Введение к работе
Актуальность проблемы. Деятельность современного человека в различных областях социальной практики (профессиональной, общественно-политической, семейно-бы говой и др) осуществляется в условиях сложного взаимодействия множества факторов, имеющих, как правило, нелинейный характер и нередко опосредующих друг друга В этой связи одним из условий успешности личности является способность к проектной деятельности, которая придает творческий характер его профессии, определяет ее инновационный потенциал Отсутствие проектной культуры приводит к значительному рассогласованию между целями и результатами деятельности как отдельного человека, так и различных профессиональных, досуговых и иных общностей Последствия этого находят выражение в неэффективности, а то и крахе различных проектов — от личностных до социально значимых, ведет к неоправданному расходованию ресурсов В основе указанных проблем лежит недостаточность, порой полное отсутствие, проектной культуры, носителями которой выступают люди, вступающие в профессиональные, социальные, межличностные и иные отношения
Сказанное в полной мере относится к социально-культурной сфере, где отсутствие проектной культуры специалистов приводит к неэффективности деятельности клубов, парков, библиотек, музеев и других учреждений, к получению педагогических результатов диаметрально противоположных намечаемым целям В личностном плане отсутствие проектной культуры приводит к неумению личности наметить цели и ценности своей деятельности в различных сферах, соизмерить цели и имеющиеся ресурсы, что в итоге приводит к разочарованию, апатии, неуспешности как в профессиональной, так и других областях жизни
Проектная составляющая определяет сущность всех технологий социально-гуманитарной направленности - социальной педагогики, рекламного дела, организации шоу-акций, PR-коммуникаций, туристского маркетинга и т д Результаты профессиональной деятельности в сфере социально-культурных коммуникаций зависят от степени владения и эффективности использования соответствующих технологий, составляющих инструментальную базу проектирования Именно качество проектного этапа обеспечивает результативность всех последующих действий и шагов по реализации замысла Следовательно, проектирование можно рассматривать в качестве мировоззренческой и методической основы целого ряда профессий, границы компетенции которых лежат в социально-культурной, социально-педагогической и маркетинговой плоскости Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности - ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации
Ситуация усугубляется тем что сложившаяся система подготовки работников социально-культурной сферы не обеспечивает необходимого уровня развития проектной культуры в связи с тем, что в рамках профес-^
сиональпоіо образования проектные способности личности не рассматриваются в качестве объекта целенаправленного формирования Это в дальнейшем обедняет содержание и формы работы социально-культурных учреждений, негативно сказывается на успешности деятельности и снижает уровень удовлетворенности профессией
В этой связи возникает, необходимость поиска дополнительных ресурсов и разработки системы организационно-педагогических условий, способствующих развитию проектных качеств будущих специалистов В качестве такого ресурса можно рассматривать культурно-досуговую деятельность студента, которая обладает значительным воспитательным потенциалом в силу своей инновационности, нерегламентированности, коммуникативно-игровой природы Оптимальной средой формирования проектных умений и навыков может стать досуговое объединение будущих специалистов социально-культурной сферы
Предварительный анализ проблемы позволяет зафиксировать противоречия между а) необходимым уровнем проектной культуры, определяемым усложнением всех сфер жизни и деятельности современного человека и реальным уровнем этой культуры, б) возможностями проектной культуры в оптимизации различных сторон деятельности современного менеджера социально-культурной сферы и степенью использования этих возможностей на практике, в) объективным потенциалом социально-культурной деятельности в формировании и развитии проектной культуры личности и степенью его реализации
Актуальность проблемы, а также ее недостаточная изученность определили цель диссертационного исследования — обосновать теоретическую концепцию проектной культуры менеджера социально-культурной сферы и разработать методику формирования соответствующих профессиональных качеств в условиях внеучебной деятельности
Достижение указанной цели обусловливает необходимость постановки и решения следующих задач:
Охарактеризовать теоретико-методологические аспекты феномена проектной культуры менеджера социально-культурной сферы.
Раскрыть структуру и содержание проектной культуры личности
Сформулировать и апробировать организационно-педагогические условия эффективного формирования проектной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы
Определить педагогические возможности интерактивных технологий формирования проектной культуры специалистов социально-культурной сферы во внеучебной деятельности
Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы в объединении клубного типа, действующего в условиях вуза
Объект исследования проектная культура специалистов социально-культурной сферы, предмет - условия оптимизации формирования проектной культуры специалистов социально-культурной сферы во внеучеб-ной культурно-досуговой деятельности
Степень разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, выполненные в рамках различных направлений гуманитарно-философской и социально-педагогической мысли, исследования, раскрывающие закономерности и механизмы психологии творчества (А А Потебня, П К Энгельмейер, С О Грузенберг, А В Петровский, Л С Выготский, А Ф Лосев, Д Б Богоявленская, Б М Теплов, А В Запорожец, А А Мелик-Пашаев), анализирующие общие и специальные способности личности ((Л С Выготский, С Л Рубинштейн, А Н Леонтьев, Б М Теплов, Я А Пономарев, В Д Шадриков), современные концепции развития творческих способностей (А В Брушлинский, Д Б Богоявленская, В Л Дранков, А В Запорожец, А Н Лук, А М Матюшкин, Я А Пономарев) Учитывались разработки проблемы становления и развития индивидуальности человека (работы Ананьева Б Г , Асмолова В Г, Ломова Б Ф , Мерлина В С , Петровского А В, Резвицкого ИИ), развития и самовыражения целостной личности в процессе совместной деятельности (Абульханова-Славская К А , Анцыферова Л И , Ломов Б Ф , Шорохов Е Ф ) Креативные и инновационные аспекты игровой деятельности раскрывались в работах Н П Аникеевой, О С Газмана, В С Григорьева, В Д Пономарева Значительная часть публикаций последних лет посвящена вопросам социокультурного проектирования (Г М Бирженюк, Г Г Дадамян, О Г Генисаретский, В Л Глазычев, А П Марков, Я Ш Паппэ, В М Розин, С В Шишкин и др) В исследованиях, выполненных в рамках проблематики социально-культурной деятельности, игра рассматривается как интерактивный метод в развитии творческих начал личности, формировании профессиональных способностей и навыков, коммуникативной и профессиональной компетентности специалистов социально-культурной сферы (Т С Бибарцева, Л И Новикова, А П Панфилова, В Д Пономарев, В Я Суртаев, Б А Титов)
Данные исследования позволили выявить этапы и закономерности социально-культурного проектирования, обосновать роль креативности, рефлексивности, коммуникативности, как базовых личностных предпосылок формирования проектной культуры, раскрыть способы игровой организации проектного сообщества Полученные в них результаты можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно рассмотреть проектирование как методологию и системно-синергетическую технологию, интегрирующую в рамках единого алгоритма креативные и инновационные ресурсы социально-гуманитарных областей знания и практики
Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемого вопроса позволил сформулировать исходную гипотезу, состоящую из следующих предположений
1 Развитие проектных способностей личности является базовой
предпосылкой, определяющей инновационный и креативный характер
профессиональной деятельности менеджера социально-культурной сферы,
позволяющей ему эффективно решать задачи различного класса и уровня,
разрабатывать и осуществлять наиболее целесообразные инновации
В основе проектной культуры лежит универсальный мыследятель-ностный алгоритм, включающий этапы и технологии анализа и решения проблем, возникающих в различных сферах социально-культурной практики
Повышение проектного потенциала менеджера предполагает овладение соответствующими социально-культурными технологиями, обеспечивающими инструментальную основу проектирования и позволяющими создавать нормативную модель ситуации и коммуникативные средства ее реализации, обосновывать способы решения значимых для социального субъекта проблем
4 Оптимальной формой развития проектных способностей явля
ется досуговое объединение клубного типа, позволяющее комплексно
сформировать весь спектр личностных и профессиональных качеств, опре
деляющих основу проектной культуры
Методологической основой исследования стали- идеи и концепции, разработанные в рамках философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, теории социально-культурной деятельности, рассматривающие проективные способности личности как многоаспектный феномен, стимулирующий развитие и реализацию инновационного и креативного потенциала личности, концепция творческих способностей как реализуемых, развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойства личности (Л С Выготский, С Л Рубинштейн, Б М Теплов), принципы развивающего обучения и концепции педагогического процесса как творчества (М В Аверьянов, П Я Гальперин, Л В Занков, В А Сластенин, Я А Пономарев, Д Б Эльконин) В основу обобщения сущностных характеристик игровых форм проектирования легли теоретические разработки Й Хейзинги, С Л Рубинштейна, Д Б Эльконина, П.М.Ершова, Т.А Апинян Фундаментальные функции проектной культуры раскрывались с учетом концептуальных исследований, выполненных в рамках проблематики социально-культурной деятельности (М А Ариарский, Л.ГБрылева, Г М Бирженюк, Т Г.Киселева, А П Марков, А А Сукало, В Е Триодин, Б А Титов)
Диссертационное исследование осуществлялось на протяжении семи лет и в своем развитии зафиксировало три этапа.
На первом - диагностическом этапе (2000-2001 гг) проводилось исследование проблемы формирования проектных способностей, изуча-
лась философская, психолого-недагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальной программы и выявления организационно-педагогических условий ее реализации, проведен констатирующий эксперимент
На втором — поисково-констатирующем этапе (2002-2003 гг) проведено пилотажное исследование проектных способностей студентов, обучающихся на факультете культуры СПбГУП, разработана теоретическая модель проектной культуры личности, уточнены концептуальные подходы к исследуемой проблеме и отдельные компоненты разработанной программы, разработана и апробирована модель объединения клубного и типа, оптимизирующая процесс развития проектной культуры личности
На третьем — экспериментальном этапе (2003-2006 гг ) были проведены эксперименты с целью апробации, проверки и уточнения научно-методических выводов, полученных в ходе исследования, проверялась оптимальность созданных педагогических условий, проводилась оценка итогов, систематизация полученных результатов, анализ результативности исследуемого процесса, проводились прямые и косвенные наблюдения за реальной деятельностью студентов Осуществлялось описание полученных результатов и их внедрение в практику, окончательная редакция текста диссертационного исследования В итоге была разработана и апробирована программа оптимизации процесса формирования проектной культуры будущего менеджера социально-культурной сферы во внеучебной деятельности, проанализированы ее педагогическая эффективность и перспективы внедрения
Экспериментальной базой исследования был избран факультет культуры Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, также экспериментальное студенческое объединение - клуб «Прок»
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования теоретический анализ и синтез, в контекст которого вошла философская, педагогическая, психологическая литература по проблеме, психологическое тестирование, психолого-педагогические методы исследования (включенное наблюдение, интервьюирование, беседы, метод монографических портретов, изучение опыта учебно-воспитательной деятельности) Особое место в системе исследовательских методов занял педагогический эксперимент, основанный на применении современной методики социально-педагогического проектирования
На защиту выносятся:
1. Обоснование социально-культурного проектирования как методологии, вида интеллектуальной деятельности и систелшо-синергетической технологии, интегрирующей в рамках единого методологического и технологического алгоритма креативные и инновационные ресурсы социально-гуманитарных областей знания и практики - менеджмента, маркетинга, рекламы, PR, технологий социально-культурной дея-
тельности Проектная культура определяет сущность всех социально-культурных технологий, закладывает базовые навыки и умения специалистов соответствующих областей деятельности, которые представляют собой технологически и ценностно оснащенные формы социально-культурного взаимодействия субъекта с различными элементами среды Проектная культура специалистов социально-культурной сферы представляет собой сложное системное образование, пронизывающее все подструктуры личности и выступающее основой осуществления специалистом диагностических, педагогических, управленческих и других функций, базовым условием освоения и реализации основного репертуара социально-профессиональных ролей Это обусловливает необходимость выстраивания как соответствующей системы образования, так и использования возможностей внеучебной деятельности
Структура проектной культуры, включающая личностный, технологический и информационный блоки Составляющие личностного блока а) ценностно-нормативный пласт (выступающий в качестве нравственной основы проектной деятельности), б) креативность; в) рефлексивность, в) коммуникативность, г) достиженческая мотивация Технологическая группа включает в себя мыслительные техники (в том числе и специальные методы, наработанные в области социального проектирования), коммуникативную компетентность, игровую культуру проектировщика Информационный блок содержит типовые модели ситуации, характеристику нормативных состояний объектов, описание проектного потенциала различных видов социально-культурной коммуникации, проектные решения в различных сферах практики
Педагогическая стратегия формирования проектной культуры личности в системе внеучебной социально-культурной деятельности, которая выстраивается*
а) на понимании компенсаторной природы и механизмов личностно
го развития, что предполагает стимулирование ресурсно обеспеченных
личностных качеств, способных обеспечить высокий уровень проектной
культуры менеджера социально-культурной сферы;
б) целенаправленности учебных дисциплин и внеучебных форм со
циально-культурной деятельности на выработку проектной культуры бу
дущих специалистов путем использования интерактивных технологий,
формирующих ценностные установки и поведенческие навыки проектиро
вания как в профессиональной, так и личностной сферах.
4. Программа оптимизации проектной культуры менеджера, в
основу которой положена интеграционная методология, утверждающая
универсальность проектного алгоритма, позволяющая реализовать единую
логику выработки замысла в процессе проектного обоснования любого ви
да и формы социально-культурной коммуникации Основная идея про
граммы состоят в том, чтобы, во-первых, мировоззренчески и методически
оснастить специалистов социально-культурной сферы технологиями инно-
вационной деятельности, способными гарантировать минимум принятия необоснованных и ііскоміїсіеіііньїх решении, обеспечить творческий подход, исключающий непродуктивное копирование многочисленных стереотипов и шаблонов, во-вторых, обеспечить специальными знаниями и методами анализа ситуации, выработки оптимальных вариантов решения различного рода задач, проектирования социально-культурных акций
5. Условия реализации проектного потенциала культурно-досугового объединения клубного типа, которые предполагают
а) реализацию программно-целевого принципа в процессе повыше
ния уровня проектной культуры лидеров и участников объединения,
б) использование интерактивных методов организации совместной
деятельности, сочетание традиционных и инновационных технологий,
в) организацию межличностного взаимодействия на основе игровых
форм,
г) реализацию программно-целевого принципа формирования про
ектных умений и навыков,
д) оптимизацию организационной структуры объединения путем
распределения функционально-должностных обязанностей в соответствии
с личностными потенциалами и особенностями участников, формирования
оптимальных по психологическим характеристикам команд, делегирова
ния ответственности сотрудниками,
е) формирование «портфеля» заказов, имеющих социально значимый
характер (путем инициирования социальных проектов, реализуемых в ре
жиме социального партнерства),
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате комплексного социально-педагогического анализа проектной культуры будущих менеджеров социально-культурной сферы в условиях вуза а) разработана структура проектной культуры менеджера социально-культурной дсяіельпости, основными компонентами кото-рои вьіступаюі базовые качесша и способности личности, непосредственно обеспечивающие успешность проектной деятельности, компенсаторные психологические качества, ценностно-мотивационная сфера личности, определяющая и фиксирующая профессионально-ролевое и ценностное самоопределение будущего специалиста; б) обоснована педагогическая стратегия формирования проектной культуры личности, центральной идеей которой является взаимодополнение и взаимообогащение образовательной и внеучебной сфер деятельности, опора в процессе организации интегративного взаимодействия на группу личностных качеств, компенсирующих дефициты общительности и обеспечивающих в итоге высокий уровень коммуникативной культуры менеджера социально-культурной сферы, в) раскрыта на основе профессиографического анализа система проектных знаний, умений и навыков менеджера, показана взаимосвязь между структурными, функциональными и процессуальными компонентами, г) обоснованы педагогические условия формирования про-
ектной культуры студентов в условиях досугового объединения клубного мша
Практическая значимость исследования состоит в том, чго в нем а) охарактеризована система знаний, умений и навыков, определяющих проектную культуру менеджера социально-культурной сферы и вскрыты основные механизмы реализации проектных функций специалиста, б) предложена программа целенаправленного развития проектных качеств личности, предполагающая как систему специальных внеучебных тренинг-факультативов, так и включение в контекст социально-психологической группы дисциплин активных форм образовательной деятельности, в) обоснованы педагогические условия формирования проектной культуры будущего менеджера социально-культурной сферы в объединении клубного клуба как наиболее оптимальной формы организации внеучебной деятельности, педагогический потенциал которой обеспечивается единством корпоративных интересов участников, использованием интерактивных методов, синтезом различных видов социально-культурной деятельности Результаты исследования были использованы в процессе подготовки студентов факультета культуры СПбТУП Апробированная в режиме педагогаческого эксперимента программа формирования проектной культуры студентов была рекомендована для оптимизации содержательных и технологических сторон образовательного процесса в вузах культуры и искусств
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов была обеспечена исходными методологическими позициями, использованием системы методов,'адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых и продолжительностью как педагогического эксперимента, так и исследования в целом
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по различным направлениям, включающим, а) опубликование материалов исследования (опубликовано три работа), б) выступления на научно-практических конференциях (III Межвузовская научно-практическая конференция («Реклама и PR в России современное состояние и проблемы развития», СПб, 2006 г; III Межвузовская научно-практическая конференция «Туризм как явление культуры», СПб, 2007 г.), методологических семинарах, на заседаниях кафедры социально-культурных технологий СПбГУП, встречах работников образования и культуры, в) в процессе опытно-экспериментальной работы Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе корректировки программ и содержания обучения слушателей ФПК, спецкурсов для специалистов в области обучения и повышения квалификации работников социально-культурной сферы
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав (I «Теоретико-методологические основы формирования проектной культуры личности», II «Педагогические условия формирования комму-
никативной культуры менеджеров социально-культурной сферы»), Заключения и списка литературы