Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными физическими возможностями как педагогическая проблема 23
1.1. Генезис духовно-нравственного воспитания детей 23
1.2. Сущность духовно-нравственного воспитания детей 60
1.3. Специфика духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими, возможностями православной культурой в условиях социально-культурных учреждений 77
Глава II. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста с ограниченными физическими возможностями православной культурой в муниципальном центре «Дом милосердия» г. Тамбова 99
2.1. Диагностика духовно-нравственной воспитанности детей с ограниченными физическими возможностями младшей группы Дома милосердия 101
2.2. Программа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями младшей группы Дома милосердия средствами православной культуры 125
2.3. Опытно-экспериментальная реализация Программы 138
Заключение 153
Список литературы 161
Приложения 181
- Генезис духовно-нравственного воспитания детей
- Сущность духовно-нравственного воспитания детей
- Диагностика духовно-нравственной воспитанности детей с ограниченными физическими возможностями младшей группы Дома милосердия
- Программа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями младшей группы Дома милосердия средствами православной культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный исторический этап развития общества в России характеризуется быстрой перестройкой иерархии нравственных ценностей, плюрализацией духовной жизни, отсутствием единых идеалов и ориентиров системы воспитания. Коммунистические идеалы и социалистические культурные стандарты, являющиеся детерминантными в течение 70 лет, утратили свое значение. К сожалению, в настоящее время мы можем констатировать следующее:
- Отсутствие единых нравственных ориентиров. «Нравственные ориентации подростков сегодня являются сложной, чрезвычайно противоречивой системой, где одновременно существуют совершенно различные, иногда взаимоисключающие представления о том, в чем смысл жизни, что такое добро и зло» [133, с. 10].
- Воспитание детей в семье вне православных традиций. Это связано с тем, что их родители, выросшие в идеологической атмосфере тоталитарного атеизма, не только плохо знают православные традиции, но и отрицательно относятся к религии вообще.
- Влияние средств массовой информации. В настоящее время возрастает роль средств массовой информации как фактора социализации детей и подростков, однако воздействие средств массовой информации оказывает противоречивое воздействие на подрастающее поколение. «С одной стороны, эффективно задавая определенные социальные стереотипы, они способствуют развитию задатков и способностей личности, наращиванию знаний, ранней ориентации в социальной ситуации. С другой стороны, создают неадекватный реальному содержанию и действительным ценностям образ современной жизни, "провоцируя" тем самым отклонение от процессов социальной интеграции» [133, с. 7]. И, как следствие, у детей возникает информационная перегрузка при эмоциональной незащищенности.
- Пассивная позиция детей в отношении организации собственного досуга. Так, исследования, проведенные И.В. Рединой, показали, что лишь
7,7 % несовершеннолетних в свободное время занимаются творчеством. 2,2 % - готовы сами принять участие в улучшении досуга, а остальные пассивно проводят досуг, «отдыхают просто так» [60, с. 9]. Досуговая деятельность детей нуждается не только в организации, но и в активной пропаганде со стороны педагога-организатора.
- Снижение роли семьи в воспитании ребенка.
- Рост числа асоциальных форм поведения.
В то же время возрастает интерес к традиционным духовным и нравственным ценностям, в частности православной культуре, обобщающей вековой опыт народа, о чем свидетельствует Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» [72]. В нем В.В. Путин особо подчеркнул, «что сохранение культурного потенциала и наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни является одним из приоритетных направлений государственной политики» [72, с. 170].
Особое значение приобретает знакомство с православной культурой для детей с ограниченными физическими возможностями, число которых во всем мире постоянно растет. В нашей стране частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. В настоящее время, по сведениям ГЦМП Тамбова, здоровое потомство, являющееся полноценным генофондом, составляет менее 10 %. К тому же этот процесс продолжает прогрессировать.
В связи с этим необходимо создать условия, в которых ребенок с ограниченными физическими возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической, политической жизни страны. Решить данную проблему в значительной степени можно, используя богатейшие отечественные традиции гуманизма и милосердия, сформированные в православной культуре. Дети-инвалиды имеют значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. В связи с этим у детей-инвалидов резко падает самооценка, снижается интерес к жизни. Это усугубляется снисходительным отношением к людям с ограниченными физическими возможностями членов их семей, окружающих, невостребованностью обществом возможностей инвалида как полезной личности.
На современном этапе государственная политика в отношении инвалидов направлена на оказание в основном социальной помощи. Большее внимание уделяется медицинскому обслуживанию и экономической поддержке инвалидов, не придавая при этом должного значения духовно-нравственной сфере личности.
В результате изучения литературных источников, нормативно-правовых документов, практики работы учреждений социальной защиты и внешкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы пришли к выводу, что объективно существуют противоречия:
- между общественной потребностью в единых национальных духовно-нравственных ценностях и не выработанных пока таковых в действительности;
- между потребностью в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья православной культурой и недостаточной степенью теоретической и методической разработанности педагогического обеспечения данного процесса;
- между потребностью в обеспечении воспитательного процесса специальными православно-культурологическими программами и почти отсутствием таковых в научно-методической литературе;
- между воспитательными возможностями православной культуры и недооценкой их педагогами в практической деятельности. Вышеназванные проблемы обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Анализ литературы показал, что по избранной теме имеется определенная философская, психоло го-педагогическая, культурологическая, медицинская, православная и социально-культурная литература. Так, важное значение имеют труды таких российских и отечественных философов, как НА. Бердяев, B.C. Библер, СИ. Булгаков, СИ. Гессен, А.В. Гулыга, В.В. Зеиьковский, И..А. Ильин, М.В. Лодыженский, А.Ф. Лосев, В. Лосский, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, ПА. Флоренский и д.р.
Важное значение для нашей работы имеют работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, концепция о комплексном многоплановом характере онтогенеза человеческой психики, разработкой которой занимались А.В. Брушилинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.
Для нашего исследования представляет интерес разработанная Б.Ф. Ломовым теория о неодинаковом развитии биологических и социальных факторов на различных стадиях онтогенеза. Ученый подчеркивает, что на ранних стадиях онтогенеза большее влияние на психическое развитие оказывают биологические детерминанты, социальные факторы включаются позднее.
Так как социализация детей с ограниченными физическими возможностями немыслима без воспитания, мы опирались на опыт выдающихся зарубежных и отечественных педагогов, внесших значительный вклад в теорию воспитания: СИ. Гессена, В.В. Зеньковского, ИА. Ильина, ЯА. Коменского, К.Д. Ушинского, чьи философско-педагогические теории и культурологические взгляды обогатили отечественную науку. Названные выдающиеся деятели науки рассматривали воспитание в свете христианской антропологии и считали фундаментальной основой духовности и нравственности христианство. Поиску путей социализации и воспитания детей с ограниченными возможностями посвящены работы И.В. Беляковой, Н.Ф. Дементьевой, В.Г. Петровой и Е.И. Холостовой. Так, Н.Ф. Дементьева и Е.И. Холостова рассматривают реабилитацию инвалидов как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того чтобы быть социально востребованными [172, с. 12].
Комплексным программам реабилитации детей-инвалидов посвящены работы И.А. Архип. Разработкой новой модели учреждений компенсирующего типа в форме Центра медико-лсихолого-ледагогической и социальной реабилитации детей с соматическими, психомоторными и психоневрологическими заболеваниями, обусловливающими задержку психического развития при сохранном интеллекте, занимаются Л.С. Алексеева, Л.Б. Буданова, Т.А. Дарьянова, В.И. Шилинский. Они предлагают следующую структуру реабилитационно-воспитательного комплекса на примере школы-комплекса «Детская личность»: детский сад, средняя общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования и действующее в каникулярный период реабилитационное отделение [4].
В своем исследовании мы учитывали современные подходы к адаптации детей-инвалидов. Интересны научные изыскания Л.Н. Кошелевой, которая сформулировала критерии социальной адаптивности.
Изучением психологических особенностей детей-инвалидов занимаются И.Ю.Левченко, С.А. Стельмах. В исследовании мы использовали данные, полученные С.А. Стельмах, которая выделила следующие уровни эмоциональной адаптации детей с диагнозом ДЦП в зависимости от характера и степени выраженности нарушений эмоциональной сферы: адаптивный уровень, экстремально-адаптивный уровень, дезадаптивный уровень. Изучению условий интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников посвящены исследования А.В. Бастрыкиной, А.В. Батовой, Ю.Н. Баусова, А.А. Гусейновой, A.M. Зотовой, Т.А. Зреловой, Н.А. Кирилиной, И.И. Мамайчук, Д.В. Шамсутдиновой, Л.М. ШипициноЙ,.
Возможности реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и опыт работы с данными семьями изучают Е.Э. Егоркина, Л.Н. Кошелева А.Р. Маллер, Н.С. Морова, Н.В. Ялпаева. Полученные Л.Н. Кошелевой данные позволяют ей сделать вывод о необходимости специальной коррекционной работы с семьей на протяжении всего времени воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Подобная работа имеет своей целью социальную адаптацию и реабилитацию семей, имеющих детей-инвалидов
Особое внимание в нашей работе мы уделяли обследованиям, посвященным изучению досуга в семьях с детьми-инвалидами и научным изысканиям в области организации социально-культурной деятельности этих детей. Особенностям творческого развития детей с особыми потребностями посвящены исследования Г.Н. Клюевой, И.И. Митраковой, М.С. Щетининой. Изучением возможностей реабилитации детей-инвалидов средствами творческой деятельности занимаются Е. Артамонова, Е.И. Зотова, Т.В. Лобанова, Л.И. Плаксина, Г.И. Спиридонова, А.Б. Чистова. Серьезное внимание этой проблеме уделяет профессорско-преподавательский коллектив МГУКИ, под руководством которого разрабатываются реабилитационные программы социально-культурной направленности для учреждений, работающих с детьми с отклонениями в развитии. Ю.С. Моздокова обобщила и систематизировала различные социально-культурные технологии в едином «Атласе». Разработкой теоретических основ культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками, включая несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, занимается И.Н. Ерошенков [62]. Региональная специфика развития религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках получила освещение в исследованиях Л.Н. Квашниной. Ю.Г. Володзысо обобщила опыт церковно-приходских школ и женских учебно-воспитательных заведений России по формированию нравственно-эстетических ценностей в XIX-XX веках. По нашему мнению, этот опыт можно адаптировать к современным условиям.
Для нашего исследования особый интерес представляли современные научные изыскания и практические разработки, посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания таких ученых, как И.А. Куличева. А.В. Нестеренко, А.С. Романова, где большое внимание уделяется отечественным традициям. Большой практический интерес, на наш взгляд, представляет комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра), разработанная Д.Г. Левчук и О.М. Потаповской.
Работы Е.В. Перевозниковой посвящены изучению влияния на сознание детей и подростков традиционной для России православной культуры, накопившей тысячелетний опыт духовно-нравственного воспитания. В психологии наряду с другими направлениями стало развиваться христиански ориентированное течение. Несомненный интерес для нашего исследования представляют работы А. Белат, Б.С. Братусь, Р.Б. Введенского, В.Л. Воейковой, С.Л. Воробьёвой, Н.Л. Мусхелишвили, Б.В. Ничипорова, Е.Н. Проценко, Е.С. Салаври, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской. Ученые выделяют несколько принципиальных уровней в структуре личности, и наивысший - духовный (эсхатологический) - когда человек ощущает себя и других людей существами соотносимыми с духовным миром. Т.В. Склярова и О.Л. Янушкявичене изучают психолого-педагогические подходы к воспитанию в свете православной антропологии. Исследователи предлагают использовать православную литературу, музыку, традиции для воспитания нравственности у подрастающего поколения. Опыт духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры раскрывается в произведениях современных теологов, таких как протоиерей Артемий Владимиров, диакон Андрей Кураев, К.Е. Скурат, митрополит Антоний Сурожский.
Поиском возможных путей применения православного опыта духовно-нравственного воспитания на современном этапе занимается А.С. Романова, которая как одно из условий оптимизации процесса воспитания определяет учет гуманных принципов христианской морали. Выявлением педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям посвящены исследования А.Ґ. Яковлевой.
Разработана серия современных программ воспитания православной культурой, которые включены в сборник «Православная культура: Концепции, унебные программы, библиография», изданный под патронажем Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. В сборнике обобщен положительный опыт воспитания православной культурой, предложены новые концепции и программы. Остановимся на рассмотрении представленных в сборнике материалов подробнее. Авторский курс «Светочи и святыни России» разработан Н.И. Заболотской и Н.В. Скурской, рассчитан на 10 лет, прошел успешную экспериментальную проверку в школах Санкт-Петербурга. В результате проверки было подтверждено, что «успешно реализуется главная цель курса - воспитание патриота, всесторонне образованного, развитого духовно и нравственно, настроенного на творческое созидание и самосовершенствование» [124, с. 70]. Ю.С. Исатовым, Г.Д. Колдасовым, Н.И.Позняковым, представлен экспериментальный курс для 1-10 классов средней школы «Православие в России: уроки истории, истоки государственности и культуры». В сборнике также дан курс, имеющий религиозную направленность, - «Основы православной культуры». Он разработан О.Л. Янушкявичене и рассчитан на 1-11 классы. Далее в сборнике представлен курс «Основы православной культуры», составленный O.K. Харитоновой под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Предложенная программа содержит тематическое планирование занятий для дошкольников и учащихся общеобразовательных школ. Авторы курса преследуют две основные цели: «.. .воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия» [124, с. 141], и «...ознакомление детей с историей, праздниками и традициями Православной церкви, раскрытие содержания и смысла Православного искусства» [124, с. 142]. Анализ тематического планирования данного курса свидетельствует о его религиозной направленности. Учебная программа курса «Основы православной культуры» написана В.А. Гребеньковым и В.М. Меньшиковым для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений. Центр педагогических исследований «Покров» предложил свой вариант программы по курсу «Православная культура». Данный курс предполагает ознакомление с обширным историческим и культурологическим материалом, воспитание нравственности детей, но делает основной упор на формирование религиозного мировоззрения.
Параллельно с вышеназванным сборником появился целый ряд изданий по православной культуре. Особый интерес, на наш взгляд, представляет учебно-методический комплекс, разработанный Л.Л. Шевченко. Ценность данного комплекса обусловлена наличием методических пособий для учителя, наглядных пособий для детей, музыкальных пособий, а также учебников. Учебник «Основы православной культуры» А.В. Бородиной рассчитан на учащихся шестого и более старших классов на первом году введения данного курса и рекомендован в рамках культурологических и гуманитарных курсов. Книга для чтения по истории православной культуры «Мастера» написана педагогом-практиком Н.В.Давыдовой для старшеклассников. Для подростков предназначено учебное пособие И.В. Кошминой «Основы русской православной культуры». В книге
1]
В.И. Соколовой «Наше наследие: храмы, монастыри и иконопись России» с точки зрения научного понимания мира рассматривается сущность православия, его духовно-нравственные ценности. СЕ. Шамаева разрабатывает для детей программы экологического воспитания на основе принципов православной культуры. Православная школа пансион «Плесково» и мультимедиа центр Новосибирского государственного университета предложили мультимедиа учебник «Православная культура». Учебник, созданный в электронном варианте, соответствует самым современным требованиям.
Появились научные исследования, посвященные изучению вопросов
формирования духовно-нравственных представлений, анализу
воспитательного потенциала других традиционных этнических религий. Так, изучению духовно-нравственного потенциала религиозной культуры ислама, возможности его использования в содержании образования светской школы посвящены исследования Л.А. Харисовой. В то же время Л.А. Кудаева приходит к выводу, что наряду с религиозно-нравственными представлениями, являющимися одним из факторов духовного роста, под воздействием сект и нетрадиционных религий могут быть навязаны безнравственные представления, ведущие к духовной деградации, религиозному экстремизму, причем в большинстве случаев жертвами сект становятся лица, потерявшие уверенность в собственных силах, чувствующие внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью. Следовательно, необходимо с большой осторожностью относиться к быстрому росту нетрадиционных религий, появлению новых культов. Отсюда возникла необходимость в подготовке специалистов по профилактике вовлечения в религиозные секты. Рассмотрением этой проблемы занималась Ж.В. Садовникова,
Таким образом, обобщая изложенный выше материал, мы приходим к выводам, что современные принципы социальной политики и изменения в законодательной базе, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья, интерес к духовно-нравствен ному воспитательному потенциалу православия являются движущей силой научных поисков в различных отраслях знания, что способствует обновлению и развитию методической базы. Появился определенный" положительный опыт воспитания православной культурой в учебных, дошкольных, внешкольных учреждениях и учреждениях культуры, ведутся исследования в области реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако нам не удалось обнаружить ни одной программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья православной культурой. Считаем необходимым восполнить этот пробел и разработать программу духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями православной культурой.
Объект исследования - духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными физическими возможностями.
Предметом исследования является духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста с ограниченными физическими возможностями православной культурой в учреждениях социально-культурной сферы.
Цель исследования заключается в научном обосновании организационно-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными физическими возможностями на основе изучения православной культуры в учреждениях социально-культурной сферы.
Задачи исследования:
1. Выявить основные исторические этапы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Уточнить сущность процесса духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными физическими возможностями. 3. Определить специфику процесса духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями православной культурой в условиях социально-культурных учреждений.
4. Разработать и экспериментально апробировать авторскую социально-педагогическую программу по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными физическими возможностями младшего школьного возраста православной культурой.
Рабочей гипотезой нашего исследования является предположение, что вторичные нарушения в эмоциональной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, сформированные в результате ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеванием, в значительной степени можно скорректировать и выработать социально адаптивное поведение в процессе духовно-нравственного воспитания православной культурой в учреждениях социально-культурной сферы.
Процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными физическими возможностями православной культурой будет успешным при соблюдении следующих условий:
- использование интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данного процесса;
- взаимосвязь и взаимодополняемость традиционных и инновационных форм воспитательной работы;
- разработка и внедрение комплексной педагогической программы
духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья на основе православной культуры;
- наличие специально обученных кадров;
- интеграция деятельности по социализации детей с ограниченными
физическими возможностями различных государственных, общественных
структур и церкви. Методологической основой исследования явились следующие положения:
- Историко-культурологические и современные научные представления
об основных закономерностях формирования личности аномального
развития, отраженные в трудах отечественных психологов {Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, В,С. Мухина, С.А. Стельмах, Д.Б. Эльконин и д.р).
- Идея единства и сложного динамического взаимодействия
биологического и социального факторов (Л.С. Выготский, Л.Н. Кошелева,
И.И. Мамайчук, Н.С. Морова, Л.М. Шипицина).
- Выполненные в контексте культурно-исторической теории развития высших психических функций теоретические и экспериментальные исследования в области психологии эмоций (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.И. Копытин, И. Плаксина).
- Теория интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество (Ю.Н. Баусов , A.M. Зотова, Т.А. Зрелова, Н.А. Кирилина).
Теоретическую основу исследования составили педагогические и культурологические идеи по организации воспитательного и творческого процесса с детьми-инвалидами в социально-культурных учреждениях таких ученых, как М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, ЕМ. Григорьева, М.И. Долженкова, Б.С. Ерасов, А.Д. Жарков, Е.Л. Кудрина, Э.С. Маркорян, В.М. Межуев, В.В. Туев, А.Я. Флиер, Н.Н. Ярошенко.
Основные методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- эмпирические методы: письменный и устный опрос, тестирование,
наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности;
- педагогический, эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются:
Муниципальное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия», Реабилитационно-оздоровительный комплекс семьи «Большая Липовица». Этапы исследования
На первом этапе (1999-2002 гг.) изучались литературные источники, архивные материалы, нормативно-правовые документы по теме исследования. Осуществлялось осмысление и формирование понятийного аппарата исследования. Изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, в результате чего были определены сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья православной культурой, выявлены основные исторические этапы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Были намечены условия и принципы, способствующие духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья православной культурой, составлена программа констатирующего и формирующего экспериментов, определены формы, методы и сроки проведения экспериментов.
На втором этапе (2002-2003 гг.) проводилось изучение объективных
возможностей использования социально-культурной деятельности по
духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями
здоровья православной культурой в условиях учреждений социально культурной сферы. Проводилась диагностика уровня духовно-нравственной
воспитанности детей-инвалидов Дома милосердия. Изучались мнения
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов,
работающих с этими детьми, о целесообразности духовно-нравственного
воспитания православной культурой названной категории
несовершеннолетних. Разработана и апробирована социально-педагогическая программа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями православной культурой. Проводилось изучение готовности студентов к работе с детьми-инвалидами.
На третьем этапе (2004-2006 гг.) была проведена экспериментальная работа, обработаны и проанализированы полученные результаты. Проводилась корректировка авторской программы по дальнейшему ее совершенствованию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены основные исторические этапы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- уточнена сущность духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
выявлена специфика использования православной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями в социально-культурных учреждениях;
- определены организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе изучения православной культуры в учреждениях социально-культурной сферы;
- разработана и теоретически обоснована программа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями на основе православной культуры в социально-культурных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами православной культуры обогащает теорию социально-культурной деятельности новыми культурно-педагогическими идеями воспитания, социализации, реабилитации и развития детей-инвалидов в условиях досуговой деятельности, вносит значительный вклад в переосмысление возможности использования православной культуры в деле воспитания и социокультурной адаптации детей-инвалидов.
Теоретическую значимость представляют уточненные автором понятия «православная культура», «духовно-нравственное воспитание».
Важное значение для теории социально-культурной деятельности имеет разработанный автором комплекс социально-культурных, педагогических условий и принципов, оптимизирующий процесс духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями, теоретически обоснованная и практически апробированная авторская социально-педагогическая программа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами православной культуры в учреждениях социально-культурной сферы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации внедрены в процесс социально-культурной реабилитации ТОГУ ЦСПСД «Дом милосердия» г. Тамбова, РОКС «Большая Липовица» Тамбовской области, нашли применение в деятельности Межрегиональной общественной организации «Ассоциации молодежных инвалидных организаций - АМИО», а также в учебном процессе ТГУ им. Державина на кафедре социально-культурной деятельности по дисциплине «Методы и технологии социально-культурной деятельности».
Материалы исследования и разработанные программы могут быть использованы при разработке педагогических программ по духовно-нравственному воспитанию детей на федеральном и региональном уровнях, в работе учреждений социальной защиты, в системе переподготовки и повышения квалификации работников сферы образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась опорой на теоретические источники в области философии, психологии, педагогики, социологии, медицины, комплексом взаимодополняющих и контролирующих методов исследования, адекватных объекту, предмету и цели исследования, а также многолетним практическим опытом реабилитации детей-инвалидов в социально-культурных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту
1. На основании изучения отечественного исторического опыта отношения государства, общества, церкви к детям с ограниченными возможностями здоровья, взглядов на духовно-нравственное воспитание этих детей; становления системы учреждений благотворительности, социального призрения и социальной защиты; взаимоотношения государства и общества с церковью в России условно можно выделить пять этапов.
Первый этап (IX - первая половина XVITT в.); второй этап (вторая половина XVIII-XIX вв.), третий этап (XIX-XX вв.); четвертый этап (начало XX в. - вторая половина 80-х гг.); пятый этап (вторая половина 80-х гг. XX в. -XXI в.).
2. Сущностными аспектами духовно-нравственного воспитания детей с
ограниченными физическими возможностями является следующее:
- Целью этого педагогического процесса является коррекция вторичных недостатков путем формирования духовных потребностей, освоения духовных ценностей, нравственных норм, которые, реализуясь в социально адаптивном поведении, будут способствовать социализации.
- Процесс является двуединым и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к самосовершенствованию.
Критериями для определения уровня духовно-нравственной воспитанности являются: отношение к себе, другим людям, обществу, к государству, природе, труду, творчеству, культуре, традициям, религии, к жизни; а также умение делать выбор поведенческой позиции в соответствии с общественными и личными интересами других людей с ориентацией на абсолютные духовные ценности.
3. Специфика духовно-нравственного воспитания детей с
ограниченными возможностями младшего школьного возраста православной
культурой в учреждениях социально-культурной сферы заключается в
следующем:
- во-первых, светский подход к духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры, который в отличие от религиозного не ставит целью формирование религиозного (атеистического) мировоззрения, а также вовлечение в веру; не сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов; - во-вторых, возможность использования огромного воспитательного
потенциала православной культуры, заключенного в оптимистическом
мировосприятии, духовном и глубоко нравственном содержании
произведений искусства, литературы, гуманистических педагогических
традиций;
- в-третьих, духовно-нравственное воспитание православной культурой, включающей в себя музыку, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, архитектуру, за счет комплексного воздействия на все органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание позволяет социально-культурным учреждениям эффективно осуществлять воспитательный процесс с детьми-инвалидами;
- в-четвертых, младший школьный возраст - сензитивный период для духовно-нравственного воспитания православной культурой,
- в-пятых, успешное осуществление воспитательного процесса с детьми-инвалидами предполагает создание следующих условий: удобное расположение социально-культурных учреждений по месту жительства или наличие транспорта, доставляющего детей с двигательной патологией на занятия; устройство мест для занятий творчеством с учетом характера физических недостатков детей и использованием специальных технических средств; специфические архитектурные решения интерьеров зданий, которые обеспечивают безопасность и комфортные условия для передвижения внутри помещения; наличие подготовленных кадров.
4. Духовно-нравственное воспитание детей-инвалидов в социально-культурных учреждениях на основе православной культуры может быть эффективным только при наличии в учреждении специально разработанной комплексной программы, которая должна дать детям знания по основам православной культуры, истории страны и родного края; сформировать у детей такие христианские ценностные ориентации, как Любовь, Жизнь, Семья, Дом, Родина, Милосердие; выработать социально-адаптивное поведение на основе христианских заповедей; развить у детей социального
творческую активность на основе жизнелюбия и адекватного отношения к себе и другим людям; сформировать ответственность перед обществом и государством; бережное отношение к природе; трудолюбие; потребность в творческой деятельности и интерес к культуре; толерантное отношение к другим людям и религиям.
Как показала наша экспериментальная деятельность и анализ практики, успешная реализация такой программы может быть осуществлена только при опоре на соответствующие психолого-педагогические принципы, наличии в учреждении соответствующих материально-технических условий, использовании в содержании работы разнообразных средств, методов и технологий, тесной взаимосвязи с церковью и общественными организациями, а также наличии профессионально подготовленных кадров. Апробация исследования осуществлялась:
а) в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в
Тамбовском муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье
и детям «Дом милосердия», реабилитационном комплексе семьи «Большая
Липовица»;
б) в сообщениях на международных, всероссийских, межвузовских и
вузовских научно-практических конференциях, семинарах: «Социализация
детей, подростков и молодежи с проблемами в развитии в системе
дополнительного образования» (Тамбов, 2003), «Культурное пространство
России: Проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004),
«Здоровьесберегающие технологии: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов,
2004), «Современная индустрия туризма: опыт, проблемы, инновации»
(Тамбов, 2004), «Наука и практика» (Майкоп, 2003) и др.;
в) в процессе внедрения в учебный процесс кафедры социально культурной деятельности, сервиса и туризма Тамбовского государственного
университета им. Г.Р. Державина. Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Генезис духовно-нравственного воспитания детей
На протяжении истории человечества в каждой культурно-исторической формации отношение к детям-инвалидам и к их воспитанию было различным. В России зарождение и становление социальных институтов, занимающихся призрением и воспитанием таких детей, происходило как под влиянием внутренних факторов, так и в тесной взаимосвязи с развитием гуманистической мысли в странах Европы и Америке.
В этих странах в дохристианский период наиболее типичными были реакции отторжения и агрессии на людей с видимыми дефектами. На протяжении веков положение таких людей оставалось крайне тяжелым.
Христианское вероучение принесло новые идеалы, ценности, изменило взгляд на человека и смысл его жизни. Сострадание и милосердие рассматривались в новой религии как добродетель и обязанность верующего. Идеи всеобщего равенства перед богом и братства, самоценности человеческой жизни, дарованной бдагословлением Божьим, способствовали формированию взглядов на инвалидов как на равноправных членов общества. Христианство учило ценить не материальные блага и внешние достоинства, а красоту души, тем самым поднимая социальный статус людей с видимыми дефектами как страдальцев. С приходом христианства, в основе которого лежат гуманистические принципы, у инвалидов появился первый покровитель в лице Церкви. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии - IV век, в Западной Римской империи - VII век). В них инвалиды могли получить кров, пищу, заботу и любовь. Но многовековые традиции агрессивного неприятия инвалидов с трудом и не сразу сменились в сознании людей новыми идеалами.
Дальнейшее развитие христианства привело к тому, что милосердие, как путь духовного роста верующего, закрепилось в поведенческом стереотипе, став частью социокультуры. Это способствовало гуманизации общества. Взгляд на природу инвалидности в средние века в европейской философии также формировался в свете христианского вероучения. Так, например, Августин Аврелий рассматривал болезнь в прямой связи с пороком, как наказание за грех, поэтому для лечения ведущее значение имело раскаяние, очищение души, нравственное совершенствование. Таким образом, духовно-нравственное воспитание инвалидов рассматривалось как основной путь преодоления болезни. Эти взгляды оказали определенное влияние на дальнейшее развитие западноевропейских философских, педагогических и психологических теорий и стали прообразом идеи современной психокоррекции, являющейся важной частью специальной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам: «Без преодоления психологических затруднений, вызванных нарушением развития, трудно исправить само нарушение»[151, с. 30].
В конце XVIII - начале XIX века в Европе появляются не только дома призрения, но и лечебные учреждения для детей с двигательными нарушениями (Лондон, Копенгаген, Стокгольм, Мюнхен и др.)
С 1850 года стали возникать многочисленные, в основном религиозно-благотворительные организации, где осуществлялся уход, лечение и эмоциональная поддержка инвалидов, появились ортопедические клиники. Внимание в них прежде всего уделялось инвалидам детям и подросткам. В Бельгии в 1921 году появился «Приют для девочек-инвалидов в Кватрсхте» [180].
На Американском континенте православные миссионеры из России появились во второй половине XVIII века. Они начали распространение православия с Алеутских островов и западной части Аляски, входивших до 1867 года в состав Российской империи. С середины XIX века православные миссионеры стали продвигаться в южном направлении, к индустриальным центрам США. Особенно активно православие стало развиваться в начале XX века, так как среди эмигрантов в Новый Свет было много приверженцев православия [24].
По инициативе духовенства, в том числе и православного, в начале XIX века в Америке появились первые социальные агентства, целью которых было не только удовлетворение физических нужд, таких как кров, еда, но и восстановление эмоционального равновесия при помощи религии. Во второй половине XIX века в крупных городах было организовано довольно большое количество таких агентств. В 1858 году идея создания Общества Милосердия (COS), зародившаяся в Англии, с интересом была воспринята в большинстве американских городов. Начиная с Буффало и Нью-Йорка, COS быстро распространилось по другим городам.
Таким образом, церковь, являясь на протяжении веков достаточно сильным институтом общества, оказала мощное влияние на общественное сознание, идеологически обосновала социальную помощь, поддержку и духовно-нравственное воспитание детей с видимыми дефектами.
На рубеже XIX - XX веков получила развитие материалистическая теория. В 1899 году массовым тиражом издавалась книга Эрнста Геккеля «Мировые загадки», где все вопросы, не исключая таинств религии, рассматривались с позиций материализма. В начале XX века огромной популярностью пользовались труды Зигмунда Фрейда «Психоанализ. Религия. Культура», который, будучи атеистом, на основе психоаналитического подхода дешифрует религиозные символы. С развитием материалистических взглядов и психологии влияние религии на все стороны жизни, включая социальную политику, образование и воспитание, стало в значительной мере ослабевать. В это время развиваются научные подходы к оказанию помощи инвалидам. С 1904 года Нью-Йоркская Школа филантропии разработала программу подготовки социальных работников. В 1917 году Мэри Ричмонд разработала теорию и методологию социальной работы.
Сущность духовно-нравственного воспитания детей
В настоящее время в нашей стране в связи с происходящими переменами в социальной и духовной жизни общества изменяются представления о человеке, его идеалах. Ценностные приоритеты в общественном мнении от социалистической коллективности смещаются в сторону личности и индивидуальности. Изменяется представление о целях, содержании, формах и методах воспитания. За годы советской власти в наибольшей степени деформировались духовно-нравственные идеалы человека. Были отвергнуты прежние общечеловеческие нравственные нормы, основу которых составляли христианские заповеди, и насаждались классовые, идеологические идеалы и нормы поведения.
Неслучайно в содержании деятельности социально-культурных, образовательных учреждений сегодня все большее внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Особенно это актуально для детей, имеющих инвалидность, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. Такой опорой в достижении этих целей, по нашему глубокому убеждению и личному опыту, может стать обращение их к христианским духовно-нравственным идеалам и ценностям.
В процессе исторического развития философской и педагогической мысли проблемы духовности и нравственности всегда занимали центральное место, но сами понятия трактовались с различных точек зрения. Аристотель источниками духовности и нравственности считал развитие природных задатков, навыков, разума. Я.А. Коменский, рассматривая нравственные качества с позиций христианского гуманизма, на первое место ставил религиозность, а далее - гуманность, культура поведения, благожелательность, умеренность, выдержка, трудолюбие, щедрость, готовность делать добро. Д. Локк считал нравственностью умение согласовывать поведение с законами государства, церкви, общества.
До сих пор, несмотря на то, что термин «духовно-нравсвеиное воспитание» является устоявшимся и широко употребляется в современной философской, педагогической, культурологической и методической литературе, так и не сложилось единства концептуальных подходов к его рассмотрению. В такой фундаментальной литературе, как «Энциклопедический словарь» Брокгауза-Ефрона, «Российская педагогическая энциклопедия» В.Г. Пановой, «Философский энциклопедический словарь», «Большой толковый словарь по культурологи» Б.И. Кононенко, нет словарных статей, раскрывающих это понятие. Даже в «Православной энциклопедии» рассматривается не понятие «духовно-нравственное воспитание», а «христианское воспитание», целью которого ставится достижения личностью «духовно-нравственного совершенства, святости и богоуподобления». [126, с. 461]. Современные ученые, занимающиеся изучением проблемы духовно-нравственного развития личности, такие как А.В. Нестеренко [114], А.С. Романова [137], также не предлагают собственной трактовки этого понятия. Поэтому возникла необходимость уточнить и дать свое рабочее определение понятия «духовно-нравственное воспитание». Для этого мы использовали междисциплинарный подход к трактовке входящих в это определение понятий «духовность» и «нравственность». В современной педагогической литературе наиболее часто встречаются подходы, когда эти два понятия отождествляют (А.С. Романова, А.В. Нестеренко) или рассматривают духовное воспитание как сугубо религиозное (Б.С. Братусь, Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене).
Действительно, понятие «духовность», исторически сформировавшееся в религии от слова «дух». В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова оно трактуется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». [116, с. 183]. «Духовность» и сейчас в православии рассматривается как поиск пути к Богу через веру и самосовершенствование. Высшей ступенькой духовности в религиозном понимании является эсхатологический уровень, когда человек ощущает себя и других людей как существа, соотносимые с духовным миром (с Богом). Мы проводим исследование с культурологических позиций, поэтому не ставим целью приобщение к вере, а соответственно не будем рассматривать как критерий духовности отношение к Богу. Для нас представляет интерес такой важный аспект духовности, как самосовершенствование личности, что созвучно с мнением современного ученого В.П. Лега, который видит духовность в постоянном стремлении человека к высшим абсолютным духовным ценностям - Истине, Красоте, Благу. [124, с. 22].
В «Большом толковом словаре по культурологии» духовность рассматривается как «специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности», как «определенная позиция целостного сознания - нравственного, политического, религиозного, эстетического». В качестве сущностных характеристик духовности выделены бескорыстность, свобода, эмоциональность, «которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями», а также присутствие в сознании представлений об идеале, об отношении человека к человеку. [85, с. 131]. На наш взгляд, в этом определении необходимо сделать уточнение о том, что духовность характеризует мотивацию только просоциального поведения. В рассмотрении понятия подчеркнут важный аспект - свобода выбора, то есть добровольность. Однако выделенные сущностные характеристики не раскрывают в полном объеме содержание понятия, их следует дополнить стремлением к самосовершенствованию, к самораскрытию, к построению идеальных отношений с другими людьми, с окружающим миром.
В «Философском энциклопедическом словаре» [І65], в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона [30], в «Российской педагогической энциклопедии» [139] это понятие не рассматривается, поэтому мы обратились к исследованиям современных ученых.
В.И. Самохвалов связывает духовность с уровнем развития внутренней культуры, «определяющей умение понять или пережить глубину отношений между человеком и миром, разворачивающихся в ценностном, духовно-ориентированном пространстве». [93, с. ПО]. Остается неясным, что подразумевает автор под «глубиной отношений между человеком и миром», под «духовно-ориентированным пространством». На наш взгляд, в данном определении сущностные характеристики понятия «духовность» не раскрыты в полной мере.
Диагностика духовно-нравственной воспитанности детей с ограниченными физическими возможностями младшей группы Дома милосердия
На костатирующем этапе эксперимента мы ставили следующие задачи: - изучение уровня духовно-нравственной воспитанности детей с ограниченными физическими возможностями; - изучение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; - изучение их потенциальных возможностей участия в социально-культурной деятельности; - выявление у детей знаний основ православной культуры; - изучение готовности к взаимодействию со здоровыми сверстниками; - изучение готовности здоровых детей и подростков к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - изучение готовности педагогов-организаторов подростковых клубов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - изучение желания и готовности организовывать досуг детей с особыми потребностями у студентов кафедры социально-культурной деятельности, сервиса и туризма ТГУ им. Г.Р. Державина (как будущих организаторов социально-культурной деятельности).
Перввш этап констатирующего эксперимента мы начали с разработки критериев оценки уровня духовно-нравственной воспитанности.
В I главе мы подробно описали, что, по нашему мнению, входит в понятие духовно-нравственного воспитания, поэтому напомним лишь основные аспекты. Духовность проявляется в сформирован пости у ребенка духовных потребностей, которые реализуются через освоение духовных ценностей, то есть духовные ценности являются предметом духовных потребностей и выступают ориентирами в развитии личной духовности. В процессе индивидуального развития личности появлению духовных потребностей предшествуют потребности самооценки, самовыражения, которые базируются на потребностях в любви и признании у других людей. Духовность реализуется в нравственном поведении. Исходя из этого, в качестве критериев оценки духовно-нравственной воспитанности мы определили отношение к жизни как наивысшей ценности, адекватность отношения к себе (оценка собственной жизни, стремление к самосовершенствованию, общительность) и отношение к другим людям (желание совместной деятельности), к обществу, государству, природе, культуре, традициям, религии, творчеству и труду, умение делать выбор поведенческой позиции.
Анкеты составлялись так, чтобы можно было оценить уровень духовно-нравственного воспитания каждого испытуемого по количеству набранных баллов (ключ в приложении 1), а также динамику изменений по каждому показателю в группе в целом.
Так как характер заболевания и семейное положение оказывают значительное влияние на духовно-нравственное формирование личности, мы изучали эти факторы. Для того чтобы не травмировать ребенка неприятными вопросами, сведения о заболевании и семейном положении были изучены по электронной базе данных МУ ЦСПСД «Дома милосердия», в которой хранятся сведения обо всех детях-инвалидах города Тамбова. На основе этих данных, с учетом рекомендаций психолога и педагога мы сформировали две группы (контрольную и экспериментальную) так, чтобы в них вошли дети с приблизительно одинаковыми исходными данными (семейное положение, заболевание, уровень эмоционально-интеллектуального развития), что послужило гарантией объективности полученных в ходе эксперимента результатов.
Из экспериментальной группы воспитываются в полных семьях 10 человек, что составляет 66,6 % от общего количества детей в группе, в неполных (матерью) - 4 человека (26,6 %), бабушкой - 1 ребенок (6,6 %).
Из контрольной группы воспитываются в полных семьях 9 человек (60 %), в неполных (матерью) - 5 человек (33,3 %), 1 ребенок (6,6 %) - в опекунской семье.
В экспериментальную группу были отобраны 8 человек с диагнозом ДЦП, 1 человек - синдактилия, сколиоз - 3 человека, недоразвитие правой руки - 1 человек, компрессионный перелом позвоночника - 1 человек, врожденное искривление ног - 1 человек.
В контрольную группу вошли дети с диагнозом ДЦП - 11 человек, спастическая диплегия - 1 человек, врожденный вывих тазобедренного сустава - 1 человек, сколиоз - 2 человека.
Далее испытуемым детям с ограниченными физическими возможностями была предложена анкета по оценке их уровня духовно-нравственной воспитанности, состоящая из 27 пунктов (приложение № 1).
Помимо определения уровня духовно-нравственной воспитанности задачами анкетирования мы ставили: изучение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, изучение ИХ потенциальных возможностей участия в социально-культурной деятельности, изучение готовности к взаимодействию со здоровыми сверстниками. В экспериментальной группе на вопросы анкеты были получены следующие ответы: Анкета открывалась вопросами, направленными на изучение отношения детей к православней вере. На вопрос: «Верят ли в Бога твои родители?» положительный ответ дали 80 % опрошенных, затруднились ответить 13,3 %, отрицательный ответ дали 6,6 %.
Программа духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями младшей группы Дома милосердия средствами православной культуры
Проведенные нами исследования и собственный опыт убедительно показывают, что в работе по социализации детей с ограниченными физическими возможностями наибольших результатов можно добиться только при согласовании различных направлений реабилитационной деятельности. Поэтому социокультурная реабилитация рассматривается нами как часть комплексной реабилитационной программы, включающей совокупность всех видов деятельности, направленной на восстановление способностей инвалида к социальному функционированию, Социокультурная деятельность, воздействуя на эмоциональную сферу психики, расширяя круг общения детей с ограниченными физическими возможностями, повышая их самооценку, выступает важнейшим социализирующим фактором. Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры, как одно из направлений социокультурной реабилитации, гармонично вписывается в общую реабилитационную систему и имеет ряд преимуществ перед другими направлениями. Это связано с тем, что православная культура, объединяющая этику, искусство, литературу, архитектуру, народные традиции, соответствует самому широкому кругу интересов воспитанников и обладает мощным воспитательным потенциалом.
Цель программы - Формирование духовных ценностей, нравственных идеалов и норм у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе православной культуры: этики, искусства, литературы, архитектуры, народных традиций. Основные задачи программы 1. Дать детям с ограниченными физическими возможностями знания по православной культуре: этике, искусству, литературе, архитектуре, традициям, праздникам; истории страны и родного края. Дать понимание содержания и смысла православного искусства, литературы. 2. Сформировать у детей христианские ценностные ориентации, такие как Любовь, Жизнь, Семья, Дом, Родина, Милосердие. 3. Сформировать социально адаптивное поведения на основе духовных ценностей и нравственных заповедей православной культуры, выработать умение делать выбор поведенческой позиции в соответствии общественными и личными интересами других людей с ориентацией на абсолютные духовные ценности. 4. Развить у детей социально-творческую активность на основе жизнелюбия, адекватного отношения к себе и доброжелательного к другим людям, ответственности перед обществом и государством, бережного отношения к природе, трудолюбия, потребности в творческой деятельности, интереса к культуре, толерантного отношения к религиям.
Особенностями программы являются; светский характер воспитания, что позволяет работать и с теми, кто не верит в Бога, и с представителями любых конфессий; отбор и построение материала, формирующего оптимистическое мировоззрение, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ограниченными физическими возможностями: первичных и вторичных отклонений в развитии; выбор методик преподавания с ориентацией на сильные стороны личности и компенсаторный потенциал; индивидуальный подход, воспитание в коллективе, деятельностный подход к формированию социально-адаптивно го поведения.
Средствами дидактического обеспечения занятий по программе являются изображения икон и репродукции картин русских художников, музыкальное сопровождение занятий, фотографии и слайды с изображениями православных храмов; тексты произведений классиков отечественной литературы, адаптированные для детского восприятия тексты из Священного Писания.
Виды деятельности организатора социально-культурной деятельности и детей на занятиях: рассказ, беседа, обсуждение, чтение, пересказ, декламация стихов; сочинение рассказов, сказок, стихов; изготовление изделий из соломки и других природных материалов, рисование, аппликация из бумаги и ткани, вышивание; пение, инсценирование, проведение праздников, экскурсии.
Методы, применяемые в процессе воспитания. При организации процесса воспитания детей с ограниченными физическими возможностями на основе православной культуры, кроме общепринятых в дидактике методов воспитания (информационных, практические-действенных, побудительно-оценочных), использовались методы учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические), так как эти методы неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.
При выборе перцептивных методов мы учитывали возможности каждого конкретного ребенка с. опорой на сохранные функции организма. На начальных этапах при работе с детьми с ограниченными физическими возмолшостями автор программы отдавал предпочтение практическим и наглядным методам с использованием всех сохранных анализаторов, формирующим сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности. Сл овесно-логические методы из-за нарушения речи у большинства детей с двигательной патологией на начальных этапах духовно-нравственного воспитания православной культурой не использовались в качестве ведущих, а служили лишь дополнением к наглядным и репродуктивным методам.
Большое внимание в программе уделяется практически-действенным методам, так как в большинстве случаев дети с ограниченными физическими возмолшостями не владеют даже элементарными навыками самообслуживания и самоорганизации. Поэтому при формировании навыков социального поведения программа предполагает использование методов приучения и упражнения.