Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности в образовательно-воспитательном процессе
1.1. Теоретическое исследование основ понятия «экологическая культура» и его практика на современном этапе 12
1.2. Исследование психологических и педагогических основ формирования экологической культуры в процессе воспитания студентов 35
Глава 2. Опыт формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе
2.1. Педагогические технологии внеклассной работы по формированию экологической культуры у студентов педагогического колледжа
2.2. Сравнительный анализ опытных данных контрольной и экспериментальных групп студентов по формированию экологической культуры
Заключение 164
Библиографический список использованной литературы 169
Приложения 182
- Теоретическое исследование основ понятия «экологическая культура» и его практика на современном этапе
- Исследование психологических и педагогических основ формирования экологической культуры в процессе воспитания студентов
- Педагогические технологии внеклассной работы по формированию экологической культуры у студентов педагогического колледжа
- Сравнительный анализ опытных данных контрольной и экспериментальных групп студентов по формированию экологической культуры
Введение к работе
Когда в 1870 году Эрнест Геккель ввел в науку понятие «экология», навряд ли он предполагал, что уже через сто лет оно станет одним из самых распространенных. Экология стала одной из основополагающих наук, которая охватывает все сферы деятельности человека. Экология — это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни.
В 1992 году участники международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро сошлись во мнении, что биосфера в опасности. На всемирном саммите по устойчивому развитию, проходившему в Йоханнесбурге (2002), были определены цели тысячелетия в области экономики, экологии и гармоничного развития. Повестка дня на XXI век, принятая на РИО-92, оказалась перспективным документом для всего мирового сообщества. Если решения РИО-92 дают ответ на вопрос «что?» составляет проблему и каковы принципы ее решения, то РИО+10 должен ответить «как?» осуществить изменения в политике, экономике, бизнесе, образовании и культуре для устойчивого развития.
В процессе экологического воспитания возникает проблема совершенствования взаимодействия личности и окружающей среды. Ее решение требует целенаправленного формирования в сознании ребенка системы взглядов, принципов поведения, ответственного отношения к природе. И поэтому значение экологического воспитания связано с острой необходимостью глубокой переоценки жизненных ценностей и самого смысла человеческой деятельности. В общественном сознании складывается приоритет экологических ценностей. Расставшись со «столетием экономики», мы вошли в XXI век, который по предложению Института европейской экономической политики называют «столетием окружающей среды». ЮНЕСКО провела акцию под названием «Образование в интересах устойчивого будущего: действия, обязательства, партнерства». Трибуны ЮНЕСКО была использована для реализации целого ряда экогуманитар-
ных проектов: проведение Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (начиная с 2005 года), мультимедийная программа по экологическому образованию педагогов (доступная на сайте ЮНЕСКО в Интернете), программа экологического образования для сельских жителей, проект «Общежитие в мире разнообразия», утверждающий, что культурное разнообразие необходимо человечеству как биоразнообразие природе. Открывается новая эра ответственности, партнерства и практических дел.
Актуальность темы исследования обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе в начале XXI века. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что повлекло перемены в природном, социальном и культурном окружении. Такие изменения повлияли и на внутренний мир человека, разрушили его ценностные ориентиры, потребности и установки. Экологические проблемы стали предметом изучения в теории различных наук - естественнонаучных, философских, педагогических, психологических, культурологических.
Проблемы взаимоотношения общества и природы получают развитие в работах A.M. Галеевой, И.Д. Лаптева, М.М. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, С.Н. Соломина, Е. Федорова и др. Вопросы теории и практики экологического образования нашли отражение в исследованиях Т.В. Барсуковой, Т.В. Васильевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др. Необходимость кардинальных изменений в отношении человека к проблемам экологии получает научное обоснование в учении В.И. Вернадского о ноосфере, согласно которому новые отношения с природой возможны лишь на основе усиления гуманно-биологического смысла образования и воспитания с детских лет.
Положение о единстве воспитания экологической и эколого-эстетической культуры личности нашли отражение в работах С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, Л.И. Гумилева, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, а также И. Гете, И. Канта, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, А. Швейцера, О. Шпенглера и др.
В педагогической науке последних лет особое внимание уделяется организации системы непрерывного экологического образования и воспитания (СВ. Алексеев, С.Н. Глазачев, Н.В. Груздева, И.Т. Суравегина, Г.А. Ягодин и др.). Составной частью этой системы являются экологическое воспитание подрастающего поколения в процессе проведения внеклассной работы в образовательных учреждениях.
Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Многообразие аспектов развития экологического воспитания и образования свидетельствуют о качественно новом этапе в педагогической науке.
Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сферах науки, находят новое развитие и в процессе формирования экологической культуры студентов педагогических колледжей во внеклассной работе. Назрела необходимость теоретически обобщить разнообразный и богатейший опыт, накопленный в образовательных учреждениях среднего специального образования; потребность в разработке единых, основанных на новейших достижениях педагогической науки, методологических основ экологического воспитания и образования; необходимость определения дальнейших перспектив внеклассной работы в педагогическом колледже, в связи с постоянно изменяющимся содержанием социальных запросов к экологическому воспитанию в связи с усугубляющейся эколого-экономической ситуацией в стране, отсутствием четкой системы подготовки и переподготовки педагогов-экологов.
Большое количество педагогических работ посвящено организации экологического образования и воспитания в школах, комплексах, экологических клубах, кружках, направлено на детей и подростков, проживающих в конкретном микрорайоне, крупном населенном пункте, в то время, как формированию экологической культуры студентов педагогических колледжей до настоящего времени в педагогических трудах уделялось мало внимания.
Анализ научной литературы и реальная педагогическая практика формирования экологической культуры у студентов педагогического колледжа вошли в ряд противоречий, обусловивших проблематику и цель исследования:
между экологической культурой личности и сложностью современной ситуации, связанной с переоценкой ценностей личностью, школой и обществом в целом;
между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу (как организатору внеклассной работы) и уровнем его экологической культуры;
между потребностями общества в новом типе специалистов, обладающих экологической культурой и неготовностью студентов к ведению внеклассной работы по формированию экологической культуры подрастающего поколения. Для преодоления указанных недостатков необходима разработка научных основ проведения внеклассной работы, определение ее модели, функций, принципов построения, этапов процесса. Что составило проблему данной работы.
Цель исследования: построение модели формирования экологической культуры студентов педколледжа и выявление педагогических условий, обеспечивающих ее эффективность во внеклассной работе.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования: внеклассная работа в педагогическом колледже как условие формирования у будущих педагогов экологической культуры.
Основанием для выдвижения гипотезы послужили следующие положения:
экологическая культура соотносится с духовностью человека и общества в целом;
экологическая культура формируется под влиянием объективных факторов окружающей среды, условий образования и воспитания и направлена на изменение ценностностно-мотивационного поведения личности будущего педагога;
формирование экологической культуры студента влияет на его внутренний мир, субъективное восприятие окружающей действительности, актуализиру-
ется и изменяется через различные формы внеклассной работы, реализуется в профессиональной деятельности. Гипотеза исследования.
Экологическая культура студентов педагогического колледжа может формироваться более эффективно в условиях непосредственного участия будущих педагогов во внеклассной работе экологической направленности, если:
ориентироваться в организации внеклассной работы на целостность педагогического процесса, направленного на формирование экологической культуры студента и на преемственность каждого этапа;
в эколого-педагогической деятельности со студентами в тесном единстве использовать разнообразные методы и формы внеклассной работы, адекватно отражающие цели и содержание экологического образования и экологического воспитания;
целенаправленно осуществлять практическую деятельность, направленную на формирование экологической культуры будущих педагогов, путем расширения горизонтали образовательного пространства.
Цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
провести анализ проблемы формирования экологической культуры личности, анализ имеющихся научных источников по изучаемой проблеме;
уточнить сущность и содержание понятия «экологическая культура», разработать структуру, компоненты, критерии, уровни формирования экологической культуры у студентов педагогического колледжа;
создать опыт формирования экологической культуры средствами внеклассной работы в системе подготовки специалистов и определить эффективные условия повышения уровня ее развития у будущих педагогов;
экспериментально проверить в опытной деятельности и оценить эффективность формирования экологической культуры студента, как субъекта воспитательного процесса средствами современных педагогических технологий в педколледже.
Методологической основой исследования являются: классические и новейшие положения и выводы философии о связи, взаимообусловленности и целостности мира (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров); концепция об органическом и противоречивом единстве человека, общества и природного окружения (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисе-
ев, Н.Ф. Реймерс); концептуальные положения о роли экологической культуры в жизни личности и общества (С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, О.Н, Козлова, Б.Т, Лихачев); законодательные акты и нормативные документы по организации образовательно-воспитательного процесса в системе среднего специального педагогического образования.
Исходные теоретические позиции исследования основываются на: философских взглядах о взаимодействии человека с природой (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, А.А. Печчеи, А.Д. Урсул и др.); идеях классиков педагогики о природосообразности образования и воспитания, использования воспитательных функций природы (СИ. Гессен, Я.А. Комен-ский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); гуманистических идеях психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.); экогуманитарной парадигме педагогического образования и науки (О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов и др.); культурологических идеях, основу которых составляют представления о преобразовании культурных и духовных ценностей (Н.И. Бердяев, Д.С. Лихачев, А. Швейцер и др.); теории формирования личности учителя (СИ. Архангельский, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.); концепциях социализации ребенка (О.С. Анисимов, Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, М.И. Рожков); педагогических идеях и концепциях, лежащих в основе экологической подготовки учителя (СВ. Алексеев, Н.А. Воронков, С.Н. Глазачев, В.Н. Ерошенко, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.И. Легостаев, В.А. Сластенин, И.Т. Суравеги-на); идеи развития дополнительного экологического образования, выполняющего важную роль в общей системе экологического образования и воспитания (СМ. Горячев, А.И. Грехова, Н.В. Добродеева, Н.Н. Сотникова); исследованиях в области педагогических технологий (А.Н. Дахин, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов).
Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись различные методы исследования. Общетеоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Эмпирические методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, статистические методы обработки данных опытно-экспериментальной работы, графическое представление результатов исследования.
Определяемая методологическая основа и поставленные задачи установили ход теоретико-опытного исследования, которое проводилось в несколько этапов.
Этапы исследования:
Первый этап (1999 - 2000 гг.) поисково-теоретический. На основе анализа литературных источников и опыта работы педагогов по формированию экологической культуры у студентов педагогического колледжа, во внеклассной работе выявлены сущность, уровни и показатели экологической культуры студентов; уточнены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; разработана программа и технология опытно-экспериментальной деятельности.
Второй этап (2000 — 2002 гг.) опытно-экспериментальный. На этом этапе разработано организационное и методическое обеспечение процесса формирования экологической культуры у студентов педагогического колледжа и осуществлялся педагогический эксперимент, по проверке условий его эффективности.
Третий этап (2002 - 2004 гг.) заключительно-обобщающий. Проведены анализ и систематизация итогов опытно-экспериментальной работы. Осуществлены апробация, внедрение и публикации его результатов, литературное оформление диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования:
выявлены, обоснованы и раскрыты условия формирования экологической культуры у студентов педагогического колледжа во внеклассной работе;
определены эффективные социально-педагогические средства формирования экологической культуры личности в образовательных учреждениях среднего специального педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования:
определена система внеклассной работы по формированию экологической культуры у студентов педагогического колледжа; ее формы, содержание, принципы;
рассмотрены соотношение, взаимосвязь и преемственность внеклассной работы в школе и в педагогическом колледже;
апробирована система педагогических ситуаций, которые активизируют у будущих педагогов готовность к осуществлению внеклассной работы со школьниками, направленной на формирование экологической культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
Экологическая культура студентов педагогического колледжа является ин-тегративным личностным качеством, позволяющим осуществить целостное самоопределение личности, готовность к профессиональной эколого-педагогической деятельности.
Действенным средством формирования экологической культуры будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа является внеклассная работа, которая обладает богатым нравственно-эстетическим, воспитательным потенциалом, которая способствует соединению рационального мышления, познания окружающего мира и ответственного отношения к природе.
Педагогическими условиями формирования экологической культуры студентов педколледжа в процессе внеклассной работы являются:
формирование мотивационно-ценностного компонента экологического сознания личности в процессе взаимодействия студенческого коллектива и педагогов во внеклассной работе экологической направленности;
экологизация педагогических технологий путем создания проблемных педагогических ситуаций;
поиск путей решения экологических проблем, принятие решений в ситуациях нравственного выбора;
формирование культуры чувств: сочувствия, сопереживания, патриотизма и гражданственности;
усиление «горизонтальных» связей системы экологического и эколого-педагогического образования с другими общественными институтами.
Практическая значимость исследования:
Проведен анализ современного состояния и определены перспективы развития процесса формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа. Выявлен состав видов и форм внеклассной работы на различных этапах подготовки будущих педагогов к воспитательной работе по формированию экологической культуры и способы подготовки к ведению внеклассной работы с учетом степени готовности студентов. Экспериментально подтверждена возможность управления развитием умений и навыков, связанных с проведением внеклассной работы в школе у студентов колледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Железновод-ска и в базовой основной общеобразовательной школе, средних общеобразовательных учреждениях № 1, 3, 4, 6, 7, 18, 21, 65 Предгорного района Ставропольского края. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова; на курсах повышения квалификации председателей предметных (цикловых) комиссий ссузов Российской Федерации в Институте проблем развития среднего профессионального образования г. Москва; на международных, всероссийских, региональных, городских научно-практических конференциях: Липецк (2000), Москва (2001), Ставрополь (2000, 2001), Желез-новодск (2003).
Теоретическое исследование основ понятия «экологическая культура» и его практика на современном этапе
Все сферы жизни человека, будь то семья, труд, быт или что иное, пронизано отношениями. Природа является не просто сферой жизнедеятельности человека, но и средой обитания, которую человечество изменяет, подстраивая под себя. Тысячелетия труда, борьба за свое существование привели не только к прогрессу и развитию цивилизации, но и вызвали значительные изменения в окружающей среде. На протяжении всей истории перед обществом возникали проблемы экологического содержания. Появление человека на Земле привело к его существенному влиянию на биосферу. Культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами Природы. В условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия деятельности человека приобрели глобальный характер. Потребляя, человеческое общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Современное общество пришло к осознанию необходимости разумного перспективного развития и сохранению жизненно необходимой природной среды. Решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры взаимодействия людей и природы.
Взаимодействие человека с природой включало и движения натуралистов, и природоохранительное просвещение, экологическое образование и воспитание, направленные на формирование экологической культуры. Такое развитие миропонимания не было случайным, оно основывалось на убеждении, традиции и ценности культуры. Отношение к природе заключает в себе культурологическое содержание. Культурные, общечеловеческие ценности оказывают заметное влияние на становление того или иного типа отношения к природе. И о том, как эти ценности были усвоены, об уровне общей и экологической культуры человека и общества можно судить по характеру отношения этого человека или общества к природе.
Следует осмыслить и уточнить представление о взаимодействии общества и природы. «Экология» - это область знаний, которая охватывает сферу взаимодействия человека и природы. Истоки этой науки обнаружены еще в Древнем мире. Сохранившиеся наскальные изображения, оставленные первобытными людьми, являются письменным доказательством того, что интерес человека к природе был высок. Анализ таких изображений современной наукой позволяет судить о поведении и обличий животных, об экологических проблемах первобытных людей.
Жизнь диктовала развитие экологических представлений. Уникальные сведения содержат древние египетские, индийские, тибетские и античные письменные источники. До наших дней дошли тексты об охотничьих запретах и изменении численности животных и научных трактатов «Рамаяне» и «Махаб-харате», относимых к 6 -7 векам до нашей эры. В этих источниках имеются сведения о поведении и образе жизни около 50 видов животных. Предыстория экологии начинается с античного периода и эпохи Возрождения. Начиная с V века до н. э., проблемы взаимоотношений человека и природы рассматривались в работах Гиппократа и его школы, а затем Платона, Ксенофонта, Аристотеля и Галена. Философ античности Аристотель одним из первых стал связывать животных с их местом обитания. До Аристотеля Гераклит обращал внимание на существование всеобщей связи в живой природе, на вечную подвижность и изменчивость.
Ф. Бэкон и Р. Декарт подвели черту в процессе формирования представлений о природе в эпоху Возрождения, они и определили цель развития науки, отмечая, что человек «слуга и истолкователь природы».
Французский философ - материалист Поль Гольбах, разделяя точку зрения Бэкона и Декарта, считал, что человек - часть природы и должен уважать ее законы. Соотечественник П. Гольбаха, философ и политический деятель
Ж.А. Кондорсе, исследуя проблемы взаимодействия общества и природы, культуры этого взаимодействия, утверждал о том, что необходимо исследовать законы природы, т.к. « только тогда мы сумеем определить размеры и пределы наших надежд».
Однако наступивший период феодализма повлек за собой отрыв от окружающей действительности, безразличное и презрительное отношение к природе. Наряду с этим накапливались фактические сведения о природных объектах, что постепенно меняло взгляды на природную среду и формировало новое миропонимание.
Следует признать актуальность взглядов Демокрита для современного общества: «самое мудрое со стороны человека и общества - это следовать природе».
А.И. Герцен первым рассмотрел историю человечества, историю мышления, как продолжения истории природы, а человека - как её вершину. Герцен считал, что природа в целом есть единый материальный процесс, который нельзя остановить, четко расчленить на маленькие участки, отделить строгой чертой от человеческого мира.
На протяжении двух тысячелетий сотни ученых собирали данные о взаимоотношениях растений, животных и природной среды. В 19 веке Карл Линней высказал предположение о том, что существует «экономия природы», выделяя положение о «взаимном отношении всех естественных тел, на которых основывается равновесие в природе».
Изучение проблемы формирования экологической культуры личности, определение особенностей данного процесса связано с анализом понятия «экология».
Термин «экология» ввел в науку немецкий исследователь Э. Геккель в 1868 году, объединив два греческих слова: «oikos» - жилище, место пребывания, убежище, дом и «logos» - учение. С того времени наука об отношениях организмов между собой и с окружающей средой стала оформляться в отдельную область знаний. Со временем общество все больше внимания уделяло проблеме взаимодействия человека и природы. В трудах достойнейших представителей человечества: А.С. Пушкина, Ф.И. Достоевского и Л.Н. Толстого в России, Ф. Скорины и Я. Коласа в Беларуси, Г. Торо и Р. Эмерсона в Америке, Т. Кар-лейля в Англии, Р. Роллана во Франции, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо, Окакура Какудзо в Японии видно стремление к внутренней гармонии Человека и единстве Человечества к осознанию целостности мира.
Русское философское наследие также рассматривало отношения человека и природы. Исследование философского наследия Л.Н. Толстого позволяет определить следующие положения его представлений: - любая форма жизни имеет самостоятельную ценность; - природа, во всей её сложности и разнообразии, есть результат симбиоза, которая также обладает «внутренней самостоятельной ценностью» - человек часть природы, и в силу своего могущества и способности понимать он несет большую ответственность по отношению к ней, чем любой другой биологический вид.
Необыкновенное чувство полноты жизни, гармонии с миром, по мнению Л.Н. Толстого, присуще лишь ребенку. Красота природы, по его мнению, позволяет проявиться в нравственной красоте. Воспитатель должен постоянно содействовать этому процессу, будить нравственную красоту в каждой детской душе.
В России в конце 19 века широко распространяются идеи русских философов - космистов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова и других, которые утверждали «сущностное единство человека с природой». Ими выдвинуты идеи спасения и утверждения жизни как духовный императив социального прогресса. Русские космисты возвысили святое чувство почитания Матери-Земли воплотив ее в божественный - космический принцип единения — «Софию», вечную душу. Эта «единящая сила мира» отражена в философии единства народов мира ради «общего дела» - взращивание «розы мира» (Д. Андреев), как путь совершенствования человечества и одухотворения природы.
Исследование психологических и педагогических основ формирования экологической культуры в процессе воспитания студентов
Воспитание как педагогическое понятие включает в себя ряд существенных особенностей: целенаправленность; соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, как достижение исторического развития человечества; наличие определенной системы организуемых влияний.
СВ. Петерина определяет сущность процесса воспитания как целенаправленное, изменяющееся, педагогически управляемое взаимодействие педагога и воспитанников, идущее к постоянному воспитанию и развитию детей.
СВ. Бондаревская отождествляет воспитание как условие социализации личности, как процесс, восполняющий в обществе прогрессобразующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; создание условий для свободного развития личности, как субъекта исторического процесса, собственного развития и жиз-нетворчества.
«Воспитание — естественный процесс удовлетворения взаимных потребностей двух поколений. Воспитание - процесс личностно образующий, отличный от поучения, привития, дрессировки. Становление ребенка субъектом - это не момент воспитания, а его суть» - указывает В.В. Сериков.
Отечественная философская мысль обращена к человеку, неразрывности теоретических построений с жизненной практикой, преобладанию в воспитании нравственного элемента. Главное в воспитании - ожидание не ответного, а ответственного действия.
Современная педагогика обращена к воспитанию как к культурному процессу, что предполагает определенную отвлеченность от технологического преломления, всегда подчиненное реализации конкретных задач, сформированных той или иной реформой образования. Как социально-культурный процесс, воспитание уходит корнями в историко-культурный опыт народа, его духовные традиции.
Процесс воспитания представляет собой процесс формирования развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание личности.
Одна из распространенных концепций (И.П. Подласый, Б.А. Битинас) рассматривает процесс воспитания как взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. Согласно таким взглядам, процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуациями 7]
Образование рассматривается как совокупность знаний, полученных социальным путем, это специфическая форма социализации. Это культурно обусловленная и культурно значимая деятельность, направленная на сохранение и ретрансляцию знаний данного общества с целью их сохранения путем формирования определенного типа общества и определенного типа личности.
На наш взгляд, между воспитанием и образованием существует взаимная связь. Русская педагогическая мысль представляет экологическое воспитание как более широкую категорию по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Образование определяют как «процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей». Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, на формирование у них ценностных ориентиров, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не рациональной стороне взаимоотношений. Воспитание можно определить как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Таким образом, экологическое образование и воспитание не могут осуществляться в отрыве друг от друга. А потому одной из составляющих воспитания является образование. Воспитание базируется на понимании и усвоении нравственных ценностей, гуманистических представлений о жизненных ориентирах.
Цели, которые сегодня ставятся перед экологическим образование практически идентичны к эковоспитательным задачам.
Можно согласится с тем, что экологическое воспитание есть образовательно-воспитательная система, обеспечивающая усвоение специальных знаний, умений, навыков, чувств, переживаний, формирующих их экологическое сознание и мышление, развивающая их эмоциональную сферу, нравственно-эстетическое и правовое отношение к природе, к самому себе, формирующая экологическую ответственность.
Направление любого воспитания зависит от теоретических направлений научного познания, которые несут запросы практики. Однако воспитание должно не только определять достигнутый уровень знаний, но и носить проблемный характер. Особенности теоретического и практического освоения действительности должны с опережением отражаться на системе воспитания, ее структуре и содержании. Поэтому экологическое воспитание направлено на глубокую переоценку ценностей и самого смысла деятельности человека.
Научный анализ историко-педагогической мысли позволяет проследить развитие современной теории экологического воспитания. Современная педагогическая практика базируется на ценностных идеях прошлого.
Корни экологического воспитания и образования уходят в древность. Уже первобытный человек стремился к единению с природой. Из поколения в поколение передавался опыт общения с ней, познавались ее особенности и закономерности. Человек преклонился перед природой.
В педагогике рабовладельческой эпохи шла острая борьба между идеалистической позицией (Платон) и материалистической (Демокрит) по основным методологическим вопросам о сущности человека, роли воспитания в его формировании. Тогда и появились первые обоснования возрастных особенностей процессов воспитания (Платон, Аристотель). Возникли направления познания и учета психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей (Аристотель, Квинтилиан).
Античные мыслители провозгласили принцип «природосообразности», как естественный метод педагогики, который означал соответствие и природе вообще и природе ребенка. В дальнейшем принцип «природосообразности» обосновали в своих трудах А. Дистервег, Я.А. Каменский, И.Г. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо и др.
Исследуя врожденные черты человека и его возрастные особенности, Я.А. Каменский считал, что «человек, как часть природы, должен подчиняться ее законам».
Ж.Ж. Руссо высказывался за «естественное воспитание» и отводил важную роль наглядности, т.е. в первую очередь естественной природе.
В педагогической теории И.Г. Пестолоцци воспитательное воздействие на ребенка находится в согласии с его природой: не подавлять природное развитие, а направлять его по правильному пути. Оценивая взаимопроникновение между воспитанием и развитием ребенка, Пестолоцци определил его в следующем высказывании: «...воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней».
Педагогические технологии внеклассной работы по формированию экологической культуры у студентов педагогического колледжа
Для улучшения подготовки студентов педагогического колледжа к проведению внеклассной работы по формированию экологической культуры в школе, необходимо рассмотреть опыт деятельности учителя, чтобы выяснить, каковы их потребности, чем они удовлетворены или неудовлетворенны, а также каковы интересы основного «потребителя» - ученика.
Определение особенностей проведения внеклассной работы в школе представляет собой необходимую предпосылку для выявления содержания этапов подготовки студентов в педагогическом колледже.
На протяжении всей истории отечественной школы советского периода шел напряженный поиск путей совершенствования внеклассной работы, основными направлениями которого были определение содержания, наиболее эффективных форм и методов ее проведения в соответствии с задачами, которые решала школа на разных этапах своего развития.
Известного советского педагога Н.К. Крупскую [80] считают основоположником советской концепции внеклассной работы. Она внесла большой вклад в обоснование ее направлений, принципов, содержание, форм и методов, роли самоуправления и т.д.
Проблемам внеклассной работы много внимания уделял СТ. Шацкий.[159] Развивая и осуществляя идеи связи школ с окружающей средой, он разработал теоретические положения о внеклассной работе в школе как системе клуба, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы.
Важную роль внеклассной работе отводил А.С. Макаренко [92] и строил ее, опираясь на интересы и потребности детей, направляя и развивая их: «Мы должны направлять эти интересы и так организовывать работу, чтобы она сама по себе была привлекательна», писал он.
Внеклассная и внешкольная работа описывается в ряде трудов Н.И. Болдырева, в частности, в его «Методике воспитательной работы в школе», где он определяет внеклассную работу как «организационные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время». Внеклассную работу исследовали Т.А. Ильина, Ю.К. Бабанский [65, 11, 112]. Последний рассматривал внеклассную работу как «воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителем-предметником с учащимися своей школы после уроков».
Педагогический словарь дает следующее толкование внеклассной работы: «Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимое школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельностей и склонности учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечение разумного отдыха».
Во многих педагогических исследованиях выделены основные признаки внеклассной работы как процесса целенаправленного, специально организованного, проводимого во внеурочное время и имеющего воспитательно-организовательный характер.
В конце XX века выполнен ряд диссертаций, посвященных внеклассной работе и подготовке учителя к такого рода деятельности. Исследования велись по таким направлениям:
1. Повышение качества знаний, эффективности обучения и воспитания на основе взаимосвязи внеклассной и классной работы (В.В. Медведев, В.Х. Фир-сов и т.д.).
2. Воспитание, развитие интересов и знаний, их углубление во внеклассной работе (Л.И. Водзинский, Т.П. Калечиц, З.А. Кейлина, Л.Б. Шапашников).
3. Всестороннее развитие учащихся в процессе внеклассной работы (М.М. Манукян и др.).
4. Повышение эффективности учения и предупреждение неуспеваемости (А.Д. Алферов, П.И. Карташов, Г.Д. Победоносцев, В.П. Теплинский и др.).
Замечено, что в работах указывается на недостаточную подготовленность учителей к проведению внеклассной работе с учащимися. Одной из причин этого явления является низкий уровень содержательной и процессуальной подготовки будущих педагогов в педагогическом колледже к организации внеклассной работы. К этому выводу приводит анализ программ, учебников, учебных пособий по предметам педагогического цикла, вышедших в конце XX века.
В результате анализа имеющийся литературы и практического опыта можно заключить, что внеклассная работа является необходимым компонентом педагогического процесса в школе. На ее важную роль указывают многие известные педагоги.
Понимание роли внеклассной работы претерпело определенные изменения. В исследования различных лет наблюдаются самые разнообразные подходы: внеклассная работа рассматривается как средство организации свободного времени учащихся (А.В. Грибахин, Г.П. Орлов, И.Л. Гришай), «интереса» (А.И. Водзинский) повышение качества знаний, предупреждение неуспеваемости (СВ. Лукомская, СВ. Цетлин).
В исследованиях последних лет авторы подходят к внеклассной работе более целостно и рассматривают ее как синтез различных подходов (К.И. Са-ломатов).
Е.В. Мещерякова рассматривает внеклассную работу по предмету как совокупность видов и форм, проводимых вне учебного процесса и в непосредственной связи с ним. По ее мнению внеклассная работа по учебному предмету признана совершенствовать знания и умения, которые учащиеся приобрели на уроках, расширять кругозор, активизировать познавательную деятельность, создавать условия для неформального общения.
Исследование отношений к внеклассной работе по предмету показало, что существует расхождение в понимании ее роли у педагогов и студентов. Педагоги предпочитают виды вербального характера, обеспечивающие им ведущую роль, в то время как студенты предпочитают сами быть действующими лицами в живых подвижных формах внеклассной работы.
По своему отношению к внеклассной работе, направленной на формирование экологической культуры педагога, подразделяют на три группы: тех, кто отрицательно относится к ее проведению и организации; формально подходящих к ней и высоко ценящих внеклассную работу.
К причинам материально-организационного характера, затрудняющим проведение учителями внеклассной работы по учебному предмету в школе, относятся: большая занятость педагогов учебной работой, низкая материальная база общеобразовательного учреждения, отсутствие материальной поддержки со стороны администрации.
Другая группа причин - недостаточная профессиональная эколого-педагогическая подготовка учителя к проведению внеклассной работы экологического направления. Это связано со слабо выраженной мотивацией учителя, а иногда и негативной мотивацией, незнанием видов и форм внеклассной работы экологического содержания, некоммуникабельность многих учителей, авторитарный стиль поведения, отсутствие опыта использования педагогических технологий. Все эти факторы связаны с недостатками эколого-педагогической подготовки будущих педагогов в период обучения в педагогическом колледже.
В проведенных исследованиях было установлено, что внеклассная работа в колледже является важной стороной профессиональной подготовки будущего учителя, особенно для проведения внеклассной работы в школе; оба вида деятельности взаимно проникают друг в друга. В педагогической практике молодые педагоги используют те умения и навыки, которые приобрели во внеклассной работе в колледже, к примеру, умение планировать внеклассную работу, организовывать работу творческих объединений, клубов, кружков, навыки проведения экскурсий, знание содержания материала для проведения внеклассных занятий, навыка оформительской работы, опыт организации и проведение экологических проектов, праздников. Внеклассная работа в педагогическом колледже испытывает на себе влияние внеклассной работы и отражает в своем содержании процессы, происходящие в школе.
Анализируя исследования по проблеме внеклассной работы в педагогических учебных заведениях, можно отметить, что отсутствует единое, общепринятое понятие внеклассной работы и не проведена четкая дифференциация в терминологии. Ряд авторов придерживается термина «внеучебная деятельность», под которым понимают «непременную составную часть целостного воспитательного процесса педагогического колледжа, закономерно и органически связанную со всеми его сторонами», в нее включают деятельность, связанную с: а) самообразованием по выполнению специальных учебных заданий; б) освоением социальной информации, расширением кругозора (чтение, кино, театр, музеи, экскурсии, Интернет); в) удовлетворением индивидуальных потребностей, интересов (творческие объединения, клубы, спортивные секции, научно - исследовательская деятельность); г) социальным общением; д) общественно -полезной деятельностью.
Сравнительный анализ опытных данных контрольной и экспериментальных групп студентов по формированию экологической культуры
Теоретическое исследование проблемы формирования экологической культуры будущих педагогов, анализ работы педагогического коллектива колледжа определили условия, которые влияют на эффективность эколого-педагогической деятельности студентов во внеклассной работе.
Проведенная опытная работа была направлена на реализацию возможностей внеклассной работы, которая была связана с формированием экологической культуры студентов, на ряду с экологизацией ряда предметов общеобразовательной и профессиональной подготовки и введением смешанной модели обучения.
Наблюдения за студентами первого курса выявили их узкую информированность в экологических проблемах. Правильное определение понятию «экология» дали 39% опрошенных, тогда как почти половина первокурсников ответили неправильно 48%. Цель внеклассной работы осознается студентами неодинаково, большинство из них считает, что они готовы понимать и разбираться в экологических проблемам и лишь четверть опрошенных указывает на важность эколого-педагогической подготовки будущего учителя. Почти у половины опрошенных (48%) не проявилось понимания понятия «экологическая культура». Меньшая часть опрошенных (16%) затрудняются назвать современные международные экологические проекты. 42% опрошенных считают достаточным для повышения уровня экологической культуры будущего педагога просмотра цикла видео передач, и не охотно откликаются на участие в посильной экологической деятельности. У студентов отсутствует мотивация к целенаправленному экологическому саморазвитию и самовоспитанию. Они не знакомы с региональными, федеральными экологическими изданиями. Первокурсники не осознают глобального масштаба экологических проблем на Земле (35%).
Опытная проверка разработанной системы формирования экологической культуры проводилась в течении четырех лет в ГОУ СПО «Педагогический колледж» г. Железноводска Ставропольского края, со студентами, обучающимися на школьном отделении.
Проведенная работа подтолкнула к некоторым предварительным выводам: доминирующих мотивах формирования экологической культуры; о действенности и предметной направленности мотивации экологического самообразования; о важной роли внеклассной работы формирования экологической культуры, об основных направлениях и путях повышения эффективности педагогических технологий с целью формирования у студентов педагогического колледжа общественно-ценностной мотивации экологического самообразования как средства развития экологической воспитанности, готовности к формированию экологической культуры у школьников.
В некоторых научно-педагогических работах в области экологического воспитания отмечена способность студентов осмыслить значение экологических проблем, вникать в суть происходящих экологических катастроф. Что является базой для формирования психологической готовности студентов к осознанному восприятию проблем окружающей среды как жизненно важных для человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности. Осознание актуальности вызывает рост стремления каждого принимать личное участие в преодолении экологических проблем.
Для определения наиболее эффективной системы внеклассной работы в колледже, которая обеспечивала желание у студентов и преподавателей в повышении экологического самообразования необходимо провести аналитическую работу, связанную с развивающим и воспитывающим эффектом и отношением к предмету в настоящем, т.е. необходимо определить уровень подготовки к процессу формирования экологической культуры, их отношение к самообразованию в этой области. В этих целях было опрошено 109 студентов школьного отделения колледжа, 100 студентов биолого-химического факультета филиала МГОПУ г. Железноводска, 70 преподавателей колледжа, 100 учащихся базовой школы г. Железноводска.
На основании анализа анкет школьников и студентов, научных работ по экологии, представляемых ими на конференциях, уровня знаний во время проведения контрольных срезов и олимпиад, программ по экологическому воспитанию, применяемых преподавателями, видно, что в настоящее время в педагогической практике основное внимание уделяется, изучению основ общей экологии, данных о состоянии окружающей среды своего региона. Однако недостаточное внимание уделяется проблемам формирования экологической культуры, развитию у подрастающего поколения экологического сознания, не раскрываются экологические особенности природопользования разных национальностей и этнических групп, проживающих в данной местности.
Изучение показателя экологических знаний проводилось на основе анализа репродуктивного и творческого уровня усвоения материала по двум параметрам «знать» и «уметь».
В анкете для преподавателей и студентов был вопрос о значимости в системе формирования экологической культуры следующих показателей: теоретических знаний, практических умений, выраженности экологически оправданного поведения; проявлению заботы об охране окружающей среды и экономическому аспекту использования природных ресурсов. Результаты можно увидеть