Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. Роберт Браунинг в контексте икторианской эпохи 16
§ 1. Историко-литературный процесс в Англии XIX века 16
1.1. Основные религиозные течения в эпоху викторианства 18
1.2. Социально-философские проблемы 23
1.3. Роберт Браунинг и современная ему проза 28
1.4. Влияние романтизма на творчество поэтов-викторианцев 32
1.4.1. Раннее творчество Браунинга и «озерная школа» 36
1.4.2. «Кумир юности» 40
1.5. Поэтическая концепция «объективного-субъективного» 44
1.6. Браунинг и поэзия его времени 53
§ 2. ДраматизацияЪирической формы. Жанр «драматического монолога» 60
2.1. История монологического жанра в английской литературе 60
2.2. Соотношение понятий «драматическая лирика» и «драматический монолог» 64
2.3. Место драматического монолога в традиционной жанровой системе 69
2.4. Особенности драматического монолога Браунинга 74
2.4.1. Герой 74
2.4.2. Слушатель 76
2.4.3. Драматическая ситуация 77
2.4.4. Психологизм 81
ГЛАВА 2. Раннее творчество Роберта Браунинга 90
§ 1. Романтическая поэма «Полина» 90
1.1. Исповедальная форма поэмы 91
1.2. Sun-treader - образ Шелли-поэта 95
1.3. Сравнительно-сопоставительный анализ поэмы Браунинга «Полина» и поэмы Шелли «Аластор, или Дух Одиночества» 97
1.3.1. Образ «нереальной женщины» 97
1.3.2. Романтические черты поэмы 102
1.4. Композиция поэмы 103
1.5. Особенности стиля 104
§ 2. Эволюция творчества Браунинга от романтического субъективизма к объективной драматизации характеров 106
2.1. Драматическое творчество Браунинга: понятие «интроспективной драмы» 106
2.1.1. «Парацельс» 107
2.1.2. «Страффорд» и «Сорделло» 112
2.2. Поэтическая драма «Пиппа проходит» - первый опыт в области смешения формы 119
2.3. Драматический цикл «Бубенцы и гранаты»: сценические драмы Браунинга 124
ГЛАВА 3. Драматизация лирического монолога в поэзии Браунинга (сборники «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и
женщины») 128
§ 1. Сборник «Драматическая лирика» .
1.1. Общая характеристика 1 ~
1.2. «Палаты сумасшедшего дома»: первые монологи Браунинга пя
1.2.1. «Размышления Иоанна Агриколы» .~ R
1.2.2. «ВозлюбленныйПорфирии» ...
1.3. «Моя последняя герцогиня» . 4Q
1.4. «Монолог в испанской обители» 1 ^Q
§ 2. Сборник «Драматические поэмы и лирика»
2.1. «Епископ заказывает себе гробницу в Пракседы»
2.2. Другие стихотворения сборника.
§ 3. Сборник «Мужчины и женщины»
3.1. «Андреа дель Сарто»
«Фра Липпо Липпи»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение к работе
Творчество английского поэта Роберта Браунинга (1812-1889), одного из родоначальников жанра драматического монолога в поэзии, создателя поэтических драм и драматических поэм, философского романа в стихах («Кольцо и книга»), а также автора лирических монологов и драматической лирики, до сих пор остается практически неизвестным российскому читателю; между тем у себя на родине Браунинг снискал славу, сравнимую по популярности лишь с Шекспиром. Глубокий психологический анализ, объективно-драматический метод, реализовавшиеся в его произведениях, поэтический словарь, «включающий в себя все - от специальных терминов, известных лишь органистам, до древнееврейских заимствований»1, «разговорный» стиль и нетрадиционный синтаксис, - обусловили неугасающий интерес англоязычных читателей и исследователей к его поэзии.
В отечественном литературоведении единственной обстоятельной работой, посвященной этому крупному английскому поэту, является книга
Екатерины Иннокентьевны Клименко «Творчество Роберта Браунинга» , в которой она знакомит российского читателя с поэтом викторианской эпохи и в хронологической последовательности дает анализ его произведений; выделяет основные особенности его метода и стиля, а также намечает пути дальнейшего исследования его поэтического наследия.
В последнее время в связи с ростом социально-культурных и национальных связей и развитием информационных технологий положение стало меняться: имя Браунинга все чаще появляется на страницах современных отечественных литературных изданий и интернет-сайтов, выходят в свет новые переводы его стихотворений.
Многогранное творчество Браунинга охватило значительную часть викторианской эпохи. Е. И. Клименко выделила в нем четыре периода:
1) 1830-1840-е гг. - первый лондонский период; 2) 1846-1861 - итальянский период; 3) 1861-1870-е гг. - второй лондонский период и 4) 1880-е гг. - время медленного спада творческой активности Браунинга, и вместе с тем рост его известности.
Вполне естественно, что за время поэтической жизни Браунинга Англия пережила целый ряд преобразований, затронувших социальную, религиозную и литературную сферы. В литературном процессе обозначился переход от романтического восприятия действительности к реалистическому, что наиболее ярко проявилось в социальном романе Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея. Но романтизм не прекратил своего существования ни в прозе (сестры Бронте), ни в поэзии викторианцев, в частности, в произведениях Альфреда Теннисона, Мэтью Арнольда и в ранних поэмах Браунинга, который вошел в английскую литературу именно тогда, когда началось формирование викторианского общества, его социально-политических и религиозных проблем. В это время значительным влиянием, особенно в отношении литературы, пользовались взгляды одного из главных философов эпохи Томаса Карлейля (1795-1881), сосредоточившегося на самой дискутируемой проблеме первой половины XIX века - проблеме героя и героической личности.
1830-1840-е гг. можно считать периодом постепенного созревания поэтического таланта Браунинга, когда под влиянием романтических идей Байрона и Шелли создаются поэма «Полина»(1833) и исторические драмы «Парацельс» (1835), «Страффорд» (1837) и «Сорделло» (1840), в которых находит воплощение разрабатываемая Карлейлем теория героического. Уже к концу 1840-х гг. Браунинг отказывается от романтической системы взглядов, героические сюжеты отходят на второй план, и он пытается пробовать себя в драматургии. Английский театр переживал тогда период упадка, ждали появления новых талантов, способных возродить серьезную драму. Известный режиссер и актер того времени Уильям Чарльз Макреди (1793-1873) был ориентирован на Шекспира, этому способствовало некоторое сходство елизаветинской и викторианской эпох, для которых было свойственно «расслоение общества, неоднозначность и противоречивость духовной жизни, интеллектуальное и духовное раскрепощение»1. Это обусловило стремление Браунинга обратиться к созданию драм «Король Виктор и король Карл», «Пятно на гербе» и «Лурия», так или иначе преломляющих сюжеты трагедий Шекспира. В это же время выходят пьесы «День Рождения Коломбы», «Возвращение друзов» и «Трагедия души». Но они не нашли отклика у викторианской публики, не готовой к рассмотрению сложных психологических проблем в рамках сценического жанра. Между тем Браунинг стремился исследовать душу, выразить бессознательное в сознательном; подобное смещение интереса с внешней событийности к внутренней борьбе в душе человека было характерно для времени, когда «новое представление человека о самом себе, его отношение к миру, субъективация современной жизни и опыта создали теоретическую базу для подробного изображения человеческих реакций» . Браунингу же было необходимо найти подходящую форму для реализации своего замысла. Такой формой, ставшей господствующей с середины 40-х гг., оказался драматический монолог, разновидность драматической лирики. Главное внимание в нем отводится психологическим мотивам, управляющим поступками героев. Это нашло отражение в сборниках «Драматическая лирика» (1842), «Драматические поэмы и лирика» (1845) и «Мужчины и женщины» (1855). В период с 1846 по 1861 гг. были написаны самые знаменитые драматические монологи, раскрывавшие сущность объективно-драматического метода поэта, теоретическое обоснование которого он поместил в статье о Шелли в 1852 году.
В 1860-70- гг. в произведениях Браунинга все большее значение приобретает моральный аспект. Вероятно, это связано с усилением влияния на поэта викторианского толкования поэзии, согласно которому поэта оценивали в соответствии с его нравственным, интеллектуальным и духовным вкладом в развитие общества. В этот период из печати выходят крупные поэмы Браунинга «Действующие лица» (1964), «Фифина на ярмарке» (1872), «Пакьяротто, и как он работал во гневе» (1876) и самое фундаментальное его произведение «Кольцо и книга» (1869).
В 1880-е гг. намечается спад творческой активности Браунинга, стихотворения из сборников «Драматические идиллии» (1880) и «Асоландо» (1889) отмечены чувством разочарования и изрядной долей пессимизма. Но, тем не менее, именно на эти годы приходится пик интереса к творчеству поэта, пик славы и популярности, когда одно за другим в свет выходят собрания его сочинений. В 1881 году под руководством профессора Фернивалля в Лондоне было организовано Браунинговское общество по изучению и интерпретации творчества поэта, филиалы которого позднее были открыты в Америке и Австралии. Браунингу претила сама идея толкования поэтических произведений, поэтому он старался оставаться в стороне от деятельности общества, хотя несколько раз принимал участие в дискуссиях. Активная работа общества усилила и без того неослабевающий интерес к оригинальному творчеству Браунинга со стороны читателей, критиков и литературоведов.
В настоящее время количество работ, посвященных его творчеству, давно уже превысило количество его произведений. Современный исследователь Е. С. Афанасьева считает, что в целом критические исследования о творчестве Браунинга можно разделить на четыре группы: 1) работы, посвященные биографии поэта; 2) исследования драматических поэм и монологов; 3) общие исследования поэтики, языка и стиля Браунинга и 4) монографии, анализирующие «Кольцо и книгу»1. Ограничимся в данном исследовании тремя первыми пунктами классификации, но прежде отметим, что в 1968 г. издательство «Гарвард Юниверсити Пресс» выпустило своего рода путеводитель, знакомящий читателей с творчеством поэтов викторианцев, «Поэты-викторианцы. Путеводитель», в котором дается полный библиографический обзор творчества Браунинга вплоть до 1968 года по разделам: собрания сочинений поэта, биография, письма, критические работы и статьи.
Среди биографических работ в первую очередь следует выделить книги лично знавшей Браунинга мисс Сазерленд Орр «Справочник к произведениям Браунинга» и «Жизнь и письма Роберта Браунинга». Подробный фактический материал собран Гриффином и Минчином в книге «Жизнь Роберта Браунинга». Самые достоверные биографические данные отражены в «Дневнике Браунинга» де Вейна. Следует отметить также работу профессора Даудена «Жизнь Роберта Браунинга», в которой даны отличные комментарии к происходящим в жизни поэта событиям. Нельзя упускать из вида личную переписку Браунинга, оформленную в сборниках под редакцией Худа и Кеньона.
Исчерпывающие анализ и интерпретация драматических монологов Браунинга даны в монографии Самюэля Карри «Браунинг и драматический монолог». Важную роль в понимании драматического метода поэта и толковании его монологов играет исследование Филипа Дрю «Поэзия Браунинга». Отдельно следует упомянуть «Сборник критических статей», вышедший под его редакцией, в котором затрагиваются различные аспекты творчества поэта. История становления жанра и его значение для поэзии XX века изложены в работах Ховарда «Драматический монолог: история и развитие» и «Викторианское наследие в XX веке».
Подробный анализ самых известных драматических монологов Браунинга дал Рома Кинг в книге «Смычок и лира». Серьезной и заслуживающей внимания представляется монография Роберта Лангбаума «Поэзия опыта», автор которой наметил ориентиры для толкования драматических произведений поэта.
Фундаментальные исследования поэтики Браунинга были предприняты Парком Хонаном и Гоувилом в монографиях: «Характеры Браунинга. Исследование поэтической техники» и «Поэтика Браунинга».
Анализ начального этапа творчества Браунинга представлен в работе Джона Мейнарда «Юность Браунинга», а Иоанн Уильяме посвятил свое исследование «Роберт Браунинг. Литература в перспективе» периоду его увлечения поэзией романтиков. Две крупные монографии Райалса «Становление Браунинга» и «Жизнь Роберта Браунинга» отражают постепенное вхождение начинающего поэта в литературные круги викторианской Англии и определяют его место среди современников.
Хотя глубокий психологизм произведений Браунинга вызвал большой интерес, исследований в этой области немного: лишь работы Элеанор Кук «Лирика Браунинга» и Патака Пратула «Неисчерпаемая страсть исчерпаемых сердец» целиком сосредоточены на выявлении психологических механизмов, действующих в монологах поэта.
Многим критикам произведения Браунинга представлялись настолько оригинальными и самобытными, что они не умещались в рамки традиционного толкования. Поэтому исследователи сосредоточивали внимание на отдельных аспектах его творчества: влияние романтиков («Влияние Шелли на поэзию Браунинга» Фредерика Поттела); отношение к религии («Исчезновение Бога» Миллера); итальянская тема («Италия Браунинга» Кларка); русская тема («Браунинг и Россия» Воддингтона); философские взгляды («Браунинг-философ и проповедник» Генри Джонса); музыкальность драматической лирики («Роберт Браунинг, поэт-музыкант» Мендела) и другие.
Значительно возрос интерес к творчеству Браунинга со стороны американских исследователей в 1960-1970-е гг. Об этом свидетельствует обилие работ, вышедших в Нью-Йорке, среди которых «Роберт Браунинг и его мир» Варда и «Диалектика и риторическое искусство Роберта Браунинга» Дэвида Шоу. В это же время к исследованиям присоединяются литературоведы Зальцбургского университета - Фиппс «Клерикальные герои Браунинга» и Риверс «Поэтическая концепция Браунинга».
Но и к концу XX века популярность Браунинга не ослабевает: в 1999 г. вышла в свет «Хронология жизни и творчества Браунинга» под редакцией Гаррета; в настоящий момент уже зарегистрировано около ста официальных сайтов, освещающих жизнь и творчество поэта.
В российском литературоведении Браунинг менее известен, чем в зарубежном. Первое упоминание о нем появилось в 1836 г. в № 7 «Московского наблюдателя» в статье «О Парацельсе Роберта Браунинга». В 1848 г. в «Литературной газете» (№16, 17) была опубликована анонимная статья «Роберт Браунинг и современная английская литература». В конце XIX века выходят в свет «Литературные характеристики» (1896) Зинаиды Венгеровой, в которых целая глава посвящена Роберту Браунингу. Назвав его самым крупным поэтом после Байрона и Шелли, Венгерова выделила основные направления посвященной ему критической мысли с целью сформулировать его поэтические цели и определить его место среди современников. В 1913 г. в «Северных записках» была помещена статья «Любовь двух поэтов», повествующая об истории любви Роберта Браунинга и Элизабет Баррет.
Совсем небольшая заметка о Браунинге принадлежит В. М. Жирмунскому1, где он указывает на жанровые приоритеты Браунинга и сравнивает его драматические монологи с «драмами души» Геббеля, Ибсена и Метерлинка, отмечая особенности художественного восприятия, при котором все внешнее воспринимается как событие душевной жизни. Автор статьи отмечает также тяготение поэта к культуре Ренессанса, его религиозным, эстетическим и нравственным проблемам. Однако нельзя до конца согласиться с рассуждением ученого о том, что «Браунинг - поэт-1 индивидуалист, не связанный с эстетической культурой своего времени» .
Единственным серьезным и обстоятельным монографическим исследованием творчества Браунинга, как уже отмечалось, является опубликованная в 1967 г. книга Е. И. Клименко. Развернутый стилистический анализ известных драматических монологов Браунинга («Возлюбленный Порфирии» и «Исповедальня») дан в книге Н. Я. Дьяконовой «Три века английской поэзии».
Переводили на русский язык Браунинга мало. Отдельные переводы появлялись в журналах и сборниках (Английская поэзия в русских переводах (XIV-XIX вв.), 1981.). Единственная переведенная на русский язык Н. С. Гумилевым пьеса «Пиппа проходит» была опубликована в 1914 г. в «Северных записках» (№3, 4). Лишь в 1981 г. вышел сборник «Стихотворения Роберта Браунинга» в переводах С. Маршака, Ю. Корнеева, В. Левика и др. Автор предисловия В. Захаров дал общий обзор творчества поэта, выделив характерные черты отраженного в нем викторианского общества, а также отметив драматический характер его произведений.
С 90-х гг. XX века ситуация начала изменяться, и интерес к творчеству Браунинга в России существенно возрос. В 1994 г. И. 3. Малинкович посвятила целую главу в своей книге «Судьба старинной легенды» поэме Браунинга «Пестрый флейтист из Гаммельна». На примере этого стихотворения она отметила своеобразие стиля (близкого к разговорному), и драматического метода поэта (монологичность повествования, саморазоблачение персонажа), и пришла к выводу, что «с Роберта Браунинга в английской литературе началась новая поэзия»1.
В 1995 г. наследием поэта заинтересовалась отечественный литературовед Н. П. Михальская. В одной из глав монографии «Образ России в английской художественной литературе» она поставила вопрос о творческих связях Браунинга с Россией, дав исчерпывающий обзор его пребывания в Петербурге в 1834 г., а также представив анализ русского дискурса (в частности поэмы «Иван Иванович») в его произведениях.
В 1998 г. автор кандидатской диссертации «Браунинг и романтизм» Д. В. Усенко ставит вопрос об отношении поэта к романтической традиции и приходит к выводу, что романтизм Браунинга проявляется в синтезе двух начал - духовного и материального; причем «материальное задано изначально, а задачей художника является раскрытие в нем духовного, поиск в чужом своего «я»1. В 1999 г. в Нижнем Новгороде была защищена кандидатская диссертация В. Н. Романовой «Поэзия Роберта Браунинга», в которой был продемонстрирован один из новых подходов к прочтению произведений поэта - с позиций не только литературоведения, но и музыки и музыкознания, устанавливающий связи между литературой и музыкой. Названные исследователи опубликовали несколько работ, посвященных рассматриваемым аспектам творчества поэта.
Жанровые особенности поэзии Браунинга привлекли внимание еще одной нижегородской исследовательницы М. В. Петруниной. Под ее именем с 2000 по 2003 гг. вышел ряд статей об истории и традиции жанра драматического монолога, его месте среди других литературных жанров.
Последнее десятилетие отмечено ростом переводов поэтических произведений Браунинга: в 2002 г. в «Литературном альманахе» (вып. 24) опубликованы стихотворения «Токката Галуппи» и «У огня» из сборника «Мужчины и женщины» в переводах А. Кокотова. На страницах интернет-сайтов появились переводы стихотворений Браунинга в исполнении С. Шаталова и В. Иванова. Растет количество переводов иностранных статей, посвященных поэту, среди последних: опубликованная в № 5 за 2002 г. «Иностранной литературы» статья Андрэ Моруа «Роберт Браунинг и Элизабет Браунинг» в переводе с французского В. Меранова.
Особо стоит отметить кандидатскую диссертацию Е. С. Афанасьевой «Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи» (2003). Исследуя пьесы Браунинга, она сделала обобщающие выводы относительно его метода: склонности к монологизации
диалогов, драматической мотивации, то есть обусловленности монологов конкретной ситуацией, и раскрытия внутреннего мира героев.
Анализ изученной литературы показывает, что, несмотря на неугасающий интерес к творчеству Браунинга, на обилие исследований, появление новых сайтов в интернете, посвященных различным сторонам его поэтического наследия, психологический механизм построения его драматических монологов остается недостаточно исследованным. В связи с этим предметом исследования в данной работе стали драматические монологи «Размышления Иоанна Агриколы», «Возлюбленный Порфирии», «Моя последняя герцогиня», «Монолог в испанской обители», «Епископ заказывает себе гробницу в церкви Святой Пракседы», «Андреа дель Сарто» и Фра Липпо Липпи» из сборников «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и женщины».
Актуальность изучения драматических монологов Роберта Браунинга подтверждается неизменным интересом к его творчеству со стороны ученых-филологов как у него на родине, так и за ее пределами. Это объясняется его особым местом в развитии английской литературы XIX века, влиянием, которое он оказал на поэзию XX века, и значением его произведений для современной литературы. Несмотря на растущий интерес отечественных исследователей к творчеству Браунинга, оно представляется еще недостаточно изученным и требующим серьезного внимания.
На основании вышеизложенного, целью данной работы является исследование драматических монологов Браунинга для того, чтобы: 1) определить особенности творческого метода поэта, его поэтической концепции и новаторства; 2) проследить развитие жанра драматического монолога в творчестве поэта, показав динамику становления его поэтического «я»; 3) изучить жанрово-стилевые особенности и механизмы психологического построения драматических монологов;
В диссертации решаются следующие задачи: 1) анализ раннего творчества поэта (поэм «Полина», «Парацельс», «Страффорд», «Сорделло»,
«Пиппа проходит»), созданных в период формирования Браунинга; 2) изучение влияния традиций романтизма на творческое становление поэта; 3) определение места Браунинга в социокультурном и литературном окружении Англии первой половины XIX века; 4) анализ драматических монологов Браунинга 1840-50-х гг., объединенных в сборники «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и женщины»; 5) определение степени преемственности и новаторства Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи.
В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в работе над диссертацией используется комплексный подход с опорой на сравнительно-исторический, системно-типологический и аналитический методы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области поэтики, теории и истории литературы (среди них -В. М. Жирмунский, Е. И. Клименко, В. Е. Хализев, Л. Я. Гинзбург, Г. В. Аникин, Н. Я. Дьяконова, А. Б. Есин, Н. Д, Тамарченко; Самюэль Карри, Филипп Дрю, Парк Хонан, Ферниваль, Джордж Сантайана, Роберт Лангбаум, Джон Мейнард и многие другие).