Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Шигапова Ильсеяр Ильдусовна

Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи
<
Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шигапова Ильсеяр Ильдусовна. Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Казань, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:06-13/2283

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Патриотическое воспитание молодежи средствами театрального творчества как педагогическая проблема 15

1.1. Сущность, содержание и структура патриотического воспитания молодежи в современных условиях 16

1.2. Особенности патриотического воспитания молодежи в социокультурной деятельности на современном этапе 34

1.3. Специфические средства театрального творчества в патриотическом воспитании 59

Глава 2. Педагогические условия воспитания патриотизма участников самодеятельного театрального коллектива 75

2.1. Эмоционально-образное освоение содержания патриотизма 78

2.2. Формирование личностной позиции участника самодеятельного коллектива как активного субъекта жизнедеятельности и культуротворчества 98

2.3. Социально-пропагандистская направленность деятельности самодеятельного театрального коллектива 114

2.4. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий патриотического воспитания молодежи 128

Заключение 151

Список литературы 154

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими, социально-политическими и социально-психологическими факторами общественного развития, которые резко обострили социальную дифференциацию российского общества, привели к утрате духовных ценностных ориентиров, оказали негативное влияние на воспитание патриотизма у молодежи. Крушение многих исторически сложившихся патриотических идеалов и ценностей и отсутствие новых идеологических ориентиров привели значительную часть молодежи к бездуховности, равнодушию и неуважительному отношению к государству, государственным символам, социальным институтам, а также неприятию отечественной культуры, литературы и искусства.

Смена социально-культурного уклада страны и традиционной образовательно-воспитательной системы привели к изменениям в социокультурной и поведенческой психологии российского общества. Молодое поколение, детство которого прошло под лозунгом антипатриотизма, в настоящее время не имеет полного целостного представления о смысле патриотизма. Это понятие отождествляется или с национализмом, или ассоциируется с изжившим себя советским строем. Поэтому все, что связано с прошлым, с историей нашей страны оказалось в современных социокультурных условиях непопулярным и неинтересным для молодежных групп. В молодежной среде стал популярен европейский образ жизни и тип поведения, что приводит к утрате чувства сопричастности к прошлому и будущему своей страны, которое является необходимым элементом воспитания патриотизма.

В современных условиях культурно-досуговые учреждения (КДУ), как и другие важнейшие социальные институты, отражают происходящие в обществе процессы. Резкое снижение государственной финансовой поддержки в развитии самодеятельного творчества и коммерциализация культуры привели к ориентации КДУ на проведение платных зрелищно-

4 развлекательных мероприятий. Однако именно личностная практическая деятельность в сфере социального и художественного творчества позволяют формировать чувства патриотизма, желание молодежи участвовать в общественной жизни своего села, города, в жизни своей страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» призвана повернуть отношение государства и общества от социальной демагогии в связи с патриотическим воспитанием к практическому решению поставленных задач.

Большими возможностями в патриотическом воспитании молодежи обладает самодеятельное театральное творчество, позволяющее апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям. Однако в настоящее время в деятельности КДУ невостребован воспитательный потенциал театрального творчества в патриотическом воспитании молодежи.

В условиях модернизации системы российского образования и воспитания обострились противоречия между:

- возросшими требованиями общества к формированию личности
патриота и недостаточной разработанностью этой проблемы в рамках
художественно-образовательной и воспитательной деятельности в КДУ;

растущими досуговыми потребностями молодежи и недостаточными организационно-методическими возможностями КДУ;

значительным потенциалом самодеятельного театрального творчества в патриотическом воспитании и не разработанностью социально-педагогических условий его использования.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества.

Степень научной разработанности проблемы патриотического воспитания молодежи определяется тем, что это комплексная и

5 многоаспектная социально-значимая проблема рассматривается неразрывно от личностного становления молодого человека. Анализ научной литературы показал, что первые упоминания значимости патриотического воспитания можно найти в теоретических трудах Аристотеля, Платона, Цицерона. В Древнем Китае не только научные труды, но и художественные произведения пронизаны глубоким патриотизмом.

В трудах таких философов, как Г. Бабеф, Г. Гегель, И. Гердер, Т. Гоббс, П. Гольбах, И. Кант, Л. Фейербах, отмечен ценностный подход к воспитанию патриотизма.

Как отмечают ученые-исследователи, патриотизм как чувство, вошло в основу воспитания подрастающего поколения Древней Руси еще в IX веке. В данный исторический период не существовало самого понятия «Патриотизм» и до XVIII века было распространено понятие «Сын Отечества». Это отмечено в произведениях А.Н. Радищева и других патриотов-просветителей.

Патриотическое воспитание являлось предметом изучения многих отечественных философов (Н.А. Бердяев, А.Г. Гулыга, В.И. Иванов, И.А. Ильин, И.О. Лосский, B.C. Соловьев и др.).

Русские писатели В.Г. Распутин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.Н. Толстой и др. рассматривают патриотизм как чувство, развивающее в человеке духовно-моральные, высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, языку, культуре, искусству и всеобщему народному достоянию.

Педагогические теории выдающихся зарубежных ученых (Я. Коменского, И. Песталоцци, А. Дистервега, Э. Дюркгейма, Р. Штейнера и др.), отечественных философов (Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и др.), педагогов (К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского и др.) в настоящее время имеют для нас первостепенное значение в воспитании высоконравственной и творчески активной личности, приобщении ее к общечеловеческим идеалам свободы, добра, красоты, воспитании гражданственности и патриотизма.

В воспитании патриотизма большими возможностями обладает художественно-творческая деятельность личности. Изучению проблем творческой направленности личности посвящены труды выдающихся психологов, таких, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, ЯЛ. Пономарев, Б.М. Теплов и др.

Многие современные педагоги и ученые-исследователи рассматривают воспитание патриотизма в контексте включенности подростков и молодежи в социокультурную деятельность. Определяющими для нас стали труды таких ученых, как И.М. Дуранов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, Е.И. Нефедова, Т.К. Солодухина, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова и др., которые рассматривают роль социокультурной деятельности как одну из основополагающих в жизнедеятельности личности.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований по проблеме патриотического воспитания, которые были изучены нами. Это исследования Г.Р. Ахметжановой, Н.В. Ипполитова, Р.Ш. Маликова, Ю.В. Окуневой и др., а также исследования, посвященные общим проблемам воспитания подростков и молодежи в условиях социокультурной сферы: А.В. Баталовой, Р.К. Бажановой, В.А. Боговаровой, Е.А. Каминской, М. П. Овчинникова, А.В. Поповичева, Т.В. Ткаченко и др.

Однако специальных исследований по патриотическому воспитанию молодежи средствами театрального творчества в процессе социокультурной деятельности не проводилось.

Изучение научной литературы позволило нам сформулировать понятийный аппарат данного диссертационного исследования. При выборе направленности исследования мы исходили из отсутствия фактического материала современных научных исследований в воспитании патриотизма молодежи в социокультурной деятельности, которое наиболее эффективно реализуется при использовании средств театрального творчества.

Цель исследования состоит' в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества.

Объект исследования. Патриотическое воспитание молодежи в социокультурной деятельности.

Предмет исследования. Модель патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества и педагогические условия ее реализации.

Гипотеза исследования основана на том, что воспитание патриотизма молодежи средствами театрального творчества будет результативным, если:

будет разработана модель патриотического воспитания молодежи, основанная на специфических особенностях патриотического воспитания средствами театрального творчества;

будут соблюдены педагогические условия реализации модели:

участниками театрального коллектива эмоционально-образно осмыслено содержание патриотизма;

учебно-творческий процесс направлен на формирование у участников личностной позиции патриота;

в культуротворческом процессе театрального коллектива обеспечена социально-пропагандистская направленность.

Задачи исследования:

  1. Определить специфику патриотического воспитания в современных условиях.

  2. Установить специфические средства театрального творчества в патриотическом воспитании молодежи.

  3. Разработать модель патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества в социокультурной деятельности.

  4. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия по использованию средств театрального творчества в патриотическом воспитании молодежи.

8 Методологической и теоретической основой исследования являются:

философские теории и концепции Античности о первостепенной значимости воспитания граждан страны, патриотов отечества;

учения известных философов (Г. Бабеф, Г. Гегель, И. Гердер, Т. Гоббс, П. Гольбах, И. Кант, Л. Фейербах) с рациоцентристскими идеями о мире, гармонии, симметрии и разума в нем, о влиянии объекта на субъект, идейной значимости сущности вещей, об абсолютном мире вещей, о высшей ценности человека и воспитании личности во благо и процветание государства;

педагогические теории выдающихся зарубежных (А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Р. Штейнер и др.), отечественных (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) педагогов, ориентирующих на развитие личности, приобщение ее к общечеловеческим идеалам свободы, добра, красоты, воспитания гражданственности и патриотизма;

- труды известных отечественных писателей-мыслителей В.Г.
Белинского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.А. Шолохова, В.М.
Шукшина и других о нравственно-эстетическом, моральном аспекте
воспитания, личностного и гражданско-патриотического становления
человека как высшей ценности в нем;

педагогические идеи о ведущей роли социокультурной деятельности в развитии личности (М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, И.М. Дуранов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Т.К. Солодухина, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, Н.Н. Ярошенко и др.) стали основополагающими в определении педагогических условий в самодеятельном театральном коллективе как эффективные факторы воспитания патриотизма на современном этапе;

научные взгляды выдающихся психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), патриотические идеи драматургов (И. Гете, Б. Брехт, А.В. Вампилов, B.C. Розов, Т.А. Миннуллин, A.M. Гилязов и др.), театроведов (СИ Исаев, И.И. Илялова и др.), режиссеров (К.С. Станиславский, В.И.

9 Немирович-Данченко, Б.Е. Захава, Ю.П. Любимов и др.) и исследователей (И.И. Фришман, Р.К. Бажанова, М.К. Найденко) о значимой роли искусства театра в воспитании личности явились определяющими в проведении экспериментальной работы в самодеятельном театральном коллективе и научной апробации результатов исследования.

Теоретические основы нашего исследования базируются на современных гуманистических концепциях воспитания, творческом подходе к воспитанию, интерактивных методах, обеспечивающих развитие патриотической направленности личности. Следующие положения известных педагогов-исследователей явились для нас основополагающими: «Социально ориентированная личность» (В.Ш. Масленникова), «народная художественная культура - основа нравственности и возрождения патриотизма» (Т.И. Бакланова), «культурный компонент воспитания и социокультурная деятельность во всестороннем развитии личности гражданина и патриота» (Б.Т. Лихачев, П.П. Пидкасистый), «цель воспитания - всесторонне развитая, творчески мыслящая личность» (Р.Ш. Маликов, Ф.С. Газизова), «культурная ориентация есть поиск и выбор личностью норм, ценностей и принципов гармоничной жизнедеятельности, направленность собственного поведения и деятельности» (М.П. Архипова).

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе научных методов. Теоретическая его часть основана на анализе научной литературы по педагогике, философии, психологии, культурологии, социокультурной деятельности, Государственных программ по теме исследования, материалов научных периодических изданий, инновационных методических разработок; на изучении учебно-воспитательных планов культурно-досуговых учреждений Республики Татарстан и г. Казани, а также учебно-методических программ по патриотическому воспитанию; на определении современного состояния патриотического воспитания в системе социокультурной деятельности молодежи. Практическая часть основана на изучении педагогического опыта воспитания патриотизма в самодеятельных

10 театральных коллективах Дворца детского творчества им. А. Алиша в г. Казани (русский театрально-фольклорный коллектив «Оберег») и Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани (татарский театральный коллектив «Hyp»), Осуществлялось наблюдение за участниками в процессе их занятий в коллективе и во время выступлений на городских мероприятиях; проводился социологический опрос участников самодеятельных коллективов Республики Татарстан и города Казани, студентов театрального института Казанского государственного университета культуры и искусств и студентов колледжа культуры и искусств г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. (Всего в опросе было задействовано 574 респондента).

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003-2004) изучалась специальная литература, проводился анализ изученной научной литературы, документов и учебно-методических программ, уточнялись основные понятия и формулировки, определялись сущность патриотического воспитания и современное содержание понятия патриотизма. Исследовался педагогический опыт культурно-досуговых учреждений, выбранных нами для апробации исследовательской работы; выявлено состояние деятельности самодеятельных театральных и в целом культурно-досуговых молодежных коллективов по патриотическому воспитанию; были определены структура диссертации, ее объект, предмет, выявлены цели, задачи, гипотеза и методы исследования.

На втором этапе (2004-2005) было проведено анкетирование участников русского театрально-фольклорного коллектива «Оберег» Дворца детского творчества им. А. Алиша, татарского театрального коллектива «Hyp» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, самодеятельных театральных коллективов Республики Татарстан и города Казани, студентов - будущих руководителей театральных коллективов (г. Казань, г. Йошкар-Ола). Проведена экспериментальная работа,

включавшая совместную деятельность по подготовке к мероприятиям в городе Казани, посвященных 60-летию Победы над фашистской Германией и 1000-летию города Казани с коллективом «Оберег» (руководитель Л.И. Леонтьева) с целью воспитания патриотизма у молодежи. Были обобщены полученные данные результатов анкетирования; в процессе совместной деятельности выявлены и реализованы основные педагогические условия воспитания патриотизма в самодеятельном театральном коллективе с использованием специфических средств театрального творчества.

На третьем этапе (2005-2006) проанализированы все полученные результаты в процессе опытно-экспериментальной работы, подведены итоги и сделаны основополагающие выводы по теоретическим и практическим задачам нашего исследования.

База исследования: русский театрально-фольклорный коллектив «Оберег» Дворца детского творчества им. А. Алиша г. Казани, татарский театральный коллектив «Hyp» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, студенты театрального института Казанского государственного университета культуры и искусств и студенты театрального отделения колледжа культуры и искусств г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

Научная новизна исследования:

1. Определены особенности патриотического воспитания молодежи в
современных условиях, которые основываются на чувствах сопричастности к
судьбе страны, способствующие проявлению патриотических поступков в
ситуациях выбора.

2. Установлена специфика средств театрального творчества в
формировании патриотических позиций у участников самодеятельного
театрального коллектива, проявляющаяся в сценических переживаниях,
отношениях и психофизических действиях.

3. Разработана и экспериментально проверена модель патриотического
воспитания молодежи средствами театрального творчества.

12 4. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества, включающие:

- эмоционально-образное осмысление содержания патриотизма;

- нацеленность учебно-творческого процесса на формирование у
участников позиции патриота;

- обеспечение в культуротворческом процессе театрального коллектива
социально-пропагандистской направленности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

на основе теоретического анализа обоснованы и экспериментально доказаны структурные компоненты патриотических личностных смыслов молодежи, включающие гражданские качества личности, устойчивые ценностные убеждения и чувства сопричастности к судьбе страны;

на основе художественно-эстетического и театрально-педагогического анализа установлены специфические особенности влияния театрального творчества на эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты структуры личности;

- теоретически обоснованы и экспериментально доказаны модель
патриотического воспитания молодежи и педагогические условия ее
внедрения и эффективности в патриотическом воспитании молодежи
средствами театрального творчества в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке программ самодеятельных театральных коллективов по воспитанию патриотических чувств участников, в деятельности культурно-досуговых учреждений, в учебно-воспитательном процессе системы дополнительного образования, в переподготовке и повышении квалификации кадров социокультурной сферы. Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия воспитания патриотизма средствами театрального творчества используются в деятельности татарского

13 театрального коллектива «Hyp» и театрально-фольклорного коллектива «Оберег». Данные педагогические условия могут быть использованы студентами-выпускниками колледжей и вузов культуры и искусств в организации деятельности самодеятельных театральных или коллективов другой жанровой направленности.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положений научного исследования; применением комплекса методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования; анализом специализированной литературы по избранной проблеме; сочетанием теоретического анализа проблемы и эмпирических данных; практическим подтверждением выдвигаемых теоретических положений.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Патриотическое воспитание как процесс формирования гражданских качеств личности, устойчивых ценностных убеждений и чувств сопричастности к судьбе страны, способствующих проявлению патриотических поступков и действий в ситуациях выбора.

  2. Театральное творчество как особая форма деятельности культурно-духовного преобразования участника самодеятельного коллектива, способствующая активизации социально-личностных качеств, развитию креативного мышления, эмоционально-образного, чувственного восприятия действительности, определяющих ориентации, самоопределение и саморазвитие культуротворческой личности патриота.

  3. Модель воспитания патриотизма молодежи средствами театрального творчества, включающая педагогические условия, принципы, цели и задачи, этапы, содержание и методы учебно-творческого процесса в самодеятельном театральном коллективе.

14 Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

- публикация материалов исследования в печати: Всероссийское
совещание-семинар научно-педагогических работников учебных заведений
«Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки» (Казань,
2004); Всероссийская научно-методическая конференция «Оценка качества
образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт,
перспективы» (Казань, 2005); Всероссийская научно-практическая
конференция «Непрерывное этнохудожественное образование: методология,
проблемы, технологии» (Шуя, 2004); Международный конгресс,
посвященный 1000-летию города Казани «Восток и Запад: глобализация и
культурная идентичность» (Казань, 2005); III Региональная научно-
практическая конференция «Актуальные проблемы современной культуры
детства» (Челябинск, 2005); Всероссийская научно-практическая
конференция «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного
образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань,
2005); Международная научно-практическая конференция «Образование и
воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и
зарубежный опыт» (Казань, 2005); Международная научно-практическая
конференция «Образование как интегративный фактор цивилизационного
развития» (Казань, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция
«Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации»
(Казань, 2006);

в процессе подготовки будущих специалистов профессионального и самодеятельного театра;

в осуществлении опытно-экспериментальной работы в самодеятельном фольклорно-театральном коллективе «Оберег».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность, содержание и структура патриотического воспитания молодежи в современных условиях

Воспитание является неотъемлемой частью социальных процессов, прогресса и независимости во все времена, обеспечивающее будущность страны, его прогресс с сохранением духовно-культурного наследия и традиций. В данном контексте понятна значимость воспитания молодого поколения в духе отечественных традиций, истории и культуры. В мировом масштабе воспитанию каждое государство придавало исключительное значение. Следует отметить, что каждая культура привносила в понимание воспитания свою особую систему ценностей. Этим и отличаются воспитательные ориентиры, например греческой и римской культур, Запада и Востока. Однако культуры миров гораздо ближе друг к другу. Миры Востока и Запада развивались, взаимопроникая и взаимовлияя. Воспитание патриотизма в каждой культуре занимает особое место, как момент обеспечения будущности государства, его социально-политической и духовно-культурной нерушимости и гуманного развития человечества.

Исключительная важность воспитания молодого поколения в духе патриотизма отмечалась еще античными философами. В Древней Греции патриотизм рассматривался как отношение личности к государству. Следовательно, патриотическое воспитание выступало как целостное общественно значимое явление.

Римскую культуру характеризует твердость традиций и верность им, соблюдение долга перед предками, преемственность традиций. Следование обычаям и традициям - одно из проявлений своеобразия римской культуры, связанного с культом прошлого и культом предков [68, с. 17-18].

В Древнем Китае также особую роль играло отношение людей к государству, государственной власти. Патриотизм пронизывал все сферы жизнедеятельности китайцев. Конфуций назвал всех людей, все человечество братьями, а «человеческое начало» (жэнь) в каждом человеке определил как «любовь к людям». Патриотизм в понимании китайской философии предстает в виде любви ко всем людям, тем самым, приобретая мировое глобальное значение.

Патриотическое воспитание являлось предметом изучения многих философов-мыслителей (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон, П. Гольбах, Г. Бабеф, В.И. Иванов, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.А. Лосский, А.Г. Гулыга и др.).

Платон под воспитанием подразумевал то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином (патриотом), умеющего справедливо подчиняться или властвовать. В «Этике» и «Политике» Аристотеля изучен вопрос о законах воспитания добродетели, о формировании привычек жить по справедливости, для достижения счастья жителей государства-полиса.

В.Ф. Гегель к числу основных ценностей личности относит культуру, развитие мышления (т.е. совершенствование себя), нравственные отношения (добро, истина) и патриотизм. И. Кант деятельность человека, его общественные потребности и отношения (нравственность, мораль, патриотизм и др.) также связывает с ценностями. В работах А. Шопенгауэра ценности связаны с нравственной системой отношений. Патриотизм, являясь одним из аспектов нравственности, трактуется выдающимися философами-мыслителями как общественная ценность.

Анализ работ по проблеме воспитания патриотизма, позволили дать определение сущности воспитания патриотизма данного периода, как морально-нравственной системы и установить, что основным подходом в его понимании выступил ценностный.

В процессе изучения и анализа работ данной направленности, выяснилось, что многие педагоги-мыслители подчеркивают особую значимость патриотического воспитания. К.А. Гельвеций считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Для этого следует воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Г. Кершенштейнер предлагал воспитывать трудолюбивых граждан, преданных своему государству. Г. Байчер основной задачей воспитания считал «развитие горячего патриотизма», любовь к революционному отечеству. По Дистервегу, воспитание патриотизма требует учета уровня развития культуры конкретного социума, в котором происходит становление личности [61, с. 229].

ЯЛ. Коменский выступал за воспитание такой личности, которая бы отвечала перед обществом, приносила бы наибольшую пользу. Подход автора к воспитанию патриотизма направлен на личностный аспект в решении задачи, ключевым в котором выступает воспитание деятельного чувства любви, гарантирующего общественное благо и процветание. Видный ученый, педагог СИ. Гессен считал, что целью образования является приобщение человека к культурным ценностям [44, с. 27, 36] и привел три важных фактора для формирования современного человека: образованность, гражданственность (патриотичность) и цивилизованность. По Гессену патриотизм выступает как составная, качественная часть культуры и образования личности.

Изученное позволяет сделать вывод, что опыт исследований воспитания патриотизма представлен, как в зарубежной, так и в отечественной науке достаточно широко, в разное историческое время к патриотизму относились по-разному, но всегда доминировала мысль о первостепенной важности воспитания патриотических чувств.

Патриотизм в отечественной науке, литературе и культуре всегда являлся чувством, развивающим в человеке духовно-моральные, высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, его языку, культуре, искусству и всеобщему народному достоянию (В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский, В.Г. Распутин, Л.Н. Толстой, и др.). Впервые понятие «Патриотизм» стало употребляться во времена Великой французской революции (1789-1793 гг.). Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики.

В период Древней Руси впервые отмечен такой важный структурный компонент патриотизма, как преемственность поколений. Примеры соблюдения долга перед Землей русской, несущие идеалы моральной чистоты и достоинства, были в основе воспитания молодого поколения.

Приведенные данные позволяют определить сущность патриотизма, как чувства долга, чувства гордости, любви к родине и преданности, отношения к стране, к ее культуре и ценностям, героизм, проявляющиеся в конкретных действиях и поступках личности в ситуациях выбора. Подобный механизм патриотизма вошел в основу воспитания подрастающего поколения Древней Руси еще в IX веке. В данный исторический период в отечественной лексике не существовало самого понятия «Патриотизм». До XVIII века было распространено понятие «Сын Отечества». «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (т.е., патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...»[150, с. 205-206].

В XVIII веке появляется слово «Патриотизм» и становится ценностным качеством, определяющим отношение общества к личности. Возникновение патриотизма связывают с появлением государства и государственной власти. Часто встречается предположение, что слово «Патриот» ввел Петр I.

Многими исследователями отмечается также, что «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и значительно превышает оседло-земледельческий «стаж» человечества.

Особенности патриотического воспитания молодежи в социокультурной деятельности на современном этапе

Изменение всей политической структуры, экономического и культурного уклада России за последние 10-15 лет, привели к коренным изменениям социо-культурной и поведенческой психологии российского общества. Принципиально меняются личностные качества молодежи, адаптирующейся к условиям современного мира, и в результате этого пересматривается традиционная система ценностных ориентации, вся образовательно-воспитательная система российской педагогики. Становится все более очевидным, что успешное решение множества проблем, а именно патриотического воспитания в контексте театрального творчества, в решающей мере зависит от своевременной и оптимальной включенности человека в преобразовательную социокультурную деятельность.

Долгое время социокультурное образование рассматривалось в подчинении идеологическим аспектам, политическому воспитанию. Государство полностью контролировало содержание деятельности учреждений культуры, которым отводилась большая роль в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, развитии народного творчества и др. [178, с. 11-12].

В социокультурных процессах получает дальнейшее развитие социальная самодеятельность, вызревают представления о ценности индивидуального развития личности в процессе социокультурного творчества. Теоретическое осмысление этих процессов получило выражение в фундаментальных теориях деятельности, личности и ее комплексном развитии, концепциях развивающего, проблемного обучения, индивидуализации обучения, эстетическом воспитании.

На рубеже веков социокультурное образование характеризуется следующими особенностями: равнозначность, многообразие этнических, национальных, конфессиональных культур в едином поликультурном пространстве России, интегративный характер культурных универсалий и процессов культуротворчества, педагогизация социокультурного образования и др. [178, с. 14].

Социокультурная деятельность способствует реализации идей личностного диалога и обеспечивает реализацию диалога настоящего с прошлым и будущим для молодежи, которая активно включается в режим проявления молодежной субкультуры с ее неординарным использованием ценностей и традиций мировой и отечественной культуры. Таким образом, социокультурная деятельность координирует процесс формирования у молодежи высоких ценностных установок в личной жизни и творчестве, помогает в выборе жизненной стратегии с учетом выработанных культурой способов социализации.

Вовлечение молодежи в мир культуры осуществляется посредством образа жизни, всей системы социокультурных отношений, стихийной и управляемой социализацией. Ценностно-смысловые компоненты структуры личности в этих условиях становятся результатом культурно-творческого воздействия.

В данном случае, социокультурная деятельность нами рассматривается как совокупность целенаправленных действий в самодеятельном театральном коллективе, способствующих воспитанию чувства патриотизма у молодежи с выработкой мирвовоззренческой системы утраченных ценностей справедливости, добра, любви, долга, совести, истины. Как показывает практика, именно самодеятельные театральные коллективы являются важнейшим воспитательным фактором в достижении данных целей. Самодеятельность в нашей стране практически всегда являлась неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Она пронизывала все сферы жизнедеятельности детей и молодежи, способствуя личностному росту и развитию творческого подхода и мышления.

Профессиональная социокультурная деятельность - это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Самодеятельное театральное творчество является при этом наиболее важной формой реализации творческих потенций личности посредством инициативной и свободной практики в сфере искусства, осуществляемое как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и творческих способностей.

Творчество - мощный фактор индивидуального и общественного развития. Многие авторы рассматривают сущность личности в связи с ее творческими возможностями и проявлениями. Поэтому перед педагогикой сегодня встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую ценность и значимость. Организация педагогического процесса, основанная на принципах творческого развития личности, позволяет не только проявить себя, но и дает импульс для саморазвития, открывает простор для активного поиска себя в мире, выработке собственного отношения к окружающему, своей позиции [116, с. 20].

Ведущие ученые, представляющие различные научные школы в области творческого подхода к обучению и воспитанию (И.Д. Демакова, И.А. Зимняя, В.А. Краковский, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, П.П. Терехов, Н.Е. Щуркова и др.) осветили важнейшие проблемы социокультурного воспитания в современном обществе, определили основные направления его развития.

Творческий подход в целом к учебно-воспитательному процессу применялся, как известно, еще в XVII - XVIII веках. Позднее с момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 году в обязанность учителей стала входить и организаторская деятельность, наблюдение за личностным развитием учащихся, воспитание уважения к законам и морально-нравственным принципам. В этой связи в учебных заведениях организовываются театры. Школьный спектакль, как правило, ставился в учебных и воспитательных целях.

В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали рабочие кружки и народные театры, находящиеся под строгим контролем властей.

В 20-е годы XX века А.В. Луначарский выдвинул целую программу воспитания школьников средствами театра. В педагогической литературе тех лет была разработана и обоснована педагогическая функция детского театра, его роль в воспитательной работе школы. Театр должен был войти в жизнь детей, чтобы дарить им радость, открывать перед ними мир прекрасного, воспитывать творцов новой жизни [109, с. 3].

После Октябрьской революции 1917 года в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления). В 1920-е годы репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и т.д.). Большое распространение получили коллективы «Живая газета», «Синяя блуза», , «Красная рубаха» и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях и т. д.).

Эмоционально-образное освоение содержания патриотизма

Современное информационное пространство мира характеризуется существенными изменениями структуры общения, где начали доминировать такие его виды, как компьютерное, электронное, которые были неведомы предыдущим поколениям. В этой связи заметно сократился объем чтения и интерес молодежных групп к отечественной литературе и искусству, снизилась коммуникативность молодежи, что затрудняет налаживание межнациональных, межэтнических и социальных контактов, а вербальное вытесняется эмоционально-образным восприятием у большинства групп молодежи.

В связи с этим особо актуализируется театральное творчество, способное оказать большое эмоциональное воздействие на сознание молодежи. Искусство и, прежде всего, театральное творчество, наиболее эффективно воздействуя на эмоциональную сферу, развивает интеллектуальные и волевые устремления личности. Степень содержательности и богатства эмоций на спектакле определяют эффективность их воздействия на людей всех возрастов.

Эмоции, сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности личности, отражают в форме непосредственного переживания значимость и смысл явлений и ситуаций. Посредством как элементарных, так и более сложных форм эмоций участник коллектива приобретает социальный опыт. В самодеятельном театрально-фольклорном коллективе «Оберег» основной задачей явилось формирование положительных устойчивых эмоций молодежи в целях эмоционально-образного закрепления чувств патриотизма, его содержания и сущности.

Высшим продуктом развития эмоций человека являются чувства. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе. Богатый мир эмоций, отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность [24, с. 169]. К.С. Станиславский считал, что сначала следует воспитывать чувства людей. Чувственное восприятие является самым искренним и устойчивым. Подобное восприятие формирует образы как положительные, так и отрицательные. Актер, проникая в природу чувств и мышления действующего лица, использует, прежде всего, богатства своей эмоциональной памяти. Эмоционально-образное восприятие действительности помогает ему проникнуться чувствами и мыслями героя, что является высоким профессионализмом и фактором воспитания чувств патриотизма в форме соучастия. Соучастие предполагает принятие той этической, эстетической, моральной, патриотической модели поведения, выработанной веками и закрепленной в литературе, искусстве и народных традициях.

Понятие «образно-эмоционально-эстетическая модель действительности», принадлежит ученому Г.Х. Шингарову. Он полагает, что образным художественное отражение действительности называется потому, что его «специфическим материалом» являются образы, которые составляют познавательную сущность художественного произведения. Оно эмоционально, потому что основной формой воздействия искусства на воспринимающего субъекта являются переживания. И, наконец, эти переживания, известные как эстетические, отличаются от всех остальных переживаний человека [199, с. 18]. Эстетические переживания формируют художественный вкус личности, представляют собой процесс преобразования ее внутреннего мира на началах добра, красоты, являющихся на современном этапе составными элементами патриотизма. Поэтому с момента выхода на сцену «внутренняя жизнь актера, его эмоции и эстетические переживания выступают не как функции его личной душевной жизни, но как явление, имеющее объективный общественный и социальный смысл и значение» [38, с. 21].

В театральном творчестве художественный вкус и патриотические ценности воспитываются на основе сценического переживания участников коллектива.

Процессам воссоздания на репетициях и спектаклях образа, соответствующего объективной действительности, должно предшествовать формирование нравственного каркаса личности актера-участника, насыщенность его жизнедеятельности эмоциями, подкрепленных высшими нравственными чувствами - этическими, эстетическими, познавательными.

Эмоции, закрепленные в процессе репетиций и сценических выступлений, характеризуют отношения личности к окружающему миру, и чем ярче эмоциональное воздействие спектакля с патриотическим содержанием, тем глубже и устойчивее формируются патриотические чувства личности. В данном контексте театральное творчество является эффективным фактором формирования отношения наших участников к окружающему миру, как поликультурное, толерантное, патриотическое.

Патриотизм после перестроечных реформ многими молодежными группами воспринимается как пережиток советских времен. В связи с этим наблюдается неприятие патриотизма молодым поколением. Поэтому так важно на современном этапе эмоционально-образное освоение содержания патриотизма молодежью с использованием таких специфических средств театрального творчества, как оценка факта, психофизическое действие -эмоциональное заражение происходящими событиями. Реализация данной задачи в театральном творчестве самодеятельного коллектива происходила посредством выбора содержательного репертуара и определения репетиционного хода театральных действий. Содержание репертуара составили: фольклор, народные игры, бытовые, календарные и религиозные обряды и праздники, пьесы и литературные произведения патриотической направленности.

Формирование личностной позиции участника самодеятельного коллектива как активного субъекта жизнедеятельности и культуротворчества

Успешность реализации данного условия зависит от своевременной включенности молодежи в социокультурный процесс самореализации, самоопределения и самоутверждения себя как гуманной, нравственной, толерантной и патриотичной личности, что позволяет формированию личностной позиции участника самодеятельного театрального коллектива как активного субъекта жизнедеятельности и культуротворчества.

По мнению Ч.Х. Кули, автора теории зеркального «Я» и теории малых групп, индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникации, в межличностном общении внутри первичной группы, т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [113, с. 11].

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной Я-позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и культуротворчества на основе сложившейся личностной композиции социально-ценностных отношений и профессионального самоопределения.

Самоутверждение личности, как субъекта культуротворчества в экспериментальной группе предполагало развитие социально-творческой активности, формирование патриотической позиции в значимых для личности сферах жизнедеятельности, ответственного отношения к деятельности в коллективе, креативности мышления и творческого подхода, потребовало инициативности участников, лидерских и организаторских качеств.

Проблема взаимодействия молодежи - участников самодеятельного театрального коллектива с действительностью способствует реализации вышеперечисленных задач с активным проявлением своего творческого Я и творческих потенций. Современное понимание личности как субъекта взаимодействия с окружающей действительностью раскрывается в том, что личность не только воспроизводит, но и творчески преобразовывает окружающую действительность [113, с. 56], привносит свое социальное Я. В результате этого участник коллектива преобразует себя как активного субъекта жизнедеятельности и культуротворчества, приобретает социально-культурный опыт и становится пропагандистом социально-культурных норм и ценностей.

Процесс усвоения социально-культурного опыта, норм и ценностей происходит в результате становления гармоничной, социальной личности, приобретения знаний, умений и навыков профессионального самоопределения и самоутверждения себя как субъекта жизнедеятельности, а также формирования и развития компонентов структуры патриотических качеств личности в самодеятельном театральном коллективе.

Внешнее воздействие, оказываемое на личность участника и воспринимаемое им, преобразуется в личный опыт в виде социальных составляющих его структуры, таких, как ценностные ориентации, установки, патриотические взгляды, позиции и действия.

В результате процесса освоения социального опыта участники превращаются в творцов этого опыта, так происходит переход от человека как объекта общественных отношений к человеку как субъекту этих отношений. Социокультурная деятельность стимулирует личностное развитие в фазе активной жизнедеятельности и культуротворчества.

В условиях социальной незащищенности молодежи личный интерес каждого молодого человека проявляется в том, чтобы найти себя в изменяющемся обществе, занять достойное место в жизни, чувствовать себя уверенно и защищенно. В данном контексте повышается значимость самодеятельных театральных коллективов, которые предоставляют молодежи свободу творчества, мысли и самовыражения, помогают самоутвердиться и воспитывают устойчивое чувство социальной востребованности себя как творческой и патриотичной личности. Однако, как стало известно, многие культурно-досуговые учреждения в городе Казани не отвечают данным требованиям. Все больше преследуются коммерческие цели.

Экспериментальная группа «Оберег» является таким коллективом, где молодежь реализует свое творческое Я, способствующее профессиональному самоопределению и стремлению к активному культуротворчеству в дальнейшей жизнедеятельности.

Представления и спектакли фольклорно-театрального коллектива «Оберег» ориентированы и на самих участников, и на своих близких и родных, они не формальны и не абстрагированы от реальной действительности, а направлены на каждую отдельно взятую личность в зрительном зале. Театральные постановки коллектива предполагают соучастие зрителей, например, игровые моменты предполагают общение со зрителями, их активного участия, игры и хороводы требуют общего эмоционального настроя зрителей. Налаженный контакт со зрителями помогает выработке позиции необходимости творческой деятельности, востребованности своего творчества, воспитывающие у молодежи чувства соучастия в жизнедеятельности своего микросоциума.

Подобный социально важный на современном этапе компонент патриотизма благоприятно реализовался в экспериментальной группе «Оберег», где передаются участникам система норм и ценностей, благодаря этому они стали активными субъектами «трансляции» данных норм и ценностей.

В систему ценностей, позволяющих закрепить патриотические чувства участников, были включены такие ценности, как дом, семья, друзья, любовь, милосердие, доброта, веротерпимость, дружба, соучастие, национально-культурные традиции.

Похожие диссертации на Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи