Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственной культуры студентов
1.1. Нравственная культура: сущность, структура, специфика её воспитания у студентов колледжа 10-33
1.2. Педагогическая модель воспитания нравственной культуры студентов колледжа во внеучебной работе 34-49
1.3. Педагогические условия эффективности воспитания нравственной культуры студентов колледжа в процессе внеучебной работы 50-65
1.4. Система внеучебной работы, способствующаявоспитанию нравственной культуры студентов 66-82
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственной культуры студентов колледжа
2.1. Опыт выявления уровня нравственной культурыстудентов колледжа 83-100
2.2. Стимулирование студентов к развитию нравственной культуры и самовоспитанию 101-127
2.3. Экспериментальное изучение эффективности системы внеучебной работы, способствующей воспитанию нравственной культуры студентов 128-140
2.4. Динамика процесса воспитания нравственной культуры студентов колледжа 141-157
Заключение 158-161
Библиография 162-181
Приложения 182-188
- Нравственная культура: сущность, структура, специфика её воспитания у студентов колледжа
- Педагогические условия эффективности воспитания нравственной культуры студентов колледжа в процессе внеучебной работы
- Опыт выявления уровня нравственной культурыстудентов колледжа
- Экспериментальное изучение эффективности системы внеучебной работы, способствующей воспитанию нравственной культуры студентов
Введение к работе
Кризисные явления российской действительности конца XX века изменили жизненные приоритеты граждан России. Следствием этого стала нередко проявляющаяся тенденция подмены общечеловеческих ценностей совокупностью ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивных с точки зрения развития личности, семьи, государства. Снижение уровня базовой культуры многих молодых людей и проявление форм девиантного поведения (преступность, терроризм, межнациональные конфликты, алкоголизм, наркомания и т. д.) - эти реалии сегодняшнего дня актуализируют важнейшую задачу - воспитание нравственной культуры молодого поколения. Современное общество нуждается в такой личности, которая является активным носителем и транслятором нравственности в меняющихся социально-экономических, политических, культурных условиях. Студенчество - это та группа, которая может усвоить и реализовать в дальнейшей жизни как положительные, так и отрицательные образцы поведения, принять или не принять общечеловеческие ценности, культурные традиции, гуманные отношения. Невозможность многих студентов средних специальных учебных заведений отвечать высоким государственным требованиям, неупорядоченность различных влияний на студента делают его нравственное развитие противоречивым. Студенты колледжа культуры - это будущие специалисты и высококвалифицированные работники. Для них нравственная культура — это личностно и профессионально значимое качество, так как работник культуры способствует усвоению культурных ценностей широкими массами и не должен быть человеком безнравственным.
Нравственная культура: сущность, структура, специфика её воспитания у студентов колледжа
Многие гуманитарные науки стремятся дать определение понятия «нравственная культура». Существуют различные его трактовки. Для подробного анализа данного понятия рассмотрим такие категории, как культура, нравственность, а также их взаимосвязь.
Культура постоянно взаимодействует с экономикой, социальной структурой общества и другими его подсистемами, она испытывает на себе огромное влияние каждой из них и сама оказывает на них значительное влияние. Универсальность и многоаспектность понятия делают его объектом интереса многих наук. Существует множество определений понятия «культура», например, в Большом толковом словаре русского языка: «Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни... Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью... Высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни... Просвещённость, образованность, начитанность» (34, 479с). В Философском энциклопедическом словаре: «Культура -первоначально обработка и уход за землей... в переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека...» (183, 229с). Толковый словарь В.Даля (1865) трактует культуру так: «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное» (59, 217с). По мере исторического развития категория «культура» начинает рассматриваться как средство совершенствования общественного устройства и личности. Культура позволяет судить об уровне развития общества в целом, определяет меру и способы освоения человеком природного и социального мира и одновременно своего предметного самоутверждения. Культура олицетворяет собой материальный и духовный прогресс общества, а также прогресс конкретной личности. Рассмотрение различных определений понятия, а также философских трудов Н.А. Бердяева, Э.В. Ильенкова, Э.Фромма, А.Швейцера и иностранных источников (212, 215) дает возможность акцентировать внимание на том, что культура - это стержень развития личности, определяющий восприятие человеком других сфер бытия. Культура является точкой соприкосновения мира и человека, гармонией их взаимного бытия. Это закон и норма, которой человек внутренне руководствуется в своей деятельности.
Понятие «культура» многозначно, и одно из значений - культура отдельного человека. Это «степень духовного развития личности, степень освоения ею принятых в обществе духовных ценностей» (127, 56с). В данном значении термин «культура» обозначает высокую степень развития какого-либо качества. Культура личности способствует принятию общественных норм в качестве личностных параметров. «Культура личности - это степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности; это определённый уровень творческих сил и способностей человека; это гармония интеллекта, эмоций, убеждений, воли в деятельности, гармония с самим собой, с окружающими людьми, окружающей жизнью, обществом» (90, 4с). Одно из наиболее полных исследований этой проблемы принадлежит Н.Б. Крыловой, оно посвящено формированию культуры будущего специалиста. Под культурой здесь понимается выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она - итог качественного развития личности, её знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств (100, 7с.)- Н.Б. Крылова подчёркивает, что культура -это не только сумма ценностей, но и творческий потенциал людей, их духовность и нравственность. О.С.Газман конкретизирует это понятие и даёт определение базовой культуры - это «необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности» (45, 5с). Можно выделить такие компоненты базовой культуры, как духовно-нравственная культура, культура общения, познавательная, физическая, эстетическая, экономическая, экологическая, политическая, информационная, правовая культура, культура труда и т.д.
Каждый компонент базовой культуры несёт в себе неразрывное единство знаний, чувств и поведения, которые наполнены конкретным, содержанием. Когнитивный компонент включает в себя разнообразные знания о человеке и окружающем мире и предполагает осознание социально значимых ценностей. Их интериоризация возможна при условии взаимосвязи и единства когнитивного и эмоционально-волевого компонентов. Эмоционально-волевой компонент включает в себя эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы, установки. Отношение к уникальности другого человека, которое предоставляет человеческая культура, позволяет личности оценить себя, свои убеждения, свою позицию в мире. Деятелъностно-творческий компонент предполагает овладение способами разнообразной деятельности, которая помогает человеку творчески реализовать свои способности в рамках объективно детерминированного спектра «альтернатив». Освоение культуры идёт только через деятельность. Стремление к внешним проявлениям культуры подталкивает человека к самосовершенствованию. Все компоненты культуры тесно связаны между собой, каждый играет свою определённую роль и незаменим для воспитания целостной культуры личности. Стержнем культуры личности, определяющим ее развитие, является нравственность. «Именно нравственность в широком её понимании предстаёт... как имманентная форма перехода из внешней культуры во внутренний мир человеческой духовности и вместе с тем как структурообразующее начало последней, выявляемое в процессе её самообнаружения и деятельного утверждения в мире» (102, 255с). В Философском энциклопедическом словаре даётся определение: «Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность отличают всякое явление нравственности» (183, 309с). Согласованность индивидуальных целей, мотивов личности с общественными, умение реализовать свои способности в рамках деятельности на благо общества, стремление выработать собственный стиль деятельности и рождает нравственную личность. Нравственный - «противоположный телесному, плотскому... духовный, душевный... относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало... добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» (59, 558с). Существует множество определений нравственности, но каждое из них обозначает добровольное следование идеалам Добра, Истины, Красоты.
При рассмотрении понятия «нравственность» нельзя не коснуться вопроса о соотношении таких категорий, как «нравственность» и «мораль». В решении проблемы единства и различия понятий «мораль» и «нравственность» можно выделить три подхода: понятия синонимичны (Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, ОТ. Дробницкий); мораль - форма сознания, а нравственность - деятельность, направленная на практическую реализацию моральных норм (Г.В. Гегель); мораль и нравственность рассматриваются в диалектическом единстве и различии (М.Н. Аплетаев, А.А. Радугин, Г.П. Синицына, С.Г. Чухин). Энциклопедический словарь «Этика» под редакцией Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова отрицает разделение данных понятий в общеупотребительной речи. В словаре по этике под редакцией И.С.Кона также отмечена синонимичность данных понятий, однако упоминаются различные точки зрения на их соотношение. Нам наиболее близко суждение, согласно которому «мораль - это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро» (166, 224с).
Педагогические условия эффективности воспитания нравственной культуры студентов колледжа в процессе внеучебной работы
В настоящее время в психолого-педагогической литературе под педагогически организованным процессом нравственного воспитания понимается создание культуросообразных условий. Важно, чтобы эти условия были ориентированы на потребностно-мотивационную сферу личности и стимулировали её самовоспитание и саморазвитие. Принимая во внимание неотделимость нравственного воспитания от влияния на эмоциональную сферу личности (эмоции, чувства, переживания, настроения), рассмотрим понятие «нравственное воспитание». Это создание культуросообразных условий, способствующих осознанию, переживанию, внутреннему принятию личностью понятий, отношений, действий, соответствующих моральным нормам.
Нравственное воспитание в процессе внеучебной работы предполагает работу в трех направлениях.
1. Создание воспитывающей среды.
2. Организация воспитывающей деятельности.
3. Стимулирование ценностного осмысления себя в данной среде и данной деятельности.
Анализ возможностей этих трех направлений позволил выявить педагогические условия.
Значение среды как фактора формирования личности подчеркивали многие ученые прошлого и современности: Л.С. Выготский, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др. Под воспитательной средой Л.С. Выготский понимал «рациональную организацию среды», то есть отказ от стихийного начала и противопоставление ему разумного сопротивления и управления воспитательным процессом. «Воспитывающая среда... - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» (Н.Е. Щуркова). Содержанием ее выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение. Первое условие нравственного воспитания студентов колледжа — создание воспитательной среды. Это комплекс окружающих воспитанника субъектов и объектов, позитивно влияющих на его нравственное развитие и воспитание. Создание воспитательной среды в аспекте социально-поведенческом определяется всем строем взаимоотношений в колледже (педагог - педагог, педагог - студент, студент - студент). Определяющую роль в этом процессе играет педагог, который воспитывает в себе и в студентах ценностное отношение к явлениям жизни. Взаимоотношения педагогов в коллективе должны характеризоваться как сотрудничество-сотворчество, ориентированное на гуманистические ценности. Воспитательная среда эффективно выполняет свои функции только в коллективе как высшей форме развития группы, поэтому важнейшей задачей воспитательной работы является создание коллектива каждой группы и коллектива колледжа, в котором сотнями нитей переплетены взаимоотношения различных курсов, специализаций, творческих коллективов. Разработанная педагогическая модель нацелена на воспитание нравственной культуры студентов через формирование коллективов групп, укрепление межгрупповьгх связей и отношений, взаимодействие и взаимообогащение коллектива колледжа и коллективов групп, коллективов студентов и педагогов. Большое значение в этом процессе имеет творческий коллектив, так как студента туда влечет интерес и желание самореализоваться, утвердить свое индивидуальное «Я». Он добровольно и безоговорочно принимает правила общения и деятельности, принятые в данном коллективе. В этом случае возможным становится положительное влияние коллектива на личность. Для юности характерно влечение к свободному общению, когда юноша видит в другом «собственное отражение». Свободное общение также влияет на воспитание нравственной культуры студентов. Оно не может быть регламентировано, организовано. Созданная педагогическая модель воспитания нравственной культуры студентов во внеучебной работе направлена на то, чтобы большая часть свободного общения студентов протекала в условиях творческой деятельности, которая является благоприятным фактором воспитания личности.
Воспитывающее влияние предметно-пространственного окружения определяется мерой взаимодействия студента с этим окружением и умением педагога и студента выявить его ценностную сущность.
События жизни колледжа также формируют воспитательную среду. Это, например, традиции, принятые в коллективе. С одной стороны, традиционные воспитательные дела придают системе внеучебной работы устойчивость, стабильность, с другой стороны, создают атмосферу творчества, так как влияние традиции эффективно тогда, когда традиционное воспитательное дело видоизменяется, совершенствуется, проводится в новой форме и открывает новые грани смысла. Событийное окружение составляют мероприятия и воспитательные дела каждой группы, а также события в жизни каждого члена коллектива, ценностно осмысленные педагогом и студентами.
Информационное окружение создают система научных знаний, события в городе и области, в стране и мире, информация о культурных ценностях, о достижениях в сфере культуры, о персоналиях, внепрограммные произведения литературы и искусства и т.д. Информационное окружение становится фактором воспитания нравственной культуры, когда каждый факт осмысляется как явление педагогическое, способное оказать влияние на формирование ценностных ориентации человека.
Опыт выявления уровня нравственной культурыстудентов колледжа
Цель опытно-экспериментальной работы со студентами колледжа -выявить эффективность разработанной модели воспитания нравственной культуры и системы внеучебной работы колледжа. Данная цель реализуется в следующих задачах: изучить личности студентов различных колледжей города Кирова, выявить уровни воспитанности нравственной культуры студентов контрольной и экспериментальной групп, реализовать систему внеучебной работы колледжа и проверить ее эффективность.
Внеучебная работа будет эффективна тогда, когда учитывает особенности студентов, с которыми работает педагог. Для выявления уровня воспитанности нравственной культуры студентов использовались различные методы диагностики: анкетирование, метод экспертных оценок, ранжирование, личная беседа, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности.
На первом этапе нашего исследования необходимо было изучить личности студентов, выявить уровень их нравственной культуры. Для достижения данной цели было проведено анкетирование. В констатирующем эксперименте приняли участие студенты Кировского областного колледжа культуры (330 человек), Кировского колледжа искусств (200 человек), Кировского педагогического колледжа (50 человек), Кировского художественного училища (30 человек). Всего 610 человек. Целью анкетирования было изучение личностей студентов различных средних специальных учебных заведений г. Кирова. Первый вопрос анкеты (см. приложение 1) был сформулирован так: «Сформулируйте какие-либо этические правила». Подавляющее большинство студентов ответило на него без затруднений. Студенты писали: «Не убий, не укради, уважай старших, помогай людям в трудностях, выполняй обещания, не лги и т.д.». Но попытка конкретизировать понимание студентами некоторых этических норм привела к иному результату. Например, ответы на вопрос «можно ли идти к поставленной цели любыми средствами?» дали следующие результаты: 43,6% человек не согласны с данным утверждением, 15,8% не определились и 38,6% - согласны. Больше половины студентов не усвоили, не приняли этическую идею и не будут руководствоваться ею в поведении.
На следующий вопрос «являетесь ли Вы активным воспитателем собственного характера?» также большинство студентов ответило утвердительно. На вопрос «хочешь ли ты развить в себе нравственные качества?» подавляющее большинство ответило «да, хочу» (84,9%). В устных беседах студенты рассуждали о том, что такое самовоспитание и какими приемами самовоспитания они владеют. Наиболее частыми ответами были «самоубеждение, самоконтроль».
На вопрос «интересно ли Вам участвовать в обсуждении нравственных проблем?» большая часть анкетируемых ответила положительно. Устная просьба назвать заинтересовавшие проблемы вызвала встречные вопросы и, с одной стороны, заинтересованность, с другой, - растерянность. Педагогическое наблюдение, организованное на классных часах и уроках, выявило, что важными факторами, влияющими на проявление интереса к нравственным проблемам, были личность педагога и условия организации обсуждения. Сущность нравственной проблемы вне перечисленных активизирующих факторов заинтересовывала в основном студентов высокого уровня воспитанности нравственной культуры.
Все перечисленные вопросы ориентированы на выявление степени осознанности этических представлений, идей, понятий. Полученные данные позволяют сделать вывод о знании студентами моральных норм. И в то же время педагогу, организующему внеучебную работу со студентами, следует использовать материалы художественной и публицистической литературы, искусства, где этические нормы не просто провозглашаются, а предстают в виде дилеммы, решение которой становится для студента жизненно важной задачей. Результаты анкетирования и педагогического наблюдения позволяют также констатировать знание элементарных способов самовоспитания и потребность студентов в самопознании, интерес к психолого-педагогическим данным о себе, желание стать лучше и в то же время незнание эмоционально-ценностных технологий самовоспитания и
влияния на группу сверстников. Интерес к нравственным проблемам коллектива и личности у студентов колледжа проявляется, но часто зависит от внешних факторов. Итак, для студентов различных колледжей характерна осознанность этических представлений, идей, понятий, и в то же время
- формирование нравственного сознания требует специального внимания в процессе внеучебной работы по воспитанию нравственной культуры студентов колледжа.
Следующий блок вопросов был направлен на изучение развития нравственных чувств студентов. Вопрос «Как Вы думаете, ваша группа принимает вас таким, какой вы есть (со всеми достоинствами и недостатками)?» выявил более 70% респондентов, которые ответили «думаю, что да». Данный факт служит косвенным доказательством положительного отношения большинства студентов к своим однокурсникам. Более точные данные были получены после применения методики «Пословицы», разработанной СМ. Петровой. Согласно ответам студентов, для них характерно самоопределение в жизни, стремление к достижениям в жизни, что свидетельствует о положительном отношении к себе. Были получены также высокие результаты по шкалам «хорошее отношение к людям», «паритетное отношение к людям», «значимость дружбы», «ответственность за свои поступки», и в то же время примененная методика показала, что для студентов колледжа характерно индивидуалистическое отношение к людям. Эти данные подтвердились, когда студентам предлагалось выбрать из 40 перечисленных качеств те, которые, по их мнению, характеризуют нравственно культурного человека. В результате ранжирования было выявлено, что наибольшее количество выборов получили такие качества, как ответственность за свои поступки, доброта, любовь к ближним, справедливость, способность пожертвовать своими интересами, трудолюбие любовь к своей профессии. Большинство из них характеризует отношение человека к окружающим. Выбор данных качеств, по нашему мнению, обусловлен тем, что студенты чувствуют недостаточность их проявления в повседневной жизни.
Самооценка уровня развития нравственных качеств проверялась с помощью задания «Подчеркните те качества, которыми Вы обладаете». Анализируя полученные данные, мы выявили те чувства и качества, которые . доступны студентам. Например, чувства: ответственность (68,5%), чувство собственного достоинства (80%), любовь к своей профессии (64,5%), чувство долга (53,6%), любовь к ближнему (75,6%); чувства-качества: способность пожертвовать своими интересами (82%), доброта (75,3%), проявление уважения к окружающим (66,6%) , качества: жизнерадостность (70,1%), взаимопомощь (65%), трудолюбие (50,6%). Менее 50% опрошенных отмечали правдивость, надёжность, сознательность, а также волевые качества: обязательность, самообладание, решительность, самодисциплина -и профессионально значимые: уверенность, профессионализм. Для выявления самооценки студентов важно не только то, какие качества они подчеркнули, но и сколько. В основном студенты подчеркивали от 3 до 7 качеств. Небольшую группу составили студенты с заниженной (подчеркнули менее 3 качеств) и с завышенной (более 10) самооценкой. Эти данные подтвердились ответами на следующий вопрос «в какой степени ты обладаешь этими качествами?» 24,9% респондентов ответили «обладаю в полной степени», 58,6% - «кажется, я ими обладаю», 15,9% - «я не задумывался над этим», 0,5% - «наверное, пока не обладаю», 0,1 % - «не обладаю». Итак, большинство студентов считают себя обладателями качеств нравственно культурного человека и в то же время желают развивать их.
Экспериментальное изучение эффективности системы внеучебной работы, способствующей воспитанию нравственной культуры студентов
Слово «эффективность» в общеупотребительном значении — действенность. Под эффективностью воспитательного процесса понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Учёные определяют её как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Таким образом, эффективность воспитательного процесса -это «соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике» (41, 6-7с).
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания является следующим: определение цели и задач изучения; подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся; выбор методик изучения; подготовка диагностического инструментария; исследование испытуемых; обработка и интерпретация результатов исследования; анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Соответственно данному алгоритму перед нами стояла цель: выявить уровень воспитанности нравственной культуры студентов. Данная цель включала в себя следующие задачи: выявление уровня усвоенности нравственных знаний, воспитанности нравственных чувств и нравственного поведения. Разница уровня воспитанности нравственной культуры между результатами начала и конца экспериментальной работы и должна была показать её эффективность.
Результаты изучения контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента представлены в таблице 5. Высокий Средний Низкий Контрольная группа 15,9% 72,8% 11,3% Экспериментальная группа 15,8% 72,4% 11,8% По результатам, представленным в таблице 5, можно увидеть, что показатели контрольной и экспериментальной групп незначительно отличаются друг от друга. При изучении эффективности воспитательной работы использовались следующие методы и методики: 1. Анкетирование, ориентированное на критерии и показатели уровня воспитанности нравственной культуры. 2. Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. 3. Методика СМ.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 4. Метод экспертных оценок педагогов. 5. Педагогическое наблюдение. 6. Анализ продуктов деятельности. Анализ анкетирования, ориентированного на критерии и показатели уровней воспитанности нравственной культуры, дал следующие результаты, представленные в таблице 6, где А - высокий уровень, Б -средний, В - низкий. Анализ данных таблицы 6 позволяет выявить более высокие результаты экспериментальной группы, чем контрольной. Наиболее значительна разница результатов по критериям проявление нравственных чувств и реализация нравственного поведения. Показатели 131 «положительное отношение к себе и другим», «стремление соответствовать нравственному идеалу» отразили увеличение количества студентов высокого и среднего уровня в экспериментальной группе. Сравнение результатов выявляет также значительный рост воспитанности нравственной культуры студентов экспериментальной группы по показателям «культура межличностного общения», «совершение нравственных поступков». Данные показатели характеризуют поведение студентов. Анализ теста «Размышляем о жизненном опыте» дал следующие результаты. По параметру «общественная направленность» в экспериментальной группе было дано 32,4% выборов, по параметру «эгоистическая направленность» - 18% выборов. В контрольной группе по соответствующим параметрам было дано 30,8% и 18,8% выборов, то есть результат контрольной группы ниже, чем экспериментальной. Студентов, имеющих общественную направленность, в экспериментальной группе 13% , человек, в контрольной - 10,9% человек. Были студенты, которым не хватило одного выбора, чтобы можно было считать направленность их личности общественной. В экспериментальной группе их 4,6%, в контрольной - 3,7%». Студентов с эгоистической направленностью личности в экспериментальной группе не было выявлено, в контрольной - 1,8%. И в экспериментальной, и в контрольной группе достаточно много студентов, не имеющих определённой направленности личности, характеризующихся импульсивностью. Таким образом, показатели экспериментальной группы по критерию «направленность личности» выше, чем в контрольной. Методика «Пословицы» позволила выявить в обеих группах устойчивые желательные ценностные отношения студентов к жизни, к людям, к самим себе. Но следует обратить внимание на значительный рост по параметрам «решительное отношение к жизни», «равноправное отношение к людям», «альтруистическое отношение к людям», «значимость труда», «значимость соблюдения законов» в экспериментальной группе. Ярко выраженным по сравнению с данными контрольной группы оказалось 132 положительное отношение к труду и равноправное отношение к людям в экспериментальной группе. Кроме перечисленных методик, на заключительном этапе эксперимента применялся метод экспертной оценки педагогов.