Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Бурьяк Марина Клавдиевна

Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли)
<
Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурьяк Марина Клавдиевна. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1999 272 c. РГБ ОД, 61:00-13/994-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественные традиции новгородской певческой культуры 12

1.1 Певческая традиция как социокультурный феномен 12

1.2 Региональная специфика сохранения и развития народно-певческих стилей 19

1.3 Новгородская церковная песенная традиция в практике социокультурной деятельности 62

Глава II. Фольклорное пение как фактор художественного развития личности 92

2.1 Педагогика сохранения и развития светских певческих школ 93

2.2 Этнопедагогика современного фольклоризма 113

2.3 Музыкальное образование как система культурно-творческого развития личности в фольклорной школе 172

Заключение 203

Библиография 212

Приложения

Введение к работе

Обращение к аутентичному музыкальному фольклору и исследование его возможностей в формировании современной культуры досуга является одной из актуальных культурологических проблем. Это обусловлено тем, что в силу ряда исторических, культурных, социально-политических причин отдельные виды народного художественного творчества (певческое, хореографическое, театральное и др.) сейчас во многом утрачены у многих народов, в том числе и у русских. Осознание роли творческого, культурно-досугового потенциала народной художественной культуры, культурно-просветительной деятельности коллективов самодеятельного творчества, народной музыкальной педагогики и перспективность использования такого опыта в современной культурно-досуговой практике ставит проблему раскрытия культурно-творческого потенциала музыкального фольклора, изучения его сущности, специфики, особенностей функционирования в современных условиях.

Современные исследования в различных областях прикладной культурологии свидетельствуют о необходимости обращения к истори-ко-этнографическому, образовательному, воспитательному, социальному опыту населения определенного региона (естественно, учитывая факторы трансформации традиционного мировоззрения, процессы урбанизации и миграции населения и др.) и его использования в культурно-досуговой деятельности. Одним из таких объектов является новгородская певческая культура. Изучение истории, специфики и современных форм бытования новгородского певческого исполнительства (светского, церковного, аутентичного) позволило определить перспективы его развития в регионе, специфику функционирования в системе досу-говой деятельности различных групп населения, принципы и методы освоения в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

Одной из наиболее важных проблем представляется комплексное изучение новгородской певческой культуры в аспектах церковного,

светского и аутентичного функционирования, выявление ее роли в становлении и развитии национальных культурных традиций в хронологическом пространстве Х-ХХ вв. — от введения христианства (совпадает с рождением города) до 90-х годов настоящего столетия.

Интерес к использованию потенциала народной художественной культуры в творческом развитии личности, в реализации просветитель- си ной функции учреждений культуры не нов, он носит объективный характер. В настоящее время педагогические принципы народного певческого исполнительства изучаются в контексте изменения художественного сознания общества, смены приоритетов различных направлений художественного творчества. В то же время недостаточно освещены теоретические и практические вопросы музыкального этнообразования

и художественного воспитания в контексте образовательной, просветительной и досуговой деятельности учреждений культуры, художественно-творческих объединений в условиях отдельных регионов.

Степень научной разработанности проблемы. Народная певческая исполнительская культура становится предметом профессионального изучения и художественного освоения с середины ХГХ века (М.И.Пятницкий, Д.А.Агренев-Славянский, Е.Э.Линева, П.Г.Ярков);

научного изучения - со второй половины XX века (И.И.Земцовский, И.П.Виндгольц, А.И.Мозиас, В.А.Лапин и др.). Теоретические исследования народно-певческой культуры, как правило, раскрывают локальные аспекты певческого исполнительства этнофоров (исконных исполнителей), технологию творческих взаимоотношений певцов в ансамблевом исполнительстве и др. Методические концепции освоения на-родно-певческого исполнительства в условиях современного фолькло-ризма1 (Л.В.Шамина, Н.В .Калугина, Н.КМешко, Г.Н.Науменко и др.)

основаны, как правило, на принципах "академического" унифицированного народного пения. В настоящее время не получили теоретического осмысления аспекты локальной2 преемственности этноматериала на уровне фольклоризированного исполнительства. Возможности народно-певческой школы как сложного и многоаспектного направления прикладных культурологических исследований и ее роль в художественно-творческом развитии личности изучена довольно фрагментарно. Представляя собой определенный синтез фольклористики, вокальной и музыкальной этнопедагогики, этнопсихологии, психологии художественного творчества, фонопедии, народно-певческая педагогика обретает важную кулыуросозидающую роль в современных условиях. Данный подход к научному исследованию народного исполнительства не получил еще достаточно полного освещения в современных научных исследованиях. Это требует введения в научный оборот новых эмпирических материалов и их современной интерпретации.

Цель диссертации состоит в определении культурно-творческого потенциала народной художественной певческой культуры, в разработ- ке методики его использования в практике художественного развития личности и социокультурной деятельности. Цель определила задачи исследования:

раскрыть историческую специфику новгородской певческой культуры: церковной, светской, фольклорной;

определить роль и место певческого образования и воспитания в этносреде, различных типах образовательных, культурно-просветительных учреждений, в деятельности художественно-творческих коллективов Новгорода (дореволюционного, социалистического и современного периодов);

систематизировать и обобщить теоретический и эмпирический материал в области фольклорного пения, исследований музьшальной педагогической и культурно-просветительной деятельности;

выявить и обобщить наиболее ценный опыт, идеи, приемы музыкально-педагогического наследия, методики музыкального преподавания и формы просветительной деятельности в изучаемой области;

определить предмет и сферы применения современной музыкальной этнопедагогики;

предложить конкретные программы, методики музыкального воспитания, культурного развития личности детей и подростков на основе аутентичного фольклорно-этнографического материала.

Объект исследования: художественная певческая культура региона, досуговая, просветительская и образовательная среда города Великого Новгорода и Новгородской области.

Предмет исследования: процессы формирования художественно-творческой личности, музыкальной культурной среды.

Основная гипотеза. Народно-певческое образование, практика его реализации в современной социокультурной деятельности является одним из основных факторов художественного развития личности, и музыкального особенно, способствует сохранению, развитию народно-досуговых традиций, и певческих в том числе.

Эмпирическую базу исследования составляют вещественные, письменные, изобразительные (аудио- и видеоматериалы), лингвистические, фольклорные материалы.

Необходимую группу материалов составляют музейные и епархиальные архивы, отечественная газетно-журнальная периодика, отчеты в "Новгородских губернских ведомостях", мемуарные, справочно-библи-ографические материалы. Следующую группу материалов представляют экспериментальные исследования автора в области народного исполнительства в условиях современного фольклоризма на основе

изучения детской и молодежной среды города Великого Новгорода, его районных центров. Самую многочисленную группу составляют архивы видео- и аудиозаписей автора исследования - более 15000 музыкальных фольклорных произведений. Данные материалы - результат скрупулезных исследований в области исконного певческого исполнительства в различных регионах России и на территории Новгородской области (18 лет полевой практики в 20 районах Новгородской области). Результаты 54 фольклорных экспедиций дополнены многократными повторными выездами (более 100) в исследуемые коллективы в целях дополнительного информационного и музыкального анкетирования по исследуемой проблеме, верификации выводов, выяснения динамики развития или угасания традиционных компонентов. Данные исследования сопровождаются пояснительными аннотациями, текстовыми и йотированными расшифровками. Сопоставление результатов регулярных многолетних экспедиционных и экспериментальных исследований в области народно-певческого исполнительства позволило сделать обобщения, выходящие за пределы прикладного характера в более широкий культурологический контекст.

Этапы исследования. Первый этап исследования был связан с разработкой методологических и методических подходов к изучаемой проблеме на основе анализа отечественных и зарубежных первоисточников, с разработкой концепции, подготовкой инструментальной базы исследования. На данном этапе была осуществлена разработка вопросников по методике записи исполнительского материала, разработана программа проведения педагогического эксперимента, определена его база.

Второй этап исследования заключался в практической деятельности по осуществлению педагогического эксперимента, предварительному обобщению его результатов.

Третий этап исследования состоял в анализе результатов опытно-экспериментальной работы, интерпретации, проверке и верификации отдельных данных, апробации полученных результатов.

Методологическую ОСНОВУ исследования составили фундаментальные исследования в области культурологии (П.А.Флоренский, Ф.Ф.Зелинский, П.Н.Милюков, ПСГуревич, Э.В.Соколов, С.Н.Артановский и др.); социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, А.С.Каргин, А.П.Марков, Г.М.Бирженюк, и др.); фольклористики (И.И.Земцовский, В.Е.Гусев, Э.Е.Алексеев, В.А.Лапин, А.Ф.Некрылова, Т.А.Бернштам и др.); этнопедагогики, этнопсихологии (М.Мид, С.Лурье, В.В.Зеньковский); музыкальной педагогики (Е.Э.Линева, Б.А.Асафьев, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, Л.В.Шамина, Н.К.Мешко и др.); вокальной педагогики (М.И.Глинка, Г.Я.Ломакин, К.Ф.Никольская-Береговская, М.И.Ланской); фониатрии (В.П.Морозов, В.Г.Ермолаев, Л.Б. Дмитриев, Л.М.Телеляева и др.). Концептуальная позиция автора диссертации во многом сформировалась, на основе собственного полевого опыта, экспериментальной педагогической и исполнительской практики.

Методика исследования основана на применении как общих, так и специальных методов: сравнительно-исторического анализа, экспертных оценок, включенного педагогического эксперимента, а также на применении методов музыкальной фольклористики и специальных музыкально-педагогических методик.

Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании народной певческой культуры как фактора оптимизации художественного развития личности в системе досуговои деятельности и музыкально-педагогического образования. Это нашло отражение:

- в определении возможностей использования традиций певческой культуры в практике художественного развития личности;

- в комплексном обобщении результатов творческого экспериментального исследования, музыкально-педагогического опыта и определении возможностей его использования в практике социокультурной деятельности;

- в разработке авторской методики сохранения традиционной народной музыкальной культуры; в - в выявлении и научной систематизации певческих стилей новго родской земли (духовная, светская, традиционная среда), исследовании специфики их функционирования, сравнительных характеристик;

= раскрытии специфики процессов формирования традиционного исполнителя в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно 1 раскрывает роль народных песенных традиций, художественного твор чества в эстетическом развитии личности, ее социализации; определяет наиболее эффективные пути и средства освоения личностью музыкальной культуры во всем многообразии ее компонентов. Настоящее исследование предлагает методико-программный материал для осуществления образовательного курса "Фольклорное ансамблевое пение" в спе циальных и общеобразовательных школах, культурно-досуговых учреждениях, в семье, в системе дошкольного воспитания.

Материалы настоящего исследования используются в муниципальном учреждении культуры г. Великого Новгорода "Музыкальная школа русского фольклора", на фольклорном отделении Новгородского училища искусств. Материалы могут быть использованы в практике художественного воспитания в музыкальных и общеобразовательных школах, системе дошкольного воспитания, деятельности фольклорных коллективов, а также могут представлять интерес для культурологов, музыковедов, фольклористов, преподавателей - вокалистов и хормейстеров.

На защиту выносятся;

1. Педагогическое обоснование роли и места народного певческого

образования и воспитания детей и подростков в этносреде, различных типах школьных, культурно-просветительных учреждений, опирающееся на новгородскую историко-культурную традицию.

2. Результаты теоретического исследования и культурно-исторического анализа новгородской народной певческой культуры:

- классификация и типология новгородской певческой культуры;

- принципы дифференциации новгородских локальных певческих стилей и их технологий;

- анализ историко-культурных факторов и причины трансформации новгородской народно-певческой культуры.

3. Определение культурного потенциала и сферы применения современной музыкальной этнопедагогики:

- как проецирующей творческую природу освоения, реализации и трансляции народно-досуговых традиций;

- как синкретической формы музыкального и художественного образования;

- как системы стимулирования творческих способностей личности и ее адаптации в социокультурной среде.

4. Концепция музыкального этнообразования, художественного воспитания и развития личности в различных типах культурно-досуговых учреждений, включающая:

- принципы реализации воспитательного потенциала музыкальной этнопедагогики в учебных коллективах и художественно-творческих объединениях;

- методику приобщения индивида к художественной певческой культуре (народной, церковной, светской);

- авторскую программу, методику музыкального воспитания детей и подростков на основе аутентичного фольклорно-этнографического материала.

Апробация работы:

Основные положения и выводы исследования легли в основу лекционного курса по методике музыкального этнообразования для учителей фольклорного ансамблевого пения в специализированных и общеобразовательных школах, музыкальных руководителей самодеятельных фольклорных коллективов, детских садов Великого Новгорода и

Новгородской области (Областное училище искусств им. СВ. Рахманинова; Педагогический колледж при Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого; Музыкальная школа русского фольклора г. Великого Новгорода; фольклорные отделения районных музыкальных школ; фольклорный театр "Кудесы" Новгородского музея-заповедника и др.).

По материалам исследования составлены экспериментальные программы, методические проекты музыкального образования и художественного воспитания в современной фольклорной школе. Методика музыкального образования в современной фольклорной школе апробирована в инонациональных самодеятельных коллективах (Швеция, 1991; Норвегия, 1994,1996.)

Основные положения и выводы исследования излагались автором на научных конференциях в докладах: "Интонации плача в творчестве русских и советских композиторов" (Харьков, 1981); "Групповые голошения гдовской свадьбы" (Омск, 1982); "Групповые голошения гдов-ской свадьбы" (Конференция молодых фольклористов. Институт истории искусств. Ленинград, 1984); "Народная праздничная культура Новгородской области" (Международная научно-практическая конференция фольклористов. Новгород, 1991); "Традиционная певческая культура Новгорода" (Международная конференция по археологии, истории и культуре новгородской земли. Новгород, 1995); "Новгородская певческая культура. Проблемы современного исполнительства" (Конференция руководителей фольклорных коллективов. Москва, 1995); "Новгородская народно-певческая культура в современных условиях" (XX Горковенковские чтения. Российский институт искусствознания. Санкт-Петербург, 1999). Опубликован и находится в печати ряд статей, связанных с темой диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Певческая традиция как социокультурный феномен

В первом параграфе главы автор выявляет типологию и классификацию новгородской певческой культуры на основе сравнительного анализа технологии пения, различных его направлений, способов освоения (образовательная практика) и реализации относительно жанровой, социокультурной и историко-этнографической природы материала. Данный подход необходим для осмысления певческой культуры в целом, роли и места народного музыкально-педагогического образования. В свою очередь это способствует определению перспектив современной фольклорной и общей певческой образовательной, культурно-досуговой практики.

Сводная типология и классификация певческой деятельности впервые вводится в научный оборот, хотя отдельные ее направления (древнерусское пение, академическое, народно-хоровое, фольклорное пение, концертное народно-певческое исполнительство и др.) изучены достаточно подробно3. Новгородская певческая культура представляет собой ряд направлений культового и светского содержания. Культовое пение делится на дохристианское и христианское - «древнерусское» (до XVII в.), «партесное» (с XVH в.)4. Светское (гражданское, мирское) пение делится на народное - общинно-родовое (аутентичное5) и авторское. Пение следует дифференцировать по способу обучения: 1) "академическое" - посредством учителя; 2) устное - на основе общинно-родовой певческой практики, преемственности знаний. Пение следует дифференцировать по способу освоения материала с целью выявления в нем роли и места народно-певческого (общинно-родового) образования: Светское пение: а) общинно-родовая певческая культура осваивалась (осваивается) с женского голоса матери, бабушки, няни в периоды младенчества и раннего детства; от старших к младшим в собственно детской, подростковой и молодежной среде; только устным способом обучения; б) фольклоризированное пение6: - конец XVin в. - 20-е годы XX в. - осваивалось «академическим» способом обучения в различных образовательных учреждениях; на основе общинно-родовой певческой практики; - 30-80-е годы XX в. - осваивалось «академическим» способом обучения в различных образовательных и досуговых учреждениях; без общинно-родовой певческой практики; данный путь освоения певческой техники, как правило, являлся трансформацией прикрытой манеры пения в открытую; - 90-е годы XX в. - осваивается «академическим» способом обучения в различных образовательных и досуговых учреждениях; без общинно-родовой певческой практики; данный путь освоения певческой техники является трансформацией прикрытой манеры пения в открытую; в) прикрытое пение («академическое» - современная терминоло гия) : - нач. XVHI в. — нач. XX в. - осваивалось «академическим» способом обучения в различных образовательных учреждениях; на основе общинно-родовой певческой практики; - советский и настоящий период - осваивается «академическим» способом обучения в различных образовательных и досуговых учреждениях; без общинно-родовой певческой практики. Культовое пение: а) X в. - кон. XVI в. - "древнерусское» богослужебное пение (до реформенное) осваивалось «академическим» способом обучения в культовых учреждениях; на основе общинно-родовой певческой прак тики; б) нач. XVTT - нач. XX в. - «партесное» осваивалось «академиче ским» (клиросное пение) и устным (общинное пение) способом обуче ния в светских и культовых учреждениях; на основе общинно-родовой певческой практики; в) 20-90-е гг. XX в. - «партесное» пение в крестьянской среде, преимущественно женское, осваивалось (осваивается) устным спосо бом обучения; на основе общинно-родовой певческой практики; г) современное «партесное» пение (смешанное или однородное) в городской среде осваивается «академическим» способом обучения в культовых учреждениях; без общинно-родовой певческой практики.

Региональная специфика сохранения и развития народно-певческих стилей

Основное внимание здесь уделено жителям различных деревень Новгородской области, чье детство и юность выпали на 20-40-е годы XX столетия. Это поколение новгородцев освоило "родовую" музыкальную культуру на основе народной педагогической "школы" (общинно-родовой практики пения). Их учителями были старшие представители рода, детской, отроческой, молодежной среды. Практически каждый крестьянин к 18 годам свободно владел многогранным потенциалом художественной народной культуры и становился ее носителем. Современная молодежь воспитывается в отрыве от народной системы воспитания и народного педагогического опыта. Именно поэтому наше внимание в изучении традиционного народного пения обращено не к молодым поколениям, а к новгородским старожилам - исконным преемникам общинно-родовой культуры.

В рамках исследования выявлены различные певческие стили аутентичных ансамблей, необходимые для понимания локальных особенностей и специфики ансамблевого пения в аспектах: технологии пения, ролевых функций певцов, сохранности или утраты музьпсальных говоров, многоголосия и творческой импровизации, функционирования музыкального фольклора.

Исследовательская практика показала, что наиболее архаичным является народный певческий стиль А - "исконный", характеризующийся открытым типом звукоизвлечения (прикрытое звукоизвлечение применяется в пении отдельных жанров - лесные "ауканья", имитация голосом инструментальных наигрышей); голосоведением типа "в" в любом акустическом пространстве независимо от тесситурных режи мов (голосоведение типа "а" применяется в пении колыбельных, потешек); узким или широким объемом рупора10; скованностью артикуляционного аппарата. Данная исполнительская техника присутствует у фольклорных групп дд. Жилой Бор, Комарово Хвойнинского района.

Разновидностями певческого стиля А являются народные певческие стили А , А", Б и В, на которые оказали влияние: - древнерусская церковно-певческая культура (А ), - художественная массовая самодеятельность (А"), - древнерусская и "партесная" церковно-певческая культура (Б), - "партесная" церковно-певческая культура (В). Дифференциация народно-певческих стилей может быть: - локальной или пульсирующей местной11 традицией (исполнители "исконного" народно-певческого стиля не могут применить в своем пении стиль А , Б или В); - избранной относительно жанровых, акустических, возрастных условий, роли запевалы и качества запева (диктует стиль пения), уровня исполнителей (профессиональный, непрофессиональный) и др. (исполнители стиля А применяют прикрытую "партесную" манеру пения в произведениях с широким диапазоном; исполнители стиля Б могут применять в своем пении стили А , В; исполнители стиля В могут применять стили А , Б в соответствии с диктуемыми условиями).

Народный певческий стиль А - " под влиянием древнерусского" -наиболее распространенный на территории Новгородской области. Данный певческий стиль является академическим (трансформировался под влиянием многовекового церковного певческого образования и культовой деятельности) и характеризуется: - дифференцированной манерой звукоизвлечения в соответствии с тесситурными и акустическими условиями (прикрывают звуки "запредельной" тесситуры открытого голоса в замкнутом акустическом пространстве; в открытом акустическом пространстве поют в открытой манере звукоизвлечения); - дифференцированной техникой голосоведения в соответствии со спецификой жанра, акустическим пространством; - округленным объемом рупора; - активной свободной артикуляцией. Певческий стиль А5 представлен на примере пения фольклорной группы д. Новтроицы Валдайского р-на. Народный певческий стиль А"- "под влиянием художественной массовой самодеятельности" - сформировался под воздействием городского народно-хорового исполнительства, авторской народной песни с широким вокальным диапазоном. Это любительский уровень академического народно-хорового исполнительства, который характеризуется: - применением голосоведения типа "в" - "криковая манера пения" -во всех регистрах голоса независимо от акустической среды; - дифференцированным положением рупора: широкий (гортанный) объем - в условиях низкого, среднего регистров открытого вокального голоса, узкий - на звуках высокого и "запредельного" регистров; - скованной артикуляцией. Данный исполнительский стиль присутствует у фольклорной группой деревни Долгово Новгородского района и хоровых коллективов районных и сельских домов культуры. Народный певческий стиль Б - "под влиянием партесного пения" -сочетание народного певческого стиля А и прикрытого "дискантового" (высокого) подголоска. Как правило, исполнитель подголоска владеет искусством клиросного пения (стиль "В") и транслирует его в контексте народного пения. Уровень этого включения может быть любительским или обученным.

Данный певческий стиль присутствует в сольном и ансамблевом исполнительстве при пении произведений с широким диапазоном -поздняя лирика, городской романс. Технология пения предусматривает применение певческого стиля А на звуках низкого, среднего и высокого регистра голоса и прикрытую технику звукоизвлечения на звуках "запредельного" регистра - "си" первой - "ми-фа" второй октавы. Данный исполнительский стиль рассмотрен на примере пения фольклорной группы д. Мшага Шимского р-на, д. Устрека Старорусского р-на и д. Городня Батецкого р-на в целях представления его специфических разновидностей.

Народный певческий стиль В - "партесный" - характеризуется прикрытой техникой звукоизвлечения в пении традиционного фольклорного репертуара (любительский или профессиональный уровень). Данный исполнительский стиль представлен аутентичными группами д. Любыни Шимского района, д. Клопцы Волотовского р-на. Указанные фольклорные группы владеют певческим стилем А при исполнении материнского фольклора, песен под пляску, календарных закличек.

Очаги разноплановой исполнительской техники А , Б и В присутствует в тех деревнях и их окрестностях, где были сильные церковно-певческие центры, школы: д.д. Любьши, Мшага, Шимского, д. Устрека (Борисово) Старорусского, д. Клопцы Волотовского, д. Черная Батецкого районов.

Состояние новгородской народно-певческой культуры представлено автором в цвете на карте "Новгородские народно-певческие стили": синий цвет соответствует народно-певческому "исконному" стилю (А); голубой цвет соответствует народно-певческому стилю "под влиянием древнерусского" (А ); распространен практически на всей территории Новгородской области; фиолетовый цвет соответствует народно-певческому стилю "под влиянием художественной массовой самодеятельности" (А"); присутст вует, как правило, в районных центрах, где есть хоровые коллективы народного типа, и в некоторых деревнях, где была развита художественная самодеятельность; оранжевый цвет соответствует народно-певческому "под влиянием партесного" стилю (Б); присутствует, как правило, параллельно с певческими стилями А и В строго дифференцировано относительно репертуара; зависит от участия в ансамблевом пении клиросных исполнителей; желтый цвет соответствует народно-певческому "партесному" стилю (В) - явление эпизодичное и, как правило, присутствуют параллельно с народно-певческим А , Б. Данный феномен постепенно угасает с утратой церковного влияния.

Педагогика сохранения и развития светских певческих школ

Светское пение как обязательный школьный предмет наравне с церковным впервые появляется в швейцарских народных школах в начале XIX века и связано с педагогической деятельностью Песталоцци. Из Швейцарии обучение светскому пению распространилось в германские протестантские школы и также было признано необходимым образовательным предметом в целях нравственного развития учащихся. Первые методические разработки представили учителя Нэгели и Пфейфер "Руководство к обучению пению на началах Песталоцци" (Цюрих, 1810 г.). Методика преподавания пения заключалась в освоении различных форм такта и ритма на одном звуке, в интонировании интервалов в свободном ритме, в разучивании отдельных слов, начиная с гласных звуков и отдельных слогов, затем - заучивание музыкальной фразы и только после этого - пение всей песни (ошибки возвращали к постоянным повторам). Вскоре метод Нэгели был оставлен, несмотря на успешное музыкальное развитие, так как процесс освоения был крайне медленным и утомительным для детей. Следующим методическим пособием было руководство по обучению пению учителя На-тропа "Музыкальная грамота для детей". Для начальных упражнений Натроп разработал специальные музыкальные упражнения в стихах, содержащие различные мелодические и ритмические правила. Эти разработки были одобрены и введены в уроки пения в школе. Недостатки методики Натропа заключались в том, главная цель - обучение пению - уступала место освоению элементарной музыкальной грамоты.

Академическое светское музыкальное воспитание и образование детей в кон. XIX - нач. XX века осуществлялось в России, и Новгороде в том числе85, в 3-х направлениях: а) государственное - через музыкальные занятия в детском саду, уроки пения в школе, гимназии; б) негосударственные формы образования - различные музыкальные общества в целях музыкального просвещения, воспитания, образования; в) внеклассные формы - любительские хоры, оркестры духовных и народных инструментов, хоровые дома в сельской местности, участие в хоровых праздниках и оперных спектаклях и т. п.

Российские дореволюционные школьные учреждения можно разделить на две группы. К учебным заведениям первой группы относились частные гимназии, школы. В этих школах наряду с общеобразовательными предметами обучали вокалу, пению в светском и духовном хорах, игре на музыкальных инструментах. Музыкальное образование детей обеспеченных слоев населения, как правило, предусматривало следующую последовательность: - музыкальное окружение (колыбельные, потешки) в первые годы жизни посредством няни; - индивидуальные формы обучения музыке и пению в семье, которые неоспоримо давали высокие результаты в развитии ребенка; на этом же этапе дети получали и музьшальную коллективную природу общения в собственно детской среде: детские балы, концерты духовной хоровой музыки в исполнении детей, праздничные вечера; - обучение в учебных учреждениях, где музыкальные дисциплины бьпш включены в общий курс образования (к данной форме обучения стремится автор исследования в интересах эффективности учебного процесса, его согласованности, возможности детей заниматься художе ственным творчеством в рамках единого учебного заведения).

Данная система музыкального образования постепенно вводила ребенка в мир музыки, искусства, профессионального "партесного" пения на основе народно-певческой практики. К учебным заведениям второй группы относились школы "для народа" . В данных школах певческий репертуар подвергался педагогической обработке, упрощению. Главным покровителем пения в народных школах был Синод. В народных школах в целях эффективного обучения вводились различные системы освоения нотной грамоты: - цифровую систему (основана на французских методиках) рекомендовали С. Миропольский, Л. Толстой в Яснопольской школе; - буквенная система рекомендована А. Карасевым; - система "подвижного до" рекомендована П. Мироносицким (основополагающие направления и методы этой системы автор иссле дования использует в собственной методике).

К числу известных методистов в области музыкальной педагогики второй половины XIX - начала XX века следует отнести А. Рожнова, Г. Ломакина, Н. Брянского, Д. Зарина, А. Маслова, А. Никольского, В. Шацкую, А. Городцова. Они доказывали, что музыкальные способности развиваются в соответствующей деятельности, и что многое зависит от роли учителя, от того, как он работает с детьми.

А. Рожнов опубликовал методические пособия "Нотная азбука, составленная для певчих хоров" (1861), "Руководство для обучающих пе нию в народных и патриотических школах, детских приютах, уездах и приходских училищах и вообще учебных заведениях" (1872). Уодтывая возрастные особенности, Рожнов осторожно обращался с детским голосом. Большое внимание автор уделял выработке навыков певческого дыхания как сольного, так и хорового - цепного: "В хоральном пении надобно стараться переводить дух по очереди с другими поющими одним голосом, и после отдыха не приставать к хору громко, а вполголоса, чтобы не было заметно" (Рожнов // Никольская 1998: 57). Вокальное обучение Рожнов связывал с изучением музыкальной грамоты, развитием слуха посредством пения гамм, интервалов. Он учил певцов грамотно задавать тон, определять тональность, вырабатывать способность охватывать партитуру в целом. В переходе с ноты на ноту он требовал верного и точного исполнения, без подъездов. Разучивание произведений он начинал с примарных тонов среднего регистра и советовал не увлекаться верхними нотами, считая, что со временем это придет само собой. Достоинством методики Рожнова считалось дирижирование во время пения (Никольская-Береговская 1998: 57).

Г .Я. Ломакин в методических пособиях "Краткая метода пения" (1882) и "Руководство к обучению пению в народных школах" (б/г) представил свой метод обучения пению - вокализация на гласных. Так, например: "Когда ученики упражняются на высоких нотах, они должны начинать их с головного регистра. В этом случае полезно произносить в вокализации букву "у", потому что она способствует вызову головного голоса" (Ломакин // Никольская 1998: 54). Он рекомендовал цифровую систему обучения для начинающих певцов и настаивал на системе вокально-хорового образования.

Этнопедагогика современного фольклоризма

Фольклоризм - это вторичное явление по отношению к фольклору - народному наследию, которое передавалось устным путем, посредством преемственности опыта старших рода, детской, подростковой и молодежной среды. У истоков фольклоризма (середина XIX - начало XX века) стояли фольклористы - хормейстеры: И. Молчанов, М. Пятницкий, Е. Линева, П. Г. Ярков.

Широкую популярность в 50-е годы XIX века в Москве получил хор Ивана Молчанова, состоящий из тридцати военных певцов в запасе и их детей - мальчиков альтов и дискантов. Хор пел в традициях народного исполнительства - в подлинном народном хоровом распеве с подголосками.

Хор Пятницкого не знал закрепленных за певцами партий. В первые десятилетия хор продолжал традиции импровизационного пения с подголосками. Большинство исполнителей были исконными певцами. В основе хорового репертуара был общинно-родовой материал исполнителей. Таким образом, сохранялись принципы обрядового контекста в условиях унифицированного певческого стиля. С приходом нового руководителя В. Захарова хор стал петь авторские произведения. Пение приобрело академизм, утратив аутентичность.

Е.Э. Линева - музыкант, хормейстер, собиратель песен, основопо-ложница кафедры народной музыки в консерватории, "Курсов народного пения". Е.Э. Линева - яркий представитель вторичной неклассической формы существования традиционной песни - фольклоризации в раннем ее проявлении. Ей удалось выявить особенности народного исполнительства в стиле "артельного пения" и применить их в собственной хоровой практике (Шевченко 1993: 164).

П. Г. Ярков пропагандировал подмосковную певческую манеру, местный репертуар (Калугина 1969:7).

Данное исполнительство трансформировалось из локального в академическое народно-хоровое на уровне пения обработок русских песен, закрепленных хоровых партий, сценической акустики, концерт-но-сценического поведения исполнителей. В 60-е годы XX века существовало два типа народных хоров: - с ограниченным диапазоном - до двух октав, без сопрано и низких басов, типа хора им. Пятницкого; - с полным объемом звуковой шкалы обычного смешанного академического хора - от трех октав, с делением на сопрано, альты, тенора и басы, типа Волжского хора (Руднева 1960: 36).

Это направление сформировало свой "манерный" репертуар (не народный)92, свой манерный исполнительский стиль (не народный), "манерный" аккомпанемент - пение под баян (не народный инструмент). "Современные народные хоры по своему звучанию, манере исполнения, одинаковому репертуару, даже по динамике настолько похожи один на другой, что их трудно отличить" (пит. А Проконшной -солистки хора им. Пятницкого // Земцовский 1989: 8). Таким образом, исполнительское фольклоризированное народно-хоровое направление, сформированное на традиционном народном певческом материале, обрело новые концертно-сценические формы существования и в настоящее время развивается как самостоятельное хоровое направление, имеющее свой собственный художественный стиль. Исторический анализ данного фольклоризированного направления показывает его зависимость от культурно-политической направленности общества, целей и задач, определяющих развитие народно-хорового жанра: - конец XIX - начало XX вв. - внимание интеллигенции к народному творчеству, время качественного перелома в общественно-политической жизни России, период духовного и художественного ренессанса в русской культуре93, в основе репертуара - фольклорные песни; это период активной собирательской и издательской практики традиционного наследия, его гармонизации и обработки для исполнительской деятельности94. - революционный период и годы гражданской войны - в основе репертуара революционные песни; - 30-80-е годы XX в. - в основе репертуара песни о партии, Ленине, отчизне, авторские произведения и обработки русских народных песен руководителей хоров; - 90-е годы XX в. - возвращение к традиционному фольклорному наследию, в основе репертуара - авторские обработки местного фольклорного репертуара.

В современности народный хоровой жанр продолжает свое существование на уровне детского, молодежного и разновозрастного исполнительства, приспосабливаясь к актуальному содержанию художественного творчества исторических периодов общества. "Народные хоры как разновидность современного фольклоризма - явление закономерное, такое же закономерное, как некогда закономерен был один фольклор" (Земцовский 1989: 6).

Параллельно с концертным народно-хоровым направлением развивается концертный народный вокальный стиль. Данный народно-певческий стиль, с точки зрения Н.Бабкиной, возник благодаря усилению эстетического начала в традиционном пении. "Это особого рода публичное творчество с установкой на высшее профессиональное мастерство, ориентированное на два эстетических идеала - фольклорное песнетворчество и вокальное искусство" (Бабкина 1996:16).

В послереволюционные десятилетия фольклор "объявлялся засохшей мумией, музейным экспонатом, свидетельствующим якобы о культурной отсталости народа. Отрицание народной песни привело к тому, что на поток было поставлено написание массовых советских песен, многие из которых принимали характер общенародных" (Каргин 1993: 28). Семь десятилетий данного отношения к народному наследию, его исполнителям сумели разрушить многовековые устои этнос-реды и передачи родового опыта. Кроме того, в настоящее время утвердились ложные стереотипы в оценке состояния и функционирования фольклоризма. Это связано, прежде всего, с недооценкой важности собственно явления фольклоризма, его роли и места в современной отрасли музыкальной фольклористики. Сегодня назрела необходимость введения в научный оборот такой "методологии, которая вела бы нас вперед и вглубь познания объекта, методологии, рассчитанной на его неисчерпаемость и в то же время способствующей действительному охвату его реальной исторической многослойности" (Земцовский 1992: 24).

Похожие диссертации на Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (На примере этнокультурных традиций новгородской земли)