Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Хореографическая самодеятельность как объект исследования советской педагогики
1.1. Цель и содержание хореографической самодеятельности 21
1.2. Участники хореографической самодеятельности как субъект хореографической деятельности 45
1.3. Субъект педагогического руководства хореографической самодеятельностью 79
1.4. Специфика отношений субъекта и объекта педагогической деятельности в хореографической самодеятельности 102
Глава II. Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью
2.1. Методика вовлечения в хореографическую самодеятельность 117
2.2. Методика убеждения, используемая в хореографической самодеятельности 145
2.3. Методы поощрения 150
Заключение 160
Литература 167
Приложения
- Цель и содержание хореографической самодеятельности
- Участники хореографической самодеятельности как субъект хореографической деятельности
- Методика вовлечения в хореографическую самодеятельность
- Методика убеждения, используемая в хореографической самодеятельности
Введение к работе
На современном этапе - этапе развитого социализма в СССР -как объективная потребность дальнейшего развития нашего общества выступает высокий уровень политической, идейно-нравственной, социальной и профессиональной зрелости каждого советского человека.
Утверждение социалистического образа жизни как основы формирования нового человека предполагает повышение духовного потенциала страны, культуры всего народа.
Как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности. Но вместе с тем важно, чтобы каждый советский человек умел ими разумно пользоваться, что в конечном итоге, зависит от того, каковы интересы и потребности личности. Вот почему задача коммунистического воспитания масс - формирование идейно убежденной, гармонически развитой личности, органически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, - становится все более актуальной.
Решение этой задачи требует совершенствования идеологической воспитательной работы среди деятельности масс, что отмечается на всех ее участках, усиление в материалах ХХІУ - ХХП съездов КПСС, Пленумов ЦК, постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам.
Идея всестороннего развития личности получила законодательное закрепление в Конституции СССР (статья 20), что имеет большое практическое, политическое и теоретическое значение.
Особое место в решении проблемы эффективности воспитатель-
ной работы занимает июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, который обобщил огромный опыт идеологической работы партии, глубоко вскрыл недостатки в идейном воспитании, определил действенные пути их исправления. Пленум поставил задачу обновления, обогащения, актуализации содержания идейно-воспитательной работы, ее форм, методов, которые должны отвечать духу времени. В материалах Пленума дана научная программа формирования нового человека. При этом подчеркивается, что формирование нового человека -не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Однако процесс формирования личности, превращения гражданина в сознательного и активного строителя коммунизма непрерывен. Общественное сознание - такая сфера, где у части людей не исключены и негативные изменения, появление чуждых социалистическому образу жизни взглядов и настроений. В последнее время настоящую "психологическую войну" развернул империализм, осуществляя пропагандистскую агрессию против стран социализма, распространяя ложь и клевету на социалистический образ жизни.
В условиях острейшей идеологической борьбы на международной арене совершенствование всей воспитательной работы, обеспечение нового, значительно более высокого уровня идейно-теоретической деятельности, формирование специально подготовленных кадров, изменение стиля массово-политической учебы - вот те главные направления, на которых партия добивается улучшения руководства развитием духовной жизни нашего народа.
Повышение всех звеньев идейно-воспитательного процесса предполагает дифференцированный подход к различным группам населения с учетом социальных, национальных, профессиональных образовательных и возрастных особенностей.
Важнейшим путем решения поставленных партией задач является педагогическое воздействие на все сферы бытия, в том числе и на досуг, что заставляет активизировать работу культурно-просветительных учреждений,
В общей системе воспитания всесторонне развитой личности большую роль играет художественная самодеятельность, значение которой как общественного, художественного, педагогического явления неоднократно отмечалось на съездах КПСС, в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
В частности, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" подчеркивается, что занятия художественной самодеятельностью способствуют развитию человека, формированию у него чувства коллективизма, убежденности, активной жизненной позиции.
Одним из распространенных жанров художественной самодеятельности в настоящее время, как свидетельствуют данные ЦСУ , является хореографическая.
Однако, изучение опыта свидетельствует, что хореографическая самодеятельность недостаточно влияет на массовую танцевальную культуру, особенно в дискотеках, наряду с подлинно воспитывающими хореографическими коллективами существуют и такие, в которых ослаблены коллективистстские связи, формируется несвойственный нашему обществу стиль поведения.
Одним из возможных путей устранения этих недостатков является усиление педагогического руководства хореографическим само-
х Народное образование. Наука и культура.в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1977, с.349-359.
деятельным коллективом. Все это определило цель исследования -выявление путей оптимизации процесса воспитания и хореографических коллективах.
Задачи исследования;
Рассмотреть хореографическую самодеятельность как объект исследования советской педагогики.
Выявить социально-демографические характеристики и психологические особенности участников хореографических коллективов как объекта педагогического воздействия и их руководителей, изучить характер межличностных отношений и обосновать роль руководителя в их становлении и гармоническом развитии,
Разработать и апробировать методику педагогического руководства хореографической самодеятельностью, способствующую превращению участников хореографических объединений в субъект хореографической деятельности, оказывающий "реальное воздействие на повышение массовой танцевальной культуры и внедрение в быт лучших образцов отечественного танца.
Объект исследования - воспитательный процесс в условиях хореографической самодеятельности.
Предмет исследования - совершенствование педагогической деятельности в самодеятельном хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что субъективный интерес населения к приобретению и совершенствованию танцевальных умений и навыков, обусловленный глубоким проникновением танца в быт народа, становится для руководителя объективной основой организации хореографического коллектива. Стадийность педагогического процесса в нем создает условия воспитания участников не только как исполнителей, но и как организаторов и пропагандистов хореографической деятельности и высшим критерием об-
щественной деятельности хореографического коллектива становится его влияние на танцевальную культуру широких слоев и групп населения.
Базой исследования явились хореографические объединения, различающиеся по видам танца (народный, бальный, классический, эстрадный), форме организации (кружки, ансамбли, студии, театры), по уровню развития и творческой отдачи (имеющие звание "народный" и нет), по длительности существования (от 3-х до 20 лег), по ведомственной принадлежности (профсоюзная, сеть Государственная, цеховые коллективы, сельские и городские): клубов, домов и дворцов культуры Челябинской области; г.Челябинска, г.Ижевска Удмуртской АССР. Опытно-экспериментальным коллективом явился "народный" ансамбль танца "Риллио" ГДК г.Кыштыма, в котором проводился педагогический эксперимент, связанный со становлением коллектива, формированием репертуара, отработкой методики воспитания.
Основной базой исследования явился коллектив "Ракурс" Челябинского медицинского института, который начал существование как тематическая и танцевальная дискотека, где танцевальная группа в количестве 5 человек принимала фрагментарное участие в программах. В процессе работы определяется форма коллектива - театр, в котором основным выразительным средством является хореография, однако значительную роль играют и текст, и видеоряд, и свето-оформление, взаимодействие которых сложный процесс и требует сложной структуры организации коллектива, включающего в себя пластическую, техническую группы, а также группу чтецов, оформителей и т.д.
Исследование состояло из нескольких этапов: на первом этапе проводился эмпирический анализ и изучение состояния воспитатель-
- 8 -ной работы в хореографической самодеятельности, выявление ее воз можностей в развитии личности и определении причин, препятствующих их реализации. На этом этапе также был проведен контент-анализ годовых и квартальных отчетов и планов работ 34 хореографических объединений за период 1977-1983 гг. с целью выявления постановки целей и задач развития личности участников. На втором этапе были осуществлены: паспортизация 34 хореографических коллективов, различающихся по видам ганца и форме организации, анкетирование 373 человек - их участников. Целью анкетирования и паспортизации было получение информации о воспитательных мероприятиях в коллективах, влиянии занятий хореографией на развитие личности, формирование личностных качеств, о социально-психологическом климате в коллективах, стиле руководства, качествах руководителя. На этом этапе шли поиски формы экспериментального коллектива, его репертуара. На третьем этапе формировались выводы, рекомендации, в целях использования их как в учебном процессе в институте культуры, культурно-просветительных училищах, так и в практике работы руководителей хореографических объединений.
Кроме того, были рассмотрены результаты анкетирования, про
веденного социологической лабораторией Челябинского государст
венного института культуры в рамках исследования по теме "Народ
ное художественное творчество в условиях развитого
социализма", возглавляемого кандидатом философских наук В.С.Цу-
керманом, в котором автор принимал участие и сопоставлены с уже
полученными данными. В контингенте опрашиваемых участники хоре
ографических коллективов составили 19,1$ - 253 человека. С целью
выявления содержания деятельности проведен контент-анализ и ка
чественный анализ репертуара хореографических коллективов Челя
бинской области разной ведомственной принадлежности (производ-
q Бм-ЛНОїШ
" У - C-: (. P
им, В. И-.Левин^
ственные, РДК, СДК, ГДК, профсоюзных клубов и домов культуры) за 1979-1980 гг., 1983 г., а также контент-анализ репертуара дискотек Челябинской, Курганской областей и Уральской зоны за 1980-1982 гг., представленного на областных и зональных смотрах. Выявлен состав руководителей, содержание их деятельности и 34 хореографических коллективах Челябинской области, определен стиль их работы, влияние его на взаимоотношения в коллективе и развитие личности участников, опрошено 27 руководителей различных коллективов с целью выявления содержания воспитательной работы, проводимой ими, и ознакомления с методами и приемами воспитания. А также проанализированы ответы 395 человек - зрителей I областного фестиваля дискотек, 838 посетителей дискотек Челябинска, в рамках исследования, проведенного Челябинским институтом культуры совместно с межсоюзным Домом художественной самодеятельности.
Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма, материалы партийных документов, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Марксизм-ленинизм рассматривает личность как с определенную совокупность общественных отношений, которые складываются в ту или иную эпоху. "Пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока существует разрыв между частным и общественным интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно,, а стихийно - собственная деятельность человека становится для него чуждой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней ... тогда как в коммунистическом обществе каждый может совершенствоваться в любой
отрасли"1.
Эпоха социализма рождает новый тип личности воспитание нового человека всегда рассматривалось в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина как одно из центральных звеньев строительства коммунизма. "Развитие индивида, - пишет К.Маркс, - обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находился в прямом или косвенном общении. В коммунистическом обществе.,, где самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой -это развитие обусловливается именно связью индивидов, заключающейся, отчасти, в экономических предпосылках, в необходимой солидарности свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производительных сил ... дело здесь идет об индивидах на определенной ис-
„о
торической ступени развития .
Для формирования сознания человека первостепенное значение имеет ясное понимание целей и задач, стоящих перед человеком,знание тенденций развития общества. "Человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже или имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления3.
В.И.Ленин развивал учение К.Маркса и Ф.Энгельса о коммунистическом воспитании молодого поколения трудящихся, В своей работе
* Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., т.З, с.29-32.
* Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, - Соч., т.З, с.29-32.
3 Маркс К. К критике политической экономии. - Соч., т.12, с.6-8.
-II -
"Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?" он подчеркивает объективно закономерный, исторически обусловленный характер процесса воспитания как общественного явления. Важнейшим качеством воспитания В.И.Ленин считает формирование у молодежи коммунистического мировоззрения и коммунистической морали. "Надо, - подчеркивал он, - чтобы дело воспитания,образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали .
Во многих своих работах, речи на Ш съезде комсомола В.И.Ленин развивал марксистское учение о путях становления личности, формировании мировоззрения, нравственности, личностных качеств человека. Ленинские идеи имеют большое значение для педагогики, составляют важную основу для понимания сущности, содержания и путей осуществления коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Основная задача культурно-просветительных учреждений состоит в том, чтобы разъяснить и пропагандировать основные идеи и решения съездов партии, помогать коллективам грудящихся успешно претворять в жизнь эти решения, при этом нужно, - говорил В.И.Ленин, к массам... подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии, каждого слоя, профессии и т.п."2.
Для повышения эффективности любой работы, по словам В.И.Ленина, необходимо "не забывать основной исторической связи,смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как это известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная
* Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.2, с.485. л Ленин В.И. Поли.собр.соч., г.41, с.192.
- 12 -вещь стала теперь"1.
Методологической основой исследования служат работы видных деятелей Советского государства, стоящих у истоков рождения социалистической культуры - Н.К.Крупской, А.В.Луначарского. Выявленные Н.К.Крупской возможности клуба в решении задач по вовлечению трудящихся в управление государством и развитию их активности приобрели актуальное значение. Наиболее значительными являются работы, в которых поднимаются вопросы ориентации клубов на самодеятельность масс, их потребности и интересы, как основы клубной работы. "Весь опыт партии говорит за то, что только та агитация и пропаганда имеет силу, которая опирается на интересы народных масс"2. Таким образом, интерес - исходный пункт, организующий момент, около которого развивается вся работа. В настоящее время не потеряли актуальности высказывания Н.К.Крупской о том, что возможности клубов в вовлечении людей с неразвитыми потребностями в общую деятельность, требующую проявления инициативы и самодеятельности, делают клубную работу особенно ценной с точки зрения пробуждения активности в членах клуба3.
Значительными представляются мысли А.В.Луначарского о необходимости формирования личности с внутренней потребностью к самообразованию и к самовоспитанию. В идейно-теоретической деятельности А.В.Луначарского большое место занимают проблемы коммунистического воспитания и формирования новой личности в работах
I Ленин В.И. Поли.собр.соч., г.41, с.67.
Крупская Н.К. Задачи общества педагогов-марксистов. - Коммунистическое просвещение, 1930, № 3, с.2.
3 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в Ю-т. - М., 1957-1963. Т.7, с.153.
- ІЗ -"Основы просветигельной политики Советской власти", "Коммунистическая пропаганда и народное просвещение", "О социальном воспитании" и другие, в которых он рассматривает сущность, пути, средства и методы коммунистического воспитания масс. В лекции "Воспитание нового человека" (1928) синтезированы взгляды А.В. Луначарского на основные задачи воспитания. Он говорит, что в условиях социализма задачи воспитания становятся предпосылкой дальнейших успехов хозяйственной и политической жизни. На сегодня важнейшей выступает идея, выдвинутая А.В.Луначарским о непрерывном образовании как не прекращающемся процессе пополнения знаний.
В процессе исследования использовалось наследие выдающихся педагогов - П.П.Блонского, СТ.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Су-хомлинского. Наиболее интересными представляются высказывания А.С.Макаренко о целях воспитания, основных принципах его, об условиях создания и развития единого коллектива. Эти идеи нашли отражение и в статьях замечательного советского педагога В.А.Су-хомлинского.
Теоретическую основу исследования составили работы советских педагогов, посвященные общим проблемам теории коммунистического воспитания (Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев, Б.Т.Лихачев), оптимизации процесса воспитания (Ю.К.Бабанский, Г.Н.Филонов), теории коллектива (В.Г.Иванов, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова), методологии воспитательного процесса (И.Ф.Козлов, В.М.Коротов, Н.В.Кузьмина, А.А.Левшин, Б.Т.Лихачев). При разработке специальных проблем клубоведения автор исходил из трудов М.А.Ариарского, Д.М.Генкина, А.Г.Соломоника, Ю.А.Стрельцова, В.Е.Триодина.
В последние годы вопросы педагогического руководства самодеятельными коллективами становятся предметом изучения в спе-
- 14 -циальной литературе и диссертационных исследованиях. Такое внимание к проблемам воспитания в процессе самодеятельного творчества обусловлено с одной стороны признанием его значения как одного из важных направлений в коммунистическом воспитании, с другой - усиление педагогического направления исследований в области художественной самодеятельности подготовлено развитием теории и методики культурно-просветительной работы.
Общие проблемы воспитания средствами самодеятельного художественного творчества исследованы в работах Б.И.Березина, М.М.Гитмана, Ю.Е.Соколовского, Ф.А.Соломоника, Е.И.Смирновой. Ряд исследователей анализируют отдельные стороны воспитательного процесса в коллективах художественной самодеятельности: единство художественного и педагогического в воспитательном процессе (В.И.Плоткин), развитие творческой и социальной активности как результат эстетического воспитания (Т.С.Позднякова), совершенствование управлением самодеятельными коллективами (А.П.Марков), психологическая типология участников и руководителей (В.Ф.Чабанный).
Остановимся подробнее на работах, которые представляются наиболее значительными и близкими к исследуемой теме: диссертационное исследование Т.В.Лавровой "Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами" отмечает неразработанность вопроса о сущности и задачах педагогического процесса в общепедагогической литературе и особенно, в клубоведческой. Она рассматривает вопрос о целях и задачах воспитания, формулирует представление о содержании, структуре педагогического процесса в условиях театрального самодеятельного коллектива. Диссертация В.А.Бесединой "Опыт системного исследования педагогического процесса в клубе" ана-
- 15 -лизирует структуру педагогического процесса, этапы его развития, осознанность целей воспитания в клубе руководителями коллективов. В работах В.Е.Триодина "Педагогические основы культурно-просветительной работы", "Клуб и свободное время" дана структура педагогического процесса, подробная характеристика его элементов: цель, объект, субъект воспитания, формы,средства, методы. Диссертационное исследование В.Ф.Чабанного "Психолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом" рассматривает типы руководителей, объективные предпосылки развития хоровой самодеятельности. Работа А.П.Маркова затрагивает вопросы субъективно-объектных отношений, дает определение инструментальных и экспрессивных, рассматривает их соотношение.
В области хореографии научные исследования носят, в основном, искусствоведческий характер и рассматривают проблемы, связанные с профессиональным хореографическим искусством, со становлением русского и советского балета.
Анализ литературы по хореографии показывает, что в последние годы появилось много статей и монографий по истории хореографического искусства, о ведущих мастерах балетного театра. Печатается большое количество методической литературы с аннотациями для руководителей хореографической самодеятельности, которые значительно расширяют знания их в области созданных образцов народной хореографии.
Значительное место в газетах и журналах в последнее время занимают статьи о дискотеках. Однако, почти нет литературы обобщающей опыт работы самодеятельных танцевальных коллективов, лучших танцевальных площадок, нет серьезных исследований по проблемам дискотек.
-ібіс научным исследованиям в области самодеятельного хореографического искусства необходимо отнести работу В.И.Уральской "Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального хореографического искусства", в которой с позиции философии дается понятие хореографии как вида искусства, анализируется взаимосвязь профессионального и народного творчества, Э.А. Куруленко "Становление педагогической теории самодеятельного хореографического творчества в СССР".
В литературе по вопросам учебно-воспитательной работы в танцевальных коллективах необходимо отметить работы Ю.И.Громова, В.И.Уральской, Г.И.Шаховской, Н.Н.Шереметьевской и др., которые затрагивают вопросы формирования репертуара. Особое внимание обращено на проблемы разумных пропорций в тематике его, связь репертуара с ближними и дальними целями творческой деятельности коллектива, соответствие его исполнительским возможностям участников.
Изучение проблемы репертуара, связи его с учебно-воспитательной работой нашло отражение в литературе, однако, таких исследований мало. Все они указывают на противоречия, существующие в практике работы самодеятельных хореографических коллективов: с одной стороны, наличие многообразных форм в хореографии, методов учебно-воспитательной работы, с другой - отсутствие научно-разработанных критериев эффективности воспитательной работы, критериев сложности репертуара.
Основу исследования составили два ведущих метода - теоретический анализ планов, отчетов, анкет, репертуара хореографической самодеятельности и опытно-экспериментальная работа.
Для выявления современного состояния воспитательной работы среди любителей хореографии использовались письменный и устный
- 17 -опрос участников и руководителей хореографической деятельности, сравнительный анализ статистических данных и документов, а именно: планов работы Домов культуры, хореографических коллективов, дискотек, их отчеты, отчеты управления культуры, Межсоюзного Дома художественной самодеятельности, Областного Научно-методического центра. Была проанализирована периодическая печать ("Правда", "Советская культура", "Комсомольская правда"), материалы местных газет за 1975-1983 гг., публикации журналов "Культурно-просветительная работа" и "Клуб и художественная самодеятельность" за 1976-1983 гг.
Важным методом исследования явилось включенное программированное наблюдение. Содержание наблюдения включало:
а) выяснение мотивов участия в хореографической деятель
ности и изменение их;
б) поведение участников, степень их активности в подготовке
программ, работе всего коллектива в целом;
в) восприятие ими проводимых в коллективе мероприятий;
г) изменение личностных качеств учеников.
Наблюдение позволило не только увидеть процесс формирования коллектива в целом, но и изменение личности каждого участника.
Научная новизна исследования заключается в том, что хореографический коллектив рассматривается в контексте формирования массовой танцевальной культуры как ее активный субъект.
В диссертации сделан вывод о том, что особенности хореографии как вида самодеятельного творчества детерминируют стадии педагогического процесса в коллективах хореографической самодеятельности.
Классифицированы конфликты и конфликтные ситуации на разных стадиях формирования хореографического коллектива, определены
- 18 -пути их разрешения - как средство воспитания, формирования общественно значимых личностных качеств участников. На защиту выносятся:
1. Положения:
а) стадийность педагогического процесса в условиях хореог
рафической самодеятельности обеспечивает формирование участни
ков от клубной адуитории как объекта хореографического воздей
ствия со стороны педагога до субъекта хореографической деятель
ности, способного оказывать влияние на массовую аудиторию, воз
действовать на уровень ее хореографической культуры. На первой
стадии эта массовость связана с широтой проникновения танца в
быт народа; на второй - разнообразие видов деятельности обеспе
чивает воспитание участников как исполнителей, организаторов,
пропагандистов; сформировавшийся коллектив на высшей стадии сво
ей деятельности выступает как субъект организации массовой тан
цевальной аудитории и инструмент педагогического воздействия на
уровень ее хореографической культуры;
б) расширение сферы интересов в рамках хореографического
коллектива обеспечивает разностороннее воздействие на участников
и создает благоприятные условия вовлечения в свою деятельность
людей различного возраста, с интересами, выходящими за рамки
хореографических,
2. Методика работы руководителя в процессе становления и
гармонического развития межличностных отношений в хореографичес
ком коллективе, предполагающая умение превратить любительские
занятия в воспитывающий процесс; внести в деятельность участни
ков коллектива педагогическую целесообразность; правильно избрать
стиль руководства в зависимости от стадии формирования и разви
тия коллектива.
3. Методика воспитательного процесса в хореографическом коллективе, включающая в себя: методы и приемы вовлечения в хореографическую самодеятельность; формирование направленности мотивов деятельности участников от сугубо личностного и яичност-но значимому и общественно ценному; выявление конфликтов на разных стадиях формирования коллектива и пути их разрешения.
Практическая ценность результатов исследования состоит в создании методики руководства воспитательным процессом в хореографическом коллективе, дающей возможносгь сформировать его участников как субъекта хореографической деятельности. Создание такой методики позволяет также сделать более эффективной подготовку руководителей хореографических коллективов в институтах культуры и в культурно-просветительных училищах.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения,двух глав ("Хореографическая самодеятельность как объект исследования советской педагогики", "Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью"), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Основное содержание работы. Во введении определены актуальность темы, ее разработанность, цель и задачи исследования, его научная ценность и практическая значимость, обоснована методика исследования.
В первой главе - "Хореографическая самодеятельность как объект исследования советской педагогики" - дан анализ состояния хореографической самодеятельности, тенденции ее развития. В ней рассматриваются также участники хореографической самодеятельности и субъект педагогического руководства. Особое внимание уделено специфике субъекта и объекта педагогической деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Во второй главе "Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью" рассматривается методика вовлечения в хореографическую самодеятельность, методы и приемы педагогического руководства, используемые в соответствии с задачами, выдвигаемыми на каждом из этапов формирования коллектива и развития личности в нем.
Цель и содержание хореографической самодеятельности
В качестве цели коммунистического воспитания классиками марксизма-ленинизма выдвинуто всестороннее и гармоническое развигие личности , предполагающее идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, а также физическое воспитание. Она выражает объективную потребность нашего общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.
Как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС_ мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для повышения культурного уровня жизни народа, создания лучших условий для всестороннего развития личности2.
В самом общем смысле под культурным уровнем понимается степень развития сущностных сил социального субъекта, достигнутая в результате его культурной деятельности .
Методологический подход к проблеме культурной деятельности и культурного уровня в самом широком смысле этого слова разработан В.И.Лениным, который рассматривал культуру ("культурность") как необходимые и общеобязательные нормы выполнения любой социальной деятельности . Изучение различных аспектов (сущность, виды и формы, система взаимодействия социальных институтов, проблемы управления) культурной деятельности было продолжено советскими учеными (М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, В.Д.Никулыпин и др.). Так, рассматривая культуру как способ человеческой деятельности, Л.Н.Коган дает определение понятию "культурная деятельность" в широком и узком смысле.
Культурная деятельность в ее узком смысле неразрывно связана с духовно-практической деятельностью человека2. Она представляет собой не что иное, как деятельность человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры.
Составной частью культурной деятельности является хореографическая. Она связана с созданием хореографических произведений, распространением и сохранением лучших образцов хореографического искусства, потреблением этих ценностей.
Хореографической деятельностью профессионально занимаются балетмейстеры-постановщики, балетмейстеры-реставраторы, танцовщики, репетиторы, педагоги, искусствоведы в области хореографии, а также специалисты, занимающиеся фиксацией хореографических произведений, танцев.
Хореографическую деятельность как составную часть культурной можно охарактеризовать следующим образом.
1. Целью ее является формирование социально-значимых качеств и свойств личности как объекта этой деятельности,
2. Средством достижения этой цели является обмен навыками, умениями, знаниями в процессе общения (прямого или косвенного).
3. Способом реализации является деятельность, как оформленная системой соответствующих институтов (театры, концертные залы и т.д.)» гак и осуществляемая вне рамок этой системы (самостоятельно).
4. По характеру она подразделяется на производство хореографических ценностей, сохранение и распространение их, а такие деятельность по потреблению этих ценностей.
5. По уровню удовлетворяемых потребностей хореографическая деятельность делится на рекреативную, и удовлетворяющую потребность в "возвышенной деятельности" (К.Маркс).
6. По сфере проявления хореографическая деятельность может быть отнесена к художественной, воспитательной, образовательной, нравственной.
Хореографическая деятельность по существу представляет собой творческую, так как она неразрывно связана с процессом развития личности, ее реализации. Однако необходимо иметь в виду различные уровни творчества, которые неравнозначны по ценности для общества и для самой личности. Так, например, участники художественной самодеятельности, как правило, не обогащают культуру новыми достижениями, но тем не менее они заняты подлинно творческой деятельностью.
Наиболее распространенным видом приобщения трудящихся к культурной деятельности является художественная самодеятельность, в том числе и хореографическая.
Участники хореографической самодеятельности как субъект хореографической деятельности
Необходимой предпосылкой эффективности педагогического руководства развитием личности в условиях хореографической самодеятельности является всестороннее изучение ее участников, то есть объекта, на который направлены воспитательные усилия.
К.Маркс писал: "... чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать материал, на который предстоит воздействовать"1. В этой связи решающее значение для организации педагогического воспитания имеет глубокое и всестороннее познание зрелого социализма, его закономерностей и механизма их действия, знание процессов, тенденций и явлений, характерных для нашего общества. В настоящее время существенно меняется облик социальных слоев, социальная структура общества, идет многогранный процесс стирания классовых различий. Изменения эти в первую очередь находят отражения в социальном облике молодежи, уровень образования и профессиональная подготовленность которой значительно выросли. Однако, как отметил июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, в молодежной среде есть такие негативные явления, как запоздалое гражданское становление, политическая наивность, иждивенчество. На преодоление этого необходимо направить усилия всех идеологических работников, в том числе и культурно-просветительных учреждений.
Значительную помощь в осознании сущности объекта воспитания могут оказать работы философов, психологов, социологов, связанных с проблемами развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, А.А.Бодалев, Б.Г.Григорьев, П.Е.Кряжев, Г.Л.Смирнов, И.С.Кон, В.П.Тугаринов и др.).
Характеристика личности участников художественной самодеятельности (например, исследования Ф.А.Соломоника, В.Ф.Чабанного и др.) включает в себя социально-демографический и социально-психологический портреты.
Как нам кажется, это связано со сложившимися представлениями о том, что занятия хореографией сопряжены с большими физическими нагрузками, трудно переносимыми людьми старшего возраста, а главное объясняется тем, что целевая установка деятельности хореографического коллектива направлена на исполнительство, требующее высокого профессионализма, что, естественно, не доступно людям пожилым. Однако, если цель, поставленная перед хореографическим коллективом, будет ориентирована не только на концертную деятельность, а в большей степени на развитие личности, то тогда возможно участие в хореографической самодеятельности и людей старшего поколения. Это - посильные для них практические занятия танцем, работа искусствоведческого плана, связанная с изучением истории хореографического искусства, его проблем, с подбором материала (этнографического и исторического) для создания номеров, программ. В силу своего возраста эти участники самодеятельности не выступают на сцене, однако они могут реализовать свои знания, навыки, жизненный опыт в организации воспитательной работы, передавая молодежи традиции коллектива. Такая целевая установка, разнообразие видов деятельности позволяют найти применение своим силам всем желающим, дают возможность реализаций личности в различных планах. Тогда будет снят вопрос, который сегодня, к сожалению, актуален - о конкурсном приеме в хореографические коллективы людей, обладающих хорошими физическими данными для занятий танцем.
Еще более широкие возможности для активной хореографической деятельности открываются ее бывшим участникам, которые в силу возраста, семейных обстоятельств, прекратили занятия в коллективе и потеряли исполнительскую форму. Они в состоянии выступать в роли репетиторов, руководителей подготовительных групп, заниматься восстановлением и передачей новым участникам старого репертуа - 48 -pa, наиболее ценного с художественной точки зрения. Своей деятельностью они, бесспорно, принесут неоценимую помощь руководителю коллектива. Возможно их участие и в роли активиста, своеобразного администратора, выполняющего организационную работу (ведение дневника посещений, составление расписания репетиций, осуществление подготовки к концерту и т.д.)» На базе группы бывших участников данного коллектива можно создать клуб любителей хореографического искусства, где будет и практический тренинг -для сохранения осанки, эластичности мышц, подвижности суставов. Не случайно, все большее распространение получает аэробная гимнастика, использующая танцевальные движения, определенные жестко заданным музыкальным ритмом, дающим им импульс. Деятельность такого клуба будет, в основном, способствовать выработке ценностных ориентации в восприятии хореографического искусства.
Итак, последовательная система развития личности немыслима без учета возрастной специфики, зрелости сознания, без углубления содержания и использования методов воспитательного процесса в соответствии с качественно изменяющимся составом коллектива1.
Возрастные особенности участников определяют выбор коллектива, формы деятельности, так как каждый возраст, обладая своеобразием, нуждается в создании особых обстоятельств и средств, оказывающих влияние на формирование личности. Учет этих особенностей направляет на вдумчивое изучение уровня интеллектуального, эмоционального, волевого развития определенной возрастной группы, Опираясь на полученные данные, воспитательный процесс должен предъявлять каждому возрасту оптимальные требования, вносящие изменения и улучшения в педагогическую деятельность.
Методика вовлечения в хореографическую самодеятельность
Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью предполагает выбор системы методов и их приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников.
Исходя из того, что педагогическое руководство представляет собой целенаправленный процесс управления людьми и коллективами, воздействие на их сознание и поведение, методами его будут пути реализации основной цели нашего общества - формирование всесторонне развитой гармонической личности.
В системе культурно-просветительной работы, структуре ее деятельности выделяются разнообразные методы и приемы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Выбор их обусловлен спецификой воспитательного процесса, то есть возможностями и способами осуществления его, в частности, в условиях хореографической самодеятельности.
Проблемы методов воспитания в хореографической самодеятельности нашли отражение в работах М.В.Баранчиковой, Г.Ф.Богданова, А.А.Борзова, О.В.Туганковой, В.И.Уральской, Г.И.Шаховской, Н.Е.Шереметьевской и др. Согласно предложенной ими классификации методов, апробированных педагогической теорией и практикой применительно к особенностям клуба, можно выделить такие группы методов педагогического руководсрва развитием личности в условиях хореографической самодеятельности как убеждения и стимулирования (поощрения).
Координация их способствует созданию системы педагогического воздействия на развитие личности. Поскольку уровень развития личности обусловлен степенью ее участия в деятельности, постольку анализ методов воспитания предполагает, в первую очередь, более активное овладение методами включения участников в различные ее виды. При этом необходимо преодолеть традиционное понимание хореографической самодеятельности как только лишь исполнительской деятельности, ибо ее современный уровень развития дает право утверждать, что участники занимаются не только танцами, но и другими различными видами деятельности (шьют, рисуют декорации, создают фотолетописи коллектива, выпускают стенные газеты), требующими разнообразных навыков. Широкое применение в хореографической самодеятельности технических средств (звуко-, свето-, слайд-аппаратуры и др.) значительно расширяет контингент участников: привлекаются люди, увлеченные техникой, техническим творчеством, направленным на создание всевозможных звуко- и светоэффектов. Во время первоначальных бесед руководитель должен выявить склонности и способности пришедших участников и соответственно может строить программу деятельности по реализации этих навыков.
Однако определение вида деятельности еще не дает представления об ее уровне (степень и качество владения определенными навыками), который возможно выявить только в самой деятельности. И в зависимости от этого руководитель строит программу реализации навыков и умений каждого участника, предполагая у кого-то повышение уровня ее, а если он высокий, то на первых порах удовлетворение, а затем вовлечение участника в другие виды деятельности, но не снимает задачу еще большего наращивания уровня. В коллективе возникает возможность расширения деятельности, Например, развивается познавательная деятельность (участники овладевают определенной суммой знаний в области истории, литературы и др.), пропагандистская в области искусств, творческо-поисковая, предполагающая выбор участниками того или иного произведения (литературного., музыкального, живописного) для создания спектакля, программы, просветительская, связанная с желанием обучать по тем или иным вопросам своих товарищей по коллективу.
Вовлечение участников в такие виды деятельности, как познавательная, пропагандистская, просветительская, требуют определенной программы деятельности руководителя, включающей в себя: выявление кругозора, уровня знаний, профессиональной подготовки; обеспечение образования в различных областях искусства; воспитание чувства активной деятельности.
Методика убеждения, используемая в хореографической самодеятельности
Широко используются в хореографической самодеятельности методы убеждения, столь необходимые для правильного осознания опыта, накопленного человеком, помогающие ему выработать систему взглядов и представлений. Они оказывают как непосредственное воздействие на сознание, поведение, так и опосредованное на личность. Основными в группе методов непосредственной передачи опыта общественных отношений являются этические беседы, обсуждения, творческие конференции, диспуты, политинформации, а в группе методов, воздействующих на сознание через собственный опыт человека, сформированные отношения и привычки поведения -индивидуальные беседы, ответы на вопросы, а так же обсуждения. Эти группы находятся в тесном единстве и дополняют друг друга.
Приемы убеждения многообразны: это и анализ поступка с точки зрения общего морального принципа, и сопоставление с поступками авторитетных людей. Основная форма - беседа, но возможны и другие, как, например, вопросы и ответы, когда руководитель не оставляет ни одного вопроса участника без ответа, старается указать пути самостоятельных поисков ответов, а также идейные, эстетические и нравственные позиции, с которых нужно подходить к решению тех или иных проблем. В танцевальных дискотеках, где, в основном, используется музыка западного производства, борьба с засильем плохой коммерческой музыки требует длительного периода времени. И, главное, о чем надо помнишь - это то, что одними запретами, умалчиванием дела не поправить. Пропаганда должна вестись постоянно, умно, убедительно. Примером может служить опыт ГДР, где в специальных программах радио и телевидения, в журнале, дискотеках дается правильная оценка творчества различных западных групп и отдельных певцов-исполнителей, чем нейтрализуется западная пропаганда. У нас же ведущие дискотек чаще всего пользуются западными рекламными журналами и газетами, принимая все без должной оценки и забывая о действительно прогрессивных исполнителях1. Методы убеждения, применяемые в экспериментальном коллективе, по сфере употребления можно отнести к постоянным - в отношении к коллективу в целом и к каждому участнику отдельно. Использование его чаще всего связано с творческим процессом; с созданием спектакля и обусловлено невысокой социальной активностью участников, их неустоявшимися взглядами на явления действительности. Чтобы донести идею спектакля до зрителя, воздействовать на его разум и чувства, необходимо, чтобы она (это идея) дошла до самих участников. Н.К.Крупская писала; "Как в процессе речи, устной и письменной, человек лучше осознает свои мысли, так и выражая свои переживания в песне, мимике, человек лучше осознает себя.
... Музыка, танец, театр захватывают нас часто, если они созвучны нашим переживаниям до крайности"2. Иногда участники более охотно исполняют спектакли, поставленные на современную западную музыку, которая близка и понятна как им самим, так и зрителям. Возможность получения быстрой положительной оценки невольно притягивает их. Поэтому при создании спектаклей, имеющих в основе своей классическую музыку, воздействующих на высокие патриотические чувства, приходится много беседовать, убеждать в правильности выбора. В процессе этих обсуждений мы пришли к выводу, что наиболее успешно можно раскрыть гражданский пафос, глубокую идею произведения через такие общечеловеческие понятия, близкие участникам, как добро и зло, разум и чувство, мечта и реальность, но при этом идея спектакля не должна решаться прямолинейно, обязательными являются моменты раздумий, размышлений героев. Так, например, при создании спектакля "Баллада о времени" на музыку Д.Шостаковича идею его - освобождение человека и становление его как личности, участники первоначально не поняли, она не стала созвучна их переживаниям, не увлекла. Они восприняли ее лишь внешне, формально, считая, что должны просто показать людей в период первой русской революции 1905 года, Великой Октябрьской революции 1917 года и накануне Великой Отечественной войны 1941 года. Не вникнув во внутренний мир своих героев, показали сквозную линию становления личности, постепенное развитие характера. Участники считали, что литературный текст не соответствует пластике, идея его решается слишком прямолинейно, никак не связана с сегодняшними событиями. Здесь налицо была ошибка руководителей, не сумевших донести идею спектакля до участников, сделать их своими единомышленниками. Чтобы добиться должного исполнения, пришлось проводить беседы и с коллективом в целом, и с отдельными исполнителями, убеждая в правильности выбранного спектакля.
Но первоначально методы убеждения оказались несостоятельными. Пришлось менять текст, а образы сделать более зримыми, узнаваемыми, конкретными. Для участия в беседах был приглашен историк из Ленинграда, экскурсовод музея Петропавловская крепость, который рассказал много интересных фактов о событиях 1905 года. И постепенно беседы оказали свое влияние, взгляды на спектакль изменились, произошло переосмысление его.