Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте 12
1.1 Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте в системе человекознания 12
1.2 Люди пожилого возраста как объект социальной и культурной политики в современном обществе 36
1.3 Развивающий потенциал культурно-досуговои деятельности людей пожилого возраста 59
Глава II. Педагогические и организационные условия реализации развивающего потенциала культурно-досуговои деятельности людей пожилого возраста (на примере государства Израиль) 76
2.1 Муниципальная культурно-досуговая среда как модель реализации социокультурной геронтополитики 76
2.2 Содержание и формы культурно-досуговои деятельности людей пожилого возраста в муниципальной культурно-досуговои среде 102
2.3 Экспериментальная оценка адаптивности муниципальной культурно-досуговои среды к досуговым запросам людей пожилого возраста 129
Заключение 151
Список использованной литературы 154
Приложение
- Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте в системе человекознания
- Люди пожилого возраста как объект социальной и культурной политики в современном обществе
- Муниципальная культурно-досуговая среда как модель реализации социокультурной геронтополитики
- Содержание и формы культурно-досуговои деятельности людей пожилого возраста в муниципальной культурно-досуговои среде
Введение к работе
В течение последних десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Во второй половине XX века средняя продолжительность жизни увеличилась на 20 лет, а к середине XXI века прогнозируется её увеличение ещё на 10 лет. Доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20%, а процесс старения человечества ускоряется.
Изменение демографического баланса в обществе ведёт к перераспределению ресурсов между представителями различных поколений, поскольку пожилые граждане нуждаются в обеспечении и обслуживании, а количество трудоспособного населения сокращается. Эти процессы ведут к изменению экономических, политических и культурных стратегий развития общества в XXI веке. Человеческий потенциал, воплощённый в запасе знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей, становится ключевым ресурсом, который определяет жизненный уровень населения и конкурентоспособность на глобальном рынке.
Результатом исследований геронтологов стало опровержение стереотипных представлений о неизбежности и необратимости ухудшения здоровья и функционального состояния с возрастом, а также о сокращении социальных связей и активности. В наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.
Учитывая эти реалии, цивилизованное человечество признало одной из гуманистических и культурных задач современного общества - обеспечение достойной старости его членам, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей пожилого возраста в личностном социокультурном развитии.
Решение проблемы социокультурного развития людей пожилого возраста в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста является актуальной проблемой социального развития.
Это и определило цель настоящего исследования: раскрыть потенциал культурно-досуговой деятельности как фактора оптимизации индивидуально-личностного развития людей в пожилом возрасте и выявить основы педагогического сопровождения и организационно-педагогический механизм, обеспечивающие его реализацию.
Данная цель обусловила постановку задач исследования:
1. Определить особенности людей пожилого возраста как
социокультурного субъекта.
Выявить развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста.
Раскрыть роль муниципальной культурно-досуговой среды как организационно-функциональной модели реализации развивающего потенциала досуга.
Определить приоритетные направления социокультурного развития людей пожилого возраста и выявить формы их реализации в муниципальной культурно-досуговой среде.
5. Разработать и осуществить организационно-педагогическую
программу, позволяющую активизировать досуговую деятельность пожилых
людей в муниципальной культурно-досуговой среде.
6. Определить направления деятельности по оптимизации
социокультурного развития пожилого населения с использованием опыта
государства Израиль.
Объект исследования: люди пожилого возраста в условиях досуга.
Предмет исследования: совокупность педагогических и организационных условий, обеспечивающих развитие людей пожилого возраста в условиях досуга.
Гипотеза: Развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности в пожилом возрасте заключается в оптимизации процесса адаптации к индивидуально-личностному возрастному развитию и развитию социума средствами культуры. Его реализация обеспечивается совокупностью следующих условий:
- педагогического сопровождения досуговой деятельности через соответствие её целей, принципов, содержания и форм особенностям развития
людей пожилого возраста и требованиям современного информационного общества;
- создания инфраструктурных и организационно-управленческих условий на муниципальном уровне, обеспечивающих включение людей пожилого возраста в культурно-досуговую деятельность на основе межинституционального и межсекторного взаимодействия.
Теоретическую основу исследования, интегральный характер которого обусловил обращение к концепциям и научным подходам культурологии, педагогики и геронтологии, составили современные концепции теоретической и прикладной культурологии, разработанные М.А. Ариарским, П.С. Гуревичем, Т.Г. Киселёвой, Э.В. Соколовым, Б.А. Титовым, А.Я. Флиером, Д.В. Шамсутдиновой; социологии досуга, предложенные Б.А. Грушиным, Э.В. Клоповым, В.Д. Патрушевым и В.А. Ядовым; педагогики досуга, разработанные А.Ф. Воловиком, И.А. Новиковой; а также концепции социальной педагогики А.В. Мудрика и социальной работы В.Г. Бочаровой, В.З. Дуликова, Е.И. Холостовой, Н.П. Щукиной. В процессе исследования использовались работы, тематику которых составляют проблемы досуга людей пожилого возраста, поставленные К.М. Арымбаевой, Т.В. Вдовенко, Л.Б. Кулёминой, О.А. Пачиной, Ю.Б. Мицкевич, О.Б. Мурзинои и Ж.В. Хозиной.
При рассмотрении особенностей развития людей в пожилом возрасте исследование основывается на концепциях социальной геронтологии, представленных И.Г. Беленькой, Г.П. Медведевой, RC. Яцемирской и психологии старости и старения, предложенных О.В. Красновой и А.Г. Лидерсом, социальной психологии старения Т.Д. Марцинковскои, а также психологических теориях А. Краузе, А.Н. Леонтьева, П. Балтеса, Г. Радебольда, Э. Эриксона.
Методологической основой исследования явились:
культурологический подход, обеспечивающий единство социализации и инкультурации, личностно-ценного и общественно-значимого в содержании культурно-досуговой деятельности, гуманизацию среды жизнедеятельности пожилого человека: Л.Уайт, Г. Риккерт, С.Н. Иконникова, А.Я. Флиер, А.П. Марков, К.Ф. Завершинский;
геронтологический подход, позволяющий целостно рассматривать пожилого человека как объект и субъект социально-культурной деятельности в единстве его физических, психических и социальных свойств, существующего в определённой социальной и исторической среде: И.И. Мечников, А. А. Богомолец, А. Комфорт, X. Хазан, А. Левенштейн, В.В. Фролькис;
акмеологический подход, позволяющий рассматривать старость как период развития зрелого человека и выступающий альтернативой сложившемуся в науке и практике финалистскому представлению о том, что человек исчерпывает своё развитие по достижении пожилого возраста: Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач;
системный подход, позволяющий рассматривать культурно-досуговую среду как целостную систему, функционирование которой является результатом всех её компонентов и уровней : Л. Берталанфи, Дж. Форрестер, А.А. Богданов , В.Г. Афанасьев , А.И. Берг, Э.Г. Юдин.
Для достижения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические - комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников, а также экспериментального материала;
эмпирические - наблюдение, беседа, опрос, формализованное интервью, метод экспертных оценок, формирующий эксперимент.
Базой исследования послужили культурно-досуговые учреждения, органы управления, учреждения социального обслуживания, общественные
организации и частные предприятия, работающие в этом направлении на территории муниципалитетов Тират Кармель, Маале Адумим и Хайфа в Израиле.
В процессе исследования были использованы документальные материалы, отражающие различные аспекты организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста в Израиле и Российской Федерации:
а) материалы международных организаций - Организации
Объединённых Наций, Международной Организации Труда, Всемирной
организации здравоохранения;
б) отчёты и публикации правительственных учреждений - министерств,
Института национального страхования, центрального статистического бюро,
отчёты о работе муниципалитетов;
в) публикации научно-исследовательского института Брукдейл в
Иерусалиме и общественных организаций;
г) специальная периодика, в том числе муниципальные издания -
журналы, бюллетени, газеты.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2001-2002гг.) была выработана концепция исследования, определены его объект и предмет, цели и задачи, формулировалась гипотеза, изучалась специальная литература по теме.
На втором этапе (2002-2005гг.) изучалась социальная практика организации досуга людей пожилого возраста в Израиле, был разработан и осуществлён формирующий эксперимент, а также анализ полученных результатов.
На третьем этапе (2005-2006гг.) проводились систематизация и обобщение накопленного теоретического и экспериментального материалов исследования, оформлялся текст диссертационного исследования, формулировались выводы и проводилась апробация результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется последовательной реализацией комплексного геронтологического подхода к анализу проблем, сопровождающих развитие человека в пожилом возрасте, и культурологического и педагогического подходов к их решению, что позволило:
обосновать возможность оптимизации процесса индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста посредством использования потенциала культурно-досуговой деятельности;
сформулировать методологические основы инновационного направления педагогики - герогогики досуга: цели и принципы педагогического сопровождения и приоритетные направления социокультурного развития людей пожилого возраста;
выявить актуальные направления социокультурной геронтополитики;
- на основании анализа социальной практики организации досуга людей
пожилого возраста в Израиле выявить организационно-функциональную
модель эффективно обеспечивающую реализацию развивающего потенциала
досуга на муниципальном уровне.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно:
содержит массив данных, которые могут быть использованы в процессе профессионального обучения социальных педагогов и менеджеров досуга с целью формирования у них готовности к работе с людьми пожилого возраста;
расширяет представление о социально-педагогическом и культурно-досуговом потенциале муниципальных образований и путях его реализации;
обогащает теорию и практику культурно-досуговой деятельности путём ознакомления с опытом другой страны.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов была обеспечена исходными методологическими позициями и использованием
методов, адекватных предмету и задачам исследования, а также непротиворечивостью данных.
На защиту выносится совокупность теоретических позиций и практических выводов:
Положение о расширении возрастного диапазона развивающей функции досуга посредством её осуществления в отношении людей пожилого возраста, что обеспечивает возможность оптимизации их индивидуально-личностного развития и адаптации к развитию социума за счёт реализации потенциала культурно-досуговои деятельности: релаксационно-активизационного, рекреационно-развлекательного, коммуникативно-социализующего, реабилитационно-терапевтического, информационно-образовательного, культурно-эстетического, социально-психологического развития и социального выравнивания.
Методологические основы герогогики досуга - цели, принципы педагогического сопровождения и приоритетные направления социокультурного развития, обусловленные особенностями физического, когнитивного, психосоциального развития в пожилом возрасте и современной социальной ситуацией.
Организационно-педагогическая программа активизации досугового поведения людей пожилого возраста, нуждающихся в длительном нестационарном уходе на дому, суть которой заключается в активизации адаптационных усилий личности и изменении культурно-досуговои среды как проявления её адаптивности к их досуговым запросам.
Направления совершенствования механизма реализации социокультурной геронтополитики на муниципальном уровне, выявленные на основании анализа социальной практики государства Израиль.
Апробация диссертации осуществлялась:
а) путём опубликования материалов исследования в печати; б) в ходе V международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием (СПб, 2005); в) в ходе выступлений перед организаторами досуга и социальными работниками в Управлении абсорбции г.Хайфа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав - «Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте», «Педагогические и организационные условия реализации развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности (на примере государства Израиль)», заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте в системе человекознания
Основой современных представлений о человеке является учение о его постоянном развитии как индивида, личности, индивидуальности в процессе жизни, где в качестве источника, питающего это развитие, выступает социокультурная среда, а в качестве движущей силы - деятельность.
Сущность этого процесса можно определить как закономерное изменение, как переход от старого качественного состояния к новому, «понимаемое не как увеличение - уменьшение, но как самодвижение». [17, С.56 ]
Содержание процесса развития человека - освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. [69, С.8 ]
Процесс развития, т.е. вхождения в социокультурную среду путём приобщения человека к системе культуры и социуму, происходит на протяжении всего жизненного пути, включая его заключительный этап -старость. Содержание процесса социокультурного развития индивида как человека, личности и индивидуальности составляют: обучение речи, санитарно-гигиеническими и бытовыми навыкам, методике общения с людьми, освоению социальных функций; формирование и развитие духовной и эстетической сферы, развитие творческих способностей, а его результат - овладение этими навыками культурной деятельности.
Механизм социокультурного развития человека как сложного процесса представляет собой взаимопроникающие, подчас протекающие параллельно, но сохраняющие свою специфику процессы хоминизации, социализации, инкулыурации и самореализации. [6, С.48 ]
Развитие осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов и потребностей, целей и средств их достижения, которые трансформируются вместе с физиологическими и психическими изменениями человека, а также по мере расширения его социального опыта.
Несмотря на непрерывность этого процесса, человеческая жизнь разделяется на периоды во время которых изменения ещё не достигли такого уровня, который приводит к принципиально новому качеству. Каждый из таких периодов (возрастов) человеческой жизни обладает известными особенностями развития.
Возраст, как инструмент стратификации человечества, обозначает на какой стадии жизненного процесса по экзистенциальной оси «рождение -смерть» находится человек, а также, качественное изменение, наступившее в определённый отрезок или момент этого процесса. В зависимости от характера изменения можно определить «хронологический возраст» как обозначающий число прожитых лет от рождения (или других временных единиц и от другой значимой даты, соответственно культурной традиции исчисления в обществе); «биологический возраст» как определяющий качество и объём жизненных ресурсов человеческого организма; «социальный возраст», обозначающий степень включения индивида в необходимые социальные отношения и усвоение им предписанных обществом социальных ролей относительно хронологического возраста. Существует и понятие «культурного возраста», введённое Л.С. Выготским [16, С.523] и обозначающее «степень культурной компетентности относительно хронологического возраста», то есть вовлечённости в процесс усвоения, созидания и трансмиссии человеческой культуры. Исследования показали, что для многочисленных процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, а совпадение или полихронность описанных выше возрастов принадлежит к комплексу индивидуальных особенностей личности. Чем значительнее календарный возраст опережает биологический, тем медленнее темп старения и больше продолжительность жизни. Это явление содержит в себе различные возможности более раннего или позднего наступления старости в процессе человеческой жизни.
Выделение различных возрастных этапов в жизни человека имеет социокультурную историю, а осмысление процесса старения и состояния старости в жизни человека имеет свою историческую динамику. В каждой культуре существует своё возрастное «расписание». Обзор древних классификаций позволяет проследить, как развивалось представление человека о периодизации жизненного цикла и возрасте не только как о хронологическом понятии, но и то, как возраст формирует социальные ожидания и роли, а также, во многом, определяет закономерности, связанные с организацией индивидом своего поведения.
Люди пожилого возраста как объект социальной и культурной политики в современном обществе
В современном информационном обществе люди пожилого возраста представляют собой социально-демографическую группу, составляющую 10% всего мирового населения и насчитывающую [136] в начале XXI века около 600 млн. человек (по данным ООН). Люди пожилого возраста - быстро растущая часть населения, численность которой возросла втрое по сравнению с 1950 годом. Согласно демографическим прогнозам, она вновь утроится к 2050 году и составит 21% мирового населения или около 2 млрд.человек, а также превысит количество молодых людей. Всё это позволяет сделать вывод о постарении населения и изменении демографического баланса в мире.
Стареет и само пожилое население. Пожилые люди в возрасте 80 лет и старше являются самой быстро растущей группой населения в мире, её численность сегодня - около 76 млн., и она увеличивается на 4% процента в год. В настоящее время около 200 тысяч человек в мире старше 100 лет. Среди пожилых людей большинство составляют женщины, их в старших возрастных группах в 2-5 раз больше#чем мужчин.
Социально-демографическая группа пожилых людей, нижняя граница которой обозначена переходом от зрелости к старости, - гетерогенна. Она включает в себя выходцев из разных слоев общества, принадлежащих к различным религиозным конфессиям, людей с разным уровнем образования и культурного развития, квалификацией, интересами; людей разного возраста, с различиями в уровне здоровья и находящихся в отличающихся жизненных ситуациях (беженцы, мигранты, пожилые люди без семьи, нуждающиеся в постоянном уходе).
Принимая во внимание все эти различия, российские социологи З.М. Саралиева и С.С. Балобанов всё же предприняли попытку типологизации социально-демографической общности пожилых людей. [76, С.61] В исследовании, проведённом ими в пятимерном социальном пространстве (факторы: самообслуживание, положение в семье, интерес к жизни и образование, социальный статус и радости жизни, интегрированность в социум) с помощью кластерного анализа выявлены внутренне однородные группы пенсионеров, близкие по многим признакам. Эти типы: 1) умиротворённые верующие - женщины, которые относятся к низко статусным группам населения, имеют низкий образовательный уровень, примирились с напастями жизни, нашли утешение в религии; 2) обеспокоенная интеллигенция - небольшой по численности преимущественно женский тип для которого характерны: высокий уровень образования, острая реакция на общественные проблемы, духовное богатство и высокий уровень культурного развития, а также, убеждённость в том, что они могут рассчитывать только на себя; 3) депривированные и больные - среди которых 90% женщин, характеризуются следующими признаками : плохое состояние здоровья, необходимость постоянного лечения и ухода, недовольство жизнью, озлобленность, часто подвергаются насилию в семье; 4) благополучные пожилые люди - самый молодой тип пенсионеров, которые имеют полноценную семью, почти не болеют и не нуждаются в уходе, обеспечены материально, благожелательны и проявляют активный интерес к жизни; 5) одинокие - овдовевшие, у некоторых нет детей, для этого типа характерно плохое состояние здоровья, неспособность к самообслуживанию, плохое социально-психологическое самочувствие.
Представленная социологами типологизация построена на основании исследований пожилых людей в российском обществе, однако такие типы пожилых людей существуют и в других обществах, поскольку повсеместно есть люди с разным уровнем образования и культурного развития, а также одинокие, обездоленные, бедные и больные и, наряду с этим, обеспеченные и благополучные.
Условия жизнедеятельности людей пожилого возраста обусловлены особенностями информационного общества - глобализацией и модернизацией, которые проявляются в распространении таких явлений как: приоритет информационных технологий и развитие сферы услуг, изменение структуры занятости и соотношения профессионально-квалификационных групп, определение социальных позиций через социальный статус и стандартизация социальных практик.
В современном обществе старость означает неизбежное понижение социального статуса и в филогенетическом (в сравнении с прежними обществами), и в онтогенетическом (сравнительно с прежними возрастными периодами жизни индивида) значении.
Это связано, во-первых, с невозможностью продолжения профессиональной и экономической активности с прежней эффективностью по разным причинам, что приводит к изменению параметров экономического статуса, таких как активное распоряжение собственностью и место в системе организации труда, а также снижению дохода и экономической зависимости от общества. [84, С.217]
Во-вторых, ухудшение здоровья и снижение функциональных возможностей, которое в обществе, где царит культ молодости и работоспособности неизбежно ведёт к снижению социального статуса.
Муниципальная культурно-досуговая среда как модель реализации социокультурной геронтополитики
Современный Израиль принадлежит к числу стран, население которых можно назвать старым. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения [136] к таким странам относятся те, где пожилое население составляет 10 % и выше. По данным Центрального статистического бюро страны от 2004 г. в Израиле проживают 655 тысяч людей пожилого возраста, что составляет 10% всего населения страны. Интересен возрастной состав пожилого населения. Среди всего пожилого населения - 45% в возрасте 75 лет и выше; 23% людей достигших 85 лет и выше, а среди них - 24 000 человек в возрасте 90 лет и старше. [153]
Продолжительность жизни в Израиле - 81.5 года для женщин и 77.5 года для мужчин. Женщины составляют 57% всего пожилого населения, соотношение женщин и мужчин в возрастной группе пожилых 100: 74.
Согласно демографическим прогнозам пожилое население страны к 2025 году достигнет численности более миллиона человек.
Демографическая особенность страны проявляется в том, что как следствие исторических событий и демографического развития население страны увеличилось в период с 1955 до 2004 гг. в 3.7 раза. В этот же период общее количество пожилых жителей страны возросло в 7.7 раза, а 75-летних и старше в 11.5 раза. Такие высокие темпы роста населения вызваны, среди других причин, постоянным большим притоком эмигрантов в страну.[132, С.34]
Государство Израиль как член Организации Объединённых Наций присоединяется к её решениям и строит национальную социальную политику согласно провозглашенным ею гуманистическим принципам в отношении людей пожилого возраста. Используя передовой опыт мирового сообщества, Израиль использует современные стратегии реализации социальной герополитики - деинституционализацию и муниципализацию услуг.
Демократическое устройство общества и государства обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод пожилых граждан, а также условия для создания и развития общественных организаций, которые осуществляют контроль за деятельностью государства, влияют на принятие решений в области социальной политики и предоставляют разнообразные социальные и культурные услуги пожилым гражданам.
Геронтополитика Израиля имеет свою историю и традиции. Забота о пожилых всегда была одним из приоритетов жизни в еврейской общине и осуществлялась при активной и постоянной взимопомощи её членов. Начиная с конца XIX века, когда начался приток населения на нынешнюю территорию страны и до образования государства в 1948 году, вся организация помощи и обслуживания строилась на основе благотворительности.
Сразу после образования государство создавало экономическую базу, основу для развития здравоохранения и образования, но для создания базы социальных услуг и решения большого количества социальных проблем у молодого государства не было достаточно сил, поэтому было решено обратиться к благотворительным организациям. На помощь пришла американская организация «Джоинт», а также «Мальбин» (организация помощи социально слабым репатриантам). Эти две организации объединили свои усилия с целью социального обслуживания. К решению проблем были привлечены также и частные и добровольческие организации. Усилиями этих организаций и государства были заложены основы геронтополитики, опробованы новые способы управления учреждениями, методы обучения персонала, а так же проведены первые исследования в области геронтологии. В ноябре 1953 г. был принят «Закон о национальном страховании», согласно которому по достижении пенсионного возраста пожилые люди имели право получать небольшую пенсию, но поскольку это право распространялось не на всех пожилых, для субсидирования остальных был создан специальный фонд.
В 1969 г. в результате взаимодействия правительства и организации «Джоинт» начало свою деятельность объединение «Эшель» с целью планирования и развития услуг для престарелых граждан. Кроме этого, в 1965 г. была создана межминистерская комиссия для определения проблем пожилого населения и путей их решения.
В шестидесятые годы начался переход от институционального ухода за престарелыми к развитию социальных служб в общине по месту жительства. Усилиями министерства благосостояния, местных властей и общественных организаций были открыты дневные центры и клубы для пожилых, консультативные службы и организованы такие услуги как доставка горячего питания и уход на дому. Всё это было сделано из профессиональных и экономических побуждений.
В 1974 г. благодаря совместным усилиям правительства и «Джоинт», открылся Институт прикладных социальных исследований Брукдейл. Программа его исследований была нацелена на изучение пожилого населения страны с целью необходимого изменения политики государства, направленной на решение проблем престарелых граждан. По результатам исследований и на основании выводов были проведены социальные реформы. Институт провёл первые в стране систематические научные исследования в области социальной геронтологии и опубликовал данные для широкого использования всеми профессиональными работниками, связанными с обслуживанием пожилых.
К концу 1980 г. старение населения превратилось в серьёзную проблему, требующую основательного решения. В эти годы были сделаны значительные вложения в развитие услуг для пожилых людей. Так, например, увеличилось в четыре раза число клубных учреждений для пожилых по месту жительства. Эти учреждения открывались при содействии местных властей, министерства благосостояния, компаний по предоставлению общественного жилья и общественных организаций.
Содержание и формы культурно-досуговои деятельности людей пожилого возраста в муниципальной культурно-досуговои среде
Витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья и безопасности человека и сохранностью биосферы, принадлежат к числу основных ценностей современной культуры. Необходимость гармонизации отношений человека с природой и реализации его здравотворческой функции являются предпосылками развития валеологической культуры человека. Валеологическая культура может быть определена как совокупность валеологически развитых сознания, операционно-деятельностной, эмоционально-чувствительной и волевой сфер личности, характеризующаяся достаточным уровнем проявления человека в реализации собственной программы. [61, С.З]
Основу культуры здоровья и сохранения жизни составляют валеологическое мировоззрение, система умений и навыков, технологии оздоровления и процесс саморазвития и самосовершенствования человека в ходе решения валеологических задач.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». [142] В старости здоровье человека становится важнейшей ценностью, а потребность в его сохранении, поддержании и улучшении - одной из ведущих, поэтому сохранение и расширение навыков валеологической культуры - один из приоритетов развития в пожилом возрасте. В рамках валеологической концепции, включающей кроме физического, также социальное и психическое здоровье, заключена особенно значимая для пожилых людей зависимость физического здоровья от социальной активности и психической сохранности.
Весь процесс вовлечения пожилых в культуру сохранения жизни и здоровья можно условно разделить на части - валеологическое просвещение, валеологическая мотивация и валеологическая практика. К валеологическому просвещению относятся все формы получения информации о человеке, его функциях, возможностях и способностях, о законах жизнедеятельности человека и его организма, но не только с целью передачи информации, но и формирования установки на активную оздоровительную деятельность. К валеологическим практикам можно причислить любую активность человека, направленную на поддержание и коррекцию здоровья.
Педагогическая валеология ставит перед собой задачу формирования валеологической культуры на основе дифференцированного освоения ценностей здоровья. Основная валеологическая задача человека в пожилом возрасте заключается в том, чтобы использовать все биологические, биоэнергетические и природные ресурсы для поддержания и сохранения жизни, поэтому приобретение навыков валеологической культуры таких как -установка на здоровый образ жизни, включающий в себя отказ от вредных привычек, достаточную двигательную активность, правильное питание, направленное на поддержание оптимального веса и снижение холестерола, точное выполнение указаний врача, использование удобной, подходящей по сезону и состоянию здоровья одежды и обуви необходимы людям пожилого возраста.
Организация валеологического просвещения как в эпизодических так и стационарных формах входит в обязательную программу деятельности организаторов досуга в Израиле, при этом их главное усилие направлено на формирование у людей пожилого возраста осознания жизненной важности личного усилия для поддержания и сохранения здоровья.
Живой интерес к информации о здоровье побуждает и средства массовой информации к созданию популярных передач о здоровье и открытию специальных рубрик в печатных изданиях, а также выпуску специальных изданий.
Специальные программы обучения здоровью для людей пожилого возраста организует больничная касса «Клалит», в целях просвещения своих клиентов она устраивает циклы бесплатных лекций в помещениях поликлиник, выездные лекции врачей-специалистов и медсестёр в центрах дневного пребывания, клубах для людей пожилого возраста, выпускает специальную литературу на разных языках. Больничные кассы проводят сезонные кампании по популяризации прививок от гриппа осенью, а также режима питья воды и защиты от солнца летом. [167]
Валеологическое просвещение включает не только обычные аспекты охраны здоровья, но и такие пока нетрадиционные для пожилых как сексуальное просвещение. Известный американский сексотерапевт - 78-летняя Рут Вестхаймер каждый год выступает в Израиле в домах престарелых и клубах с серией лекций о сексуальности и здоровье в позднем возрасте.
Валеологический репертуар культурно-досуговой деятельности широк и разнообразен. В клубах для людей золотого возраста работают многочисленные группы здоровья, практикующие различные методики оздоровительной гимнастики по системе Дж.Пилатеса, М. Фельденкрайза, восточные оздоровительные практики - йога, тай-чи и др. Клубы также организуют для пожилых группы контроля за весом. Для проведения оздоравливающих мероприятий активно используются пляжи и набережные.
На берегу моря муниципалитеты и частные предприниматели организуют группы здоровья, в которых люди занимаются утренней гимнастикой, изучают и практикуют восточные техники дыхания, расслабления, медитации и энергетизации.
В субботу на пляжах в крупных городах в определённое время собираются любители «народных» танцев, для того чтобы потанцевать на свежем воздухе. «Народные» танцы в Израиле - это особый вид двигательной активности под музыку, где все участники, расположенные в линию, выполняют специфический для каждого музыкального отрывка набор несложных движений.
Крупные спортивные комплексы, такие как «Спортан» в г.Хайфа или «Канада» в Метуле, (где есть редкое в Израиле развлечение - искусственный каток), предлагают людям пожилого возраста специальные льготные абонементы. В таком комплексе обычно несколько бассейнов - для спортсменов, для любителей и «лягушатник» для маленьких детей. Есть тренажёрный зал и сауна. В программу работы такого комплекса входят также и различные кружки, причём не только спортивные, но и такие как курсы танцев, иностранных языков, рукоделия. В комплексе проводятся праздничные и развлекательные мероприятия, таким образом, он превращается в культурно-оздоровительный клуб для всей семьи, который часто посещают бабушки и дедушки с внуками. Многочисленные водные парки также работают по принципу комплексного обслуживания. [166]
Каждый год в начале мая в городах Израиля организуются традиционные забеги, где среди участников соревнования всегда есть спортсмены старше 70 лет, традиционно вручается приз самому старшему участнику забега. В 2005 году впервые в Израиле была проведена спортивная олимпиада для пожилых людей. [147]
Прогулки и путешествия - основной вид двигательной активности пожилых людей в Израиле. Учитывая это, многие муниципалитеты разрабатывают и благоустраивают специальные маршруты для пожилых, оборудуя их скамейками и освещая специально по вечерам. Организуются специальные группы для совместных пеших прогулок людей пожилого возраста. В рамках программы « Пройтись в удовольствие» сотни пожилых людей в разных городах два раза в неделю в определённое нежаркое время дня совершают прогулки под руководством специальных организаторов, которые рекомендуют форму одежды, обувь, защитные средства, режим и скорость ходьбы. Особо поощряется участие людей, которые не могут ходить без палки или ходунка, для них тоже есть специальные маршруты.