Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Воспитание на традициях как педагогическая проблема 13
1.1. Состояние и основные направления разработки проблемы традиций в научной литературе 13
1.2. Историко-педагогический анализ героических традиций Калининградской области 28
1.3. Воспитание на героических традициях как важнейшая составляющая формирования у студентов колледжа качеств гражданина-патриота и его состояние 39
1.4. Организация и методы исследования проблемы воспитания студентов на героических традициях 60
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование процесса воспитания студентов колледжей на героических традициях калининградской области 71
2.1. Педагогическая программа воспитания студентов на героических традициях 71
2.2. Критерии оценки уровня воспитанности студентов на героических традициях 81
2.3. Динамика изменения уровня воспитанности студентов колледжа 90
2.4. Основные формы и средства воспитания студентов на героических традициях Калининградской области 103
2.5. Педагогические условия эффективного воспитания студентов колледжа на героических традициях 114
Заключение 132
Литература 137
Приложения 146
- Состояние и основные направления разработки проблемы традиций в научной литературе
- Историко-педагогический анализ героических традиций Калининградской области
- Педагогическая программа воспитания студентов на героических традициях
- Критерии оценки уровня воспитанности студентов на героических традициях
Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Россия вступила в XXI век не такой сильной и могучей как нам бы этого хотелось. Но ее будущее зависит от того, какое поколение мы сможем вырастить и воспитать. Поколение, которое будет с завистью смотреть на Запад, подражая ему во всем, или поколение людей, гордящееся тем, что они - россияне, несмотря на то, что их родина переживает трудные времена. Мы сегодня в определенной мере создаем будущее России.
Характер и направления развития общества - это определенная совокупность, система ценностей, на которые оно ориентируется и стремится сделать своим реальным достоянием. В этой системе есть основные ценности, которые интегрируют общество, способствуют его развитию, обеспечению его единства и стабильности. Среди них, особенно в переломные для общества периоды, наиболее важными и значительными выступают Отечество и патриотизм. В современном общественном сознании во многом по-новому осмысливаются такие исторически сложившиеся ценности, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, долг, честь, достоинство, самоотверженность и другие.
К сожалению, необходимо признать, что в настоящее время наше общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики, которую пронизывают ростки «новой» морали, основанной на власти денег. Только 34% молодых россиян, а это будущее нации, гордятся историей страны, 29% - победой в Великой Отечественной войне, 23%) - культурным наследием [101]. По данным всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи», проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 2002 году в 12 регионах России, гордятся своей страной только 33%, не видят оснований для гордости 54% молодых людей. Для со-
4 временной молодежи гражданство идентифицируется, прежде всего, с формальной принадлежностью к государству [29 ,с.41].
Патриотическое воспитание подрастающих поколений - необходимая составляющая часть государственной политики в области образования и воспитания, определяющая дальнейшее развитие государства. Патриотизм - естественная и необходимая часть мировоззрения развитой человеческой личности, формирующаяся на протяжении многих лет на основе восприятия национальной культуры, истории и традиций государства. Опыт предшествующих поколений указывает на необходимость популяризации среди подрастающих поколений национально-культурных ценностей, пробуждения интереса и уважения к истории своей страны, усвоения текущих задач государственного развития и осознания молодежью значимости личного вклада в деле общественного созидания.
Сущность главной цели воспитания учащейся молодежи сегодня заключается в том, чтобы сформировать разносторонне развитую личность, гражданина-патриота Российской Федерации, специалиста-профессионала, постоянно стремящегося к своему самосовершенствованию. Основополагающим содержанием воспитания молодых людей должны быть духовность, нравственность и общечеловеческие ценности. К числу таких ценностей, на наш взгляд, необходимо отнести такие, как любовь к Родине и своему народу: верность гражданскому долгу; экономические, социальные и духовные интересы своего народа, его жизнь, свобода и независимость; суверенитет и территориальная целостность своей страны; соблюдение чести и достоинства гражданина; дружба, товарищество, уважение собственной национальной культуры и искусства; бережное отношение к обычаям и традициям своих предков, отечественной истории.
Любовь к Родине, преданность ей, ее лучшим традициям и обычаям -чувство необходимое, великое и прекрасное. Прививая это чувство молодому поколению, мы даем ему возможность прикоснуться к самым памятным датам истории Отечества, своего края, рода, семьи.
Важнейшей составляющей воспитания у молодежи качеств гражданина-патриота является воспитание на героических традициях нашей страны, ее субъектов. Сегодня, как никогда ранее, предельно очевидной стала необходимость обращения к истории России, ратным подвигам нашего народа. Еще со времен античности утвердилось представление об истории как наставнице жизни, которая призвана активно воздействовать на человека. В познании прошлого прогрессивные историки, писатели, передовые представители общественной мысли видели путь к воспитанию гордости за свой народ, его культуру, его деяния. Великий русский поэт А.С. Пушкин отмечал, что дикость, подлость и невежество не уважают прошлого, они преклоняются только перед настоящим.
История России - это история великого народа, великого государства, охватывающая почти двенадцать столетий, на протяжении которых шел процесс становления и развития русского патриотического сознания. Славные страницы отечественной истории неизменно несут в себе мощный воспитательный потенциал, являющийся неисчерпаемым источником формирования патриотизма и любви к Родине у подрастающего поколения. Не является исключением и Калининградская земля, история которой насыщена множеством событий, героических поступков, ставших славной летописью отечественной истории.
К сожалению, использование героических традиций нашего народа в образовательном процессе в средних профессиональных учебных заведениях нельзя признать удовлетворительным. Большая часть студентов даже не знает наиболее известные героические примеры истории родного края, или имеет об этом отрывочные сведения. Работа педагогических коллективов учебных заведений, государственных и общественных институтов в этом направлении ведется крайне не систематично. Сводится, в основном, к проведению мероприятий приуроченных к каким-либо знаменательным датам. Об этом говорилось еще в письме Министерства образования РФ и Генерального штаба ВС РФ от 25 октября 1999 года: «Во многих образовательных учреж-
дениях и организациях не придается должного значения воспитанию детей и молодежи на примерах отечественной истории, героических традициях российской армии, культурных ценностях нашего народа» [24, с. 10-11].
Исследовать традиции нужно и потому, что их долгое время недооценивали, что привело к отставанию методической разработки проблемы их использования в воспитании молодого поколения нашей страны, что привело к рассеиванию соответствующего опыта работы в учебных заведениях.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена значимостью решения ряда теоретических и практических проблем:
необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности и содержания героических традиций в контексте основных изменений, происходящих в российском обществе;
необходимостью разрешения противоречия между огромным потенциалом героических традиций в формировании важнейших гражданских и патриотических качеств, характеристик у современной молодежи и значительно ослабившейся его реализацией в последние десятилетия;
необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию качеств гражданина-патриота России у студентов с учетом их возрастных и социальных особенностей и происходящих в обществе изменений.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость избранной темы диссертационного исследования детерминирована потребностями современного этапа общественного развития, недостаточной разработанностью данной проблемы, ее несоответствия реалиям сегодняшнего времени. Кроме того, особое географическое расположение Калининградской области требует от образовательных учреждений подготовки социально устойчивых специалистов для данного региона. Что в свою очередь обусловливает необходимость привития учащимся любви к родному краю, формирование стремления способствовать его развитию.
Цель исследования - повышение эффективности и качества воспитание у студентов колледжей качеств гражданина-патриота России на героических традициях Калининградской области.
Объектом исследования является образовательный процесс, студенты и преподаватели колледжа.
Предмет исследования - содержание и условия эффективного воспитания студентов колледжа на героических традициях Калининградской области.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитание студентов колледжа на героических традициях осуществляется более эффективно и результативно в том случае, если оно:
организуется как целенаправленный последовательный и поэтапный процесс воспитания у студентов патриотических и гражданских качеств;
осуществляется путем реализации педагогической программы, позволяющей более эффективно воздействовать на сознание, чувства, волю и мотивацию студентов в учебное и внеучебное время;
проводится с учетом соблюдения педагогических условий.
Цель и сформулированная гипотеза определили следующие задачи исследования:
Рассмотреть состояние и тенденции разработки проблемы воспитания на традициях в научной литературе.
Осуществить историко-педагогический анализ героических традиций Калининградской области.
Разработать и экспериментально проверить педагогическую программу воспитания студентов колледжа на героических традициях Калининградской области.
Обосновать педагогические условия эффективного воспитания студентов колледжа на героических традициях.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: документы и материалы нормативного и методического характера в сфе-
8 ре среднего профессионального образования федерального, ведомственного
и регионального уровней; фундаментальные положения философии, психологии и педагогики в области развития личности, единства сознания и деятельности личности, воспитания целостной личности; результаты исследований отечественных и зарубежных ученых посвященные проблемам становления и развития традиций, их сущности, преемственности, места и роли в системе воспитательных воздействий на личность; структурно-функциональный подход к анализу педагогических систем.
Для решения задач исследования использовалась комплексная методика, представляющая совокупность следующих основных методов: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, опросы, анализ результатов поведения и деятельности, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.
Исследовательская работа проводилась с 2002 по 2006 год на базе трех учебных заведений среднего профессионального образования: Академии сервиса, экономики и права (г. Черняховск), Черняховского педагогического колледжа, Балтийского информационного техникума (г. Калининград) и имела три взаимосвязанных этапа. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Академии сервиса, экономики и права.
На первом этапе (февраль - август 2002 года) изучались и обобщались литературные источники; определялась степени разработанности проблемы; разрабатывалась программа и методика опытно-экспериментальной работы; готовились необходимые материалы и документация для ее проведения. В ходе данного этапа, в соответствии со специально разработанной программой, с преподавателями, классными руководителями, организаторами воспитательной работы - участниками опытно-экспериментальной работы был проведен цикл методических занятий.
На втором этапе (сентябрь 2002 - сентябрь 2005) осуществлялось дальнейшее углубленное изучение проблемы, а также проведение опытно-
экспериментальной работы по воспитанию студентов колледжа на героических
традициях Калининградской области. В ходе этапа изучались условия, обусловливающие эффективность данной работы, формулировались предварительные выводы и рекомендации, использованные в образовательном процессе.
Третий этап (октябрь 2005 - декабрь 2005) включал в себя обобщение накопленного фактического материала, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов, практических рекомендаций, их апробацию и оформление диссертации.
Общий объем проведенной исследовательской работы характеризуется следующими данными:
изучено и проанализировано 152 литературных источника;
опросом охвачено 300 студентов Академии сервиса, экономики и права (г. Черняховск), Черняховского педагогического колледжа, Балтийского информационного техникума и 50 экспертов из числа руководящего, преподавательского и воспитательного состава;
в формирующем эксперименте приняли участие 50 студентов Академии сервиса, экономики и права;
проведено более 100 индивидуальных и групповых бесед.
На защиту выносятся следующие научные результаты, полученные автором:
Сущность и содержание героических традиций в современных социально-образовательных условиях.
Педагогическая программа воспитания студентов колледжа на героических традициях Калининградской области, включающая в себя: комплексное обеспечение процесса воспитания студентов на героических традициях; создание в учебном заведении социально-педагогической среды, обеспечивающей эффективность воспитательной работы; повышение педагогической компетентности субъектов воспитательной работы в вопросах планирования, организации, проведения и оценки эффективности воспитания на героических традициях Калининградской области; организацию педагогиче-
10 ских воздействий в учебно-воспитательной работе со студентами, оптимизацию форм, методов, приемов и средств воспитания на традициях; осуществление контроля за результативностью воспитания, коррекции воспитательных воздействий.
Критерии оценки уровня воспитанности студентов на героических традициях: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, деятельностный, самооценка.
Педагогические условия эффективного воспитания студентов колледжа на героических традициях: высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательной деятельности в целом и воспитания учащихся на героических традициях в частности; учет возрастных особенностей студентов в воспитательной работе; активизация роли семьи в воспитании студентов на героических традициях; управление воспитанием на героических традициях в колледже; наличие у студентов мотивации к самосовершенствованию качеств гражданина-патриота России, Калининградской области.
Научная новизна и личный вклад автора исследования заключается в том, что в нем:
раскрыты сущность и содержание героических традиций в современных социально-образовательных условиях;
обоснована значимость воспитания на героических традициях как важнейшей составляющей формирования у студентов качеств гражданина-патриота России и Калининградской области;
- создана и экспериментально проверена педагогическая программа
воспитания студентов колледжа на героических традициях Калининградской
области;
- разработаны критерии оценки уровня воспитанности студентов на ге
роических традициях;
- определены и обоснованы условия эффективного воспитания студен
тов колледжа на героических традициях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении диагностического инструментария и педагогической программы воспитания студентов колледжа на героических традициях Калининградской области. Предложенная педагогическая программа способствует повышению качества подготовки квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием для предприятий и организаций Калининградской области и Российской Федерации в целом.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы для оптимизации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования с учетом их специфики.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями исследования; сочетанием качественного и количественного анализа эмпирических данных, полученных в ходе исследования; всесторонней апробацией результатов диссертации; личным многолетним опытом воспитательной деятельности автора диссертационного исследования.
Апробация результатов исследовательской работы осуществлялась на заседаниях педагогического и методического советов Академии сервиса, экономики и права, Черняховского педагогического колледжа, заседаниях кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института) в 2004 - 2005 годах, в ходе международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ» (Белгород - Днепропетровск, 2004), научно-практической конференции «Методические основы воспитательного процесса» (Черняховск, 2005), межвузовской научной военно-исторической конференции «60 лет Великой победы» (Санкт-Петербург, 2005).
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Академии сервиса, экономики
12 и права (г. Черняховск). Материалы исследования были учтены при организации образовательного процесса в колледже, использовались преподавателями в ходе учебных занятий и методистами по воспитательной работе, педагогами-организаторами, классными руководителями в воспитательной деятельности.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она включает введение, две главы, объединяющие девять параграфов, заключение, библиографию и приложения.
Состояние и основные направления разработки проблемы традиций в научной литературе
Каждый человек, каждая большая или малая группа живет и действует в атмосфере традиций, составляющих важное звено в культуре общества, нации, той или иной социальной организации. Они оказывают громадное, подчас незаметное и ненавязчивое, влияние на поведение и развитие, как конкретного индивида, так и группы, в которой он функционирует, и всего общества в целом.
В самом общем смысле, под традициями понимаются такие своеобразные стереотипные действия, которые воспроизводятся в периодически повторяющихся ситуациях. Слово «традиция» в переводе с латинского означает «передача», то есть преемственность. Она отражает как содержание, которое передается в той или иной области от одного поколения людей к другому, так и социально-психологический механизм или способ, посредством которого осуществляется передача опыта, действий, поведения и жизни. История развития человечества свидетельствует, что традиции являлись основным регулятором жизни патриархального общества. Они составляли историческую основу морали, своеобразную прамораль.
Традиции принадлежат к числу сложных социально-психологических явлений, закономерности образования и функционирования которых не вполне выяснены, а само слово «традиция» используется в различных смыслах. Нередко так называют все устойчивое, долго существующее, старое или часто происходящее. Действительно, все это свойственно традициям, но их содержание более глубоко, а структура и формы проявления имеют четкие отличительные признаки, знание которых позволяет более эффективно использовать их в воспитательной работе.
Традиции - это история. В.О. Ключевский отмечал, что «история народа, научно воспроизведенная, становится приходно-расходной его книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего - сократить передержки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты» [56, с. 60-61].
С научных позиций проблема традиций зародилась, как стремление определить место и роль в жизни общества устойчивых, передаваемых от поколения к поколению элементов материальной и духовной жизни.
Первая попытка создать учение о традициях принадлежит периоду античной культуры, когда традиционность воплощалась в понятии «этнос» -нрав, обычай, что само по себе свидетельствует о первоначальной разработке проблемы в русле зарождающейся этики. В частности, философы Аристотель и Эпикур в качестве традиционных рассматривают такие нравственные понятия, как «добродетель» и «справедливость». В античный период сформировалась ведущая тенденция анализа традиций как духовных образований, которая долгое время являлась господствующей среди исследователей.
Для периода средневековья характерно господство традиционной морали, требования которой фиксировались в регулятивной форме, в корпоративных кодексах, в литературно-художественных произведениях былинно-эпического характера. Приоритет религиозно-сословного сознания сформировал особенности осмысления традиций как священных правил и заповедей.
Особенности развития культуры нового времени предопределили историко-литературное и этнографическое рассмотрение традиций, что было характерно для таких мыслителей, как К. Гельвеций, И. Гердер, Д. Дидро, М. Монтень, III. Монтескье и многих других. Они признавали за традициями ведущую роль в развитии человеческой культуры. И. Гердер писал: «Традиция - вот мать языка и зачатков культуры, мать религии и священных ритуалов». [35, с. 252]. А. Ампер включал традиции, наряду с кибернетикой, теорией власти и дипломатией, в одну общую науку «первого порядка» - политику.
Важный фактический материал для традиций дало развитие этнографии во второй половине XIX - начале XX века. В эти исследования внесли значительный вклад такие ученые, как И. Бажотон, Д. Лебок, Л. Морган, А. Терещенко, Э. Тейлор, Д. Фрезер и др. Вместе с тем, учение о традициях не получило в этот период целостного оформления. Причиной этого явилось то, что связь различных наук, в рамках которых традиции изучались (этнография, этика, лингвистика, право, искусствоведение, психология, богословие и т.д.), была очень слаба. Кроме того, исследовательские возможности ограничивались тем, что традиции чаще всего рассматривались в рамках аспекта идейной мотивации человеческой деятельности, что сужало исследовательское поле, ограничивало представление о роли традиций в жизни общества.
Классики диалектического материализма не оставили всесторонне разработанной теории о сущности и роли традиций. Для них характерно противоречивое отношение к этому социокультурному феномену. С одной стороны, основоположники марксизма рассматривали традиции как тормоз общественного развития, а с другой - признавали их позитивную роль в развитии общества, способность положительно влиять на социальные процессы. Так, К. Маркс писал: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых» [83, с. 119]. Ф. Энгельс подчеркивал, что «традиции -это великий тормоз, это сила инерции в истории» [84, с. 318-319]. В то же время в работе "Экономическая рукопись 1861-1863 гг.", подчеркивая диалектическую связь элементов прошлого и настоящего, К.Маркс называет историческую обусловленность социальных процессов «всеобщим законом» [85, с. 416]. В.И. Ленин упоминает о традициях в связи с практикой революционной борьбы. «Задача большевиков», - писал он, - «... сохранить традиции революционной борьбы... развить и укрепить эти традиции, внедрить их в сознание широких масс народа...» [66, с. 40].
Историко-педагогический анализ героических традиций Калининградской области
Историко-педагогический анализ героических традиций нашей страны хотелось бы начать с мудрых слов видного русского ученого И.А. Ильина, подчеркивавшего, что русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету.
Воспитание человека новой России, в том числе и воспитание на традициях, нельзя рассматривать в отрыве от истории России, и в особенности военной истории. Именно эта история - это история великого народа-героя, народа-воина, умеющего в самых тяжелых условиях найти в себе силы, чтобы выстоять и победить врага, каким бы сильным он ни был. История России уникальна, она наполнена не только драматическими, но и яркими героическими страницами и очень богата патриотическими традициями. Российской истории есть чем и кем гордится.
Триумф и трагедия причудливо переплетаются в русской военной истории; слава побед сменялась досадными поражениями. Однако при этом оставались неизменными и совершенствовались лучшие героические, воинские традиции, которые формировались в течение многих десятилетий, и не в обстановке дворцовых парадов, не в великосветских салонах, они росли и крепли на полях сражений, в тяжелом ратном труде.
Героические воинские традиции на Руси возникли не сразу. При этом история страны ярко свидетельствует о том, как бережно наши предшественники относились к воинским традициям прошлого. Бесценное наследие старших поколений использовалось ими в условиях упорной борьбы за целостность и независимость Отечества. Неизменными героями русских сказок, преданий, былин были воины - защитники родной земли. Имена ратной ела вы российской - Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский - навечно в памяти народной. Стоять насмерть за Отечество, за отца и брата являлось неписаным правилом для русского воина. Он всегда был готов к взаимовыручке и самопожертвованию. Плен считался позором.
Профессия военного в Российском государстве в XVIII-XIX веках считалась одной из самых престижных. Во многих семьях традиция посвящать себя этой профессии столетиями передавалась из поколения в поколение. Потомки гордились заслугами и боевыми подвигами своих предков, имена которых были хорошо известны не только в армии, но и в стране, всячески стремились стать достойными их светлой памяти; служить старались там, где прошла служба их отцов.
Выдающимся событием в истории России, ее вооруженных сил явилась Отечественная война 1812 года. Несмотря на реакционный правительственный курс, началось возрождение традиций. Солдаты, офицеры, генералы покрыли себя немеркнущей славой в ожесточенных сражениях под Смоленском, Бородином, Тарутином, Красным, на Березине. Героические воинские традиции были тем оружием, которое сплотило армию, помогло ей выстоять и принесло победу. Они вышли за пределы Родины и, получив мировое признание, приобрели новый характер, подверглись определенному воздействию со стороны воинских традиций других государств.
После блистательных побед русского оружия в Отечественной войне 1812 года царское самодержавие, опасаясь проникновения освободительных идей в Россию, ужесточило свою внутреннюю политику. Но даже в это труднейшее для страны и армии время несли нелегкую ратную службу люди, вклад которых в сохранение и развитие русских героических воинских традиции невозможно переоценить. Возрожденная суворовская «наука побеждать» имела много последователей и продолжателей, которые в своей деятельности опирались на отечественные героические воинские традиции. Среди них следует назвать П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, А.Д. Бутовского, И.В. Тудко, И.П. Маслова, М.Д. Скобелева, П.И. Изместьева, Д.П. Парского и др. Д.П. Парский в работе «Что нужно нашей армии?», рассуждая о героических традициях писал: «У нас в армии, слава богу, есть чем помянуть и чем можно гордиться: Куликовская битва, осада Пскова и Троицкой Лавры, Смоленск, Полтава, Измаил, Кобурн-Очаков, Швейцарский поход Суворова, Кавказские войны, Севастополь, завоевание Туркестана, Шипка и т. д. Грешно забывать свое славное прошлое, а мы в этом отношении часто бываем непростительно небрежны» [76, с. 111].
Становление, функционирование и развитие новых отечественных Героических традиций после 1917 года носило сложный, противоречивый, порой драматический характер.
Суровая действительность, трагизм первых лет Великой Отечественной войны вызвали необходимость обращения к опыту предыдущих поколений. На первый план вышла такая нравственная ценность, как русский патриотизм. В новом свете воспринимались традиции армии, ее офицерского корпуса. По сути, это был ренессанс лучших героических воинских традиций российской армии. Вновь проявила себя важнейшая воинская традиция русского народа - героизм. Историко-научные, литературные, мемуарные произведения насыщены примерами героизма наших людей. Причем не героических поступков во имя самих поступков, а героизма направленного на защиту родного Отечества. У сотен тысяч подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны была одна основа - любовь к Родине, готовность отдать ради счастья и свободы своего народа все силы и даже жизнь.
Особенностью героизма русского народа, ставшего важнейшей национальной традицией, является его массовость. Это объясняется единством патриотических чувств, душевного порыва. Лучшим доказательством массового героизма служат цифры и факты. В годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм награждено свыше 38 миллионов, а звание Героя Советского Союза получили свыше 11 тысяч человек. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 воинов.
Педагогическая программа воспитания студентов на героических традициях
Говоря о традициях, американский политический деятель Б. Франклин отмечал, что поддерживать преемственность традиций - значит не сторожить прах, а раздувать пламя. Именно эту задачу - «раздувать пламя» - призвано сегодня воспитание молодежи на героических традициях России и ее субъектов. Личные наблюдения автора диссертационного исследования, общение с руководителями учебных заведений, результаты констатирующего эксперимента показывают, что воспитание учащейся молодежи на героических традициях сегодня зачастую организуется стихийно, в соответствии с законами социальной самоорганизации людей в их совместной жизнедеятельности. Социологические исследования свидетельствуют, что именно воспитание является сегодня одной из острейших национальных задач. Ее решение непосредственным образом затрагивает интересы 40 млн. детей и 30 млн. молодых людей, более 50 млн. их родителей, свыше 2,5 млн. учителей образовательных школ, преподавателей профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей, высших учебных заведений, всех народов и наций, всего российского общества. В этой связи возникает необходимость теоретической и методической разработки проблемы воспитания учащихся на героических традициях страны, ее субъектов, как важной составляющей формирования личности граждан России XXI века, ее рассмотрение с учетом новых экономических и социальных условий. Основой этой работы должен стать системный подход к рассмотрению педагогических явлений. Данный подход представляет собой конкретно - научную методологию познания сложных объектов. Сущность системного подхода к исследованию объективной реальности заключается в том, что объекты познания изучаются как системы. Существенный вклад в разработку проблемы системного подхода к анализу педагогических явлений внесли отечественные ученые В.П. Беспаль-ко, А.Ф. Зотов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и другие. По мнению многих ученых наиболее полно исследовала проблему сущности и содержания педагогических систем Н.В. Кузьмина. Она считает, что «педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [69, с. 10]. Таким образом, педагогическая программа воспитания студентов колледжа на героических традициях должна создаваться на основе системного подхода и включать в себя необходимые научно-методические, организационные, кадровые и другие условия для формирования необходимых гражданских и патриотических качеств у учащихся. Разрабатывая педагогическую программу, автором, кроме вышеизложенных положений системного подхода, учитывалось и важное положение, касающееся проблемы внедрения результатов научных исследований в практику. Его суть состоит в следующем: не всякое научное знание принимается практикой. Условиями такого «принятия» являются: 1) соответствие социальному заказу, насущным вопросам практики; 2) четкость, стройность, доказательность; 3) популярность, доступность, компетентность (методические рекомендации, разработки); 4) ясное указание на границы и возможности использования рекомендуемых приемов, методов, а также на условия эффективности организуемой работы [45, с. 13]. Исходя из требований системного подхода, основными структурными элементами воспитания студентов на героических традициях являются: цели; задачи; принципы; содержание; функции; субъект и объект воспитания; формы, методы и средства педагогических воздействий; совокупность факторов, влияющих на процесс воспитания; контроль за эффективностью воспитательной деятельности и ее оценка; различные виды обеспечения организации воспитательной деятельности. Цель - один из ведущих и системообразующих компонентов педагогической системы, определяющий содержание деятельности ее субъектов и объектов. В качестве общей цели воспитания на героических традициях выступает формирование мировоззрения и нравственное развитии личности студентов, составной частью которой является формирование исторического самосознания, личности гражданина-патриота Отечества и родного края. Цель конкретизируется в задачах, основными из которых являются: - обогащение учащихся знаниями о славных страницах отечественной истории, героических традициях нашего народа; - приобщение студентов к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры России, родного края; - формирование у них гордости за героические свершения старших поколений, стремления продолжать и умножать их славу, осознанных внутренних побуждений к активному участию в делах и мероприятиях патриотического характера; - создание конкретных условий для проявления патриотизма, достойного выполнения своего гражданского долга; - формирование мотивации к самовоспитанию. Эффективное воспитание студентов на героических традициях обусловливается опорой на ряд принципов - выработанных педагогической практикой наиболее общих руководящих положений и правил, на основе которых осуществляется процесс воспитания. В своей деятельности мы опирались на следующие принципы: - принцип системного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех субъектов образовательного процесса; - принцип адресного подхода, предполагающий использование особых форм и методов воспитания с учетом возрастных, национальных и социальных особенностей студентов; - принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения студентов и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России, Калининградской области; - принцип универсальности основных направлений воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора, как социально-ценностный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту; - принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей местного регионального характера, характеризующегося привязанностью к родному краю, городу. Необходимо обратить внимание на то, что названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Критерии оценки уровня воспитанности студентов на героических традициях
Под эффективностью воспитания подразумевается рациональная, оптимальная организация всех звеньев этого процесса в соответствии с целью, конкретными условиями и особенностями его осуществления в соответствии с потребностями и интересами общества. Определение того или иного уровня эффективности воспитания производится на уровне критериев. Исходя из этого, одной из наиболее важных проблем реализации педагогической программы воспитания студентов колледжа на героических традициях является проблема критериев оценки ее эффективности. Критерии эффективности позволяют определить результативность работы, оценить как деятельность, осуществляемая субъектами воспитательной деятельности, сказывается на динамике уровня воспитанности учащихся, оценить эффект от ее использования в образовательном процессе для повышения качества специалистов со средним профессиональным образованием. Выделение критериев также является важным для экспериментальной проверки разработанной педагогической программы. Для разрешения данной проблемы нами были рассмотрены основные подходы к определению сущности критериев, с одной стороны, как научных понятий, с другой - как категорий педагогики. В научной литературе достаточно широко толкуются понятия «критерий» и «показатель». Для этого есть ряд оснований. Этими основаниями, прежде всего, являются: во-первых, позиции авторов; во-вторых, неоднозначное понимание понятия «критерий» в различных словарях и справочной литературе. Так в словаре русского языка С. И. Ожегова под критерием понимается «мерило оценки суждения» [95, с.217]. В Большой советской энциклопедии критерий рассматривается как «признак на основании которого производится оценка определение или классификация чего - либо мерило суждения оценки» [18, Т.З, с.450]. Представляет интерес философское понимание критерия. В философском словаре дается следующее определение « Критерий истины - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения гипотезы теоретического построения и т. п.» [142, с. 193]. В Д Шадриков рассматривает критерии как количественные и качественные характеристики фиксированной цели, по которым будет проходить принятие решения о достижении цели деятельности. Критерии, по его мнению, вырабатываются не только для деятельности в целом, но и для каждого отдельного действия [150, с.61]. С понятием критерий тесно соотносится и понятие «показатель». В словаре С.И.Ожегова под показателем понимается «то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь» [95, с.486]. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение «Показатель - количественная характеристика Может быть единичным или комплексным» [18, Т.20, с. 164]. Таковы основные подходы к определению понятий «критерий » и «показатель » в справочной литературе. Далее необходимо рассмотреть, как данные понятия трактуются в педагогической науке. Проблема критериев различных сторон педагогической деятельности (оптимизации процесса обучения и воспитания, познавательной деятельности, профессионально-педагогической деятельности и т. д.) исследовалась в работах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьминой, М.Н.Скаткина, Г. И. Хозяинова, В. А. Якунина и др. Н.В.Кузьмина в качестве критериев оценки деятельности педагогических систем выделяет внутренние и внешние критерии. К внутренним относятся: показатель конкурса в учебное заведение; уровень успеваемости; сохранность контингента учащихся на протяжении всех лет обучения. Внешние критерии: куда идут выпускники учебного заведения; как они там адаптируются (каким по времени и качеству является процесс вхождения в новую систему); какое число выпускников и в какой срок достигает высокого уров- ня деятельности в новой системе; какой процент выпускников и в какой мере занят самообразованием; в какой мере выпускник и его руководители удовлетворены полученной подготовкой [70]. В.П.Беспалько в качестве показателей деятельности преподавателей выделяет: среднюю успеваемость учащихся по приведенному среднему баллу; научность изучаемого учебного предмета; полноту учебного предмета; среднюю эффективность проводимых учебных занятий; публикации учебно-методического характера; отзывы студентов об учебно-воспитательной деятельности преподавателей [12]. Г. И. Хозяинов называет следующие критерии: стимулирование и мотивация деятельности обучаемого, организация учебной деятельности обучаемого, владение содержанием предмета и его дидактическая организация, структурно-композиционное построение учебного занятия [145]. В отечественной педагогической литературе предлагается и несколько подходов к оценке эффективности воспитания. Наиболее распространенный подход - составление весьма широкой программы изучения личности, охватывающий все ее основные стороны и качества, существенные с точки зрения исследователя. В других случаях поиск приводил к одному, наиболее важному системообразующему показателю воспитанности. К примеру, И.С. Марьенко рекомендует положить в основу оценки эффективности воспитания развитие отношений учащихся к обществу, людям, к самому себе, к учебе и труду [86, с. 160]. В педагогической литературе отмечается, что из большого количества критериев оценки эффективности можно выделить основные, общие для различных педагогических систем, обуславливающие преемственность между системами и ведущие к конечным результатам функционирования системы. В качестве конечных результатов, достижение которых определяет эффективность педагогической системы, выделяются: 1. Психологический результат, который связан с новообразованиями в знаниях, навыках, умениях, деятельности, системе отношений объектов системы. 2. Функциональный результат, зависящий от способов функционального воздействия на объект системы. Он заключается в создании эффективного «инструментария» психолого-педагогического воздействия (отбор содержания, методов, форм и средств).