Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма Верховых, Ирина Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Верховых, Ирина Александровна. Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Верховых Ирина Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2012.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1420

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-патриотическое воспитание как предмет социально-гуманитарного знания и область педагогики 15

1.1. Теоретико-методологические основы историко-патриотического воспитания в современных условиях 15

1.2. Современное состояние и проблемы историко-патриотического воспитания учащейся молодежи 45

1.3. Концепции историко-патриотического воспитания в отечественной гуманитарной мысли как методологическая основа современных воспитательных практик 61

1.4. Педагогический потенциал культурных традиций как средства историко-патриотического воспитания 69

Выводы по первой главе 94

Глава 2. Условия реализации педагогического потенциала самодеятельного туристского объединения в системе историко-патриотического воспитания учащихся 98

2.1. Туристское объединение как социально-педагогическая система и среда историко-патриотического воспитания подростков 98

2.2. Программа историко-патриотического воспитания учащихся в туристском клубе (разработка, внедрение и оценка результатов) 117

2.2.1. Социальная база эксперимента 119

2.2.2. Методологическая основа педагогического эксперимента 122

2.2.3. Порядок проведения и содержание педагогического эксперимента 143

2.2.4. Результаты педагогического эксперимента 152

Выводы по второй главе 161

Заключение 164

Библиография 170

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Интерес к вопросам теории и практики историко-патриотического воспитания молодежи обусловлен его важнейшими функциями в обеспечении культурной целостности и духовно-нравственном развитии личности: овладение национально-культурными традициями, воссоздание общности судеб человека и его народа способствует формированию культурной идентичности, консолидирует социум, рождая в личном духовном опыте чувство со-принадлежности, «подобия духовного уклада» (И.А.Ильин). Особую значимость данное направление педагогики обретает в сегодняшней ситуации, для которой характерно усиление процессов «духовной мутации» молодежи: нарастающая десо- циализация подрастающего поколения, отчуждение человека от корневых основ национальной культуры, утрата «иммунитета» к воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, деформации ее духовно-созидательных начал. На протяжении двух последних десятилетий истори- ко-патриотическое воспитание не входило в сферу государственных приоритетов, при этом уменьшение государственной поддержки образовательных и культурно- досуговых институтов совпало с периодом существенного изменения социокультурной ситуации. Кризис воспитательной составляющей в образовательных моделях обострился на фоне дисбаланса ценностно-нормативных моделей национально-культурной и общечеловеческой самоидентификации, а содержание образования все больше стало ориентироваться на общеевропейские традиции и стандарты. Совершенствованию педагогических практик историко-патриотического воспитания препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего, советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме общественного объединения, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. В условиях самодеятельного путешествия молодой человек оказывается в обстоятельствах, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирование тех качеств, которые не могут быть раскрыты и востребованы в социально нормативных сферах жизнедеятельности. Одновременно с удовлетворением потребностей в отдыхе самодеятельный туризм способствует формированию активной жизненной позиции, проявлению тех человеческих качеств, которые определяют характер отношения к истории, другим людям, своей собственной судьбе. Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью активного досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга как дополнительного пространства инкультурации, социализации и самореализации личности.

В то же время анализ опыта показывает, что педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализуется не в полной мере: в практике образовательных учреждений отсутствуют педагогически обоснованные и экспериментально проверенные методические комплексы по содержанию и организации самодеятельного туризма в целях историко- патриотического воспитания; имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; не выстроена система обеспечения общественного признания результатов поисково-исследовательской деятельности туристских групп и позиционирования общественно-полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия и переориентирует подростков в сферу асоциальных и противоправных форм досуговой активности. Накопленный учреждениями социально-культурной сферы опыт реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций нашел свое отражение в специальных исследованиях, в то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с исто- рико-патриотическим воспитанием в принципиально изменившимся социуме, разработкой условий и технологий реализации педагогических ресурсов культурно- досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма.

Таким образом, основная проблема исследования определяется противоречиями: между объективной необходимостью историко-патриотического воспитания молодежи и отсутствием педагогически эффективных стратегий погружения личности в мир отечественной истории и культуры; между значительным духовным богатством общероссийских и региональных историко-культурных традиций и мерой его востребованности ведущими культурно-образовательными институтами, обеспечивающими социализацию и инкультурацию подрастающего поколения; между педагогическим потенциалом самодеятельного туризма как средства исто- рико-патриотического воспитания и недостаточным осознанием его педагогических ресурсов специалистами культурно-досуговой сферы; между существующей потребностью учреждений образования и культуры в компетентных руководителях досуговых объединений поисково-исследовательского характера и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, ее неспособностью обеспечить данную сферу практики квалифицированными руководителями, сочетающими специальные знания, высокую социально-психологическую культуру и педагогическую квалификацию.

Актуальность проблемы, а также недостаточная ее теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования - изучить педагогические ресурсы самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания учащейся молодежи и обосновать условия их практической реализации.

Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:

  1. Исследовать историко-патриотическое воспитание как предмет социально-гуманитарного знания и область педагогики.

  2. Охарактеризовать современные проблемы и задачи историко- патриотического воспитания молодежи.

  3. Выявить методологический потенциал осмысления феномена патриотизма и историко-патриотического воспитания в отечественной гуманитарной мысли.

  4. Раскрыть педагогические ресурсы самодеятельного туризма в системе ис- торико-патриотического воспитания учащейся молодежи.

  5. Обосновать педагогические возможности самодеятельной туристской общности как вида досуговой деятельности и условия их практической реализации.

  6. Разработать и апробировать программу историко-патриотического воспитания учащихся на базе самодеятельного туристского клуба поисково- исследовательской направленности.

Объект исследования - историко-патриотическое воспитание молодежи в современной ситуации; предмет - педагогические условия реализации потенциала самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащихся.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическими ориентирами исследования стали работы, в которых охарактеризованы функции культурного наследия и раскрыта роль традиций, изложены исходные принципы дея- тельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, выявлена ее сущность и определены функции в жизнедеятельности человека и общества (В.С.Библер, И.М.Быховская, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.М.Межуев, Э.А.Орлова, В.Н.Топоров, А.Я.Флиер). Проблемы формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в ряде фундаментальных работ Л.П.Буевой, А.С.Запесоцкого, Н.П.Дубинина, Ю.Н.Давыдова, Н.С.Злобина, И.И.Резвицкого. Культурно-антропологическая методология исследования образовательных и воспитательных систем, трактующая подростка как активного субъекта жизнедеятельности, содержится в работах Е.В.Бондаревской, А.П.Валицкой, Л.И.Новиковой, Е.П.Тонконогой; механизмы и условия социализации молодежи отражены в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, А.В.Петровского, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна; роль социально-культурной среды в развитии личности показана в работах В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, Л.Ю.Сироткина. В решении поставленной проблемы автор опирался на исследования по гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, Н.С.Розов); труды по педагогической аксиологии (В.В.Веселова, В.В.Горшкова, В.А.Караковский, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров); концептуальные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); синергетические идеи, утверждающие приоритет духовности в моделях воспитания (М.В.Богуславский, Н.И.Селиванова); исследования, в которых представлены перспективные организационно- педагогические концепции управления развитием воспитательных систем (И.А.Колесникова, О.Е.Лебедев, Л.И.Новикова, Е.П.Тонконогая); работы по методологии и политике сохранения национально-культурных традиций (Г.Г.Дадамян, О.Г.Генисаретский, А.П.Марков, С.В.Шишкин); теоретические и прикладные вопросы оптимизации досуга детей и подростков на материале культурных традиций (М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, Б.А.Титов, В.Е.Триодин).

Философско-культурологические аспекты патриотического воспитания от- раженої в работах отечественных ученых Е.П.Белозерцева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева и др. В педагогической плоскости проблемы автор опирался на работы, в которых обоснованы: принципы и методы патриотического воспитания, особенности и условия воспитания ценностей патриотизма во внеурочной деятельности (А.Г.Голев, Г.А.Тимуршина, В.Н.Устякин); пути совершенствования патриотического воспитания студентов (Л.В.Гужова, Н.В.Ипполитова); содержится анализ опыта патриотического воспитания в России (С.И.Беленцов, И.В.Петухова, Р.Л.Рождественская). В кандидатских диссертациях последних лет исследованы проблемы патриотического воспитания школьников в системе дополнительного образования (В.М.Дубровин), педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности молодежных образовательных центров (Н.Н.Дубинина), условия эффективности военно-патриотического воспитания учащихся с учетом традиций сибирского казачества (В.Г.Визер), особенности патриотического воспитания подростков-гимназистов средствами национальной культуры (Л. И Ляшко). В контексте теории социально-культурной деятельности педагогические возможности досуговых объединений как среды формирования личности и средства исто- рико-патриотического воспитания учащихся рассматривались в работах Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова, Б.А.Титова, А.А.Сукало, В.Е.Триодина, Н.Н.Ярошенко. Педагогический потенциал самодеятельного туризма в стимулировании социально-культурной активности личности исследован в диссертационных работах П.И.Истомина, А.А.Остапца-Свешникова, М.А.Швецовой. В указанных работах вскрыты закономерности, этапы и технологии историко-патриотического воспитания; охарактеризованы социально-педагогические стратегии развития личности на базе ресурсов социально-культурной деятельности; определены возможности культурных традиций как фактора личностной идентичности; раскрыты механизмы и условия социализации и самореализации в рамках общественного объединения. Однако в спектре изученных проблем: очевидно недостаточное теоретическое осмысление тех аспектов, которые связаны с реализацией ресурсов самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащихся; социально-культурный контекст последних лет требует адаптации разработанных ранее воспитательных концепций с учетом специфики сегодняшней ситуации.

Изучение теории и истории вопроса, анализ реальной политики и деятельности учреждений дополнительного образования и досуга в сфере историко- патриотического воспитания молодежи позволили сформулировать гипотезу исследования:

    1. Утверждение образа жизни молодого человека с доминированием ценностей патриотизма и гражданственности предполагает гармонизацию процессов формирования национально-культурной идентичности личности и воспитания межкультурной толерантности.

    2. Значительные педагогические ресурсы в системе историко- патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов.

    3. Эффективность историко-патриотического воспитания учащихся можно существенно повысить на базе педагогической методологии: востребующей чело- векотворческие ресурсы отечественной культуры; интегрирующей педагогический потенциал самодеятельного туризма и возможности досугового объединения как оптимальной среды стимулирования социально-значимых форм личностной активности.

    Методология исследования базируется на единстве культурологического и социально-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Теоретическую основу исследования составили современные философско- культурологические и педагогические концепции образования, воспитания и развития личности, ее социализации и самореализации на базе ресурсов социально- культурной деятельности. Автор опирается на понимание культуры как материальной и духовной среды обитания, «внегенетического механизма» наследования социального опыта, духовного «генофонда», мера востребованности которого определяет профессиональную состоятельность и личностное развитие молодого поколения. Историко-патриотическое воспитание молодёжи в процессуальном и результативном аспекте рассматривается в качестве комплексного ценностно- нормативного и поведенческого образования, опирающегося на духовно- нравственное развитие личности, формирование национально-культурной идентичности, гражданственности и толерантности. Ресурсами историко- патриотического воспитания учащейся молодежи являются: духовная самобытность национальной культуры и отечественные традиции патриотизма и служения Родине; специфика российской идентичности, которая формировалась на базе общенациональных духовно-нравственных ценностей и общей исторической судьбы народов; образ ментальности, в структуре которой лидируют такие личностные качества как самоотверженность, служение, самоотдача.

    Экспериментальная база исследования: ГОУ среднего профессионального образования «Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга». В формирующем педагогическом эксперименте было задействовано 86 участников самодеятельного туристского объединения «Факел» и 118 учащихся четырех групп первого курса РКТК. В состав контрольной группы входили 155 учащихся ГОУ РКТК и ГОУ «Профессиональное училище №230».

    Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении шести лет. На первом этапе (2006-2007г.г.) была разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы, были изучены педагогические возможности самодеятельного туризма в системе историко-патриотического воспитания учащейся молодежи. На втором этапе (2008-2010) на базе «РКТК СПб» под научным руководством автора была разработана и реализована программа деятельности туристского клуба поисково-исследовательской направленности «Факел»; обобщен полученный в результате исследования материал; проведена проверка исследовательских гипотез; выявлены направления и педагогические условия реализации традиций в историко- патриотическом воспитании личности учащегося. На третьем этапе (2011г.) проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические позиции и экспериментальные выводы, разработан организационный механизм практического внедрения концепции и программы реализация педагогического потенциала самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания.

    Эмпирическую базу исследования составили: материалы социологических, психологических и педагогических исследований по проблемам историко- патриотического воспитания учащейся молодежи; программы реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма, разработанные и осуществленные на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других городов России; результаты проведенного под руководством автора комплексного социально- педагогического исследования.

    Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности туристских самодеятельных объединений; психолого-педагогические методы исследования (включенное наблюдение, интервьюирование, беседы, изучение опыта учебно- воспитательной деятельности в условиях ГОУ среднего и профессионального образования); социально-педагогический эксперимент, основанный на применении современных методов педагогического проектирования, прогнозирования и моделирования воспитательного процесса. При обработке данных использовались методы статистического и корреляционного анализа, контент-анализ, факторный анализ для выявления личностных качеств, фиксирующих предпосылки гражданского развития личности и интериоризации ценностей патриотизма.

    Научная новизна исследования состоит в том, что в результате комплексного социально-педагогического анализа самодеятельного туризма и выявления его педагогического ресурса в системе историко-патриотического воспитания:

        1. раскрыта сущность историко-патриотического воспитания, его стратегическая педагогическая задача, заключающаяся в содействии многоуровневой личностной идентичности в гармонии с формированием ценностно-нормативных и поведенческих основ культуры толерантности;

        2. дана трактовка национально-культурной идентичности как условия и критерия историко-патриотического воспитания - системного качества личности, формируемого на рефлексивном, духовном и поведенческом уровне и отражающего меру включенности личности в ценностно-нормативный мир культуры, способность к пониманию и конструктивному взаимодействию с представителями других культур и носителями иных мировоззренческих моделей;

        3. обоснована ценностно-нормативная и поведенческая модель патриотически ориентированной личности, системно объединяющая в качестве своих составляющих национально-культурную идентичность, духовность, гражданственность и толерантность;

        4. выявлена специфика и условия реализации педагогического воздействия механизма идентификации личности участника туристского объединения с референтными образами, персонифицирующими духовно-нравственные ценности любви к отчеству, служения Родине, готовность к самопожертвованию;

        5. разработана педагогическая стратегия историко-патриотического воспитания учащихся путем реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма, предполагающая целенаправленное и поэтапное решение задач в рамках трех приоритетов: познавательного, наращивающего блок знаний истории и традиций региональной культуры; аксиологического, способствующего культурной идентификации путем освоения общенациональных ценностей и моделей мировосприятия; проектно-деятельностного, предполагающего освоение культурных практик, связанных с поисково-исследовательской работой, организацией культурно- просветительных мероприятий и акций социально-значимого характера;

        6) разработаны условия историко-патриотического воспитания на базе реализации педагогических возможностей самодеятельного туризма путем: оптимизации социально-психологической клубной среды; включения учащихся в поисково- исследовательскую деятельность; стимулирования социально значимой мотивации участия в работе объединения.

        На защиту выносится:

              1. Концепция историко-патриотического воспитания на базе педагогических ресурсов самодеятельного туризма: а) опирающаяся на понимание воспитания как целостного процесса формирования ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов личности учащегося; б) востребующая воспитательный потенциал национально-культурных традиций как «духовного кода» культуры; в) гармонизующая процессы формирования национально-культурной идентичности с ценностной составляющей и поведенческими атрибутами толерантности. Теоретико-методологическую основу концепции составили: гуманистическая парадигма в педагогике, выступающая мировоззренческой основой оптимизации условий историко-патриотического воспитания; трактовка поисково- исследовательской деятельности участников туристского клуба как педагогической системы и пространства социализации и самореализации личности; базовые педагогические принципы, позволяющие востребовать воспитательный потенциал самодеятельного туризма; трактовка самоорганизующейся модели клубной жизни как среды формирования лидерских качеств учащихся и способа самореализации личности; приоритеты историко-патриотического воспитания в туристском объединении, предполагающие развитое национально-культурное самосознание, идентичность и межкультурную толерантность.

              2. Обоснование туристского клуба как оптимальной среды и социально- педагогической системы, эффективно решающей задачи историко- патриотического воспитания за счет: взаимодополнения видов коллективной деятельности (поисково-исследовательской, познавательной, ценностно- ориентационной, коммуникативной, преобразовательно-творческой и культурно- просветительной), в совокупности обеспечивающих целостное развитие, самореализацию и признание личности учащихся со стороны значимого окружения; оптимальной социально-психологической среды развития личности; расширения мировоззренческого контекста историко-патриотического воспитания, обеспечивающего национально-культурную идентичность и успешную социальную интеграцию личности.

              3. Принципы оптимизации воспитательного процесса в туристском объединении: личностно-ориентированная направленность педагогического процесса, предполагающая учет индивидуальных особенностей и личностных проблем учащихся, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности учащегося, элементами которой выступают: культурные ценности и нормы, формы и способы общения, значимые события и символы; поликультур- ность, сочетающая патриотизм с интернационализмом, ориентирующая участников туристского клуба на понимание своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям своего народа; самодеятельность, позволяющая максимально развить и реализовать личностные потенциалы учащихся, используя возможности досуговой деятельности, востребовать педагогический потенциал коллективного творчества; проектная направленность педагогического процесса, его ориентация на формирование и реализацию перспектив развития личности, информационно-технологическое оснащение жизненных стратегий учащихся.

              4. Система критериев историко-патриотического воспитания членов туристского клуба: 1) ценностно-нормативный блок, включающий устойчивость и органичность ценностей патриотизма в структуре духовного мира личности; морально-этическую окраску ориентаций, их связь с базовыми экзистенциальными ценностями; 2) информационно-познавательный блок: знания об истории своего края, судьбоносных для «малой родины» и России исторических событиях; уровень информированности об основных составляющих гражданской культуры; 3) личностный блок: осознанная национально-культурная идентичность личности; социально ориентированный тип коммуникации; личностная ответственность; проектная культура учащихся, понимаемая как способность правильно вычленять социально значимые проблемы, ставить задачи и находить конкретные пути их решения; поведенческий блок: социально-значимая мотивация поисково-исследовательской активности; гражданская активность личности; включенность культурных норм и традиций в повседневную жизнь человека.

              5. Программа деятельности туристского клуба «Факел» как социально- педагогической среды реализации воспитательного потенциала самодеятельного туризма. Задачи программы: формирование осознанной национально-культурной идентичности личности в гармонии с культурой толерантности; интеграция в структуре духовного мира личности ценностей патриотизма с базовыми экзистенциальными потребностями личности; социализация учащихся через освоение основного репертуара социальных ролей; индивидуализация личности путем создания условий для развития творческих способностей и самореализации личности; повышение социальной значимости в структуре досуговой мотивации; формирование личностной ответственности и способности к проектной деятельности. Технологической основой организации туристского клуба стал системно-деятельностный подход, утверждающий единство информационно-просветительного, поисково- исследовательского и творческого аспектов совместной деятельности. Содержание деятельности было оформлены в виде трех модулей, легко адаптируемых к специфике возраста и с учетом характера решаемых проблем: информационно- познавательный и ценностно-ориентационный модули были направлены на изучение традиций отечественного патриотизма, национально-культурных особенности региона и включали дискуссионные формы самопознания личности учащихся, самосознания себя как составной части национально-культурной общности «мы»; поисково-исследовательский осуществлялся в рамках туристской деятельности клуба «Факел»; проектно-деятельностный модуль формировал ценности патриотизма путем включения участников клуба в различные виды социально-культурной деятельности.

              Теоретическая значимость исследования, обоснованы педагогические возможности самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания, определяемые природой самодеятельного путешествия, коллективным характером поисково-исследовательской активности, воздействием на членов клуба референтных образов значимых личностей, созданием условий для социального признания результатов путешествий; разработаны организационно-педагогические условия историко-патриотического воспитания в самодеятельном туристском клубе, обеспечивающие в комплексе развитие организаторских, поисково- исследовательских и творческих способностей учащихся. Полученные результаты способствуют расширению педагогических возможностей самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания учащихся. Условия реализации педагогического потенциала туристского клуба и принципы оптимизации воспитательного процесса концептуализируют теоретическую базу совершенствования воспитательных практик в сфере досуга. Теоретические выводы расширяют представление о педагогических ресурсах данного феномена и создают предпосылки для его дальнейшего изучения. Разработанная и внедренная программа истори- ко-патриотического воспитания на основе реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма может быть использована в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования.

              Практическая значимость исследования.

                      1. разработана программа историко-патриотического воспитания, опирающаяся на педагогические ресурсы туристской самодеятельной общности, включающая теоретико-методологическое, целевое, содержательное и технологическое оснащение педагогического процесса и обеспечивающая, соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности специфике возраста; стимулирование культуротворческой и социально значимой деятельности учащихся;

                      2. определены методы педагогического стимулирования социально значимого характера поисково-исследовательской деятельности как предпосылки истори- ко-патриотического воспитания;

                      3. адаптирована к специфике самодеятельного туризма технология реализации педагогического потенциала, опирающаяся на эффект идентификации личности участника объединения с референтными образами, персонифицирующими ценности патриотизма, гражданственности и толерантности;

                      4. обогащена и дополнена существующая методика руководства самодеятельным туристским клубом за счет востребованности традиционных воспитательных практик и внедрения новых педагогических технологий, направленных на повышение эффективности историко-патриотического воспитания, создание условий для самовыражения, самоутверждения и признания участников туристского клуба, расширение содержательного многообразия коллективной деятельности и включение участников в более широкий социально-культурный контекст;

                      5. разработан пакет методических рекомендаций по созданию условий реализации потенциала самодеятельного туризма как средства историко- патриотического воспитания, целенаправленному формированию коммуникативного пространства, позволяющий руководителям туристских клубов своевременно фиксировать уровни историко-патриотического воспитания учащихся и целенаправленно оптимизировать условия внутриколлективной деятельности и признания со стороны социокультурной среды. Условия и механизмы реализации воспитательного потенциала поисково-исследовательской деятельности могут быть использованы в процессе оптимизации деятельности туристских объединений поисково-исследовательской направленности. Разработанные и апробированные условия реализации педагогического потенциала самодеятельного туризма положены в основу методических рекомендаций, адресованных руководителям учреждений культуры, лидерам туристских клубов. Результаты исследования использованы в процессе подготовки студентов на факультете семьи и детства при СПбГУКИ; на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов социально- культурной сферы, педагогов-организаторов образовательных учреждений и организаторов объединений клубного типа.

                      Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась современной педагогической методологией; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; соотнесением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; длительным характером педагогического эксперимента и возможностью его повтора; четкостью методологических оснований и проектной культурой опытно-экспериментальной работы.

                      Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: а) опубликование теоретических положений и выводов исследования (6 публикаций, в том числе две статьи опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК); б) участие в восьми научно-практических городских, всероссийских и международных конференциях; доклады на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности СПбГУКИ, перед педагогами школ и учреждений дополнительного образования; в) апробация разработанной автором программы в процессе организации туристского клуба «Факел» на базе «РКТК» (Санкт-Петербург); г) педагогическая деятельность автора в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на факультете культуры семьи и детства.

                      Структура работы. Диссертация: состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

                      Теоретико-методологические основы историко-патриотического воспитания в современных условиях

                      Историко-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию и развитию личности как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обладающей высоким патриотическим сознанием и чувством верности своему Отечеству. С одной стороны, данное направление воспитания осуществляется по общим законам педагогики, с другой, выступая частью этнокультурной педагогики и выстраиваясь на соответствующем материале, оно обладает специфическими чертами.

                      Воспитательный процесе не всегда доступен педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, диекретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери . Выявление этих особенностей воспитания - специальная исследовательская задача не только для ученого, но и для педагога-практика, если воспитание понимается как оказание педагогической поддержки становлению личности ребенка. При конструировании воспитательного процесса возрастает значимость требования обоснованного выделения функций процесса для построения его модели. Состояние воспитательного процесса может быть описано с точки зрения его целостных характеристик (описания личностного свойства как целостного объекта, выделенного из более широкой системы, из среды); функций в более широкой системе, в которую он входит на правах ее элемента; системного представления самого качества или свойства, формирование которого рассматривается, через выделение его элементов (компонентов или составляющих) и внутренней структуры.

                      Сложности проектирования педагогического процесса определяются характером объекта воздействия. Становление личности - это процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери3. Выявление этих внутренних механизмов и особенностей воспитания - серьезная исследовательская задача не только для ученого, но и для педагога-практика, если воспитание понимается как оказание педагогической поддержки саморазвития личности.

                      В педагогике выделяют несколько уровней сформированности целостности личности старшеклассников; разрозненность элементов системы, отсутствие устойчивых связей между ними, когда нет сложившейся структуры - система ведет себя случайным образом, непредсказуемо, велика ее зависимость от условий внешней среды; появление связей между группами элементов в системе: в ней образуются как бы фрагменты структуры, устанавливаются причинно-следственные связи, поведение системы становится предсказуемым в определенных ситуациях, но остается неустойчивым; формирование связей между всеми элементами системы, выстраивание ее внутренней структуры: поведение системы становится более устойчивым, проявляется (хотя бы на уровне тенденций) в большинстве жизненных ситуаций. Это уровень связного целого, однако, система еще неустойчива, ее структура с большой степенью вероятности может быть разрушена внешними воздействиями; связи между элементами системы становятся устойчивыми, выстраиваясь в иерархическую структуру. Это стадия саморазвития системы, когда определяющее значение приобретают внутренние факторы ее развития, а внешние отступают на второй план, когда система включает освоенную среду в качестве элементов своей структуры.

                      Выделение уровней развития целостности личности открывает возможности для разработки критериев, показателей определения степени сформированности личности и отдельных ее свойств. Целостность воспитательного процесса означает, что формирование отдельных свойств личности, индивидуальности или качества человека не является его составляющими, их становление - отдельные грани, стороны, функции единого процесса возрастания субьектности, становления антропологического пространства личности. С позиций целостного подхода к воспитанию при моделировании процессов формирования отдельных личностных свойств речь должна идти не о структуре этих процессов внутри воспитательного процесса, а о структуре его функций. В связи с этим становление человека как объекта воспитания рассматривается как преобразование его внутренних состояний, переход от одного состояния (когда, например, стимулируется активность несложного комплекса свойств личности) к другому (когда стимулируется активность более сложного комплекса свойств личности). Эти переходы осуществляются внутри каждой воспитательной ситуации и при переходе от одной ситуации к другой, от одного этапа, стадии движения процесса к другому этапу, стадии.

                      Грамотный прогноз, основанный на понимании закономерностей развития личности, и базирующееся на этом прогнозе проектирование профессиональной деятельности - характерные черты процессуального подхода в воспитании. При этом важно, что с выбором пути в точках ветвления (точках бифуркации), проявляет себя некая предопределенность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего в соответствии с грядущим порядком. Будущее существует в личности как направленность ее развития, ...как желание выразить себя в определенной деятельности .

                      Педагогический процесс предстает в виде модели, которая должна отобразить структурно целостность процесса и дать описание алгоритма, условий и средств его протекания. Структура - это строение процесса в разрезе, в каждый момент движения; структура движения - это преобразование состояний процесса по ходу его движения . Когда мы говорим о воспитании как о процессе становления человеческого качества, закономерно возникает проблема прогнозирования его результатов. Грамотно выстроенный эксперимент, основанный на понимании закономерностей развития личности и базирующееся на прогнозе результатов воздействия - характерные черты процессуально-проектного подхода в педагогике. Видение результатов во многом определяет содержание и формы воспитательных воздействий. Дело в том, что настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего в соответствии с грядущим порядком. При этом важно что, хотя путей эволюции (целей развития) много, но с выбором пути в точках ветвления (точках бифуркации) проявляет себя некая предопределенность, преддетерминированность развертывания процессов. Применительно к личности будущее существует как направленность ее развития, ...как желание выразить себя в определенной деятельности6. Главное в личности - независимость от прошлого, как это можно проследить во взглядах представителей бихевиоризма и фрейдизма, а жизнь в настоящем и движение в будущее, предполагающая реализацию индивидом своих личностных потенциалов, его самоактуализацию, т.е. реализацию своих потенций, способностей и талантовп. Видение будущего фиксируется в целях и обеспечивается интенциональным характером педагогических усилий. Педагог, оказывающий воспитательные воздействия, должен предвидеть результат, прогнозировать ход процесса. Понимание интенциональной природы процесса становления субъектности повышает результативность воспитания, делает его целостным и предсказуемым.

                      Алгоритмический характер воспитания не исключает его ситуативности. Воспитание - это взаимосвязанная цепь воспитательных ситуаций, именно эта особенность становится дополнительным фактором сложности проектирования воспитательного процесса. Процесс возможно понять лишь как смену состояний, положений или ситуаций. В этом отношении ситуация есть связность деятельности и выстроенных в ней объективаций, горизонт, организующий различные объектные и процедурные представления в содержательное единство. В ситуации представлена интенциональная сторона процесса - субъектность взаимодействующих сторон; она обладает определенностью формы как ситуация самоопределения; в ней представлены механизмы управления процессом через систему ценностей; наконец, -смыслообразование, как результативный аспект процесса. В этом отношении правомерным представляется выделение в качестве единицы воспитательного процесса воспитательного цикла как ценностно-смыслового обмена воспитательными потенциалами. С другой стороны, ситуация является единицей содержательной структуры исследуемого процесса. Ведь ничего иного, кроме смены ситуаций, в воспитательном процессе не наблюдается, следовательно, лишь по ситуации мы можем судить о названных выше характеристиках процесса, о его внутренних источниках, движущих силах и т.д. Именно ситуация как типичное для каждого этапа становления человека сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, определяет динамику воспитательного процесса и возникновение психических новообразований.

                      Воспитательная ситуация в модели процесса конкретизирует схему трансляции культуры. В этом отношении модель воспитательной ситуации, представляет собой структуру самого события воспитания. Передача культуры - это лишь внешняя сторона воспитания, собственно воспитательное отношение - это создание личностно-развивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субьективирования, т.е. выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности .

                      Педагогический потенциал культурных традиций как средства историко-патриотического воспитания

                      Проблематика традиции лежит в русле ключевых проблем теории общества, но его теоретическая разработка вызывает значительные трудности. Здесь налицо неопределенно-огромное многообразие явлений, подводимых под понятие традиции. Налицо склонность отождествлять традицию с культурой вообще. Понятие традиции идеологически перегружено и эмоционально перегрето, обладает высоким ценностным напряжением82, оно «излучает метафизический пафос»83. Вызывая у всех сильные эмоции, положительные или отрицательные, такие понятия совершенно безотчетны, они обозначают либо все вообще, либо вообще ничего не обозначают. Поэтому теоретическая разработка проблемы требует полидисциплинарных усилий в мире узкоспециализированного научного познания.

                      Этимологически термин традиция означает передачу. В родном языке точное значение термина - это предание84. В словарных и энциклопедических статьях традицию, как правило, связывают с проблематикой наследования, интегрируя в это понятие объекты, способы и механизмы наследования, а также унаследованное содержание. Указывается значение традиции в обеспечении устойчивости культуры, отмечается, что роль традиции особенно велика на первоначальных ступенях развития общества и уменьшается по мере прогрессивного развития. В отношении понятия традиции продолжает господствовать установка, сформированная в рациональном дискурсе Нового Времени и закрепленная в массовом идеологическом сознании усилиями Просвещения85, когда формируется бинарная оппозиция традиции и современности, при этом традиция исключается из рационального опыта. В эпистемологии традиция трактуется как знание, не подтвержденное собственным опытом познания. В антропогуманитарном праксисе, содержанием которого является созидание человеком собственной социальности, деятельность, направленная на совершенствование, связана с преодолением традиционности и с деконструкцией рамок традиционного сообщества, по определению узких и неизбежно стесняющих человека86.

                      В обширной литературе по проблематике модернизации оппозиция традиции и современности строится по универсальной схеме преодоления традиции. Либерализм как историческая индивидуальность претендует на то, что предложенный им принцип самоорганизации общественной связи носит универсальный характер, в силу чего либерализм способен переопределить на своих основаниях все иные исторические индивидуальности. В течение всего XX века активно преобразуются способы самоорганизации, заложенные в основании различных культур. Это процесс модернизации, и он двояк. С одной стороны, это процесс вхождения в мировую цивилизацию для ряда новых стран; в аспекте трансформаций самосознания он осуществляется в парадигме преодоления традиции и освоения установки на современность. С другой стороны, это освоение культурных ресурсов традиционных обществ, осуществляемый в парадигме игровой цивилизации.

                      В отечественной словарной и энциклопедической литературе понятие традиции раскрывается, как правило, в ключе понятий классической социологии и связывается с проблематикой общественного наследования. Так, в словаре «Культурология XX век» понятие традиции определяется как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени87. Традиция включает в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследования и способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в извеетной мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.

                      Теоретический взгляд классической социологии доминирует в целом ряде отечественных работ 70-90 гг. Традиция рассматривается как сгусток социального опыта, а ее функциональную модель раскрывается через связь функций накопления, передачи социального опыта с функцией социальной регуляции, причем на первое место выдвигает социально-регулятивную функцию традиции88. Подчеркивается связь функций накопления и передачи: Движение истории невозможно без накопления и активной передачи достижений культуры новым поколениям, без их активного образования и воспитания, критического усвоения духовного наследия минувших поколений. Функции накопления и передачи органически связаны между собой и обусловливают друг друга. Накопление социального опыта, культурных и нравственных ценностей, неотделимо от передачи этих ценностей. Насколько совершенны способы передачи, настолько богато содержание традиций. Разрыв в механизме передачи ведет к исчезновению традиций, к утрате веками накопленного oпыта89. Отмечена связь трех функций традиции в основных сферах жизни общества - в материальной жизнедеятельности, в социальной сфере, в духовной жизни общества. Традиция в процессе эволюции представляется как исторически изменчивый феномен. Моделирование изменений осуществляется посредством анализа социально-регулятивной функции традиции.

                      В докапиталистических обществах важнейшая функция традиции - это социальный контроль. Передача социального наследования выступает как овладение традицией и совершается путем приучения, которое носит непосредственно практический характер, без всякого нормативного обоснования. На долю индивида достается лишь реализация установленных стереотипов поведения, поскольку вековой обычай уже все урегулировал. Способы, которыми человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, которые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определены с точностью. На долю индивида достается одно: воспринять их, воспроизводить неукоснительно и передать неизменными следующему поколению.

                      Фундаментальным качеством человеческого бытия является способность создавать и наследовать культурные произведения. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает, таким образом, как универсальная характеристика человеческого способа быть90. Способ наследования - это исторически изменчивый феномен. Если ряд авторов, в том числе и авторы энциклопедических статей, склонны ограничивать понятие традиция закономерностями наследования в родовых обществах, отмечая уменьшение значения традиции по мере включения способов трансляции культуры, характерных для цивилизации, то другие применяют это понятие к процессам наследования в культуре на всем протяжении человеческой истории, сосредоточивая внимание на познании характера изменений в способах наследования. В этом типологическом понятии отображаются закономерности наследования в современном обществе, располагающем цивилизационными способами трансляции культуры - письменностью, государством, институтами науки и образования. Эта проблема становится центральной в обобщающей работе Ежи Шацкого, который предпринимает систематическое обобщение теоретической дискуссии по проблеме понятия традиции, состоявшейся в польской литературе в 60-е годы, привлекая англо-американскую литературу91. В современности традиция выступает и как факт общественного бытия, и как факт общественного сознания. В силу этого необходимо различать два тесно связанных, но различных предмета теоретического осмысления - традицию как культурно-исторический факт, и традиционализм как ценностное отношение к традиции, также выступающий культурно-историческое явление идеологического характера. Процессы наследования в обществе современного типа отличаются следующими особенностями: создание, восприятие и интерпретация письменного текста разбивает монолитное единство прошлого и создает множественность в его восприятии, возможность выбирать прошлое. В социально дифференцированном обществе трудно говорить о какой-то одной традиции всего общества - один и тот же индивид может входить в разные социальные группы и различным образом быть связанным с разным групповым прошлым, с разными традициями. Механизм сохранения прошлого в памяти состоит в том, что человек постоянно реконструирует его заново, исходя из опыта социальной группы, к которой он принадлежит.

                      Туристское объединение как социально-педагогическая система и среда историко-патриотического воспитания подростков

                      Туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и педагогические возможности, он является важным фактором физического, экологического, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Условиями историко-патриотического воспитания в туристском объединении являются: усиление мотивации и симулирование социально значимых форм активности участников клуба; ролевое многообразие в объединении, позволяющее членам клуба реализовать себя в тех видах деятельности, которые максимально полно соответствуют личностным особенностям; реализация историко-культурного потенциала музеев и других учреждений культуры музейного типа; многообразие культурно просветительных мероприятий, обеспечивающих общественное признание результатов поисково-исследовательской деятельности. Высоким гуманистическим, воспитательным и культурным потенциалом обладают организационные формы туризма, основанные на взаимосвязи собственно путешествий, поисково-исследовательской деятельности и элементов искусства. Нередко культурно-туристские слеты (фестивали, праздники, шоу и т.д.) имеют как туристскую, так и культурную программу. Используются такие акции и мероприятия как конкурсы и выставки, культурно-туристские слеты, -выставки и конкурсы произведений искусств (картин, скульптур, фотографий, литературных и музыкальных произведений и т.п.), коллекций, изобретений и др. творческих работ, авторами которых являются туристы; конкурсы среди туристов на лучшее исполнение песен, музыкальных произведений, пантомим; выставки и конкурсы произведений искусств на туристскую тематику, коллекции, изобретения, связанные с туризмом, авторами которых являются художники, музыканты, фотографы, коллекционеры, изобретатели; конкурсы певцов, музыкантов, актеров и т.д. на лучшее исполнение песен, музыкальных произведений, театральных сценок, пантомим на туристскую тематику. Самодеятельный туризм уникальное социально-культурное явление, выполняющее функции социализации, физического развития, историко-культурного и патриотического воспитания. Самодеятельный туризм - это общественное движение, одной из важнейших целей которого является стремление человека к духовному общению с другими людьми и природой, самоутверждение, естественная тяга к прекрасному миру природы. Это специфический вид любительской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия в основной части организации путешествия организаторов туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» трактует самодеятельный туризм как путешествия с использованием активных способов передвижения, организованные туристами самостоятельно, и провозглашают приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности наряду с внутренним и выездным туризмом поддержку и развитие социального и самодеятельного туризма111. До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное движение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по туризму и экскурсиям Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, в структуре которого существовало Управление самодеятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях11 .

                      В процессе самодеятельного туризма создаются условия для самоопределения и самореализации личности подростка посредством активного познания исторической, социокультурной и природно-географической среды обитания. Самодеятельный туризм способствует физическому развитию, познанию живой природы, изучению флоры и фауны, расширению кругозора, овладению навыками поведения в природе. Путешествия обеспечивают туристско-спортивную подготовку учащихся, в процессе которой они усваивают начальные знания и умения по пешему туризму, альпинизму, водному туризму, повышают уровень своей спортивной подготовки. Значительна роль самодеятельного спортивного туризма в организации содержательного досуга учащихся. Выполняя адаптивно-нормативную, образовательно-развивающую, рекреативно-оздоровительную, преобразовательно-созидательную, коммуникативную, эколого-охранительную, рекреативно-игровую функции, самодеятельный туризм открывает широкие возможности педагогического воздействия на личность в русле историко-патриотического воспитания. Уникальность самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания заключается в его способности в процессе похода создавать особые организационно-педагогические условия, невоспроизводимые другими формами организации учебной деятельности и свободного времени: возникающие в походе экстремальные ситуации провоцируют творческую активность личности, характер межличностног общения снимает барьеры во взаимоотношениях педагогов и воспитанников и способствует установлению доверительных коммуникаций; вербальные методы воспитания существенно дополняются эффектом воздействия образа значимой личности.

                      В ситуации самодеятельного похода естественным образом создаются условия, способствующие перемене субординации учитель-ученик, непосредственно наблюдаемой в образовательном учреждении, вследствие чего взрослый наставник перестает занимать авторитарно-лидирующие позиции и раскрывается перед воспитанниками как обыкновенный человек, такой же, как они сами; учащемуся предоставляются определенные властные полномочия.

                      Возможности принятия серьезных управленческих решений, что способствует актуализации потребности в самореализации, появлении самостоятельности и ответственности за порученное дело; происходит осознание опасности деструктивных действий и форм досуга; повышается личностная ответственность - за счет того, что все участники похода находятся изначально в равных условиях; формируется взаимоподдержка, взаимоответственность, стремление к единой цели всех членов туристской команды; осуществляется инициативное движение всех членов объединения к общей цели, основное на равенстве позиций (ролевом разделении обязанностей); создается атмосфера аутентичного поведения, когда высшей ценностью становится не маска, а возможность быть самими собой.

                      Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность самодеятельного туризма влияют интересы, установки ценностные ориентации тех учащихся, которые вовлечены в деятельность туристских клубов. Самодеятельный туризм способствует гармоничному формированию личности в сочетании физического и духовно-нравственного развития. Основными педагогическими факторами туристской работы являются: эмоциональное влияние, туристское общение, самодеятельность, рекреационность. Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

                      Самодеятельный туризм с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости включения человеком волевых усилий, связанных с мышечным напряжением, концентрацией внимания, преодолением, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии. Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий; непринужденность и нерегламентированность общения; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами. Туризм оказывает огромное воздействие на духовное развитие людей, он влияет не только на физическое развитие человека, но и расширяет его кругозор, создает условия для полного самовыражения и реализации творческих способностей, преодоления разрыва в физическом и духовном развитии.

                      Максимально полно педагогический потенциал самодеятельного туризма реализуется в коллективных формах организации путешествий. Это обусловлено как спецификой туристской деятельности, так и возможностями коллективных форм организации досуга. Дело в том, что субкультурные формирования, и прежде всего самодеятельные досуговые общности, выступают дополнительным жизненным пространством и условием творческой самореализации личности, во многом определяя вектор социализации и характер самореализации. Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, акцентирующих внимание на внешней, социально заданной системе ценностей, самодеятельная досуговая общность способна создать дополнительные условия для творческого самовыражения и индивидуального самоопределения подростка, оптимизировав тем самым общий процесс становления личности.

                      Порядок проведения и содержание педагогического эксперимента

                      Программа прошла апробацию на базе туристского самодеятельного клуба в течение полного проектного цикла (два учебных года). На поиско-подготовительном этапе осуществлялось исследование с целью изучения базовых педагогических условий туристских клубов, изучался уровень подготовленности участников, был проведен ряд диагностических исследований (беседы, опрос, анкетирование и тестирование, экспертные оценки) участников клуба и учащихся (86 участников экспериментального туристского клуба «Факел» и 185 учащихся из группы контроля).

                      В ходе осуществления программных задач и внедрения в практику разработанных методик историко-патриотического воспитания на протяжении 2-х учебных лет проводились педагогический мониторинг и диагностика. Результаты исследования систематизировались в 9-ти бальной системе в соответствии с критериями сформированности историко-патриотических ценностей и поведенческих стеореотипов. В качестве экспертов выступали педагоги-организаторы внешкольной работы, учителя дисциплин гуманитарного цикла, лидеры историко-культурных объединений.

                      Результаты опроса экспериментальной и контрольной группы по методике Мир твоих ценностей до начала эксперимента показали примерно общую картину: во-первых, доминировала направленность на себя, ориентация на достижение, независимость от других, независимость, предприимчивость, эгоцентризм, стремление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, благосостояние; во-вторых, преобладала развлекательно-гедонистическая ориентация, характерная для сегодняшней молодежи в целом (в материальные блага, конформизм, безопасность). На втором месте оказалась инструментальная ориентация (направленность на дело) - ребята отметили такие ценности как опора на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно и решительно), продемонстрировали незначимость качеств личности, важных в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к другому, умение выслушать и понять другого и т.п.).

                      Общий ценностный и деятельностный профиль учащихся позволил охарактеризовать проблемное поле и наметить направления оптимизации историко-патриотического воспитания на базе ресурсов самодеятельного туризма, который рассматривался в качестве дополнительного педагогического пространства.

                      Совместная деятельность участников туристского клуба «Факел» была организована как субкультурная микросреда, позволяющая учитывать индивидуальные особенности каждого участника объединения, обеспечивать органичное сочетание инструментальных, коммуникативных и социально-культурных аспектов совместной деятельности. Самостоятельное решение конкретных проблем позволяло сформировать у учащихся не только навыки опытно-экспериментальной работы, но и что чувство сопричастности и ответственности за свои действия. Изначально клубная общность целенаправленно создавалась как оптимальная образовательная среда патриотического воспитания, стимулирующая личностную мотивацию членов объединения - путем продуманной системы взаимоотношений участников, педагогов, родителей, за счет оформления и оснащения помещений клуба и т.п. Образовательная среда клуба была свободной, комфортной, доброжелательной, развивающей, воспитывающей, располагающей к общению.

                      Основным принципом организации работы туристского клуба было многообразие форм коллективной деятельности, включая: туристские походы разной продолжительности и категорий сложности - пешие, водные, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии; участие в туристских слетах, сборах, лагерях, соревнованиях, олимпиадах; конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), музейно-краеведческая и патриотическая работа; беседы, встречи, диспуты; ролевые, коммуникативные и деятельностные игры, тренинги, мозговые атаки; участие в учебно-исследовательских проектах; трудовая культуроохранная деятельность; проектирование и реализация традиционных и новых форм взаимодействия с культурной средой, планирование и организация клубной работы.

                      В качестве самостоятельного блока историко-патриотического воспитания стала организация турпоходов, экспедиций в условиях непосредственного взаимодействия учащихся с историей и культурой. Основным подходом в реализации патриотического воспитания на этом уровне является поисково-исследовательский принцип. Вовлекая людей в походы, туристский клуб ставит своей целью пропаганду активного и здорового образа жизни. В путешествиях участники находят способы гармоничного общения с историей, попадают в ситуацию самосовершенствования и развития. Поход это большое приключение, хорошая школа самостоятельности и ответственности, а для некоторых участников - точка отсчета в жизни.

                      Этапы историко-патриотического воспитания были выстроены в виде последовательной и неразрывной цепи ценности - знания - убеждения -практическая деятельность - результат - ответственность. Методической основой обучения и воспитания в клубе стал системный подход, обеспечивающий единство общенаучного, культурологического и специальных учебных блоков (технического, эстетического, туристско-краеведческого и социально-педагогического).

                      1. Содержание педагогического сксперимента в рамках информационно-познавательного и ценностно-ориентационного модуля:

                      1) Изучение традиций отечественного патриотизма, национально культурных особенности региона, страны в целом.

                      2) Дискуссии членов туристского клуба, способствующие самопознанию личности учащихся, самосознанию себя как составной части национально культурной общности мы, становлению личностной идентичности в единстве ее социально-культурной и этнокультурной составляющей.

                      Педагогические усилия на этом этапе были направлены на: историико-культурное просвещение; повышение уровня комфортности учащихся, развитие их коммуникативных способностей; адаптацию подростка в коллективе и обществе; создание сплоченного коллектива, который не подавляет личностную индивидуальность, помогает раскрыться, самореализоваться; физическое, психическое и духовное оздоровление учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни, содержательном досуге и культуросохраняющей активности. В рамках первого этапа для участников туристского клуба был организован лекционный курс по историко-культурной проблематике, включая практические занятия, дающие сведения и навыки, необходимые для любого молодого человека, намеренного стать современным общественным или политическим лидером. Учебно-воспитательная деятельность осуществляется на базе программ, разработанных педагогами клуба и получивших высокую экспертную оценку специалистов. Особое место было отведено мероприятиям, с помощью которых были представлены результаты совместной деятельности (выставки, конференции, смотры).

                      Для более подробной и углубленной отработки полученных знаний: были организованы открытые уроки, включающие рассмотрение актуальных тем сохранения культурного наследия и донесение важности участия в решении стоящих проблем; проводились деловые игры по современным интерактивным образовательным программам (серия игр «Школа молодого патриота»). Участники получили сертификаты, подтверждающие успешное прохождение первого этапа. В качестве зачётной работы членам клуба было предложено проведение урока по историко-культурной проблематике для старшеклассников в школах Санкт-Петербурга.

                      Разнопредметные историко-культурные знания представляли компоненты целостной культурно-обусловленной картины мира, интегрированной в содержание историко-культурного образования и соотносящейся с возрастными и индивидуальными особенностями развития участников. Многообразие форм организации учебного процесса стимулировала разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяла накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формировала опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяла внести реальный вклад в изучение и сохранение местных культурных систем, пропаганду ценных идей.

                      На данном этапе использовались методы, способные скорректировать сложившиеся ценностные ориентации, интересы и потребности. Занятия строились на основе диалога с учащимися. По мере усложнения материала использовались лекции, семинары, совместное обсуждение ключевых вопросов и проблем. Особое внимание уделялось умению работать с различными источниками информации: картами специальной и художественной литературой, фильмами, слайдами. Практические работы на местности были предусмотрены для закрепления знаний и приобретения практических навыков.

                      Похожие диссертации на Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма