Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века Шафиев, Фарход Ашурович

Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века
<
Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шафиев, Фарход Ашурович. Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Шафиев Фарход Ашурович; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2010.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/416

Введение к работе

Актуальность темы. С победой Октябрьской революции и создания советского государства и территориального распределения Средней Азии в политической, общественной и культурной жизни Таджикистана произошли большие изменения. В результате центр культурной жизни таджикского народа из городов Бухары и Самарканда, имевших более тысячелетнюю традицию с 30-х годов двадцатого столетия переместился в город Душанбе - столицу новообразованной таджикской советской республики. Начиная с этого периода к Душанбе как к новому культурному центру присоединились творческие силы, воспитанные в Бухаре, Самарканде, Худжанде и Йсгаравшане, такие, как С. Айни, А. Дехоти, Г. Абдулло, М. Аминзаде, X. Юсуфй, М. Фархат, Т. Зехни, Б. Сирус, заложивщие основу новой советской таджикской литературы и воспитавшие новую плеяду молодых литераторов, - Мирзо Турсун-заде, А. Шукухи, Т. Пулоди и другие.

Наряду с этим в других регионах проживания таджиков, таких как
Худжанд, Истаравшан, Хорог, Куляб, Дарваз, образовались и дейст
вовали литературные круги, объединившие творческие силы, таких
писателей, как X. Карим, Р. Джалил, Т. Усмон, Л. Обидходжаев, 3.
Джавхари, Н. Шерзода, С. Вализода, М. Рахимзода, К. Чоршанбиев,
А. Шугнани и многих других молодых таджикских поэтов и писате
лей. Особенно, после Великой Отечественной войны наблюдается
расцвет региональных литературных кругов Таджикистана втррой
половины XX века. Творчество представителей указанных литератур
ных кругов, являясь частью общей культуры.таджикского народа,
имело свои традиции, обусловленные культурными, фольвдорными, и
социальными особенностями. , ,

Одним из региональных литературных кругов Таджикистана второй половины XX века является Куляб, где в данный период жили и творили множество талантливых таджикских современных поэтов и писателей. Из числа кулябских литераторов некоторые присоединились к столичному литературному кругу, но такие поэты, как С. Вализода, С. Одиназода, Ашур Сафар, С. Хакимзода, X. Гоиб, А. Калан-дар, X. Вализода, хотя и имели связи со столичным литературным' центром, воспитывались и приобрели известность именно в этрй^ литературной среде.

Исследование творчества представителей литературы отдельных историко-политических и географических регионов, Таджикистана, которые имеют свои культурные и языковые традиции, является,одним из актуальных и малоизученных проблем таджикской .литературы XX столетия. Актуальность темы реферируемой диссертации определяется и возрастающим в последние годы интересом исследователей к изучению внутренних специфических закономерностей литературного процесса региональных кругов, что составляет одну из

тенденций развития таджикской литературоведческой науки на со
временном этапе. К таким актуальным проблемам относится и иссле
дование Кулябского литературного круга и творчества одного из его
талантливых представителей Ашура Сафара, ставшего объектом на
стоящего диссертационного исследования. В кругу вопросов изучения
поэзии Ашура Сафара особое внимание вызывают проблемы жанро-
во-сгилевых особенностей его творчества, изучение средств художе
ственной выразительности, характеризующих специфику его образно
го мышления. Ашур Сафар занимает особое место не только в Ку-
лябском литературном круге, но и современном таджикском литера
турном процессе. В своем творчестве, глубине охвата проблем и своей
роли в сознательной модернизации таджикской поэзии, он опирается
на многовековый одыт таджикско-персидской классической литера
туры. .->-Ч>Г:;:-'>; Г, '* : " '"'"'

Степеныиученности темы. Интерес ученых, литературоведов как
к личности шоэта Ашура Сафара, так и к его творчеству проявился в
последние десятилетия двадцатого столетия. Однако и по сей день, нет
специального труда, где были бы рассмотрены вопросы идейного
тематического, жанрового и художественного своеобразия поэзии
Ашура Сафара, его места и'вклада в развитие Кулябского литератур
ного круга и в современном литературном процессе Таджикистана в
целом... И' '-'>: "" ''''' ' " "' ::"'";

Интерес современников к личности Ашура Сафара и к его творчеству как поэта пвдявилсяс 60-х годов прошлого столетия. Первым из числа современников, высказавших мнение о творческом почерке Ашура Сафара, является поэт М;Фархат, который в предисловии, написанном к сборнику стихов А: Сафара «Добрая весть надежды», изданном в 1964 году попытается определить своеобразие его поэтического стиля. (20, 5) Немного позже была опубликована статья литературоведа С. Табарова «Труд и поиск-основа эффективности творчества»; автор которой лричисляет Ашура Сафара к группе талантливых молодых'поэтов того'времени -Ш. Мастону, С. Халимшо, X. Файзулло, С. Амивджанову > А. Кодири, Б. Собиру и др (108,196).

В последующие годы справочные сведения о жизни и творческом наследии Ашура Сафара даны в статьях О. Нуриддинова (11,208-209), Гулназара (6,485-488), в рецензиях Б. Абдулвохидова (1, 4), Г. Сафара (16,4), Р.Вахобова (4, 127-128), М. Гоиба (7, 6), У. Тоирова (18, 64-66), А. Кучарова (8, 4), написанных к сборникам стихов поэта, изданным в разные; годы: В них анализируются вопросы, относящиеся к тематике, содержанию, языку и стилю, жанровому и художественному своеобразию стихов поэта.

В 1990 году вышел в свет сборник стихов Ашура Сафара «Цветник»; который был представлен к Государственной премии имени Рудаки. В рецензии литературоведов У. Тоирова и А. Кучарова, написанной к этому сборнику, подчеркивается простота, и изящность, и

острота языка и стиля поэта, их художественная и эстетическая ценность, значение в нравственном воспитании молодого поколения (8,

4).

Представляет особую ценность работа Б. Нозимова «Ащур Сафар: Очерк жизни и творчества»), посвященной исследованию биографии и творческого наследия поэта. Исследователь, анализируя творчество Ашура Сафара, подчеркивает, что одним из основных источников его вдохновения является устное народное творчество и его художественное мышление, очень близкое к .художественному мьщщению народа. (10,510).

Интерес таджикских литературоведов к жизни и творчеству Ашура Сафара возрос особенно в период суверенитета Таджикистана. Издание в этот период избранных стихов Ашура Сафара на персидской графике ознакомило иностранных фарсиязычных читателей с его поэтическим творчеством, а статьи литературоведов X. Шарифова (21, 3-11), Алиасгара Шеърдуста (22, 22-30), М. Раджаби (12, 2-3), ІП. Саъидджафарова (13, 4) и сборника статей, воспоминаний и соболезнований, вышедший в свет в 1998 году по случаю смерти Ашура Сафара, создали почву для дальнейшего монографического и всестороннего исследования жизни и творческого наследия и определения его вклада в развитие Кулябского литературного круга.

Таким образом, анализ работ, посвященных жизни и творчеству ; Ашура Сафара, показывает, что они в основном имеют справочный, ознакомительный характер, написаны в форме отзывов, рецензий и вступительных статей по случаю выхода в свет отдельных сборников стихов поэта. Они ограничены лишь характеристикой некоторых особенностей поэзии Ашура Сафара, тогда как часть серьезных проблем, как становление творческой индивидуальности поэта, художественные, тематические, жанровые и стилевые особенности его поэтического творчества до сих пор не подвергнуты аналитическому разбору, глубокому научному исследованию. Именно этим и продиктован выбор темы настоящей диссертации, в которой мы задались целью исследовать жизнь и творчество Ашура Сафара и его вклад в развитие Кулябского литературного круга с позиций нового мышления, связанного с периодом государственного и национального суверенитета Таджикистана.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование жизни и творчества одного из ярких представителей кулябского литературного круга Ашура Сафара, идейного, тематического, жанрового и художественного своеобразия его поэтического наследия, определение его места и роли в литературном круге Куляба и таджикском современном литературном процессе в целом. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- выявление внутренних, специфических закономерностей развития литературного круга Куляба,

восстановление возможно полной научной биографии Ашура Сафара,

определение творческого наследия поэта, характеристика жанровых и тематических особенностей,

анализ структуры и содержания поэзии Ашура Сафара,

определение роли сатиры и юмора в творчестве поэта,

выявление жанрового разнообразия его поэзии,

изучение особенностей языка и стиля поэта,

анализ художественных особенностей его поэзии,

определение роли и места поэта в литературном процессе куляб-ского литературного круга и в современной таджикской поэзии в целом.

Объектом исследования данной диссертационной работы являются различные сборники стихов, опубликованные с 1964 по 2008 года. При исследовании автор диссертации в основном опирался на сборники стихов Л. Сафара «Раздумья 6 жизни» (1997), «Избранное» (2003), «Дождь наставления» (2008), так как другие сборники, изданные с 1964 по 1995 года, не охватывают всего творчества поэта. К анализу также привлечены воспоминания, соболезнования и рассказы друзей, коллег и ближайших родственников поэта.

Методологической основой диссертации являются теоретические положения о конкретно - историческом и системном изучении литературных явлений и художественных: произведений, отразившиеся в работах М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. 1\ Белинского, Л. И. Тимофеева, С. Хабарова, М. Шакури, X. Шарифова, А. Хабибова, X, Асозода и др. Учтен также опыт современных литературоведов и критиков в изучении творчества Ашура Сафара.

Научная новизна реферируемой диссертации состоит в самом материале исследования и определяется концепцией работы - выявить особый ракурс поэтического видения Ашура Сафара, позволяющего судить о нем, как о поэте глубоко оригинальном и самобытном. В работе впервые рассмотрена эволюция творческих исканий А. Сафара, предпринята попытка определить идейно-тематические, жанровые, стилевые и художественно - эстетические особенности его поэзии. Впервые в современном литературоведении разрабатывается вопрос об особенностях литературного круга Куляба и роли А. Сафара в процессе его развития.

Теоретическая и практическая значимость'исследования. На материале'анализа идейно тематических и жанрово- художественных особенностей поэзии Ашура Сафара изучается направление поисков современных таджикских поэтов, прослеживаются процессы переосмысления установившихся традиций, усвоения опыта других литератур, использования фольклорных мотивов и элементов, характеризующих поиски новой художественной формы. Результаты проведенного исследования восполнят существующие пробельї в изучении

б --:--1-..-.

современной таджикской поэзии, расширят представления об особенностях и путях её развития. Материалы и выводы работы могуг быть использованы в соответствующих разделах курса «Современная таджикская литература», в спецкурсах и спецсеминарах в вузах республики.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 5 статьях, перечень которых приводится в конце автореферата, и докладах, прочитанных на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Кулябского государственного университета и Таджикского национального университета. (2008-2010г). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидской - таджикской литературы филологического факультета Таджикского национального университета (протокол № 3 от 26 октября 2010 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.

Похожие диссертации на Ашур Сафар и литературная среда Куляба второй половины XX века