Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Макушина Елена Борисовна

Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах
<
Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макушина Елена Борисовна. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1998 159 c. РГБ ОД, 61:99-13/185-X

Содержание к диссертации

Введение

1. Методологические предпосылки исследования влияния народной педагогики на деятельность детского фольклорно-этнографического коллектива . 18-94

1.1. Народная педагогика как предмет комплексного исследования . 18-59

1.2. Воспитательный потенциал народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов: понятие, структура, механизмы его реализации .

1.3. Опыт реализации воспитательного потенциала украинской народной педагогики. 81-94

2. Результаты оценки эффективности реализации воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно- этнографических коллективах . 95 - 122

2.1. Структурно-функциональная модель деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива как критерий оценки его эффективности . 95 - 107

2.2. Опыт и результаты экспериментальной оценки эффективности деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива .

Заключение 123-128

Список используемой литературы 129-143

Приложения

Введение к работе

В современной этнополитической ситуации вопросы социализации личности под влиянием народной педагогики становятся актуальными.

Возрастает интерес народов к своему культурно историческому прошлому. Ведется поиск моделей воспитания в разных социокультурных, этнических обществах.

В России принята концепция национальной политики. На Украине разработана концепция национального воспитания, которая включает определение сущности национального воспитания, системы, принципов, основных направлений и намечает пути реализации данной концепции.

Однако, опыт по использованию воспитательного потенциала народной педагогики достаточно противоречив. Фольклор, календарные, народные праздники, обряды рассматриваются как формы досуга и используются порой как зрелищные, развлекательные элементы, а не как часть семейной и общественной жизни. Язык, элементы традиционной художественной культуры, символы, идеалы и народные идеи порой используются в целях пропаганды идей национализма, что негативно влияет на развитие отношений между народами и не способствует развитию общества. В современной этнополитической ситуации важно, чтобы традиции народного воспитания органично дополняли современный воспитательный процесс. Сегодня необходимо выявление гуманистических традиций и творческое использование их в процессе воспитания.

В настоящее время в системе социально-культурной деятельности широкое распространение получили краеведческие, фольклорно - этнографические формы. Различные социально- культурные институты: фольклорно - этнографические клубы, общества, объединения детские и взрослые, школы народного творчества, искусства, культуры, центры традиционных ремесел, музеи, мастерские творчества, станции краеведения и народоведения ведут большую работу по воспитанию подрастающего поколения в духе лучших культурно - исторических традиций своего народа. Большой интерес представляют многосемейные музыкальные фольклорные коллективы, театры. Фольклор, являясь одним из механизмов народного воспитания, оказывается предметом деятельности и детей и взрослых, объединяет их и делает равными в процессе деятельности. Семейный фольклорный коллектив представляет собой микроячейку этноса, в которой отражен сложный механизм народной педагогики, передачи из поколения в поколение культурных традиций, передачи и сохранения этнокода. Однако, в современных условиях обычная семья не в состоянии выполнять эту функцию и одним из главных каналов, звеньев трансляции воспитательного потенциала и прогрессивных идей народной педагогики становится детский фольклорно-этнографический коллектив.

В данном исследовании в центре внимания будут дети, участники фольклорно - этнографических коллективов, где взрослые: руководитель, учителя - знатоки народных традиций и родители также входят в состав коллектива и участвуют в его деятельности, представляя коллектив как единую большую семью.

В сфере досуговой фольклорно - этнографической деятельности накоплен богатый практический материал, который требует теоретического осмысления. Это противоречие между социальной потребностью в использовании потенциала народной педагогики и недостаточно научным обеспечением технологии его реализации формирует проблему данного исследования.

В современных исследованиях вопросам влияния национальной традиционной культуры на духовно - нравственное развитие общества уделяется достаточно внимания. Современные национальные, этнические процессы рассматриваются в работах С.Н.Артановского, Ю.В.Бромлея, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, К.Касьяновой, Э.В.Соколова, В.С.Цукермана.

В работах по досуговой деятельности освещаются различные аспекты народной традиционной культуры, празднично - обрядовой, фольклорной деятельности, рассматриваются различные методы, средства и формы народной педагогики, разрабатывается технология реализации воспитательного потенциала празднично - обрядовой культуры, определяются субъекты народной педагогики. / И.Ю.Беронтайте, С.Г.Заградская, Р.И.Изатуллоев, А.А.Калантаров, А.А.Конович, Л.Н.Лазарева, А.П.Марков, Ю.М.Паршин,

С.А.Ситникова, В.И.Ситников, И.И.Шевченко и др./.

В центре исследования С.А.Ситниковой взрослая фольклорная самодеятельность и проблема национального самосознания ее участников. Дается типология коллективов художественной самодеятельности, ориентированных на фольклор: самодеятельные народно - академические, самодеятельные фольклорно - сценические, самодеятельные, этно - аутентичные. Фольклорная самодеятельность рассматривается как фактор возрождения традиционной

удожественной культуры, фольклорной культуры. Исходя из положения о том, что фольклор является одной из форм выражения этнического самосознания, на основе опроса участников коллективов были выявлены интересы, потребности, связанные с национальной принадлежностью./ 117/.

Проблему подготовки профессиональных кадров, которые призваны осуществлять руководство самодеятельным фольклорным движением рассматривает Ситников В.И. В диссертации даются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации с точки зрения направленности обучения, его организации и содержания, сформулированы принципы подготовки./ 118/

В исследовании И.Ю.Беронтайте большое внимание уделено вопросам использования традиционной символики в современных календарных и аграрных праздниках и обрядах. Анализируя современное состояние народных календарных праздников и обрядов, исследователь обращает внимание на несоблюдение народных традиций трактовки символов, отсутствие опоры на конкретный материал празднующей общности, поверхностную трактовку символа ./ 17/.

Выявлению наиболее эффективных форм использования фольклорно - игровых традиций в массовых формах организации досуга посвящено исследование Л.Н.Лазаревой. Исследование обосновывает программу оптимизации воспитательных возможностей праздников и обрядов посредством использования фольклорно -игровых традиций, которая предусматривает сочетание форм,

приемов, средств профессиональной педагогики с традициями народного педагогического опыта./74/.

Педагогическая концепция театрализации как феномена празднично - обрядовой культуры рассматривается в исследовании А.А.Коновича. Театрализация, являясь специфическим творческим методом, углубляет и обогащает как исторически сложившиеся , так и современные формы и жанры массового театрализованного действия. В исследовании разработана технология реализации воспитательного потенциала празднично - обрядовой культуры в массовом театрализованном действии./67/.

В исследовании по этнопедагогике семейного досуга А.А.Калантарова определяется роль и место этнопедагогики в формировании культуры семейного досуга./ В исследовании Р.И.Изатуллоева рассматривается интеллигенция села как носитель гуманистических традиций этнопедагогики в реализации рекреативно - развивающего потенциала досуга, а также затрагивается проблема влияния народной педагогики на досуговую деятельность, но она не становится предметом исследования из - за сложности феномена народной педагогики, как объясняет автор./ 56,48/.

В данных исследованиях авторы затрагивают проблему этнического в досуговой деятельности / С.А.Ситникова/, вопросы фольклоризации массовых современных зрелищных форм /Л.И.Лазарева/, использования символики в современных праздниках и обрядах /И.Ю.Беронтайте/, вопросы театрализации как специфического метода реализации воспитательного потенциала празднично - обрядовой культуры /А.А.Конович/, однако, комплексного исследования воспитательного потенциала народной

педагогики, его реализации в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов не проводилось.

Поэтому, в центре внимания данного исследования становятся вопросы отношения психолого - исторических аспектов народного воспитания к современному процессу социализации личности на пути нравственного духовного совершенствования, формирования

этнического самосознания в условиях досуговой деятельности.

Традиционно приобщение ребенка к историческому художественно - культурному наследию своего народа, усвоение ценностей, идеалов и стереотипов поведения, овладение художественными формами проведения досуга происходит через участие в календарно - праздничной, обрядовой и хозяйственной деятельности семьи. А поскольку современная семья сегодня не всегда является носителем традиций, эту роль выполняют различные детские фольклорно - этнографические коллективы. И данная проблема будет рассматриваться в условиях фольклорно этнографического коллектива, а не семьи.

Объектом исследования является воспитательный потенциал народной педагогики.

Предметом исследования является процесс реализации воспитательного потенциала народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов.

Цель данного исследования состоит в выработке и обосновании теоретических, организационно-методических положений, которые способствовали бы совершенствованию деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов в процессе реализации воспитательного потенциала народной педагогики.

В ходе исследования решались задачи:

1. Выявить воспитательный потенциал народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов, определить его понятие.

2. Раскрыть опыт реализации воспитательного потенциала украинской народной педагогики.

3. Обосновать возросшую роль детских фольклорно-этнографических коллективов как главного канала трансляции, накопления, сохранения и развития воспитательного потенциала народной педагогики в современной социокультурной ситуации.

4. Разработать структурную модель оптимального функционирования детского фольклорно-этнографического коллектива и экспериментально проверить.

Гипотеза исходит из того, что в современных условиях радикальной трансформации общественных отношений, вызванной распадом СССР, ростом социальной дифференциации населения и утратой многих былых духовно-нравственных ценностей и ориентиров все более возрастает значение воспитательного потенциала народной педагогики как фактора реализации национальной концепции воспитания. При этом основным каналом и главным звеном реализации воспитательного потенциала народной педагогики в современной ситуации все более динамичных перемен становится в силу многих причин не столько семья, как раньше, сколько прежде всего детский фольклорно-этнографический коллектив. Однако, структурно-функциональная модель этого коллектива должна быть ориентирована не на имитацию чисто внешних этнических поведенческих стереотипов, какой она

оказывается практически почти повсеместно, а на возрождение сути и духа лучших гуманистических традиций народа, способных противостоять некоторым разрушительным тенденциям и последствиям современной социальной трансформации.

Теоретико-методологической основой служат труды в области культурологии, философии, истории, этнографии, социальной психологии, педагогики.

Историко - философский анализ русского самосознания в работах Н.Бердяева, В.Соловьева, идеология славянофилов, сформированная А.С.Хомяковым, И.В.Киреевским, рассуждения о русской идее К.Н.Леонтьева, Н.Я.Данилевского, Ф.И.Тютчева, Ю.Ф.Самарина, И. И К.Аксаковых, П.Я.Чаадаева, Ф.М.Достоевского, Д.С.Мережковского, исследование Д.Мережковским "твердынь прошлого" - православия, самодержавия, народности позволили выделить общечеловеческие идеи и ценности, заключенные в идеях свободы, соборности, духовной коммюноторности, "всечеловечества" и выявить философские и исторические предпосылки теоретического осмысления народной педагогики в России.

В определении истоков формирования народной педагогики исследование опирается на религиозный гуманизм Феодосия Косого, протопопа Аввакума, Нила Сорского, Андрея Курбского, Преподобного Сергия Радонежского.

В рассмотрении воспитательного потенциала народной педагогики как феномена этнического самосознания народа исследование основывается на концепции понятия и явления этноса Л.Н.Гумилева, этничности Ю.В.Бромлея, Д.Белла, С.Н.Артановского, на исследовании национального характера в работах Д.С.Лихачева, К.Касьяновой, Э.В.Соколова. Учитываются исследования по

изучениию специфики воспитания определенных этнических общностей в основном описательного характера В.Ф.Афанасьева, А.Косогорова, И.Снегова, Е.А.Покровского, В.И.Чернышева середины 19 века, современные исследования Г.Н.Волкова,

Э.Х.Галеева, М.А.Дибирова, Т.К.Исхакова, Т.Ормонова,

К.Сейсембаева, Ч.М.Таксами, В.И.Элашвили и др., а также исследования по народной педагогики социологической ориентации А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, И.Кона, Ю.А.Рудь, В.Д.Семенова, М.Ф.Шабаевой.

В исследовании рассматривается концепция народной педагогики Г.С.Виноградова, трактовка понятия этнопедагогики Г.Н.Волкова, этнография детства в исследованиях М.Мид, концепция И.С.Кона по традиционному воспитанию, исследование Е.Л.Христовой историографических и теоретико - методологических проблем народной педагогики.

По украинской народной педагогике важны работы М.Ф.Сумцова, Г.Ф.Квитки - Основьяненко, А.Г.Слюсарского, О.В.Духновича, М.Г.Стельмаховича, Т.Г.Шевченко, П.Р.Игнатенко, Ю.Д.Руденко, освещающие основные положения.

В рассмотрении феномена народной педагогики исследование опирается на педагогические учения Я.А.Коменского,

И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, Г.Сковороды, Л.Н.Толстого, И.В.Щелгунова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, их теоретическое осмысление опыта народного воспитания.

Определяя народную педагогику как феномен сознания народа и как феномен бессознательного учитываются методология социально -исторического исследования представителей французской школы

Анналов, постановка проблем ментальностей Марка Блока, Люсьена Февра, Жак ле Гоффа, Г.Телленбаха, Пьера Нора и др., а также работы А.Я.Гуревича, Ю.Е.Арнаутовой, М.Рожанского по проблемам ментальностей.

Работы по социальной психологии Б.Д.Парыгина, Б.Ф.Поршнева и работы по народной психологии М. Лацаруса, X. Штейнталя, В.Вундта важны в определении механизмов реализации воспитательного потенциала, учитываются сложившиеся традиции в исследовании социально - психологических механизмов общения, поведения, деятельности.

Исследование исходит из теоретических разработок педагогики досуга М.А.Ариарского, И.М.Болотникова, Л.Г.Брылевой,

Д.М.Генкина, Г.А.Евтеевой, Е.Я.Зазерского, В.Д.Луганского, А.С.Каргина, М.М.Поплавского, Е.И.Смирновой, В.Е.Триодина, определяющих сущность досуга, аксиологические аспекты, а также работ по свободному времени подрастающего поколения

Л К.Балясной, Е.И.Дробинской, И.Н.Ерошенко, В.В.Кирсанова, Ф.С.Махова, Э.В.Соколова, Б.А.Титова, Г.И.Фроловой,

раскрывающих сущность свободного времени подрастающего поколения, основные принципы, методику, условия организации досуга.

Данное исследование учитывает работы И.Ю.Беронтайте, Р.И.Изатуллоева, А.А.Калантарова, А.А.Коновича, Л.И.Лазаревой, А.П.Маркова, С.А.Ситниковой, И.И.Шевченко по проблемам

семейного воспитания, празднично - обрядовой культуры, фольклора, этнопедагогики.

Методика и организация исследования исходила из характера решаемой проблемы.

На первом аналитическом этапе изучение трудов по культурологии, философии, истории, этнографии, социальной психологии, педагогике позволило выявить степень разработанности проблемы, определить границы исследования.

Оценка и анализ реального состояния фольклорно этнографической деятельности, празднично - обрядовой, особенностей досуговой деятельности детских коллективов позволили уточнить тему исследования, определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезу, определить основные методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент.

На втором этапе исследования состоялся педагогический эксперимент, который включал предварительное изучение детских фольклорно - этнографических коллективов и непосредственное экспериментальное исследование. Анализ результатов эксперимента позволил подвести итоги и подтвердить обоснованность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна исследования проявилась в предложении комплексного, многоуровневого исследования воспитательного потенциала народной педагогики как фактора деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива, в обосновании нового статуса жизнедеятельности детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве главного канала и звена в процессе реализации гуманистических традиций воспитательного потенциала народной педагогики в условиях социальной трансформации. Исследование позволило обосновать и экспериментально апробировать оригинальную структурно-функциональную модель

жизнедеятельности фольклорно-этнографического коллектива.

На защиту выносятся следующие теоретические положения: 1. Положение о реализации воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических

коллективах как фактора духовно-нравственного и социокультурного воспитания.

2. Трактовка деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве главного канала и звена трансляции воспитательного потенциала и прогрессивных гуманистических традиций народной педагогики, взаимодействующего с семьей и школой.

3. Квалификация структурно-функциональной модели детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве критерия для оценки уровня эффективности его деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

раскрытие процесса реализации потенциала народной педагогики применительно к детскому фольклорно- этнографическому коллективу способствует определению места и роли данного социально-культурного института в системе национального воспитания;

структурно-функциональная модель оптимального функционирования детского фольклорно-этнографического коллектива позволяет руководителям расширить диапазон деятельности (собирательско-этнографическая, фольклорно- игровая, музыкально-песенная, устное народное творчество, ремесла и прикладное искусство, историко-просветительская. празднично-обрядовая и др.), разнообразить формы, средства, приемы организации деятельности коллектива, ввести активные формы обучения, наметить перспективы развития

коллектива; расширить возможности взаимодействия различных социальных групп, поколений в процессе этнической социализации личности; теоретические положения могут использоваться при чтении курса по организации культурно-досуговой деятельности детей, по семейному воспитанию, по этнопедагогике. Материалы и результаты исследования использованы автором при чтении курса "Методика и организация клубной работы с детьми и подростками" в Омском филиале Алтайского государственного института культуры, при чтении курса "Основы сценарного мастерства" и "Режиссура празднично - обрядового действия" в Харьковском государственном институте культуры, на курсах повышения квалификации клубных работников при проведении практических занятий.

По теме диссертации автором опубликованы.

1. Роль и место народной педагогики в современной системе социализации // Проблемы и перспективы развития досуговой деятельности. Тезисы межвузовской конференции- Омск, 1991.- С.51-52.

2. Использование В.А.Сухомлинским народных традиций воспитания и педагогика досуга // От уникального эксперимента В.А.Сухомлинского к педагогическому творчеству учителя. Тезисы областной научно - практической конференции.- Омск, 1991.- С.82-84.

3. Проблемы использования детского фольклора в организации досуговой деятельности // Дети и народные традиции. Материалы Пятых Виноградовских чтений.- Сб.ст.- Ч.1.-Челябинск, 1991.-С.152-155.

4. Гуманистические традиции народной педагогики // Человек в изменяющемся мире. Материалы научной конференции в 3 ч-Санкт-Петербург, 1993.- ч.2. С.68-70.

5. Этническое поле как психическая сторона народной педагогики в современной социокультурной ситуации. //Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации. Материалы научной конференции.- Санкт-Петербург, 1994.- С.27-28.

Народная педагогика как предмет комплексного исследования

Методологическими предпосылками исследования воспитательного потенциала народной педагогики являются философские воззрения, историко-этнографические, культурологические, социально-психологические исследования по народной педагогике. Народная педагогика формируется как часть народной культуры в пору язычества и пору былинного творчества. В былинах и легендах воспеваются народные герои, храбрецы, спасители Отечества, умельцы, рисуются образы добра-молодца, красной девицы, мудрых родителей. В произведениях устного народного творчества отражены ценности красоты природы, здоровья и долголетия, почитания старших, верности друзьям, отчему дому, человеческого достоинства, доброты, терпимости, жизнерадостности.

Зарождению и формированию традиций и идеалов народной педагогики послужил религиозный гуманизм, носителями которого были религиозные оппозиционеры и реформаторы русской церкви % Феодосии Косой, протопоп Аввакум, Нил Сорский, Андрей Курбский, Сергий Радонежский. Сергей Радонежский явился духовным водителем русского народа на пути возрождения народного духа, в освобождении русского и других народов от манголо-татарского ига. Далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное Имя Сергия Радонежского хранится в сердцах. щ "Как бы не болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной." % (из ст. Н.Рериха "Душа народов")/46.с.101/ В.О.Ключевский назвал Сергия Радонежского благодатным воспитателем русского народного духа./ 60 /

Дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли ш называть идеалом. Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субъкультурными образованиями и даже с элементами идеологии. Народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, отношения с природой, миром, верования, знания. В настоящее время, как отмечают исследователи фольклорной культуры Б.Н.Путилов, К.В.Чистов, ее особенность внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает вместе с тем высокого уровня мастерства, умения и знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Традиция выступает как механизм аккумуляции, передачи и реализации культуры, качество, определяющее ценностно нормативное и смысловое содержание. Сфера социально-культурной деятельности является наиболее благоприятной для функционирования и реализации различных проявлений народной культуры, ее воспитательного потенциала.

Теоретическое осмысление феномена народной педагогики можно обнаружить в работах Н.Бердяева, В.Соловьева по историко-философскому анализу русского самосознания. В идеологии славянофилов, сформированной А.С.Хомяковым, И.В.Киреевским, в рассуждениях о русской идеи К.Н.Леонтьева, Н. Я. Данилевского, Ф. И. Тютчева, Ю. Ф. Самарина, Ф.М.Достоевского, И. и К. Аксаковых, П. Я. Чаадаева, Д.С.Мережковского феномен народной педагогики получает развитие и формируется как феномен народного сознания.

Славянофильство как одно из направлений русской мысли, возникшее в 30-40 гг. 19в. свидетельствовало о стремлении русской интеллигенции осмыслить прошлое своего народа, понять настоящее, представить будущее.

Основные принципы славянофильской идеологии были сформулированы А.С.Хомяковым и И.В.Киреевским. В начале 40-х г. вокруг них объединяются братья К.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин и др. От классиков славянофильства идет так называемая линия неославянофильства идет так называемая линия неославянофильства и его разновидности - "почвенничества", представленная Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым. Славянофилы полагали, что Россия обладает своими собственными особенностями, самобытной культурой и пойдет по пути отличному от того, каким шли страны Западной Европы.

Они протестовали против искусственного перенесения на русскую почву чуждых народу быта и воззрений, общественных отношений и теорий. Идеологию славянофилов Н.Бердяев рассматривает как детское сознание русского народа, первое национальное пробуждение от сна, первый опыт самоопределения."/13.с. 137/ В работах Н.Бердяева "Русская идея", "Судьба России" и др. славянофильству уделяется особое внимание./1 2,1 4/

Воспитательный потенциал народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов: понятие, структура, механизмы его реализации

В современных условиях трансформации общественных отношений детские фольклорно-этнографические коллективы приобретают новый статус в процессе реализации воспитательного потенциала народной педагогики.

Современная семья как традиционный институт, обеспечивающий воспитание подрастающего поколения и как канал трансляции, сохранения и передачи от поколения к поколению знаний, опыта, художественных традиций, ценностей в настоящее время утрачивает свою значимость в силу ряда различных причин: хозяйственно-экономические сложности, радикально противоположные ценности, потребности и интересы у поколений одной семьи, низкий уровень устойчивости родственных связей, ориентация в определении главы семьи на степень участия в формировании семейного бюджета и т.п.

Школа также в современных условиях утрачивает свои функции по воспитанию подрастающего поколения на гуманистических, художественных традициях народа, поскольку образовательный процесс достаточно интенсивен и сложен, требует четкой организованности, а традиции функционируют, развиваются наиболее эффективно в среде свободного общения и деятельности.

Поэтому в современных условиях детские фольклорно-этнографические коллективы, которые функционируют в сфере досуговой, социально-культурной деятельности, приобретают новый статус в системе воспитания как главного канала и звена трансляции воспитательного потенциала и прогрессивных идей народной педагогики. Возрастает роль детского фольклорно-этнографического коллектива в процессе освоения культурного наследия народа, духовно-нравственных ценностей.

Воспитательный потенциал народной педагогики определяется как интегральная характеристика всех духовно-нравственных составляющих, заложенных в народном опыте воспитания, обучения подрастающего поколения, хранящихся в традициях, фольклоре, празднично-обрядовой культуре, прикладном искусстве, ремеслах и других элементах народной культуры, совокупность воспитательных возможностей, могущих проявиться при определенных условиях.

Систему беспрерывного национального воспитания на Украине составляют: детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. На Украине так сложилось, что значительную роль по возрождению традиций культуры, по развитию этнического самосознания, по сохранению этнокода выполняют детские фольклорно-этнографические коллективы. Сегодня существует целая система различных детских фольклорных коллективов.

В данном исследовании рассматриваются слобожанские детские фольклорные коллективы городские / г.Харьков, Харьковская область: г. Изюм, г.Барвенково, г.Красноград, г.Первомайский / и сельские /Харьковская область. с.Одноробовка, с.Писаревка /. Фольклорные коллективы не обходятся без этнографической, собирательской деятельности. Этнографические коллективы также занимаются фольклорно-исполнительской деятельностью. Это объясняется природой фольклорной традиции. Поэтому в данном исследовании рассматриваются детские фольклорно этнографические коллективы.

Сегодня существуют такие детские фольклорные коллективы, которые используют фольклорный материал крестьянской традиции лишь как средство для сценического показа. Для исследователя такие коллективы не представляют большой ценности.

По наблюдению за развитием детских украинских фольклорно-этнографических коллективов можно отметить в коллективах тенденцию возрастания интереса к процессу деятельности, фольклорно-собирательской, празднично-обрядовой, досуговой, ослабление интереса к концертно-сценическому результату воплощения фольклорного материала.

В основе организации деятельности коллективов лежит краеведение.Фольклорно-этнографической деятельностью занимаются дети всех возрастов: от младшего школьника до старшеклассника. Есть коллективы, которые базируются на одном из классов школы. Есть коллективы, которые собирают детей разного возраста на базе досугового учреждения как то, станции юных туристов, краеведов, центров детского творчества, подросткового клуба по месту жительства, музеев и др.

Разнообразны формы организации деятельности коллективов. Это, прежде всего, экспедиции, походы по родному краю с целью ознакомления с природой, с лекарственными растениями, животным миром, с историческими памятниками, культурными традициями данной местности, встречи с жителями, знатоками народных традиций, так называемыми "учителями", с целью собирания фольклорно-этнографических материалов. Дети получают навыки и представления по исследовательской деятельности.

Народные календарные праздники являются основной формой организации досуговой деятельности коллектива. Фольклорно-этнографический материал, собранный в экспедициях, служит основой содержания праздника, празднично-обрядовой деятельности. Праздник является одной из сфер функционирования фольклорных коллективов. Участники коллектива, исполняя обрядовые песни, оживляют фольклорно- обрядовые действия, воссоздают праздничную атмосферу, праздничную ситуацию, сами проникаются народным духом и заражают своей энергией окружающих, включая их в действие.

Собирательская, исследовательская деятельность, исполнительская, празднично-обрядовая и связанные с ними формы являются ведущими в организации работы коллектива, но этим не ограничиваются. Игры, развлечения, ярмарки, конкурсы, фестивали имеют место в организации отдыха и развлечений участников.

Рассматривая детские фольклорно-этнографические коллективы, можно отметить особенности, которые связаны с составом коллектива. Как показывает практика, в коллектив приходят все желающие. Здесь не может быть жесткого отбора с точки зрения профессиональной пригодности. Отбор происходит как бы сам собой, он носит естественный характер и связан скорее с социально -психологическим климатом в коллективе, с природой человеческих взаимоотношений, с личностью руководителя, его стилем работы, с отношением семьи к коллективу, его деятельности. Становление, определение состава происходит, как правило, постепенно, вместе с овладением участниками фольклорно-этнографическими материалами, проникновением в фольклорную среду и формированием устойчивого интереса.

Структурно-функциональная модель деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива как критерий оценки его эффективности

В целом исследование реализации воспитательного потенциала народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов позволило создать структурно-функциональную модель детского фольклорно-этнографического коллектива, в условиях функционирования которой достигается наиболее эффективная реализация воспитательного потенциала. Данное положение составило гипотезу экспериментального исследования, результаты которого изложены в следующем параграфе, а в данном параграфе раскрываются концептуальные основы деятельности модели.

Модель по своей сущности является социально-педагогическим комплексом круглогодичного действия. Функционирование модели основано на гуманистической концепции взаимоотношений личности, природы и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, конкретной методике. позволяющей максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности, используя неисчерпаемый потенциал форм, средств народной педагогики. Такой подход предполагает необходимость сочетания двух стратегических линий: духовно-творческой идеальной, берущей начало из глубин народной жизни, народной культуры, христианской культуры, культурно-исторической практики, сегодняшних чаяний и преобразований, в центре - ребенок, будущее народа, гармонично развитая личность и методика и технология воспитания, показывающая каким образом духовно-творческое, идеальное должно материализоваться во взаимодействии старшего и младшего поколений, эта линия призвана обозначить как и чему учить, как действовать взрослым и детям в рамках организации временных форм различных мастерских и постоянного фольклорно этнографического коллектива. Графически модель представляет собой соединение двух символов: солнца, олицетворяющего воспитательный потенциал народной педагогики, заложенный в земледельческом народном календаре, фольклорной, народной культуре, народном мировоззрении, мировосприятии и звезды. олицетворяющей воспитательный потенциал, заложенный в христианской религии, культуре, заповедях, христианском мировоззрении и мировосприятии, соединение символов, которое несет мысль о целостности, бинарности бытия ( лето-зима, весна-осень, дети-взрослые, детство-старость, ночь-день). См Приложение.

Структурно-функциональная модель достаточно универсальна, поскольку в основе функционирования лежит календарно-жизненный цикл, земледельческий, христианский календарь и специфична. поскольку содержание, сущность отдельных компонентов составляют конкретные этнические сведения и знания. Можно выделить в структурно-функциональной модели несколько компонентов, характеризующих состав коллектива и структуру деятельности.

По составу модель детского фольклорно-этнографического коллектива представляет собой разнопоколенное этнокультурное объединение, микроячейку этноса, которая включает в дополнении к характерным для типичного любительского коллектива субъектам и объектам социально-культурной деятельности (руководитель и дети), группу неформальной поддержки, состоящую из сельских и городских носителей народных традиций (родители, родственники, умельцы, знатоки, мастера), элиты искусства и культуры, которая привлекается в процессе какой-либо деятельности коллектива, а также сверстников, старших и младших детей, вовлеченных в деятельность коллектива.

Данная модель представляет собой целостную систему, объединяя усилия многих членов коллектива создается прирост энергии, эффект синергии, благодаря которому наиболее эффективно реализуется воспитательный потенциал народной педагогики. Рассматривая другой компонент модели: деятельность, можно выделить различные виды деятельности: постоянные, круглогодичные и периодические, сезонные. Круглогодичными являются: празднично-обрядовая деятельность, историко просветительская, деятельность, связанная с освоением христианской религиозной культуры. К периодической деятельности относится: экспедиционно-собирательская, поскольку экспедиции организуются в основном летом, деятельность в различных художественно-творческих мастерских: ремесел и прикладного искусства, детского фольклора, песенно-музыкального фольклора, танцевального творчества, драмы и вертепных представлений, игры и игрушки, погодоведения и метеорологии, народного воинского искусства, народного врачевания и траволечения, кулинарного искусства. Мастерские составляют структурный элемент в модели функционирования детского фольклорно-этнографического коллектива и включение детей в работу различных мастерских, обеспечивает максимально-возможное целостное последовательно-периодическое использование различных элементов народной педагогики. Можно рассмотреть годичный цикл функционирования данной модели, наметить методику работы мастерских.

В празднично-обрядовую деятельность дети включены круглый год. Вместе с руководителем они осваивают празднично-обрядовые традиции общности. Исследователь народной педагогики Г.С.Виноградов выделил собственно детский народный календарь. Используя сведения этого ученого и сведения по земледельческому народному и христианскому календарю можно предложить следующий календарь праздников, постов на 1998 год: Новый год, Рождество Христово 7января, Святки 8-18 января. Крещение Господне 19января, Сретение Господне 15февраля, Мясопусный пост 22 марта, Сорок сороков, прилет жаворонков 22 марта, Масленица 23 марта, Сыропустный пост 1 апреля, Великий пост 2 апреля, Благовещение 7 апреля, Лазарева суббота Папреля, Вербное воскресенье 12 апреля, Пасха 19 апреля, Красная горка 26 апреля, Еремей Запрягальник 1 мая, Вознесение 28 мая, Семик 4 июня. Троица 7 июня, Духов день 8 июня, Петровский пост 15 июня, Иванов день 7 июля, Петров день 12 июля, Ильин день 2 августа,

Первый Спас 14 августа, Успенский пост 14 августа, Второй Спас 19 августа, Успение Богородицы 28 августа, Третий Спас 29 августа, Рождество Богородицы 21 сентября, Воздвижение Креста Господня 27 сентября, Покров Богородицы 14 октября, Казанская 4 ноября, Рождественский пост 28, Введение 4 декабря, Микола зимний 19 декабря, который может быть взят за основу в организации празднично-обрядовой деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива.

Включение детей в течение года в работу различных мастерских носит последовательно-периодический характер.

Осень традиционно пора уборки урожая и занятий ремеслами и художественно-прикладным творчеством. В мастерской ремесел с детьми работают мастера, народные умельцы, обучая детей навыкам и умениям по ткачеству и прядению, гончарному искусству, вышиванию, резьбе по дереву, плетению из лозы, изготовлению изделий из соломы, бересты, изготовлению писанок, крашанок, кукол, игрушек, свистулек, по настенной росписи, вязанию на спицах, крючком, по ковроделию, лоскутному искусству, лубку и др. в зависимости от традиционно принятых в данной местности, данным народом ремесел. Из умелых рук мастера передается в детские руки народное мастерство, искусство.

Опыт и результаты экспериментальной оценки эффективности деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива

Базой исследования являются Харьковские детские фольклорно - этнографические коллективы при центрах детского творчества, при станции юных туристов и краеведов, в средней общеобразовательной школе № 22, 124, гимназии № 6, детская группа взрослого коллектива "Муравский шлях \ а также сельские коллективы: фольклорная студия села Малиновка, села Терновое Чугуевского района, села Одноробовка Золочевского района, коллектив Великобурлукского района, Двуреченского района.

Методами исследования реализации воспитательного потенциала народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов явились наблюдение, собеседование, опрос,тестирование и эксперимент. Экспериментальное исследование функционирования оптимальной модели детского фольклорно-этнографического коллектива является продолжением исследования реализации воспитательного потенциала народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов. Гипотеза экспериментального исследования исходит из предположения о том, что эффективная реализация воспитательного потенциала народной педагогики возможна в условиях функционирования структурной модели детского коллектива, обеспечивающей гармоническое развитие личности в современных условиях.

Параметрами оценки эффективности реализации воспитательного потенциала в условиях функционирования структурной модели является динамика направленности не на имитацию поведенческих, внешних стереотипов поведения, а на 1/ усиление конкретно - исторических ценностей гуманистической ориентации, 2/ возрастание творческих способностей, 3/ расширение знаний по истории, природе родного края, семейно - бытовой культуре, традициям, праздникам, обрядам, фольклору.

Для эксперимента были подобраны две группы. Первую группу-экспериментальную составляют участники фольклорно этнографического коллектива "Девосвит" городской станции юных туристов и краеведов, 20 человек, которые в течение года работали в условиях функционирования структурной модели. Станция юных туристов с развитой деятельностью мастерских, умельцев-педагогов позволила обеспечить деятельность экспериментальной модели. Вторую группу- контрольную составляют участники детского школьного фольклорно-этнографического коллектива, 20 человек, работающего в обычных условиях. В обеих группах досуговая деятельность организована, в составе групп дети младшего школьного возраста 7 - 10 лет, что обеспечивает чистоту эксперимента.

Необходимо охарактеризовать данный возраст, определить психолого - педагогические особенности его. Ребенок младшего школьного возраста 7-10 лет характеризуется неустойчивостью психических процессов, "калейдоскопичностью впечатлений,\ Для него более важен сам процесс действия, чем его результат. По мнению ученых, к 7-ми годам у ребенка возникает предпосылки готовности к социально -значимой деятельности. Он стремится занять в жизни новую позицию, которая в глазах окружающих была бы важной, значительной, ответственной.

Мышление младшего школьника конкретно, опирается на наглядные образы и впечатления. Его отличает необычайная чуткость к образным впечатлениям. 1-я сигнальная система еще преобладает над 2-й. Поэтому дети мгновенно реагируют на все эффектное, яркое, красочное, как губка впитывают все новое.

Характерно преобладание непроизвольного внимания. Возможность волевого управления поведением ограничена. Это связано с тем, что произвольное внимание требует близкой мотивации (выполнить задание, заслужить похвалу и т.д.). Возрастная слабость тормозного процесса оказывается на небольшой устойчивости внимания, что требует периодической смены видов деятельности.

Важно отметить, что познание младшего школьника строится на принципах, близких к принципам творческого восприятия действительности. Ребенок не выделяет себя из всего живого мира, не противопоставляет себя ему, т.к. находится с ним в родстве. Родственное же отношение к окружающему - важнейшая предпосылка творчества.

Своеобразие мышления младшего школьника тесно связано с особенностями его личного опыта. В предметах он выделяет прежде всего свойства, которые говорят об их применении, действии, пользе. Иными словами, мышление ребенка носит эмпирический характер./160/.

В этом возрасте ребенок бурно проявляет свои чувства, сопровождая их многочисленными жестами, резкими изменениями в мимике, всеобщей подвижностью. У него отсутствует способность видеть себя со стороны, трезво оценивать достоинства и недостатки своей деятельности. Но именно отсутствие самокритичности способствует раскованности воображения, непосредственности в проявлении чувств, их неподдельной искренности.

Следует отметить такие характерные особенности психики ребенка, как единство в понимании красивого, доброго, правильного; целостное восприятие содержание и формы; яркость в выражении и проявлении воображения; эмоциональность, стремление к подражанию и массовым действиям.

Похожие диссертации на Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах