Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Сказкотерапия в системе нравственного воспитания дошкольников как социально-культурная проблема
1.1. Междисциплинарные подходы к исследованию сказкотерапии как технологии социально-культурной деятельности в нравственном воспитании детей
1.2. Сущность и специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии
ГЛАВА 2. Социально-культурные подходы к нравственному воспитанию дошкольников средствами сказкотерапии
2.1. Изучение социально-культурных условий нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии ...
2.2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию дошкольников на основе использования технологии сказкотерапии
Заключение 110
Библиография 121
Приложение
- Междисциплинарные подходы к исследованию сказкотерапии как технологии социально-культурной деятельности в нравственном воспитании детей
- Сущность и специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии
- Изучение социально-культурных условий нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии
- Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию дошкольников на основе использования технологии сказкотерапии
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
Современный период совершенствования процесса нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (Н.В. Бордовская, Б.Г. Лихачев, А.А Реан, Н.К. Степаненков, Н.Ф. Харламов и др.)
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, поскольку: во-первых, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной педагогической науке специально не предпринималось; во-вторых, в условиях западнизации отечественной культуры, сведения до минимума традиций семейного чтения, малой степени внимания, уделяемого родителями формированию нравственных представлений у младших дошкольников, использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков в условиях социализации личности младшего
дошкольника может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе имеются исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственные ценности дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Л.С. Выготский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. Л. Коломинский, Е. И. Кульчицкая, Н. А. Рубакин, С. Л. Рубинштейн и др.)
Немалый интерес для нашего исследования имеют работы, рассматривающие проблему слова как инструмента лечебной педагогики (Е.В. Балашова, В.П. Белянин, К. А. Кедров, Р. Кроули, Дж. Милк, А. М. Михайлов, М. В. Осорина, В.Я. Пропп, А. А. Романов, В.П. Руднев, Д. Ю. Соколов, А. И. Сосланед, К. Эган и др.)
Особое внимание уделяется исследователями изучению сказкотерапии как одного из двигателей личностного развития ребенка-дошкольника, поскольку будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказкотерапия в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка (В. Беттельгейм, М. Е. Бурно, А. Ф. Лосев, Н. Г. Малахова, К.Г. Юнг и др.).
Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира младшего дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную означает переворот в сознании человека (М. М. Бахтин, В.К. Чистов, В.Б. Шкловский и др.). Есть немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей фольклора, литературных сказок разных жанров (Н.Е. Веракса, П.Я. Гальперин, В. П. Зинченко, А.В. Зосимовский, О. Л. Кабачек, Н. С. Кукарев, Т.Б. Лаврентьева, И. И. Тихомирова и др.).
В определении позиции автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли труды Ю.П. Азарова, В.И. Андреева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.И. Черниченко; в области социально-культурной деятельности - исследования Л.В. Горевой, И.Н. Ерошенкова, С.Н. Иконниковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, О. Ю. Мацукевич, Ю. С. Моздоковой, Ю. А. Стрельцова, Н. Н. Ярошенко и др.
Анализируя практику сказкотерапии как средства нравственного воспитания дошкольников, мы выявили противоречие между необходимостью нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях и недостаточной научной обоснованностью использования существующих технологий сказкотерапии в сфере социально-культурной деятельности.
Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение научного исследования, направленного на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - социально-культурные условия нравственного воспитания детей-дошкольников средствами сказкотерапии.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса социально-культурных условий нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Для достижения данной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить междисциплинарные подходы к исследованию проблемы сказкотерапии как технологии социально-культурной деятельности в нравственном воспитании детей.
2. Определить сущность и специфику нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
3. Выявить социально-культурные условия реализации технологии сказкотерапии в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать педагогическую программу использования разнообразных жанров сказки в нравственном воспитании ребенка-дошкольника.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что сказкотерапия может способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
наличия педагогической программы с использованием разнообразных жанров сказки в нравственном воспитании ребенка-дошкольника;
- методической подготовки педагогического персонала учреждения и интеграции усилий администрации, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений, родителей в формировании нравственных качеств дошкольников;
- партнерства взрослого и ребенка в процессе социально-культурной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности, постепенности и систематичности при формировании нравственных качеств ребенка.
Методологическую базу исследования составили положения современной педагогики о технологиях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста и воспитания нравственности и гуманизма.
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных ученых: о единстве познавательных и эмоциональных процессов (Л.И. Божович, И.П. Воропаева, Л.С. Выготского, И.В. Евтушенко); положения деятельностного и целостно-системного подходов
(Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.); социально-педагогические технологии Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, К. Д. Ушинского, а в аспекте сказкотерапии - игровой психологии и педагогики Н. А. Ветлугиной, В. В. Давыдова, И. А. Ильина, В.В. Ковалева, Д. Ю. Соколова, М.В. Сорокина, А. И. Сосланда, Н. В. Сусловой, Б. М. Телова, Л.Н. Толстого, К. Эгана и др.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной проблеме; наблюдение; психолого-педагогическое исследование детей; моделирование сочинительской деятельности детей; интерпретация полученных данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
База исследования. Исследования процесса нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии осуществлялось на базе ДОУ санаторного типа «Светлячок», Центра подготовки детей дошкольного возраста «Теремок», Центра развития и социально-педагогической адаптации детей г. Лянтора. Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа. В исследовании приняли участие 140 человек: 69 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), а также 71 человек педагогов, родителей, специалистов и представителей администрации.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1997-1999 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности. Проходило изучение научной и методической литературы, были исследованы и систематизированы основные педагогические концепции по проблеме нравственного воспитания детей. В этот период были выявлены основные подходы к исследованию сказкотерапии как технологии социально-культурной деятельности в нравственном воспитании детей в отечественной и зарубежной педагогике. Определена сущность и специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии; охарактеризованы особенности воздействия сказкотерапии на психику
ребенка. Была разработана типология сказкотерапии в системе реабилитационных технологий социально-культурной деятельности. Составлена программа констатирующего и формирующего эксперимента, определены формы, методы и сроки проведения эксперимента; обобщены результаты изучения проблемы в современных условиях.
Второй этап (2000-2002 гг.) носил констатирующий характер. На этом этапе проводилось изучение состояния нравственного воспитания дошкольников, объективных возможностей использования сказкотерапии в педагогическом процессе. Была проведена корректировка методики и программы исследования, проведено психолого-педагогическое диагностирование.
На третьем этапе (2003-2005 гг.) носившем характер формирующего эксперимента, была проведена экспериментальная работа на базе ДОУ санаторного типа «Светлячок» и Центра подготовки детей дошкольного возраста «Теремок» г. Лянтора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, в деятельность которых была внедрена разработанная нами педагогическая программа использования сказкотерапии в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Были выявлены социально-культурные условия реализации технологии сказкотерапии в системе дошкольного воспитания, способствующие нравственному воспитанию дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр «в сказку», слушания сказок и их сочинительства, музыкальной сказкотерапии; проведен контрольный эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в том, что
- теоретически обоснован и выявлен комплекс социально-культурных условий реализации технологии сказкотерапии в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- представлен инструментарий диагностического сопровождения нравственного воспитания личности дошкольника в ходе использования технологии сказкотерапии;
- на основе принципов интеграции и дифференциации разработана и внедрена программа использования сказкотерапии в педагогический процесс нравственного воспитания дошкольников;
дана развернутая характеристика социально-культурных мероприятий, способствующих повышению эффективности процесса социализации и нравственного воспитания ребенка посредством
сказкотерапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы нравственного воспитания дошкольников посредством сказкотерапии. При этом в диссертации систематизированы педагогические концепции и положения о сказкотерапии как технологии социально-культурной деятельности и средстве нравственного воспитания дошкольников; выявлена сущность сказкотерапии в педагогическом процессе нравственного воспитания дошкольников; сформировано научное представление о специфике познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Практическая значимость работы состоит в том, что процесс познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии, создающий условия для нравственного воспитания ребенка, реализуется через разработанный комплекс социально-культурных мероприятий.
В ходе исследования разработан и апробирован комплекс социально-педагогических и реабилитационных методик по диагностике эмоционального состояния, нравственной ориентировки детей дошкольного возраста, отбору и содержанию художественно-выразительных средств сказки.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования процесса социализации дошкольников, корректировке их нравственных ориентиров.
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс ДОУ санаторного типа «Светлячок» г. Лянтора Сургутского района, и центра подготовки детей дошкольного возраста «Теремок».
Результаты диссертационного исследования внедрены и используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г. Р. Державина при преподавании следующих дисциплин: «Методы и технологии социально-культурной деятельности», «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками». Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы:
1) в учебно-воспитательном процессе дошкольного, среднего, общего, дополнительного и высшего профессионального образования;
2) при разработке педагогических систем и образовательных программ по социализации личности дошкольника, коррекции его личностных качеств;
3) в работе центров развития и социально-психологической адаптации детей;
4) в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась использованием разнообразных источников информации, применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы, использованием методов математической обработки экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность сказкотерапии представляет собой педагогический процесс взаимодействия ребенка и взрослого, при котором основным условием становятся раскрываемые через сказку личностные и поведенческие характеристики, обусловленные совокупностью внутренних и
внешних особенностей его эмоционального развития. В социально-культурной деятельности сказкотерапия является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического воздействия, имеющего педагогическое влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
2. Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется особым потенциалом сказки, который воздействует на глубинные, личностные слои психики дошкольника, на его жизненные ценности, эмоциональный мир, а значит -способствует коррекции неадекватного отношения к себе и окружающему.
3. Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии, которая позволяет развивать эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, формировать ценностные ориентации ребенка, овладевать коммуникативными навыками. Особенностью программы является то, что в ходе ее реализации у дошкольника происходит формирование новых представлений о мире, тренинг эмоциональной сферы, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, приобщение к народной художественной культуре.
4. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников посредством сказкотерапии включают: наличие педагогической программы с использованием разнообразных жанров сказки в нравственном воспитании ребенка-дошкольника; интеграцию усилий администрации, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений, родителей в формировании нравственных качеств дошкольников; партнерство взрослого и ребенка в процессе социально- культурной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности, постепенности и систематичности при формировании нравственных качеств ребенка.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась по ряду направлений:
а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Москве, Омске, Тамбове в 2000-2005 гг.;
б) разработка авторской образовательной программы и непосредственное участие в ее реализации в дошкольных учреждениях г. Лянтор Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 8-ми
научных публикациях автора общим объемом 1,6 п.л., в виде научных статей. Диссертация состоит из введение, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Междисциплинарные подходы к исследованию сказкотерапии как технологии социально-культурной деятельности в нравственном воспитании детей
Проблема исследования внутреннего мира ребенка возраста на данном этапе развития общества представляется весьма актуальной. Она самым тесным образом связана с необходимостью формирования успешности личности. В формировании нравственных качеств детей большое значение принадлежит социально-культурным технологиям.
Как и всякая молодая наука, социально-культурная деятельность разрабатывает собственные технологии, а также заимствует их из других дисциплин: собственно социально-культурной деятельности, психологические и социально-педагогические. Классификация социально-культурных технологий может осуществляться по самым разным основаниям: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения, объектам и другим параметрам. К вопросам классификации технологий обращаются в своих работах многие ученые, наиболее, на наш взгляд, значимыми из которых являются труды Р.В.Овчаровой и А.А.Осиповой [138; 141]. Технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов для их выполнения. Характерными признаками технологии являются: процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта; проектирование процесса изменения [138].
Выделяются следующие функции социальных технологий: адаптация ребенка в стандартных социокультурных ситуациях, развитие его творческих способностей, использование информации для своей практической деятельности и др. Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить детей адекватно участвовать в самых разнообразных формах и жизненных ситуациях.
В нравственном воспитании детей важное значение имеет сказкотерапия. Возникнув в последние годы, как самостоятельное направление практической психологии, сказкотерапия сразу же приобрела огромную популярность и в педагогике [72].
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. «Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны...» [72, 14].
Исходя из вышесказанного сказкотерапия - это не просто направление в психотерапии, а «...синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [73, 35].
В последние годы термин «сказкотерапия» все чаще встречается в специальных и популярных изданиях. Правда, в педагогике еще встречается термин «сказкокоррекция», но вряд ли между ними существует большая разница. И то, и другое подразумевает, прежде всего, лечение сказками.
С другой стороны, знание испокон веков передавалось через истории, сказки, легенды, мифы. Проблема лечения сказками раскрывается в работах А.В. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Дж. Родари, Д.В. Соколова, М.-Л. фон Франца [72; 73; 169]. Сказка дает сокровенное, глубинное знание не только о себе, но и об окружающем мире, о процессе его развития. Такое знание, не оставляя непонятным сам механизм развития мира, безусловно, лечит.
В русском языке слово «сказка» сравнительно позднее, в современном значении оно появляется не раньше XVII века. Древняя средневековая Русь его не знала. Понятие «сказка» не было зафиксировано ни в каких точных научных определениях. Слово же «сказка» первоначально имело совершенно другой смысл: оно означало сказанное или написанное слово, имеющее силу документа. Так, в записках А. Болотова читаем: «Они (крестьяне), будучи довольны, подали тогда же обще со мною полюбовную сказку».1 В устном обиходе «отобрать сказку» некогда соответствовало нашему «снять показания». В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя «ревизскими сказками» назывались установленные путем ревизии документированные списки крестьян, принадлежащих одному помещику. Итак, до XVII века в русском языке слово «сказка» обозначало нечто достоверное, письменное или устное показание, имеющее юридическую силу. С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному нами, значение слова «сказка».
Сущность и специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии
В последнее время в связи с острым социально-экономическим кризисом все чаще звучат встревоженные голоса общественных деятелей, педагогов, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.
Испокон веков конечной целью воспитания провозглашалось воспитание личности, гармонично развитой. Но в традиционной субъект-объектной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (родители, воспитатели, окружающие ребенка взрослые) передают свой опыт, свою систему нравственных ценностей. Подготовить ребенка к жизни - конечная цель системы. Принципиально важно, что и как формировать у него для достижения этой цели. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту воспитательной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, человек представляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром качеств и свойств. Эта система и есть личность. Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознанное человеком существование своего «Я» в мире и обществе себе подобных. По мнению Г.К. Селевко, «личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств: - совокупность социально значимых свойств человека; - система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов; - осознание окружающего мира и себя в нем; - система потребностей; - совокупность способностей, творческих возможностей; - совокупность реакций на внешние условия и т. д. Все это образует содержательное обобщение «личность» [164]. Последние десятилетия теория и практика педагогики мало обращалась к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию ее нравственных качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением.
Эстетические и нравственные нормы, понятия имели социальное происхождение - они формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного воспитания во всех его формах - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщения к культуре своего народа и народов мира. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, вера, милосердие... При этом не следует сбрасывать со счетов принцип природосообразности, т. е. опоры в воспитании личности на естественные процессы развития ребенка.
Проблема нравственного воспитания всегда волновала и педагогов, и общество. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние годы все чаще используется словосочетание «социальное воспитание» и практически не встречается в педагогических публикациях «воспитание нравственное». Между тем это термин имеет совершенно определенное содержание, не адекватное другим понятиям.
Значение понятия «социальное воспитание» шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных. Разве, к примеру, интеллектуальное воспитание личности не социально? Понятие «духовное воспитание» (иногда употребляется в качестве синонима «религиозное воспитание») также равнозначно понятию «воспитание нравственное». Под духовностью подразумевается наличие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной - познания смысла жизни и социальной - служение людям. Наконец, «моральное воспитание». На наш взгляд, этого термина недостаточно, когда речь идет о развивающейся личности. Мораль, как известно, - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы мораль была не только усвоена личностью, но и определяла ее образ жизни. Если мы ограничиваемся моральным воспитанием, то появляется опасность формализма, фарисейства, несоответствия поведения внутренним убеждениям. В этом смысле термин «нравственное воспитание» шире и полнее, так как предполагает осознание личностью ответственности за себя и других. Термин «нравственное воспитание» употребляется, когда речь идет о процессе и результатах, о динамике поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателями нравственного воспитания, нравственного развития являются появившиеся представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношений, нравственные чувства и как высший результат - нравственные качества.
Характер нравственного воспитания определяет воспитательная система, в русле которой оно осуществляется: авторитарная, свободного воспитания, демократическая. Система воспитания оказывает воздействие на цель, содержание (частично), но более всего - на технологию воспитания.
Изучение социально-культурных условий нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии
Теоретический анализ состояния проблемы позволил организовать экспериментальное исследование в логике достоверности выдвинутых нами теоретических положений, разработав конкретное содержание нравственного воспитания дошкольников с применением средств сказкотерапии, позволяющих решать поставленные задачи.
Цель нашего эксперимента заключалась в разработке технологии сказкотерапии как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также определении социально-культурных условий нравственного воспитания детей-дошкольников с использованием всего многообразия средств сказкотерапии.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию эксперимента. Эксперимент включал в себя следующие этапы: констатирующий и формирующий. На каждом этапе были определены свои задачи, которые являлись промежуточными на пути достижения основной цели эксперимента.
Экспериментальная работа проводилась в период с 2000 по 2005 гг на базе ДОУ санаторного типа «Светлячок» г. Лянтора Сургутского района и Центра подготовки детей дошкольного возраста «Теремок». Уточнение и проверка результатов, полученных на отдельных этапах экспериментальной работы, с последующим их сопоставлением, проводились на базе Центра развития и социально-педагогической адаптации детей г. Лянтора.
В исследовании приняли участие 98 человек: 69 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), а также 29 человек педагогов, родителей, представителей администрации и специалистов.
Экспериментальная и контрольная группа детей находились в равных условиях до начала эксперимента. Были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: 1. Подобрать диагностические методики в соответствии с целью исследования и с помощью этих методик изучить особенности нравственных качеств дошкольников. 2. Исследовать особенности применения сказкотерапии в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проходил в несколько этапов. В нем приняли участие 58 человек: 45 человек детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), а также 13 человек педагогов, психологов, представителей администрации и специалистов.
Констатирующий эксперимент заключался в изучении особенностей нравственного развития испытуемых с помощью диагностического эксперимента; анкетирования педагогов, работающих с детьми, с целью оценки сформированности навыков нравственного поведения у дошкольников, а также интервьюирования сотрудников дошкольных учреждений с целью изучения особенностей проведения педагогической работы средствами сказкотерапии в решении вопросов нравственного воспитания детей.
Нами использовались следующие методы: а) Проведение диагностического обследования детей для определения у них уровня понимания нравственных качеств. б) Анкетирование педагогов дошкольных учреждений с целью оценки сформированности навыков нравственного поведения у дошкольников. в) Интервьюирование сотрудников дошкольных учреждений с целью изучения особенностей проведения педагогической работы средствами сказкотерапии в решении вопросов нравственного воспитания детей. г) Анализ и интерпретация полученных данных. Использование различных методов при изучении детей позволило получить объективную картину сформированности нравственных качеств дошкольников.
Настоящее исследование строилось на принципах комплексного подхода к изучению ребенка: в эксперименте наряду с педагогическими подходами использовались и психологические, в эксперименте, кроме педагогов, принимали участие психологи дошкольных учреждений.
А. Прежде всего, нами было проведено диагностическое обследование детей дошкольного возраста для определения у них уровня понимания нравственных качеств (Приложение 1). Задание 1. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок «В автобусе» (на 1 картинке девочки едут в автобусе, сидят и беседуют; на 2 картинке - в автобус входит пожилая женщина; на 3 картинке - девочка уступает ей место). Обследуемого просят пояснить, что произошло. Задание 2. Обследуемому читается рассказ В.Осеевой «Просто старушка». Экспериментатор просит объяснить поступок мальчика. Задание 3. Предлагается рассмотреть и объяснить смысл картинки из альбома С.Д.Забрамной по обследованию психического развития дошкольников «Разбитое окно». Задание 4. Обследуемому читается рассказ В.Осеевой «Синие листья». Просят объяснить поступок девочки. Каждое задание оценивалось следующим образом: правильное понимание ребенком поступка - 3 балла; неполное понимание ребенком поступка - 2 балла; непонимание поступка - 1 балл.
Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию дошкольников на основе использования технологии сказкотерапии
Базой исследования являлись Центр развития и социально-педагогической адаптации детей г. Лянтора, ДОУ санаторного типа «Светлячок» г. Лянтора Сургутского района, Центр подготовки детей дошкольного возраста «Теремок», Центра развития и социально-педагогической адаптации детей г. Лянтора.
Формирующий эксперимент заключался в разработке технологии сказкотерапии как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также определении педагогических условий нравственного воспитания детей-дошкольников в детском саду с использованием всего многообразия средств сказкотерапии.
Задачи формирующего эксперимента: 1. Разработать педагогические условия для формирования нравственных качеств детей-дошкольников с использованием всего многообразия средств сказкотерапии. 2. Разработать педагогическую программу с использованием сказкотерапии по нравственному воспитанию ребенка-дошкольника. 3. Осуществить целенаправленную подготовку педагогов с целью повышения их уровня методической компетентности по использованию сказкотерапии в педагогическом процессе. 4. Апробировать педагогическую программу с использованием сказкотерапии по нравственному воспитанию ребенка-дошкольника. 5. С помощью методик, применяемых нами в констатирующем эксперименте, продиагностировать детей с целью изучения сформированности у них нравственных качеств. 6. Интерпретировать полученные результаты и сделать выводы. Формирующий эксперимент проходил в несколько этапов.
Первый этап предполагал разработку педагогических условий и программы для формирования нравственных качеств детей-дошкольников с использованием сказкотерапии.
Нами были разработаны следующие педагогические условия: - наличие педагогической программы с использованием разнообразных жанров сказки в нравственном воспитании ребенка-дошкольника; - методическая подготовка педагогического персонала учреждения и интеграция усилий администрации, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений, родителей в формировании нравственных качеств дошкольников; - партнерство взрослого и ребенка в процессе социально-культурной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности, постепенности и систематичности при формировании нравственных качеств ребенка. Нами была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения программа «Сказочный мир», построенная на использовании сказкотерапии в нравственном воспитании дошкольников. Разрабатывая программу, мы опирались на богатый и разносторонний опыт (исследования и практику), который накоплен в области педагогики, социально-культурной деятельности, психологии (В .П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я.Л. Коломинский, Е. И. Кульчицкая, Р.В.Овчарова, А.А.Осипова, Н.А. Рубакин, С. Л. Рубинштейн и др.)
При разработке программы мы опирались на принципы общей дидактики (связь с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода, наглядности и другие) и дидактики частных технологий.
Особое внимание уделялось использованию сказкотерапии как одного из двигателей личностного развития ребенка-дошкольника, поскольку будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказкотерапия в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения в становлении личности ребенка.
Основная цель нашего педагогического эксперимента заключалась в разработке и апробировании на практике программы «Сказочный мир», направленная на нравственное воспитание дошкольников (Приложение 4).
Программа «Сказочный мир» построена на основе синтеза различных жанров и видов творческой деятельности: музыкальной, изобразительной и др. Занятия направлены на стимуляцию и развитие креативности ребенка, помогают лучше осмыслить окружающее, понять нравственные поступки героев.
Со сказками можно проводить педагогическую работу, реализуя самые разнообразные стратегии и организационные формы. Сказкотерапия является методом по интенсивности воздействия, по участию в нём процессов воображения, по объёму и по форме подачи материала полностью соответствующим особенностям психического развития дошкольников.
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего, её эстетического слагаемого. Она базируется на народной культуре, на фольклорных корнях и обладает социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Поэтико-прозаическая природа сказки открывает широкие возможности для педагога-практика, который в ходе занятий может инициировать как поэтические, так и прозаические способности слушателей. При этом максимально могут быть использованы операции домысла и вымысла. Учитывая необходимость развития всех органов восприятия слушателя к поэтико-прозаической образности можно подключить и музыкально-хореографические образные ритмы.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Сказка способна выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Дети слушают чтение сказок на занятиях, обсуждают их по вопросам, задаваемым педагогом, предлагают собственные модели понимания. Сказка не только соответствует возрастным особенностям, но и является одним из самых сильных развивающих и психотерапевтических средств. Все значимые для содержания сказки элементы приобретают чёткую форму, выраженную телесность, конфликты, споры реализуются не в нудных препирательствах, а в конкретных действиях, чаще всего в соревновательных.
Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Сказки — ненавязчивое воспитательное средство. Они передают и нравственные ценности, и правила поведения. А самую суровую мораль приключения героев, образность языка сделают интереснее, приемлемее и безопаснее. Человек может осознавать неожиданно связь сказочной истории со своим поведением. Только во всем необходимо чувство меры, так как очень многое зависит от того, не что сказать, а как сказать.