Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Кутеева Неля Эдуардовна

Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов
<
Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кутеева Неля Эдуардовна. Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Уфа, 2003 208 c. РГБ ОД, 61:04-10/396

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Интерпретация ницшеанской концепции личности в драматургии Ю. СГНила 1920-1925-х годов 19

Глава 2. О'Нил и Стриндберг: проблемы психологии личности 90

Глава 3. О'Нил и проблемы психоанализа 130

Заключение 179

Примечания 184

Список литературы ; 194

Введение к работе

В литературе первой половины XX века проблема личности становится важной составной частью процесса философского осмысления сущности бытия человека и проникновения вглубь психики индивида, что обусловлено обращением писателей к внутреннему миру личности, ее сознанию и подсознанию. В данной диссертации исследуется концепция личности в творчестве крупнейшего американского драматурга первой половины XX века Юджина Гладстона О Нила (1888 - 1953).

Предметом исследования в настоящей диссертации является концепция личности драматургического героя в творчестве Ю. О Нила 1920-1925-х гг., сформировавшаяся под влиянием сложного комплекса философских, эстетических и нравственно-психологических взглядов драматурга, отражающих его интерес к философии Ф. Ницше, драматургии А. Стриндберга и психоанализу 3. Фрейда и К. Г. Юнга. Выбор конкретного временного отрезка в творчестве Ю. О Нила не случаен: первая половина 1920-х гг. не только наиболее плодотворный период в творчестве драматурга, но и новый, в сравнении с ранним периодом, этап, характеризующийся идейно-философской и художественно-эстетической зрелостью его взгялов.

1920-е годы являются одним из самых ярких и динамичных периодов в истории американского театра. Большинство профессиональных театральных коллективов Америки в 1910-1920-е годы преимущественно были сосредоточены в Нью-Йорке. Именно тогда, как отмечает Д. Уотермейер, «Бродвей» и «американский театр» стали фактически синонимичными терминами»1. Режиссеры Бродвея, как известно, в значительной степени руководствовались коммерческими принципами, часто в ущерб художественности, что не устраивало новое поколение театральных деятелей Америки, к которым, собственно, и можно отнести Ю. СГНила.

С именем О Нила связано появившееся в США в эти годы движение «малых театров», члены которого попытались противопоставить коммерческому театру Бродвея, включавшему в репертуар исключительно мелодрамы и комедии, так называемую «новую» драму, обращенную к самым животрепещущим проблемам современности. С первых шагов на драматургическом поприще Юджин О Нил выступил как сторонник «некоммерческой», европейской «серьезной» драмы, представленной пьесами Г. Ибсена, А. Стриндберга, Б. Шоу.

Своеобразие формирования национального американского театра заключалось в негативном отношении к искусству пуританского сознания, что существенно тормозило развитие драмы. Затем, когда пуританское давление стало ослабевать, американский театр превратился в коммерческое предприятие, преследовавшее своей целью развлечение публики и получение прибыли. «Ни в XVIII, ни в XIX столетии драма не была важной частью американской литературы, - писал Джозеф Вуд Кратч, - и лишь к кануну первой мировой войны появились первые признаки, что она может стать таковой»2.

Представители американской прозы М. Твен, Т. Драйзер, Ш. Андерсон, С. Льюис уже к концу XIX - началу XX века заняли достойное место в литературе США. Определенного развития достигла к этому времени и поэзия Соединенных Штатов. И только театр, вплоть до начала XX века, продолжал выполнять развлекательную функцию.

К этому времени в США сложилась особая ситуация, характеризующаяся тем, что значительная часть театрального репертуара состояла из сценических переработок произведений европейской романной классики (Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма). Значительное отставание американского театра от европейского отнюдь не означало полного отсутствия в Америке серьезных драматических произведений. В литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ веков уже начинали появляться отдельные авторы, поставившие целью не просто развлечение публики, но и критическое изображение пороков общества, отображение национальной истории страны, постановку социальных вопросов. Среди таких драматургов можно выделить Джеймса А. Херна (1839-1901), Бронсона Хоуарда (1842-1908) и Уильяма Хоуэллса (1837-1920), которые по праву считаются родоначальниками современной американской драмы, привнесшими в театр реализм. Следующее поколение американских драматургов, куда входили Огастес Томас (1857-1922), Клайд Фитч (1865-1909), Преси Маккэй (1875-1956), Джозефина Пибоди (1874-1922), подготовило почву для создания драмы нового типа, в которой, как, например, в произведениях О. Томаса, критика пороков американского общества имела уже не случайный характер, а являлась последовательным стремлением к исследованию социально-политических и психологических вопросов современности.

На рубеже веков в Европе, как известно, происходило развитие театрального искусства: зарождалась интеллектуальная (Г. Ибсен, Б. Шоу), символистская (М. Метерлинк), натуралистическая драма (Г. Гауптман), формировался модернистский театр. Американские драматурги не только интересовались достижениями европейского театра, но и стремились поднять американский театр до уровня европейского. Именно эта тенденция наблюдалась в США в 1910-х - начале 1920-х гг., когда даже на Бродвее стали появляться драмы, в основе которых лежали смелые эксперименты, выводившие их за узкие рамки коммерческой конъюнктуры. Социальные и психологические драмы Эдварда Шелдона («Негр», 1911), Сьюзен Гласпелл («Подавленные желания», 1912), передовые эксперименты Максуэлла Андерсена и Лоренса Столлингса («Цена славы», 1924), экспрессионистские пьесы Элмера Раиса («Счетная машина», 1926) свидетельствовали о наступлении «театрального Ренессанса» в американской культуре. Творческая атмосфера, царившая вокруг «новой драмы», весьма благотворно повлияла на стремительное развитие американской драматургии, роль О Нила в которой трудно переоценить.

Объектом исследования в диссертационной работе являются драматические произведения, написанные О Нилом в период с 1920 по 1925 гг.: «Император Джонс» (The Emperor Jones, 1920) «Непохожий» (Diffrent, 1920), «Косматая обезьяна» (The Hairy Аре, 1921) «Первый человек» (The First Man, 1921), «Фонтан» (The Fountain, 1921-22), «Спаянные» (Welded, 1922-23), «Крылья даны всем Божьим детям» (All God s Chillun Got Wings, 1923), «Любовь под вязами» (Desire Under The Elms, 1924), «Марко-Миллионщик» (Marco Millions, 1923-25), «Великий Бог Браун» (The Great God Brown, 1925), «Лазарь смеялся» (Lazarus Laughed, 1025-27).

Необходимость рассмотрения творчества О Нила 1920-1925 гг. обусловлена, во-первых, появлением в эти годы ярких, экспериментальных пьес, которые отличает принципиально новый взгляд на сущность концепции личности, связанный с попыткой глубокого философского осмысления и психологического проникновения в сущность проблемы трагического конфликта человека и мира. Во-вторых, целый ряд произведений этого периода («Непохожий», «Первый человек», «Спаянные») остался неизученным в отечественном литературоведении. Многие пьесы этого периода не переводились на русский язык и не ставились на отечественной сцене («Непохожий», «Первый человек», «Фонтан», «Спаянные», «Марко-Миллионщик», «Великий Бог Браун», «Лазарь смеялся»). Между тем, они представляют большой интерес в связи с глубиной и разнообразием поставленных в них проблем, а также различными экспериментами в области способов повествования.

В диссертации не рассматриваются пьесы «Анна Кристи» (Anna Christie, 1920) и «Золото» (Gold, 1920), окончательная редакция которых была завершена к началу 1920-го года, и которые были написаны в 1918и 1919 гг. и назывались «Крис Кристоферсон» (Chris Chnstoferson, 1919) и «Там, где помечено крестом» (Where the Cross is Made, 1918); а также осуществленная драматургом инсценировка поэмы С. Т. Кольриджа «Старый моряк» (The Ancient Mariner, 1924).

Произведения, написанные во вторую половину 1920-х гг. также не входят в сферу данного исследования, так как определенные тенденции, наметившиеся в творчестве О Нила первой половины 1920-х гг. и связанные с эволюцией философских, эстетических и психологических взглядов драматурга, получили к середине десятилетия своеобразное завершение. В настоящую диссертацию не вошли драмы, написанные во вторую половину 1920-х гг., «Странная интерлюдия» (Strange Interlude, 1926-27), «Динамо» (Dynamo, 1928) и трилогия «Траур - участь Электры» (Mourning Becomes Electra, 1929-31).

Начиная с 1925 г. отношение О Нила, к примеру, к психологии бессознательного вступает в новую стадию, что связанно с увеличением интереса к трудам 3. Фрейда (известно, что в 1925 г. О Нил прочитал книги 3. Фрейда «По ту сторону принципа желания», «Психология группы», «Анализ Эго»). Используемый в пьесе «Странная интерлюдия» метод «потока сознания» и реплик «в сторону», ранее в драмах О Нила не встречающийся, позволяет говорить о начале своеобразно нового типа эксперимента в области драматургической формы, что может стать предметом будущих исследований.

Творчеств Ю. О Нила стало предметом внимания исследователей, начиная с 1920-1930-е гг., именно тогда были написаны первые монографии Б. Кларка, С. Уинтер и Р. Д. Скиннер. В дальнейшем в зарубежном литературоведении появлились фундаментальные исследования творчества О Нила Э. Энджел , Ф. Карпентера , Д. Фальк , Д. Александер , А. и Б. Гелб , Дж. Ралея , Дж. Гасснера , Л. Шеффера , Т. Богарда, для которых характерно изучение творчества драматурга с опорой преимущественно на биографию писателя.

Помимо монографических трудов, посвященных О Нилу, существуют работы, ориентированные на изучение некоторых конкретных проблем. К примеру, вопросами художественной системы и драматургического конфликта О Нила занимались Дж. В. Кратч15, В. Геддес16, М. Уикандер17, X. Блум18. В исследованиях Э. Торнквиста19, Д. Уотермейера20, Н. Берлина21 разрабатываются некоторые аспекты, связанные с сущностью философских и эстетических взглядов драматурга. В ряде работ изучаются особенности творческого метода и языка о ниловских произведений, сценических диалогов и образов (Дж. Чотии22, М. Мангейм23, Э. Торнквист24, Т. Тиусанен25). Анализ проблемы внутреннего конфликта в произведениях драматурга содержится в трудах К. Эйсена , М. Л. Раналд . Изучением экспрессионистских приемов в пьесах О Нила занимались К. Блексбурн28 и С. Уинтер29. Несомненный интерес также представляет разработка проблемы национального характера «черных» американцев и ирландцев, осуществленная Э. Энджел и Э. Шонесси30, и исследование «восточной» тематики в творчестве О Нила Дж. А. Робинсона31. Среди прочих, есть работы, посвященные исследованию влияния на творчество О Нила философии Ницше (Э. Торнквист О. Каргилл, К. Дей), драматургии Стриндберга (К. Блексбурн и С. Уинтер) и психологии бессознательного (Дж. В. Кратч, Э. Бентли, Дж. Барлоу). При этом критики, рассматривая проблему влияния идей Ницше на творчество американского драматурга, ограничиваются общим обзором отдельных ницшеанских элементов в творчестве драматурга, не осуществляя подробного анализа пьес драматурга с учетом тех идей немецкого философа, которые оказали наиболее существенное воздействие на проблематику, конфликты и характеры о ниловских драм. Подобные же тенденции обнаруживаются в вопросах, касающихся проблемы влияния психологии бессознательного на творчество драматурга. Исследователи констатируют факт наличия элементов фрейдизма и юнгианства в драматургии О Нила и ограничиваются несколькими иллюстрациями из текстов драм, подтверждающих, в основном, идею совпадения образов, имен и сюжетных линий. Исследование пьес О Нила с учетом более глубокого, нежели простое сюжетное сходство, влияния психоанализа на творчество драматурга в современной критике не проводилось. Можно назвать, пожалуй, лишь небольшую статью О. Каргилла «Точка сплава Юнга и Ницше», где в аспекте своеобразия психологических типов героев отмечается влияние психологии К. Г. Юнга и философии Ф. Ницше на произведения Ю. О Нила «Великий Бог Браун» и «Лазарь смеялся».

В отечественном литературоведении общая характеристика творчества О Нила содержится в трудах А. А. Аникста32, Я. Н. Засурского33, Г. П. Злобина34, А. С. Ромм35, Б. А. Смирнова36, Н. И. Самохвалова37. В 1970-е -начале 1980-х гг. в России появляется ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам творчества американского драматурга. В частности, в работе Ю. Сохрякова38 о ранней драматургии Ю. О Нила рассматриваются вопросы становления творческого метода драматурга; Н. Медведева39 изучает творчество О Нила в процессе становления американской национальной драмы; С. Пинаев40 анализирует художественную структуру драм О Нила, проблему конфликта и его драматургического воплощения, особенности драматургической техники; В. Шамина41 рассматривает связь произведений О Нила с античной драмой, изучая мифологические аспекты его творчества. Исследованию экспрессионистских драм и проблеме национального характера в творчестве О Нила посвящены диссертация и статьи Н. Каракчиевой42. Некоторые идейно-эстетические особенности драматургии О Нила изучались в диссертациях С. Фатеевой43 и Е. Любимовой44.

Значительным трудом о жизни и творчестве драматурга в отечественном литературоведении является книга М. М. Кореневой «Творчество Юджина О Нила и пути американской драмы» (1990)45, где рассматриваются биография и творчество писателя, изучаются проблемы, связанные с сущностью драматургического конфликта в пьесах О Нила, с его пониманием трагического в искусстве и стремлением к созданию новой формы трагедии. Исходя из интенции о ниловского презрения к коммерческому театру, с его ходульными сюжетами и клишированными интригами, М. Коренева обосновывает стремление драматурга к созданию новых форм, изменению характера сценического действия, нарушению привычного соотношения динамики и статики в спектакле, отмечает полифункциональность стержневых образов-символов в драмах О Нила (образ тумана, разгневанного бога), изучает особенности языка и стиля драматурга.

В работе М. Кореневой уделяется большое внимание исторической эпохе, предшествующей появлению пьес Ю. О Нила, описывается состояние театрального дела в Америке рубежа веков Х1Х-ХХ, подробно рассказывается о возникновении замысла, истории создания пьес, о процессе их постановки на сцене, о роли творческого окружения писателя (драматурги, актеры, продюсеры), о проблеме трагического в драматургии О Нила. Подчеркивая роль театра как общественного института, зависящего «от социальных условий своего времени»46, М. Коренева изучает также процесс проникновения в американскую драму общественных проблем современности.

В отечественном литературоведении творчество Ю. О Нила многие годы традиционно рассматривалось преимущественно с социальной точки зрения, в то время как вопросы влияния ницшеанской философии и психологии бессознательного в произведениях писателя оставались малоисследованными. Настаивая исключительно на социальной направленности о ниловских произведений, авторы сводили проблематику его драм к обличению буржуазной морали и кризисных явлений современного общества. Возможно, причиной этого в определенной степени были идеологические запреты советского периода. М. Коренева, признавая факт влияния Ницше, практически не разрабатывает эту проблему, а Ю. Сохряков и И. Цимбал, рассматривая процесс становления мировоззрения и художественного метода О Нила, даже не упоминают Ницше в своих исследованиях. Вопрос о ницшеанском влиянии ставился в диссертациях В. Шаминой и С. Фатеевой. Однако исследователи существенно сужали проблему, опираясь исключительно на текст трагедии «Лазарь смеялся», не учитывая ницшеанских аллюзий в текстах других драм.

Между тем, за пределами внимания критиков остался широкий спектр проблем, связанных с мировоззрением драматурга, формированием и развитием его философских взглядов и их отражением в творчестве, со своеобразием концепции личности, нашедшей отражение в его произведениях первой половины 1920-х гг., которые, безусловно, требуют современного научного истолкования.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения ряда проблем в творчестве драматурга, оставшихся малоисследованными как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении. Прежде всего, мы имеем в виду обозначенную в диссертации концепцию личности, сформировавшуюся в творчестве писателя в первой половине 1920-х годов под влиянием философии Ф. Ницше, драматургии А. Стриндберга и психоаналитических трудов 3. Фрейда и К. Г. Юнга, и претерпевшую определенную эволюцию в драматургии писателя к середине 1920-х гг. Кроме того, в последнее десятилетие в отечественном литературоведении наблюдается недостаток новых исследований творчества писателя. Осуществляемый в диссертации анализ некоторых неизученных («Непохожий», «Первый человек», «Спаянные») и малоизученных («Фонтан», «Марко-Миллионщик») в отечественном литературоведении произведений О" Нила позволяет расширить представление о сущности авторской концепции личности и о творческих возможностях драматурга. В аспекте исследования своеобразия концепции личности драматурга возникает также необходимость пересмотра традиционной интерпретации некоторых известных произведений О Нила («Косматая обезьяна», «Крылья даны всем Божьим детям», «Любовь под вязами»).

Целью диссертации является исследование концепции личности драматургического героя, сформировавшейся в творчестве Ю. СГНила 1920-1925-х гг., и анализ произведений писателя этого периода в аспекте интерпретации драматургом ницшеанской концепции личности, психологической концепции личности А. Стриндберга и теории бессознательного 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

С учетом цели определились задачи диссертации, включающие в себя исследование своеобразия драматургических персонажей Ю. О Нила, аккумулировавших в себе как личностные качества американского национального характера, с его особыми национальными, социальными, расовыми и психологическими признаками, так и черты ницшеанского типа личности, обладающего особыми качественными характеристиками, жизненными принципами, целевыми установками и психологическими доминантами. В диссертации уделяется большое внимание восприятию драматургом важнейших идей Ницше: идеи сверхчеловека, иллюзорности жизни, «вечного возвращения», аполлоновского и дионисийского начал, «дионисийского страдания».

Важнейшей задачей работы является также изучение процесса развития концепции личности драматургического героя Ю. (У Нила с учетом интереса драматурга к исследованию психологических факторов в характеристике личности, обусловленных влиянием теории «внутренней жизни» и концепции межличностных взаимоотношений А. Стриндберга: проблем семьи, брака как борьбы полов, супружества как «ада на земле». Анализ неисследованных в отечественном литературоведении драм «Непохожий» и «Спаянные» позволяет выявить своеобразное понимание трагического героя у О Нила, раскрывающееся в выявленном писателем парадоксе психологической суверенности и одновременно социальной «неизолированности» личности, вынужденной сталкиваться с субъективной автономностью других личностей.

Большое внимание в диссертации уделяется рассмотрению психологического аспекта концепции личности драматургического героя Ю. СГНила, определяющегося внутренним конфликтом сознания и подсознания личности, связанного с теорией личного и коллективного бессознательного 3. Фрейда и К. Г. Юнга. В диссертации проводится изучение роли сознательного и подсознательного в мотивировке поведения личности с учетом влияния теории Фрейда и Юнга о подсознании как определяющем факторе, формирующем «поведенческий стереотип» личности. Существенное внимание уделяется анализу ряда драм «Первый человек», «Крылья даны всем Божьим детям», «Любовь под вязами», «Марко-Миллионщик» в аспекте «коллективного» и «расового бессознательного» с учетом развития в них архетипических начал Юнга.

Методологической основой исследования являются труды М. М. Бахтина47, Л. С. Выготского48, Л. Я. Гинзбург49, В. М. Волькенштейна50, В. Е. Хализева51, Е. М. Мелетинского52, рассматривающие разнообразные аспекты проблемы личности в литературе; а также работы Р. Спиллера53, В. Л. Паррингтона54, В. В. Брукса55, дающие обобщающее представление о литературном процессе США и об эволюции национального характера в американской литературе.

Научная новизна диссертации определена исследованием малоизученных сторон мировоззрения и творчества СГНила, постановкой и решением принципиально новых проблем, связанных со своеобразием концепции личности драматургического героя в творчестве Ю О Нила первой половины 1920-х гг. Впервые концепция личности драматурга рассматривается в русле интерпретации ницшеанской концепции сверхчеловека, ницшеанских идей аполлоновского и дионисииского начал, иллюзорности жизни, «вечного возвращения», «дионисийского страдания». В настоящей работе по-новому трактуется использование драматургом приема маски как средства передачи дуализма личности, ставшего следствием борьбы «человеческого» и «сверхчеловеческого» начал в сознании личности. Новым является также исследование непереведенных на русский язык и неизученных в отечественном литературоведении пьес «Непохожий», «Первый человек», «Спаянные» в аспекте рассмотрения внутреннего психологического конфликта в сознании личности и проблемы межличностного конфликта. В работе предложен новый подход к проблеме анализа женских характеров в творчестве О Нила, обусловленный полемическим отношением драматурга к интерпретации женских характеров А. Стриндбергом, а также трактовкой роли женских образов драматурга с учетом психологии бессознательного.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается выбор предмета исследования, его цели и задачи, актуальность темы диссертации, ее научная новизна; рассматривается степень изученности в современном литературоведении основных проблем, вошедших в диссертацию; содержится краткое описание работы и формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации - «Интерпретация ницшеанской концепции личности в драматургии Ю. О Нила 1920-1925-х годов» - посвящена исследованию своеобразия концепции личности драматургического героя Ю. О Нила в аспекте влияния некоторых философских идей Ф. Ницше, поскольку без учета восприятия писателем этой философии невозможно органичное понимание его пьес, особенно тех, в которых воздействие Ницше является особенно значительным, а именно, «Император Джонс», «Косматая обезьяна», «Великий Бог Браун», «Фонтан» и «Лазарь смеялся», в центре которых лежит проблема философской сущности трагического конфликта человека и мира, личности и объективных обстоятельств.

Анализ произведений позволяет проследить процесс восприятия и интерпретации О Нилом концепции ницшеанской личности. В драмах начала 1920-х гг. «Император Джонс» и «Косматая обезьяна» очевидно полемическое, а иногда даже ироническое отношение автора к проблеме ницшеанского сверхчеловека. В драмах 1925 года «Великий Бог Браун» и «Лазарь смеялся» конфликт человеческого и сверхчеловеческого приобретает трагический оттенок и проявляется не только в сфере личного сознания, но и принимает общечеловеческий характер. Особое внимание в главе уделяется проблеме двойственности персонажа, переданной посредством приема маски, а также анализу образа Лазаря как органичного воплощения ницшеанской концепции сверхчеловека.

В сферу внимания второй главы «О Нил и Стриндберг: проблемы психологии личности» входят малоисследованные в современном литературоведении психологические драмы «Непохожий» и «Спаянные», рассматривающие феномен «любви-ненависти»,, проблемы семьи, брака как борьбы полов, во многом обусловленные влиянием принципа изучения «внутренней жизни» личности А. Стриндберга. Стриндберговское понимание супружества как «ада на земле», как рабства, стремления слабой личности подавить сильную переосмысливается О Нилом в русле постижения не только трагической сущности любви, но ее «спасительного» характера. Глубокий интерес к психологии личности в данный период, обусловил обращение О Нила к экспрессионистскому методу, одной из главных особенностей которого стал намеренный субъективизм. На материале произведений драматурга, ранее не привлекавших внимание критиков, рассматриваются женские образы О Нила, исследуется проблема межличностных взаимоотношений и сущность внутреннего конфликта личности.

Третья глава диссертации «О Нил и проблемы психоанализа» посвящена изучению проблем психологии бессознательного в творчестве О Нила 1920 1925-х гг. Именно в этом аспекте анализируются психологические драмы «Первый человек», «Крылья даны всем Божьим детям», «Любовь под вязами», «Марко-Миллионщик», где решение проблемы межличностных взаимоотношений является, одновременно, и первым шагом на пути к разрешению проблемы трагической раздвоенности как самой личности, так и всего мира. Обусловленный влиянием психоаналитических теорий 3. Фрейда и К. Г. Юнга психологический принцип создания о ниловского героя сводится к единству сознательного и подсознательного в человеке. Причем, учитывая влияние бессознательного на поведение личности, О Нил стремился постичь истоки человеческих страданий, определенных двойственностью животного и личностного начал в человеке. В своих произведениях драматург исследовал отстаиваемую основоположниками психоанализа (вслед за Ницше) идею репрессивности воздействия морали на психику человека, следствием чего было трагическое несоответствие желаний личности и запретов общества. Особое внимание в этой главе уделяется исследованию женских образов с учетом проявления в них архетипического «материнского» начала.

Теоретическая и практическая ценность проделанной работы заключается в том, что ее результаты существенно расширяют и углубляют представление о творчестве Ю. О Нила и находятся в русле современных теоретических исследований развития американской литературы. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебников и чтении лекционных курсов по истории зарубежной литературы XX в., а также при подготовке специальных курсов по проблеме концепции личности в литературе США первой половины XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В творчестве Ю. О Нила первой половины 1920-х гг. сформировалась концепция личности драматургического героя, включающая в себя определенные личностные характеристики, такие как индивидуализм, нигилизм, эгоцентризм, завышенная самооценка, стремление к самовыражению и самоактуализации, что вызывает у персонажей драм особое психологическое состояние, характеризующееся следующими доминантными признаками: ощущением внутренней дисгармонии, нарушением и утратой гармонических отношений с окружающим внешним миром и с другими индивидами, состоянием дифференцированности от других людей, повышенная рефлексивность, которые в совокупности ведут к личностному дуализму и психической неустойчивости. Личность такого типа переживает состояние повышенной тревожности и неудовлетворенности жизнью и, тем не менее, стремится к самоутверждению во враждебном ей окружающем мире. Апеллируя к иллюзии, к маске, драматургический герой О Нила по-своему протестует, не желая мириться со своей судьбой. Отказ подчиниться судьбе, обстоятельствам и социуму изменяет личность и превращает ее из личности созерцательной в активную. Активная позиция личности способствует проявлению силы духа, волевых качеств, что, в конечном счете, приводит личность к восприятию «поражения как победы».

2. Концепция личности драматургического героя О Нила складывалась. в полемике с идеями Ф. Ницше (концепцией сверхчеловека, теориями иллюзорности жизни, аполлоновского и дионисийского начал, «вечного возвращения», «дионисийского страдания»), А. Стриндберга (темы семьи, брака как борьбы полов, любви-ненависти, антитезы палач-жертва, образа женщины-разрушительницы), 3. Фрейда и К. Г. Юнга (идеи бессознательного, противостояния разума и инстинкта, релятивизма морали). В то же время, бесспорным является факт, что хотя идеи Ницше, Стриндберга, Фрейда и Юнга и подверглись в творчестве писателя существенной переработке, все же они сыграли важную роль в формировании характера о ниловского протагониста.

3. В драмах О Нила 1920-1925-х гг. наблюдается эволюция в отношении ницшеанской идеи сверхчеловека (от иронического сомнения в возможности следования тезисам о формировании сверхчеловека до признания несовместимости ницшеанской идеальной умозрительной конструкции, каковой является сверхчеловек, с «человеческой» системой координат); в отношении к проблеме межличностных взаимоотношений (от пессимистического неприятия, вслед за А. Стриндбергом, института семьи и брака к осознанию позитивности семейного союза мужчины и женщины, предотвращающего разрушение личности); в трактовке значения и роли женских характеров (от обвинения женщины в разрушении семьи к возвеличиванию женщины - хранительницы высших человеческих ценностей).

4. Своеобразие о ниловской концепции личности обусловлено «принципом противоречия» ее внутреннего мира, базирующимся на столкновении сознательного и подсознательного в человеке. Концепция личности в пьесах О Нила «Первый человек», «Крылья даны всем Божьим детям», «Любовь под вязами», «Марко-Миллионщик» сформировалась под влиянием идеи коллективного бессознательного Юнга, проявившейся в материнских, отцовских и расовых архетипах и определивших. состояние раздвоенности личности. В женских образах созидательные тенденции материнского архетипа доминируют над разрушительными, что подтверждает созидательную и «охранительную» функцию женщины-матери как фундаментального принципа мироздания.

Интерпретация ницшеанской концепции личности в драматургии Ю. СГНила 1920-1925-х годов

Концепция личности драматургического героя Юджина О Нила сформировалась в русле идейно-философских, морально-психологических и эстетических воззрений автора, обусловленных стремлением к осмыслению сущности человека как части мироздания. Драматург глубоко интересовался современными и классическими философскими теориями, размышлял над метафизическими проблемами бытия и задумывался над вопросами духовных поисков человека. В то же время, по справедливому замечанию К. Дей, он «был не философ, а художник, задавая себе вопросы, он искал ответы у Шопенгауэра, Ницше, Лао-Цзы, и давал им эмоциональное выражение в своих пьесах»1. Многообразие философских и художественных приоритетов неизбежно привело к эклектичности мировоззрения и стиля писателя, что позволило Дж. Кратчу справедливо отметить, что в творчестве О Нила 20-30х гг. «были стили, а не стиль, философии, а не философия» .

Проблема синтетичности стиля О Нила достаточно полно исследована в зарубежном и отечественном литературоведении. Вопросы, связанные с эклектизмом мировоззрения драматурга, требуют более пристального внимания, особенно в аспекте их отражения в концепции личности драматургического героя. Как отмечает Л. Гинзбург, «литературным героем писатель выражает свое понимание человека, взятого с некоторой точки зрения, во взаимодействии подобранных писателем признаков»4. Литературный герой, по мнению критика, представляет собой определенную модель человека, не абстрактную, а слитую в «конкретное единство», «не сводимое к частному единичному случаю», «единство, обладающее расширяющимся символическим значением, способное поэтому представлять идею»5. Концепция личности в творчестве О Нила сложна и многогранна, и также представляет собой не абстрактную модель, но конкретное единство, воплощающее вечную идею поиска человеком смысла жизни.

Персонажи о ниловских драм первой половины 1920-х гг. аккумулируют в себе как черты американского национального характера, с его особыми национальными, социальными, расовыми и психологическими признаками, так и черты универсальной личности, находящейся в конфликте с мирозданием. В творчестве О Нила личность с одной стороны, проникнута стремлением достичь внутренней гармонии и быть духовно «причастной бытию», органично включенной в сложную палитру межличностных отношений. С другой стороны, в ней наблюдаются «антиобщественные» тенденции: индивидуализм, нигилизм, отчужденность, и, как следствие этого, одиночество. Желая достичь гармонии с миром и социумом, личность вынуждена вступать в межличностные отношения с другими индивидами, которые неизбежно принимают форму конфликта. Тогда возникает стремление личности к психологической автономии, к сохранению своей суверенности.

Отличительной особенностью о ниловской личности является активность ее жизненной позиции, постоянно действующая интенция борьбы и преодоления. Исходя из понимания онтологического трагизма и конфликтности человеческой жизни, драматург создает образ человека-борца, вступающего в конфликт с обстоятельствами, с другими людьми и самим собой. Причем, данные аспекты трагического конфликта рассматриваются О Нилом не изолированно, а в синтезе, с учетом доминирующих тенденций в каждом конкретном случает. Ряд произведений О Нила первой половины 1920-х гг. посвящен теме героической, но тщетной борьбы личности с неким безличным началом, которое принято называть «роковыми обстоятельствами».

Другим важным аспектом концепции личности О Нила является вопрос о ее силе и слабости. Вступая в борьбу с установившимся миропорядком, человек задумывается о том, способен ли он оказать достойное сопротивление силам судьбы, или он только игрушка в руках неведомых сил? Сталкиваясь с данными проблемами, исследователи высказывали противоположные точки зрения. Некоторые критики, называя мир, созданный драматургом «бестиарием, полным коварных зверей и раздавленных червей»6, настаивали на низменности и порочности героев О Нила, подчеркивали их мелодраматизм (В. Геддес, Р. Б. Хейлмен), стереотипичность (Э.Шонесси и М. Уикандер), обусловленность исключительно психофизиологическими особенностями (Э. Бентли). Предположения критиков о том, что свойственная героям О Нила низменность и слабость не позволяет им возвыситься до истинно трагического уровня, были опровергнуты Дж. В. Кратчем, справедливо утверждавшим, что герои О Нила обладают подлинной трагической мощью благодаря «сильным страстям, которыми драматург сумел наделить их»7.

В центре о ниловских произведений первой половины 1920-х гг. находится активная, деятельная личность, человек, по выражению драматурга, "причастный" бытию (I m belong), который живет в мире устойчивых "формул" и пытается не просто следовать изначально существующим правилам игры, а устанавливать эти правила. Причем, шаг за шагом, он разочаровывается в жизни, теряя иллюзии и, постепенно, утрачивает ощущение причастности бытию, ощущение того, что он "на месте". Вследствие чего, при неизменности внешнего порядка вещей, исчезает внутренняя уверенность личности в ее принадлежности к внешнему миру, к некоему «стабильному» и «прочному» бытию вне человека, обеспечивающему незыблемость его собственного существования. Не находя способа идентифицировать себя с миром, о ниловский герой приходит к отрицанию мира, его ценностей и авторитетов. Нигилизм личности становится средством осознания себя, попыткой утверждения собственной «самости».

О'Нил и Стриндберг: проблемы психологии личности

Исследование своеобразия концепции личности драматургического героя в творчестве Ю. О Нила было бы неполным без рассмотрения психологических особенностей характеров и психологических мотивировок поведения персонажей в разнообразных ситуациях, смоделированных драматургом в произведениях 1920-х гг. Отчетливо наметившиеся тенденции в использовании принципов отображения проблем человека в драматургии Ю. СГНила 1920-1925-х гг. определяются не только стремлением писателя к философскому осмыслению сущности человеческого бытия, но и углубленным интересом к проблемам психологии личности. Если философское понимание драматургом сущности трагического героя во многом обусловлено влиянием идей Ф. Ницше, то психологическая концепция личности в произведениях писателя сформировалась под определенным воздействием творчества А. Стриндберга, его взглядов на проблемы психологии личности и сущность межличностных взаимоотношений. Ницшеанский индивидуализм и стриндберговский субъективизм органично «слились» и в то же время подверглись в творческом сознании СГНила своеобразной художественной интерпретации.

Интерес О Нила к проблемам психологии человека привел его к необходимости создания и использования новых драматургическим форм для передачи внутреннего конфликта личности. Поэтому исследование концепции личности драматургического героя О Нила обусловливается необходимостью изучения эстетических взглядов драматурга, тесно связанных с идейно эстетическими исканиями театра его времени. В центре эстетических поисков Юджина О Нила, как и большинства американских писателей начала XX века, оказались проблемы взаимоотношений человека и общества, столкновений внешних обстоятельств и внутреннего мира личности.

Американский драматург искал пути создания новой драмы, непохожей на традиционную романтическую мелодраму со стандартной сценической технологией. О Нил отвергал декларирование прописных истин, появление на сцене «застывших типов» из примитивных мелодрам, фальсифицирующих жизнь, выхолащивающих ее живое содержание. С романтической мелодрамой, воцарившейся на Бродвее, О Нил был хорошо знаком, благодаря отцу, Джеймсу О Нилу, на протяжении многих лет исполнявшему роль графа Монте-Кристо в популярной инсценировке романа А. Дюма. Эта роль, с одной стороны, принесла отцу О Нила известность, но, с другой стороны, погубила его актерский талант, который ему пришлось променять на сиюминутный коммерческий успех. Юджин О Нил изначально выбрал иной путь, сопряженный с многочисленными трудностями, путь первопроходца в искусстве. Он смело принял новаторские идеи передовых европейских драматургов Ибсена, Шоу и, особенно, Стриндберга. В начале творческого пути Юджин О Нил опирался, преимущественно, на стриндберговскую концепцию реалистической и натуралистической драмы, сущность которой заключается в изображении на сцене характерных духовных конфликтов современности.

Определяя литературный метод писателя, зарубежные исследователи настаивают на приоритете модернистских тенденций в творчестве драматурга. В частности, Дж. В. Кратч со свойственной ему категоричностью заявлял: «Юджина О Нила никак, даже в самом широком смысле этого определения, не назовешь исключительно реалистом или даже преимущественно реалистом»1. В то время как отечественные ученые определяют метод писателя как реалистический, с элементами экспрессионизма и натурализма. Так М. Коренева утверждает, что эстетические искания О Нила «связанны с утверждением реализма как ведущего метода в литературе и искусстве в целом»2. В диссертационных исследованиях В. Шаминой, Ю. Сохрякова, С. Пинаева осуществляется попытка систематизации высказываний зарубежных критиков относительно стилевой принадлежности произведений О Нила, спектр мнений которых колеблется от реализма и романтизма через натурализм и неоромантизм к экспрессионизму, «супернатурализму» и сплаву разных стилей. Форма драм, сюжетные конфликты и созданные драматургом характеры настолько разнообразны и «синкретичны», что вопрос выявления формально-стилевых приоритетов О Нила до сих пор остается открытым.

На наш взгляд, О Нил двигался в своем творчестве от реализма и натурализма через экспрессионизм и метод «потока сознания» к некоему «синтетическому» художественному методу, объединяющему в себе символистские и натуралистические тенденции, а также оригинальные эксперименты писателя в области психологической драмы. На «синтетичность» о ниловских произведений исследователи обратили внимание еще в 20-е годы. Так С. Брэдли отмечает, что «О Нил мог способствовать развитию современной символической драмы, посвященной борениям духа, в которой сливаются романтическая и реалистическая тенденции»3. Подтверждением этому может служить высказывание самого драматурга относительно принадлежности к тому или иному методу: «Я пытался и пытаюсь быть чем-то вроде плавильного котла для всех этих методов, поскольку в каждом из них вижу нужные мне достоинства, и, если во мне окажется достаточно жара, сплавить их, таким образом, в мою собственную технику»4.

О'Нил и проблемы психоанализа

Ю. О Нил, исследуя причины трагического состояния и самоощущения человека в современном мире, уделял большое внимание изучению вопросов психологии личности. Воссоздавая все многообразие социальных, биологических, психологических явлений жизни, оказывающих влияние на мотивацию поступков человека, он учитывал возможность воздействия на человека психологии бессознательного. Необходимо отметить, что интерес к проблемам подсознания в творчестве драматурга, особенно к теории коллективного бессознательного К. Г. Юнга, в определенном отношении связан с его увлечением философией Ф. Ницше и творчеством А. Стриндберга. Преемственность идей немецкого философа в трудах 3. Фрейда и К. Г. Юнга неоднократно подчеркивалась как самими основоположниками психоанализа, так и исследователями их творчества, в то время как А. Стриндберг, изображая в своих произведениях всю сложность «внутренней жизни» личности, в определенной степени сам предвосхитил будущие идеи психологии бессознательного.

Углубленный психологизм, авторское исследование особенностей подсознания приводит писателя к тому, что его персонажи, во всем их многообразии, представляют собой определенный психологический тип: тип личности, неудовлетворенной собственной жизнью, предпочитающей скорее спрятаться за иллюзией, чем смотреть в глаза правде. Неудовлетворенность сущим влечет за собой психическую неустойчивость героя, обусловливающую противоречивость и двойственность его характера. Персонажи О Нила вполне вписываются в формулу Л. С. Выготского, который, вслед за 3. Фрейдом, утверждал, что «фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания - побудительные стимулы фантазии. Каждая фантазия - это осуществление желания, корректив к неудовлетворяющей действительности»!.

Неудовлетворенность действительностью персонажей О Нила во многом обусловлена борьбой сознательного и подсознательного в человеке, которая является своего рода продолжением борьбы человека с судьбой. Рассмотренный нами в предыдущей главе межличностный конфликт непосредственно связан с продолжением внутреннего конфликта в сознании и подсознании личности.

В 1920-1925-е гг. драматург создает ряд пьес, где борьба человека с обстоятельствами и с другими людьми осложняется борьбой героя с чем-то, что находится глубоко внутри него (личное подсознание) и в то же время вовне, в мире (коллективное бессознательное), то, что одновременно сближает и разъединяет людей.

Импульсы, движущие героями О Нила содержат интенцию преодоления как собственной психологической раздвоенности, так и двойственности окружающего мира, распавшегося на «инь» и «янь», мужское и женское, аполлоновское и дионисийское, рациональное и иррациональное. Стремление к восстановлению единства именно в сознании и подсознании человека, воссоздание утраченной им гармонии внутреннего мира влечет за собой желание личности достичь понимания с другими людьми.

В творчестве О Нила первой половины 1920-х гг. решение проблемы межличностных взаимоотношений является, одновременно, и первым шагом на пути к разрешению проблемы трагической раздвоенности внутри самой личности. "Расщепленность" человеческой натуры и двойственность мира неизбежно приводит к противоречиям, к логически, казалось бы, взаимоисключающим, но психологически все-таки допустимым поступкам персонажей. Выявление причин тех или иных поступков личности привело драматурга, как и многих художников XX века, к психоанализу, так как именно в нем деятели литературы и искусства стремились найти связь несогласованности психических импульсов людей с логикой их разумного обоснования. Заслугой психологии бессознательного являлось не только стремление к объяснению внутреннего мира человека, но и попытки исследования мира внешнего через посредство личностных характеристик индивида.

«Учение о бессознательном и подсознательном, - справедливо отмечает Л. Гинзбург в книге «О литературном герое», - о переходе психических мотивов из подсознания в сознание и обратно, открыло (...) широкие возможности перед изображением непредрешенных поступков и переживаний»2. Противоречивость человеческих поступков и человеческой психики в таком понимании не является чем-то необъяснимым и загадочным, а вполне объяснима и психологически обусловлена. О Нил в своих произведениях как раз и предпринимает попытку объяснить трагические несоответствия в мотивах и в поведении персонажей с опорой на идеи Фрейда и Юнга.

Противоречивость внутреннего мира, рефлексивность, неустойчивость психики роднит многих персонажей О Нила, в творчестве которого «принцип противоречия» является основным структурообразующим элементом при создании особой о ниловской концепции личности драматургического героя. «Принцип противоречия», по мнению Л. С. Выготского, становится важнейшим в процессе создания драматургического персонажа: «Что касается характера трагедии, то для того, чтобы он жил, он должен быть составлен из противоречивых черт, он должен переносить нас от одного душевного движения к другому»3. «Принцип противоречия» и стремление «докопаться» до истинных мотивов поступков личности приводит О Нила к двойственной обусловленности поступков персонажей: на уровне сознательного и подсознательного, что позволяет драматургу исследовать внешний и глубинный уровни психологии личности.

Похожие диссертации на Концепция личности в драматургии Юджина О'Нила первой половины 1920-х годов