Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы нравственного воспитания студентов вуза 3
1.1. Содержательные характеристики нравственного воспитания .16
1.2. Процесс нравственного развития студентов вуза как основа проектирования воспитательной деятельности 44
Выводы первой главы 73
ГЛАВА 2. Процесс нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации смыслового потенциала традиций 77
2.1. Ценности смысловой потенциал традиций в нравственном воспитании студентов вуза
2.2. Система нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценности смыслового потенциала традиций 100
Выводы второй главы 145
Заключение 149
Литература 152
Приложения ]68
- Содержательные характеристики нравственного воспитания
- Процесс нравственного развития студентов вуза как основа проектирования воспитательной деятельности
- Ценности смысловой потенциал традиций в нравственном воспитании студентов вуза
- Система нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценности смыслового потенциала традиций
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, как показывают результаты исследований (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, И, А. Соловцова и др.), системным духовно-нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких как родина, долг, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями- Так, результаты проведенного нами исследования, в котором приняли участие 217 студентов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Международный институт управления» и «Современная гуманитарная академия» (Волгоградский филиал), свидетельствуют о том, что 64 % студентов при участии в общественной работе руководствуются карьерными мотивами и эгоистическими соображениями, 92 % оправдывают взяточничество и другие нечистоплотные способы достижения целей. Ценностное ядро нравственности человека, поведение молодых людей и система их социальных отношений характеризуются неустойчивостью, ситуативностью, молодежь легко подвергается манипуляциям со стороны различных источников информации, некритически относится к проявлениям безнравственного, асоциального, антикультурного поведения. Ситуация усугубляется тем, что преподаватели вузов, кураторы студенческих групп не располагают эффективными моделями нравствеиного воспитания студенческой молодежи в современных социокультурных условиях. В результате процесс включения молодежи ті социокультурное пространство на основе нравственных ценностей и моральных норм оказывается деформированным, что негативно сказывается как на жизнедеятельности общества, так и на жизни самого молодого человека.
Противостоять негативным социокультурным, анти-ценностным влияниям может система воспитания, актуализирующая нравственные традиции, связанные с историей и менталитетом Российского общества. Исследователи
(И.С. Кон, М, Мид, А,В. Мудрик, MB. Савин и др.) отмечают высокую эффективность механизма воспитание основывающегося на традициях.
Вместе с тем в большинстве исследований традиции в воспитании, в том числе и в нравственном, понимаются как феномен стихийной социализации (традиционный механизм), а не как целенаправленно применяемое воспитательное средство, вследствие чего роль традиций в процессе нравственного воспитании рассмотрена чрезвычайно слабо. Кроме того, педагоги-исследователи, как правило, акцентируют внимание на традициях как внешних регуляторах поведения человека, обращая недостаточно внимания на их ценностно-смысловой потенциал. Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет, однако, предположит!., что законосообразное использование традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи. Для этого необходимо преодолеть использование традиций лишь в их «инструментальной» функции как средства трансляции внешних форм, по сути ритуалов поведения, нежели нравственных норм и заложенных в них ценностей. Традиции как ресурс нравственного воспитания, как источник и механизм приобщения молодых людей к ценностям и смыслам нравственного бытия могут «выпасть из обоймы» средств нравственного воспитания студенческой молодежи, если не исследовать особенности традиций как средства и механизма включения студенческой молодежи в систему общественных отношений и в контекст культуры на ценностной основе.
Таким образом, есть все основания утверждать, чго существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций как важного механизма ее включения в общество и в контекст национальной культуры.
В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций. При этом наиболее разработанными оказались социологический и психологический аспекты данной проблемы. Первую группу составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы традиционного ме-
хапизма включения человека в социокультурное пространство, реализации им сеоей социальной сущности на основе моральных норм и нравственных ценностей. Сущносгные характеристики традиционного механизма включения человека в социокультурное пространство на основе усвоения им моральных норм представлены в трудах О, Конта, К. Маркса, Ф, Энгельса, Э. Дюркгейма, Г. Харда, М. Вебера, Э. Фромма, Э. Эриксона и др,, а также в ра-боїах отечественных исследователей Г,М. Андреевой, СЮ. Бурениной, JLC, Выготского, Н.Ф. Головановой, И,С. Кона, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, АЛЗ. Мудрика, ЛЛЗ. Петровского, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В.А, Ядова и др. Вторая группа исследований посвящена различным аспектам проблемы нравственного воспитании. Данную проблему в той или иной мере разрабатывали все ученые, занимавшиеся исследованием воспитания. Она рассматривается в религиозной парадигме (U.A, Бердяев3 И.А. Ильин, В.В. ЗеньковскиЙ, B.C. Соловьев), в традиционной (А.С Макаренко и другие исследователи советского периода), гуманистической (Е.В. Бондаревская, В .В. Сериков) и іуманитарной (Н*М. Борытко, И,А. Колесникова, И.Е, Щуркова и др.) парадигмах. Исследования третьей группы дают представление о сущности традиций как воспитательного средства, раскрывая их сущностные характеристики с педагогических позиций (T.ti. Логачева, М.В. Савин), возможности в воспитании коллектива и личности (А.С. Макаренко, В.А. СухомлинскиЙ), в присвоении воспитанником социокультурных норм и ценностей (ИМ. Борытко), что позволяет выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании студентов вуза и разработать соответствующую модель воспитания.
Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов исследования проблемы нравственного воспитания студентов вуза на основе традиций, многие важные вопросы остаются недостаточно разработанными. Необходимо существенное уточнение понимания содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания с учетом особенностей студентов как возрастной и социальной группы: выявление возможностей традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и оп-
ределение границ этих возможностей, выявление и обоснование логики педагогической деятельности, позволяющей эффективно реализовать цешгостно-смысловой потенциал традиций с целью нравственного воспитания студентов с учетом специфики процесса включения молодежи в социокультурное пространство в современных условиях.
Одновременно с теоретическими формировшгись и практические предпосылки, способствующие разработке модели нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала 'градаций: усиление внимания к воспитанию на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, концепции модернизации российского образования до 2010 г., где духовно-нравственное воспитание рассматривается как один из важнейших элементов системы воспитательной работы в образовательных учреждениях разного уровня, и т.д. На основе этих документов в высших учебных заведениях предпринимаются попытки организации нравственного воспитания па основе лучших традиций народной культуры, организуются акции милосердия, имеющие ярко выраженную нравственную направленность и учитывающие особенности национальной культуры, проводятся мероприятия, направленные на приобщение студентов к национальной культуре, в первую очередь нравственной. Однако эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления и обоснования.
Все более остро обнаруживаются противоречия между:
необходимостью использования традиций как средства нравственного воспитания студентов и отсутствием системного знания о сущности нравственного воспитания молодежи в условиях реализации возможностей «традиционного механизма» ее включения в общество и присвоения моральных норм, нравственных ценностей, культуросообразных форм поведения;
необходимостью осуществления нравственного воспитания студенческой молодежи в научно обоснованной логической последовательности и не-
достаточной обоснованностью стадий процесса нравственного развития студента каїс представителя особой возрастной и социальной группы;
потребностью в эффективных средствах нравственного воспитания студентов и невыявленностыо ценностно-смыслового потенциала традиций в нравственном воспитании, организуемом с учетом особенностей юношеского возраста;
" необходимостью повышения эффективности нравственного воспитания студенческой молодежи и неразработанностью логики педагогической деятельности, обеспечивающей нравственное развитие молодых людей на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций-Пор смисле иные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, состоящей в отсутствии целостного знания о нравственном воспитании студенческой молодежи на основе целенаправленного использования ценностно-смыслового потенциала традиций.
С учетом этого и была избрана тема исследовании: «Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценности о-см мелового потенциала традиций».
Объект исследования — воспитательный процесс в высшем учебном заведении.
Предмет исследования — нравственное воспитание студентов вуза с использованием ценностно-смыслового потенциала традиций.
Цель исследования — разработать научные основы деятельности педагога по нравственному воспитанию студентов на основе использования ценностно-смыслового потенциала национальных, региональных традиций и традиций луза.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Уточнить научные представления о сущностных характеристиках нравственного воспитания с позиций гуманитарной педагогической парадигмы. 2. Разработать модель процесса нравственного развития студентов вуза.
3. Выявить педагогический потенциал традиций в его ценностно-
смысловом аспекте в нравственном воспитании студентов вуза с учетом со
временных социокультурных условий.
4, Обосновать логику совместной деятельности педагога и студентов, на
правленной на решение задач нравственного воспитания студентов в целост
ном воспитательном процессе вуза на основе реализации цен постно-
смыслового потенциала 'традиций как педагогического средства.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что нравственное воспитание студентов вуза будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий:
нравственное воспитание студентов вуза будет рассматриваться как ценностно-смысловой феномен, обеспечивающий творчески деятельную позицию молодых людей в различных социальных сферах, выражаемую в кулъ-туросообразяых формах деятельности и поведения;
динамика процесса нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций будет определяться логикой развития отдельных em составляющих и их единства от разрозненности к гармоничному целому, от ситуативности в деятельности и поведении - к над ситуативному поведению и деятельности, от фрагментарных знаний о нравственных ценностях, моральных іюрмах и культуро сообразных формах поведения - к руководству ими в повседневной жизни;
цен постно-смыслов ой потенциал традиций будет проявляться в их возможности в наглядно-практической форме раскрывать сущность нравственных ценностей и моральных норм, обеспечивать становление индивидуальной системы ценностей и культур о сообразных форм поведения молодых людей, при этом будут учтены разные уровни традиций - от общекультурных до традиций образовательного учреждения;
логика воспитательной деятельности, направленной на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи с использованием традиций как воспитательного средства, будет представлять собой последователь-
8.
ность этапов, обусловленную динамикой процесса нравственного развития студента и основанных на последовательной смене педагогических целей -от ознакомления студентов с нравственными ценностями и моральными нормами до становления их субъектами нравственно ценной, социально значимой, культуросообразной деятельности- и на использовании на каждом этапе в качестве доминирующего одного из видов традиций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения гуманитарной педагогики о ценностных и культурологических основаниях воспитания (ЕЛЗ. Бондаревская, Н.М. Борытко, ИЛ. Колесникова, Ы.. Щуркова), о нравственности как одном из важнейших проявлений духовности человека (Т.И. Власова, Л.М Лузина, PLA. Соловцова); идеи аксиологического подхода к пониманию педагогической действительности (М.С, Каган, В А. Малахов, А,В. Кирьякова, Л.П. Раз-бегаева); положения теории личностно ориентированного образования о нравственных основах развития личности (В-В. Сериков); идеи целостного подхода о системности, структурированности педагогических феноменов на каждой стадии их становления (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев); положения социальной педагогики о роли традиционного механизма в социализации человека (И.С. Кон, A3. Мудрик и др.); положения гуманитарной педагогики о специфике социально-нормативного, индивидуально-смыслового и ценностно- деятель но стної-о аспектов воспитания (Н.М. Борытко).
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
* теоретические: анализ концептуальных положений, представленных в литературе по проблеме исследования, системный и структурно-функциональный анализ, моделирование, проектирование, классификация, систематизация и др.;
эмпирические: онросно-ди агностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ работ студентов, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностика нравственных качеств студентов, формирующий эксперимент, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений в рамках гуманитарной парадигмы, целостным подходом к исследованию содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания студенческой мололежи, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно -эксперимента л ыюй работы и устойчивой повторяемостью ее основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденции развития педагогической реальности к гуманитаризации воспитательного ігроцесса; применением методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки, сочетанием количественного н качествен ного анализа, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.
Эмпиричсскиую базу исследовании составили ї re государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Международный институт управления» и негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Современная гуманитарная академия».
Исследование проводилось в 2002 - 2009 гг, и включало три этапа:
На первом этапе (2002 - 2004 гг.) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам нравственного воспиіания студентов вуза были выявлены основные подходы к пониманию нравственного воспитания. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база, организован констатирующий эксперимент. Поисковая работа велась на базе НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» и НОУ ВПО БФ «Современная гуманитарная академия».
Второй этап (2004 - 2007 гг.) был связан с выявлением ценностно-смыслового потенциала традиций как средства нравственного воспитания студентов вуза, с разработкой модели процесса нравственного развития студентов вуза и логики деятельности гтедагога по нравственному воспитанию студентов вуза на основе применения традиций, ее опытно-
экспериментальной апробацией в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» и уточнением.
Третий этап (2007- 20009 гг.)— на основе изученной литературы и практического опыта применения разных видов традиций с целью нравственного воспитания студентов» экспериментальной проверки гипотезы разрабатывалась система воспитательной работы в вузе, реализация которой повышает эффективность деятельности по нравственному воспитанию студентов. На этом этапе уточнялись возможности реализации ценностно-смыслового потенциала традиций как средства нравственного воспитания студентов вуза, отрабатывалась методика применения традиций с целью нравственного воспитания студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
К Под нравственным воспитанием понимается присвоение воспитанником системы нравственных ценностей и моральных норм, которыми руководствуется человек в различных ситуациях общественной жизни, что находит выражение в нравственно ценной, общественно и личкостно значимой деятельности, осуществляемой в характерных для данного общества (культуро-сообразных) формах. Нравственное воспитание выполняет в становлении человека функции: ценностно-смысловую, направленную на присвоение ценностей различного уровня; нормативи о-ориентирующую, которая позволяет передать человеку социокультурный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов; деятельностно-коммуникативную, благодаря осуществлению которой человек реализует нравственные ценности и моральные нормы во взаимодействии с другими людьми, становится не только их носителем, но и выразителем; формально-поведенческую, предполагающую усвоение культуросообразиых форм поведения. При этом ведущая роль принадлежит ценностно-смысловой функции. В структуре нравственного воспитания выделяются следующие составляющие: присвоение ценностей национальной и мировой культуры и «открытие» в них собственных смыслов; освоение моральных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми, социальными институтами; освоение культуросообразиых
форм поведения, общения, взаимодействия; организация нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности.
Процесс нравственного воспитания студентов вуза отражает логику их продвижения по уровням нравственного развития: от аморфного - уровня разрозненных знаний о нравственных ценностях и моральных нормах, ситуативною поведения, иногда противоречащего названным ценностям; к фрагментарному, когда студенты пытаются осмыслить нравственные ценности, ориентируясь иа них в отдельных ситуациях, принимают от случая к случаю участие в нравственно ценных видах деятельности; далее к структурному, когда у студента складывается внутренняя иерархия ценностей, которые определяют его поведение и деятельность, однако достигнутый высокий уровень он сохраняет лишь в условиях благоприятного социокультурного и педагогического окружения; и целостному, когда студент выступает в качестве организатора нравственно ценной деятельности, как субъект собственной жизни, являющийся носителем и выразителем нравственных ценностей, моральных норм, форм кулы уросообразного поведения.
Ценностно-смысловой потенциал традиций обеспечивается: ценностным содержанием, внешним выражением которого выступает обрядовая форма; множественностью заключенных в каждой традиции смыслов; способностью її нагляди о-практической форме раскрывать сущность нравственных ценностей, моральных норм и культур о сообразных форм поведения; возможностями в регулировании деятельности и поведения студента, его отношений с другими людьми на основе нравственных ценностей без прямых указаний со стороны педагога- В процессе нравственного воспитания студентов вуза целесообразно использовать следующие виды традиций: национальные, обеспечивающие присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных ценностей, соответствующих моральных норм, формирование культур ос ообразных способов нравственного поведения; региональные, способствующие включению студента в национальную и общечеловеческую культуру, позволяя ему в то же время осознать единство нравственных ценностей и моральных норм на уровне нации и человечества; тради-
ции высшего учебного заведения, позволяющие организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента и обеспечить его включение в широкий социокультурный контекст.
4. В организации педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций целесообразно выделение следующих этапов: «введение в нравственную составляющую культуры», целью которого является познакомить студентов с ведущими нравственными ценностями, моральными нор-мами и культуросообразными формами поведения, с различными видами нравственно цепной деятельности, либо скорректировать стожившиеся у студентов представления о нравственных ценностях, моральных нормах и формах поведения; «осмысление», целью которого является выявление студентами смыслов, заключенных в ценностях, моральных нормах и формах поведения, составляющих содержание традиций; «погружение», цель которого - присвоение студентами ценностей разного уровня, моральных норм и освоение ими культуро сообразных форм поведения путем включения их в социальную мнкросреду (в данном случае среду вуза), где эти ценности, нормы и формы поведения функционируют si виде традиций; «самореализация», цель которого - становление студентов субъектами собственной жизни и деятельности, носителями и выразителями нран ста енного содержания традиций- Деятельность по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций регулируется принципами повышения степени идеальности, направленным на приближение системы к идеальному состоянию; единства противоположностей, требующим разрешения на научной основе возникающих при осуществлении деятельности противоречий; динамизации, требующим постоянного развития воспитательной системы; полноты частей системы, проявляюодимся в ее м hoi "офу нкциона л ьности.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые представлена логика педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценно сіно-смыслового
потенциала традиций как основного педагогического средства, разработанная на основе положений целостного подхода к исследованию и моделированию педагогических феноменов; уточнены и систематизированы сущностные характеристики нравственного воспитания с позиций гуманитарной педагогической парадигмы; конкретизированы научные представления о стадиях процесса нравственного развития студентов вуза, о воспитательном потенциале традиций а области нравственного воспитания студенческой молодежи; конкретизировано знание о видах традиций, использование которых целесообразно для решения задач нравственного воспитания студентов вуза.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена обоснованием содержательных характеристик нравственного воспитания в контексте гуманитарной педагогической парадигмы, что существенно дополняет современную теорию нравственного воспитания; разработкой модели процесса нравственного развития студентов как возрастной и социальной группы, конкретизирующей фундаментальное положение гуманитарной парадигмы о стадийном характере воспитательного процесса; уточнением научных представлений о воспитательном потенциале традиций, что означает углубление научных знаний о средствах нравственного воспитания, применяемых в условиях вуза; обосноваїгием логики деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза, обеспечивающей ее включение в современный социокультурный контекст, что вносит существенный вклад в теорию организации воспитательного процесса в вузе. Разработанные теоретические положения могут также служить основанием для дальнейших научных исследований в области теории и методики воспитания студенческой молодежи.
Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования преподавателями, кураторами студенческих групп в воспитательной работе вузов различного профиля, при разработке методического обеспечения нравственного воспитания студентов вуза. Сформулированные принципы моїут выступать регуляторами деятельности по нравственном}1 воспитанию молодежи. Разработанные в ходе исследова-
ния программы, а также апробированные диагностические и формирующие методики, оfreeпочивающие качественно новый воспитательный результат, имеют практическую ценность при решении проблем оказания студенту помощи в преодолении трудностей социализации и кризисов духовного развития на нравственной основе.
Апробации материалов исследования осуществлялись через участие в работе на заседаниях Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, Центра исследований проблем лич-ностно ориентированного образования, Научно-исследовательского центра гендерных исследований ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», выступления на Менаду нар одной научно-практической конференции но проблемам нраиственного воспитания (г. Архангельск 2007 г.), на Всероссийском семинаре по методологии педагогики (г. Сочи, 2009 г.), публикацию материалов исследования в различных научных и научно-методических изданиях (всего опубликовано 8 работ общим объемом 3,8 п.л.).
Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» (г, Волгоград) и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия» (г. Волгоград).
Струїсі^ра и объем диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация (167 с.) состоит из введения (13 с), двух глав (69 с, 68 с), заключения (3 с), списка испозл/юваннок литературы (215 наименований) и 2 приложений. Текст диссертации содержит 3 таблицы, 8 иллюстраций.
Содержательные характеристики нравственного воспитания
Для выявления содержательных характеристик нравственного воспитания необходимо в первую очередь остановиться на современных подходах к пониманию категории «воспитание».
История педагогики и школы, анализ современных концепций воспитания позволяют сделать вывод о том? что в понимании воспитания существовали и продолжают существовать две ведущих позиции.
Первая позиция в понимании воспитания состоит в том, что воспитание рассматривается прежде всего как средство социализации индивидуума, способ передачи социального опыта от старших поколений к младшим. Трактовка воспитания как социального явления используется в концепциях социализации подрастающего поколения, разрабатываемых И.С. Коном, А.В. Муд-риком, В.Д. Семеновым и др. Подход к пониманию воспитания как формирования социально значимых (личностных) качеств человека характерен ые только для социальной педагогики, но и для традиционной педагогической парадигмы, которая являлась доминирующей в отечественной педагогике советского периода.
Вторая позиция ориентирует на трактовку воспитания как ценностно-смыслового феномена. Такое понимание воспитания разрабатывается в настоящее время в рамках гуманитарной педагогической парадигмы, представителями которой являются ИМ. Борытко, И,А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова и др. Представители гуманитарной парадигмы акцептируют внимание на таких качествах человека, как духовность, субъектность, СІ то собі юсть к смыслопоиску и смыслотворчеству, что позволяет получить принципиально новое знание о феномене воспитания, расширить и углубить представления о его различных составляющих, в том числе о нравственном воспитании, преодолеть одномерность трактовки воспитания лишь как части социализации человека.
Существующие в современной педагогике подходы к пониманию воспитания определяют исследование содержательных характеристик нравственного воспитания в двух аспектах: 1) как составляющей социализации человека; 2) с позиций связи с духовным воспитанием (поскольку духовная сфера человека понимается современными исследователями Т.Н. Власовой, И.А. Соловцовой, Н.Е. Щурковой как сфера ценностно-смысловая). Основание для выделения указанных двух аспектов можно обнаружить также, проанализировав основные подходы к пониманию нравственного воспитания (табл. 1): тина, Добро, Красота, Любовь, и на выработку позитивного отношения воспитанника к этим ценностям; ? направленность нравственного воспитания на другого человека и необходимость воспитания в связи с этим таких качеств, как доброта, милосердие, способность к сопереживанию — именно через эти качества выражается как социальная, так и духовная значимость нравственного воспитания; ? деятельностная направленность нравственного воспитания, поскольку нравственные качества человека проявляются в его поступках, поведении, во всей системе его взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром; ? нравственное воспитание придает бытию человека целостность, является определяющим в его развитии. Рассмотрим нравственное воспитание как составляющую социализации. Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «личность», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему в рамках философии и психологии и других наук, прежде всего педагогики. В различных словарях социализация определяется как: 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [Щепаньский, 1969, с, 51]; 2) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [Краткий словарь по социологии, 1988, с, 318].
Процесс нравственного развития студентов вуза как основа проектирования воспитательной деятельности
К одной из наиболее явных особенностей современной социокультурной ситуации относится увеличение периода воспитания по сравнению с предшествующими этапами исторического развития. И.А. Колесникова [2004] особо обращает внимание на такую характеристику современного воспитания, как его незавершим ость на протяжении всей жшни человека. Юношество как особый этап воспитания значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами. Революционные социально-культурные сдвиги последних десятилетий имеют неоднозначные последствия. С одной стороны, заметно изменились условия духовной, нравственно-психологической, культурной, политической и правовой жизни общества- Все более значимую роль в экономической, политической и культурной жизни начинает играть молодежь, вырабатывая новые черты культуры и стандарты мышления, проявляя конкурентоспособность, готовность жить и трудиться в новых условиях. Поколение молодых обрело свободу как необходимое условие для плодотворной деятельности, личностного самоутверждения и профессионального самоопределения: свобода политических убеждений, собраний и объединений ликвидировала систему гласных и негласных запретов, в прошлом ставивших предел мысли, воле и творчеству, создала предпосылки для развития «третьего сектора», активизации социально-культурного творчества, обої ащения спектра молодежных культурных инициатив; свобода философских убеждений, научного и художественного творчества стала для миллионов студентов средством самореализации и творческого развития.
Процессы включения молодежи в социокультурное пространство в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильностью (разделение труда, проницаемость социальных границ).
В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и па каждом этапе подвергается подготовке к выполнению определенных функций. В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер — с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает в нее интегрироваться. Это актуализирует потребность ориентации его на ценности, моральные нормы и культуросообразные формы поведения, Припятью в обществе. Особенно это важно для молодых людей в связи с разнообразием их деятельности (учебная, профессиональная, досуго-вая и т.п.) и, соответственно, с многообразием групп, в которые они оказываются включенными,
Вторая особенность современной социокультурной еитуаии, по сравнению с традиционным обществом, - множественность и взаимонезависимость оказываемых на человека воспитательных воздействий и влияний, В традиционном обществе нормы, действующие в разных социокультурных группах и образовательных учреждениях, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера включения человека в социокультурное пространство. Тем не менее существуют общие ценности и нормы, в первую очередь нравственные, которые регулируют отношения и деятельность во всех без исключения социокультурных группах. Это актуализирует важность нравственного воспитания молодежи.
Проблемы нравственного воспитания в современном российском обществе связаны, как отмечают социологи, психологщ педагоги, с тремя обстоятельствами: 1) с изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) с коренным и очень быстрым изменением социокультурной обстановки в обществе, что востребует, с одной стороны, способность молодого человека к социокультурному творчеству, в том числе в сфере общественной морали, с другой стороны - устойчивости его нравственной позиции, способности противостоять негативным социокультурным влияниям: 3) с ослаблением системы формального и неформального социального контроля за поведением и деятельностью человека, что востребует от молодых людей способность к самоконтролю, критериями которого выступают нравственные ценности и моральные нормы, В связи с этим одна из важнейших задач воспитания - придать нравственной сфере молодого человека устойчивость, обеспечивающую его способность транслировать в окружающую социокультурную среду нравственные ценности и моральные нормы в культурно приемлемых формах, осуществлять различные виды деятельности на нравственной основе. Обеспечить такую устойчивость, по нашему мнению, можно, включив молодых людей в контекст национальной и мировой культуры и используя такой регулятор отношений между людьми, как традиции в их ценно стн о- с м ысл ово м «из мер ении».
Каждому периоду развития общества, новому качеству его жизни, соответствует определенная культура и иерархия ценностей. Их своеобразие усиливается и наиболее отчетливо проявляется в конкретных социокультурных и демографических группах, в частности, в среде студенческой молодежи, ставшей предметом данного исследования. Исследование молодежной проблематики имеет свою историю, сложившуюся методологию» категориальный аппарат.
Ценности смысловой потенциал традиций в нравственном воспитании студентов вуза
Чтобы деятельность по нравственному воспитанию студентов вуза была ватное сушности нравственного воспитания, — как его содержательным, так и процессуальным характеристикам. Выбор и научное обоснование такого средства необходимы для построения модели педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов, поскольку педагогические средства являются важным компонентом такой модели. Анализ содержащихся в философской, социологической, психологической, педагогической литературе показал, а длительная опытно-экспериментальная работа подствердила тот факт? что в качестве эффективного средства, являющегося интегративньш в системе нравственного воспитания студентов вуза, могут выступать традиции. Традиция, согласно словарному определению [Философский энциклопедический словарь, 1998], - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают: объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процесс социокультурного наследования; его способы. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Таким образом, уже анализ словарных определений позволяет сделать вывод о том, что традиция применительно к нравственному воспитанию студентов вуза может быть рассмотрена в нескольких аспектах: ? как феномен, фиксирующий содержание нравственных ценностей и моральных норм; ? как механизм передачи нравственных ценностей, моральных норм и кул ьтурос о образных форм поведения; ? как способ регулирования поведения и деятельности молодых людей в разных сферах — с помощью общественных установлений, обычаев, принятых в обществе форм общения и поведения. Это позволяет рассматривать традицию как комплексное средство нравственного воспитания студентов вуза. Анализ сущности и функций традиций, охарактеризованных в философской, социологической, социально-психологической литературе, позволил выделить в структуре традиции две стороны: 1) ннешпяя форма (обычаи, обряды, ритуалы), делающая ірадицию привлекательной для воспитанников, существенно облегчающая процесс их включения в воспитательные дела и события, центром которых являются традиции; это позволяет свести к минимуму явное вмешательство педагога в воспитательный процесс и сделать воспитательные воздействия на студентов незаметными для последних, что особенно важно в юношеском возрасте; именно внешняя сторона традиции лучше всего изучена, обряды, обычаи, ритуалы издавна включались в воспитательный процесс (например, в религиозных воспитательных системах, в воспитательной системе А.С. Макаренко, в рамках военной педагогики и т.д.); 2) ценностное (а в некоторых случаях анти- или псевдоценностное) со-держание составляющее основу, ядро любой традиции и определяющее характер воспитательного взаимодействия. Исследователи особо подчеркивают тот факт, что традиция имеет ценностный характер, что основу содержания ее составляют ценности, включенные в национальную культуру. Это также можно проследить через функции традиций. Традиции присуща функция детерминации, означающая, что традиция определяет ценностное содержание, смысловую составляющую значимости и векторов социокультурного развития. На традицию опирается также и любая педагогическая парадигма [Корнетов, 1993, с. 20], Традиция дает ответ на вечные вопросы, ив этом ее наиважнейшая смысложизненная функция. Через традицию человеком достигаются самосознание и самообретение. Поведение человека всегда детерминировано социальной объективной необходимостью, при этом традиция всегда существует на уровне нравственного сознания и преобразует механизм социальной нормативности» формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации, отвечает на вопрос о смысле общественной и ин дивидуальной жизни, придает всякому развитию смысловую направленность, целостность и аксиологическую значимость. Одновременно это сопровождается размежеванием в идейной сфере между течениями, представляющими интересы разных групп, и отражает качественное состояние культуры (смыслообразующая, нормативная и аксиологическая функции). С перечне л енньтми функциями тесно связана оценочная функция традиции: благодаря традиции осуществляется оценка тех или иньтх культурных событий, фактов и явлений, в том числе моральных норм и форм поведения в обществе. Чрезвычайно важна познавательная функция традиции, поскольку традиции несут в себе информацию о нравственных ценностях, моральных нормах, формах поведения, способах осуществления деятельности в том или ином обществе, в той или иной культуре. Традиция выполняет функцию производства новых знаний, норм, ценностей, ориентации, значений. Форма традиции в той или иной мере отражает ее содержание. Например, обряды и ритуалы, связанные в казачьей среде с подготовкой к воинской службе, достаточно ярко отражают такую ценность, как любовь к Отечеству, патриотизм; традиционные формы поведения в отношении старших выражают отношение к семье как к ценности и ориентированы в конечном итоі-е на такую ценность, как добро.
Система нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценности смыслового потенциала традиций
Для успешного осуществления деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза ла основе реализации ценностно-смыслового потенпиала традиций необходимо было разработать научно обоснованную логику такой деятельности, что предполагает, во-первых, выделение этапов деятельности, во-вторых, формулирование принципов деятельности.
Воспитание студенчества в настоящее время происходит в обстановке идеологического демократизма, расширения слободы действий, увеличения возможностей для проявления самостоятельности и инициативы. Современный студент - это, в большинстве своем, суверенная личность, имеющая свой стиль поведения, стиль жизни, собственные взгляды, интересы. Все это требует создания условий для развития каждого. Современного студента необходимо вовлекать, а не обязывать, заинтересовывать, а не настаивать. Эту особенность современного студенчества позволяет в полной мере учесть организация нравственною воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций, поскольку традиции обеспечивают косвенное, «незаметное» педагогическое воздействие на студента, а яркая форма традиций привлекает его, вызывает у него интерес к ценностному содержанию традиции и тем видам нравственно ценной, общественно и лич-ностно значимой деятельности, в которые он включается посредством традиций, что, в свою очередь, активизирует его духовную жизнь.
В силу ряда социальных и педагогических причин в организации воспитательного процесса в вузе долгое время накапливались недостатки, обострялись противоречия. Разрушалась инфраструктура, связанная с воспитанием студентов, свертывались поиски эффективных путей становления высшего учебного заведения как эталонного центра культуры. Вузовская жизнь перестала обновляться эффективными педагогическими технологиями, направленными на создание особого духонн о- нравствен ного пространства.
С учетом стремительных изменений в политической, социально-экономической жизни нашей страны, повышения значимости высшего профессионального образования, развития и совершенствования системы вне-учебной работы в вузе потребовалась корректировка сущности и целей воспитания студентов вуза на современном этапе, использование того богатого арсенала форм и методов воспитательной работы, который был накоплен в вузе за его длительную историю. Ііеобходимо найти оптимальный вариант сочетания инноваций и преемственности (традиций), единства учебного и внеучебного процессов.
В этой связи имеет смысл говорить о создании воспитательной системы института, разработке педагогических технологий, одним из приоритетных направлений которых должно быть нравственное воспитание. Очевидно, что разработку модели нравственного воспитания студентов на основе реализации цепностно-смы ело ного потенциала традиций следует начинать с общего моделирования воспитательной деятельности. Такая модель предполагает выделение этапов и формулирование принципов педагогической деятельности. Эта модель впоследствии позволит перейти к построению воспитательной системы вуза и ее локальных составляющих.
Напомним, что в основе моделирования в нашем исследовании лежат аксиологический и культур о логический подходы. Современное понимание культуры глубоко двойственно - - термин «культура» Й широком его значении относится ко всему биологически не фиксированному человеческому поведению, культура есть «смыс лоне сущий и смыслопередающий аспект человеческой практики» и ее результатов, символическое изменение социальных событий, что позволяет индивидам жить в особом жизненном мире, который они более или менее одинаково понимают и совершать поступки, характер которых понятен всем остальным.
Таким образом, общество как мир культуры представляет собой своеобразный социальный механизм, вес зиенья которого устремлены к человеку и его развитию, потому что именно от него зависит его будущее. Средством развития человека и сферой его реализации выступает культура, во взаимодействии с которой человека можно рассматривать в трех важнейших отношениях: ? человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности; ? человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает ее бытие; ? человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества (Е.В. Бондаревская, Н.М. Боры гко). Одной из приоритетных задач высшего образования в современных условиях становится воспитание нравственного и культурного человека, самобытного, образованного, гуманного и независимого, интеллигентного и социально зрелого. Эту задачу позволяет решить включение студента в культуру с целью освоения ее нравственного компонента. Успешная реализация такой сложной задачи с необходимостью предполагает возможно более полную реализацию ценностно-смыслового потенциала традиций. В соответствии с уровнями нравственного развития студентов вуза, базируясь на выявленных B.C. Ильиным уровнях целостности системы и учитывая тот факт, что ведущим средством нравственного воспитания студентов выступают традиции, обладающие ценностно-смысловым потенциалом, мы выделяем следующие этапы педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза па основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций. I этап мы условно назвали этапом введен ни в нравственную составляющую культуры. Цель данного этапа — ознакомление студентов сра-шой степенью полноты с ведущими ценностями региональной, национальной и общечеловеческой культуры, с нравственными нормами и формами поведения, принятыми в на 102 циональной и общечеловеческой культуре и в среде конкретного Буза, с различными видами нравственно ценной и социально значимой деятельности, в которой он можег проявить себя в стенах вуза и за его пределами. При этом следует учесть тої4 факт, что студент, хотя и обладает знаниями о нравственных ценностях и моральных нормах, полученными на предшествующих этапах социализации и в других институтах социализации (семья, школа), но часто эти знания оказываются деформированными или формальными, что предполагает их серьезную корректировку.