Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Расстрыгин Владимир Владимирович

Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи
<
Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Расстрыгин Владимир Владимирович. Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Тамбов, 2006 260 с. РГБ ОД, 61:06-13/2226

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Духовое музыкальное творчество как феномен отечественной социально-культурной деятельности 12

1.1 Отечественные традиции духовой оркестровой культуры 12

1.2 Становление и развитие культуры исполнительства на духовых инструментах в Центральном Черноземном регионе 59

Глава II. Особенности гражданско-патриотического воспитания средствами социально-культурной деятельности 107

2.1 Теоретические подходы к организации гражданско- патриотического воспитания 107

2.2 Социально-культурные условия разработки программ гражданско-патриотического воспитания на основе традиций отечественной духовой оркестровой культуры 145

2.3 Результаты экспериментальной апробации педагогической модели гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами традиций духового оркестрового исполнительства

Заключение 211

Список литературы 216

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью разработт ки и реализации современных подходов к организации гражданско-патриотического направления в социально-культурном воспитании.

В современных условиях развития Российской Федерации крайне актуальным становится развертывание целенаправленных программ возрождения духовных традиций, воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи в России невозможно поступательное социально-экономическое развитие. Общественное развитие России за последнее десятилетие привело к утрате многих духовных ценностей. Социально не ориентированная государственная политика, бездуховность, проявления социальной несправедливости, индивидуальный и коллективный национальный эгоизм привели к снижению гражданско-патриотических ценностей.

Проблематика гражданско-патриотического воспитания на основе культурных традиций нашла отражение в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001-2005 годы); Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 годы» (2002) и других документах.

Проблемам гражданско-патриотического воспитания и возрождения культурных традиций посвящен ряд прошедших научно-практических конференций.

Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без опоры на культурно-исторические традиции региона. Каждый регион обладает ресурсами многостороннего развития личности, в том числе, художественно-творческими и культурно-историческими.

Необходимость разработки теоретических и методологических основ гражданско-патриотического воспитания обусловлена отсутствием современной концепции и технологии гражданско-патриотического воспитания, эффективных моделей системы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературных источников и диссертационных исследований показал, что проблематика гражданско-патриотического воспитания на традициях отечественной культуры в той или иной мере рассматривается учеными. Исследованию проблем формирования гражданственности и патриотизма посвящены работы А.С. Бык, О.И. Волжиной, Г.Ш. Игнатовой, Л.В. Кузнецовой. Социально-педагогические и психолого-педагогические аспекты данной проблемы представлены в диссертациях А.С. Гаязова, В.А. Громова, Е.В. Известновой, В.И. Кожокаря, Т.А. Шингирея. Комплексное изучение проблемы гражданского патриотического воспитания предпринято Г.Н. Филоновым. Проблематика ценностного отношения к культурным традициям анализируется в исследованиях Э.А. Баллера, Б.С. Братуся, Л.П. Разбегаевой, А. Д. Шестакова. Концепции музыкального воспитания и образования на основе региональных традиций рассматриваются в работах Л.Н. Бирюковой, В.А. Василенко, М.С. Жирова, З.Н. Ивановой, О.Н. Прокопец, Е.Г. Трудковой и др.

Проблематика развития музыкальной культуры провинции нашла отражение в работах В.А. Вольфович, В.А. Коллар, Е.Д. Петряева, П.В. Сизова, Л.А. Тарасовой, Г.С. Щурова.

Многоплановые аспекты формирования ценностного отношения к эстетическому и культурно-историческому наследию исследуются в диссертациях Л.А. Безбородовой, В.В. Васильевой, Е.В. Великановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Н. Малюкова, О.Л. Моревой, Т.В. Чумаловой и Е.Ф. Ященко.

Вопросы духовно-нравственного совершенствования подрастающего поколения средствами искусства и региональной культуры рассматриваются в исследованиях А.Р. Батыршиной, И.В. Бурцевой, З.Н. Ивановой, Т.А. Крючковой, А.С. Метелягина, Г.С. Тараскиной, Л.Н. Темниковой.

Социально-педагогические особенности музыкального образования на основе традиций национальной культуры отражены в научных трудах Н.Б. Будеевой, С.А. Ермоловой, П. Карпушина, Л.А. Рапацкой, Д.В. Рытова, Э.Г. Скворцова.

Однако целостного рассмотрения процессов гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами духового музыкального творчества не последовало

Поэтому основной проблемой нашего исследования является противоречие между уникальным педагогическим потенциалом отечественной духовой музыкальной культуры и недостаточной представленностью данного феномена в содержании, средствах, формах социально-культурной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

Объект исследования - гражданско-патриотическое воспитание средствами социально-культурной деятельности.

Предмет исследования - социально-культурный потенциал любительского духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Цель исследования - определить социально-культурный потенциал духовой музыкальной культуры в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Задачи исследования:

раскрыть особенности духового музыкального творчества как феномена отечественной социально-культурной деятельности;

обобщить историко-культурные и социально-педагогические традиции духовой музыкальной культуры, сложившиеся на федеральном и региональном уровне;

конкретизировать особенности теории и методики гражданско-патриотического воспитания в сфере социально-культурной деятельности;

определить социально-культурные условия разработки программ гражданско-патриотического воспитания на основе традиций отечественного духового музыкального творчества;

разработать и апробировать перспективную модель гражданско-патриотического воспитания участников любительского молодежного духового оркестра

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогический потенциал отечественного духового музыкального творчества оказывается почти невостребованным в современной практике социально-культурной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Для повышения роли традиций духовой оркестровой культуры в процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи необходима разработка и реализация профильных образовательно-воспитательных моделей и программ, ориентированных на развитие высших гражданско-патриотических и нравственно-эстетических ценностей. В основе данной технологии должна находиться интеграция познавательной активности воспитанника и социально-инициативной просветительной и благотворительной деятельности, содержательно связанной с гражданско-патриотическими традициями духового музыкального творчества.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции ведущих представителей отечественной и зарубежной науки. При рассмотрении вопросов гражданско-патриотического и нравственно-эстетического развития личности средствами духового музыкального творче-

ства отправными положениями служили работы русских философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, концепции классиков отечественной педагогики (В.И. Водовозова, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского), отражающие проблематику гражданскопатриотического воспитания на основе национальных культурных традиций. Автор опирался на историко-педагогические концепции развития социально-культурной деятельности отраженных в трудах М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, Т.Г. Киселёвой, А.П. Маркова, Н.Н. Ярошенко. Организация исследования.

I этап (2000-2001 гг.) - анализ литературных источников. Определение
баз исследования. Анализ архивных материалов и ретроспективный анализ
материалов периодической печати. Подготовка инструментария исследова
ния, программы эксперимента, текстов опросных листов и интервью, про
грамм и методик формирующего эксперимента.

II этап (2002-2003 гг.) - проведение констатирующего педагогического
эксперимента. Распространение анкет и сбор первичной информации. Уточ
нение программы и координация технологий формирующего эксперимента.
Осуществление пилотажных исследований. Дальнейший анализ литератур
ных источников и методической документации.

  1. этап (2003-2004 гг.) - проведение формирующего эксперимента. Внедрение в воспитательный процесс молодежного духового оркестра Дворца культуры Новолипецкого металлургического комбината экспериментальной технологии, осуществление процедур наблюдения, тестирования, экспертного анализа результатов педагогического эксперимента.

  2. этап (2004-2005 гг.) - проведение заключительных этапов констатирующего и формирующего экспериментов. Обработка и анализ результатов социально-педагогического эксперимента и данных социологического исследования. Подведение итогов эмпирических и теоретических исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.Выявлены историко-культурные и социально-педагогические особенности и дана авторская периодизация развития отечественных традиций духовой оркестровой культуры, включающая: I этап (до XVIII в.) - господство этнических традиций духового музицирования; II этап (XVIII в.)- становление военно-оркестровой службы, развитие светского оркестрового творчества крепостных; III этап (XIX - начало XX вв.) рост исполнительского мастерства и усиление досуговых и военно-ритуальных функций духового оркестра; IV этап (советский период) - оркестр как инструмент массового коммунистического и патриотического воспитания; V этап (настоящее время) возрождение традиций и развитие новых технологий досугового духового оркестровой творчества.

2. Определены теоретико-методические особенности гражданско-патриотического воспитания в социально-культурной сфере на основе духового музыкального творчества к которым отнесены комплексная содержательная направленность, развитие массового культуротворчества, использование широкого технологического спектра социально-культурной деятельности и организация взаимодействия различных социально-культурных институтов.

3.Установлены основные социально-культурные условия, влияющие на успешность разработки программ гражданско-патриотического воспитания на основе традиций отечественной духовой музыкальной культуры.

4.Разработана и апробирована педагогическая модель организации гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания на основе традиций духовой музыкальной культуры, основными компонентами которой являются цель, задачи, принципы, функции, условия, основные направления и формы социально-культурной деятельности, программа «Патриотические традиции русского военного оркестра», а также критерии оцен-

ки эффективности гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами духового музыкального творчества

Теоретическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней материалы обогащают и дополняют теоретические положения истории и содержания социально-культурной деятельности комплексным рассмотрением традиций и особенностей гражданско-патриотического воспитания молодежи. Конкретизирован социально-культурный и социально-педагогический потенциал духового музыкального творчества. Систематизирована и конкретизирована информация об особенностях развития духового оркестрового исполнительства на различных исторических отрезках; о специфике гражданско-патриотического воспитания молодежи в системе социально-культурной деятельности; о социально-педагогических условиях развертывания гражданско-патриотического воспитания на материале отечественной духовой музыкальной культуры. Материалы исследования могут послужить теоретической основой разработки перспективных моделей нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы отражены в содержании спецкурса «Патриотические традиции русского военного оркестра» для участников молодежных любительских духовых оркестров.

В перспективе результаты исследования могут быть внедрены в содержание среднего и высшего профессионального образования по специальностям: Народное художественное творчество, Инструментальное исполнительство и Музыкальное искусство эстрады; в систему переподготовки и повышения квалификации кадров сферы образования и культуры работников комитетов по делам молодежи.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Положение о социально-культурном потенциале духового музыкального творчества, который понимается как технологический ресурс и возможность осуществления целей и задач гражданско-патриотического воспитания в условиях досугового творчества. При этом технологический ресурс социально-культурной деятельности, основанной на духовом музыкальном творчестве, представляет собой интеграцию нормативного (нормативные и организационно-технологические документы), кадрового (специалисты с соответствующей квалификацией), информационно-методического (информационная и методическая оснащенность), социально-демографического (субъекты социально-культурной деятельности) и морально-психологического (профессионально-нравственные принципы) компонентов, обеспечивающих формирование гражданско-патриотических качеств творческой молодежи.

  2. Положение о духовом музыкальном творчестве как уникальном феномене отечественной культуры, имеющем многовековые традиции, которые могут быть использованы в различных технологиях социально-культурной деятельности (организация художественно-просветительской деятельности, оформление церемониалов, обрядов и праздников, обслуживание балов и парковых гуляний; развитие массового художественного творчества).

  3. Определение социально-культурных условий и приоритетов в развитии гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания молодежи, включающие создание широких возможностей для ознакомления молодежи с произведениями отечественной и региональной культуры и искусства; расширение культуротворческих возможностей молодежи за счет активизации деятельности учреждений культуры и использования творческого потенциала регионов; концентрация художественных руководителей и других работников социально-культурной сферы на раскрытии у учащейся молодежи добровольного желания творчества на благо Родины, повышении

личностного художественно-эстетического уровня и нравственного самосовершенствования на этой основе.

4. Перспективная педагогическая модель организации гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания на основе традиций духовой музыкальной культуры, способствующая возбуждению интереса к национальной художественной культуре, сохранению и упрочению художественных традиций региона и формированию на этой основе любви к Родине, гуманного отношения к окружающему миру гражданского самосознания.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях: «Державинские чтения» (Тамбов, 2004, 2005 гг.); «Актуальные проблемы образования в искусстве» (Тамбов, 2005); «Актуальные проблемы искусствоведения и дизайна» (Тамбов, 2005); «Провинциальная усадебная культура как синтез искусств: история и современность» (Тамбов, 2005) «Теория, практика и перспективы развития современного сервиса» (Волгоград, 2006); «Социокультурная динамика региона» (Белгород, 2005), «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2006), Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации (Казань, 2006).

Отечественные традиции духовой оркестровой культуры

Любительское исполнительство на духовых инструментах в России представляет собой уникальный художественно-педагогический компонент, получивший яркое развитие в технологиях социально-культурной деятельности. Исполнительство на духовых инструментах всегда являлось частью до-суговых программ, причем подобная тенденция сохранялась на протяжении всей российской истории. Вот почему ретроспективный анализ социально-педагогической сущности оркестрового духового творчества и его роли в развитии социально-культурных процессов является важной составляющей изучения истории отечественной досуговой педагогики.

Первые сведения о духовом исполнительстве в нашей стране восходят к периоду Древнерусского государства. Именно к этому времени относятся данные о деятельности трубачей и смешанных ансамблей духовых инструментов и их участии в ратных сражениях. Роль инструментальной музыки на Руси в организации ратного строя во время сражений мало известна. О разнообразии инструментария в ратном деле убедительно свидетельствуют летописные материалы. Одно из самых первых упоминаний о деятельности военных музыкантов находим в «Повести временных лет», где описывается, что во время осады Киева печенегами в 968 году воины воеводы Притича, уселись в ладьи и «вструбиша вельми, и людье во граде кликнута». Трубный звук в сочетании с воинственными возгласами защитников города обратил печенегов в бегство.1

В Ермолинской летописи при описании одного из сражений говорится, что в войсках князя Святослава перед началом боя музыканты заиграли «бубны, и в трубы, и в сопели».

Сигналы войсковых ансамблей - к сбору дружин и полков, к началу сражения, поддерживающие связи между частями в битве и т. п. - были существеннейшей частью организации ратного дела. Для выполнения таких простейших функций вряд ли была необходимость в большом тембровом богатстве воинских инструментальных ансамблей. Стоящие перед ними задачи были намного шире и разнообразнее - сопровождать воинские церемонии и ритуалы, вдохновлять воинов на сражения, заполнять их быт.

Судя по имеющимся источникам, в военных действиях использовались музыкальные коллективы, состав которых на половину включал медные духовые инструменты, а на половину - ударные. Например, в летописном упоминании, относящемся к 1147 году указывается численность войска князя Юрия Долгорукого, в которое входили 140 труб и столько же бубнов . Подобные коллективы музыкантов в составе армии в Древней Руси были чрезвычайно распространены, о чем свидетельствуют не только отечественные, но и зарубежные источники.

Предположительно смешанные коллективы духовых инструментов, в которые, кроме медных и ударных, входили и деревянные духовые возникли гораздо раньше, однако, первое упоминание о них относится к началу XIII века.3 Тверская летопись, в частности, сообщает, что князь Святослав, готовясь к штурму города Болгара на Волге в 1220 году, «повеле всем вооружа-тися, и стяги наволочив, щрядив полки в наседах и удариша в накры и в варганы и в трубы и в сурны и в посвистели».4

Музицирование на духовых инструментах было широко представлено и при княжеском дворе. Музыканты - духовики присутствовали при приеме гостей, послов, входили в княжескую свиту при заключении мира. Таким образом, рорль духовых инструментов в так называемой ратной и придворной церемониальной музыке была велика.

Постепенно в древнерусской музыке сложился своеобразный терминологический аппарат, имеющий отношение к музыкальному исполнительству вообще и к духовой музыке, в частности5. Так, термином «гудьба» обозначалась инструментальная музыка как таковая, а сами музыкальные инструменты назывались «гудебными сосудами». Игра на флейтах и язычковых инструментах получила наименование «свиряние» или «сопение», исполнители же на этих инструментах именовались «сверцами» или «сопцами». На трубах, судя по сохранившимся летописям, - трубили, а на рогах и сурнах - ревели. «Писканием» или «пищанием» называлась игра на инструментах высокого регистра.6

В различных источниках, относящихся к XIV-XV векам, неоднократно встречаются свидетельства совместного исполнительства на духовых и ударных инструментах. В светской музыкальной культуре духовые творческие коллективы получили название сыгрыши. В состав подобных коллективов, как правило, входили сурны, трубы и литавры (или накры). В частности, В. Матвеев специально выделяет «объединения из нескольких человек, называемые «сыгрышами», составленные из духовых инструментов, которые существовали наряду со скоморошьими «сыгрышами», состоявшими из струнных7. Это позволяет констатировать, что духовые музыкальные коллективы существовали не только в среде скоморохов, в отличие от которых к музыкантам-духовикам не было выраженного негативного отношения со стороны официальных властей.

Еще одним видом духового творческого коллектива были ансамбли трубачей. Труба в средневековье становится ведущим инструментом, своего рода символом духовной и интеллектуальной доблести, мужества и бесстрашия. Однако судить о характере исполнительства на этом популярном инструменте можно только по косвенным документам. Так, Ю.В. Келдыш, например, приводит слова автора «Слова Даниила Затворника», который при-зывает «вострубить в разум ума своего как в златокованые трубы» . Но мнению Д. Рогаль-Левицкого, труба присутствовала на всех празднествах и обрядах, объявляла войну и возвещала торжество победителей9.

Как отмечает К.А. Вертков, литературные источники не содержат сведений о конструкции трубы: «К сожалению, археологические раскопки пока не обнаружили ни одного экземпляра древнерусской трубы. Поэтому все суждения о нем строятся лишь на основе памятников «древнерусской живописи с изображением ратных труб», которые сохранились в большом количестве».1 Описание изображения древних ансамблей трубачей приводит Н.Ф. Финдейзен в работе «Очерки по истории музыки в России». В частности, в Хлудовской псалтири он обнаружил изображение трех музыкантов, играющих на двух прямых трубах с широким раструбом и кривом роге, а в «Сказании о Мамаевом побоище» присутствует иллюстрация, изображающая 13 трубачей, играющих на прямых трубах (три обычные прямые и одна огромная расписная труба возвышаются над отрядом ратников).11

Становление и развитие культуры исполнительства на духовых инструментах в Центральном Черноземном регионе

Традиционно при рассмотрении территориальных особенностей Центрального Черноземного социально-экономического региона имеют в виду интеграцию территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей. Однако историко-культурный аспект рассмотрения проблемы требует некоторой корректировки территориальных границ, поскольку административными единицами, на которых сейчас находятся области Центрального Черноземья, выступали Курская, Орловская, Тамбовская и Воронежская губернии, две из которых включали в себя Липецкий и Белгородский уезды, что потребовало особого учета в работе несовпадения прошлой и настоящей административно-территориальной принадлежности ряда населенных пунктов.

Духовое музыкальное творчество является весомым компонентом музыкальной культуры Черноземного региона. Оно имеет давние традиции, сложившиеся под влиянием ряда исторических, этнографических и социально-политических факторов. На основе уже сложившихся традиций формируется современная культура духового инструментального творчества.

Интерес к традициям духовых оркестров областей Центрального Черноземья не случаен, поскольку в них работали известные в России музыканты, организаторы музыкально-просветительной деятельности и музыковеды.

Преемственность, непрерывность духовной традиции, ее обогащение является одним из принципов развития культуры. Естественный процесс развития культуры представляет собой творческую переработку культурных достижений прошлого и включение их в канву современной жизни вступающими в социум новыми поколениями. Таким образом, этот процесс можно охарактеризовать как процесс открытия нового в старом, в котором традиционное и новаторское выступают в диалектической взаимосвязи.

Возрождение традиций исполнительства на духовых инструментах автор рассматривает как один из путей духовного возрождения общества.

Особенности любительского духового инструментального творчества в регионе Центрального Черноземья до 1917 года.

О развитии любительского музицирования в регионе в глубокой древности можно судить только по косвенным данным. Одно из первых свидетельств формирования музыкальной культуры на территории современного Черноземья (Курский край) относится к XI веку. «Патерик Печерский» свидетельствует о том, что в палатах княжеских наместников проводились пиры, звучали музыка и пение, выступали в господских хоромах плясуны.92 Пение и пляски сопровождались игрой на простейших народных духовых инструментах, среди которых самыми любимыми были кугиклы, рожки и жалейки.

Патриарх Иосиф в 1636 г. запретил эти языческие действа: «На распутьях сатанинские игры творити, в бубны играти и в сурны реветь, руками плескать и иные неподобные деяния вести». В ответ на челобитную 1648 г. Гаврилы Малышева о запрещении песен и игр последовал царский указ о запрещении скоморошества в Курске и других южных городах. А в 1673 г. митрополит Белгородский и Обоянский Михаил издал специальную грамоту «О мирских игрищах в Курске»: «... скоморохов с домрами и гуслями и с волынками и со всякими играми в дом к себе не призывали и на улицах, на полях, и на свадьбах богомерзких и скверных песен не пели и не плясали, и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали».94

Наиболее ярко и последовательно зарождение в регионе музыкальных традиций можно проследить в дворянской среде. Необходимо признать, что только со второй половины XVII в. состоятельные дворяне начинают проявлять интерес к светскому исполнительству на духовых инструментах и выписывают из-за границы учителей для обучения музыке. Массовый же характер увлечение светской музыкой приобретает в XVIII веке и постепенно распространяется в провинции, в имениях помещиков Черноземья появляются оркестры, включающие духовые инструменты. Один из аспектов развития в регионе духового музыкального творчества связан с функционированием усадебных театров и оркестров, состоящих из крепостных музыкантов. Особенно много крепостных театров возникает в Курской и Орловской губерниях.95 Многие из помещиков Орловской, Курской Тамбовской и Воронежской губерний имели свои оперно-балетные труппы и оркестры. Об этих творческих коллективах знали соседи-помещики, присутствовавшие на семейных торжествах, а также широкий круг губернских представителей дворянства, поскольку было принято приезжать в губернский центр со своим творческим коллективом на время дворянских выборов.96

Первоначально театры служили забавой для вельмож, еще одним развлечением поместного владельца. «Нечего говорить, что наши дворяне, всегда увлекавшиеся модным при дворе, захотели и у себя дома культивировать учреждение, в котором кроме пользы просвещения, видели еще изящную забаву и роскошь, коей всегда приятно похвастать», отмечал А.Н. Евреинов.97 Деятельность некоторых усадебных музыкальных театров южных губерний не просто стремилась подражать столичным, но и успешно соперничала с ними.

Практически все крупные дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами Черноземного края. В конце XVIII в. крепостные оркестры участвовали в необъявленных конкурсных состязаниях на звание лучшего. Например, в Курской губернии одними из лучших слыли ансамбли помещиков Нелидова, Хорвата, Денисьева, Анненкова и Волькенштейна.

Музыкальная деятельность помещиков, в основном, не выходила за рамки художественного дилетантизма. Однако совершенно другое качество и масштабы принимало музыкальное творчество в черноземных усадьбах некоторых столичных вельмож, которые активно развивали музыкальную культуру, подолгу проживая в своих поместьях. Например, Шереметевы, Голицыны, Воронцовы и Юсуповы, имевшие оркестровые коллективы в своих столичных усадьбах, многих музыкантов набирали из своих южных поместий. Так, известные русские композиторы С.А. Дегтярев и Г.Я. Ломакин родились в слободе Борисовке Курской губернии, которая принадлежала роду Шереметевых.

Положение крепостного музыканта было тяжелым и бесправным. Помимо непосредственно оркестрового исполнительства, музыканты часто выполняли обязанности дворовой прислуги. Тем не менее, крепостные музыканты с исключительным подъемом и художественным мастерством исполняли произведения модных в то время авторов. Поскольку усадебные театры обязательно осуществляли музыкальные постановки, с 60-х годов XVIII столетия практически в каждом из них функционировали оркестры. Очень известными в Курской губернии были оркестры Денисьевых, Нелидовых, Дурново, Стремоуховых, Череповых и Киреевских.98

Владельцы крепостных оркестров стремились к тому, чтобы эти коллективы выступали на самых престижных сценах губернских центров, чаще всего залах дворянских собраний, а позже других клубных структур. Так, в конце XVIII - начале XIX в. по воскресным и праздничным дням в Курске проходили дворянские балы, на которых звучала только классическая музыка. Для сопровождения бала использовался оркестр Анненковых, который считался лучшим из помещичьих оркестров.

Тульский краевед Николай Федорович Андреев в 1832 г. в своих путевых заметках с восторгом отзывался об оркестре роговой музыки, который он слышал в доме губернатора П.Н. Демидова 10: «В саду я был во время гуляния и признаюсь: меня очаровала нанимаемая им роговая музыка, единственная в Европе, принадлежащая, если не ошибаюсь, обергофмаршалу Д.Л. Нарышкину».101 Известно, что губернатор Демидов приглашал на лето в городской сад оркестр роговой музыки Нарышкина, поскольку Дмитрий Львович имел поместье в с. Рышково близ Курска. В столичных кругах этот оркестр называли «нарышкинской академией».

Теоретические подходы к организации гражданско- патриотического воспитания

Проблема патриотического воспитания в духе любви к Родине и преданности Отечеству законопослушных граждан государства стояла в центре внимания зарубежных и российских мыслителей на протяжении всей истории человечества. Еще Конфуций выделил такие ценности, как почитание традиций, любовь к семье, народу, стране.171 В античную эпоху воспитание понималось как формирование воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, политических функций (Платон, Аристотель, Цицерон). Уже в античном обществе складывается ядро понятия гражданственности, основывается на патриотизме, законопослушности, чувстве долга, социальной активности и равенстве перед законом.

Воспитательные идеалы средневековья имели не политическую, а религиозную природу, гражданское воспитание рассматривалось как часть общего, религиозно-нравственного. Утверждение аскетической доктрины безразличия к жизни земной привело к тому, что к светской задаче формирования гражданина-патриота религия относилась равнодушно. Однако в трактатах реформаторов - Я. Гуса, М. Лютера и др. появлялись идеи гражданского и патриотического воспитания, создавалась философско-педагогическая система «человек - общество - государство».

В эпоху Возрождения, с утверждением идеалов гуманизма, просвещенного разума, самоценности личности - содержание понятия "гражданственность" дополняется новыми составляющими (индивидуализм, достижение личного успеха), а гражданское воспитание начинает пониматься как формирование культуры личного достоинства и культуры социальной полезности.

ЯЛ. Коменский отмечал, что главным в социализации ребенка должно быть воспитание у него стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.173

В педагогической мысли эпохи Просвещения подчеркивалось, что полноценное гражданское воспитание молодежи должно основываться на принципах свободы, собственности, законности. К.А. Гельвеций писал: «Добродетели цивилизованного человека-любовь к справедливости и к Отечеству».174 Великая Французская революция выдвинула идею формирования человека как патриота и гражданина республики. Л.И. Лепелетье в «Плане национального воспитания» подчеркивал, что воспитание детей должно осуществлять- ся в духе трудолюбия и преданности Отечеству. В XIX веке утверждается идея соединения свободы развития личности и необходимости жить и действовать в обществе сообразно его интересам, традициям, которая активно развивалась в так называемом социально-педагогическом направлении (П. На-торп, П. Бергеман, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, Р. Зендель и др.), ставившем задачи формирования характера, социальных привычек, социальной мобильности, способности к социальной адаптации.76

Георг Кершенштейнер в качестве цели гражданского воспитания ставил последовательное приучение подрастающего поколения к прилежанию, добросовестной работе, выработке привычки к послушанию и подчинению власти . Он ввел понятия «воспитание патриота», «политическое воспитаниє» и «гражданское воспитание», указывая, что они дополняют, но не заменяют друг друга. 78

На рубеже XIX - XX вв. понятие "гражданственность" обогащается новыми сущностными признаками: социальная адаптивность, социальная мобильность, социальная направленность мотивов поведения, готовность к самоограничению, преодолению эгоизма.

Философско-педагогическая теория Дж. Дьюи и его последователей (В. Килпатрик, Т. Брамельд, А. Кумбс, Э. Келли и др.) ставила задачу подготовки будущих граждан к жизни в демократическом обществе, формирования опыта демократических отношений, который должен стать надежным заслоном против эгоизма и крайнего индивидуализма.

Во второй половине XX в. в русле теории социализации приоритетное направление развития получают концепции Т. Вильгельма, Т. Литта Э. Шпрангера, Э. Венигера, А. Бергштрессера, Г.-Г. Асселя и Ф. Минссена, направленные на преодоление националистических предрассудков и идеологических заблуждений, а также воспитание умений ненасильственного разрешения конфликтов, развития у учащихся способности понимать и переживать не только собственные, но и чужие социальные проблемы.179

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было ядром отечественной педагогической культуры, которая всегда опиралась на народность, патриотизм и духовность. В Древней Руси педагогические идеи, выкристаллизованные многими поколениями, включались в летописи, поучения, жития, произведения устного народного творчества. В частности, в «Повести временных лет»

Социально-культурные условия разработки программ гражданско-патриотического воспитания на основе традиций отечественной духовой оркестровой культуры

Для определения особенностей современного состояния и перспектив развития социально-культурных процессов, связанных с возрождением патриотических традиций духового оркестрового исполнительства на региональном уровне, нами был проведен констатирующий эксперимент. Технология эксперимента предполагала проведение социологического исследования, направленного на выявление следующих социально-педагогических аспектов: - интересы и ценностные ориентации молодежи региона в области отечественной истории краеведения; - знания об исторических особенностях и специфике развития в регионе исполнительства на духовых инструментах; - осведомленность молодежи относительно семейных традиций, реликвий и родословной; - гражданско-патриотические и нравственно-эстетические идеалы и представления молодежи региона; - степень включенности в досуговое музыкальное любительство; - отношение к развитию социально-культурных технологий, основанных на художественных и нравственно-эстетических традициях региона.

В качестве инструментария эксперимента была разработана анкета (прил. 1), предназначенная для представителей молодежи региона -учащихся средних и высших профессиональных учебных заведений. Опрос проводился в пяти субъектах федерации, территориально относящихся к Центральному Черноземному региону. В опросе приняли участие 300 человек. Как основа был применен тип стратифицированной квотной выборки.

При изучении мнения молодежи региона в выборочную совокупность исследования вошли 67% женщин и 33% мужчин. Опрос проводился в Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Курской, Белгородской и Липецкой

областях. Количественные характеристики выборочной совокупности представлены в следующей диаграмме.

Вопросы анкеты были сгруппированы в 5 блоков. Первый блок был направлен на выявление интересов и ценностных ориентации в области отечественной истории и краеведения. Первый вопрос данного блока был направлен на выявление интереса участников опроса к истории родного края. Более четверти участников опроса отметили, что с интересом читают информацию об этом. Еще 8% респондентов признались, что сами увлекаются краеведением и проводят собственные изыскания по данной проблематике. Более четверти опрошенных (28,7%) признались, что достаточно прохладно относятся к информации по истории родного края, а еще 11% жестко ответили, что не интересуются данной проблематикой. Тем самым реально увлеченных историей и культурой родного края в Центральном Черноземье не более трети. На фоне общих показателей достаточно контрастно выглядят показатели ответов студентов вузов. Почти 60% из них либо хорошо знают и интересуются краеведением, либо признаются в недостаточности познаний и стремлении пополнить багаж знаний и информации о родном крае. Тем самым следует признать существование достаточных резервов в развитии ис торико-краеведческой работы как в учебно-плановых, так и за счет внеплановых и внеаудиторных программ социально-культурной деятельности.

Данные этого вопроса перепроверялись посредством еще одного вопроса, с помощью которого мы намеревались выявить познания респондентов в области региональных достопримечательностей - памятников природы и архитектуры родного края. 61% участников опроса признались, что не располагают значительной информацией по данному вопросу. В частности, 38% респондентов указали, что знают немного, но хотели бы узнать значительно больше. Еще 29,3% ответили, что знают о памятниках очень мало. Вместе с тем, 30,7% из опрошенных сообщили, что знают много о таких памятниках и специально интересуются этим. Каждый пятый респондент сообщил, что имеет определенное представление по данному вопросу. Более всего молодых людей, увлекающихся краеведением, среди студентов вузов (почти 37%). Менее всего интересен данный материал для мужчин и студентов младших курсов училищ и колледжей (по 10%).

Таким образом, следует признать, что у молодежи региона наблюдается значительный интерес к материальному культурному наследию, присутствует ярко выраженная мотивация узнать больше о ценностях региональной культуры.

Респондентам был также задан вопрос об источниках краеведческой информации. Значительное количество студентов (42,7%) считают, что получить краеведческую культурологическую информацию легче всего - путеше ствуя, не менее важным способом познания природы и культуры родного края молодежь считают экскурсии (41,3%) и книги (28,6%), только каждый седьмой молодой житель Черноземья опирается в познавательной деятельности на средства массовой информации. Получать краеведческие знания на экскурсиях предпочитают представители возрастной категории 14-18 лет. По всей видимости, в колледжах и вузах следует активнее практиковать экскурсионные поездки по историческим и памятным местам того региона, в котором они живут, а также в соседние области. Старшекурсники предпочитают туристические походы и путешествия. К сожалению, в настоящее время эта форма воспитательной работы используется образовательными учреждениями недостаточно активно. Чтение краеведческой литературы оказалось наиболее популярным у студентов младших курсов вузов. В этой связи особую актуальность приобретает издание специальных учебных пособий и популярной литературы, рассчитанной на эту возрастную категорию.

Респондентам также было предложено дать самооценку качества знаний по истории и культуре родного края. Результаты ответов имеют достаточно позитивный характер. В частности, 59%, принявших участие в опросе, оценили свои знания как очень хорошие, или достаточно хорошие. Каждый шестой респондент признал, что неплохо знает историю и культуру родного края. Вместе с тем, 20% респондентов признались, что или почти ничего не знают об истории и культуре родного края, либо знают очень плохо. Достаточно уверены в своих хороших знаниях студенты вузов (60%), особенно старшекурсники. Поставили себе хорошие оценки 37% студентов средних профессиональных учебных заведений. Таким образом, молодежь региона достаточно уверенно оценивает свою осведомленность в вопросах истории и культуры малой родины. Заслуживает внимания и работа преподавательского состава черноземных вузов, которые внедряют и реализуют региональный компонент обучения и способствуют расширению познаний студентов в сфере истории культуры.

Похожие диссертации на Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи