения, метание из стороны в сторону, неадекватность своего мироощущения с реальностью, экспрессивная возбудимость, конфликтность с учителями, одноклассниками, родителями накладывает отпечаток на его речь. Для неё характерны неоднократное чертыханье: «ох уж эти девчонки, чёрт бы их побрал (о девушках в, баре); «чёрт тебя дери» (обращение к Экли); «чёрт возьми, нервы у меня ни к черту (о себе);

Слова «идиот», «кретин», «сволочь», «ублюдок» - самые расхожие. Например: «Один раз встретились на какой-то идиотской вечеринке (встреча с

Эдмундом Бердселлом); «Спокойной ночи, кретины» (обращение к ребятам из школы; «Кретина за 100 миль видно» (о Стрэдлейтере); «Ругаясь, я разбудил этих ублюдков» (об одноклассниках); «Я все-таки кретин» (оценивает себя перед поездкой домой); «Она настоящая идиотка», «Форменная идиотка», «Стали хихикать, как идиотки» (о девушках, с которыми танцевал); «Лучше бы я завел себе лошадь, чёрт побери. В лошадках хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно".

Такие определения, как «дура», «болван» в их модификации не столь уж редки в речи Холдена, например: «А они, дуры, всполошились» (о девушках в баре); «Дурацкая рожа в зеркале» (о себе, когда надел шапку козырьком назад); «Дурацкое лечение» (о лечении в тубдиспансере); «Дурацкие короткометражки» (в мечтах о будущей жизни); «Везет мне на остроумных болванов» (аккомпаниатор Валенсии).

Встречи, общение не оставляют Холдена равнодушным. Он анализирует, пропускает каждого через призму своего восприятия, наделяя его хлёсткими определениями, используя слова оценочного характера: «Никогда в жизни не видел показного ломанья» (о курящих в курилке); «Сын её последний год во всей этой мерзкой школе» (такое мысленное определение дает Эрнесту Морроу в разговоре с его матерью); «Целый вечер целовался с этой ужасной кривлякой» (об Анне Луизе Шерман); «Она в моём вкусе» (о Фитцджеральде); «Какой ты обольстительный, сукин сын?» (о Стрэдли); «Гнусная личность» (о нём же); «А те две чучелы затаились, как в истерике, с такими только с горя и свяжешься» (о девушках в баре); «В баре гнусный оркестр и шлюховые блонднки».

Даёт яркие определения событиям, самому себе, другим людям, например: «День был какой-то сумасшедший»; «Тоска берет, когда тебя поучают»; «Ужасная пошлятина»; «Зевота одолела»; «Паршивые ногти (у Экли);. «Я в ужасающем состоянии (после разговора с Салли о школе); «Таких типов как он полезно подержать в направлении» (о Стрэдлейтере); «От его паршивых коленок у меня вся грудь болела (драка со Стрэдлейтером); «Спектакль, не такой дрянной, как то, что я раньше видел (о спектакле Лантов); «Я сумасшедший» (так определяет своё состояние после признания в любви Салии); «Ледяной взгляд» (у Холдена на официанта в баре); «Скука смертная» (о школе); «Женоподобный Фертик с завитыми волосами» (об аккомпаниаторе);

Используемые им сравнения хлесткие, образно-ироничные, например: «В крышке от унитаза и то больше чуткости, чем в этом самом Эрнесте»; «А уж она танцует - чертям тошно? (о своей сестре); «С ней танцевать — все равно что таскать по залу статую Свободы» (о танцевальных способностях Марты); «Бифштекс жесткий, как подметки» (обед у старика Термера); «А вот мама -тут только кашляни, где-нибудь в Сибири, она всё равно услышит» (о мамином слухе); «Я курю как паровоз»; «Ну и постель, настоящий камень» (у старика Спенсера); «Он (Спенсер) держал мою тетрадь, как навозную лепешку»; «В этой школе мы мерзли, как собаки»; «Значит ты и Пэнси разошлись как в море корабли?»;

Языковые метафоры, фразеологизмы Холдена необычны, например: «В этом спектакле они одни ещё были похожи на людей, у которых башка варит» (о спектакле Лантов); «Сейчас удрал бы к черту на рога?» «Из него искры сыпались» (о желании Спенсера прочитать переписку Холдена); «Никто твою религию не трогает, хрен с тобой» (о религии Экли); «У меня от смущенья все кишки переворачивало» (при встрече с Салли); «Игра стоила свеч?»; «Чечётка у меня в крови» (отец не позволяет Холдену стать танцором); «Вдруг мне захотелось, чтобы она все глава себе выплакала» (о сестре); «А старик Спенсер из кожи лезет вон, подхихикивает, ему будто этот Термер какой-нибудь гений, черт бы его удавил»

Похожие диссертации на Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе : Вторая половина XX века