Содержание к диссертации
ТЗРРДОіЗДЗ , 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
§ 1« культурологические основы мотивационного
развитая личности в учреждениях культуры 29
§ 2. Психологические основы мотивационного развития
личности в учреждениях культуры . 58
§ 3. Педагогические ооновн мотивационного развития
личности в учреждениях культуры 89
Глава П. ССЯЩЛЬНО-ПЕДАГОШЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОТЙВАВДСШО-
ГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯ
ТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 121
§ I. Творческая деятельность как феномен мотива- '
ционного развития личности в учреждениях
культуры .. 123
§ 2. Социальные условия мотивационного развития
личности на основе творческой деятельности в
учреждениях культуры • 152
§ 3. Педагогические условия мотивационного развития
личности на основе творческой деятельности в
учреждениях культуры 183
Глава Ш. МОТИВАЦИСШОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 214
§ I. Коммерческая деятельность как феномен моти
вационного развития личности в учреждениях культуры 215
§ 2. Менеджмент - основа функционирования коммер
ческой деятельности учреждений культуры 246
§ 3, Маркетінг - основной компонент в коммерческой
деятельности учреждений культуры 276
Глава 17ЛЮтавДООаНОВ РАЗБДОМБ ЛИЧНОСТИ НА OCHOBS
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕШОСТИ В ЛЗРЕЖШИЯХ КУШУРЫ 309
§ I, Управление процессом взаимодействия творчес
кой я коммерческой деятельности в учреждени
ях культуры . 310
§2. Мотаваджонно-стимулирующие формы и методы
управления творческой и коммерческой дея
тельности 341
§ 3. Оптимизация творческой и коммерческой дея
тельности в мотивавдонном развитии личности 272
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 402
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ. ЛИТЕРАТУРЫ 416
ПРИЛСКЕНИЯ 448
Введение к работе
Актуальность исследования вытекает из противоречия между стратегическими замыслами о позитивных изменениях в социально-культурной жизни России и теми негативными тенденциями, которые проявляются как в масштабах государственной культурной политики в целом, так и в деятельности учреждений культуры в частности. Пересмотр социального идеала и культурных смыслов мировоззренческого характера, девальвация общенациональной культуры и гуманистических ориентиров, ценностных ориентации личности обострили кризис национального самосознания, подорвали основы национально-культурной консолидации и мотивационного развития личности.
Недооценка роли учреждения культуры в мотивационном развитии личности повлияла на организацию культурных процессов, вызвала у людей недоверие к демократическим формам культуры.
В этой связи проблема деятельности учреждений культуры в мотивационном развитии личности является одной из наиболее актуальных. Мотивационное развитие личности немыслимо без подъема престижа роли учреждений культуры как фактора обеспечения национально-культурной специфики и самобытности локальных культур, осуществления поиска социальных механизмов и культурных ценностей (идей, символов).
На деятельность учреждений культуры в мотивационном развитии личности оказывает свое воздействие большое число объективных и субъективных факторов. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый. Как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система учреждение культуры способно выполнять специализированные функции в определенных политических и социально-экономических условиях.
Диспропорция творческой и коммерческой деятельности в учреждениях культуры, которая постоянно увеличивается, указывает на начало культурной дивергенции между идеей максимального соответствия культурной реальности и реальным состоянием учреждений культуры.
Поэтому деятельность учреждений культуры, не обеспеченная оптимальным соотношением творческой и коммерческой деятельности, вызвала усиление дестабилизирующих факторов, потерю приоритетов мотивационного развития личности.
Существенным здесь является не только фактическое признание коммерческой и творческой деятельности как синтеза составных компонентов культурно-досуговой деятельности, но и понимание их границ в построении технологического процесса в учреждении культуры.
Совершенствование деятельности учреждений культуры в мотивационном развитии личности на основе оптимального взаимодействия коммерческой и творческой деятельности возможно при опоре на стабильно-динамический и дифференцированный подходы, являющиеся источником равновесия и пассионарноети национального духа.
Поэтому актуальность нашего исследования определяется противоречием между потребностями общества в мотивационном развитии личности и отсутствием знания у специалистов о природе, структуре мотивационной сферы личности, условиях и механизмах развития социально-ценных мотивов личности и фактического отсутствия этого процесса в учреждениях культуры.
В новой социокультурной ситуации появились противоречия между декларируемыми идеями и реальной их включенностью в процесс жизнедеятельности людей, не исследованы механизмы формирования мотивов в различных условиях реальности; не выявлены ценностные ориентации личности; социально-педагогические условия
функционирования творческой и коммерческой деятельности учреждения культуры.
Следовательно, актуальность проблемы обусловлена реальными потребностями населения в деятельности учреждений культуры по мотивационному развитию личности, остротой тех задач, которые стоят перед ними, прежде всего в подборе специалистов культурно-досуговой деятельности с широким общехудожественным кругозором, высокими ценностно-эстетическими ориентациями. В условиях перехода к рынку только знание мотивации, вызывающей активность организма и определяющих направленность поведения личности специалистами учреждения культуры, создают возможности для её самореализации, творческого самосовершенствования. Управление этим процессом на уровне разнообразных групп населения, ориентации на создание условий для оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности позволит предельно интегрировать все аспекты этого социально-педагогического явления.
Степень научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку концепции мотивацион-ного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности, не проводилось.
Анализировать научную литературу, посвященную проблеме ме-тивационного развития личности, с позиции сегодняшнего дня сложно. Это связано с тем, что мотив как предмет исследования является той сферой жизнедеятельности людей, в которой наиболее полно отражаются все стороны общественной системы.
В трудах отечественных философов был поставлен и проанализирован на уровне современного знания ряд актуальных аспектов взаимоотношения общества и личности: проблема активности сознания, взаимодействия личности и социальной среды, диалектика со циального и биологического, сочетание общественных и личных интересов личности, движение, противоречивость, необходимость, отражение и др. Это позволило создать научную базу для разработки общей структуры мотивационного развития личности, обосновать особое значение культуры как важнейшей сферы общественной жизни, которая определяет необходимость формирования мотивации у личности в современных условиях.
Теоретический анализ исследования потребовал обратиться к философским трудам Абульхановой-Славской К.А., Библера B.C., Буевой Л.П., Давыдовой М.А., Иконниковой С.Н., Кагана M.G., Когана Л.Н., Лихачёва Д.С, Межуева В.М., Подболотова П.А. Соколова Э.В., Уледова А.К., определившим значение художественной культуры в духовной жизни общества как важнейшего фактора мотивационного развития личности.
Важное место в вопросах функционирования художественной культуры занимают труды Апресяна А.Я., Андреева A.M., Даламяна Г.Г., Кагана М.С., Лукина Ю.А., Сохора Ю.А.,Фокт-Бабушкина У.Ю., Цукермана B.C., которые дали анализ влияния различных факторов на развитие творческого процесса в учреждениях культуры.
Фундаментальный вклад в решение данной проблемы внесли отечественные психологи, раскрывшие общепсихологические основы становления и развития мотивации личности в целом и отдельных сторон: Асмолов А.Г., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Давыдов В.В., Выготский Л.С, Запорожец А.В., Кон И.С., Ломов Б.Ф., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. Узнадзе Д.Н., Уманский Л.И., Якобсон П.М., Якунин В.А. разработавшие иклассическийи вариант деятельноетной теории, в основе которой лежит понятие действия, т.е. процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Поэтому необходимо, чтобы мотив и предмет были отображены в психике личности, иначе действие лишается для неё своего смысла.
В педагогической науке к данной проблеме обращались Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Гончаров И.Ф., Евтеева Г .А., Иванов Н.И., Кузин B.C., Коробейников B.C., Лихачев Б.И., Морозов Б.М., Платонов К.К., Рувинский Л.И., Смирнов Г.Л., Соколов В.М., Хейфец П.С, рассматривающие функционирование творческой деятельности как целостный педагогический процесс, где действие и мотив внутренне связаны с личностным смыслом.
В исследование проблем творческой деятельности учреждений культуры особый вклад внесли Ариарский М.А., Генкин Д.М., Жарков А.Д., Каргин А.С, Конович А.А., Марков А.П., Разлогов К.Э., Садовская B.C., Стрельцов Ю.А., Суртаев В.Я., Титов Б.Г., Триодин В.Е., Чижиков В.М.
В исследование различных аспектов коммерческой деятельности основной вклад внесли Антонов И.В., Бирженюк Г.М., Болотников И.М., ВандякР.Н., Галуцкий Г.М., Дейнеко В.И., Измайлов К.Н., Николаев Г.Ф., Лапшин Н.П., Марков А.П., Рыбаков Ф.Ф., Разлогов К.Э., Тулупов Г.П., Т льчинский Г.Л.
Однако эти и другие авторы, вплотную подходя к рассмотрению коммерческой деятельности, предпринимали лишь первые попытки ее анализа. До настоящего времени не существует специального исследования формирования мотивации развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности.
Поэтому предметом исследования является процесс совершенствования деятельности учреждения культуры в мотивационном развитии личности на основе оптимального взаимодействия творческой и коммерческой деятельности.
Объект - специалисты учреждений культуры, активисты, участники художественной самодеятельности и любительских объединений, посетители учреждений культуры всех возрастных категорий.
Основная цель исследования - разработка научной концепции процесса формирования социально-значимых мотивов развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального взаимодействия творческой и коммерческой деятельности и механизм её реализации.
Исходя из поставленной цели в исследовании был выдвинут ряд теоретических и научно-методических задач:
- разработать теоретические основы мотиванионного развития личности в учреждениях культуры;
- определить совокупность социально-педагогических условий мотивационного развития личности, обеспечивающих функционирование творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры;
- выявить влияние творческой деятельности на мотивационное развитие личности в учреждениях культуры;
- раскрыть влияние коммерческой деятельности на мотивационное развитие личности в учреждениях культуры;
- рассмотреть мотивационное развитие личности на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности;
- выяснить мотивапионно-стимулирующие формы и методы управления творческой и коммерческой деятельностью;
- разработать программу, способствующую созданию оптимальных условий формирования социально-ценных мотивов развития личности в учреждениях культуры.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что совершенствование деятельности учреждений культуры в мотивационном развитии личности на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности зависит от:
- усвоения специалистами учреждений культуры психолого-педагогических знаний о мотивационном развитии личности в рыночных
#
условиях;
- освоения инновационных технологий в сфере досуга на основе блочно-модульного структурирования материала культурно-досу-говых программ;
- понимания природы и специфики социокультурного творчества, полифонической направленности структуры предметной культурно-досуговой деятельности различных групп населения;
- овладения навыками управления формированием мотивационно-го развития личности в учреждениях культуры посредством стимулирующих форм и методов, творческой и коммерческой деятельности.
Наша концепция состоит в том, что мотивационное развитие личности в учреждениях культуры осуществляется на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности как ценностно-ориентированный, активно-деятельностный процесс, в котором формируется новое образование - опредмеченный мотив. Автор диссертации подчёркивает самоценность, самостоятель ность, уникальность каждой личности, объективировавшей себя в отражённом мире сознательным выбором предмета деятельности в условиях досуга.
Наш подход состоит в поисках механизма превращения стихийной культурно-досуговой деятельности в единый процесс мотивированного развития личности в учреждениях культуры, объективизирующий её в конкретной форме на основе духовных потребностей и интересов личности. Функционирование этого процесса обусловлено созданием социально-педагогических условий для творческой деятельности, которые детерминируют, регулируют масштабы коммерческой деятельности. Содержание культурно-досуговой деятельности зависит от целей, мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентации, психологических установок, реальных изменений действительности. Отсюда возрастающее значение технологических инно ваций, творческих и коммерческих способностей специалистов, их виртуозности, опыта и материально-технических и финансовых возможностей учреждения культуры.
Методологической основой исследования являются активно-дея-тельностный подход развития личности, её связи с социумом.
Автор исходила из принятой в современной культурологии (С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.Т.Пуляев, Э.В.Соколов и др.) концепции, основанной на том, что в центре исторических, политических, экономических, духовных и других процессов всегда остаются личность и закономерности её жизнедеятельности и развития. Это системообразующее начало предопределило и восприятие духовных ценностей личности, интегрированных в мотивационном развитии.
Существенную роль в исследовании сыграла гуманистическая концепция общественного развития В.И.Вернадского, П.Тейяр де Шардена, Н.К.Рериха, А.Швейцера; символическая концепция культуры КЛеви-Строса, М.М.Бахтина, А.©Лосева, и Ю.МДотмана.
Диссертантка исходила из того, что мотивационное развитие личности, отражающее ценности разных стадий, представляет собой, компонент и обязательное условие социально-экономического и духовного развития общества. При этом включение ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный """ фактор непрерывности и преемственности культурного развития личности.
Исследование строилось на основе особенностей отечественной культуры, которые предопределялись спецификой исторических судеб России, особенностями ее природы, своеобразием менталитета русского народа.
Методологической основой диссертации являются также идеи отечественных ученых о мотивационном развитии личности, содержащиеся в трудах В.Г.Ананьева, П.К.АяЪхина, М.Я.Басова,Ф.Б.Бассина,
Н.А.Берштейна, Е.И.Бойко, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурия, М.П.Попова, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, М.И. Умайского, М.П.Якобсона и др.
Основу исследования детерминировали принципы взаимосвязи экономических, политических и социально-культурных явлений и процессов; единства логического в анализе изучаемой проблемы.
Исследование носило междисциплинарный характер, строилось на основе изучения данных философии, культурологии, психологии, педагогики, социологии, культурно-досуговой деятельности. Однако обращение к личности как создателю ценностей искусства, высшей ценности, отраженной в этом искусстве, и к личности как объекту, на который ориентирована деятельность учреждений культуры, позволило подняться до уровня интеграции перечисленных выше компонентов, увидеть органичную взаимосвязь и единство всех этих аспектов.
Организация и методика исследования. Исследование осуществлялось на протяжении двенадцати лет (1985-1997 гг.) в три этапа.
На первом этапе (1985-1990 гг.) оно выполнялось в рамках межвузовского комплексного исследования "Влияние культурно-просветительной деятельности на формирование личности", проводимого научным коллективом Московского государственного университета культуры и институтами-соисполнителями. Диссертанткой изучались деятельность учреждений культуры, драматургия и режиссура создания культурно-досутовых программ, возможности удовлетворения духовных потребностей посетителей в учреждениях культуры и их влияние на процесс мотивационного развития личности.
На этом этапе исследование включало комплекс различных методов: изучение теории и истории вопроса по печатным источникам, контент-анализ (изучение документации), социологических (анкетирование, интервьюирование), педагогических (наблюдение,
беседы) и др.
Анализ нормативной документации по деятельности учреждений культуры: положений о клубе, культурном комплексе, культурно-спортивном комплексе, центре культуры, молодежном кафе, любительском объединении: дискотеке и др.; учебно-отчетной документации, связанной с деятельностью хозяйственного механизма учреждений культуры; сценариев, сценарных планов, массовых и групповых программ, содержания и методов подготовки дал возможность определить ретроспективный аспект темы и произвести систематизацию материала, выявить в нем основные направления развития культурно-досуговой деятельности.
На данном этапе применялись аналитические методы, выполняющие ведущую роль в процессе решения выдвинутой проблемы: аналитические обзоры теоретических трудов, диссертационных исследований, методических материалов всех уровней системы методического руководства культурно-досуговой деятельности.
Включенное наблюдение за деятельностью всех видов и типов учреждений культуры, научно-методических центров Москвы и области, за процессом подготовки кадров в Московском государственном университете, Санкт-Петербургской государственной академии культуры и др.
К участию в исследований привлекались студенты и аспиранты Московского государственного университета культуры, выполняющие запланированные процедуры по разработанным диссертантом методикам поэтапного фиксирования подготовки массовых, групповых и индивидуальных форм культурно-досуговых программ.
На втором этапе (1990-1996 гг.) в основном осуществлялась экспериментальная работа, в которую входило определение ряда наиболее приоритетных направлений культурно-досуговой деятельности в современных условиях:
- путей и методов повышения профессионального уровня специалистов культурно-досутовой деятельности, овладения ими новой технологией культурно-досутовой деятельности;
- изменение духовных запросов населения, его ценностных ориентации и отношения к культурно-досуговой деятельности с преобладанием установок на мотивационное развитие личности.
При выборе объектов для проведения экспериментальной работы и контроля за ее ходом диссертантка учитывала наличие адекватных социально-экономических, культурно-бытовых и прочих условий проживания населения и функционирования учреждентй культуры.
На экспериментальных базах была проведена серия культурно-досуговых программ, разработанных диссертанткой, причем каждая пятая из них осуществлялась при ее непосредственном участии. Эффективность программ определялась фиксацией и анализом таких показателей, как посещаемость экспериментальных и контрольных учреждений культуры и результаты опроса посетителей. Последний предусматривал оценку значимости программы для мотивационного развития личности, меру активизации аудитории в ходе их, желание вновь участвовать в подобных акциях и т.д.
Диссертантка осуществляла эксперименты с целью выявления эффективных способов совершенствования культурно-досуговой деятельности. Изучались характер и уровень духовных потребностей основных категорий населения, роль и место учреждений культуры в их удовлетворении и развитии, влияние объективных и субъективных факторов на функционирование творческой и коммерческой деятельности. На основе этого велись поиски построения технологического процесса в различных типах учреждений культуры при подготовке и проведении различных форм культурнс-досуговых программ.
Путем обсуждения проведенных экспериментальных программ выявилась взаимосвязь составных компонентов и элементов техноло гического процесса. В выборке духовных интересов аудитории применялся вариант гнездового отбора, при котором в основу изучения характеристики мотива личности закладывались возрастные, профессиональные и половые признаки, их отношение к чисто творческим и коммерческим проектам, моделирование психологических ситуаций. На основе полученных данных диссертантка проектировала искомый набор мотивов посещения учреждений культуры. Одновременно проходили практическую проверку основные теоретические положения, выдвинутые в исследовании.
На заключительном этапе (1995-1997 гг.) осуществлены систематизация теоретического и эмпирического материала в рамках темы диссертации, построение концепции мотивационного развития личности в учреждениях культуры, поиски механизмов функционирования творческих и коммерческих программ.
С целью сбора дополнительного материала и выверки сформулированных положений под руководством диссертантки в одних из самых сложных в экономическом и социально-бытовом отношениях районах столицы "Текстильщики" и "Перово" осуществлялось исследование по теме "Организация досуговой деятельности молодежи в современных условиях", в ходе которого апробировалась методика формирования и поведенческой деятельности молодежных групп.
Исходя из демографического состава местной аудитории, ее образовательного уровня, ценноетно-мотивационннх аспектов вступления в дооутовые группы, факторов, обеспечивающих стабильность групп, свободы культурно-досутовой деятельности, отношения их к сотрудничеству с другими организациями и учреждениями культуры вырабатывались наиболее действенные способы взаимодействия с данной возрастной категорией.
В процессе данного исследования был использован практический опыт работы диссертантки в качестве начальника отдела досу га Московского городского дома художественной самодеятельности, инструктора культурно-массового отдела МГСЇЇС, преподавателя Московского государственного университета культуры, читающего курс лекций по дисциплине "Деятельность учреждений культуры , "Менеджмент в культурно-досуговой деятельности", "Коммерческая деятельность учреждений культуры" и проводившего занятия по циклу творческих дисциплин: "Режиссура культурно-досуговых программ", "Сценарное мастерство" и др. на кафедре культурно-досуговой деятельности со студентами отделения "продюсер концертно-зре-лищных программ".
Базы исследования. Экспериментальные базы: в Москве - Дом культуры автомобилистов, Дом культуры им.В.Чкалова; Таганский парк культуры и отдыха; Московская Детская академия народного художественного творчества "Россия"; в Московской области - ДК г.Электростали; в Калужской области - Кондровский ДДК; в Волгоградской - Суровикинский РДК.
Контрольные: в Москве - Дворец культуры Первого государственного подшипниковского завода, Дом культуры Ш Интернационала, клуб швейного объединения "Салют" учреждения культуры Архангельской области.
Достоверность и обоснованность выполненного исследования обеспечивались идентичностью использованного на всех этапах инструментария, применением взаимодополняющих методик,адекват-ных объекту, предмету, цели, задачам исследования. Сравнение полученных значений характеризуется достаточным для полноценного количественного и качественного анализа отбором подлежащих изучению материалов, репрезентативностью эмпирического материала и относительно равными возможностями экспериментальных и контрольных учреждений культуры.
Подтверждена актами о внедрении результатов исследования. Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных в результате исследования, доказывалась:
- последовательным, длительным и широкомасштабным характером исследуемых объектов;
- многократной экспертизой и тщательным анализом полученных материалов, апробированием результатов на конференциях, семинарах, совещаниях, беседах со специалистами учреждений культуры, научно-методических центров, профессорско-преподавательским составом вузов культуры, на занятиях в системе повышения квалификации.
Апробация результатов исследования осуществлена:
- в учебнике "культурно-досуговая деятельность" три параграфа. М.: МГУК, 1998;
- в учебных пособиях "Коммерческая деятельность учреждений культуры".- (М.: МГУК, 1994); "Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований" в соавторстве (М.: ЩУК, 1994); "Деятельность учреждений культуры" (М.: ЖУК, 1997);
- трех учебных программах: "Деятельность учреждений культуры". М., МГУК, 1994; "Коммерческая деятельность учреждений культуры". М., МГУК, Г996; "Менеджмент в художественной культуре". М., МГУК, Г997;
- статьях: "Методология анализа творческой и коммерческой деятельности в сб.: "Российская культура глазами молодых ученых", сб. трудов молодых ученых выпуск № 5, Санкт-Петербург, 1997; "Развитие мотивации у сотрудников малого и среднего предприятия" в сб.: "Малое и среднее предпринимательство в России". М., Академия русских предпринимателей, Г997;
- методических рекомендациях для студентов-заочников;
- в научных докладах, выступлениях и сообщениях на всесоюзных, федеральных, научных и научно-практических конференциях, совещаниях по проблемам развития культурно-просветительного образования и научно-исследовательской деятельности:
на круглом столе: "Концепция образовательной политики Росскийской Федерации в сфере культуры". (Санкт-Петербург, 1995 г.), (Москва, 1996 г.);
на научно-практических конференциях: "Культурно-просветительная работа: проблемы и пути перестройки" (Ленинград, 1988 г.); Московской городской научно-практической конференции "Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски. (Стратегия и тактика дополнительного образования детей в Москве). (Москва, 14-15 февраля 1995 г.); Международной научной конференции "Человек в мире культуры" (Москва, 16-17 февраля 1995 г.); республиканской научной конференции молодых учёных "Человек и духовные ценности" (Москва, 1996 г.); на научно-практической конференций "Славянская традиционная культура и современный мир" (Москва, 1996 г.); научно-практической конференции молодых учёных "Социум и культура: голоса молодых" (Москва, 1997 г.); международной научно-практической конференции "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (Москва, 1997 г.); международной научной конференции "Культура России на рубеже столетий" (Москва, 1997 г.);
- в руководстве аспирантами и соискателями, где проходили апробацию разработанные диссертанткой экономический и творческий методы подготовки культурио-досуговых программ: на коммерческой основе в диссертации Яценко Н.П.; на творческой основе в диссертации Парфёновой И.В.;
- в рекомендациях по совершенствованию подготовки кадров для сферы культуры в вузах культуры, будучи членом учебно-мето дического совета ЖУК по заочному обучению.
Научная новизна исследования проявилась в решении ряда фундаментальных теоретических, методических и прикладных задач, обеспечивающих современное понимание сущности, природы и специфики культурно-досуговой деятельности и позволяющих прогнозировать, учитывать и использовать объективные возможности ее совершенствования.
Теоретически осмыслен и обоснован категориально-понятийный аппарат культурно-досуговой деятельности, позволивший идентифицировать ее исходные термины и преодолеть бытовавшее на практике разночтение в трактовке процессов и явлений в сфере досуга. Из всеобъемлющего понятия "культурно-досуговая деятельноеть", наиболее адекватно отражающего приоритетные функции деятельности учреждений культуры, призванных в современных условиях стать центрами мотивационного развития личности, выведено качественно новое знание об этом феномене. ь
Определена структура культурно-досуговой деятельности; опирающаяся на обычаи, традиции, преемственность поколений в настоящее время может стать связующей нитью, обеспечивающей духовное единство и мотивационное развитие личности.
Впервые разработано научное понятие "коммерческая деятельность учреждений культуры", которое в совокупности с творческой деятельностью позволило открыть новое направление в исследовании научных проблем с позиций целостности технологического процесса. Технологический процесс в деятельности учреждений культуры интегрирует взаимосвязь социальных функций, основополагающих принципов, диагностику потребностей и интересов людей, оценку и прогнозирование перспективных направлений развития, содержание, методы, формы и средства влияния на аудиторию, позволяет глубже познать влияние аудитории на технологический
процесс.
Рассмотрен многопрофильный, многослойный и полифункциональ-ный феномен - творческий процесс в учреждениях культуры - в трех аспектах: генетическом, структурном и функциональном в единстве с экономическим методом, что позволило получить принципиально новое, по сравнению с существующей практикой, представление о функционировании учреждений культуры. Смысл его состоит в поисках механизма реализации стоящих перед учреждениями культуры творческих задач в условиях нового хозяйственного механизма силами профессионалов и общественности, активно стремящейся к самостоятельности, к единению заданной предметной деятельности и личностных, свободно выраженных потребностей, мотивов, установок, не скованных "внешней целесообразностью", то есть в некой целостности, состоящей из сравнительно разнородных явлений.
Доказано, что творческая деятельность, с одной стороны, объективно задана как закономерно интегрирующая разнохарактерные явления в духовной среде, с другой стороны, зависит от объективных факторов, динамики потребностей, мотивов, личностных установок, долговременноети увлечений, совокупности досуго-вых интересов. Отсюда творческая деятельность населения в условиях досуга представляется сложным, многоплановым, многослойным и противоречивым процессом, на который постоянно влияет множество самых различных факторов, обстоятельств, зачастую не поддающихся измерению и предсказанию. Это относится прежде всего к саморегулирующейся и саморазвивающейся части.
В связи с этим определено влияние объективных и субъективных факторов, детерминирующих духовную жизнь людей и их мотивацию в конкретных условиях места и времени. Выявлена сущность механизмов воздействия локальной социально-экономической и культурно-психологической специфики на коллективное И ЙНДЙВЙ дуальное сознание и действия людей в процессе культурно-досуговой деятельности.
Определены возможности учреждений культуры в мотивационном развитии, применительно к конкретной обстановке, оперировать не только региональными данными, но и вскрывать роль культурно-досуговой деятельности в реализации таких функций культуры, как социальная интеграция и интернационализация, гуманизация общественной жизни, формирование демократического сознания населения.
Впервые обобщен научный опыт современного состояния деятельности учреждений культуры как важнейшего звена формирования мотивационного развития личности.
Такой многоаспектный подход плодотворен и перспективен, ибо он создает реальную возможность для научного осмысления назначения культурно-досуговой деятельности. При этом в центре научного познания оказывается творческий характер деятельности специалистов учреждений культуры, их актива и посетителей. Творческое начало в коммерческой деятельности является основой для постоянного поиска и утверждения новых путей, форм, средств и методов, отрицания изживших свои ресурсы методик подготовки и проведения куль-турно-досутовых программ и инновационных решений. А коммерческая деятельность является второстепенной, своеобразной "подпиткой" творческого процесса.
Разработан процесс формирования социально-ценных мотивов в диалектическом единстве двух сторон: со стороны содержания общей направленности деятельности учреждений культуры и со стороны конкретных способов осуществления творческой и коммерческой деятельности, в единый интеграционный технологический процесс на основе их оптимального соотношения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении целостного процесса культурно-досуговой дея
тельноети, основывающегося на механизме взаимодействия всех компонентов последовательно осуществляемых динамических действий, в деятельность разных типов учреждений культуры, Дворцов, Домов культуры, парков культуры и отдыха, независимо от их ведомственной принадлежности на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности. Полученные материалы, выводы, обобщения, по мнению диссертантки, не локальны по своей значимости, а по целому ряду параметров универсальны.
Материал, собранный и систематизированный в диссертации, может быть использован при теоретической и методической разработке вопросов, связанных с такими сложными феноменами, как управление, программирование и моделирование культурно-досутовой деятельности в районе, микрорайоне.
Исследование позволило вскрыть актуальные проблемы совершенствования деятельности учреждений культуры в свете тех преобразований, которые происходят в нашей стране. В этом плане разработаны методические рекомендации. Всего подготовлено двенадцать материалов, одобренных и рекомендованных Министерством культуры РФ. Автором диссертации разработаны и внедрены новые курсы по кафедре "Экономика и управление", "Основы режиссуры культурно-досуговых программ", "Сценарное мастерство" в Московском государственном университете культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в вузах культуры, институтах повышения квалификации, научно-методических центрах.
На защиту выносятся:
I. Сущность культурно-досуговой деятельности и ее место в духовной жизни общества. Диссертантка представляет ее как систему отношений, сотворчество свободных людей, направленное на содействие саморазвитию личности в культурном, художественном и техническом творчестве. Культурно-досуговая деятельность - это
сложное и динамичное явление духовной жизни, сердцевину которой представляет творческий процесс, состоящий из совокупности специфических компонентов и элементов, где коммерческий компонент является важной составной частью.
Отсюда смысл создания условий для мотивационного развития личности состоит в том, чтобы обеспечить как можно большее число разнообразных культурно-досуговых форм, дающих личности возможность перемены предметных занятий, в определенных ситуациях, где смысл становится конечным субъективным продуктом.
Для динамического развития культурио-досуговой деятельности прежде всего актуально наличие идеалов в обществе, целей и ясности функций учреждений культуры, мотива у личности, пристрастно отраженного в предмете.
П. Суть концепции мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности заключается в непрерывности мотивационного процесса, в котором условия его протекания, предметы, объекты, операции и действия объективируются смысловыми отношениями.
Определение понятий творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры подтвердило четкие различия между ними на основе предметности мотива. В то же время их объединяют общая цель, тождественность задач, что делает их неразрывными компонентами единого технологического процесса в учреждении культуры. Синтез творчества и коммерции - основополагающий признак технологии культурно-досуговой деятельности - базируется на совокупности экономических, социально-педагогических и личностных факторов, интегрируемых в тесном взаимодействии. Соотношение между ними многопланово и динамично. Более существенный эффект достигается в том случае, когда личностные факторы доминируют в творчес ком процессе, поскольку потребности, мотивы, интересы, цели, установки у личности сильнее и подвижнее социально-педагогических и экономических факторов.
Ш. Концепция мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности позволяет регулировать многофакторными, многоцелевыми, многоальтернативными ситуациями, возникающими в жизни. Поэтому мотивационное развитие личности в учреждениях культуры следует строить на ситуационной основе в максимально возможном соответствии с изменениями микро- и макро-социума. Это ставит перед специалистами учреждений культуры задачу перманентного преодоления обыденных представлений и сложившихся стереотипов в содержании, формах и методах профессиональной деятельности, что позволяет постоянно влиять на мотивацию посещения личностью учреждения культуры.
Одно из ведущих оснований технологического процесса в учреждении культуры есть приобщение личности к общечеловеческим ценностям, новым значениям и смыслам, то есть основным "кодам" культуры на основе перцептивно-коммуникативного смыслообразования.
Своеобразную регулирующую роль в восприятии и интерпретации происходящего в учреждении культуры эффективно выполняет образ (представление) желаемого результата, предвидение изменения объекта. В этом плане ассоциативное восприятие происходящего следует рассматривать как творчество, обусловленное активностью воображения (целой гаммой эмоций), возникающих в перцептивно-коммуникативном процессе. При всей сложности и противоречивости этого процесса, он закономерно способствует реанимации феномена творческой деятельности. Творческая деятельность не только обеспечивает "внутреннюю" жизнедеятельность учреждений культуры, но и является фокусом, концентрирующим их внешние взаимосвязи с
другими компонентами системы, в которую входят данные учреждения.
Качественное преобразование деятельности учреждений культуры в условиях нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности, возможности укрепления контактов с любыми организациями, расширение платных услуг, предоставляемых населению, требуют от специалистов учреждений культуры нового экономического мышления, знаний в области финансово-хозяйственной деятельности, умения эффективно оперировать экономическими категориями, овладения маркетингом, рекламой и паблик рилейшнз. Решение этих проблем возможно осуществлять через экономический метод, который позволяет учреждениям культуры достичь самостоятельности в накоплении и расходовании финансовых средств, укреплении материально-технической базы, стимулировании труда сотрудников, переходе на новые формы труда. Экономический метод повышает рентабельность деятельности учреждений культуры за счет мотивационно-стимулирующих форм творческой и коммерческой деятельности.
Гармонизация мотивов посещения учреждений культуры комплексно отражается в творческой и коммерческой деятельности через многообразие эмоций, художественных вкусов людей, их стремление к образному восприятию действительности. Обращение к образному мышлению человека, его помыслам, чувствам, духовным устремлениям, вовлечение населения в культурно-творческий процесс с целью активизации и связанной с ней абсолютизации в понимании мотивов полюса субъективных переживаний значительно облегчает интерпретацию научной концепции диссертации. Отсюда соотношение творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры зависит от степени знания субъектом социально-психологических закономерностей взаимодействия личности и общества, от умения и навыков вовлекать личность в среду художественного отображения ее собствен ного духовного состояния, формируя тем самым мотивационное развитие личности.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация будет состоять из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава: "Теоретические основы мотивационного развития личности в учреждениях культуры", где рассматриваются психолого-педагогические и культурологические основы мотивационного развития личности в учреждениях культуры.
Вторая глава: "Социально-педагогические условия мотивационного развития личности на основе творческой деятельности в учреждениях культуры", где раскрываются творческая, деятельность как феномен мотивационного развития личности в учреждениях культуры, социальные и педагогические условия мотивационного развития личности на основе творческой деятельности.
Третья глава: "Социально-педагогические условия мотивационного развития личности на основе коммерческой деятельности учреждений культуры, в которой дается определение коммерческой деятельности как феномена мотивационного развития личности в учреждениях культуры и определяются социальные и педагогические условия мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе коммерческой деятельности.
Четвертая глава: "Мотивационное развитие личности на основе взаимодействия творческой и коммерческой деятельности в учреждениях культуры" показано управление процессом взаимодействия творческой и коммерческой деятельности, а также психологические аспекты управления процессом мотивационного развития личности в учреждениях культуры и мотивационное развитие личности на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности в учреждениях культуры.
Логика исследования мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности отличается внутренней сложностью и богатством содержания. В литературе о культурио-досуговой деятельности ограничиваются в основном сферой досуга противопоставленной производственной сфере. Диссертантка рассматривает куль-турно-досуговую деятельность не только в сфере досуга, но и производства. В практике организации досуга, культурная деятельность, предполагает поведение человека в сфере общественного обслуживания в условиях учреждения культуры. При этом культурная деятельность обычно понимается как "потребление" или "производство" культурных ценностей.
С точки зрения предмета ориентации, области занятий во внерабочее время традиционно выделялось культурно ориентированное и рекреационно ориентированное поведение, или занятия, ориентированные на сферу культурной деятельности и на отдых.
Однако область досуга это подвижная, изменяющаяся сфера социальных отношений. В настоящее время главным содержанием деятельности учреждений культуры является мотивационное развитие личности. Проблемы мотивационного развития личности в учреждениях культуры приобретают особую остроту именно в создании точных механизмов научного подхода. Ибо очень сложно выяснить сходство или различие личных симпатий и антипатий, своих жизненных, социальных позиций. Другими словами - если есть личностный интерес к посещению учреждения культуры можно говорить о социально ориентированном поведении, а если интерес отсутствует то посещение приобретает уже характер "рекреационно" ориентированного поведения, служит цели отдыха, развлечения.
Иными словами, вопрос о разграничении вышеуказанных мотивов посещения учреждения культуры не относится к числу очевидных.
%
Не так уж часты случаи, когда мотивы поведения и предмет ориентации однозначны.
Предварительный анализ показывает, что посещению учреждения культуры, может предшествовать выработка определенной программы, конкретного перечня занятий или изменения настроения.
Сегодня особенно актуально выделение социально ориентированного поведения или те занятия в сфере досуга, где преобладающим выступает интерес людей к экономическим проблемам.
Итак, в области досуга мотивационном развитии личности можно выделить три направления "предметные занятия" активность, установки людей - культурно-социальное и рекреационно ориентированное поведение и экономически-хозяйственные механизмы реализации первых двух направлений.
Однако сразу отметим, что эти направления могут сосуществовать в пределах каждого типа учреждения культуры.