Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основания социально-культурного развития личности подростка в интеграционной деятельности школьного музея 24
1.1. Теоретические основания социально-культурного развития личности подростка 24
1.2. Генезис школьного музея как социально-культурного института 40
1.3. Социально-культурные основы интеграционной деятельности школьного музея 57
Выводы по первой главе 73
Глава II. Социально-педагогические условия реализации структурно функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея по социально-культурному развитию личности подростка 77
2.1. Социально-культурное проектирование структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея 77
2.2. Организационно-методическое сопровождение интеграционной деятельности школьного музея по социально-культурному развитию личности подростка 93
2.3. Социально-педагогические результаты реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея 107
Выводы по второй главе 126
Заключение 129
Список сокращений 133
Список литературы 134
- Генезис школьного музея как социально-культурного института
- Социально-культурные основы интеграционной деятельности школьного музея
- Организационно-методическое сопровождение интеграционной деятельности школьного музея по социально-культурному развитию личности подростка
- Социально-педагогические результаты реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея
Генезис школьного музея как социально-культурного института
Специфика школьного музея, находящегося на пересечении культуры и образования, заключается не только в приобщении подростков к историко культурному наследию региона, но и созданию в условиях образовательной организации системы комплексного социально-культурного развития личности, обеспечивая передачу и преемственность культурных, социальных, мировоззренческих ценностей.
В процессе исследования истории возникновения и развития сети школьных музеев мы пришли к выводу, что традиция организации музейной деятельности в условиях образовательных организаций уходит своими корнями в античный период (IV-III вв. до н.э.). Истоками появления музеев данного типа могут служить Древнегреческие Мусеи (прим. Написание соответствует авторскому тексту [150]), в частности Мусей Аристотеля, где коллекционирование и экспонирование предметов сочеталось с их подробным изучением и использованием в образовательных целях [150, c. 137]. В работе В.П. Поршнева «Мусей в культурном наследии античности» особо представлено образовательное направление деятельности Мусеев, в стенах которых зародились прототипы современных университетов, научно 41 исследовательских институтов, библиотек, музеев, лекториев [150, c. 12]. Им же описывается и возникший в период античности процесс двухступенчатого обучения в стенах Платоновского Мусея, где происходило «посвящение в таинства» и получение более глубоких знаний. Наглядным обеспечением процесса обучения являлись коллекции и библиотека Мусея [150, c. 147].
В настоящее время в научно-исследовательских работах в области музеологии превалирует точка зрения о несоответствии античного музея, как исторического прообраза, современному музею. Так М.Л. Гаспаров отмечает: «…Музей не был музеем в нашем смысле слова: хранить обломки древних культур греки не любили. Это было место, где шла работа над живой культурой, нечто вроде академии наук пополам с университетом» [36, c. 319]. Данное утверждение подтверждает В.П. Поршнев, но в свою подчеркивает преемственность традиций античного мира представителями Эпохи Возрождения: «…в античном Мусее гуманисты увидели искомый ими тип учреждения, где собирание, хранение и изучение предметов служили бы целям не только эстетического наслаждения, но также исследовательской деятельности, образованию и воспитанию» [150, c. 8]. Тем самым именно в XV веке, благодаря итальянским гуманистам, происходит органичная интеграция «нового» музея в культурное пространство постсредневековой Европы, как архетипа для возрождения светских искусств и наук.
Гуманисты увидели в античном Мусее источник получения новых знаний, способ прикоснуться к историческому и культурному опыту, что привело к обозначению всей системы гуманистического образования термином «музей» [240, c. 7].
В эпоху Ренессанса (XV-XVI вв.) гуманистические идеи европейского общества изменили роль античных музеев, соединив функции использования культурных достижений в целях образования (греческая традиция) и функции сохранения предшествующего культурного опыта (римская традиция). В этот период происходит процесс становления музея как социально-культурного института, отражающего интересы, представления, устои, общественные и культурные отношения в данный исторический отрезок времени. Благодаря развитию образовательных учреждений, музеи становятся востребованными площадками приобретения практических и теоретических знаний. Познавательные и образовательные стремления эпохи Возрождения привели к изменению общественных взглядов на мироустройство, что оказало мощный толчок на развитие исследовательской и просветительской мысли и получило название «Научная революция» [84]. Новые знания, получаемые на основе опыта, требовали создания специальных экспериментальных площадок, объединяющих теорию и практику. Процесс накопления знаний об окружающем мире потребовал собирания типичных и оригинальных ботанических, зоологических, геологических образцов, что привело к появлению естественнонаучных кабинетов. Данные кабинеты открывались при европейских университетах и служили базой для получения знаний в области естественных наук, практических профессиональных навыков. Коллекции кабинетов классифицировались, описывались и сохранялись для последующего использования, что оказало влияние на системный подход к собирательской деятельности музеев, к учету и хранению экспонатов.
Период Нового времени (XVII-XVIII вв.) характеризуется научно-исследовательским подходом к изучению уже самого музея как учреждения и культурного явления. Закладываются основы музеографии [69, c. 6]. Такие западные исследователи, как Т. Беннетт, П. Верго, считают первым теоретико-методологическим трудом по музееведению книгу Й.Д. Майора «Ни к чему не обязывающие общие размышления о художественных и естественнонаучных собраниях» (Киль, 1674г.) [239, 244]. Последующие работы И.Д. Моллера, Л.К. Штурма, М.Б. Валентини, относящиеся к 1704г., обобщили опыт научного описания, использования и хранения музейных коллекций и музеев [239, c. 8]. Данные исследования повлекли за собой появление в научных кругах нового понятия «музеография», предложенного К. Найкелем.
В рамках идеологии эпохи Просвещения, одновременно с утверждением позиций образованности населения, осознается место музея в системе отношений человека с историческим опытом в рамках развития наук и искусств. В данный период происходит активный процесс пополнения музейных собраний и создания публичных музеев, постепенно превращавшихся в доступные учреждения для более широких слоев общества. Появившиеся в тот период музеи (Кунсткамера 1714г., Морской музей 1709г., Эрмитаж 1764г., Коллекция искусств Медичи 1739г., Британский музей 1753г., Лувр 1793г. и др.) и в настоящее время являются величайшими, выдающимися и самыми посещаемыми. В XVIII-XIX веках в изданиях того времени затрагиваются вопросы организации деятельности музеев. Созданная Петром I Кунсткамера – первый российский музей – был передан в ведение Академии наук. Богатейшие коллекции музея, научная обработка и систематизация музейных предметов, научные кадры, обеспечивающие сохранность экспозиций, превратили музей в настоящее научное учреждение [176, c. 49]. Музеи, появляющиеся при высших учебных заведениях, превращались в уникальную самостоятельную учебную, научную и просветительскую структуру, при этом отличительной чертой таких музеев было активное участие в организации учебного процесса и проведении научных исследований на базе музейных коллекций [22]. Задачи воспитательного и образовательного характера высшие учебные заведения реализовывали через привлечение студентов к музейной деятельности. Социокультурная среда эпохи Просвещения органично смогла вписать музей в структуру общественных отношений. В данный период роль музея образовательного учреждения сводилась к предоставлению возможностей развития научной мысли и формированию научного подхода к коллекционированию и учету музейных коллекций.
Научно-технический прогресс XIX века оказал влияние на формирование профильных музеев. Особое внимание уделялось созданию музеев, отражающих революционные достижения науки, техники, традиционных и новых способов производства, что свидетельствовало о значении пропагандистской роли музейных учреждений в сложившихся социокультурных условиях. В это же время активно начинает формироваться группа музеев, ориентированных на педагогическую деятельность, тем самым влияя на развитие просветительской функции данных социально-культурных институтов, закрепляя их социальное и культурное значение в обществе. К концу XIX века образовалась сеть педагогических музеев, принимавших участие в деятельности учебно-воспитательных учреждений, организуя передвижные выставки наглядных пособий, привлекая к своей работе выдающихся ученых педагогов Н.А. Корфа, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других. [154]. В данный период возникает новый подход к формированию музейных коллекций, на первый план выступали не научно-художественные характеристики музейных предметов, а их нравственное и символическое значение как показательной единицы человеческой культуры.
Социально-культурные основы интеграционной деятельности школьного музея
Динамика социокультурного и экономического развития последних десятилетий ставит перед обществом задачи воспитания достойного гражданина Российской Федерации, осознающего личностную значимость в процессах развития своей страны. В данном процессе задействованы все государственные структуры, способные оказывать влияние на внутриобщественные и межличностные отношения. На современном этапе развития общества главная роль в решении данного вопроса отводится современной системе образования, призванной заложить основы межличностного и межкультурного общения, обладающей возможностями и потенциалом создания благоприятной образовательной и воспитательной среды, способной содействовать социально-культурному развитию подрастающего поколения. Именно реализации образовательного потенциала делает возможным воспитание гражданина, обладающего способностью самостоятельной оценки окружающего мира, событий, прогресса и осознанию своего места и роли в социокультурной реальности, планированию своей деятельности в интересах общества. Целью системы образования в данном случае является разработка моделей, позволяющих развивать и реализовывать потенциал формирующейся личности, что указывает на поиск и разработку методов и способов активного включения подростка в образовательный и воспитательный процессы, в том числе благодаря активному включению в процесс познания окружающего мира. В своей работе «Реальность и человек» Семен Франк отмечает: «Всякое человеческое знание – начиная с повседневного знания, лежащего в основе нашей практической жизни, и кончая высшими достижениями и самыми углубленными открытиями науки и философии – отвечает на вопрос: что подлинно есть? каково содержание реальности?» [211, c. 8].
Вопросам поиска новых эффективных путей и средств социально культурного развития личности подростка, посвящены работы многих современных ученых и педагогов (А.В. Мудрик [127,128], В.Н. Мясищев [130], Д.И. Фельдштейн [204-207], С.Н. Чечулина [214], А.И. Юдина [227-230]). Данное направление современной педагогики, актуализируется растущими темпами изменения привычного образа жизни человека, информатизацией современного общества, новыми видами межличностного общения, социально-политическими изменениями. В данном контексте приобретает важность разработка моделей организации образовательного и воспитательного процессов, которые бы смогли отвечать современным запросам общественной жизни и обладали достаточным запасом мобильности, позволяющим совершенствовать педагогическую деятельность, в соответствии с появлением новых социальных и культурных потребностей.
Необходимость разработки структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея обусловлена потребностью активного включения в образовательный и воспитательный процессы социального и культурного окружения подростка с целью поиска путей и средств раскрытия его внутреннего личностного потенциала, оказывающего влияние на дальнейшее социально-культурное развитие личности.
Понятие модели достаточно часто используется в различных сферах научного знания (естественные, социальные, технические науки), что указывает на многоаспектность трактовок данного понятия, поиска путей теоретического и практического применения.
В философском понимании модель – это объект, специально созданный для изучения [210, c. 252]. В философском словаре указывается на существование двух видов моделей – физической и математической и отмечается их практическое значение в основе научно-технической теории и практики. В.А. Штофф дает определение модели как «мысленно представляемой или материально реализованной системе, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [223, c. 19]. Данное понимание подчеркивает потенциал использования модели для изучения объектов, явлений и процессов, не имеющих наглядное, материальное и физическое воплощение, что указывает на возможность применения данного метода научного познания к целому ряду гуманитарных и социальных наук.
Применительно к педагогической науке наиболее полным является определение А.Н. Дахина: «Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм и формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и углубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [51, c. 12].
Для нашего исследования данное определение помогло выстроить структуру модели интеграционной деятельности школьного музея, определить взаимосвязи и отношения с социально-культурным пространством региона. То есть, в нашем случае под моделью понимается не конкретный объект, а сконструированная система взаимодействия различных элементов моделируемого процесса интеграции, учитывающую потенциал, как школьного музея, так и социально-культурного пространства, отражающую условия реализации интеграционной деятельности школьного музея и практическую область применения с целью социально-культурного развития личности подростка. Кроме того, подобная модель в полной мере способна отразить структурно-функциональные связи исследуемого процесса.
Организационно-методическое сопровождение интеграционной деятельности школьного музея по социально-культурному развитию личности подростка
Группа подростков, работающая в направлении проектной деятельности школьного музея, включающей социально-значимые проекты и фондово выставочную работу школьного музея, характеризовалась более высокими показателями критериев социально-культурного развития личности подростка – «Деятельность» и «Социальная активность», средними показателями «Мотивация», «Общение», «Рефлексия» и более низкий показатель «Когнитивность». Данные показатели указывают на наиболее эффективное развитие «самореализации», как одного из компонентов социально-культурного развития личности подростка, что свидетельствует о формировании у подростка социальной инициативности и деятельности. (Рисунок 6.)
Мотивация Анализируя данные, полученные в процессе повторной, заключительной диагностики, и сопоставляя результаты с данными первичной диагностики, нами была отмечена значительная динамика уровня социально-культурного развития личности подростков - участников эксперимента, по всем оцениваемым критериям, что представлено на рисунке 7.
Обобщенный профиль социально-культурного развития личности подростков, после заключительной диагностики
На представленной диаграмме все значения критериев социального развития личности сконцентрировались в области «высокого уровня», с разными количественными показатели, что демонстрирует эффективность выбранной стратегии в подборе организационно-методического сопровождения интеграционной деятельности школьного музея с целью социально-культурного развития личности подростка. В течение трех лет реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея мы получили данные, отражающие эффективность разработанной нами модели, выраженные в росте уровня социального-культурного развития личности подростков - участников эксперимента. На рисунке 8 представлен сопоставительный профиль результатов первичной и заключительной диагностик в сумме показателей всех экспериментальных групп.
В таблице 3 представлена динамика уровня социально-культурного развития личности подростков - участников эксперимента в процентном соотношении результатов первичной (2011г.) и заключительной (2014г.) диагностик, в сумме показателей всех экспериментальных групп и значимом различии между замерами.
Динамика уровня социально-культурного развития личности подростков Критерии социально-культурного развития личности Контрольный замер 2011г. Контрольный замер 2014г. Значимоеразличие междузамерами Показатели роста уровня социально-культурного развития личности подростков – участников эксперимента, являются одним из основных доказательных факторов эффективности реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея с целью социально-культурного развития личности подростков.
Данный результат был достигнут благодаря системному, целенаправленному, институциональному подходу к организации образовательного и воспитательного процессов в рамках реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея. Совершенствование условий и возможностей системы дополнительного образования детей в образовательной организации позволило превратить школьный музей в дополнительную, эффективную учебную и воспитательную структуру.
В процессе реализации направлений деятельности, предусмотренных в структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея, в практике работы школьных музеев города Кемерово появились новые направления работы, предусмотренные в структурно-функциональной модели, как содержательно-функциональный компонент. В ходе эксперимента был проведен анализ периодичности проводимых мероприятий, их частоты и результативности, количества участников и уровень их достижений в ходе реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея. Динамика новых направлений работы школьных музеев г. Кемерово в условиях реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея за период 2011-2014 гг. представлена в таблице 4. Таблица 4 Динамика новых направлений работы школьных музеев г. Кемерово в условиях реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея за период 2011-2014 гг. Направления деятельности Виды деятельности Кол-во мероприятий/кол-во участников 2011/2012 уч.г. Кол-во мероприятий/кол-во участников 2012/2013 уч.г. Кол-вомероприятий/кол-во участников2013/2014 уч.г.
Организациясистемы социального партнерства Организацияи проведениетуристскихпоездок 10/131 44/415 68/676 Организацияи проведениеэкскурсий 25/350 61/915 106/1590 Проектнаядеятельностьшкольногомузея Социально-значимые проекты 14/53 26/194 58/388 Научно-практические конференции 2/60 5/121 8/216 Организация выставок 50/250 69/414 81/567 В ходе эксперимента нами была констатирована тенденция к увеличению числа мероприятий, проводимых школьным музеем, и повышению количества участников подросткового возраста, что положительным образом отразилось на установлении прочных межинституциональных связей школьного музея с социально-культурными институтами региона с целью социально-культурного развития личности подростков. В процессе реализации структурно функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея 120 отмечено увеличение договорных отношений, вариативность социального партнерства и долговременного сотрудничества школьного музея с разнообразными социально-культурными институтами в рамках реализации направлений деятельности, предусмотренных в структурно-функциональной модели. В таблице 5 представлена вариативность институционального взаимодействия школьного музея с социально-культурными институтами региона.
Социально-педагогические результаты реализации структурно-функциональной модели интеграционной деятельности школьного музея
Музеи, создаваемые при образовательных учреждениях, это кладезь исторических, краеведческих, обществоведческих знаний. Они способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к самостоятельным исследованиям и общественно полезной деятельности. Это открывает большие возможности для удовлетворения личностных интересов и формированию коллектива.
Современное понимание исторического процесса позволило изменить отношение к музеям и дало им вторую жизнь. Музеи стали самостоятельными в выборе форм и методов обучения. Педагоги стараются использовать огромный потенциал для разностороннего развития учеников. В современном российском обществе большую ценность приобретают личностные качества человека способного к активному и сознательному участию в социокультурной, политической и экономической жизни своей страны, особенно готовности к самостоятельному жизненному выбору. Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий, а способность к этому формируется в основном в школьном возрасте. В настоящее время выпускникам предоставляется большой выбор профессий, востребованных в современном обществе. Возникает проблема выбора. Для того чтобы помочь школьнику определиться среди такого многообразия профессий и выбрать для себя дело по душе необходимо заранее выявить интересы подростка и познакомить его с подходящими специальностями, направить его.
В данном контексте школьный музей может выступать и в роли профориентационного объединения. Музей здесь это уникальная корпорация, которая открыта для множества профессий. Одной из наиболее известных и популярных является профессия экскурсовода. Данный род деятельности предполагает наличие у человека разностороннего развития (знание исторического и природоведческого материала, ораторские и организационные способности, умение владеть собой и коллективом и т.п.). Экскурсия-это форма образовательной (просветительской) деятельности, комплексное (визуальное, 188 вербальное, эмоциональное) восприятие с целью приобретения знаний и впечатлений, является важнейшей функцией любого музея или туристического предприятия.
Настоящая программа реализуется в рамках исследовательского проекта «Интеграция школьного музееведения, краеведения и детского познавательного туризма» при поддержке Кемеровского государственного университета культуры и искусства на базе.
Программа предназначена для учащихся 6-9 классов общеобразовательных и специализированных школ и рассчитана на 3 года обучения (972 часа).
Цель учебной программы направлена на овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками экскурсионной работы во всех ее проявлениях.
Для реализации поставленных целей и получения желаемого результата предусмотрено решение следующих задач: - изучать историю развития экскурсионного дела в России и за рубежом, содержание экскурсионной работы, функции и признаки экскурсии, роль музеев в экскурсионной работе, методику подготовки экскурсии. Знакомиться с историей развития туризма, его функциями и возможностями. Углублять знания учащихся по истории Кемеровской области. - привлекать школьников к исследовательской деятельности, обучать навыкам работы с литературой, периодическими изданиями, словарями, археологическими и географическими картами, экспозицией и фондами музеев, Развивать культуру рассказа и показа экскурсионных объектов, грамотную речь, артистизм и ораторские способности, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Поддерживать творческую активность. - формировать познавательную активность, коммуникативных навыков воспитывать культуру поведения в общественных заведениях (библиотеки, музеи, вузы), культуру общения, культуру межличностных отношений. Способствовать становлению гражданского самосознания. Формировать интерес к выбору будущей профессии.
В основу программы «Юный экскурсовод» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной работы в музейной деятельности и в туризме. Познание детьми азов профессиональной экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями. Это труд направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.
Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа патриотического воспитания подрастающего поколения. В процессе начального профессионального обучения по программе «Юный экскурсовод» школьники делают первые шаги в изучении культурно-исторического потенциала своего края. На первый взгляд уже привычная для них жизнь родного города. Каждая эпоха в этой истории представлена событиями, личностями, сложившимися традициями. В процессе этого огромного исследовательского труда у ребят формируется понимание значимости тех исторически сложившихся ценностей, которые представлены в прошлом и в настоящем их региона. Собранный материал и приобретенные теоретические и практические навыки и умения являются начальным этапом создания и формирования экскурсионных программ. Программа «Юный экскурсовод» нацеливает ребят на освоение знаний о героическом прошлом России, истории родного края и памятных мест, связанных с пребыванием там деятелей культуры, науки, искусства, о духовных ценностях, о музеях, театре, ораторском мастерстве, экскурсионном деле, которое требует умения владеть собой, прислушиваться к мнению окружающих, демонстрировать свой творческий потенциал.