Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Корчагин Евгений Николаевич

Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности
<
Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корчагин Евгений Николаевич. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2002 442 c. РГБ ОД, 61:03-13/1003-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Музей в системе формирования гражданина и патриота . 33

1.1. Развитие российских музеев как институтов историко-патриотического воспитания . 33

1.2. Становление музеев воинской славы . 61

1.3. Достижения и противоречия историко-патриотического воспитания в советский период. 86

Глава II. Реализация культуросозидающего потенциала музея (итоги формирующего социально-педагогического эксперимента в Центральном военно- морском музее).

2.1. Создание материальной базы историко-патриотического воспитания .

2.2. Вовлечение музея в единую систему историко-патриотического воспитания. 128

2.3. Совершенствование методики использования культуросозидающего потенциала музея. 153

Глава III. Внедрение достижений отечественной науки и практики . 174

3.1. Использование научно-обоснованных механизмов вовлечения человека в мир культуры . 174

3.2. Обеспечение взаимосвязи историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания. 196

3.3. Создание открытой музейно-педагогической системы. 219

Заключение

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Определяя важнейшие направления развития страны в начале XXI века, Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы»1, целью которой является развитие системы патриотического воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Особое место в этой программе занимает историко-патриотическое воспитание, призванное формировать у россиян историческую память, обеспечивать связь поколений, сохранение и последовательное обогащение национально-культурных традиций.

Формирование исторической памяти - не самоцель. Это лишь ступень к историческому сознанию, которое, в свою очередь, во многом предопределяет духовную жизнь человека, и в первую очередь его гражданские качества. Воспитание историей через историческую память и историческое сознание, ведущее к утверждению патриотизма как качества личности, представляет собой многообразный процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Он протекает как в условиях воспитания, так и в более широкой сфере развития личности - сфере социализации. В нем принимают участие семья, школа, трудовой коллектив, Вооруженные Силы, средства массовой информации, учреждения культуры и досуга, иные звенья микро- и макросреды.

Особое место в формировании исторического сознания и историко-патриотического воспитания принадлежит музейным учреждениям, которые хранят и экспонируют достоверные, первичные источники познания истории и культуры. Опираясь на национально-культурные раритеты, музеи могут воссоздать исторические реалии, вовлечь человека в мир ожившей истории, вызвать высокие чувства сопричастности значимым событиям минувшего времени. Однако эти возможности сегодня реализуются явно недостаточно, и важнейшая задача заключается в том, чтобы активизировать культуросозидающую деятельность музея, разработать и внедрить научно обоснованный механизм их эффективного включения в решение актуальнейшей ныне проблемы историко-патриотического воспитания населения.

Степень научной разработанности проблемы. Историко-патриотическое воспитание, как одно из стержневых компонентов духовной жизни любого общества, издревле занимало умы специалистов в области истории, философии, психологии, педагогики и иных наук. Перечень их простирается от Платона, Аристотеля, Эпикура до В. О. Ключевского, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева и к таким исследователям этой проблемы второй половины XX века, как С. Н. Артановский, Е. И. Востоков, A. В. Иконников, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, B. В. Мавродин, А. И. Новиков, Н. А. Печень, В. Т. Пуляев, Э. В. Соколов, А. К. Уледов, Е. А. Ямбург.

Проблемы формирования исторической памяти, исторического сознания и гражданского воспитания стали предметом научного анализа Э. Тайлора, А. Уиттли, 3. Александера, Ф. Клемма, 3. Странского, И. Бенеша и других философов, историков, антропологов, музееведов, психологов, педагогов. В России вопросы историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности стали предметом научного анализа М. X. Алешковского, Е. Г. Артемьева, Г. П. Бутикова, М. И. Бурлыкиной, Г. В. Вилинбахова, C. С. Гейченко, М. Б. Гнездовского, А. И. Голышева, В. М. Грусмана, М. Ш. Доминова, А. Б. Закс, А. И. Клюкиной, Н. 3. Крейн, Е. Н. Крайнер, A. И. Кузьмина, Н. И. Михайловой, Н. В. Нагорского, С. М. Некрасова, И. А. Орбели, Б. Б. Пиотровского, Б. А. Столярова, Л. М. Шляхтиной. Ф. И. Шмит и др. Значительный вклад в совершенствование практики работы музейных учреждений, направленной на историко-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание разных групп населения, внесли такие организаторы музейного дела России, как И. А. Антонова, В. А. Гусев, B. В. Знаменов, В. М. Крылов, М. Б. Пиотровский, И. П. Саутов, А. И. Шкурко.

Широкий круг проблем историко-патриотического воспитания средствами социально-культурной (в том числе и музейной) деятельности нашли свое освещение в научных публикациях М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Д. М. Генкина, А. Д. Жаркова, А. С. Запесоцкого, Т. Г. Киселевой, В. М. Коткова, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Г. Я. Никитиной, И. А. Новиковой, В. С. Садовской, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, В. Е. Триодина и других специалистов. Вместе с тем, ряд острых и злободневных вопросов формирования гражданина и патриота пока остается за пределами научного осмысления.

Совокупный опыт духовной жизни России начала XXI века убедительно свидетельствует, что музеи обладают самыми широкими объективными возможностями историко-патриотического воспитания населения. Однако сегодня они реализуются далеко не в полной мере. Музееведение, педагогика и культурология не вооружали практику эффективными методиками формирования исторического сознания. Многие музеи ведут работу по историко-патриотическому воспитанию, ограничиваясь лишь культурно-просветительными акциями, не пытаясь закрепить историко-культурную информацию вовлечением посетителей в различные формы социально-культурного творчества, способствующего преобразованию исторических знаний в нравственную позицию, в нормы и принципы патриотического поведения и деятельность.

Ряд музеев пытаются строить эту работу без связи и взаимодействия с другими институтами социально-культурной сферы, что изначально обрекает их на неудачи, ибо такие качества, как историческое сознание или патриотические чувства, формируются лишь в условиях комплексного воздействия микро- и макросреды.

Недопустимо медленно музейные учреждения используют новые активные нетрадиционные методы идейно-эмоционального воздействия на посетителей, внедряют достижения современных информационных технологий, расширяют палитру используемых средств пропаганды непреходящих ценностей историко-культурного наследия.

Противоречие между необходимостью и возможностью реализовать культуросозидающий потенциал музеев в формировании исторического сознания и гражданской позиции людей и объективно сложившимся уровнем решения этой задачи обусловило целесообразность осуществить теоретико-эмпирическое исследование, цель которого - разработать социально-педагогическую концепцию историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности и обосновать механизм ее реализации.

Из этой цели вытекают задачи:

1. Выявить роль и место музея в системе историко-патриотического воспитания разных групп населения.

2. Определить сложившееся в стране состояние работы музеев по историко-патриотическому воспитанию.

3. На основе гипотетически разработанной концепции историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности, осуществить формирующий социально-педагогический эксперимент по выявлению наиболее эффективных путей и средств использования музеев как центров формирования # - исторической памяти, исторического сознания и гражданских качеств учащихся, рабочей и военной молодежи. 4. Выявить механизм включения музея в единую систему историко-патриотического воспитания разных групп населения. Объект исследования - историко-патриотическое воспитание разных групп населения средствами музейной деятельности.

Предмет исследования - социально-педагогический механизм реализации культуросозидающего потенциала музея в условиях его включения в общественно-государственную систему историко- патриотического воспитания населения, ф В качестве основной базы исследования послужил Центральный военно морской музей. Базами сравнительного анализа стали: в Санкт-Петербурге - Военно-медицинский музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Музей подводных сил России им.

А. И. Маринеско, Музей истории войск Ленинградского военного округа; в Екатеринбурге - Военно-исторический музей Приволжско-Уральского военного округа; в Мурманске - Военно-морской музей Северного флота; в Балтийске - Музей Балтийского флота.

Источниковедческую базу составили документы Государственного исторического архива Российской Федерации, Государственного архива ФУ Вооруженных Сил Российской Федерации, Российского государственного архива Военно-Морского Флота, архива Государственного исторического музея, Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки.

Гипотеза исследования исходила из того, что музей, как источник первичной, достоверной и наглядной информации о национально-культурных традициях и непреходящих ценностях Отечества, таит в себе богатейший потенциал, позволяющий осуществлять историко патриотическое воспитание разных групп населения. Однако он может быть успешно реализован лишь при условии того, что:

наиболее типичная для музея экскурсионная форма работы будет строиться не по традиционному принципу «экскурсовод - музейный предмет», а на основе субъект-субъектных отношений — «экскурсовод -посетитель», где обе стороны вступают в активный диалог, а музейные предметы служат его иллюстрацией;

экспозиция музея и нравственно-психологическая атмосфера в ней создадут ситуацию включенности посетителя в мир истории своего Отечества, вызовут «эффект» сопричастности национально-культурным традициям отцов;

музей достигнет нового качества социально-педагогической деятельности, обеспечит завершенность реализуемой методики воспитательного процесса, дополнив традиционное информационно-просветительное воздействие системой вовлечения посетителей в социально-культурное творчество историко-патриотической направленности, в процессе которого исторические знания преобразуются в нравственные убеждения, в нормы и принципы высокой гражданственности.

Методология исследования исходила из совокупности историко-философских (Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, М. Вебер, П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, В. О. Ключевский, Ю. М. Лотман, Э. В. Соколов, Э. Тайлор, А. Я. Флиер и др.) и культуролого-педагогических (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Н. В. Бордовская, В. Г. Бочарова, А. П. Валицкая, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Г. Маранцман, Н. Д. Никандров, А. И. Новиков, А. М. Новиков, А. А. Реан, Б. А. Столяров, Г. Н. Филонов и др.) концепций историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания разных групп населения, и в первую очередь молодежи, ориентированных на рассмотрение человека как высшей ценности общества, а его гражданской ф влияния макро- и микросреды, где существенное место принадлежит такому источнику первичной историко-культурной информации, как музей.

Восприятие культуросозидающего потенциала музея исходило из принципов прикладной культурологи (М. А. Ариарский, А. Я. Флиер и др.) и музейной педагогики (Г. П. Бутиков, Б. А. Столяров и др.), отражающих преимущества идейно-эмоционального воздействия на посетителя в условиях добровольности и полной свободы выбора содержания и общения в музее с ценностями истории и культуры.

Исследование строилось на системном анализе историко-культурных процессов, на диалектическом единстве культурологического, социально ф экономического, психолого-педагогического и структурно-функционального подходов к постижению механизмов воздействия музеев на разные группы посетителей.

Стержневую основу исследования составило рассмотрение музея как компонента единой общественно-государственной системы историко-патриотического воспитания, в рамках которой последний реализует свои уникальные возможности первичной информации и опоры на непреходящие историко-культурные ценности.

Организация и методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих методов историко-культурного, социологического, социально-психологического и педагогического анализа. Наиболее широкое # применение получили методы теоретического анализа и синтеза документов, монографий, статистических данных и иных объективных материалов, отражавших степень научной разработанности проблемы. Статистический и качественный анализ планов, отчетов, справок и иных документов текущей деятельности музея (предметом изучения послужили более 900 материалов) позволил определить состояние работы по историко-патриотическому воспитанию средствами музейной деятельности, выявить проблемы, осложняющие эту работу, обосновать пути и средства их преодоления.

В центре исследования был формирующий социально-педагогический эксперимент в Центральном военно-морском музее и его филиалах, давший возможность апробировать эффективность концепции деятельности музея по формированию исторического сознания и гражданской позиции разных групп населения. Широко использовались методы прямого и опосредованного наблюдения, профессиональной и общественной экспертизы.

Организация исследования потребовала не останавливаться на итогах опытно-экспериментальной работы, осуществленной на базе одного музея, а попытаться выйти на обобщение совокупного опыта аналогичной деятельности в крупнейших музеях России, Западной Европы, США и Японии. Ведущим методом решения этой задачи стал сравнительный анализ, дополненный материалами научных конференций (всего проанализировано более 800 докладов, сообщений, тезисов выступлений) и экспертной оценкой.

8600 учащихся школ, студентов вузов, курсантов военно-учебных заведений, моряков Балтийского и Северного флотов, которые были слушателями лектория, членами клубных объединений историко-культурной направленности или принимали участие в иных формах активного постижения национально-культурных ценностей, хранящихся в Центральном военно-морском музее и его филиалах, были вовлечены в систему опросов, позволивших выявить уровень исторического сознания последних и определить их отношение к понятиям «Родина», «национально-культурные традиции», «гражданский долг» и т.д.

Достоверность исследования обеспечена соответствием его методологии и методики, целям и задачам научного поиска, широтой и длительностью опытно-экспериментальной деятельности, эффективностью использованных взаимодополняющих методов историко-культурологического, социологического и, в первую очередь, психолого-педагогического анализа.

Щ/ Научная новизна исследования проявилась в обосновании социально педагогической концепции историко-патриотического воспитания разных групп населения средствами музейной деятельности, которая опирается на преимущества музея, выражающейся в первичности, достоверности и наглядности его историко-культурной информации; основывается на механизме субъект-субъектных отношений экскурсовода и посетителя, на эффекте сопричастности последнего к непреходящим ценностям отечественной истории и культуры.

Концепция строится на завершенности реализуемой методики воспитательного воздействия, достигаемого посредством дополнения ф типичных для музеев информационно-просветительных экскурсий вовлечением посетителей в различные формы социально-культурного творчества, способствующие преобразованию историко-культурных знаний в патриотические убеждения, в нормы и принципы высокой гражданственности. Исследование позволило обосновать технологию преодоления оторванности социально-культурной деятельности музеев от духовной жизни региона. Оно доказало, что, включившись в единую общественно-государственную систему историко-патриотического воспитания разных групп населения, музей обогащает ее уникальными возможностями приобщения людей к первичной и наглядно осязаемой информации об истоках национально-культурных традиций. Многолетняя ) опытно-экспериментальная работа убедительно показала, что музей достигает безусловной эффективности лишь как открытая педагогическая система, включенная в широкую инфраструктуру социально-культурной сферы.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке и успешной апробации модели деятельности музея по историко-патриотическому воспитанию разных групп населения. Суммированный в 8 приложениях к диссертации комплект методических документов раскрывает механизм осуществления этой деятельности, вооружает образцами Щ программ, планов, опросников и главным образом фактологическими данными, позволяющими строить процесс историко-патриотического воспитания с учетом специфики объекта воздействия и актуальности решаемых педагогических задач.

Выводы исследования могут быть использованы в музеях разных типов и разной направленности, в учебных заведениях, воинских подразделениях, в системе культурно-досуговых учреждений. Программа историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности может стать основой учебных курсов в педагогических университетах и вузах культуры, в системе подготовки и повышения квалификации офицерских кадров.

ф Главным результатом исследования стало создание научной школы историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности, которая объединила широкий круг специалистов учебно-воспитательных музейных и клубных учреждений, офицеров армии и флота, студентов и аспирантов гуманитарных вузов.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством широких обсуждений публикаций автора, 22 докладов диссертанта в руководящих органах Министерства обороны Российской Федерации и на военном совете Военно-Морского Флота. 14 раз автор выступал с докладами и сообщениями на конференциях специалистов музейного дела России и международных конференциях музейных работников. 12 раз диссертант как # начальник Центрального военно-морского музея, член президиума Союза музеев России и Национального комитета международного союза музеев (ИКОМ) являлся организатором и руководителем международных, всероссийских и региональных научных конференций, где выступал с докладами по проблемам историко-патриотического воспитания. Многократно читал лекции в системе обучения и повышения квалификации работников музеев, офицеров флота и организаторов социально-культурной деятельности.

ж. На защиту выносятся:

1. Концепция историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности, основанная:

на использовании присущих музейным учреждениям преимуществ первичности, достоверности и наглядности непреходящих ценностей истории и культуры, выступающих как база формирования исторической памяти и исторического сознания;

на обеспечении завершенности воспитательного процесса, достигаемого посредством дополнения традиционного информационно-просветительного воздействия системой вовлечения посетителей в различные формы социально-культурного творчества, способствующего преобразованию историко-культурных знаний в патриотические убеждения, в нормы и принципы гражданского поведения.

2. Психолого-педагогический механизм «погружения» посетителей музея в ситуацию включенности в мир истории своего Отечества, вызывающий эффект сопричастности его ценностям и национально-культурным традициям.

3. Методика достижения в системе «экскурсовод — посетитель» субъект-субъектных отношений, в условиях которых каждый из них включается в активный диалог, а экспонаты музея служат его иллюстрацией.

4. Технология преодоления изолированности социально-культурной деятельности музея посредством его включения в единую систему историко-патриотического воспитания в масштабах региона, в рамках которой музей дополняет и обогащает функции семьи, школы и иных социально-воспитательных институтов своими уникальными возможностями опоры на несущие первичную информацию раритеты отечественной истории и культуры.

5. Социально-педагогическая программа научной школы историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности, Щ раскрывающая содержание и формы работы музея по формированию исторического сознания и гражданской позиции разных групп населения (см. приложения к диссертации). Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и 8 развернутых приложений.

Во введении раскрывается актуальность проблемы, степень ее разработанности; обосновываются цель, задачи, объект, предмет, базы и гипотеза исследования, формулируется его методология, методика и организация; определяются научная новизна, практическая значимость, перечисляются основные положения, которые выносятся на защиту. щ) В первой главе: «Музей в системе формирования гражданина и патриота» - исследуется процесс становления и развития российских музеев как институтов историко-патриотического воспитания; анализируется особая роль музеев воинской славы в сохранении и передаче из поколения в поколение патриотических традиций Российской Армии; раскрываются достижения и противоречия историко-патриотического воспитания в советский период.

В 1 первой главы подчеркивается, что как хранилища ценностей истории и культуры музеи утвердили себя особым типом научно- просветительных учреждений, которые отражают естественную потребность людей отобрать, атрибутировать, сохранить и донести до грядущих Ш) поколений наиболее типичные образцы своего прошлого и настоящего;

использовать возможности выразительных средств искусства и информационных процессов для того, чтобы предметы музейных экспозиций были осмыслены, освоены, активно работали и помогали человеку приобщиться к своим корням, подняться до высот своих предков, утвердиться гражданином и патриотом.

Процесс строительства информационного общества XXI века предопределил рост знаний, вызвал новые потребности, которые . существенно изменили мир и его музеи, расширили и усложнили их социальные функции. Включившись в единое мировое информационное пространство, музеи приняли на себя функцию сохранения мирового наследия и в этой деятельности призваны координировать свои усилия по достижению гармонии человека с его историей и современным окружением. Пропагандируя исторически сложившиеся ценности культуры, музеи должны помочь человеку эффективно ориентироваться в колоссальном информационном пространстве, способствовать тому, чтобы люди воспринимали в нем наиболее важное и конструктивное.

В социальных условиях ускорения темпов исторического развития, динамичных перемен в экономической, политической и духовной жизни возникает естественное стремление закрепить наиболее ценные результаты развития цивилизации. Именно поэтому неуклонно возрастает значение категории «историческая память», требующей теоретического анализа как условия практической реализации ее действия.

Формирование исторической памяти, равно как и вся система историко-патриотического воспитания, в первую очередь, осуществляется школой, которая последовательно, в течение многих лет вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национально-культурным святыням, идентифицировать себя со своим народом и его традициями, проявить свои патриотические чувства. Все это не лишает армию, средства массовой информации, семью и иные социальные институты возможности вносить свою лепту в формирование гражданина и патриота. Однако жизнь убедительно показывает, что ведущим компонентом в этом процессе является школа. Тем не менее, нельзя не видеть, что в системе историко-патриотического воспитания есть звено, которое по ряду параметров превосходит даже школу. Это музей, который способен расширить палитру применяемых учебными заведениями методов идейно-эмоционального воздействия, «оживить» время, приблизить историческое f$) событие или явление к духовной жизни современного общества, сделать историю наглядной, осязаемой, постижимой.

Стремление музеефицировать образцы русской доблести и строить на этом систему патриотического воспитания проявлялось с начала XVII века. Этому способствовали коллекция знамен, оружия и доспехов в оружейной палате Московского кремля, выставки военных трофеев, добытых Александром Невским на Чудском озере, Иваном IV под Казанью, Петром I на Северо-Западе и под Полтавой. Утверждение России как великой державы обусловило необходимость наглядно проиллюстрировать ее достижения в экономике, военном деле, культуре. Это предопределило появление первых в ,ф стране музеев и начало формирования государственной политики в данной сфере.

В конце XX - начале XXI века проявила себя способность музеев эффективно решать проблемы историко-патриотического воспитания. Преодолена присущая советскому периоду болезнь недооценки значимости своей истории и ее корней; государство и общество осознали непреходящие ценности памятников истории и культуры; у школы и иных социальных институтов воспитания проявилась активная потребность опереться на музеи в стремлении использовать их коллекции в историко-патриотическом воспитании молодежи.

В систему историко-патриотического воспитания, указывается в # 2 первой главы, включены все музеи, независимо от их профиля. И художественные, и естественно-научные, и краеведческие, и литературные, и ведомственные, равно как любые другие, музеи обладают достаточным культуросозидающим потенциалом, чтобы решать задачи формирования исторической памяти, воспитания гражданина и патриота. Однако особое место среди них занимают военно-исторические музеи, вся коллекция которых, в первую очередь, направлена на то, чтобы раскрыть грядущим поколениям ратные подвиги отцов, показать истоки патриотизма, обеспечить преемственность гражданских традиций. Военные музеи России являются Ш - существенной частью отечественной культуры. Их возникновение и развитие, весь процесс накопления ими военно-исторических коллекций неразрывно связаны с героической историей борьбы нашего народа за свою свободу, национальную независимость, за утверждение российской государственности.

Огромный импульс развитию военно-исторических музеев дала Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Естественная потребность отразить подвиг народа, обессмертить героев борьбы с фашизмом предопределила возникновение сотен мемориальных и иных музеев, обусловила необходимость создать соответствующие экспозиции ф) практически во всех историко-краеведческих музеях, дислоцированных на всей территории России — от Калининграда до Сахалина.

70 лет истории России, которые связаны с Советской властью, анализируются в 3 первой главы. С одной стороны, политическая система, основанная на принципах полного разрушения старого мира, на отрицании своей истории, на отвержении преемственности поколений, была изначально обречена и в значительной степени держалась лишь на страхе перед тоталитарным режимом. Дело не только в ультралевых пролеткультовцах, которые планировали отправить А. С. Пушкина «на свалку истории». Гораздо опаснее была стратегия правящей партии и ее вождей, физически истреблявших совесть нации - лучших представителей науки, творческой Ш интеллигенции, офицерского корпуса, священнослужителей, взрывавших храмы и иные национальные святыни, а главное, поставивших в центр системы воспитания лозунг «Отречемся от старого мира». С другой стороны, реальные и всеми ощутимые успехи в индустриальном строительстве, в развитии жизни, культуры, образования, подкрепленные всеохватывающей системой пропаганды достижений «реального социализма», оказали сильнейшее влияние на подавляющее большинство россиян, и в первую очередь молодежь. Огромным стимулом формирования патриотических чувств стала победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и полет Ю. А. Гагарина в космос. Можно спорить о возможностях советского общества как базы для решения этой задачи, однако десятки лет последовательного и всеобъемлющего внедрения в массы идеи преимущества социализма перед капитализмом и уникальности достижений Советской власти не могли не дать определенных результатов, не сказаться на патриотических чувствах людей, которых «убедили», что они живут в самой прекрасной стране и самом демократическом обществе.

Музей — это идеальная база воспитания гражданина и патриота на лучших национально-культурных традициях Отечества. И это обусловило целесообразность избрать в качестве базы опытно-экспериментальной работы музейные учреждения. Мы учитывали, что музей любого профиля — от художественного до естественнонаучного — может стать базой формирующего социально-педагогического эксперимента в этой области. Однако бесспорные преимущества в историко-патриотическом воспитании имеют военно-исторические музеи, в сути и природе которых изначально заложен огромный потенциал воспитания на примере ратных подвигов отцов.

Естественно, возможности Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, музея отдельной воинской части или школьного музея одного из своих воспитанников, посмертно ставшего Героем России, весьма различны. Однако в целом, дополняя друг друга, они таят в себе огромный созидательный потенциал, и мы в процессе исследования попытались определить условия его эффективного использования.

Итоги формирующего социально-педагогического эксперимента, основной базой которого послужил Центральный военно-морской музей, отражены во второй главе: «Реализация культуросозидающего потенциала музея».

Основанный в январе 1709 года Петром Великим и последовательно развивающийся как «модель-камора», Модель-камера Петра I, Морской музеум, Морской музей имени Петра Великого, Центральный воєнно морской музей, он стал одним из ведущих центров историко-патриотического воспитания.

Как показано в 1 второй главы судьба музея тесно связана с историей флота, с историей города на Неве. Экспозиция Центрального военно-морского музея воссоздает историю отечественного мореплавания и флота с древнейших времен до наших дней. Она размещена в 10 залах. Общая экспозиционная площадь - 2500 квадратных метров.

Апробированная в процессе эксперимента концепция культурно-созидательной и образовательно-воспитательной деятельности музея дала возможность выстроить систему «выхода» на свою аудиторию, обозначить этапность ввода новых программ, провести необходимую исследовательскую работу по изучению реальной и потенциальной музейной аудитории, уточнить проблематику, содержательную направленность планируемых программ с учетом специфики различных групп посетителей.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа в Центральном военно-морском музее и его филиалах убедительно показала, что каждый экспонат, иллюстрирующий славную историю русского флота, играет существенную роль в системе историко-патриотического воспитания населения, и в первую очередь молодежи. Однако, чтобы любая музейная экспозиция достаточно эффективно воздействовала на посетителей, ее наличие необходимо подкрепить рядом педагогических методик, которые могут способствовать «оживлению» экспонатов, установлению органичной связи «музейного предмета» и аудитории.

Выявление путей и средств решения этой задачи стало предметом дальнейшего опытно-экспериментального исследования, итоги которого отражены в 2 второй главы.

Основные направления формирующего социально-педагогического эксперимента в Центральном военно-морском музее оказались органично созвучными государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Существенный ее компонент состоял в обеспечении стабильного и целенаправленного сотрудничества музея, в процессе решения задач историко-патриотического воспитания разных групп населения, с подразделениями армии и флота, военно-учебными заведениями, общеобразовательными школами, профессиональными училищами, гуманитарными и техническими вузами, клубными учреждениями и иными социальными институтами, составляющими в совокупности культурную среду, на базе которой формируется гражданин и патриот. В рамках этой социально-культурной среды и единой системы историко-патриотического воспитания музей, в соответствии с программой эксперимента, взял на себя ответственную задачу «погружения» людей, и в первую очередь молодежи, в свою историю, обеспечения живой и наглядной преемственности поколений.

В ходе опытно-экспериментальной работы музей использовал преимущество, проявляющееся в том, что в дополнение к вербальным и иным доступным школе, клубу или воинскому коллективу средствам воспитания у него есть возможность с помощью исторических раритетов воспроизвести различные страницы истории, «оживить» прошлое, вызвать эмоциональное состояние сопричастности истории своего Отечества. Программа эксперимента строилась на том, что в единой системе формирования исторической памяти и патриотического сознания музей призван был принять на себя закрепление и углубление знаний о национально-культурных традициях россиян, о непреходящих ценностях российского менталитета, о беспримерных подвигах во имя Родины, способствовать формированию высоких чувств сопричастности отечественной истории и ответственности за сохранение и приумножение славы отцов. Для того чтобы приблизить музей к посетителям и более органично связать его с другими компонентами единой социально-культурной среды, программа предусматривала сотрудничество Центрального военно-морского музея с 70 музеями подразделений армии и флота, военно-учебных заведений, школ, трудовых коллективов. Важным #) направлением работы стала подготовка и аттестация общественных экскурсоводов из числа студентов, школьников, курсантов военно-учебных заведений. Только с 1998 по 2001 год право водить экскурсии на общественных началах получили более 650 человек.

Методология формирующего социально-педагогического эксперимента исходила из того, что формирование патриотизма как качества личности не может и не должно ограничиваться вербальной информацией: реальные свойства индивида проявляются как результат включения в деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, в нормы и принципы повседневного бытия, в качество личности.

0) Методологические принципы преобразования исторической памяти в историко-патриотическое сознание предопределили логику эксперимента, который строился на том, что музейная экспозиция является лишь отправной точкой, на которой базируется система вовлечения разных групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в систему социально-культурного творчества историко-патриотической направленности.

Конкретные формы реализации поставленной задачи нашли свое отражение в системе осуществляемых совместно с различными государственными органами и социальными институтами культурных программ, в организации лекториев, клубов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников и т. п. Более 44 тысяч школьников приняли участие # в военно-исторической игре-конкурсе «Реликвии ратной славы».

Учитывая возрастные особенности юных посетителей музея и его филиалов, эксперимент предполагал дифференцированные программы, рассчитанные на дошкольников, учащихся начальных, средних и старших классов и т. д. На самых маленьких была ориентирована программа «От юнги до адмирала»; для средних классов - «Россия - морская держава» и «Флот на рубеже веков»; для старших классов была разработана и внедрена новая программа в абонементе «Деловой Петербург», где рассказывается о Щ) наиболее интересном из того, что изобретено, разработано и создано в нашем городе.

Исследование подтвердило позиции современной педагогики и социальной психологии, исходящих из того, что посетитель, пришедший в музей, находится под влиянием культурной среды его проживания, испытывает воздействие коллектива, в котором учится или работает, литературы, которую читает, телепередач, которые смотрит, и т. д. Однако у музея, обладающего способностью «погрузить» человека в историю, есть бесспорные преимущества одновременного воздействия на разум и чувства индивида. Но в полной мере его культуросозидающий потенциал 0, проявляется в единстве с другими социальными институтами и духовными факторами. Их анализ стал предметом нашего дальнейшего исследования, выводы которого отражены в 3 второй главы.

Главная задача, решавшаяся на этом этапе эксперимента, заключалась в том, чтобы не только познакомить посетителей с экспонатами музея, но и в том, чтобы донести до их сознания непреходящие ценности отечественной истории, помочь им осуществить специфику ратных подвигов отцов, испытать высокое чувство сопричастности истории своей Родины.

Ведущая форма работы музея — это экскурсия. В профессиональной ориентации профессия экскурсовод совершенно справедливо оценивается в системе «человек — человек». Сложившаяся же методика музейного дела, в # основном, сосредоточена на технологических вопросах показа и комментария в системе «человек — объект». Из поля зрения методистов и экскурсоводов нередко выпадает круг важнейших вопросов передачи и восприятия, решение которых, применительно к музею, предопределяет собой педагогическую эффективность каждой конкретной экскурсии. Двойственность ситуации создает предпосылки, при которых широкие социально-педагогические задачи музейных учреждений подменяются узкопросветительскими функциями. Объективно возникает разрыв между ответственной ролью и местом музеев и экскурсий в контексте социальной Щ) жизни общества и реальным педагогическим результатом их деятельности.

Преодолеть этот разрыв стало одной из задач эксперимента.

В ходе эксперимента мы на первый план поставили проблему мастерства внутренней, неформальной организации экскурсии как ситуации познания не только предметного мира, но и основного смысла (идеи), ради которого существуют музеи. Эффект любой экскурсии определялся не только и не столько количеством информации, сколько уровнем внимания, количеством и характером задаваемых вопросов, появившейся потребностью почитать дополнительную литературу, глубже разобраться в предмете экспозиции. Мы убедились, что абсолютизация роли объекта в ; экскурсионно-методической литературе закрепила, в основе своей идущую от гидов, традицию «комментирования», «пояснения» объекта независимо от различных типов музеев, привела к весьма ограниченным требованиям к тексту экскурсии: «добротность», «однотипность», «стандарт».

Анализируя особенности функционирования и воздействия музея, мы фиксировали факт того, что исторические раритеты и произведения искусства, собранные в музее, статичны, в то время как процесс их познания психологически активен, динамичен. Поэтому наблюдение вещи музея, как таковое, не отвечает процессу познания как деятельности. Следовательно, «комментирование» отвечает лишь требованию ситуативного «осмотра», но не обращено к более глубоким потребностям, не несет социально Ф педагогической нагрузки. Вместе с тем, в силу действия социальной установки «на другого» (экскурсовода) процесс познания как деятельность, как «переход ума к отдельной вещи», снятие слепка («понятия») для данных, специфических обстоятельств восприятия определяется не только предметной стороной экскурсии (что показывает и о чем рассказывает экскурсовод), но и функциональной (как и зачем он это делает, каково его личное отношение к предмету показа и рассказа). Выступая как деятельная функция, при данных обстоятельствах, роль экскурсовода представляет собой «ответ» диспозиции восприятия, а через нее — более глубоким потребностям.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы отрабатывали методологию и методику проведения экскурсии, основанную на феномене единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Мы учитывали, что экскурсовод в историко-мемориальном музее принципиально отличается от лица, пересказывающего текст путеводителя. Он выступает в роли интерпретатора экспозиции, реализует функции организатора творческого общения, основанного на интересе к отечественной истории и культуре.

Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационно-логического и эмоционально образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории.

Основой этого эффекта выступают: экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; информационно- коммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; особая нравственно-психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества.

# Систематически проводимые социологические опросы показали, что 93,8% из общей массы людей, посетивших Центральный военно-морской музей с 1991 по 2001 годы, выразили глубокое удовлетворение и его экспозицией, и, главное, качеством деятельности экскурсоводов, и царящей в музее особой духовной атмосферой. Более 76% посетителей музея отметили его историко-культурное значение, его активную роль в расширении и углублении гуманитарных знаний. Только в 1991—2001 годах более 260 тысяч человек приняли участие в проводимых на базе музея массовых а социально-культурных акциях. С музеем постоянно сотрудничают сотни Ш) историко-краеведческих, культурно-просветительных и иных общественных объединений, которые связаны с изучением и пропагандой российской истории и культуры.

Музей стал инициатором проведения в учебных заведениях и клубных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области цикла тематических вечеров, посвященных отечественному флоту и его людям. При этом особый интерес у подростков и молодежи вызвали не только наиболее яркие воинские подвиги моряков, а огромный вклад офицеров флота в развитие отечественной науки и культуры. В результате опроса, проведенного в марте 2002 года в военно-морских учебных заведениях Санкт-Петербурга, 44 курсанта отметили, что решающим фактором, стимулировавшим выбор профессии офицера флота, стало посещение Военно-морского музея или организуемых им мероприятий. 56 курсантов указали музей среди других социальных институтов, побудивших к выбору данного жизненного пути.

Опытно-экспериментальная работа в Центральном военно-морском музее убедительно подтвердила, что реализация культуросозидающего потенциала этого центра культуры и воспитания находится в прямой зависимости от богатства и уникальности раритетов его материальной базы, от уровня вовлеченности музея в инфраструктуру социально-культурной сферы и взаимодействия с ведущими институтами историко 0 патриотического воспитания, от целенаправленного и последовательного совершенствования методики формирования гражданской позиции посетителей и их вовлечения в социально-культурную деятельность. Результаты, полученные в процессе многолетнего и многоаспектного эксперимента, в который были вовлечены школьники, учащиеся профессиональных училищ, студенты, курсанты военно-учебных заведений, солдаты, матросы, другие группы населения, были несомненно достоверны и репрезентативны. Однако на одном музее, при всем богатстве его экспозиции, нельзя было делать обобщений, распространяемых на всю #) систему музейной деятельности. Чтобы подняться до интегративного восприятия современных музеев пришлось расширить объект и базу исследования, попытавшись обобщить в аспекте анализируемой проблемы достижения отечественной науки и практики.

Результаты этой работы отражены в главе 3: «Внедрение достижений отечественной науки и практики». Как подчеркнуто в 1 третьей главы, функционирование музея находится в прямой зависимости от его профиля. Нет единой методики, которая одинаково успешно срабатывала бы в художественном, естественнонаучном, военно-историческом или литературном музее. Однако все музеи объединяет один объект воздействия 0 - человек, социальная группа, общность людей. И если отталкиваться от этого, то в основе историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности (в музеях самого разного профиля) должны быть положены общие закономерности формирования личности, общий механизм вовлечения человека в мир культуры.

В условиях формирующегося информационного общества XXI века сложившийся процесс становления и развития личности не укладывается в традиционные рамки семьи, учебно-воспитательных учреждений, трудовых коллективов или воинских подразделений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, общественных организаций, учреждений культуры и досуга, круга общения, # всей микросреды, составляющей среду обитания человека. Существенное место в этом процессе может и должен занять музей, который сумеет построить свою деятельность в полном соответствии с учетом закономерностей развития личности как основного объекта, на который направлено культуросозидающее воздействие музея.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы учитывали, что усвоение социально-культурного опыта связано и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью. Выполняя ф) различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими. Более того, в каждом виде социально-культурной деятельности и, в частности, в ходе постижения отраженных в музее ценностей истории и культуры личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию. Развитие личности и формирование ее исторического сознания - это неповторимый избирательный путь познания и опыта, особенность которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой микросреды и рядом других факторов и обстоятельств. Развитие личности не 0 ограничивается усвоением и интериоризацией внешних отношений. Оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности, новых ее структур, новой их экстериоризации. Это актуализирует проблему взаимосвязи музея с иными институтами социально-культурной сферы. Сколь бы ни велико было логическое и эмоциональное воздействие раритетов морской славы, которые экспонируются в музее, наиболее полное осмысление их произойдет тогда, когда после посещения музея у человека появится потребность прочитать об этом в художественной или научной литературе, встретиться с аналогичными образами в кино, театре, в иных жанрах искусства.

историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности, указывается в 2 третьей главы, обусловило целесообразность сконцентрировать внимание на ряде исследований, результаты которых вывели музейное дело на качественно новый уровень воздействия на посетителей.

Музей любого типа ныне не может ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспонированием историко-культурных раритетов. Эффективность музея, вступившего в #) информационное общество, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества. Магистральный путь любого музейного учреждения - в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как 4 средство историко-патриотического и нравственно-эстетического 0 воспитания, как базу стимулирования культурно-творческой активности разных групп населения.

Предметом нашего исследования был процесс историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности. Однако обобщение теории и истории проблемы обусловило необходимость рассматривать его как звено единого процесса культуросозидающего воздействия музея. Совокупный опыт культурно-просветительной деятельности музеев Российской Федерации убедительно показал, что процесс историко-патриотического воспитания неотделим от нравственно-эстетического воспитания, в определенной мере выступая как его составная часть.

Ф Наука XXI века рассматривает становление личности как целостный процесс. Она отвергает «атомистический» подход к человеку, ибо ни одно качество не формируется и не реализуется изолированно, а всегда выступает как проявление личности во всем ее диалектическом единстве и многообразии. Поддерживая правомерность дифференцированного подхода к различным группам населения и отдельным лицам при решении конкретных культуросозидающих задач, мы учитывали, что эффективность формирования культуры находится в прямой зависимости от комплексности этого процесса, от достижения такого положения, когда каждая социально- культурная акция органически переплетается со всей системой воспитания и W1 способствует решению единых кардинальных целей формирования и развития личности. Примером этого, в частности, служит социально-культурная деятельность музейных учреждений, природа которой предопределяет широчайшее разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-просветительного воздействия и включения людей в культурное творчество.

Специфика музея проявляется в том, что в ней всегда царят благоприятные условия формирования нравственного сознания и нравственной культуры. Используя эту ситуацию, музей может органично соединить историко-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание посетителей, добиваясь при этом успеха в решении и первой, и второй задачи.

В 3 третьей главы подчеркивается, что современная наука, позволяющая осмыслить целевые установки, содержание, методику и формы социально-культурной деятельности музея, детерминирует необходимость рассматривать этот институт духовной жизни как органичную часть определенной социальной среды, интегрирующей широкий круг учреждений, организаций, объединений от учебных заведений и культурно-досуговых центров до органов социальной защиты разных групп населения. Музей XXI века - это своеобразный механизм социально-культурной коммуникации, который, опираясь на раритеты мировой и отечественной культуры, вовлекает человека в мир своей истории, способствует ф воспроизводству культуры, взаимодействию эпох и культурных общностей, освещению истоков духовных ценностей, формированию исторической 0 памяти. Представление о монологическом воздействии музея на аудиторию уступило место концепции многостороннего диалога между музеем, посетителем и внешней средой. Более того, в этот диалог включаются не только реалии современной жизни, но и мнения, взгляды, суждения иных исторических эпох. Сама сущность музея определяет бережное отношение к различным формам культур, отличным от нашей, как во временном, так и в географическом отношении.

Характерный для конца XX - начала XXI века процесс научного осмысления культурного наследия потребовал существенного усиления педагогических функций музейных учреждений, опирающихся на реальные " исторические факты и способных сформировать у разных групп населения объективную и логически обоснованную точку зрения на те или иные исторические события, утвердить в них историческое сознание. Ценностная иерархия, выделяющая истинные достижения культуры и ее вторичные проявления, предстает в процессе педагогической деятельности музея как объективная закономерность, а предметы музейных экспозиций в рамках научного подхода выступают как свидетельства, документы, наглядные и осязаемые источники. Специфика музейного учреждения как открытой, общедоступной педагогической системы позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс приобретения знаний не связан с формализованными требованиями учебного заведения, а стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями от изучения музейного предмета. Преобразование музея в открытую социально-педагогическую структуру требует разнообразных педагогических и культурно-просветительных форм музейной работы. Сюда относятся кружки, секции, лектории и иные циклы занятий для школьников, культурно-досуговые мероприятия для пенсионеров, образовательные курсы, клубные объединения, диспуты, встречи с интересными людьми, театрализованные представления для самодеятельного населения. Концепция музея как открытой педагогической системы предполагает: опору на исходную, первичную историко-культурную информацию, ф выразителями которой выступают экспонаты музея; усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом возрастных #) особенностей; использование новых форм деятельности, способствующих активизации музейной аудитории и ее преобразованию из объекта воздействия в субъект социально-культурного творчества; повышение роли музея как научно-методического учреждения, оказывающего существенное влияние на расширение и углубление образовательного процесса по изучению истории и культуры в учебных заведениях разных типов. Опираясь на возможности открытой музейно-педагогической системы, позволившей объединить усилия музея, школы, вуза и иных звеньев социально-культурной инфраструктуры и реализовать нетрадиционные формы и методы логического и эмоционального воздействия на аудиторию, в процессе опытно-экспериментальной работы подтвердилась гипотеза о преимуществах формирования исторического сознания и историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности.

Ведущим показателем эффективности историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности стало многократное увеличение числа посетителей музея, которые стабильно проводят в нем свое свободное время. Только за 1998 - 2002 годы число культурных объединений, поисковых групп и иных сообществ, постоянно связанных с музеем, использующих его экспозиции и участвующих в его культурно-просветительных акциях, увеличилось в 12 раз и достигло более 10 тыс. человек. К этому количеству следует добавить тысячи постоянных друзей музея, которые служат на кораблях Военно-Морского Флота, учатся в учебных заведениях разных типов, работают в клубных учреждениях и создают там филиалы музея, распространяют его публикации, осуществляют иные формы пропаганды экспозиций музея, раскрывающие различные страницы воинской славы. 

Развитие российских музеев как институтов историко-патриотического воспитания

Среди приоритетных задач, которые встали перед нашим обществом в начале XXI века, особое место занимает патриотическое воспитание населения. В утвержденной Правительством государственной программе патриотического воспитания подчеркивается, что «экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания... Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам... В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

В осуществлении сформулированной в государственной программе задачи призваны участвовать все социальные институты и, в частности, музей как один из ведущих интегральных центров исторической памяти и нравственно-патриотического воспитания. Как хранилища ценностей истории и культуры музеи утвердили себя особым типом научно-просветительных учреждений, которые отражают естественную потребность людей отобрать, атрибутировать, сохранить и донести до грядущих поколений наиболее типичные образцы своего прошлого и настоящего; использовать возможности выразительных средств искусства и информационных процессов для того, чтобы предметы музейных экспозиций были осмыслены, освоены, активно работали и помогали человеку приобщиться к своим корням, подняться до высот своих предков, утвердиться гражданином и патриотом.

Процесс строительства информационного общества XXI века предопределил рост знаний, вызвал новые потребности, которые существенно изменили мир и его музеи, расширили и усложнили их социальные функции. Включившись в единое мировое информационное пространство, музеи приняли на себя функцию сохранения мирового наследия и в этой деятельности призваны координировать свои усилия по достижению гармонии человека с его историей и современным окружением. Пропагандируя исторически сложившиеся ценности культуры, музеи должны помочь человеку эффективно ориентироваться в колоссальном информационном пространстве, способствовать тому, чтобы люди воспринимали в нем наиболее важное и конструктивное.

В социальных условиях ускорения темпов исторического развития, динамичных перемен в экономической, политической и духовной жизни возникает естественное стремление закрепить наиболее ценные результаты развития цивилизации. Именно поэтому неуклонно возрастает значение категории «историческая память», требующая теоретического анализа как условия практической реализации ее действия.

История русской культуры, как и всякая историческая наука, ретроспективна, из настоящего она обращена в прошлое. В то же время она неотделима от современности. Непосредственно или косвенно культурные

феномены прошлого — средневекового Новгорода, петровского Петербурга, пушкинского «золотого века», эпохи Александра II, достижений в науке, образовании и искусства советского периода — входят органической частью в конгломерат современной культурной жизни России, составляют содержание историко-просветительной деятельности музеев.

Граница, отделяющая историю от современности в сфере культуры, чрезвычайно условна, по существу она формальна. Время и в культуре необратимо, но переход от настоящего в прошлое, в историю не ведет к ее обесцениванию, наоборот, происходит непрерывное нарастание культурного слоя, обогащающего национально-культурное достояние Отечества.

Как подчеркивают СТ. Махлина и А.И. Новиков1: «древнерусская иконопись, деревянные и каменные церкви и монастыри российского Севера и Подмосковья, интерьеры дворцов в пригородах Петербурга, живопись Рокотова и Левицкого, Венецианова и Брюллова, десятков других художников — это не мертвые памятники, не архаичные объекты музейного хранения, это составная часть единой русской культуры. Вне этих ее элементов русская культура невероятно обедняется, от ее богатств остается лишь тонкий современный слой».

Становление музеев воинской славы

В систему историко-патриотического воспитания включены все музеи, независимо от их профиля. И художественные, и естественно-научные, и краеведческие, и литературные, и ведомственные, равно как любые другие, музеи обладают достаточным культуросозидающим потенциалом, чтобы решать задачи формирования исторической памяти, воспитания гражданина и патриота. Однако особое место среди них занимают военно-исторические музеи, вся коллекция которых в первую очередь направлена на то, чтобы раскрыть грядущим поколениям ратные подвиги отцов, показать истоки патриотизма, обеспечить преемственность гражданских традиций.

Военные музеи России являются существенной частью отечественной культуры. Их возникновение и развитие, весь процесс накопления ими военно-исторических коллекций неразрывно связаны с героической историей борьбы нашего народа за свою свободу, национальную независимость, за утверждение российской государственности.

С древнейших времен россияне стремились отразить свои дела и свою историю посредством наглядных экспонатов, которые демонстрировали военную доблесть и верность Отечеству. В X веке русские люди уже собирали и коллекционировали оружие, предметы военного быта и реликвии боевых походов. Это было время дружин, представлявших собой ополчение, а также постоянные отряды «дворы князей». Как известно, Киевское государство особенно усиливалось при князе Святославе, одном из выдающихся полководцев Киевской Руси, вся жизнь которого прошла в беспрерывных войнах и сражениях. И не случайно, что именно со Святославом связано первое известие о сборе ценного орудия. В летописях упоминается о том, что Святослав, с пренебрежением относившийся к различным пышным дарам греков, высоко оценивал подаренные ему меч и инооружие1.

Старейшее собрание памятного оружия возникло при дворе московского великого князя. Московский княжеский двор, состоявший, как известно, из детей бояр и дворян, выполнявших военные обязанности, постоянно требовал усиления средств вооружения. Это, в частности, привело к созданию артиллерии. Уже в XIV веке в Москве началось собственное производство орудий образцы которых явили собой первые экспонаты военных выставок.

В кремлевских палатах наряду с накоплением замечательных образцов искусства, предметов религиозного культа, украшений, одежды и посуды из драгоценных металлов все в большей степени коллекционируется дорогое, художественно отделанное оружие, оригинальные образцы трофейного вооружения. В 1358 году в палатах великого князя Ивана Калиты появилась первая выставка отечественного оружия, которая впоследствии постоянно пополнялась.

К первой половине XVI века относится возникновение одного из древнейших музеев Европы — Оружейной палаты. Упоминание о ней, как о хранилище оружия, впервые встречается в летописной записи 1547 года.

Богатейшие коллекции Оружейной палаты складывались не только из даров и памятных предметов оружия великих князей и их приближенных, и не только из имущества казненных и опальных бояр, а, в первую очередь, из подлинно художественных произведений, создаваемых оружейниками и другими русскими мастерами. Английский посол в Москве У. Флетчер в 1588 году, в своем отчете о миссии в Русское царство писал: «Ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, литые из меди и весьма красивые .

Оружейная палата была не только складом, хранилищем оружия и иных военных, но и крупнейшим центром художественно-промышленной деятельности в России.

Замечательной особенностью нашей отечественной военной истории, ставшей одной из традиций, является сбор и широкий показ боевых трофеев, как свидетельств победных сражений, результат героизма и воинского умения русских войск. В Оружейной палате Кремля трофейное орудие всегда занимало почетное место. А к 1560 году относится первая в России трофейная артиллерийская выставка. На ней были представлены ливонские орудия, привезенные в Москву после взятия Ливонии русскими войсками . Орудия выставлялись в Москве на Ивановской площади. С тех пор обычаем в нашей стране стало устройство после успешного окончания войны трофейных выставок, приобретавших общегосударственное значение.

Однако все это была лишь предыстория военно-исторических музеев. Основание же первых музеев этого типа относится к началу XVIII века. Их возникновение связано с крупными экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые произошли в Русском государстве в конце XVII и в начале XVIII веков благодаря кардинальным реформам Петра I.

Одним из проявлений развития отечественной культуры в тот период явилось создание русских естественно-исторических музеев, открытие знаменитой петровской кунсткамеры, возникновение первых военных музеев.

Создание именно в эти годы военных музеев, пристальное внимание к накапливанию и изучению артиллерийских орудий, моделей морских кораблей вытекало из решения важнейшей общенациональной задачи укрепления военного могущества государства. Это было необходимо для успешного ведения войн, одной из главных целей которых являлось получение выхода к Балтийскому морю. Северная война 1700—1721 годов потребовала от всей страны громадного напряжения сил, проведения военных реформ, создания регулярной армии и сильного военно-морского флота обеспечения мощной военно-технической базы для оснащения армии и флота, вооружением и судами, отвечавшим требованиям XVIII века. Особое внимание Петром I было обращено на обеспечение армии высококачественными артиллерийскими орудиями, в связи с чем изучалось и реорганизовывалось литейное дело, разрабатывались, апробировались и производились лучшие образцы орудий. Изучался и использовался передовой опыт европейских армий.

Создание материальной базы историко-патриотического воспитания

Совокупный опыт историко-патриотического воспитания свидетельствует, что эффективность процесса формирования исторической памяти и высоких гражданских качеств обеспечивается рядом факторов. Одним из ведущих среди них выступает его материальная база. Музей — это идеальная база воспитания гражданина и патриота на лучших национально-культурных традициях Отечества. И это обусловило целесообразность избрания в качестве базы опытно-экспериментальной работы музейные учреждения. Мы учитывали, что музей любого профиля — от художественного до естественнонаучного — может стать базой формирующего социально-педагогического эксперимента в этой области. Однако бесспорные преимущества в историко-патриотическом воспитании имеют военно-исторические музеи, в сути и природе которых изначально заложен огромный потенциал воспитания на примере ратных подвигов отцов.

Естественно, возможности Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, музея отдельной воинской части или школьного музея одного из своих воспитанников, посмертно ставшего Героем России, весьма различны. Однако в целом, дополняя друг друга, они таят в себе огромный созидательный потенциал, и мы в процессе исследования попытались определить условия его эффективного использования.

В качестве основной базы формирующего социально-педагогического эксперимента мы избрали Центральный военно-морской музей; в качестве С» баз сравнительного анализа: - Военно-медицинский музей Министерства обороны РФ в Санкт Петербурге; - Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны РФ в Санкт-Петербурге; - Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Санкт-Петербурге; - Музей подводных сил России им. А.И. Маринеско в Санкт-Петербурге; - Музей истории войск Ленинградского военного округа в Санкт Петербурге; - Военно-исторический музей Приволжско-Уральского военного округа в Екатеринбурге; - Военно-морской музей Северного флота в г. Мурманске; - Музей Балтийского флота в г. Балтийске Калининградской области. Опытно-экспериментальная работа, в первую очередь, опиралась на материальную базу одного из старейших музейных учреждений России — Центрального военно-морского музея. Основанный в январе 1709 года Петром Великим и последовательно развивающийся как «модель-камора», Модель-камера Петра I, Морской музеум, Морской музей имени Петра Великого, Центральный военно-морской музей, он стал одним из ведущих центров историко-патриотического воспитания. Судьба музея тесно связана с историей флота, с историей города на Неве. Первое глинобитное здание Модель-камеры было построено по собственноручному чертежу Петра I и находилось напротив ворот Адмиралтейства (где ныне фонтан Александровского сада). С увеличением коллекции Модель-камера переселилась в новые помещения здания Адмиралтейства. Главным назначением Модель-камеры было сохранение моделей и чертежей построенных судов с тем, чтобы избежать в будущем ошибок в технике судостроения. Позже в Модель-камеру стали поступать не только чертежи и модели кораблей, но и многое, что было связано со строительством флота: модели адмиралтейств, эллингов, машин и т. д.

Упорядочение сбора коллекции Модель-камеры состоялось в 1722 году, с момента принятия «Регламента... об управлении Адмиралтейства и верфи», где говорилось: «...Когда зачнут какой корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру... сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом, по спуске корабля, отдать в Коллегию Адмиралтейскую» (ей подчинялась Модель-камера). С тех пор стали поступать все модели и чертежи, коллекция заметно росла. Модель-камера стала сосредоточием опыта отечественного судостроения, и не случайно она способствовала быстрому распространению лучших образцов кораблестроения по верфям России.

Сегодня Центральный военно-морской музей бережно хранит более 600 тысяч ценнейших музейных предметов, в том числе значительную коллекцию оружия, чертежей, живописи, документов, фотонегативных материалов и многое, многое другое.

Одной из наиболее ценных коллекций музея, его гордостью является собрание подлинников и моделей кораблей. Пожалуй, это одна из самых крупных коллекций среди музеев мира. Она насчитывает более двух тысяч единиц. Среди них национальная реликвия — ботик Петра I, от которого ведет историю Российский флот. Еще шестнадцатилетним юношей Петр I нашел ботик в сарае двоюродного деда Никиты Ивановича Романова, в селе Измайлово под Москвой. На нем Петр I плавал по реке Яузе, учился хождению под парусами. С 1723 года ботик, названный Петром I «Дедушкой Русского флота», бережно хранится на берегах реки Невы.

Наиболее древнейшим экспонатом музея является челн-однодеревка. Он выжжен из ствола дуба. Пролежал в воде более трех тысяч лет, под руководством профессора Р. А. Орбели был извлечен водолазами из грунта реки Южный Буг в 1937 году.

Бесценными сокровищами музея по праву являются личные вещи Петра І, в том числе сделанная им в 1698 году модель 24-пушечного фрегата. Модель мальтийской галеры считается одной из древнейших моделей в Европе. Уже в 1568 году она находилась в одном из соборов острова Мальта. Модель выполнена из дерева, достигает 190 см в длину. Она была подарена русскому царю Павлу I в 1796 году, в связи с избранием его протектором, а затем магистром Мальтийского ордена. Другой древней моделью является французская галера периода Людовика XIII, построенная в середине XVII века. Она была подарена Петру I во время его пребывания в Париже в 1717 году. Эта модель около двух метров длины, двухмачтовая с комплектом весел. И у мальтийской, и у французской моделей кормовые части богато украшены тонкой резьбой по дереву.

Использование научно-обоснованных механизмов вовлечения человека в мир культуры

Опытно-экспериментальная работа в Центральном военно-морском музее убедительно подтвердила, что реализация культуросозидающего потенциала этого центра культуры и воспитания находится в прямой зависимости от богатства и уникальности раритетов его материальной базы, от уровня вовлеченности музея в инфраструктуру социально-культурной сферы и взаимодействия с ведущими институтами историко-патриотического воспитания, от целенаправленного и последовательного совершенствования методики формирования гражданской позиции посетителей и их вовлечения в социально-культурную деятельность. Результаты, полученные в процессе многолетнего и многоаспектного эксперимента, в который были вовлечены школьники, учащиеся профессиональных училищ, студенты, курсанты военно-учебных заведений, солдаты, матросы, другие группы населения, были несомненно достоверны и репрезентативны. Однако на одном музее, при всем богатстве его экспозиции, нельзя было делать обобщений, распространяемых на всю систему музейной деятельности. Чтобы подняться до интегративного восприятия современных музеев, диапазон которых простирается от Эрмитажа до музея сельской школы, а содержание деятельности распространяется от пропаганды художественных раритетов до обеспечения сохранности природной среды и историко-культурных мемориалов, пришлось расширить объект и базу исследования, попытавшись обобщить в аспекте анализируемой проблемы достижения отечественной науки и практики.

Функционирование музея находится в прямой зависимости от его профиля. Нет единой методики, которая одинаково успешно срабатывала бы в художественном, естественнонаучном, военно-историческом или литературном музее. Нельзя с одной меркой подходить к историко-архитектурным и природно-ландшафтным заповедникам, мемориальному музею-памятнику «Исаакиевский собор», музеям Кремля, Бахрушинскому театральному музею, Репинским Пенатам, музею политической истории и краеведческим музеям.

Однако все музеи объединяет один объект воздействия — человек, социальная группа, общность людей. И если отталкиваться от этого, то в основе историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности (в музеях самого разного профиля) должны быть положены общие закономерности формирования личности, общий механизм вовлечения человека в мир культуры.

Современная психология, педагогика и культурология1 учитывают специфику культуры, которая проявляется в том, что в ней параллельно происходят два диалектически взаимосвязанных процесса: сознание духовных и материальных ценностей и передача накопленного национально-культурного богатства от одного поколения к другому. При этом сложность механизма обеспечения культурной преемственности, в первую очередь, предопределяется тем, что подрастающее поколение за считанные годы должно усвоить и воспринять как эстафету к дальнейшему развитию совокупность того, что человечество созидало в течение многих тысячелетий, приведших к становлению современной цивилизаций.

Механизм усвоения культуры базируется на спонтанном процессе жизнедеятельности людей, которые создают средства производства и средства потребления, строят, облагораживают свой быт, трудятся в сфере управления, служат в вооруженных силах, решают проблемы экологии и здравоохранения, проявляют себя в любви, дружеском общении, реализуют свои творческие потенции в науке, искусстве, спорте, рациональной организации досуга. И все это представляет собой открытую книгу, пример для подражания, естественно воспринимаемый и перенимаемый формирующейся сменой человечества. С другой - в обществе сложилась система социальных институтов - от семьи и школы до музейных учреждений, которые призваны вовлекать новые поколения в мир культуры, обеспечивать сложный и многогранный процесс социализации формирующейся личности, воспринимая ею нравственных ценностей общества и национально-культурных традиций своего народа. И наука, и практика XXI века убедительно показали, что чем шире масштабы человеческой деятельности, индивидуального и коллективного творчества людей, чем больше объем накопленных в нашем мире ценностей культуры, тем сложнее процесс передачи культурного наследия, формирования исторического сознания, механизм его усвоения. Однако, как свидетельствует человеческая история, изобилующая примерами безвозвратных потерь существовавших в разные эпохи культур1, процесс национально-культурной преемственности не может быть дискретным, он не должен прерываться или останавливаться ни на одно мгновение. Непрерывность передачи из поколения в поколение эстафеты культуры -одна из закономерностей ее эффективного развития, и чрезвычайно важно, чтобы этот процесс носил двусторонний характер: молодое поколение призвано осознать необходимость овладения культурным богатством породившего его общества и реализовать это в повседневной жизнедеятельности, а старшее - обязано делиться своим опытом с молодежью, посвящать значительную часть своей жизненной энергии делу образования, воспитания, вовлечения юной смены в мир исторически сложившихся национально-культурных традиций, обычаев, норм, материальных и духовных ценностей.

В условиях формирующегося информационного общества XXI века сложившийся процесс становления и развития личности не укладывается в традиционные рамки семьи учебно-воспитательных учреждений, трудовых коллективов или воинских подразделений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, общественных организаций, учреждений культуры и досуга, круга общения, всей микросреды, составляющей среду обитания человека. Существенное место в этом процессе может и должен занять музей, который сумеет построить свою деятельность в полном соответствии с учетом закономерностей развития личности как основного объекта, на который направлено культуросозидающее воздействие музея.

Механизм создания благоприятной культурной среды и технологию вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество раскрывает прикладная культурология , которая, в свою очередь, широко опирается на методики, веками наработанными отечественной и сравнительной педагогикой. Это в значительной мере обусловлено тем, что с одной стороны педагогическая наука и педагогическая практика унаследовали лучшие, уходящие в далекую древность приемы и способы формирования исторического сознания, а с другой, следуя духу времени, в свою очередь, использует для историко-патриотического воспитания новейшие достижения современной психологии, социологии, этики, эстетики, теории управления и других наук.

Только за вторую половину XX века наряду с традиционной педагогикой (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) утвердили себя социальная педагогика, семейная педагогика, педагогика спорта, военная педагогика, музыкальная педагогика, педагогика досуга, андрагогика, девиантология и другие ее направления, которые перекликаются с этнопедагогикой, народной педагогикой, педагогикой православия, ислама и других религиозных конфессий.

Похожие диссертации на Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности