Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Афанасьева Елена Семеновна

Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи
<
Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Афанасьева Елена Семеновна. Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Санкт-Петербург, 2003.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/1356-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепция истории и её вариативное воплощение в пьесах Браунинга 19

Глава 2. Проблема героя и критерии героического в драматургии Браунинга 54

Глава 3. Проблема становления и самопознания личности в драматургии Браунинга 99

Глава 4. Жанрово-стилевое своеобразие драматургии Браунинга 130

Заключение 215

Приложение 222

Библиография

Введение к работе

Творчество Роберта Браунинга (1812-1889), создателя драматических и лирических монологов, поэм, драм, философского романа в стихах "Кольцо и книга", совершенно закономерно вызывает интерес зарубежных читателей и исследователей, однако остается недостаточно изученным в отечественном литературоведении. Единственной вышедшей в нашей стране монографией, посвященной этому крупному английскому поэту и драматургу, является фундаментальное исследование известного отечественного литературоведа Е.И.Клименко "Творчество Роберта Браунинга"1, в котором она тонко и глубоко проанализировала основные произведения Браунинга и наметила дальнейшие направления изучения его наследия. Его многогранное творчество, столь разноплановое по жанру, охватило почти три четверти викторианской эпохи, у литературных истоков которой стоял романтизм, а исход ознаменовался появлением нового течения - модернизма. В его сочинениях нашли отклик и оригинальное решение проблемы, оказавшиеся в центре литературно-эстетических дискуссий викторианской эпохи. Чутко реагируя на происходящее, Браунинг отразил в своих произведениях глубокие внутренние противоречия современного ему общества, сумев провести не только исторические параллели с прошлым, но и предвосхитить острые проблемы будущего века.

Во второй четверти XIX в. интерес к глобальным проблемам, стоявшим в центре внимания в начале века, сменился интересом к внутреннему миру человека, что привело к пересмотру литературных традиций. Викторианское общество того периода отличалось своим оптимизмом, надеждой на нравственное возрождение общества и человека. Одновременно с этим для викторианцев было характерно чувство одиночества и отчаяния от

Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л., 1967.

непознаваемости мира. Осознавая переходный характер своего времени, они гордились своей страной: мировое лидерство Англии стало неоспоримым благодаря индустриализации и торговле, способствовавших быстрому темпу жизни и увеличению населения. Внутренная жизнь эпохи отличалась напряженностью мысли, желанием осмыслить новое общество и новое время и создать новую философию. Романтические концепции индивидуалистического бунта, приоритетности духовного начала, восхищения человеческой личностью вытесняются концепциями детерминированности социально-исторического развития, подчинения человека обществу, смирения, преобладания разума и логики над чувствами. При этом научные методы исследования применялись для художественного изучения жизни человека и доказательства идеи естественного прогресса человеческого общества как части Вселенной. Произошедшая трансформация мира превратила общество "в нечто полезное и значительное для человека"1, который, теряя "способность выживать в естественном мире, приобретал способность выживать в социальном мире" . Однако у успехов викторианской Англии была и оборотная сторона: обострившаяся с конца 30-х годов XIX в. проблема социального расслоения нации усугублялась противоречиями между научными открытиями и культурно-нравственными традициями. Теория Ч.Дарвина об эволюции и происхождении человека утверждала право победы сильнейшего, а признание человека животным лишало его жизнь нравственной цели. Собственная выгода, получившая статус реальной жизненной ценности, превратилась в общественный долг, поскольку идеалом стала не романтическая мечта о всеобщем счастье, а определенная цель, для достижения которой нужны были труд, успех и значительная доля эгоизма. Однако индивидуализм оказался агрессивным по отношению к человеку и к миру, разрушая отношения между людьми и еще больше обостряя социальные противоречия. Поэтому к концу века викторианское общество испытывало крайний пессимизм, вызванный

1 Miller J.H. The Disappearance of God. Harvard, 1963. P. 5.

невозможностью решить социальные и нравственные проблемы. По мере возникновения и осознания этих противоречий усложнялась проблематика литературы, в которой появились характерные викторианские темы: "стремление к Богу, беспокойство о состоянии индивидуальной души, растущее осознание множественности опыта, удвоенное желание познать целое, отчуждение художника от общества" . Самосознание и рефлексия становятся неотъемлемыми чертами литературы, поскольку это было время "глубоких нравственных самоисканий, когда люди вглядывались в свои действия и обнаруживали много того, чего они стыдились и хотели скрыть" .

Конец 30-х - начало 40-х гг. - начальный этап формирования викторианского общества и его проблем, - это годы кипучей энергии, оптимизма, жизнеутверждения, надежды и веры в прогресс, и именно в это время в английскую литературу входит Роберт Браунинг, "единственный поэт, с чьим именем ассоциируется оптимизм" в тот период. В 1839-1846 гг. Браунинг издает восемь сборников серии "Колокольчики и гранаты"5, где были опубликованы драмы, поэма "Сорделло" ("Sordello", 1840), сборники "Драматическая лирика" и "Драматические баллады и стихи" ("Dramatic Lyrics", 1842, "Dramatic Romances and Lyrics", 1845).

В творчестве Браунинга Е.И. Клименко выделяла четыре периода: 30-40 годы - первый лондонский период, время постепенного созревания

'Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind. 1830-1870. New Haven, 1957. P. 37. 2Gridley R. E. Browning. London, 1972. P. 36. Melchiori B. Browning's Poetry of Reticence. London, 1968. P. 67. 4Duffln H. Ch. A Reconsideration of Browning. London, 1956. P. 236-238. 5Подобным заглавием он хотел "указать, что стремился чередовать и смешивать мелодичность с красноречием, звук со смыслом, поэзию с мыслью". The Letters of Robert Browning and Elisabeth Barret, 1845-1846. In 2 vols. I Ed. Kintner E. Harvard University Press, 1969. Vol. 1. P. 211. В том же письме к Э.Баррет от 18 октября 1845 г. Браунинг объясняет это название тем, что гранаты были вышиты шерстью на подоле первосвященника, а серебрянные колокольчики были подвешены между ними. "Раввины видят в колькольчиках и гранатах символ удовольствия и пользы, веселости и серьезности, поэзии и прозы, пения и проповеди - смесь впечатлений".

поэтического таланта Браунинга; 1846-1861 годы - итальянский период; 60-70-е годы - второй лондонский период, когда выходят в свет его крупные произведения: поэмы "Кольцо и книга" ("The Ring and the Book", 1868-69 гг.), "Фифина на ярмарке" ("Fifine at the Fair", 1872), "Принц Гогенштиль-Швангау, спаситель общества" ("Prince Hohenstiel-Schwangaw, Savior of Society", 1871); и 80-е годы - время медленного спада творческой активности Браунинга, а вместе с тем и рост его известности.

В конце тридцатых годов, когда появились первые драмы Браунинга, романтические сочинения стали вытесняться дидактическими произведениями, направленными на искоренение пороков и восстановление добродетели, при этом их авторы апеллировали не столько к разуму, сколько к чувству читателей. Утверждению оптимистического начала в литературе способствовал оптимизм одного из главных философов эпохи Т.Карлейля (1795-1881), с которым Браунинг дружил и чьи взгляды во многом разделял. В тридцатые годы Т.Карлейль вместе с Дж.Ст. Миллем (1806-1873) оказывал значительное влияние на формирование общественного мнения, особенно в отношении литературы. Поскольку цель поэзии практичные викторианцы видели в её социальной и нравственной силе, то "каждый поэт оценивался в соответствии с его нравственным, интеллектуальным и духовным вкладом в развитие

общества" .

Получив разностороннее образование, хотя и лишенное

систематичности (за исключением одного семестра в Лондонском университете поэт обучался дома), Браунинг не верил в существование единой идеи, способной объяснить сложность современного мира, отличался беспристрастностью, сильным чувством независимости и "интуитивным пониманием многих разнообразных и конфликтных сил, формирующих культуру и интеллект его времени" . Чтение различных книг и словарей из

Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л., 1967. С. 3-4. 2Dixon W.M. English Poetry from Blake to Browning. London, 1894. P. 59. 3Maynard J. Browning's Youth. Harvard, 1977. P. 44.

огромной для того времени библиотеки отца (около шести тысяч томов) помогло ему обрести веру в ценность дискуссии и общения между людьми, а также пристраститься к серьезному исследованию философско-религиозных проблем. В литературу Браунинг вошел, начав с подражания романтикам и восхищаясь, как и они, Т.Чаттертоном , в котором романтики нашли "трогательный символ их трудного положения в мире, занятом куплей-продажей" . Позднее Браунинг посвятил Чаттертону эссе , одно из немногих своих программных сочинений, и назвал его нравственным гением, оправдывая его стремление к мистификации молодостью и гениальностью. Пройдя период ученичества, но сохранив присущее романтикам внимание к внутреннему миру человека, Браунинг отказался от романтического субъективизма, от романтизма как системы литературно-эстетических взглядов. Тем не менее он всегда подчеркивал значение чувств, уравновешивающих интеллект, разум, поскольку знание должно иметь нравственное ограничение, иначе оно гибельно для окружающих. Идеалом для Браунинга было сбалансированное соотношение разума и чувств, причем приоритет отдавался чувствам, способным на интуитивное постижение истины и подлинной ценности человеческих взаимоотношений. Именно человечностью и красотой привлек Браунинга период Ренессанса, от которого, "по-видимому, он унаследовал неисчерпаемое любопытство и жизнелюбие"4, восхищаясь страстностью,

'Чаттертон Т. (Th.Chatterton, 1752-1770) - английский поэт, автор стихотворений и прозы в стиле средневековья, выдаваемые им за произведения средневековых авторов; совершил самоубийство в возрасте 17 лет. 2Smalley D. Browning's Essay on Chatterton. Harvard, 1948. P. 31. Browning R. Essay on Chatterton. IID. Smalley. Op. cit. Эта статья была опубликована под именем Ричарда Уайлда в июле 1842 г. в "Форин Куотерли Ревью" под названием "Предположения и исследования о любви, сумасшедствии и тюремном заключении Торквато Тассо" (Art.VIII.- Conjectures and Researchers concerning the Love Madness and Imprisonment of Torquato Tasso) и издана в двух томах в Нью-Йорке в 1842 г. Позднее проф. Д.Смолли доказал, что эта статья принадлежит Р.Браунингу, и опубликовал её под названием "Эссе о Чаттертоне". 4DuffmH.Ch. Op.cit. P. 63.

волей, силой людей Возрождения и красотой созданного ими искусства. Браунинг нашел свой идеал в культуре Ренессанса, в ренессансной концепции человека, отразив в своих произведениях "все грани эпохи Ренессанса, как их видели в середине XIX в., и сделал своих героев по-человечески убедительными"'.

В предисловии к своей первой драме "Страффорд" ("Strafford", 1837) Браунинг отметил, что в этой пьесе он, не без опасения, представил "действие в характере, а не характер в действии", что легко можно отнести ко всем его произведениям. Цель Браунинга - исследовать человеческую душу, передать неуловимые оттенки настроения и движения мыслей, выразить бессознательное в сознательном. Подобное смещение интереса от внешней событийности к внутренней борьбе в душе человека было характерным для XIX в., так как новое представление человека о самом себе, его отношение к миру, субъективация современной жизни и опыта создали теоретическую базу для подробного изображения человеческих реакций. Усиление интереса к внутреннему миру человека сопровождалось повышенным вниманием к творчеству Шекспира, чему способствовало сходство елизаветинской и викторианской эпох, для которых было свойственно слияние нового и старого, сильное расслоение общества, неоднозначность и противоречивость духовной жизни общества, его интеллектуальное и духовное раскрепощение. Придя к пониманию драматического как открытию характера через ситуацию, Браунинг неизбежно должен был обратиться к созданию драм, переосмысливая наследие Шекспира.

Начиная с середины XIX в. творчество Р.Браунинга в зарубежном литературоведении является объектом пристального изучения в силу оригинальности и творческой индивидуальности автора, противоречивости и сложности поднимаемых им проблем, блестящего анализа и глубокого понимания им психологии современного человека. При этом отношение к

'Ferguson W.K. The Renaissance in Historical Thought. New York, 1948. P. 132.

творчеству Браунинга было далеко неоднозначным, особенно в начале XX в., когда певца викторианской Англии не принимали из-за отрицания ими викторианских идеалов. В целом, критические исследования о творчестве Браунинга можно разделить на четыре группы: 1) работы, посвященные биографии поэта; 2) исследования драматических монологов и поэм; 3) монографии, исследующие "Кольцо и книгу"; 4) исследования языка и стиля Браунинга. Работ по интересующему нас периоду - 30-40 годы - значительно меньше, и классификация тут будет несколько иная: 1) биографические труды; 2) работы, посвященные его творчеству в целом; 3) немногочисленные исследования, посвященные непосредственно драматургии Браунинга. К биографическим работам следует отнести прежде всего книгу миссис С. Орр "Справочник к произведениям Р.Браунинга"1 (1890). Она лично знала поэта, и на её труд ссылаются многие исследователи творчества Браунинга. В XIX в. было опубликовано много работ биографического характера, также содержащих полезную информацию, например, монография Е. Бердо "Послание Браунинга своему времени: его религия, философия инаука(1890) Очень ценный фактический материал можно обнаружить в "Справочнике по трудам Браунинга" У.Де Вейна3 (1940). Также следует отметить двухтомный сборник писем Р.Браунинга и Э.Баррет под редакцией Е.Кинтнера4, изданный в 1969. Среди работ общего характера необходимо выделить работу Т.Коллинза "Нравственно-эстетическая теория Браунинга 1833-1855 гг."5 (1967), в которой автор прослеживает становление литературно-эстетических взглядов Браунинга в первый период его творчества. Блестящий анализ поэтики Браунинга дал в своей монографии П.Хонан "Характеры Браунинга.

'Orr A. S. A Handbook to the Works of Robert Browning. London, 1890. Berdoe E. R. Browning's Message to his Time: his Religion, Philosophy and Science. London, 1890.

3De Vane W. C. A Browning Handbook. Yale University Press, 1940. 4The Letters of Robert Browning and Elisabeth Barret, 1845-1846 I Ed. E. Kintner. Harvard University Press, 1969. 5Collins T. J. R. Browning's Moral-Aesthetic Theory. 1833-1855. Lincoln, 1967.

Исследование поэтической техники" (1961). Серьезной и оригинальной представляется нам монография Р.Лангбаума "Поэзия опыта" (1963), где автор указывает на необходимость правильной точки зрения для понимания как драматических монологов Браунинга, так и его пьес. Интересные работы, отличающиеся своеобразным подходом к творчеству Браунинга, опубликованы в сборниках литературно-критических эссе под редакцией С.Петча и У.Слина (1971)3 и под редакцией Изабель Армстронг (1974)4. Наталкивающим на размышления является труд К. Райала "Становление Браунинга" (1983)5, где автор рассматривает истоки литературно-исторических и философских взглядов Браунинга. Отдельно следует упомянуть работы Ф. Дрю6, Г.Роя7 и

монографию С. Хассета , в которой тонко исследуется внимание Браунинга к внутренней жизни человека. Глубокий психологический анализ начального этапа творчества Браунинга, и прежде всего его интереса к определенным темам, представил Дж. Мейнард ; полезной является и монография Дж. Миллера "Исчезновение Бога" , в которой автор выявляет особенности отношения Браунинга к религии и Богу.

Среди работ, в которых исследователи обращают прежде всего внимание на новаторство Браунинга в сфере жанра и уникальность его стиля, выделяются труды Д.Хэйера "Эксперименты Браунинга с жанрами"11 (1972), где автор настаивает на значении иронии для понимания творчества Браунинга, и

'Нопап P. Browning's Characters. A Study in Poetic Technique. Yale University Press, 1961.

2Langbaum R. The Poetry of Experience. New York, 1963. 3Browning Centenary Essays I Ed. S.Petch and W.Slinn. Sydney, 1971. 4Robert Browning I Ed. I. Armstrong. London, 1974. 5Ryals Clyde de L. Becoming Browning. Ohio, 1983.

6Drew Ph. The Poetry of Robert Browning. A Critical Introduction. London, 1970. 7Gridley Roy E. Browning. London, 1972.

8Hassett С W. The Elusive Self in the Poetry of R. Browning. Ohio, 1982. 9Maynard J. Browning's Youth. Harvard, 1977. 10Miller J.H. The Disappearance of God. Harvard, 1963. Hair D. S. Browning's Experiments with Genre. Toronto, 1972.

Е.Слина "Отречение от жанра"1 (1982), где автор говорит о проблеме личности и значении опыта для становления индивидуума, проблеме самообмана в творчестве Браунинга. Следует также упомянуть монографию Х.Такера "Начала Браунинга. Искусство раскрытия" (1980), где автор анализирует раннее творчество Браунинга. Непосредственно драматургии Р.Браунинга посвящены лишь несколько работ, в том числе труд В.Шармы "Изучение викторианской стихотворной драмы" (1979), где автор рассуждает о конструкции сюжета у Браунинга, системе персонажей, принципе характеризации, жанровой форме, а также определяет место драм в творчестве Браунинга. Д.Хогг в своей книге "Роберт Браунинг и викторианский театр. Экспериментальный драматург: несценичные пьесы" (1981) рассматривает "Трагедию души" и "Лурию", отмечая ироничность и экспериментаторство драматурга. Следует отметить также статью А.Дюбуа "Роберт Браунинг, драматург"5, посвященную жанровой природе драм Браунинга.

В России первое упоминание о Браунинге появилось в 1836 г. в № 7 "Московского наблюдателя" в статье "О Парацельсе Роберта Браунинга". В 1848 г. в "Литературной газете" (№ 16, 17) была опубликована анонимная статья "Роберт Браунинг и современная английская литература". В конце XIX в. 3. Венгерова отметила значение Браунинга для английской литературы ("самое крупное имя после Байрона и Шелли") и назвала поэта "Шекспиром новейшей формации", отмечая сложность и философскую глубину его произведений, психологизм и жизненность образов, а также интерес поэта к драматической форме. 3. Венгерова указала и на отличительную особенность

'Slinn E.W. Browning and the Fiction of Identity. London, 1982.

2Tucker jr.H. F. Browning's Beginnings. The Art of Disclosure. Minnesota, 1980.

3Sharma V. Studies in Victorian Verse Drama II Salzburg Studies in English

Literature. No. 14. Salzburg, 1979.

4Hogg J. Robert Browning and The Victorian Theatre. The Experimental Dramatist:

the Closet Plays II Salzburg Studies in English Literature. No. 4. Salzburg, 1981.

5DuBois Arthur E. Robert Browning, Dramatist II Studies in Philology, No. XXXIII,

1936. P. 626-55.

критики о Браунинге, которая "не столько критикует, сколько объясняет", так как Браунинг принадлежит к "трудным авторам, которых трудно переводить и понимать". Однако её утверждение, что поэт "стоял вне волнений текущей жизни,., не примыкая ни к одной школе"1, не совсем соответствует действительности.

Небольшая, но емкая заметка о Браунинге принадлежит В. М. Жирмунскому, где он указывает на особое место поэта в английской литературе и видит в нем "одного из самых оригинальных представителей современной поэзии". В. М. Жирмунский сравнивает драматические монологи Браунинга с "драмами души" Геббеля, Ибсена и Метерлинка, отмечая "художественное восприятие, при котором все внешнее воспринимается как события душевной жизни". Как полагает автор статьи, у Браунинга "за индивидуальными, единственными, неповторимыми образами особенной человеческой души открываются вечные глубины существования". Ученый подчеркивает психологизм поэта, его особенный художественный мир, цельность восприятия жизни, увлечение культурой Возрождения и её глубокое понимание. Однако мысль В. М. Жирмунского о том, что "Р. Браунинг не находит себе места в романтической традиции" , представляется спорной.

Первое, и пока единственное монографическое исследование творчества Браунинга в отечественном литературоведении принадлежит Е. И. Клименко: в 1967 г. была опубликована её книга "Творчество Роберта Браунинга"3. Е. И. Клименко, дав анализ всего творчества Браунинга, показала его преемственность в контексте литературной традиции XIX в. и его новаторство, подчеркнув внимание Браунинга к актуальным проблемам современности. Поэт размышлял над проблемой героического, столь остро поднимавшейся и

Венгерова 3. Роберт Броунинг и его поэзия // Литературные характеристики. СПб., 1897.

Жирмунский В. М. Роберт Браунинг (Заметка) / Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. 3 Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга. Л., 1967.

обсуждавшейся в литературе XIX в., над проблемами религии, политического лидера, ответственности человека за свою жизнь. Несмотря на несомненную новизну в решении данных вопросов, Браунинг начал свою литературную деятельность, подражая Шелли и Байрону, изучая их произведения и пытаясь ответить на вопросы, волновавшие поэтов-романтиков: о роли поэта в обществе, о взаимоотношениях личности и общества, о верности человека своей выбранной, но недостижимой цели, о невозможности самореализации в этом мире. Браунинг живо интересовался историей, восхищался творчеством Шекспира, разделял положение романтиков о синтезе искусств, использовал языковые приемы, которые в XIX в. снискали ему славу "неясного" и "темного" поэта, а в XX в. - уважение модернистов. Как и романтики, он нарушил иерархию жанров, создав свой знаменитый жанр драматического монолога.

В переводах на русский язык драматические монологи и поэмы Р. Браунинга1 публиковались в различных сборниках и альманахах, а в 1981 г. был издан сборник "Роберт Браунинг. Стихотворения". Автор предисловия В. Захаров дал общий обзор творчества поэта, указав на сплав реалистических и романтических тенденций в его творчестве и яркую индивидуальность драматических монологов Браунинга.

В 1990-е гг. внимание к творчеству Р. Браунинга в отечественном литературоведении заметно возросло. Так, И. Малинкович в своей книге "Судьба старинной легенды" (1994) рассматривает написанную Браунингом для сына известного английского актера и режиссера У. Макриди (1793-1873) поэму "Пестрый флейтист из Гамелина, рассказ для детей" ("The Pied Piper of Hamelin; a Child's Story", 1842), отмечая уже здесь "характерный" стиль Браунинга (гротескный юмор, неожиданные сравнения, разговорные интонации) и особенности его поэтики (саморазоблачение персонажа, двойственность устремлений героя, "понимание правды не как данности, а как

Единственная переведенная на русский язык пьеса - "Пиппа проходит". В переводе Н. С. Гумилева она была опубликована в 1914 г. в "Северных записках" (№ 3, 4).

перспективы, предстающей в его стихах"). И. Малинкович приходит к выводу, согласно которому "с Роберта Браунинга началась в английской литературе новая поэзия, значительно раздвинувшая стихотворные границы" . Творчеством Браунинга также занималась Н. П. Михальская , предложив интересный анализ поэмы Р. Браунинга "Иван Иванович", написанной на русскую тему.

В 1998 г. Д. М. Усенко3 защитил кандидатскую диссертацию "Браунинг и романтизм", где он исследовал драматические монологи Браунинга в русле концепций романтизма, а в 1999 г. в Нижнем Новгороде была защищена кандидатская диссертация В. Н. Романовой4 "Поэзия Роберта Браунинга (К проблеме художественного своеобразия)", где автор рассматривала поэзию Браунинга в аспекте музыкальности, так как он сам чрезвычайно интересовался проблемами синтеза искусств и связей литературы, музыки и изобразительного искусства.

Анализ изученной литературно-критической литературы показывает, что, несмотря на огромный интерес к творчеству Браунинга в целом, первый период его творчества, когда происходило становление и формирование его этико-философских и литературно-эстетических взглядов, остается недостаточно исследованным. В связи с этим материалом данной работы стали драмы Роберта Браунинга, опубликованные в серии "Колокольчики и гранаты": "Страффорд" ("Strafford", 1837), "Пиппа проходит" ("Pippa Passes", 1841), "Король Виктор и король Карл" ("King Victor and King Charles", 1842), "Возвращение друзов" ("The Return of the Druses", 1843), "День рождения

'Малинкович И. Судьба старинной легенды. М., 1994.

Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX -XIX веков. М., 1995.

Усенко Д. М. Браунинг и романтизм. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1998.

Романова В.Н. Поэзия Роберта Браунинга (К проблеме художественного своеобразия). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1999.

Коломбы", ("Colombe's Birthday", 1844), "Лурия" ("Luria", 1846), "Трагедия души" ("A Soul's Tragedy", 1846).

Актуальность изучения драм Роберта Браунинга подтверждается неослабевающим вниманием к его творчеству ученых-филологов, что вызвано его значимостью для современной литературы, недостаточной изученностью его творчества в целом в отечественном литературоведении и драматургии Браунинга в западном литературоведении.

В свете вышеизложенного целью данной работы является исследование пьес Браунинга для того, чтобы: 1) определить природу творческой индивидуальности автора, его новаторства; 2) выявить значение пьес в творческом наследии Браунинга, показав динамику становления и развития его этико-эстетических взглядов; 3) исследовать жанрово-стилевые особенности произведений первого периода его творчества.

Конкретными задачами данной диссертации являются: 1) анализ драм 30-40 гг., создававшихся в период формирования мировоззрения Браунинга; 2) определение роли литературных традиций для драматургии Браунинга 30-40 гг. в контексте литературно-эстетических дискуссий того периода; 3) изучение этико-эстетических взглядов Браунинга в социокультурном контексте первой половины XIX в.; 4) исследование структуры пьес и их жанрово-стилевой природы, установление их специфического характера; 5) анализ драм Браунинга как целостного цикла произведений, посвященных одной тематике, и выявление задач, которые автор ставил перед собой; 6) определение степени преемственности и новаторства Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи.

В конце XVIII века - начале XIX века проблема историзма была чрезвычайно насущной в связи с социально-политическими изменениями в Европе. Это проблема очень остро возникает в творчестве Браунинга, поскольку для поэта прошлое постоянно присутствует в настоящем, оказывая влияние на будущее. Взгляды Браунинга на ход исторического процесса

претерпевают изменение на протяжении изучаемого периода. Однако их особенностью является их этическая направленность и внимание к роли человека в историческом процессе. Не менее актуальным для творчества Браунинга было осмысление проблемы героического: при рассмотрении этой проблемы драматург стремился определить, кто есть герой в понимании современников и каким должен быть герой, чтобы отвечать задачам, стоящим перед обществом. Специфика концепции героического у Браунинга заключается в том, что он отрицает как романтического, так и викторианского героя, делая акцент не на внешней значимости поступка, а на его нравственном значении, как для самого героя, так и для окружающих его людей. Настойчивое внимание Браунинга к этическим, духовным проблемам взаимоотношений людей говорит о характерном для его сочинений "диалогичность", которую М.М.Бахтин определял как духовный контакт, взаимопроникновение культур и пластов времени, взаимопонимание людей, читателя и писателя, изображенных персонажей .

Проблема поэта возникает одной из первых в творчестве Браунинга. При этом он отказывается от романтического субъективизма и обращается к объективному изображению, а причины этого отказа анализирует в статьях "Эссе о Чаттертоне" ("Essay on Chatterton", 1842) и "О поэтах субъективном и объективном, о целях субъективного поэта; о Шелли, человеке и поэте" ("On the poet Objective and Subjective, on the batter's Aim; on Shelley, the Man and the Poet", 1851). Следствием отказа от романтического мировоззрения и от образа поэта-героя стало появление в произведениях Браунинга героев-музыкантов и художников, которые так же, как и поэты, стремятся постичь бесконечно изменяющийся мир и вступить в диалог с окружающими их людьми. Отказ от образа поэта-героя привел к усложнению композиционной структуры произведений Браунинга - после написанной от первого лица поэмы "Полина"

См. подробнее: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 304-312,371-373.

("Paulina", 1833) он обращается к драмам, лирическим и драматическим монологам, что дает ему возможность снять однозначность субъективного высказывания. Логическое завершение наступает в философском романе в стихах "Кольцо и книга" (1868-1869), где повествование ведется с нескольких точек зрения и ни одна не является истинной, отображая лишь часть действительности.

С проблемой поэта тесно связаны проблемы личности и верности личности самой себе. Для Браунинга это был очень острый вопрос, поскольку он пришел к выводу, что изменение внутреннего "я" поэта является необходимым условием постижения изменяющегося мира, и поэтому вопрос о верности человека самому себе, несомненно, представлял для него огромный интерес. Размышления Браунинга на эту тему нашли отражение как в драмах ("Возвращение друзов"), так и критических статьях ("Эссе о Чаттертоне"). Учитывая своеобразие трактовки этой проблемы у Браунинга, представляется необходимым охарактеризовать личность в его драмах в её становлении и развитии.

Жанровое своеобразие драм Браунинга рассматривается во взаимосвязи с национальной (романтики, Шекспир) и мировыми (Альфьери, французские классицисты) литературными традициями. Опираясь на богатую литературную традицию жанра, Браунинг сумел создать оригинальные и новаторские произведения, в формальной и жанровой структуре которых огромное значение играла ирония, пронизывающая все уровни пьес.

В соответствии с указанной целью и перечисленными конкретными задачами в работе над диссертацией используется комплексный подход с опорой на историко-функциональный, сравнительно-систематический, аналитический и герменевтический методы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы выдающихся отечественных и зарубежных авторов в области поэтики, теории и истории литературы (А.А.Аникст, И.В.Арнольд, М.М.Бахтин, М.А.Барг,

В.М.Жирмунский, Е.И.Клименко, Н. П. Михальская, О.Л. Мощанская, А.В. Карельский, Б.Г.Реизов, Л.В.Сидорченко, В.Е.Хализев; У.Де Вейн, Ф.Дрю, Т.Коллинз, Р.Лангбаум, Дж.Мейнард, Дж.Миллер, К.Райал, Е.Слинн, Д.Смолли, Д.Хейэр, Дж. Хогг, П.Хонан).

Таким образом, в данной диссертации анализируется идейно-нравственный и поэтологический дискурс пьес Браунинга, выявляется его связь с традицией, а также новаторские тенденции его творчества. Своеобразие творчества Браунинга связано с переплетением в его творчестве романтических и реалистических элементов, с философской направленностью его произведений, в которых он анализировал важнейшие философские проблемы своего времени, тем более что он лично был знаком с Т. Карлейлем и Дж. Рескиным (1819-1900). Оригинальным и неповторимым является его язык, оказавший мощное влияние на поэзию модернистов XX века (Т.Элиот, Э.Паунд, Р.Фрост). Однако в наше время, "в кризисной ситуации, в немалой степени порожденной деградацией личности, главный шанс спасения состоит в возрождении нравственной личности"1, в обращении к духовным ценностям, к диалогу культур. В этом смысле непреходящее значение драм Браунинга кроется в этико-эстетической позиции их автора, в его гуманистическом подходе к человеку, в его утверждении красоты личности человека, уважении к ней и необходимости борьбы за сохранение человеческого начала как в отдельном человеке, так и в обществе в целом.

Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Спб: СПбГУ, 1999. С. 372.

Концепция истории и её вариативное воплощение в пьесах Браунинга

Начало литературной деятельности Роберта Браунинга хронологически совпало с началом нового этапа в истории Англии - викторианской эпохи. В 1837 г. Браунинг создал свою первую, а в 1846 г. - последнюю драму, эстетически и философски осмысляя в контексте своего времени наследие романтизма, коренным образом изменившего литературу и философию нового времени. Концепция истории Браунинга проявилась наиболее отчетливо в четырех из восьми1 написанных им драм: "Страффорд", "Возвращение друзов", "Король Виктор и король Карл" и "Лурия"; однако она оказала значительное влияние на политико-нравственные аспекты всех пьес без исключения. При этом концепция истории Браунинга отличалась динамическим характером, формируясь и эволюционируя в изучаемый нами период (1837-1846), и была напрямую связана с нравственной проблематикой.

Сложившийся в K.XVIII - н. XIX веков английский романтизм находился в оппозиции к рационалистической философии Просвещения XVIII в. с её идеей о совершенствовании мира с помощью разума и образования. Романтики отвергали рационализм просветителей, не веря в возможность переустройства общества на разумных началах, и противопоставляли разуму чувства и интуицию. Проповедуя за индивидуалистический бунт, романтики утверждали приоритетность духовного начала и самоутверждения отдельной человеческой личности. Одной из важнейших составляющих романтизма стал историзм: из-за отказа от теологического средневекового мировоззрения и представления о мире, управляемом сильной, мыслящей личностью, являющейся "сознательной движущей силой истории"1, на первый план выдвинулась нация как основная единица, действующая в истории и её созидающая. Заинтересовавшись историей, романтики не могли не обратить внимания на средние века, когда происходило зарождение и становление наций, играющих значительную роль в современной истории. Благодаря романтикам изменилось отношение к средневековью: оно перестало быть "темным временем", как полагали просветители, но превратилось в важную и необходимую веху в развитии современного человечества. Реабилитация средних веков и дискредитация рационалистических учений Просвещения привели к новому пониманию роли и значения христианства, где изначально уделялось огромное внимание исследованию вечных проблем человеческой души и внутреннего мира человека, представлявших наибольший интерес для романтиков. В средние века и искусство, и общество были ориентированы на христианскую религию, и романтики "изображали средневековое общество как целостность, а не сообщество" индивидуальных личностей, что казалось им лучше современного разъединенного общества. В связи с высокой оценкой средневековья и христианства для развития и становления наций и нравственности, отношение к Ренессансу у романтиков было неоднозначным, однако эпоха Возрождения притягивала романтиков своим вниманием к личности, вере в неограниченные возможности человека, яркостью живших тогда людей и созданных ими литературных персонажей.

Интерес романтиков к Ренессансу, обусловленый титанизмом личностей эпохи Возрождения, подтверждался событиями современной им жизни, когда отдельный человек получил возможность реализовать свой потенциал. Именно в XIX в. Ренессанс стали рассматривать как начало Нового времени, вершиной которого был XIX в. с его техническим и материальным прогрессом и коренным изменением традиционного мышления, так как в период Ренессанса впервые стало возможным признание существования личной жизни людей, которые "подчиняются личным страстям и мыслям и контролируют ход важных событий" . Концепция индивидуализма, утверждавшая необходимость инициативных, полагающихся только на личные способности людей для развития государства, помогла утвердить ренессансную концепцию человека, включающую в себя самосознание, независимость мышления, любопытство к миру и человеку, вкус к славе и многостороннему проявлению себя. Ренессанс создал философию человека, утверждавшую его величие и силу и необходимость действенной, активной позиции человека, согласно которой человек становится мерой всех вещей. Как и философия индивидуализма Ренессанса, это утверждение активности человека как условия развития предпринимательства имело первостепенное значение для XIX в. в целом.

Признание индивидуальности личности у романтиков шло параллельно с утверждением индивидуальности каждой нации. Идее национальных особенностей и понятию национального духа как движущей силы развития нации способствовало национально-освободительное движение в Европе в к. XVIII - н. XIX веков. Уроки Великой Французской революции и судьба Наполеона продемонстрировали бесплодность сознательных попыток вмешаться в естественное развитие наций, поскольку те люди, которые пытаются "навязать истории, обществу, отдельным лицам свои собственные представления о личном счастье, общественном благе и справедливости... терпят поражение" . Поэтому великий человек должен был пытаться понять закономерность исторического движения, и великим становился тот, кто сумел уловить исторические веяния и законы и действовать в соответствие с ними.

Проблема героя и критерии героического в драматургии Браунинга

Первыми в XIX в. вопрос о поиске нового героя и определении сущности героического поставили романтики, поскольку герой XVIII в. ушел в прошлое вместе с рационалистической философией Просвещения, полагающей возможным искоренение пороков общества и переустройство мира к лучшему на разумных основаниях. Новое время требовало иного героя, характер которого отражал бы противоречия современной жизни и вместе с тем являл собой некий идеал, достойный подражания.

Новый герой - герой романтиков - находился в оппозиции к героям просветителей и отвергал разум как единственный способ постижения мира, поскольку мир был алогичен и неразумен. Он отрицал возможность переустройства мира, так как зло заложено в самой природе человека, он восставал против общества и общественных связей, потому что, предписывая схемы поведения, общество, основанное на несправедливости, ограничивало свободу человека. Формирование героя романтиков происходило в период, когда все прежде существовавшие связи человека и общества были разрушены, тогда как в доромантическую эпоху личность "была так или иначе укоренена в некоем общем порядке - социальном или нравственном, человеческом или божеском"1. Французская революция 1789 г. значительно поколебала представление о социальном устройстве общества в Европе, а последующие события начала XIX в., попрание прав личности в буржуазном обществе опрокинули все представления о нравственности и значении индивидуума в новом обществе. Отстаивая свободу человека, о которой говорили просветители, его право на собственное мнение, доказывая ценность человека самого по себе, романтики обратились к герою, противостоящему этому новому социуму и стремящемуся усовершенствовать его, но не на рациональных основаниях, доказавших свою несостоятельность, а при помощи чувства.

Утверждая принцип абсолютной личной свободы, романтики отчетливо сознают и её отрицательные стороны: крайний индивидуализм приводит к гибели окружающих людей и самого героя в конечном итоге. "Романтический герой может противостоять миру в отрицательном акте - уходе от мира, но ему не хватает положительного содержания, которое он мог бы противопоставить общественной необходимости, чтобы стать от нее свободной... Романтический герой, в отличие от ренессансной личности, несет в себе то общество, которому противостоит, его противоречия, разорванность, дисгармонию" , и это составляет его главную проблему. Романтики не видят иного возможного героя современного им мира, поэтому, противопоставляя его обществу как единственную на тот момент альтернативу, они одновременно подвергают его жизненное кредо сомнению, что лежит в основе романтического принципа двойственности, отрицания в созидании и разрушении, а также иронии. Характер героя также отличается двойственностью: герой противостоит обществу, миру искаженных человеческих отношений, одновременно являясь борцом за человеческие права и достоинство, защищая тем самым каждого из членов отвергаемого им социума.

Поиск нового героя стимулировался и интересом к сильной личности, ассоциирующейся в то время с героем, способным решить насущные проблемы и являющимся образцом для подражания. Однако поражение Наполеона, олицетворявшего новое время, вызвало разочарование в сильной личности и поколебало представление о её возможностях, сформировав убеждение о бесперспективности действий одиночки. Оно также способствовало укреплению мнения о том, что героическое начало волевой натуры "неизбежно вступало в противоречие с честолюбивыми побуждениями, приводя к роковой неполноценности героя"1, и, следовательно, ставя героизм сильной личности под вопрос.

Первым в череде романтических героев стал герой иенских романтиков, исповедующих беспредельное развитие личности, не зависимой от окружения. Их герой освободился от условностей старого мира и, исповедуя доктрину одновременного отрицания и созидания, вступает в новый мир, который он сам и должен создать, будучи творцом по определению. Этот герой отражает настроение просвещенной публики сразу после Великой Французской революции 1789 г.: свободная и полная сил гармоничная личность, лишенная пороков современной жизни, управляет миром. Однако по мере роста разочарования в революции меняется и концепция героя: он теряет свою независимость, оказываясь неразрывно связанным как со старым миром, так и с обществом, против законов которого он восстает. Старый мир рушится безвозвратно, однако это не приводит к созданию нового, гармоничного мира. Личность теряет свою независимость, ибо не личность управляет миром, а мир управляет ею, что свидетельствует о зависимости духа от объективной реальности; осознание детерминизма человеческого поведения приводит к крайнему пессимизму. В силу этого герой гейдельбергских романтиков, вынужденный принять зависимость индивидуума от внешнего мира, живет внутренней, духовной жизнью, погружаясь в мир семьи и религии.

Проблема становления и самопознания личности в драматургии Браунинга

Проблема личности стояла в центре английской литературы XIX века, поскольку возникновение и формирование совершенно нового общества обусловило обостренный интерес к этой теме. Пытаясь осмыслить свое время, философы - Т.Карлейль, Дж.Ст.Милль, Дж. Бентам - предлагали свои модели и структуры развития общества. Поэтому вопросы, какими должны быть новое общество и новый человек, каковы отношения индивидуума и социума, на что опираться человеку в новом мире, являлись насущными для литературы нового времени.

Еще романтики, для которых "личность существовала как тема"1, говорили о творческом начале нового человека, но, как правило, личностью, творцом они признавали поэта или художника. Для Браунинга, отличающегося "сильным чувством личной независимости и самосознания как необходимых условий существования" , каждый человек являлся творцом собственной жизни, и каждый человек - участником исторического процесса. Поэтому для него проблема личности, процесс её становления и само осознания, стала основной. В декабре 1855 г. Браунинг писал Дж. Рескину: "Я знаю, что своим языком я не проясняю свои концепции, но вся поэзия - это заключение бесконечного в рамки конечного" . Для наилучшего постижения мира поэт стремится приблизиться к невыразимому через многообразие истин и познать многоликий мир через других людей. Определить точку зрения человека можно, лишь поняв его внутреннюю суть, ибо "каждый человек... имеет центр существования и любое действие откроет нам человека, если сумеем понять его действие" .

В степени постижения глубин сознания человека и его психологии Браунингу отдают пальму первенства сразу после Шекспира: все творчество Браунинга отличается обостренным интересом к "происшествиям в развитии души: остальное вряд ли заслуживает внимания" . Подобный интерес к постижению души является существенной частью эстетики английского романтизма, на становление которого сильное влияние оказали христианские традиции, и прежде всего протестантские концепции предопределения и избранности. В протестантизме важное место занимали проблемы души человека и его спасения, ответственности личности за свои поступки, что привлекало романтиков, отказавшихся от рационализма и обратившихся к исследованию человеческой души, познанию истины в христианском смысле. Сам интерес не к внешней событийности, а к внутренним откликам на неё -христианское явление, так как "истинный христианин основную свою деятельность переносит в пространство, невидимое для взора - душу" .

В драмах Браунинга проблема становления личности переплетается с проблемой поэта. Объективный поэт лишь отражает реальную жизнь, подражает, а не творит, в отличие от субъективного поэта, который создает новое, опираясь на собственный внутренний мир. Однако ограничение собственным сознанием неизбежно приводило к индивидуализму и изоляции, а следовательно, к нравственной гибели. Браунинг никак не мог смириться с ролью простого подражателя, объективного поэта, и не мог остаться субъективным поэтом, ограниченного собственными проблемами. Решение объединить субъективное и объективное начала в характере поэта пришло к

Браунингу не сразу, а в конце 30-х - первой половине 40-х годов Браунинг размышлял над изменчивым "я" поэта (статья о Чаттертоне 1842). Утверждая право поэта на "творческий" обман, мистификацию, ношение масок для достижения цели, Браунинг не мог не задаться другими вопросами: а имеют ли право другие люди встать на путь обмана для выполнения своей миссии? Может ли человек стать личностью, если он является обманщиком и лишен внутреннего стержня, определяющего его характер и поступки? Так проблема становления личности у Браунинга перекликается с проблемой сущности поэта, что наиболее отчетливо прослеживается в трагедии "Возвращение друзов"1 (1843).

Начало 40-х гг., время написания "Возвращения друзов", - период становления викторианского общества. Возникновение нового секуляризованного общества заставило пристальнее обратиться к истории, а именно к периоду Ренессанса, когда впервые была поставлена проблема личности в её новом звучании. В эпоху Возрождения человек вновь осознал свое могущество и стал рассматривать себя не как объект Божьей воли, но как самодостаточную личность, способную самостоятельно выбирать путь в жизни, познавать мир и создавать государства, противостоять старому и порождать новое. Именно в том, чтобы "человек стал "самим собой", освобожденным от всех скрывающих его истинную сущность одежд, идеология и искусство Возрождения видели залог счастья человечества и предпосылку всего его будущего развития" . Поэтому появившееся в эпоху Возрождения новое сознание утверждало право и обязанность человеческой личности на самостоятельные поступки и решения впервые в христианской истории. Именно XV в., время расцвета идей Ренессанса о величии и силе человека,

Браунинг выбирает для трагедии "Возвращение друзов", посвященной становлению личности.

Носителем нового сознания в трагедии "Возвращение друзов" становится Джабал. В силу своего характера, интеллекта, образа жизни (много путешествовал и многое видел, как и герои эпохи Ренессанса) он значительно обогнал в развитии своих соплеменников и перестал ощущать себя полностью интегрированным в их общество. В полном согласии с новой идеологией Возрождения он вопрошает: "Зачем сильному человеку считать себя Богом" (226), отказываясь от устаревших постулатов религии друзов и провозглашая неотъемлемое право человека быть самим собой. Как и другие герои Возрождения, он обращает внимание на самого себя и, открыв источник своих собственных поступков в самом себе, жаждет утвердить свое право быть самостоятельной личностью.

Похожие диссертации на Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи