Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Хлабыстина Ольга Федоровна

Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона
<
Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хлабыстина Ольга Федоровна. Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона : 13.00.05 Хлабыстина, Ольга Федоровна Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона (На материалах поморской культуры) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 СПб., 2006 160 с. РГБ ОД, 61:06-13/1607

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурный потенциал региона как объект изучения 17

1.1. Понятие и структура культурного потенциала региона 17

1.2. Исторические предпосылки и факторы формирования культурного потенциала мурманской области 20

Глава 2. Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона 32

2.1. Реализация культурного потенциала как фактор оптимизации социально-культурной среды региона 32

2.2. Концепция развития культурной жизни территории, как условие реализации культурного потенциала региона 51

2.3. Программа поддержки и развития культуры «комитет для помощи поморам русского севера» 72

Выводы 101

Заключение 102

Список литературы: 107

Приложения

Введение к работе

Развитие личности, успешность социализации и индивидуализации определяются и осуществляются социально-культурным контекстом, мерой востребованности историко-культурного потенциала региона. Особым педагогическим потенциалом обладает культура Русского Севера, которая в современной кризисной ситуации нацеливает все внутренние ресурсы и включает механизмы самосохранения для обеспечения собственной целостности и идентичности. В то же время нужно признать, что богатое историко-культурного наследие Кольского региона не востребовано в практике учреждений образования и культуры области, и это отрицательно сказывается на духовно-нравственном состоянии населения и социальном положении территории. Важным условием преобразования этой ситуации является интеграция ресурсов культуры и образования, что позволит реализовать человекотворческий потенциал историко-культурного наследия региона, сформировать среду обитания, способствующую восстановлению культурной преемственности и развитию индивидуальности. Региональная разобщенность диктует необходимость формирования единого культурного пространства, которое бы обеспечило населению возможность более полной самореализации в разнообразной творческой деятельности, способствующей улучшению условий труда, быта и отдыха различных социальных групп.

Проблема невостребованности культурного потенциала конкретной территории усугубляется как общей ситуацией в стране (характеризующейся размыванием духовной самобытности, утратой культурой функции социальной регуляции и национальной консолидации), так и региональными факторами, характерными для Мурманской области: отсутствием централизованного управления в сфере культурной политики; отсутствием единой социокультурной концепции развития региона и

действующих программ по поддержке и возрождению поморской культуры; в формальном отношении к культурным проектам со стороны администрации области, сокращении финансирования учреждений культуры, находящихся в областном подчинении; нереалистичности имеющихся программ, которые, по сути, существуют лишь на бумаге.

Последние годы характеризуются усилением в обществе интереса к традиционной народной культуре. Появилась заинтересованность в возрождении традиций и на административном уровне. Возникло понимание того, что регион - это основная база сохранения традиционной культуры и поддержка инициативы снизу является лучшим способом помощи местной администрации.

На данный момент существует несколько целевых региональных и федеральных программ для поддержки коренных народов Севера1, для возрождения и развития традиционных промыслов, для создания Центров национальной культуры и искусства. Сейчас, когда в Мурманской области есть немалый потенциал рабочей силы, несколько университетов гуманитарной направленности, когда создание Баренц-парламента спровоцировало приток в область иностранного капитала, открываются новые возможности для совершенствования социально-культурной сферы региона. В специализированных изданиях четко прослеживается мысль о "необходимости найти способы пропаганды славянского фольклора"2, а также сожаления о некорректном и часто просто варварском использовании традиционной культуры в корыстных целях. "Совершенно очевидной становится тенденция одевать в русское "вообще", украин-

Постановление правительства РФ о федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года. От 13.09.1996 года.№ 1099 г. Москва; Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ 1997-1999 годы». 2 Н.Г. Мельчакова. "От чистого сердца." Народное творчество. №4., 1990.- С.7

ское "вообще", белорусское "вообще". Но на самом деле этого "вообще" не существует3.

В то же время на фоне такого серьезного потенциала развития области наблюдается картина разобщенности тех, кто пытается работать в этом направлении, отсутствие реальной административной поддержки, непрофессиональный уровень работы. Сложно упрекать энтузиастов в некомпетентности, так как они делают благое дело, но действия их не-скоординированы, направления работы расплывчаты, они зачастую выполняют ненужную работу.

Основные проблемы области в социально-культурной сфере состоят: в отсутствии централизованного управления в области культурной политики; отсутствии единой культурной концепции региона, которая позволяла бы населению адаптироваться в культурной среде; отсутствии действующих программ по поддержке и возрождению традиционной русской (поморской) культуры, являющейся одной из основных наравне с саамской; в формальном отношении к культурным проектам со стороны администрации области, сокращении финансирования учреждений культуры, занимающихся работой в данном направлении, от которого пострадали, в основном клубы районных центров и населённых пунктов, находящихся в областном подчинении, т.е. там, где фольклор можно встретить "живьём"; нереалистичности имеющихся программ, которые, по сути, существуют лишь на бумаге.

Анализ социокультурной ситуации позволил выявить существенные противоречия: между наличием культурного потенциала региона и степенью его реализации на уровне территориальной политики; между объективной потребностью в теоретико-прикладном знании, раскрывающем как содержательно-структурную сторону потенциала региона,

3 Н.Г. Мельчакова. Указ. соч. С. 8

так и технологические аспекты его реализации, с одной стороны, и недостаточным теоретическим осмыслением этой проблемы.

Исходя из выше сказанного, целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических основ и определение социально-педагогических условий реализации культурного потенциала региона в рамках региональной программы поддержки и развития культуры региона.

Задачи:

  1. Изучение культурного наследия поморов Терского берега Белого моря и выявление структуры культурного потенциала Кольского региона;

  2. Выявление проблем и тенденций сохранения и развития культурного потенциала в современных условиях и определение путей его совершенствования;

  3. Исследование влияния историко-культурного наследия на личность через включение человека в социально-культурные институты, социально-психологическую среду и различные виды культурной деятельности;

  4. Определение приоритетных направлений развития социально-культурной деятельности региона и создание информационной базы для разработки региональной культурной программы;

  5. Выявление социально-педагогических условий реализации культурного потенциала региона;

  6. Разработка проектных решений, обеспечивающих сохранение, развитие и оптимальную реализацию культурного потенциала региона с учетом региональной специфики и ресурсных возможностей.

Объектом исследования является культурный потенциал региона в единстве его ценностно-нормативного, институционального и деятельно-стного аспектов как совокупная способность территории обеспечить условия воспроизводства человека на социальном и личностном уровнях.

Предметом исследования - социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования: реализация социально-культурной методологии позволит: а) преодолеть противоречие между реализацией культурной политики на современном этапе и историко-культурной средой территории за счет расширения проблематики программ, обеспечивающих освоение духовно-ценностного, интеллектуального потенциала, а как следствие - социального развития личности; б) оптимизировать условия для сохранения и развития культурного потенциала области, который должен стать непосредственным объектом целенаправленной региональной политики.

Степень разработанности проблемы.

Исследование региональной специфики имеет свою историю. Процессы регионализации, происходящие в разных странах мира, становились объектом изучения в политической, социологической, исторической, философской литературе.

В работах А.Сергунина, В.Долгова, В.Алексеева, А.Рыжкова, Ю.Голика, В.Карасева, А.Попова и других утверждается связь проблем регионального развития с проблемами политико-административного развития страны. Не отрицая продуктивности такого рода исследований, отметим, что они принадлежат плоскости «прикладной политики» и не рассматривают закономерности развития регионов, констатируя лишь их современное состояние.

Наиболее перспективными направлениями исследований в этнопсихологии становятся междисциплинарные - связывающие собственно проблемы этнологии и психологии с проблемами функционирования культуры. Такой подход в отечественной науке характерен, в частности, для работ С.Лурье, которая, опираясь на европейскую и американскую

традицию, пытается обозначить новые рубежи для науки: единое фило-софско-культурологическое поле составляют исследования этнической культуры как целостности (Ф.Боас), изучение культуры и психологии в комплексе (М.Мид), исследование личностных структур (А.Кардинера, Дж.Уайта), психоаналитическая антропология (Г.Рохейм, Ж.Дерево), исследования национального характера и картины мира в контексте ценностного подхода (К.Клакхон, Р.Редфильд).

Наиболее продуктивными, на наш взгляд, сегодня являются исследования в сфере научной и образовательной деятельности людей, проживающих в конкретном регионе. Изучение региональных научных школ и образовательных систем в настоящее время ведется в рамках истории образования и науки. В работах Л. Андрюхиной, А. Кислова, Н. Рыбакова и других разрабатываются проблемы регионального образования, определяются его специфика, цели и задачи.

Рассмотрение региональных культур на территории России первоначально велось в ключе этнологических исследований, скорее фиксирующих сохранившиеся до современности элементы традиционной культуры отдельных народов. В последнее время появляются работы, связанные с обращением к культуре Русского Севера, Сибири, Урала, Дона, рассматривающие отдельные города-мегаполисы как специфические, продуктивные в культурном отношении, феномены (исследования, посвященные Москве и Санкт-Петербургу). В то же время необходимо отметить, что эти исследования носят разрозненно-разобщенный характер, свидетельствующий о процессе становления новой области научного знания, первоначальный этап которого связан с накоплением материала и первыми попытками его систематизации.

Системного изучения поморов как самостоятельной этнической общности до последнего времени не было. Фактически единственной попыткой такого исследования явились работы Т. А. Бернштам («Рус-

екая народная культура Поморья в XIX — начале XX в.» и «Поморы: формирование группы и системы хозяйствования» написанные в результате ряда экспедиций) и Н. М. Теребихина («Сакральная география Русского Севера (религиозно-мифологическое пространство северорусской культуры), «Семиотика пространства культуры народов европейского Севера», «Лукоморье: Очерки религиозной теософии и маринистики Северной России. Мифологическая история и социология крестьянского мира на русском севере»).

Значительная часть публикаций посвящена вопросам социального и социокультурного проектирования (Г.М.Бирженюк, Г.Г.Дадамян, О.Г.Генисаретский, В.Л.Глазычев, А.П.Марков, Я.Ш.Паппэ, С.В.Шишкин и др.). Наибольший интерес в контексте данной исследовательской темы представляют труды В.Л.Глазычева и И.И.Кобзева, в которых в качестве экспериментальной базы представлены провинциальные города в совокупности исторических и территориальных характеристик, близких по природе исследуемому автором объекту.

Огромное значение имеют исследования Ю.М.Лотмана, П.А.Сорокина, Л.Н.Гумилева, В.Г.Костомарова и М.С.Кагана, посвященные факторам социокультурного развития.

Однако солидная теоретическая база и обилие фактического материала в области исследований городской и региональной культуры, в частности, культурного потенциала не тождественны культурным условиям конкретной территориальной общности не совпадает с границами проблемных исследований, обозначенных автором, в силу специфичности культурно-исторических, социально-педагогических и прочих особенностей изучаемого объекта.

База исследования: Центр гуманитарных проблем КНЦ РАН, Комитет по культуре и делам молодежи Администрации г. Апатиты, учре-

ждения (государственные и негосударственные) культуры и досуга, общественные организации культуры.

Методология исследования выстраивается на понимании куль
турного потенциала как совокупности норм, ценностей, смыслов челове
ческой деятельности, от которых зависит успешность и эффективность
развития общества, наличие духовных и материальных средств, интел
лектуальной базы и ее ресурсов, душевного и физического здоровья
членов общества, их воли, настойчивости и последовательности в вы
полнении определенных задач. Методологической основой анализа ре
гиональной культуры и разработки концепции социально-культурного
развития территории стала культурно-историческая концепция, в рамках
которой развитие личности, успешность социализации и индивидуализа
ции определяются и осуществляются социально-культурным контек
стом, влиянием исторически развивающейся культуры, а человек рас
сматривается как объективированная и превращенная форма культуро-
генеза (Л.С.Выготский), а так же современные образовательные и воспи
тательные теории (А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман,
Э.Д.Днепров, В.М.Коротков, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров,

Л.И.Новикова, Б.Г.Юдин).

Методологическую основу определения социокультурных приоритетов культурной политики составили современные идеи, раскрывающие закономерности и факторы саморазвития социальных систем, объясняющие их стабильность сохранением динамического баланса между инструментальной и гуманитарной культурами, компенсацией разрушительного потенциала производственных технологий культурно-психологическими механизмами сдерживания.

Теоретическую и мировоззренческую основу настоящего исследования составили идеи, изложенные в работах Г.М.Бирженюка,

А.И.Голышева, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, А.С.Запесоцкого, И.И.Кобзева, А.П.Маркова, Э.А.Орловой, П.А.Ситникова и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате комплексного анализа историко-культурных традиций русского Севера и раскрытия их педагогического ресурса:

- выявлена специфика историко-культурного потенциала региона
в единстве его ценностно-нормативных, институциональных и техноло
гических аспектов;

- дана характеристика социально-культурной сферы как
педагогической среды, способной оптимизировать условия
жизнедеятельности человека за счет формирования ценностно-
нормативной сферы личности, освоения технологий традиционных

раскрыта специфика и педагогические возможности средового подхода к организации социально-культурного пространства, позволяющего осуществлять целенаправленное развитие личности через включение человека в социально-культурные институты, социально-психологическую среду и различные виды культурной деятельности;

обоснованы приоритеты территориальной культурной политики в условиях поликультурного региона, направленные на сохранение единого социокультурного пространства территории, обеспечение культурной преемственности поколений и содействие в обретении духовно-нравственной идентичности, отражающей меру включенности личности в мир культуры, степень овладения умениями, навыками и способами культурной деятельности;

сформулированы принципы реализации педагогического потенциала историко-культурного наследия и обоснованы организационно-методические механизмы развития социокультурной сферы;

раскрыты организационные условия реализации педагогического

потенциала историко-культурных традиций в рамках этнокультурного Центра.

Практическая значимость результатов исследования - обогащена и дополнена существующая теоретическая и методическая база региональной культурной политики за счет востребованности воспитательных практик народной культуры и внедрения новых социокультурных технологий;

разработана программа реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций, учитывающая индивидуальные особенности личности и включающая теоретико-методологическое, целевое, содержательное и технологическое оснащение педагогического процесса;

разработана и внедрена модель этнокультурного центра, реализующая в организационно-методическом и содержательном плане поликультурную и личностно ориентированную методологию организации поисково-исследовательской и творческой деятельности, обеспечивающая целостное развитие личности соответствием содержания, форм и методов организации деятельности специфике возраста;

разработан пакет методических рекомендаций, обеспечивающих адаптацию Программы к специфике других регионов России и социально-педагогические рекомендации, направленные на повышение проектной культуры специалистов, осуществляющих формирование и реализацию региональных социокультурных программ: путем развития теории и обогащения современных культурологических практик за счет нового осмысления теоретического потенциала и методического наследия отечественной социально-гуманитарной мысли; формирования методологии повышения эффективности специальной подготовки занятых в сфере культуры работников на основе культурологического подхода к анализу современных процессов сохранения и развития культурного потенциала

региона; подготовки специалистов, способных возглавить процесс создания, освоения и распространения культурных ценностей.

Теоретические положения нашли отражение в курсе «Социальные проблемы региона», преподавание которого в Кольском Филиале Петр ГУ показало целесообразность построения социологической дисциплины на местном материале, в связи с чем данный курс может рассматриваться как модельный для разработки аналогичных дисциплин в ВУЗах других регионов. Автором сформирована и предложена к внедрению в работу отдела культуры администрации г. Апатиты Мурманской области Программа поддержки и развития культуры Апатитско-Кировского региона, которая может быть использована в решении проблем культурного развития в других городах области, обладающих схожими историко-культурными характеристиками.

Организация и методика исследования. Исследование осуществлялось на протяжении четырех лет и в своем развитии зафиксировало четыре этапа:

На первом этапе, пилотном, осуществлялось предварительное осмысление проблемы, определение основных параметров исследования, сбор предварительных эмпирических данных.

На втором, теоретическом этапе обобщалась специальная литература по теме, изучался феномен культурного потенциала региона, его места и роли в развитии региона.

На третьем, экспериментальном этапе была разработана программа сохранения и развития культурного потенциала региона.

На четвертом, обобщающем этапе анализировалась успешность примененных в ходе исследования методик, сопоставлялись результаты исследования с ранее выдвинутой гипотезой, проводилась апробация выводов исследования на различных конференциях, инструктивно-

методических совещаниях, в учебном процессе, готовился текст диссертации.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в рамках разработанного теоретического курса «Социальные проблемы региона» (КФ Петр ГУ, 2005 г.). Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференциях КФ Петр ГУ и СПбГУП, на заседании кафедры философии и социологии КФ Петр ГУ, на заседаниях координационного совета по туризму при Администрации г. Апатиты. Рекомендации проектной части диссертации легли в основу разработки городских программ «Развития туристской деятельности» и "Развития и сохранения сферы культуры г. Апатиты на 2007-2010 гг.», ряда проектов в социально-культурной сфере.

Структура работы: Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру работы и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, отражающих результаты исследования, статистические данные, характеризующие социокультурную ситуацию в регионе. Основной корпус диссертации включает 136 страниц текста, библиография насчитывает 201 источник.

Основные понятия:

Культурный потенциал - совокупность историко-культурной среды, духовно-ценностных и интеллектуальных ресурсов, экономической и материально-технической базы4.

Регион - от лат. regio, род. падеж regiones - область; территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, необязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо террито-

4 Креклина СВ. Сохранение и развитие культурного потенциала городов. СП6-2000.-С.7

риального членения; регион природный, значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий5.

Понятие «регион» употребляется для разграничения территории страны по административно-территориальному признаку (республика, край, область, город). В теории и практике социальное понятие «регион» употребляется для определения границ тех или иных форм взаимосвязей населения в процессе его жизнедеятельности.

По определению Кожурина Ф.Д. и Арутюнова С.А.6, «регион - это административно-территориальная общность, характеризующаяся постоянными трудовыми, социально-культурными связями населения и обладающая необходимой для жизнедеятельности людей производственной и социальной инфраструктурой, а так же целостное и самостоятельное образование, воспроизводящее систему общества».

Таким образом, культурный потенциал региона - совокупность историко-культурной среды, духовно-ценностных и интеллектуальных ресурсов, экономической и материально-технической базы административно-территориальной общности, характеризующейся постоянными трудовыми и социально-культурными связями населения .

Поморы - этнографическая группа русских на побережье Белого и Баренцева морей. Предки поморов в основном выходцы из древнего Новгорода8, по мнению исследователя поморской культуры и традиций, доктора исторических наук, профессора Ю.Ф.Лукина, можно выделить две точки зрения.

Географический Энциклопедический словарь/гл. р. А. Ф. Трешников - М.: Сов. Энциклопедия. 1988. -С. 260;

6Арутюнов С.А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989.-С.45; Кожурин Ф.Д. Процесс управления / Системное исследование и разработки на примере региона. - М.: 1988.-С.87

7 Креклина СВ. Сохранение и развитие культурного потенциала городов. СП6-2000.-С.7

8 Советский Энциклопедический словарь/гл. р. А. М. Прохоров. - 6-е изд-е-М.: Сов. Энциклопе-
дия.2000.-С. 1049;

Первая: поморы - это этническая группа внутри русского народа, небольшая этническая общность.

Вторая: поморы - это коренной малочисленный этнос, который исторически сложился в результате ассимиляции (слияния) этнических общностей, групп славянского, финно-угорского, чудского происхождения (славяне, карелы, чудь и др.).

В своем исследовании мы будем опираться на определение Лукина Ю.Ф.: «поморы - это небольшая по численности этническая группа, отличающаяся самобытной культурой, социальной организацией проживания, традиционным хозяйствованием, промыслами и природопользованием». Это коренной малочисленный этнос, который сложился в результате слияния этнических общностей, групп славянского, финно-угорского, чудского происхождения.

Понятие и структура культурного потенциала региона

Культурный потенциал региона - это сложное образование, которое можно охарактеризовать как совокупность историко-культурной среды, духовно-ценностных и интеллектуальных ресурсов, экономической и материально-технической базы9 административно-территориальной общности, характеризующейся постоянными трудовыми и социально-культурными связями населения.

Сущность культурного потенциала региона заключается в понимании его как совокупности норм, ценностей, смыслов человеческой деятельности, от которых зависит успешность и эффективность развития общества, наличие духовных и материальных средств, интеллектуальной базы и ее ресурсов, душевного и физического здоровья членов общества, их воли, настойчивости и последовательности в выполнении определенных задач.

Функции культурного потенциала региона: 1. Социально-педагогическая, так как культурный потенциал региона является «средой обитания», и, соответственно, нормы и ценности данной общности впитываются в период становления личности и в процессе воспитания. 2. Творческая функция, так как культурный потенциал региона дает возможность самовыражения, индивидуального творческого проявления каждого индивидуума. 3. Культурно-познавательная, так как культурный потенциал региона может удовлетворить потребности людей в знакомстве с традиционной культурой и природой Кольского края. 4. Социально-коммуникативная, так как культурный потенциал региона включает в себя систему социальной коммуникации, и дает возможность обмена информацией разного рода между участниками общения. 5. Рекреативная функция, так как культурный потенциал региона дает возможность восстановления духовных сил, обновления и приведения в норму духовного потенциала, приобретения человеком душевного равновесия.

Целью культурного потенциала региона является обеспечение условий воспроизводства человека на социальном и личностном уровнях. Основной задачей культурного потенциала региона является удовлетворение духовных и физических (в соответствии с функциями) потребностей населения, приезжих и специалистов разных областей знания. Система основных элементов, определяющих специфику культуры региона, включает: а) лапдшафтно-экологическую составляющую культуры, имею щую пространственно-временную, материальную и энергетическую вы раженность. Здесь понятие культура региона отражает специфику и сте пень приспособления и освоения человеком природной среды обитания. б) архитектурно-планировочную (или пространственно предметную) среду - рукотворную часть человеческого окружения. Вы ражается в типе поселений и воспринимается как мера целостности на глядно воспринимаемого предметного пространства; в) первичную социокультурную среду обитания жителя террито рии, представляющую собой совокупность структурно и функционально взаимосвязанных сфер и форм жизнедеятельности: место проживания и труда, системы обслуживания, досуга, массовой информации; г) этнокультурную составляющую культуры, находящую выраже ние в многообразии населяющих конкретное поселение этнических групп; д) историко-культурную ауру как одну из существенных составляющих культуры, обеспечивающую единство в сознании его жителей прошлого, настоящего и будущего, влияющую на нравы, обычаи, язык и другие формы бытования культуры.

В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения.10

На региональном уровне социоинженерная деятельность в сфере культуры осуществляется путем: разработки концепции культурной политики с учетом специфики региона; формирования региональных программ социокультурного развития на базе приоритетных социальных групп и приоритетных направлений развития культуры территории; инициирования разработки проектов культурно-досуговых программ со стороны учреждений культуры, общественных организаций, движений объединений граждан, отдельных людей; экспертизы проектов программ, отбора тех, которые будут реализованы и их правового, кадрового, организационно-методического, технического, экономического обеспечения.

Исторические предпосылки и факторы формирования культурного потенциала мурманской области

История Кольского полуострова тесно связана с освоением и развитием русского Европейского Севера. Существует ряд исторических событий оказавших исключительное влияние на становление и культурное развитие области. Вообще культурный феномен Мурманской области можно определить как синтез двух культур: поморской и саамской. Появление коренного населения на Кольском полуострове можно определить следующими периодами: появление европеоидов из Скандинавии, владевших луком и не знавших глиняной посуды (5-4 тыс. До н. э.) на внутренней части Кольского полуострова (бассейн реки Вороньей - Ловозеро). II пол. III тысячелетия до н. э. появляются носители ямочно-гребенчатой керамики, предки которых были с Оки и Волги. во время периода потепления (II -1 тыс. До н. э.) с северного Урала приходят группы населения угрофины, которые от смешения в прошлом несли монголоидный элемент - протосаамы. Они явились создателями асбестовой керамики. На сегодняшний день обнаружены стоянки в районе Ловозеро и Серебрянской ГЭС. Более того, близ г. Полярного в Кольском заливе обнаружен Оленеостровский могильник, датируемый 1050 г. До н. э. Там найдены череп, бронзовый наконечник копий, колотушка шаманского бубна, гарпуны, костяные рыболовные крючки и т.д. К концу I тыс. н. э. территорию полуострова населяли саамы, вели кочевой образ жизни и жили родами. В ХП веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. Уже в первой половине ХП века среди Новгородских земель числится волость Тре. В конце ХП века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова, которое получило название Мурманского (от «Норман», т.е. «норвежец»), В ХШ - XV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители, на Терском берегу возникают русские селения - Умба, Варзуга, Кандалакша, Ковда, Княжая Губа, Порья Губа и т.д. Первое упоминание об Умбе и Варзуге в 1466 г. В 1565 г. впервые в исторических источниках упоминается Кола.

Заселение Терского берега русскими поморами. В XII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. Уже в первой половине ХП века среди Новгородских земель числится волость Тре (от древнего скандинавского названия Кольского полуострова «Треннес», что в переводе значит «Терский мыс»). В конце ХП века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова, которое получило название Мурманского (от «Норман», т.е. «норвежец»).

В ХШ - XV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители, на Терском берегу возникают русские селения. «Местное население было редким, много богатых промысловых угодий пустовало, в то время как в Новгородском государстве тысячи крестьян бедствовали, живя на «неродимой землице». Летописи ХИ-ХШ веков пестрят сообщениями о неурожаях и голодовках. Крестьяне в поисках средств существования покидали родные места и шли промышлять зверя и рыбу. Сюда же бежали от притеснений феодалов смерды и холопы, «надеяв-шиеся в лесах Севера обрести свободу и материальный достаток» .

Вслед за поморами-промышленниками на Кольскую землю пришли сборщики дани Новгорода Великого. Упоминание об этой земле имеется в Новгородских летописях уже в XIII веке. Итак, в середине XV века на Терском берегу поселились русские крестьяне. «Они принесли с собой культуру и социальные порядки, сложившиеся в Новгородской республике. Новгородское влияние чувствовалось во всем: в домостроении (изба с подклетом), порядках землевладения (долевое пользование угодьями), способе самоуправления (выбор должностных лиц), в особенностях речи («цоканье»), широкой грамотности, в сохранении былинного эпоса»13.

Первые селения - Умба, Варзуга, Кандалакша, Ковда, Княжая Губа, Порья Губа и т.д. Первое упоминание об Умбе и Варзуге в 1466 г. В 1565 г. впервые в исторических источниках упоминается Кола.

В 60-х годах XIX века началось интенсивное заселение Мурманского побережья. В этот период на западном побережье размещались преимущественно финны и норвежцы, на востоке - русские. К этому времени относится возникновение поселений Ура-Губа, Цып-Наволок, Вайда-Губа, Титовка (западная часть побережья), Териберка, Гарилово, Кильдин (на востоке).

К началу XX века на Кольском полуострове проживало около 9 тыс. человек. Основным занятием русского населения Кольского полуострова являлся рыбный промысел, саамов - оленеводство, рыболовство, охота. Факторы, определяющие культуру. Основные занятия. Земледелие в Заполярье не играло такой роли, как в Новгороде. Терские поморы в небольшом количестве выращивали репу и капусту. Сельскохозяйственные продукты закупались в Архангельске. Средства к существованию давали промыслы - лов рыбы, охота на зверя и птицу. Поговорки того времени явно определяют основные занятия поморов: море - наша нива; была бы рыба, а хлеб будет.

На первом месте по доходности стоял тресковый - «мурманский» промысел. Треску и продавали и употребляли в пищу. Недаром жителей Архангельска и по сей день называют «архангельские трескоеды». Местные жители находились в выгодном положении по сравнению с промышленниками пришлыми, так как им не нужно было совершать тяжелых переходов к морю, они «сдавали в аренду помещения для хранения рыбы и снасти, ремонтировали и хранили до весны их суда; строили шняки и продавали их пришлым мурманщикам».14

Реализация культурного потенциала как фактор оптимизации социально-культурной среды региона

Для понимания степени актуализированное потенциала современной культуры оценивается его объем и содержание, мера освоенности культурного окружения, мотивы и побуждения к поддержанию или изменению его элементов. Ускорение научно-технического прогресса -главного стратегического рычага интенсификации накопленного потенциала - зависит не только от активного внедрения в производство новой техники, технологии и результатов естественнонаучных исследований. Оно тесно связано также с более широким распространением в общественной практике культурологического знания. Сегодня ряд социально значимых проблем жизни территории обусловлен расхождением между высоким уровнем лучших образцов научно-технической и культуро-творческой профессиональной деятельности, с одной стороны, и низкой степенью эффективности их практического использования, с другой. Для понимания сложившегося положения дел экономические или социологические способы объяснения оказываются недостаточными и отечественная наука рекомендует обратиться к области культуры. В настоящее время в российской науке сформировалось достаточно четкое представление о сложности современной городской культуры, выделены нормативные личностные характеристики, развитие которых рассматривается в работах Аитова Н.А., Ахиезера А.С, Глазычева В.Л., Когана Л.Б., Сазонова Б.В., Шкаратана О.И., ЯницкогоО.Н. и др.

Мурманская область как регион обладает огромным культурным потенциалом, но его наличие не означает самопроизвольного развития территории, для эволюционирования необходимы некоторые условия, при которых культурный потенциал наиболее полно реализуется и развивается.

Сегодня многие города и регионы с гораздо более древней историей и сохранившимися объектами исторической культуры стоят перед проблемой реализации культурного потенциала в связи с крушением отлаженной системы централизованного управления туристическими потоками и охраной памятников архитектуры.

На этом фоне сравнительно молодая Мурманская область имеет преимущество: она не избалована ни вниманием центра, ни вниманием туристов, но надо отметить, что в последние годы отмечается усиление интереса к Кольскому Северу как к слабо освоенной, неизвестной, а значит - привлекательной местности. Отрицательными факторами являются неразвитость инфраструктуры социально-культурной сферы, катастрофически малое количество сохранившихся памятников архитектуры и культуры, а так же ужасающее их состояние, но мощный интеллектуальный потенциал, природно-ландшафтная уникальность, удобное географическое положение и развитость транспортной инфраструктуры дают возможность свести к минимуму их влияние.

Главная проблема области на сегодняшний день заключается в пренебрежении проблемой сохранения и использования историко-культурного наследия. Это уже сказывается на состоянии региона: уровень культуры населения неумолимо регрессирует, растет уровень безработицы , преступность, уровень наркомании приобретает угрожающие размеры. В основном развитие социокультурной сферы ложится на плечи энтузиастов.

Реализация культурного потенциала на данном этапе развития. История северных этносов и их своеобразных арктических культур является образцом непрерывности и устойчивого развития. Как показывают многочисленные исследования Российского севера, и, в частности, Кольского региона, несмотря на отсутствие ранее национальной политики, все-таки значительные внутренние резервы этих этнических групп позволили им не только сохраниться, но и использовать открывшиеся возможности для возрождения и развития. Этническая устойчивость северных народов, их неразрывная связь со средой обитания с одной стороны, и их ранимость, незащищенность перед политическим произволом делают изучение роли и опыта этих народов в поисках путей устойчивого развития особенно важным. Неоднородность освоения и заселения Севера, различная степень исторически сложившейся на данный момент интеграции в среду народов Севера, делают особенно актуальной в данном вопросе региональную политику.

Основываться она обязана на доскональном изучении проблемы в своем регионе с опорой на Законы Российской Федерации о правах коренных народов, местном самоуправлении, землепользовании. Исследования современной науки и практики всего человеческого сообщества определили в качестве постулата положение о необходимости сохранения традиционного хозяйства, традиционного природопользования для поддержания культурной самобытности малочисленных народов Севера. С уходом из жизни северных этнических групп неизбежно уйдет и их культурная самобытность и национальная самоидентификация. В связи с этим положением такое научное направление, как этническая экология, должно стать основой в изучении и решении проблем малочисленных народов Севера Мурманской области при решении задачи устойчивого развития региона.

Концепция развития культурной жизни территории, как условие реализации культурного потенциала региона

Своеобразие социального проектирования в сфере культуры состоит в том, что «оно пытается отвечать не на вопросы «сколько» и «кому», а на вопросы «что», «зачем» и «почему». Обращение к социальному проектированию в целях более эффективного управления культурным процессом тесно связано с наблюдающейся тенденцией к усилению социальных функций культуры, с выделением духовной культуры в самостоятельную область социально-культурной среды, не сводимой ни к сети учреждений культурного обслуживания, ни к системе культурных коммуникаций, ни к организации досуга или культурно-просветительской работы. «Внешнему подходу к исследованию культуры социальное проектирование противопоставляет как бы подход «изнутри», позволяющий понять законы гармонизации культурной жизни по мерке человеческой личности».

В русле широкой проблемы, формируемой как развитие культурного потенциала региона, одно из главных мест занимает более узкая задача - формирование осмысленно-территориального сознания. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом в локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы33. Региональная историческая культура как область проектирования, характеризуется наиболее острыми проблемами и это свидетельствует о неблагополучии общества в отношении к собственной истории. Рекомендации в области социокультурного проектирования по сохранению и развитию исторической культуры территорий являются отправной точкой при решении вопросов сохранения и развития культурного потенциала регионов. При отсутствии в основной массе этих городов специальных программ сохранения и развития культуры рекомендации ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов представляют в вопросах социокультурного проектирования высокую практическую значимость34.

В последнее время некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако чаще всего за нее выдается набор мероприятий организационного характера.

Особо актуальной в этой ситуации становится проблема, при разработке региональных социокультурных программ, прежде всего определения приоритетов их развития. Предыдущий опыт несет в себе крайне мало методообразующих элементов и не может служить ориентиром в новой социокультурной ситуации, для которой сегодня становятся характерными раскрепощение и развитие общественного сознания на основе гласности и демократии, принятие конструктивных решений на конкурсной основе, широкое их обсуждение, воспитание чувства ответственности за судьбу государства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении принадлежит гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни.

Анализ Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, разработанной Министерством культуры РФ в 1995 году, Целевой комплексной Федеральной программы «Сохранение и развитие культуры и искусства на 1997-99 годы», материалов Федерального Совета по культуре и искусству, состоявшегося в Екатеринбурге 19-20 февраля 1996 года, посвященного принципам федерализма, межрегиональной интеграции, сохранении и развитии национальных культур народов Российской Федерации национального доклада для заседания Совета Европы «Государственная культурная политика в России» позволяет сформулировать основные общие принципы развития социально-культурной сферы, которые в достаточной степени солидаризируются с мнением Киселевой Т.Г. и Красильникова Ю.Д.: - приоритетность общечеловеческих ценностей над классовыми и политико-идеологическими; - диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций; - всеобщность массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности, как доминирующего признака; - гуманизация содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности; - общественно-государственное самоуправление социально-культурной деятельностью, обеспечение децентрализации и самостоятельности региональной политики в социально-культурной сфере.

Эти принципы нашли свое подтверждение и в материалах провозглашенного ООН и ЮНЕСКО Всемирного десятилетия (1988-1997гг.) развития культур.

Именно на этом уровне, исходя из определяющих общих принципов, должна формироваться система приоритетов социокультурного развития. Целесообразность такого подхода аргументируется следующим. Во-первых, очевиден вывод, что реализация общегосударственных тенденций протекает в регионах по-разному, от примеров блестящих успехов, до полного упадка. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера. Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории. В третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни целом.

Похожие диссертации на Социально-педагогические условия реализации культурного потенциала региона