Введение к работе
Актуальность исследования. Поиск оптимальных условий и механизмов социально-культурной интеграции личности в поликультурном пространстве региона является приоритетом региональной социальной политики и актуальной проблемой педагогической теории и практики. Глобализирующийся мир порождает множество проблем и противоречий, вызванных интенсивной миграцией значительных групп населения. Слабая интегрированность, вызванная сменой привычной социальной, культурной, профессиональной и психологической среды обитания, начинает носить всеохватывающий характер. В России масштаб и острота проблем мигрантов обусловлены характером проводимых политических, экономических и социальных реформ, вызывающих растущую институциональную отчужденность человека, его обезличенность в системе социально-профессиональных отношений, разрушение культурных и территориальных связей, утрату чувства духовной, этнокультурной и профессионально-корпоративной общности человека с кругом «значимых других».
Проблемная жизненная ситуация, возникающая у значительного числа категорий и групп населения, оказавшихся в иной социальной и культурной среде, порождает особую значимость социально-культурной интеграции, которая выступает сущностным условием качества жизнедеятельности человека, его благоприятного самочувствия в значимых социальных средах, становится средством обеспечения непрерывности индивидуальной биографии, преемственности в жизненных стратегиях и смыслах бытия, а в конечном итоге – способом сохранения душевного здоровья личности и целостности социума. В основе социально-культурной интеграции лежит адаптационный механизм как фундаментальное свойство всех живых организмов, обеспечивающее приспособление к изменяющейся среде обитания в единстве сохранения и изменения. В социально-педагогическом контексте интеграция обеспечивается балансом традиций и новаций, единством социализации и инкультурации, совокупностью взаимодополняющих и взаимокомпенсирующих процессов включения личности в социум и культуру.
Особую значимость проблема социально-культурной интеграции мигрантов имеет для Республики Татарстан – относительная экономическая и политическая стабильности делает данный регион России привлекательным для переселенцев. Именно миграционный приток объясняет рост ее населения на 3,8% между переписями 1989 и 2004 гг. Миграция в Республике Татарстан стала важнейшим источником увеличения численности населения региона – в 1990-е годы на фоне роста смертности в республике наблюдалось сокращение рождаемости, а естественный прирост населения прекратился еще к концу 90-х годов. В такой ситуации особое значение приобретает проблема взаимоотношения местного населения и приезжих. Несмотря на традиционно толерантное отношение к представителям иных этнокультурных и религиозных групп, сегодня каждый четвертый представитель местного населения отрицательно относится к мигрантам. Эти данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне интолерантности населения республики по отношению к мигрантам (Г.Х.Габдрахманова). Следовательно, при определенных условиях и поддержке определенных институтов (и прежде всего средств массовой информации, националистически настроенных общественных объединений) может произойти существенное расширение социального состава личностей, исповедующих агрессивное отношение к представителям иных социально-культурных и этнокультурных групп. В такой ситуации создание условий для интеграции мигрантов в новое социокультурное пространство необходимо рассматривать в качестве приоритета социальной политики, важнейшей задачи культурно-образовательных и воспитательных учреждений и неправительственных организаций.
В полиэтническом регионе важнейшим ресурсом оптимизации социально-культурной интеграции мигрантов являются традиции народной культуры, педагогический потенциал которых выражается в способности содействовать адаптации личности к условиям новой среды жизнедеятельности через воссоздание общности судеб человека и народа, компенсировать дефициты национально-культурной идентичности, образуемые фактом миграции. Погружение личности в мир региональных этнокультурных традиций создает особое пространство диалога, способствующее формированию духовно-нравственной общности «мы», обеспечивает культурную солидарность различных профессиональных и социальных групп, гармонизирует процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности. Интеграционный потенциал народных традиций максимально полно востребуется социально-культурной деятельностью, создающей дополнительные по отношению к другим институтам условия для социальной интеграции личности, обеспечивающей гармонизацию процессов инкультурации и самореализации личности за счет свободного и личностно-детерминированного потребления и создания культурных благ.
Однако сегодня педагогические резервы традиций народной культуры как средства социально-культурной интеграции мигрантов используются не в полной мере. Культурно-досуговые учреждения, работая в жестких условиях рынка, все больше специализируются в русле зрелищно-развлекательных программ, отодвигая на второй план значимую социально-педагогическую проблематику. В результате практически невостребованным в рамках современной педагогики досуга остается огромный интеграционный и адаптационный потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, сконцентрированных в сфере народной культуры.
Таким образом, основная проблема исследования определяется объективно существующими противоречиями между: высоким уровнем разработанности общей педагогической теории, стержнем которой выступает личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания и неразработанностью методологии социально-культурной интеграции мигрантов в поликультурном пространстве региона; общественной актуальностью проблемы социально-культурной интеграции мигрантов и членов их семей, от степени решения которой зависит качество жизнедеятельности человека, его благоприятное самочувствие в социуме и низкой эффективностью интеграционных программ, реализуемых на базе учреждений социально-культурной сферы; значительным консолидирующим потенциалом духовного богатства традиций народной культуры и мерой его востребованности культурно-досуговыми учреждениями, обеспечивающими социализацию и инкультурацию мигрантов и лиц некоренной национальности.
Актуальность проблемы, а также недостаточная ее теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования – изучить педагогические ресурсы традиций народной культуры как средства социально-культурной интеграции мигрантов в полиэтническом регионе и обосновать условия их практической реализации.
Объект исследования – социально-культурная интеграция мигрантов как педагогический процесс; предмет – условия реализации потенциала традиций народной культуры в системе социально-культурной интеграции семей мигрантов.
Изучение теории и истории вопроса, анализ культурной политики и деятельности досуговых учреждений по оптимизации условий социально-культурной интеграции позволили сформулировать гипотезу исследования, которая представляет совокупность следующих предположений:
Содержание и формы социально-культурной интеграции мигрантов определяются остротой и характером переживаемых личностью проблем, уровнем личностного развития, спецификой этноса и ментальности этнокультурных групп, традициями толерантного отношения к представителям других ценностей, норм поведения, смыслов жизни.
Значимым психологическим фактором социально-культурной интеграции мигрантов в новой среде являются оптимальные условия для социализации и развития их детей, поэтому в качестве педагогического приоритета социально-интеграционных программ следует рассматривать благоприятную социально-психологическую и культурно-образовательную среду личностного развития ребенка.
Ключевым условием социальной интеграции и культурной адаптации личности является реализация педагогического потенциала традиций народной культуры, который определяется ее возможностями: обеспечить взаимодополнение процессов социализации, инкультурации и самореализации личности; гармонизировать процесс формирования национально-культурной идентичности в единстве с межкультурной толерантностью; оптимизировать ключевые составляющие социально-культурной среды обитания личности – основного пространства её повседневной жизнедеятельности.
Гармонизация отношений сменившего место жительства человека с социумом и комфортное самочувствие в пространстве культуры возможны на основе целенаправленного отбора традиций народной культуры, содержание которых отвечает критериям уникальности, универсальности и гуманистичности.
Успешная социально-культурная интеграция личности на основе потенциала народных традиций предполагает целенаправленное создание на региональном уровне организационно-педагогических условий: способствующих включению семьи мигранта (включая детей) в ценностно-нормативное поле культуры и систему межличностных отношений; минимизирующих личностные проблемы, вызванные фактором миграции; реализующих личностные потенциалы в процессе совместной социально-культурной деятельности в рамках национально-культурного объединения.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:
Исследовать социально-культурную интеграцию как предмет гуманитарного знания и область педагогики.
Охарактеризовать социально-интеграционный потенциал традиций народной культуры.
Обосновать приоритеты и дать характеристику технологий социально-культурной интеграции мигрантов в мультикультурном пространстве региона.
Выявить эффективные культурно-досуговые формы востребованности народных традиций в системе социально-культурной интеграции семей мигрантов.
Разработать и апробировать программу оптимизации условий социально-культурной интеграции мигрантов.
Определить социально-педагогические условия интеграции мигрантов и лиц некоренной национальности на базе региональных культурных традиций.
Степень разработанности проблемы. Миграционные процессы, в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую, социально-культурную жизнь, оказались в центре внимания гуманитарных наук. Одной из актуальных в культурологической и социологической литературе является проблема социально-культурной адаптации личности к изменяющимся условиям бытия (Г.Х.Габдрахманова, Л.Л.Рыбаковский, Т.А.Титова, В.Е.Козлов и т.д.). В культурантропологии (в рамках теорий аккультурации, культурной диффузии, инкультурации) адаптация исследовалась как: важнейший механизм культурной динамики, результат процесса аккультурации (Р.Билз); элемент инкультурации, обеспечивающий приобщение индивида к нормам, ценностям и обычаям культуры (М.Херсковиц); общее свойство культуры обеспечивать адаптацию человека к природной среде обитания, восстанавливать нарушенное равновесие (Л.Уайт, А.Андерсон, У.Раппопорт). Феномен адаптации в социологических концепциях представляет собой процесс и результат достижения равновесия между взаимодействующими субъектами и социально-культурной средой, которое обретается в результате пассивного и вынужденного принятия человеком норм, установленных в обществе, осуществляется путем освоения основного репертуара социально-культурных ролей (Дж. Мид, Т.Парсонс, Р.Мертон). В современных исследованиях: детально изучены проблемы взаимосвязи миграционных процессов в контексте меняющейся демографической ситуации, механизмы влияния иммиграционных процессов на межнациональные отношения, конфликтогенный характер миграционных процессов и условия его минимизации, особенности миграционного поведения и субъективные факторы, определяющие механизмы принятия решений, этапы миграционных процессов, меняющих статус территории, причины и характер миграции русскоязычного населения из ближнего зарубежья, региональности особенности миграции в постсоветском пространстве (Р.Г.Абдулатипов, С.А.Арутюнов, И.В.Бабенко, Е.В.Бондаревская, Ю.В.Бромлей, Г.Д.Дмитриев, Я.Э.Галоян, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова, В.А.Тишков, М.В.Ткачев); дана характеристика социальных проблем, рожденных миграционными потоками, определены механизмы влияние миграционных процессов на межнациональные отношения (Р.А.Костин); раскрыты технологии социальной адаптации вынужденных мигрантов к условиям новой среды обитания (В.С.Айрапетов).
Концептуальные основы исследования выстраивались с опорой на культурологические знания об особенностях межнационального взаимодействия, значении межкультурного диалога в духовном обогащении личности (Ю.В.Арутюнов, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко). Теоретико-методологическими ориентирами стали работы, в которых охарактеризованы функции культурного наследия и раскрыта роль традиций, изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, определены ее функции в жизнедеятельности человека и общества (И.М.Быховская, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.А.Орлова, А.Я.Флиер). Информационную и теоретическую базу исследования составили исследования национального характера (Д.С.Лихачев, К.Касьянова, Э.В.Соколов); принципы регионализации в развитии социально-культурных систем (Г.Г.Дадамян, О.Г.Генисаретский, В.Л.Глазычев, С.В.Шишкин).
В последнее время проблематика социально-культурной интеграции мигрантов активно обсуждается в педагогической литературе. Это обусловлено не только фундаментальным положением проблем интеграции и адаптации в науках социально-гуманитарного профиля, но и заказом времени, реалии которого заставляют переосмыслить традиционные концепции, искать новые интеграционные ресурсы и возможности в традиционных технологиях и областях социально-культурной практики. В решении поставленных исследовательских задач автор опирался на исследования: роли социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Р.С.Гарифуллина, В.Ш.Масленникова, Ф.Г.Мухаметзянова, Л.Ю.Сироткин, П.П.Терехов); социально-интеграционного потенциала народной культуры (Г.А.Габдрахманов, Т.И.Бакланова, Е.И.Григорьева, М.И.Долженкова, А.Д.Жарков, А.С.Каргин); теоретико-методологических и организационных аспектов деятельности национально-культурных объединений (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, М.Н.Губогло, В.Н.Тишков). Условия оптимизации этнокультурного образования в национальных регионах России изучены в диссертационных исследованиях Р.З.Закировой, Л.В.Кузнецовой, В.И.Матиса, Т.К.Солодухиной, Ф.Ф.Харисова, Г.Ф.Хасановой. Разработка теоретических основ социально-культурной политики по интеграции мигрантов предпринята в исследованиях М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Т.М.Дридзе, А.П.Маркова, Э.А.Орловой, Д.В.Шамсутдинова. Особую роль для выработки концептуального ядра работы сыграли результаты докторского исследования Д.В.Шамсутдиновой, в котором раскрыта сущность социально-культурной интеграции и охарактеризованы культурологические и педагогические аспекты данного феномена, изучены механизмы и условия социально-культурной интеграции личности в сфере досуга, исследованы интеграционные потенциалы художественной деятельности, обоснованы социально-адаптационные ресурсы физической культуры в системе социальной интеграции личности, определены специфика и методы реализации социально-интеграционных функций массовых форм досуга и национально-культурных объединений в полиэтничном регионе.
В указанных работах вскрыты закономерности и этапы адаптации личности к меняющимся условиям, технологии и условия инкультурации, понимаемой как процесс усвоения индивидами ценностей и норм культуры; охарактеризованы социально-педагогические стратегии приобщения личности к традициям художественной культуры; определены возможности фольклора как фактора личностной идентичности и консолидации социума. Однако в спектре изученных проблем очевидно недостаточное теоретическое осмысление тех аспектов, которые связаны с обоснованием роли культурных традиций в формировании региональной духовно-нравственной общности «мы», реализацией традиций народной культуры как средства социально–культурной интеграции мигрантов и лиц некоренной национальности, становлением многоуровневой личностной идентичности. Кроме того социально-культурный контекст последних лет требует адаптации разработанных ранее моделей к специфике сегодняшнего времени.
Методология исследования базируется на единстве культурологического и социально-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Теоретическую основу исследования составили современные философско-культурологические и педагогические концепции социализации и индивидуализации личности, сложившиеся в рамках теории социальн-культурной деятельности. В разработке условий социально-культурной интеграции мигрантов автор опирается на понимание культуры как: сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания, формы созидания и выражения человеческой природы, уникального механизма передачи духовных ценностей и коллективного опыта, способа обеспечения самотождественности и целостности социума, ценностно-нормативного пространства, на котором формируется общественное согласие и происходит консолидация субъектов в общность «мы». Методология социально-культурной интеграции семей мигрантов выстраивалась с учетом новой области педагогического знания – миграционной педагогики, основы которой заложены в работах Е.В.Бондаревской, И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др. Народная культура рассматривается как «внегенетический механизм» наследования социального опыта, духовный генофонд, от сохранения и воспроизводства которого зависит успешность и эффективность развития общества, душевное и физическое здоровье нации. Исследование строится на понимании традиций народной культуры как живого процесса деятельности – активности субъекта, принимающего ценности прошлого и деятельно утверждающего их в образе жизни; как системной целостности, которая выступает базовой платформой жизнедеятельности социального сообщества, освоение которой оптимизирует социально-культурную среду обитания личности.
Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении 4 лет. На первом этапе (2008-2009г.г.) была разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по теории социально-культурной деятельности, педагогике досуга, возрастной и педагогической психологии, социологии, а параллельно исследовалась реальная практика использования возможностей народных традиций в системе социально-культурной интеграции мигрантов и лиц некоренной национальности. На втором этапе (2009-2010гг.) была разработана программа педагогического эксперимента, обобщен полученный в результате исследования материал, проведена проверка исследовательских гипотез; выявлены направления и условия реализации потенциала народных традиций системе социально-культурной интеграции личности; разработана и апробирована региональная программа социально-культурной интеграции мигрантов. На третьем этапе (2011-2012гг.) проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические позиции и экспериментальные выводы, разработан механизм внедрения программы социально-культурной интеграции мигрантов и членов их семей в практику учреждений культуры и образования.
Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ опыта интеграции мигрантов и социально-педагогической деятельности национально-культурных объединений; тестирование самооценки мигрантов с точки зрения их удовлетворенности условиями жизнедеятельности; организационно-деятельностные игры; включенное наблюдение за процессом и результатами деятельности участников национально-культурных объединений; социально-педагогический эксперимент, включающий методы прогнозирования и моделирования ситуаций в рамках программы социально-культурной интеграции.
Экспериментальная база исследования: учреждения культуры и искусства г. Набережные Челны, ресурсы и деятельность которых были скоординированы в рамках городской программы комплексной социально-культурной интеграции мигрантов и членов их семей (включающей проект национально-культурного объединения «Наш город» и культурно-образовательную программу «Мир народной культуры»): Дом Дружбы народов, музей истории города, дворец культуры «Энергетик», Центр народных культур «Родник», городской культурный центр «Эврика», городской парк культуры и отдыха, русский драматический театр «Мастеровые», ансамбль танца «Булгары», Городской дворец творчества детей и молодежи города (ГДТДиМ).
Социальная база эксперимента – родители и дети 120-ти семей мигрантов со стажем проживания на территории РТ до 10-ти лет. В общей сложности экспериментом были охвачены 187 взрослых и 119 детей – учащихся в средних образовательных учреждениях. Аудитория программы по национальному составу: русских – 40%, татар – 17%, украинцев – 8%, чувашей – 7%, представителей других национальных меньшинств – 28%.
Научная новизна исследования состоит в том, что в результате комплексного анализа культурных традиций и выявления их социально-педагогического ресурса: раскрыта стратегия деятельности по социально-культурной интеграции мигрантов и их семей, заключающаяся в содействии многоуровневой национально-культурной идентичности и формировании толерантного отношения человека к традициям и ценностям культур других этнических групп, составляющих культурную палитру региона; обоснована модель включения личности в новое социальное пространство и культурную среду путем реализации потенциала культурных традиций, которая обеспечивает социализацию и инкультурацию личности в рамках трех направлений: познавательного, наращивающего блок знаний истории и традиций народной культуры; аксиологического, способствующего культурной идентификации путем освоения соответствующих данной культуре ценностей и моделей мировосприятия; деятельностного, предполагающего освоение культурных практик; раскрыта социально-педагогическая миссия традиций народной культуры, заключающаяся в обеспечении культурной преемственности, сохранении единого социокультурного пространства общества через обретение многоуровневой личностной идентичности и воспитание толерантного отношения к поликультурному миру; дана трактовка национально-культурной идентичности как важнейшего фактора социально-культурной интеграции мигрантов – системного качества личности, формируемого на рефлексивном, духовном и поведенческом уровне и отражающего меру включенности личности в ценностно-нормативный мир народной культуры, способность к пониманию и конструктивному взаимодействию с представителями других культурных групп; обоснованы направления социально-культурной интеграции детей семей мигрантов, обеспечивающие различные аспекты и грани историко-культурного развития личности: аксиологический, способствующий национально-культурной идентичности путем освоения ценностей, норм и моделей мировосприятия, характерных для культуры коренного народа; познавательный, наращивающий блок знаний истории и традиций народной культуры; деятельностный, предполагающий освоение традиционных культурных практик, способов художественного творчества и социального поведения.
На защиту выносится:
Обоснование социально-интеграционного потенциала народных традиций, педагогический потенциал которых определяется: возможностями культурной деятельности обеспечить взаимодополняемый характер социализации, инкультурации и самореализации личности; гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности; оптимизировать ключевые составляющие социально-культурной среды обитания, качество которой определяет важнейшие параметры жизнедеятельности и социально-психологическое самочувствие мигрантов и членов их семей.
Принципы социально-культурной интеграции мигрантов на базе реализации педагогического потенциала народных традиций: а) культуроцентричность содержания адресных программ – принцип, утваерждающий в качестве мировоззренческой основы идею российской надэтнической духовной общности как согражданства, снимающий противоречие между национально-культурным и этнокультурным самосознанием личности мигранта, гармонизующий процессы общероссийской и региональной идентичности; предполагающтй целенаправленный отбор традиций народной культуры, содержание которых отвечает критериям уникальности, универсальности и гуманистичности; б) персонально ориентированная направленность социально-культурных мероприятий и акций, опирающаяся на учет ценностно-нормативной и ментальной специфики мигрантов и членов их семей, создание условий для социализации и развития детей мигрантов; в) социально-комплексный характер интеграционных мероприятий, создающих благоприятную социально-психологическую и культурно-образовательную среду личностного развития мигрантов и членов их семей; г) проблемно-целевая направленность социально-интеграционных проектов, их ориентация на решение актуальных социально-культурных, профессиональных и личностных проблем мигрантов.
Характеристика социально-культурной среды как значимого пространства повседневной жизнедеятельности, обеспечивающего адаптацию личности к изменившимся социальным условиям, ее погружение в мир традиционной культуры, способствующего социальной интеграции и реализации личностных потенциалов мигрантов и членов их семей. Функции среды как социально-педагогической системы: стимулирование познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательно-творческой деятельности мигрантов; расширение социокультурного контекста жизнедеятельности членов семей мигрантов, в котором протекают образовательные и воспитательные процессы; насыщение ближайшего социально-культурного пространства референтными личностями, персонифицирующими ценности местной культуры и имеющими авторитет среди местного населения; функциональная и содержательная взаимодополняемость ресурсов учреждений социально-культурной и образовательной сферы, семьи, самодеятельных объединений и сообществ по месту жительства, в процессе которой учреждения, выполняющие функции социализации, координируют свои усилия с институтами, обеспечивающими инкультурацию и самореализацию личности.
Программа оптимизации условий социально-культурной интеграции мигрантов, включающая: а) анализ проблемного поля социально-культурной интеграции семей мигрантов; б) характеристику культурных традиций Республики Татарстан как ресурса социально-культурной интеграции; в) содержательную часть, оформленную в виде самостоятельных проектных модулей (проект национально-культурного объединения «Наш город» и культурно-образовательный проект «Мир народной культуры»); г) критерии эффективности, предполагающие оценку результатов педагогического эксперимента по блоку социально-культурной результативности и группе социально-педагогических показателей.
Проект национально-культурного объединения «Наш город» как формы комплексной социально-культурной интеграции мигрантов и членов их семей. Идея Центра – гармонизация процесса погружения в культурный мир «новой Родины» и развитие самосознания себя как носителя общероссийской духовности. Цель НКО – создание условий для органичной интеграции семей мигрантов в культуру и социум «новой Родины», становления личностной идентичности в единстве ее социально-психологической, национально-культурной и этнокультурной составляющей.
Организационно-педагогические условия реализации коммуникативно-интеграционного потенциала народных традиций: а) востребованность народных традиций в системе праздничной культуры города, которая способна придать массовым праздникам значимые социально-педагогические функции, связанные с социализацией, адаптацией и инкультурацией личности, освоением новых форм и способов жизнедеятельности человека, созданием благоприятных условий для консолидации представителей различных этнокультурных и социальных групп; формировать благоприятную и консолидирующую культурную среду; б) многоуровневая оптимизация значимых социально-культурных сред как основного пространства жизнедеятельности мигрантов и членов их семей; в) разработка в рамках региональной политики организационно-правового механизма, стимулирующего деятельность учреждений и организаций социально-культурной, направленную на формирование культуры толерантности, настроя на открытость и диалог, уважение к людям других традиций, соблюдение правил общения в любом социуме; инициирующего и поддерживающего социально-культурные программы, способные эффективно и ответственно решать актуальные задачи социально-культурной политики по месту жительства.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что, полученные результаты способствуют расширению педагогических возможностей традиций народной культуры как средства социально-культурной интеграции мигрантов и адаптации лиц, сменивших место жительства, к новому социуму и специфике культурного мира. Условия реализации педагогического потенциала народной культуры в рамках целенаправленно формируемой фольклорной среды, а также принципы оптимизации воспитательного процесса, организуемого на материале народных традиций, могут стать теоретической базой для совершенствования воспитательных практик в сфере досуга. Обоснование идентификационных функций ценностно-нормативного пласта традиционной культуры расширяет представление о педагогических ресурсах данного феномена и создает предпосылки для его дальнейшего изучения. Интеграционный и адаптационный потенциал традиционной народной культуры, а также условия и механизмы его реализации могут быть использованы в процессе оптимизации деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений, в методологическом обосновании приоритетов региональной культурной политики и разработке эффективного инструментария реализации ее практических задач.
Практическая значимость исследования: в научный оборот введены новые сведения о социально-культурном характере последствий миграционных процессов в полиэтническом регионе, факторах и условиях, способствующих социально-культурной интеграции мигрантов; разработана программа социально-культурной интеграции мигрантов и членов их семей, опирающаяся на достижения народной и классической педагогики, включающая теоретико-методологическое, целевое, содержательное и технологическое оснащение педагогического процесса, обеспечивающая соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности специфике возраста, стимулирующая культуротворческую активность семьи; обогащена и дополнена методика руководства национально-культурными объединениями за счет востребованности и адаптации к проблемному полю социально-культурной интеграции воспитательных практик народной культуры, внедрения новых педагогических технологий социализации и адаптации мигрантов, включения их в более широкий социально-культурный контекст жизнедеятельности по месту жительства; разработан пакет методических рекомендаций по реализации социально-интеграционного потенциала традиций народной культуры на базе деятельности НКО – путем создания благоприятных условий внутриколлективной деятельности и признания со стороны внешней социокультурной среды, целенаправленного формирования оптимального пространства, компенсирующего дефициты социализации и самореализации других сфер жизнедеятельности. Полученные данные могут служить научной основой для разработки региональных программ социально-культурной интеграции мигрантов, интегрирующих ресурсы государственных органов, учреждений культуры и образования и субъектов «третьего сектора» как значимых институтов гражданского общества. Предложенная автором организационно-педагогическая модель национально-культурного центра, основанная на идее взаимодополняемости процессов социализации, инкультурации и самореализации личности, способствует успешной социально-культурной интеграции мигрантов и их семей, включая человека в ценностно-нормативное поле культуры и систему межличностных отношений; минимизируя личностные проблемы, вызванные фактором миграции; способствуя реализации личностных потенциалов в процессе совместной культурной деятельности. Результаты исследования: положены в основу методических рекомендаций, направленных на реализацию педагогического потенциала культурных традиций и адресованных работникам органов управления культуры в муниципальных образованиях, руководителям муниципальных учреждений культуры и образования; использованы в процессе подготовки студентов специальности «Социально-культурная деятельность» в КГУКИ; составили основу проблемно-тематических курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов учреждений социально-культурной сферы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась: методологической основательностью исходных принципов исследования; личностно-ориентированной парадигмой, положенной в основу интеграционных стратегий; системным подходом, интегрирующим культурологические, социологические и педагогические ресурсы; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту и предмету, цели и задачам; соотнесением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; длительным характером педагогического эксперимента и возможностью его повтора; четко локализированной базой опытно-экспериментальной работы. Обоснованность выводов подтверждается опытом работы диссертанта в рамках проблематики диссертации. Результаты исследования апробированы в различных аудиториях и получили признание со стороны педагогической общественности РТ.
Апробация результатов исследования осуществлялась по ряду направлений, в число которых входили: опубликование материалов исследования в печати; выступление на научных и научно-практических региональных и федеральных конференциях; доклады и лекции для практических работников учреждений культуры, досуга, образования, социального обеспечения; разработка методических рекомендаций по сохранению и востребованности культурных традиций – в рамках программ поддержки и развития культуры для различных регионов РФ; использование материалов и выводов исследования в учебном процессе в курсах «Социально-культурная деятельность» и «Основы культурной политики и социально-культурного проектирования».