Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания молодежи средствами культуроохранных технологий стр. 21
1.1. Патриотическое воспитание молодежи как социально-культурная система стр. 21
1.2. Сущность и типология культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания молодежи стр. 47
Глава 2. Технологическое обеспечение патриотического воспитания молодежи: системно-педагогический анализ стр. 85
2.1. Современное состояние реализации культуроохранных технологий в системе патриотического воспитания молодежи стр. 85
2.2. Проектирование социально-культурных программ патриотического воспитания в процессе историко-краеведческои работы молодежного досутового объединения стр. 106
Заключение стр. 140
Литература стр. 148
Приложения
- Патриотическое воспитание молодежи как социально-культурная система
- Сущность и типология культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания молодежи
- Современное состояние реализации культуроохранных технологий в системе патриотического воспитания молодежи
- Проектирование социально-культурных программ патриотического воспитания в процессе историко-краеведческои работы молодежного досутового объединения
Введение к работе
Актуальность исследования. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,
|Г немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству
и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Патриотическое воспитание, формирование культуры
межнациональных отношений стали сегодня приоритетными направлениями
ф государственной культурной и образовательной политики. Об этом
свидетельствуют принятые за последние годы законы, программы и другие документы.
В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг." констатируется резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования, которые должны выступать основными факторами формирования патриотизма.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) выдвинуты такие принципы образовательной политики, как воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, единство культурного и образовательного пространства.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
(2000г.) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
л историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное
отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В качестве основных тенденций, создающих необходимые
предпосылки для формирования системы патриотического воспитания,
можно отметить: демократизацию общественной жизни; становление
гражданского общества, стремление к обеспечению социальной защиты
российских граждан, приоритет идеи национального возрождения;
обращение к региональным и национальным особенностям; влияние
межнациональной культуры на формирование гражданина; усиление
* внимания к положительному опыту воспитания патриота через уважение
отечественной истории и традиций, гордость за социальные и культурные достижения страны.
При этом, одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне кардинальных изменений в социальной и экономической сферах нашего общества, является усиление внимания к формированию качественно нового уровня воспитания
#; молодежи.
Традиционная система образования и воспитания не обеспечивает органического вхождения новых поколений в реальное поле многообразных и полифункциональных социальных ролей. Она во многом исчерпала себя относительно потребностей современного общества и личности, а существующие представления и понятия патриотического воспитания давно устарели.
Все это необычайно актуализирует поиск путей выхода из кризисной
. ситуации, построение образовательной и воспитательной системы нового
типа, выявление реальных источников ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодого поколения в духе любви к Родине, своей истории, национально-культурным традициям. Вопросы патриотического воспитания рассматриваются в философских работах Г.С. Батищева, B.C. Библера, М.Н. Гормова, М.С. Кагана, В.Н. Садовского, и др.
В педагогической науке существует ряд публикаций, посвященных целям, задачам, содержанию, принципам и методам воспитания патриотизма (Н.И. Болдырев, Н.Г. Базилевич, В.И. Бачевский, Л.И. Валиева, А.Н. Вырщиков, Н.А. Григорьева, Н.В. Ипполитова, Н.А. Кулинкович, В.И. Лутовинов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д.). В этих работах отражаются аспекты целенаправленной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
* Существует немало интересных исследований, направленных на
выявление взаимосвязи патриотизма с русской национальной культурой, ее
традициями. Это работы Н.Ф. Бунакова, Е.П. Белозерцева, В.И. Водовозова,
С.Н. Иконниковой, Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, В.Н. Сороки-Росинского,
К.Д. Ушинского и др.
В трудах П.Ф. Агинова, А.А. Аронова, Н.А. Жильцова, С.А. Константинова, В.П. Лукьяновой, Ю.А. Рыжкина, Г.А. Самарец, И.Л.
# Судакова, Х.Г. Фаталиева, М.Г. Цыганкова изложены различные аспекты
6 военно-патриотического воспитания молодежи, что также представляет интерес для нашего исследования. Так, например, в работе Г.А. Самарец основное внимание уделяется содержаниям и методам военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе, а в исследовании Н.А. Жильцова - акмеологическим условиям продуктивного военно-патриотического воспитания молодежи.
Есть авторы, которые исследуют «кризис» патриотизма в контексте
Ф прерывания культурно-исторических традиций и предлагают стратегию
социального проектирования патриотических ценностей (Н.Г.Алексеев, В.А. Лекторский, Г.П. Щедровицкий). Другие исследователи (Б.Г. Гершунский, В.М. Межуев, А.П. Огурцов) видят трудности в формировании патриотизма в отсутствии идентичности человека феномену своей культуры.
Различные аспекты использования учреждений социально-культурной
сферы в деле патриотического воспитания молодежи отражены в трудах
М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Б.А. Титова, Т.Г. Бортниковой, Н.Д.
Булатовой, Т.Г. Киселевой, А.И. Костяева, В.В. Леденева, Н.Ю. Максимовой,
Ю.Е. Окуневой, Э.И. Петровой, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Н.Н.
Ярошенко и др.
Однако при всей значимости результатов педагогических исследований
и передового педагогического опыта, проблема использования
культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в деле
* патриотического воспитания молодежи не получила необходимого
освещения.
Это объясняется тем, что до настоящего времени не раскрыты основные
вопросы, связанные с социально-педагогической деятельностью учреждений
культурно-досуговой сферы по формированию патриотического воспитания
молодежи.
Сегодня при формировании системы патриотического воспитания мы
наблюдаем противоречия между:
- растущими потребностями общества в укреплении патриотических
основ и отсутствием условий для их развития;
высокой актуальностью патриотического воспитания молодежи и недостаточной разработанностью новых концептуальных подходов к содержанию, педагогическим технологиям решения этой проблемы;
потенциальными возможностями образовательных и воспитательных учреждений в формировании патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству у подрастающего поколения и сложившейся инертной системой их обучения и воспитания, не отвечающей современным требованиям, а также устаревшими формами построения образовательного и воспитательного процессов.
Основной фигурой в системе патриотического воспитания молодежи, разрешающей эти противоречия, является педагог, который должен соединять в себе эрудицию, гражданские качества, педагогический такт, владеть современными образовательными и социально-культурными технологиями, обладать профессионализмом. Как субъект педагогической деятельности, он обязан оперативно реагировать на непрерывно меняющиеся требования к современной социально-культурной ситуации и понимать интегративные тенденции в молодежной политике, осуществлять их взаимодействие и синтез.
Опыт показывает, что основной причиной недостаточной эффективности патриотического воспитания молодежи является подмена систематического подхода абстрактными формами работы, рекомендациями конъюнктурного характера. Поиск путей преодоления этих противоречий определил цель нашего исследования, которая состоит в том, чтобы дать научное обоснование процесса патриотического воспитания молодежи как особой педагогической системы, способной на основе использования культурноохранных технологий социально-культурной деятельности развивать духовно-нравственные основы личности, воспитывать любовь и
преданность к Отчизне, формировать высокую гражданственную позицию и готовность защищать Родину.
Данная цель предопределила решение следующих задач:
1) Выявить сущность патриотического воспитания молодежи как особой
педагогической системы, основанной на технологиях социально-
культурной деятельности.
2) Обосновать культуроохранные технологии социально-культурной
^ деятельности как компонент системы патриотического воспитания
молодежи.
3) Уточнить типологию современных культуроохранных технологий.
Выявить основные подходы к организации деятельности учреждений социально-культурной сферы по использованию культуроохранных технологий в региональной системе патриотического воспитания молодежи.
Разработать программу технологического обеспечения
патриотического воспитания молодежи в процессе историко-
краеведческой работы молодежного досугового объединения.
Объект исследования - патриотическое воспитание молодежи как социально-культурная система.
Предмет исследования - культуроохранные технологии как компонент системы патриотического воспитания молодежи.
Предварительное изучение проблемы, объекта и предмета
* исследования позволили сформулировать исходную гипотезу: процесс
патриотического воспитания молодежи будет более эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
использования интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данного процесса;
взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы;
4* - разработки и внедрения комплексной программы патриотического
воспитания молодежи с учетом использования культуроохранных социально-культурных технологий, основанных на реализации следующих принципов: системности и комплексности подходов, преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, ориентации на саморазвитие личности, а также синтеза традиций и инноваций в сфере досуга и культуры;
- интеграции деятельности специалистов смежных с педагогикой
^ профессий: психологов, организаторов досуга, работников музеев,
художников, мастеров народных промыслов и ремесел, организаторов туристско-экскурсионной работы по реализации педагогической программы патриотического воспитания молодежи на основе культуроохранных социально-культурных технологий.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются философские положения о взаимосвязи патриотического сознания и сформированное социального опыта под влиянием окружающей социально-культурной среды и воспитания; ведущие теоретические положения современной педагогики о феномене патриотизма; о рассмотрении его содержания через призму социокультурного контекста. Наиболее важными для теоретического обоснования работы являются, с одной стороны, учение о всестороннем развитии личности, а с другой, -концепции современного воспитания, целостный подход к педагогическому
* процессу (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Е.В. Лисецкая, З.И. Равкин)
которые выходят на практические задачи формирования патриотизма у молодежи в условиях социально-культурной деятельности.
Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность научных идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления. Его основанием явились теории личности и мотивации, субъекта деятельности, индивидуальности и развития, общения и
fc отношений личности, культуры и усвоения общественных ценностей.
Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: анализ литературных источников по теме исследования; беседы, анкетирование и интервьюирование молодежи, наблюдение; психолого-педагогическое изучение участников досугового объединения; диагностические методы: диагностика нравственных приоритетов молодежи; методика неоконченных предложений, ранжирование понятий; тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; проектирование социально-культурных программ.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе - поисковом (1988-1997 гг.) изучалось состояние
проблемы в современной отечественной науке. Проходило изучение и анализ
философской, культурологической, историко-педагогической и
психологической литературы, были исследованы и систематизированы основные педагогические концепции по проблеме патриотического воспитания населения в отечественной и зарубежной практике. Проводился анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы по использованию культуроохранных технологий в региональной системе патриотического воспитания молодежи. Выявлялся уровень реализации современных культуроохранных технологий в патриотическом воспитании молодежи. В этот период были намечены условия, способствующие патриотическому воспитанию молодежи, с опорой на культуроохранные технологии социально-культурной деятельности. Была раскрыта сущность культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания молодежи; составлена программа констатирующего и формирующего эксперимента, определены формы, методы и сроки проведения эксперимента; обобщены результаты изучения проблемы в современных условиях.
Второй этап — опытно-экспериментальный (1998-2002) носил констатирующий характер. На этом этапе проводилось изучение
11 объективных возможностей использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в патриотическом воспитании молодежи. Определялась совокупность факторов воздействия культуроохранных технологий на процесс историко-краеведческой работы молодежного досугового объединения; уточнялась типология современных культуроохранных технологий. Проводилась опытно-экспериментальная работа, в том числе использовалась диагностика нравственных приоритетов молодежи с помощью методики неоконченных предложений, ранжирования понятий; тестирования «Социально-коммуникативной компетентности молодежи». Были разработаны и внедрены в деятельность различных досуговых молодежных объединений программы «Истоки» и «Наследие», разработанные на основе авторской концепции использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности с учетом принципов интеграции многообразных видов деятельности и форм работы образовательных и воспитательных учреждений. Результаты исследования апробировались на научно-практических конференциях различного уровня, внедрялись в работу Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского филиала Московского открытого социального университета, колледжа социально-культурных технологий и колледжа искусств. К тому же, диссертант в течение 20 лет является руководителем студенческого клуба историко-краеведческой направленности «Искра».
Третий этап - обобщающий (2003-2004). На данном этапе осуществлялась систематизация и обработка результатов опытно-экспериментальной работы, оформление теоретических положений и публикация результатов исследования. Разработаны методические рекомендации по оптимизации процесса патриотического воспитания молодежи с помощью использования технологий социально-культурной деятельности.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Тамбовского государственного университета им.
Г.Р. Державина, Тамбовского колледжа социально-культурных технологий, молодежного клуба «Росинка» Софьинского Центрального сельского дома культуры Уметского района, молодежного клуба «Краевед»» Кирсановского районного Дома культуры и клуба «Патриот» Сосновского районного Дома культуры Тамбовской области с целью выявления уровня сформированности патриотизма у современной молодежи и степени реализации современных культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в практику. Экспериментальная работа длилась в течение 16 лет и включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, заключительный. На каждом этапе были определены свои задачи, которые являлись промежуточными на пути достижения основной цели эксперимента.
Всего в экспериментальной работе приняло участие 158 человек. База исследования расширялась за счет проведения пилотажного исследования со студентами отделений «Социально-культурная деятельность» и «Культурология» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Таким образом, общее количество участников проводимого исследования составило 346 человек.
Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
разработана и обоснована авторская концепция использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности, основанная на принципах интеграции многообразных видов деятельности и форм работы образовательных и воспитательных учреждений; - выявлена педагогическая сущность патриотического воспитания молодежи как социально-культурной системы, включающей в себя функционирование разноуровневых образовательных и воспитательных технологий;
культуроохранные технологии социально-культурной деятельности рассмотрены как компонент системы патриотического воспитания молодежи;
уточнена типология современных культуроохранных технологий социально-культурной деятельности;
проведен системно-типологический анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы по использованию культуроохранных технологий в региональной системе патриотического воспитания молодежи;
разработана и апробирована на практике авторская педагогическая программа комплексного использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в молодежных объединениях историко-краеведческой и патриотической направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что процесс патриотического воспитания молодежи реализуется через комплекс разноуровневых технологий социально-культурной деятельности, которые обеспечивают оптимальные условия для социализации и самореализации молодежи.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут
т послужить основой для совершенствования процесса патриотического
воспитания молодежи в различных сферах общественной жизни. Результаты исследования внедрены в деятельность областного комитета по молодежной политике Администрации Тамбовской области, молодежных досуговых объединений Тамбовской области, что подтверждено актами о внедрении отделов культуры Уметского, Кирсановского и Сосновского районов Тамбовской области.
(^ Результаты диссертационного исследования используются в процессе
преподавания ряда учебных дисциплин в Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в Тамбовском филиале Московского открытого социального университета, в колледже искусств и колледже социально-культурных технологий, в частности, на кафедрах культурологии, социально-культурной деятельности, сервиса и туризма, искусствоведения и дизайна. Это следующие
fe дисциплины: «История кино», «История театра», «История искусств»,
«История дизайна», «Мировая художественная культура», «Экология природы и культуры Тамбовского края», «Проектирование социально-культурных программ», «Народное художественное творчество», «Основы экскурсоведения и туризма», «Музыкальное оформление программ».
Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы:
1) в учебно-воспитательном процессе среднего, общего,
. дополнительного и высшего профессионального образования;
при разработке педагогических систем и образовательных программ по патриотическому воспитанию молодежи на федеральном и региональном уровнях;
в работе научно-методических центров культурно-просветительной работы;
в деятельности центров внешкольной работы и комитетах по молодежной политике;
* 5) в системе переподготовки и повышения квалификации кадров
для сферы образования и культуры. Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась использованием разнообразных источников информации, применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной
b работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе». Межвузовская научно-практическая конференция (апрель 1988). Г. Тамбов; «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их
^ закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы»;
Межвузовская научно-практическая конференция (февраль 1990); «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края»; Областная научно-практическая конференция (март 1997) Тамбов; «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации». Всероссийская научно-практическая конференция (ноябрь 2001 года). Тамбов; «Молодежь в XXI веке: Социальное участие» Всероссийская научно-практическая конференция (11-12 июля 2000 года). Тамбов; «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности». Межрегиональная научно-практическая конференция (май 2002 года). Тамбов; «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» Международная, научно-практическая конференция (декабрь 2002); «Социализация детей, подростков и молодежи с проблемами в развитии в системе дополнительного образования» Межрегиональная научно-практическая конференция (октябрь 2003); «Культурное пространство России: опыт, проблемы, перспективы развития» (апрель 2004) г. Тамбов и др.;
б) разработка и внедрение авторской педагогической программы
«Истоки» в деятельность областного комитета по молодежной политике
Администрации Тамбовской области, молодежных досуговых объединений
Тамбовской области;
в) разработка программ учебных курсов «История кино», «История
театра», «История искусств», «История дизайна», «Мировая художественная
культура», «Экология природы и культуры Тамбовского края»,
«Проектирование социально-культурных программ», «Народное
художественное творчество», «Основы экскурсоведения и туризма»,
«Музыкальное оформление программ» для студентов Тамбовского
государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского колледжа
социально-культурных технологий, Тамбовского колледжа искусств и
Тамбовского филиала Московского открытого социального университета;
г) разработка и внедрение в практику работы кафедры «Социальному
культурной деятельности, сервиса и туризма» ТГУ им. Г.Р. Державина по
предмету «Проектирование социально-культурных программ», «Основы
экскурсоведения и туризма» методических рекомендаций по
совершенствованию процесса патриотического воспитания молодежи
средствами культуроохранных технологий.
На защиту выносятся следующие положения:
^ 1. Сущность патриотического воспитания молодежи как социально-
культурной системы определяется направленностью на формирование духовно-нравственных идеалов и норм поведения молодежи, соответствующих принципам патриотического воспитания и способствующих самоидентификации личности. Решение этой задачи обеспечивается использованием разноуровневых технологии социально-культурной деятельности (культуроориентированных, культуротворческих, культуроохранных, образовательных, рекреативных и др.), которые обеспечивают трансляцию базовых социально-культурных ценностей человека.
2. Культуроохранные технологии являются компонентом системы
патриотического воспитания молодежи и включают в себя интеграцию
различных направлений деятельности (поисковая, познавательная,
информационно-просветительная, туристско-краеведческая,
пропагандистская, культурно-развлекательная, рекреационно-
^ оздоровительная, учебная, творческо-исполнительская); массовых,
групповых и индивидуальных форм культурно-досуговой работы (фестивали, тематические вечера, диспуты, аукционы, праздники, экскурсии, походы, вечера-встречи, ритуалы, беседы, овладение традиционными ремеслами родного края, заседания досуговых объединений и.т.д.); средства социально-культурной деятельности (устные, печатные, наглядные, технические, психолого-педагогические и др.) и методы социально-культурной
ф деятельности.
3. Типология современных культуроохранных технологий в системе патриотического воспитания включает в себя технологии организации краеведческой работы; технологии учета и изучения памятников истории и культуры, технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения; технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.); технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др.
4. Условиями реализации современных культуроохранных технологий в патриотическом воспитании молодежи являются:
использование интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данного процесса;
взаимосвязь и взаимодополняемость традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы;
- разработка и внедрение комплексной программы патриотического воспитания молодежи с учетом использования культуроохранных социально-культурных технологий, основанных на реализации следующих принципов: системности и комплексности подходов, преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, ориентации на саморазвитие личности, а также синтеза традиций и инноваций в сфере досуга и культуры;
- интеграция деятельности специалистов смежных с педагогикой
профессий: психологов, организаторов досуга, работников музеев,
художников, мастеров народных промыслов и ремесел, организаторов
туристско-экскурсионной работы по реализации педагогической программы
патриотического воспитания молодежи на основе культуроохранных
социально-культурных технологий.
5. Авторская педагогическая программа патриотического воспитания молодежи основана на использовании культуроохранных социально-культурных технологий и включает в себя:
обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи в условиях досугового объединения;
взаимодействие воспитательного потенциала семьи, учреждений обязательного и дополнительного образования, а также учреждений социально-культурной сферы;
комплекс мероприятий, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, для достижения педагогических целей и повышения результативности воспитания патриотизма у молодежи.
Программа патриотического воспитания молодежи, построенная на использовании культуроохранных технологий, позволяет изучать отечественные традиции и духовное наследие русского народа, создавать оптимальные условия для социализации молодежи; реализации потребностей в самосовершенствовании, самоактуализации и творческом взаимодействии.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе». Межвузовская научно-практическая конференция (апрель 1988). Тамбов; «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы». Межвузовская научно-практическая конференция (февраль 1990). Тамбов; «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края». Областная научно-практическая конференция (март 1997). Тамбов; «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации». Всероссийская научно-практическая конференция (ноябрь 2001
года). Тамбов; «Молодежь в XXI веке: Социальное участие» Всероссийская научно-практическая конференция (11-12 июля 2000 года). Тамбов; «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности». Межрегиональная научно-практическая конференция (май 2002 года). Тамбов; «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» Международная научно-практическая конференция (декабрь 2002); «Социализация детей, подростков и молодежи с проблемами в развитии в системе дополнительного образования» Межрегиональная научно-практическая конференция (октябрь 2003). Тамбов; «Культурное пространство России: опыт, проблемы, перспективы развития» (апрель 2004). Тамбов и др.
б) разработка и внедрение авторской педагогической программы «Истоки» в деятельность областного комитета по молодежной политике Администрации Тамбовской области, в молодежные досуговые объединения Тамбовской области;
w в) разработка программ учебных курсов «История кино», «История
театра», «История искусств», «История дизайна», «Мировая художественная культура», «Экология природы и культуры Тамбовского края», «Проектирование социально-культурных программ», «Народное художественное творчество», «Основы экскурсоведения и туризма», «Музыкальное оформление программ» для студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского колледжа
& социально-культурных технологий, Тамбовского колледжа искусств и
Тамбовского филиала Московского открытого социального университета.
г) разработка и внедрение в практику работы кафедры «Социально-культурной деятельности, сервиса и туризма» 11У им. Г.Р. Державина предметов «Проектирование социально-культурных программ», «Основы экскурсоведения и туристической работы», методических рекомендаций по совершенствованию процесса патриотического воспитания молодежи
ц средствами культуроохранных технологий.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в более 30 научных публикациях автора общим объемом 21 п.л. в виде разделов учебных пособий, научных статей, тезисов и учебно-методических публикаций.
Патриотическое воспитание молодежи как социально-культурная система
Проблема воспитания патриотизма и гражданских качеств у подрастающего поколения всегда была неотъемлемой частью российской культуры. Основываясь на исторической памяти народа, верности традициям и обычаям- патриотическое воспитание в России несло в себе высокий духовно-нравственный потенциал и выступало как элемент мировоззрения человека и его отношения к родной стране, другим нациям и народностям.
Впервые слово «патриот» было употреблено в период Великой Французской революции 1789 года. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении времени слово «патриот» претерпевало изменение, но тем не менее всегда в его определении основной упор делался на любви и преданности Родине, Отечеству. Создаваемая поколениями соотечественников идея патриотизма основывалась на определенной системе воспитания и включала в себя идеи равноправия народов и защиты родной земли, идеи ответственности за - судьбу Родины и боль за ее унижения.
В одной из первых древних летописей Нестор дает общее представление о патриотизме и связывает его с трактовкой таких нравственных качеств как «добро» и «зло».
В Древней Руси патриотизм являлся составной частью воспитательного процесса, цель которого состояла в формировании духовного и нравственного облика человека, для которого борьба за благо и процветание родной земли совпадала с его стремлениями к праведной жизни. Если проанализировать деятельность просветителей XVIII века, то можно отметить, что они разрабатывали основы нравственного воспитания патриота-гуманиста с опорой на целостную, организованную систему обучения и воспитания.
Так, например А.Н. Радищев писал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже.. -»1.
Идеи формирования человека, способного сознательно действовать на пользу государства, которые активно пропагандировали педагоги и мыслители просвещения М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и другие получили свое дальнейшее развитие в XIX веке в работах В.Г. Белинского и К.Д. Ушинского2.
По мнению К.Д. Ушинского, как нет человека без самолюбия, так «нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными личными, семейными и родовыми наклонностями»3.
Еще в 1906 году ученый-краевед и общественный деятель Арсений Иванович Маркевич писал: «Религиозность и любовь к отечеству и своему народу имеют громадное значение в воспитании. Они препятствуют развитию грубой чувственности, расчета и себялюбия, нравственно возвышают человека, располагают к добру, к самопожертвованию, возбуждают в нем жажду к знаниям и полезной общественной деятельности»4.
Именно в работах этих выдающихся педагогов-гуманистов указывается, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.
Новый этап в развитии проблемы патриотического воспитания характерен для становления Советской власти в России. Ріменно в послереволюционный период патриотическая идея носит политизированный характер и взамен веками существующего идеала «истинного сына Отечества» был выдвинут «коммунистический идеал».
В 1918 году был образован Российский Коммунистический Союз Молодежи. После его создания важнейшей социально-культурной и политической задачей стала идея вовлечения детей и молодежи в Г строительство коммунистического будущего. Надо отметить исключительную значимость, которую придавали культурно-досуговой и просветительской работе большинство молодежных объединений (организаций) того времени. Документы этих организаций говорят о том, что неотъемлемыми направлениями работы данных организаций можно назвать занятия в секциях (литературной, театральной, музыкальной, спортивной, художественной и других), а также создание клубов, которые, по их мнению, «.. -будут местом обмена мыслями, местом работы и отдыха; в них молодежь почерпнет любовь к общественной жизни; в них же сроднятся девицы и юноши и поймут общность своих интересов и будут вместе сражаться за идеалы светлого строя»1. Надо признать, что уже тогда, с момента своего возникновения, в силу сложившейся социально-политической обстановки, Комсомол не имел на «легальной арене» серьезных соперников и являлся единственной открыто действующей организацией. Критики комсомольского движения сразу же отметили то, что Комсомол насильственно монополизировал юношеское движение в России. Это создало прекрасную возможность для привлечения в организацию широких слоев молодежи (от крестьянства до мещанства и пролетариата). Причем, если мы говорим о крестьянской молодежи, то эта часть населения видела в Комсомоле, прежде всего, не политическую организацию, а средство для удовлетворения своих культурных запросов.
Сущность и типология культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания молодежи
Технологический подход к воспитанию и образованию зародился в 60-70-е годы XX века и стимулировал теоретическую разработку проблемы в педагогической деятельности. Разработкой проблемы технологий в учебно-воспитательном процессе занимались П.Р. Атутова, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, М. Кларк, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, Ф. Янушкевич и др. Были сформулированы главные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесение творческого процесса (создание и оценки технологий) на более высокий уровень организации; упорядочивание учебно-воспитательной системы (Т.С. Назарова).
Технология воспитания, также как и обучения, имеет свои специфические черты, к которым мы можем отнести: постановку диагностических целей обучения; возможность воспроизведения обучающего цикла; обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве1.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).
Технологический подход к анализу современного состояния социально-культурной деятельности предполагает выявление совокупности основных методов, приемов и способов воздействия на социально-культурные потребности, интересы и ценностные ориентации различных социальных групп с целью формирования их социально-культурной активности через погружение в социально значимую культурно-досуговую практику.
По мнению основоположников теории социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности»1. Авторы предлагают следующую классификацию технологий социально-культурной деятельности: - культуроохранные и культуротворческие технологии; - рекреативные и образовательные технологии; - социально-защитные технологии; - управленческие технологии (социокультурный менеджмент); - исследовательские технологии; - проектные технологии; - альтернативные (инновационные) технологии; - коммуникационные и информационно-рекламные технологии; - этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества. Под технологией культурно-досуговой деятельности А.Д. Жарков понимает совокупность форм, методов, приемов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности, под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурно-досуговой деятельности с целью формирования общественно-значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий культурно-досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников. При этом он отмечает, что типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии1.
Разработка социально-культурных технологий всегда связана с определенными сложностями, т.к. эта сфера имеет открытый характер.
Широкий спектр современных социально-культурных и культурно-досуговых технологий является следствием смены социокультурной парадигмы и обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности.
Как справедливо отмечает Е.В. Домаренко, «отличительной особенностью технологий социально-культурной деятельности является то, что они создаются и существуют не только как способы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм, приемов организации содержательного досуга различных возрастных категорий, но и выступают как организующее ядро в формировании творческой активности и общественно-полезной практики личности, а значит, имеют общественный характер»1.
Современное состояние реализации культуроохранных технологий в системе патриотического воспитания молодежи
Россия - страна богатейших культурно-исторических и национально-культурных традиций. Древние памятники храмовой архитектуры и народного деревянного зодчества, изделия мастеров народных художественных промыслов и ремесел, устное народное творчество, народная музыка и танцы восхищают своей красотой и самобытностью. Но сегодня для нас важно не только их художественно-эстетическое воздействие на личность. Актуальнейшая задача состоит в том, чтобы транслировать в современное массовое сознание и различные сферы общественной практики воплощенные в фольклоре, в традиционной народной художественной культуре каждого народа нашей страны величайшие духовно-нравственные ценности и идеалы. Сегодня, как никогда прежде, необходимо распространять в обществе и утверждать средствами народной культуры значимость таких исконных добродетелей, как приоритет духовных ценностей, милосердие, сострадание, доброта, честность, трудолюбие, дружелюбие и гостеприимство, уважение к традициям каждого народа нашей многонациональной Родины.
Необходимо восстановить общие духовно-нравственные основы народной жизни, которые составляют ядро культурного наследия и живой культуры каждого народа и народности. Восстановить механизмы передачи этих традиций от поколения к поколению - вот в чем мы видим основу эффективного решения актуальных задач патриотического воспитания всех граждан России, и прежде всего молодежи..
Специфические особенности патриотизма педагогическая наука рассматривает в связи с проблемами развития личности, а также в связи с решением частных вопросов, связанных с повышением эффективности обучения и уровня духовно-патриотической воспитанности подрастающего поколения.
При определении задач и содержания, выявлении воспитательных средств мы учитывали возрастные особенности молодежи и дифференцированный подход к ним в организации процесса формирования у них патриотических качеств.
Учитывая то, что молодежь является одним из важных объектов социально-педагогического воздействия различных культурно-досуговых институтов, нам следует рассмотреть сам молодежный возраст, который имеет определенную временную протяженность (от 16 до 30 лет), и это в значительной степени предопределяет социально-педагогическую неоднородность в различных возрастных группах. Как справедливо отмечает С.Н. Иконникова, внутри социальной категории молодежи выделяются стадии ранней, средней и поздней молодости. При этом возраст 16-19 лет отличается от 25-29 лет в физическом, психическом и социальном отношении. Разные интересы и потребности, уровень образования и достижений делают их различными и даже малосравнимыми. Приоритетность подходов при изучении молодежи определяется не столько внутривозрастной градацией, сколько представлением об основных этапах ее социализации - процесса превращения молодежи в поколение взрослых людей, воплощающих в себе основные черты современного общества1.
На каждом этапе социализации молодежи различна степень их сопричастности с социально-культурной сферой. Так, например, молодежь в возрасте 16-19 лет нуждается в регулировании свободного времени и организации досуга, при этом особую роль в организации процесса социализации молодежи возлагается на специалистов системы образования, культурно-досуговой сферы и, конечно же, родителей.
Молодежь в возрасте от 19 до 24 лет учится или завершает профессиональную подготовку, начинает трудиться, поэтому в это время молодые люди начинают использовать политические и гражданские права, активно осваивать социально-культурные ценности, накопленные обществом.
В возрасте 25-30 лет молодежь делает свой профессиональный выбор, часть из них уже отделилась от родителей и живет на собственные доходы, появляются молодые семьи, рождаются дети.
В этот период завершается процесс социализации, молодежь становится полноценным и активным субъектом социальной и культурной жизни, происходит осознание общественной значимости выполняемых дел, осознание духовно-патриотических чувств и убеждений, которые затем становятся устойчивыми и более дифференцированными.
В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи волнует не только образовательные, но и культурно-досуговые учреждения, при этом в современных условиях возрастает роль учреждений культуры и досуга в воспитании подрастающего поколения, т.к. они гибко реагируют на изменения и потребности молодежи и могут предложить разнообразные формы развития личности. К тому же в работе по патриотическому воспитанию молодежи активное участие принимают общественные патриотические объединения.
Интересно отметить, что процесс развития молодежных объединений в странах Запада шел, как бы, «наоборот» по сравнению с тем, что происходило в нашей стране. Например, в Великобритании изначально все молодежные организации рассматривались как досуговые учреждения со специфической неполитической окраской (сравните с нашими общественными объединениями, где идейно-политическая направленность была основополагающим моментом оценки их деятельности).
Проектирование социально-культурных программ патриотического воспитания в процессе историко-краеведческои работы молодежного досутового объединения
Методологической основой исследования послужил ряд положений, важнейшими из которых являются: - философские положения о взаимосвязи патриотического сознания и сформированности социального опыта под влиянием окружающей социально-культурной среды и воспитания; . - ведущие теоретические положения современной педагогики о феномене патриотизма; о рассмотрении его содержания через призму социокультурного контекста. - целостный подход к педагогическому процессу (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Е.В. Лисецкая, З.И. Равкин); - культурно-исторический подход и современные научные представления об основных закономерностях формирования личности, отраженные в фундаментальных трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.); - идеи гуманистической психологии, рассматриваемые с позиций их влияния на формирование современных представлений о личности и ее ценностных ориентациях, как регулятора сложных форм социального поведения (А. Маслоу, К. Роджерс, и др.); - теория деятельности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)
Экспериментальное исследование проводилось на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского колледжа социально-культурных технологий, молодежного клуба «Росинка» Софьинского Центрального сельского дома культуры Уметского района, молодежного клуба «Краевед»» Кирсановского районного Дома культуры и клуба «Патриот» Сосновского районного Дома культуры Тамбовской области с целью выявления уровня сформированности патриотизма у современной молодежи и степени реализации современных культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в практику. Экспериментальная работа длилась в течение 2001-2003 гг. и включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, заключительный. На каждом этапе были определены свои задачи, которые являлись промежуточными на пути достижения основной цели эксперимента.
В ходе эксперимента определялся уровень сформированное патриотизма у студентов и участников молодежных досуговых объединений. Известно, что в патриотическом воспитании личности большое значение имеет формирование мировоззрения, нравственных качеств и патриотической направленности. На первом этапе нами были определены следующие задачи исследования; 1) подбор диагностических методик, адекватных задачам исследования; 2) проведение социологического исследования и психологического обследования для выявления личностных особенностей молодёжи.
В констатирующем эксперименте использовались следующие методы исследования: беседа, анкетирование и интервьюирование молодежи, а так же членов досуговых объединений; наблюдение; диагностические методы: тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева и опросник «Социально-коммуникативной компетентности»;
В начале эксперимента испытуемым была предложена анкета по патриотическому воспитанию, состоящая из 19 пунктов (см. приложение №1). Цель: выяснение современного состояния патриотизма и патриотического воспитания в российском молодёжном обществе. В опросе приняли участие члены досуговых объединений историко-краеведческой и патриотической направленности и студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в количестве 346 человек. Открывалась анкета вопросом о государственной символике: «Узнаете ли вы Гимн России, услышав его, сможете ли отличить от гимнов других стран?» 100% испытуемых ответили «да».
На вопрос «Как вы считаете, любят ли ваши родители Россию?» уверенность, что любят, выразили 16% молодёжи («думаю, что «да»» 36,4%, «да» - 28,1%). 9,8% испытуемых затруднились ответить.
Ответы опрошенных на вопрос: «Чем можно гордиться в России сегод ня?» распределились следующим образом: - природой - 57,8%; - традициями - 34,9%, - спортом, искусством местом, где родился и вырос - 26,1%; - национальным характером - 24,4%; - местом, где живу - 7,5%; ф - образованием - 7,4%; - православной верой - 6,8%; - наукой - 2,2%.
Хотелось бы подчеркнуть, что чувство гордости отсутствует к Вооружённым силам, медицине, российской власти. Любовь к Отечеству невозможна без знания своей родословной. На вопрос: «Знаете ли вы о своих предках и до какого поколения?» юноши ж ответили так: о бабушках и дедушках знают 66,9%, о прабабушках по 52,7%, о прадедушках - 41,5%. В глубь родовых корней заглянули 6,7%.
Сведения эти молодёжь получила от родителей - 80,1%, сами захотели узнать-21,9%. Ответы на достаточно щекотливый вопрос «Доверяете ли вы учителям, когда они говорят о любви к Родине?» «Да» - посчитали всего 20% опрошенных.
С целью выяснения гражданской позиции был задан следующий вопрос: «Как вы поступите, когда настанет время служить в Российской армии?» 39,3% юношей постараются избежать службы, 59,7% - пошли бы служить, если в армии будет наведен порядок, и только 1,1% опрошенных пойдут служить безоговорочно. Таким образом, кризисное состояние в Вооруженных Силах России нашло отражение в ответах потенциальных защитников