Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Кадочникова Галина Александровна

Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города
<
Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадочникова Галина Александровна. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Кадочникова Галина Александровна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Екатеринбург, 2010.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический аспект социокультурной адаптации подростков-мигрантов 14

1.1. Сущность и содержание социокультурного подхода в педагогике 14

1.2. Педагогические условия успешной адаптации подростков-мигрантов 45

1.2. Социокультурные особенности уральского промышленного города 68

Глава 2. Особенности социокультурной адаптации подростков-мигрантов 91

2.1 Характеристика педагогических технологий социокультурной адаптации подростков-мигрантов 91

2.2. Анализ результатов комплексного подхода к социокультурной адаптации подростков-мигрантов 115

2.3. Роль межэтнической толерантности в социокультурной адаптации подростков-мигрантов 139

Заключение 159

Список использованных источников 164

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире все более остро встает проблема миграций — перемещений населения по различным территориям. В поисках новой лучшей жизни устремляются потоки мигрантов в страны с более стабильным социально-экономическим положением. По статистике из более чем 6 млрд. проживающих на планете людей, около 150 млн. (2,5%), живут вне стран, где они родились.

По данным миграционной службы, сегодня в России официально трудятся 1,8 млн. иностранных граждан.

Рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.

Ежегодно из стран Средней Азии и Кавказа в Свердловскую область приезжают около 200 тыс. иностранных граждан (УФМС Свердловской < области), а, в частности, Нижний Тагил - около 20 тыс. человек.

Проблема адаптации мигрантов в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной.

Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно. Бытовые, поведенческие, культурно-религиозные особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения.

Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах проживания, важным является толерантное взаимоотношение мигрантов с местным населением.

Этнические, социальные конфликты и напряженность отмечаются как во всем мире, так и в России, в том числе в Свердловской области. В

Свердловской области растет количество преступлений экстремистского характера. Так, в 2006 году было выявлено 11 таких преступлений, в 2007 г. — 14, в 2008 г. - 17, а в 2009 г. - уже 40. (Пресс-конференция УФСБ по Свердловской области, 18 сентября 2009 г., Екатеринбург)

Изучение опыта развитых стран мира по предотвращению такого развития событий жизненно необходимо для решения аналогичных вопросов в нашей области.

Значительную часть мигрантов составляют подростки, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в Свердловской области, в том числе в городе Нижний Тагил. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации подростков из семей мигрантов в образовательном пространстве школы. Адаптация - приспособление какого-либо субъекта к условиям существования и привыкание к ним, а сам процесс адаптации направлен на сохранение равновесного состояния какой-либо системы, достигаемого путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним или внутренним факторам. Одной из разновидностей адаптации является социокультурная адаптация - процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются их требования и ожидания, а также результат этого процесса; отражающий важнейшее человеческое качество мигрантов -стремление к сохранению жизни и реализации базовых потребностей в новой среде при поддержке социальных институтов и коренного населения.

Именно система образования является ключевым институтом социокультурной адаптации и снижения рисков социальной безопасности города и региона в целом.

Кардинальные социально-экономические и социально-культурные преобразования, связанные с миграцией, приводят к изменению способов поведения подростков - как из числа коренного населения, так и из семей переселенцев. Это проявляется в повышенной агрессии, интолерантности, обособлении молодежных групп, дезадаптации переселенцев и нарушениях процесса социальной адаптации личности.

Возрастной кризис у подростков, для которого характерен поиск своего места в жизни, культуре накладываются на миграционную ситуацию, вследствии чего большинство подростков-мигрантов испытывают в новых школах стресс, имеют неадекватную самооценку, что свидетельствует о дезадаптации личности. Школьный педагог в ряде случаев не может повлиять на этот процесс в силу поведенческих и языковых барьеров во взаимодействии с подростком и его семьей в целом, что усугубляет и без того тяжелое социально-психологическое состояние личности.

В связи с этим возникает важная проблема определения такой системы социально-педагогической деятельности, которая обеспечивала бы коррекцию опыта и поведения мигрантов, выявление тех социально-педагогических условий, которые способствуют успешной адаптации личности подростка-мигранта к новой ситуации жизнедеятельности.

Одним из условий педагогической работы с подростками-мигрантами является наличие "знаний об особенностях данной категории учащихся, анализ их проблем и отношения к ним со стороны местного населения.

Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная. Кроме того, у них возникают языковые и образовательные проблемы. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели общество к представлению о наличии феномена мультикультурности.

Педагоги и обучающиеся-мигранты должны находить оптимальные пути решения проблем для того, чтобы взаимно адаптироваться. В педагогической практике очень часто возникают ситуации, когда учитель неадекватно, необъективно оценивает способности, уровень знаний подростков-мигрантов лишь на основании принадлежности обучающихся к иной культуре. Подростки-мигранты являются, как правило, выходцами из малообеспеченных слоев общества, социально незащищены. Уровень знаний русского языка, менталитета местного населения у многих подростков недостаточен для успешной интеграции в новое сообщество. Все это существенно затрудняет процессы их обучения и воспитания, социализации и адаптации и требует педагогической помощи и поддержки, основанной на изучении процессов, которые происходят с личностью учащегося-мигранта.

Актуальные аспекты адаптации подростков-мигрантов в социокультурное пространство школы уральского промышленного города, образуют исследовательское поле диссертации. Степень разработанности проблемы.

Философские основания социокультурных идей образования, особенно в различных направлениях антрополого-гуманистического подхода были представлены в работах конца XIX - XX веков наших соотечественников, среди которых М. М. Бахтин, Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев, И. С. Гессен, Б. С. Гершунский, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Г. Г. Шлет, Г. П. Щедровицкий, а также в зарубежных исследованиях (А.Адлер, Р. Бенедикт, Л. Кольберг, М. Мид, П. Наторп и др.). Практическая реализация социокультурного подхода в образовании была осуществлена Ш. А. Амонашвили, В. С. Библером, М. В. Богуславским, Е. В. Бондаревской, О. С. Газманом, В. В. Гузеевым, С. Ю. Кургановым, Б. М. Неменским, Е. Н. Шиновым, Н. Е. Щурковой и др.

Проблемам личностно-ориентированного образования были посвящены труды С. В. Белова (диалогический опыт), В. В. Зайцева (личностная свобода), И. В. Лысенко (личностная самоорганизация). К данному направлению исследования можно отнести разработчиков организационно-деятельностных игр (О. С. Анисимов, В. Я. Платов, Г. П. Щедровицкий), школу «диалога культур» (В. С. Библер), создателей курсов граждановедения, экологии, сторонника диалога «наука и нравственность» (В. И. Толстых и др.).

Поиск эффективных средств воспитания рассмотрен в трудах: О. С. Газмана, С. М. Юсфина (педагогическая поддержка),

Е. В. Бондаревской (педагогическое сопровождение, личностный опыт ребенка).

Подход, включающий целостный опыт решения жизненных проблем, рассматривали Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, О. Е. Лебедев, Е. А. Ленская, Б. Д. Эльконин и др.

Исследованию теоретико-методологических проблем социально-культурной деятельности велось учеными по нескольким направлениям -таким, как: - разработка истории социально-культурной деятельности: В.М.Рябков, Ю.А.Стрельцов, Е. Ю.Стрельцова, В. Е.Триодин, В. В.Туев, Н. Н.Ярошенко и - становление технологического подхода в социально-культурной деятельности: Ю. Д.Красильников, Г. Н. Новикова, Н. Н.Ярошенко и др. - осуществлен генезис научных представлений о природе культурно- просветительской, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильниковым, А. В. Соколовым, Ю. А. Стрельцовым, В. В. Туевым и др.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют эффективные практические разработки в области социально-психологической и психолого-педагогической адаптации детей, подростков и молодежи из семей мигрантов (Д. Бэнкс, А. Джакоба, Н. М. Лебедева, А. В.Макарчук, В. Менчан, С. Морсе, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, П. Хаммер, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова, О. А. Шарова, А. И. Щепина, Г. Эсингер, Г. Хайнрикс). Однако как зарубежные, так и отечественные авторы, недостаточно внимания уделяют взаимодействию педагогов общеобразовательной школы с национальными диаспорами как фактору успешной социокультурной адаптации подростков-мигрантов.

Анализ педагогических источников, нормативных документов в сопоставлении с изучением современной школьной практики позволил выявить следующие противоречия: на социально-педагогическом уровне - между потребностями общества в успешной адаптации подростков-мигрантов и недостаточно эффективным применением форм, методов и средств в практике образовательных учреждений; на научно-теоретическом уровне — между необходимостью создания научно обоснованной модели адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данной области; - на научно-методическом уровне - между объективной потребностью обеспечения успешности процесса адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы и неразработанностью научно- методического обеспечения данной области.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловила необходимость выявить противоречия и позволила сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки модели успешной адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы Уральского промышленного города.

На разрешение перечисленных противоречий нацелено проведенное исследование, что определило его тему: «Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы Уральского промышленного города».

Исходя из актуальности, проблемы и темы исследования, были сформулированы цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель работы - ра зработать м одель успешной адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города.

Объект исследования: социокультурное пространство школы.

Предмет исследования: процесс адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города.

Гипотеза исследования: процесс адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы будет более успешным, если:

В основу данного процесса положена модель адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города, разработанная в соответствии с положениями комплексного подхода.

Определены педагогические условия успешной реализации модели.

Разработана и внедрена методика адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы исследования для обоснования актуальности выбранной темы и выделения продуктивных способов ее решения;

2.Выявить особенности адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве уральского промышленного города; 3. Разработать модель и выявить педагогические условия успешной адаптации подростков-мигрантов и опытно-поисковым путем проверить их результативность.

Теоретико-методологической основой исследования явились: - теоретические положения о сущности и природе человека как развивающегося субъекта деятельности и отношений (А. Дистервег, К. Д.

Ушинский и др.) - работы по теории культуры: (М. М. Бахтин, А. А. Велик, Н. А. Бердяев, B.C.

Библер,); - работы по проблеме поликультурного образования и воспитания (О.В. Гукаленко, А..Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Л. Л. Рыбцова); - работы, связанные с адаптацией мигрантов в условия новой поликультурной среды (Е. В. Бондаревской, Т. В. Бурковская, и др.);

В исследовании применен комплекс взаимодополняющих методов: методы теоретического исследования (анализ, синтез, сравнение), методы эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анкетный опрос, опытно-поисковая работа), статистические методы при обработке эмпирических данных исследования.

Организация и этапы исследования: На первом этапе (февраль 2005 — с ентябрь 2005 гг.) - осуществлялос ь изучение и проводился критический анализ и оценка состояния проблемы, определялись объект, предмет, цель, задачи исследования, выявлены критерии социокультурной адаптации подростков-мигрантов. На втором этапе (сентябрь 2005 — сентябрь 2006 гг.) осуществлялась разработка Комплексной программы социокультурной адаптации подростков-мигрантов, включающая ее апробацию.

На третьем этапе (сентябрь 2006 — март 2009 гг.) проводилась опытно-поисковая работа по реализации Комплексной программы социокультурной адаптации подростков- мигрантов.

На четвертом этапе (март 2009 — март 2010 гг.) — было проведено обобщение, описание хода и результатов опытно-поисковой работы, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что целостно представлен процесс адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы Уральского промышленного города:

1. Показаны особенности адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы Уральского промышленного города и роль межэтнической толерантности.

2. В соответствии с положениями комплексного подхода разработана модель, раскрывающая содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы.

3. Выявлен комплекс педагогических условий реализации модели, определяющих совокупность внешних воздействий на модель адаптации подростков-мигрантов и обеспечивающих ее успешную реализацию в социокультурном пространстве школы.

4. Предложено научно-методическое обеспечение процесса адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы; Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - уточнено понятие социокультурная адаптации как деятельности, направленной на оптимизацию вхождения подростков-мигрантов в новую социокультурную среду, осуществляемую посредством принятия (частичного или полного) норм и ценностей данной среды; - эмпирически выявлены объективные (характеризующие регионы «исхода» и «вселения») и субъективные (связанные с характеристиками переселенцев) факторы, обусловливающие характер приспособительного процесса подростков-мигрантов к социокультурной среде региона, показаны региональные особенности их влияния на адаптацию подростков-мигрантов; - разработан комплексный подход, базирующийся на системе занятий, включающей коллективные творческие дела, ролевые игры, тренинги, что имеет дидактическую и методическую ценность для практической деятельности всех участников образовательного процесса;

Практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: автором разработана и апробирована Комплексная программа адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы, учитывающая их социально-психологические особенности; материалы исследования имеют практическую направленность и могут быть использованы при работе с педагогами для повышения их компетентности в вопросах оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе, а также курсах повышения квалификации, дополнительном образовании.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на общепринятые законы, теории, идеи и принципы философии, педагогики и социокультурной деятельности; - соответствием избранных методов цели, задачам и содержанию исследования; - использованием многообразных источников, раскрывающих содержание данной проблемы, использованием сравнительно-сопоставительного анализа; - достаточной широтой экспериментальной базы и продолжительностью опытно-поисковой работы. Выводы, полученные в процессе исследования, соответствуют его целям и задачам и подтверждены практикой.

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Уральского государственного университета; научно-практической конференции: Проблемы социальной защиты населения (Н.Тагил, 2006); ежегодных Подольских Кирилло-Мефодиевских научных чтениях (Винница, 2007,2008,2009); международной конференции: Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования (Екатеринбург, 2010); научно-практической конференции: Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы (Екатеринбург, 2010). Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурная адаптация - процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются их требования и ожидания, а также результат этого процесса; отражающий важнейшее человеческое качество мигрантов - стремление к сохранению жизни и реализации базовых потребностей в новой среде при поддержке социальных институтов и коренного населения.

2. Успешность адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. К внутренним относится степень актуализации потребности подростков-мигрантов в позитивных социальных связях, самоактуализации и самореализации в социально-значимой деятельности. К внешним — степень принятия проблем мигрантов со стороны принимающего общества и его способность оказывать необходимую поддержку и помощь в процессе адаптации личности подростка-мигранта к новым условиям жизнедеятельности.

3. Модель адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы, включает:

Комплексную программу адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы, в основе которой организация совместной жизнедеятельности образовательного учреждения, диаспор и социума

Педагогические технологии (коллективное творческое дело, игровые, метод проектов).

Выбор педагогической технологии для работы с подростками-мигрантами определяется взаимодействием с диаспорой, поскольку она (диаспора), с одной стороны, способствует сохранению своей культуры, а с другой - помогает в адаптации к новой социокультурной среде. - Социально-педагогические условия, способствующие социокультурной адаптации подростков-мигрантов (совместная деятельность педагогов образовательного учреждения по созданию оптимальных условий для адаптации подростков-мигрантов в социокультурном простанстве школы; привлечение к межкультурному взаимодействию родителей, как подростков-мигрантов, так и русскоязычных подростков; партнерство педагогов с национальными общественными организациями).

4. Методическое обеспечение адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы, включающее Комплексную программу «Взаимодействие», направленную на то, чтобы облегчить протекание адаптационного периода этих подростков при вхождении в новую социокультурную среду и включает следующие направления: преодоление эмоционального барьера и создание благоприятной атмосферы для построения дальнейшей педагогической работы; знакомство русскоязычных детей с культурой подростка-мигранта; обучение подростков-мигрантов навыкам поведения, позволяющим им осуществить адекватное взаимодействие с представителями принимающей культуры; знакомство подростка-мигранта с культурным наследием принимающей стороны.

Эмпирической базой явились: Негосударственное образовательное учреждение «Школа-интернат № 10 ОАО «РЖД», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 138», национальные диаспоры и местное население города Нижний Тагил. В исследовании участвовало 197 подростков, 60 представителей диаспор, 90 представителей местного взрослого населения города.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Текст изложен на 167 страницах, включает 11 таблиц, 7 диаграмм, 3 схемы. Список использованной литературы содержит 290 источников.

Сущность и содержание социокультурного подхода в педагогике

Социокультурные смыслы философии концентрируются в особых категориях, которые часто называют мировоззренческими. Они воспроизводят сам дух эпохи, ее целостный интеллектуально-эмоциональный климат.

На каждом этапе исторического развития, общество имеет свои специфические черты, свое мировоззрение, т. е. знания, ценности, программы действий, которыми руководствуется на пути развития производства, науки, культуры и других факторов общественной жизни. На каждой ступени развития общества встает вопрос о том, что же представляет собой социокультурная эпоха, как человек относится к миру и какими заботами и переживаниями наполнен его эмоциональный мир.

В этом плане можно обозначить философские взгляды на соотношение в природе человека биологической и социальной составляющей, социализацию личности в его культурном проявлении. Человек - это особый вид, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура. Люди формируются в разных исторических и культурных условиях, их поведение зависит от социальных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе. Социальную сущность человека выражает понятие «личность» - субъект деятельности, имеющий определенное сознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и осмысливающий свои социальные функции, эстетические и этические нормы [45, с.68].

Рассмотрим формирование социальной сущности человека в разные исторические эпохи. Уже в первобытной общине стал выделяться индивидуум, личность. Если в общине люди делились по своим половым и возрастным признакам, то, став самостоятельным, человек приобретает свои взгляды на собственность, нравственные принципы, художественные вкусы. Складываются зачатки таких сфер культуры как художественная, религиозная. Можно даже сказать и педагогической культуры, так как даже первобытное общество заботилось о подготовке ребенка к социальной жизни, к деятельности в контексте той культуры, которую он заставал, появившись на свет.

Философская мысль о взаимосвязи личности и социума продолжается и в античные времена, где акцентируется внимание на проблемах жизни человека в социуме, проблемах этики, политики, устройстве общества. Важным элементом философской мысли того периода была идея нравственного совершенствования. Еще в Древней Греции общество делилось по имущественным, профессиональным, культурным интересам. Общественная жизнь приобретает черты государственного устройства, со своими идеалами, ценностями. А если существует государство, то возникают правовые и политические ценности, что нашло свое отражение в трактатах Платона «Законы», «О государстве». Платон предлагал воспитывать человека сообразно его социальному статусу. Каждое сословие (ремесленники, воины, правители) должно иметь свою систему воспитания. В трактате «О государстве» Платон описывает правила образования, чему нужно обучать, чтобы соответствовать образцу, принятому в данном сословии.

Иначе трактуется социальная сущность человека в средние века, где природа и человек рассматриваются как творение Бога и основной ценностью становится спасение души.

В эпоху Возрождения философская мысль акцентирует внимание на социальных ценностях. У итальянских гуманистов мы встречаемся с рассуждениями о нравственных ценностях (Л. Вала), о красоте как ценности (Л. Б. Альберти), о политических ценностях (Н. Макиавелли).

В эпоху Просвещения вся европейская культура связана с познанием мира: природы, общества, человека и его культуры (например, французская «Энциклопедия»). В середине XVIII века стала осознаваться односторонность сциентистской о риентации культуры, и начались поиски нового взгляда на человека, его духовный мир, его связи с другими людьми и с природой. Впервые показали, что человек живет не только в мире природы, а в мире культуры немецкие классические философы. Примечательно этическое учение И. Канта, в котором он ориентирует человека и общество на моральные ценности. Он утверждал, что природа человека — социальна. Все, что делает человека человеком, формируется социально. Если ребенок вырастает вне людей, т. е. вне общества и культуры, то в своем развитии он остается на уровне животных. И. Фихте показал эмоциональную активность духовной жизни человека. Ребенок рождается деиделогизированным, лишенным воли, свободы, идей. Лишь в процессе воспитания, то есть питания всеми достижениями человеческой культуры, человек приобретает черты личности. Природные свойства ребенка по мере вовлечения в культурную социальную среду, трансформируются. Ребенок присваивает социокультурные ценности, взаимодействует с окружающей средой. Воспитание - это вхождение ребенка в социум. В разные эпохи и в различных уголках земного шара культурные ценности были различны. Человек формировался в той культуре, в которой ему приходилось рождаться и жить. Как заметил еще К. Маркс, сущность человека лежит в сфере «надстройки» -в совокупности общественных (социокультурных) отношений, в которые он вступает в процессе своей жизни.

В XXI веке проблема человека, культуры становится центральной в философском знании. Под культурой мы понимаем совокупность общечеловеческих достижений, посредством которых активизируется и регулируется деятельность человека. Человек адаптируется к культуре через социальные институты. Первичным социальным институтом является семья. Школа позволяет ввести ребенка через обучение в систему социальных ролей, передать нормы и ценности, принятые в обществе в данный период времени.

Понятие социокультурности, прежде чем стать основополагающим в методологии общественных наук прошло долгий путь, включающий в себя два этапа.

На первом этапе (конец XVIII в. — первая половина XX в.) культурное осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры.

На втором этапе (вторая половина XX в.) активная роль культуры начинает все более входить в общественное сознание и привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания [21,с.ЗО].

Социокультурный - мировоззренческая категория, отражающая уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Материальные ценности - машины, сооружения, произведения искусства,. Духовные - связаны с сознанием, с интеллектуальной деятельностью человека (язык, знания, нормы морали и права, умения, навыки, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей. [110, с.401].

Педагогические условия успешной адаптации подростков-мигрантов

Социокультурная адаптация подростков-мигрантов имеет свои особенности. Кризис подросткового возраста накладывается на стресс, связанный со сменой социокультурной среды.

Рассмотрим социально-психологические особенности подросткового возраста.

В подростковом возрасте происходят психологические изменения. Прежде всего, нарушается личностное равновесие. Повышается импульсивность поведения. В этот период привязанность к родителям отодвигается на второй план, зато растет значимость принадлежности к группе сверстников. В то же время начинает появляться подростковая регрессия, так что многие достижения социального плана как будто разваливаются на части.

По мнению Ш. А. Амонашвили, феноменом подросткового возраста является стремления к развитию, взрослению, свободе. Подростки хотят быть более взрослыми, чем они есть, т. е. выйти за пределы мира детства — в мир культуры, социальности.

Учеба в школе обычно претерпевает неблагоприятные изменения, переживая временный упадок. Мечтательность, нелогичность и трудность концентрации на учебных заданиях мешают их академической успеваемости. Но когнитивные способности в этом возрасте как раз увеличиваются, у подростка заметно развивается абстрактное мышление.

Начинаются философские размышления, ставятся вопросы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать отдельной личностью. Подростки ищут одновременно и свободу, и контроль. Ведь по-настоящему у подростка еще нет способности к полному контролю.

Ученый, исследовавший проблемы подросткового общения — Д. Б. Эльконин - пишет, что в этом возрасте жизнедеятельность ребенка, его формирование и развитие невозможно без общения со сверстниками. От умения общаться зависит успешность социализации. Вместе с тем, потребность в общении соседствует с потребностью в обособлении, индивидуальной свободе, проявлении свободы выбора поступков, среды общения и т. д.

Этот возраст очень часто называют «трудным», переходным. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются подростки. Поэтому так важна роль школы в целенаправленном управлении процессами конструирования адекватных «Я - образа» и образа других, формирования у обучающихся адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения. Помогая подростку выбрать культурные смыслы жизни, педагоги ориентируются на образ культуры как среды, «растящей и питающей личность» (П. Флоренский), как «целостного явления, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения — народом, нацией» (Д. С. Лихачев) [151, с.40]. Культура XXI века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смещение различных этносов и этнических культур.

Наиболее актуальной является задача развития самостоятельности и творчества подростков в решении своих жизненных проблем.

Следует отметить, что сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть. Одним из таких серьезных факторов является смена подростком места жительства. Это в наибольшей степени касается подростков, которые, как и их родители стали мигрантами. Подросток-мигрант - это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности.

В настоящее время в Нижнем Тагиле самой многочисленной группой подростков-мигрантов, 42% являются выходцы из Таджикистана, Азербайджана - 39% (см. табл. 1) Наибольшее количество подростков, прибывших из ближнего зарубежья, наблюдается в школах, расположенных вблизи рынков или в отдаленных микрорайонах.

Как видно из данных табл.1, большее количество подростков, прибывших в город из стран ближнего зарубежья, представляют выходцы из Таджикистана и Азербайджана. В цивилизационно-культурном отношении эти народы издревле связаны с регионами Ближнего Востока. Их культура складывалась из двух архаических культурно-хозяйственных типов: земледелия, которое базировалось на трудоемких оросительных работах, и кочевого хозяйства, связанного с животноводством. В культурном облике сильны архаические и традиционные черты: авторитарность, иерархизм, понятия о предписанности форм и уровней человеческого достоинства особенностями рождения или внешнего статуса человека, ритуализованность правил поведения и этикета. Подчас эта социокультурная архаика образует преграду на путях не только перехода к более современным и динамическим моделям развития, но и освоения ими всего богатства своего же собственного наследия.

После обретения Таджикистаном и Азербайджаном независимости, традиционализм не только сохранился, но и усилился. Это было вызвано поисками национальной идентичности и попытками обрести опору, утерянную после разрушения советской системы. Когда не гарантирована безопасность личности и усиливается ее социальная незащищенность, традиционные общественные институты превращаются в единственную гарантию выживания.

Социальная жизнедеятельность этих народов, принадлежащих к традиционной культуре, обусловлена состоянием окружающей среды и организуется по принципу максимального соответствия природно-климатическим условиям. Этим объясняется и такой признак традиционной культуры как неприятие новаторства в любой сфере бытия. В архаичных культурах доминирует авторитет старшего поколения и снижается ценность детства, дети предстают как биологический атрибут. Статичность и строгая последовательность природных основ бытия обусловливает отсутствие социальной динамики. Человек занимает отведенное ему место в семье и реализует предписанные ему социальные функции и роли. Регуляция социальной жизни осуществляется путем неукоснительного следования традициям, воспроизведения их из поколения в поколение. Сильна роль ислама, который формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки. В связи с этим, особое место в социокультурной жизни мусульман занимала ме четь. Первым и самым важным назначением мечети является предоставление мусульманам места для общей молитвы. Кроме того, мечеть играет важную роль в общественной жизни мусульман, они остаются в мечети, чтобы пообщаться со своими друзьями, поиграть на бильярде и др.. Во многих мечетях имеются библиотеки, здесь же проводятся лекции и беседы. Кроме этого в мечети проводят свадебные торжества, семейные встречи, празднуют дни рождения, обрезание и т. п.. Ислам обязал верующего не только следовать религиозным нормам поведения, то есть исповедовать взгляды согласно вероучения и отправлять определенные обряды, но и в своем социокультурном поведении, во взаимоотношении с людьми следовать правовым нормам, установленным мусульманской религией.

Характеристика педагогических технологий социокультурной адаптации подростков-мигрантов

Для решения задачи социокультурной адаптации подростков-мигрантов в образовательном учреждении важное значение имеет подбор педагогических технологий, которые различаются по характеру содержания, структуре, по типу организации и управления образовательной деятельностью. В отличие от других технологий, педагогические связаны с воздействием на развитие личности путем взаимодействия воспитателя и воспитуемого, переводом субъект-объектных отношений в статус субъект-субъектных [220, с.58]. В рамках нашего исследования, считаем необходимым рассмотреть подробнее понятие «педагогическая технология». В монографии «Педагогическая технология» (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) автор Н. Е. Щуркова рассматривает педагогическую технологию как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей». Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе) [282, с. 19].

Понятие «педагогическая технология» В. Ю. Питкжов трактует как «научное обоснование выбора операционнального воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму» [194, с.8].

М. В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [112, с.51].

Сущностью педагогической технологии, по мнению В. А. Сластёнина, является конструирование педагогического процесса, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности [226, с.93].

Определение педагогической (образовательной) технологии, как системы функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенного на научной основе, запрограммированного во времени и в пространстве и приводящего к намеченным результатам, дает Г. К. Селевко [220,с.99].

И. П. Подласый характеризует педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [195, с.54].

Мы разделяем точку зрения выдающегося педагога 20-х годов XX века С. Т. Шацкого, который делал акцент на важности связи школы и жизненного опыта ребенка, считал, что основная методическая задача -связать в единый процесс три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный, организованный и готовый опыт [272, с. 198].

Реформаторская педагогика С. Т. Щацкого видела главную задачу в адаптации, социализации ребенка. С. Т. Шацкий отмечал, что подрастающему поколению нужно «учиться жить, приспосабливаться к жизни» [там же, с.205]. Изучая условия жизни ребенка, педагог должен стремиться и к повышению социокультурного уровня среды, к ее «педагогизации».

Согласно взглядам С. Т. Шацкого, социальное формирование личности начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде. Основополагающими позициями С. Т. Шацкого в разработке теории и практики социально-педагогической работы были: идея тесного взаимодействия всех видов жизнедеятельности ребенка; построение процесса воспитания на основе «познанных фактов воздействия среды»; сотрудничество школы с семьей, населением, общественными организациями; школа — центр воспитательной работы с детьми своего района; принцип социокультурной целесообразности и эволюционности в работе с детьми и населением. Работа по социальной адаптации ребенка начиналась с изучения окружающей среды в экономическом, бытовом, социальном и природном плане. Основным средством и формой педагогизации среды у С. Т. Шацкого выступало культурно-образовательное пространство. Взаимосвязь педагогического воздействия школы, социальных институтов, семьи, по мнению ученого, представляет неоспоримое преимущество для успешной адаптации подростков-мигрантов. Решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности подчеркивал А. С. Макаренко, который отмечал, что дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают, к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». . «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Мы разделяем позицию А. С. Макаренко, который утверждал, что коллектив - часть общества: «через коллектив каждый его член входит в общество» [157,с.369] .

Адаптированности подростков-мигрантов способствует обеспечение толерантного общения в коллективе сверстников на основе ценностного отношения к себе, другим и к миру.

Влияние коллектива на отдельную личность подчеркивал и В. А. Сухомлинский, который вводит новые понятия - «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном -в учении, а учение - главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны В. А. Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы на нравственное развитие личности. В нашей работе мы используем идеи великого педагога о влиянии творчества, социальной среды на адаптацию подростков-мигрантов в коллективе образовательного пространства.

Анализ результатов комплексного подхода к социокультурной адаптации подростков-мигрантов

Реализация Комплексной программы социокультурной адаптации подростков-мигрантов проводилась на базе Негосударственного образовательного учреждения «Школа-интернат №10 «ОАО РЖД» и Муниципального образовательного учреждения №138 города Нижний Тагил. Участие принимали 250 подростков-мигрантов. С целью анализа результативности Программы нами использовались следующие показатели: уровень творческой активности подростков-мигрантов; приобретение опыта бесконфликтного общения; изменение ценностных ориентации подростков-мигрантов; изменение стратегий адаптации; снижение уровня тревожности; повышение самооценки; изменение типов воспитания в семьях мигрантов.

Анализ занятости подростков-мигрантов в мероприятиях, который представлен в табл. 4 «Творческая активность подростков-мигрантов» показывает рост творческой активности.

На диагр.1 представлен анализ творческой активности подростков-мигрантов в мероприятиях, который показал, что 73% подростков 13-14 лет предпочли участие во всех мероприятиях в одинаковой степени. Подростки 15-17 лет предпочитают коллективное творческое дело (63%). В мусульманских семьях, где сильны патриархальные традиции, подростки рано начинают трудовую жизнь, что ведет к более быстрому избавлению от некоторых подростковых стереотипов, более раннему формированию чувства личной ответственности, более быстрому вхождению в мир взрослых. У таких подростков раньше формируется собственное мировоззрение. Если подростки-мигранты 13-14 лет еще не усвоили «общественный опыт прошлых поколений» и более гибко воспринимают чужую культуру, иные правила социальной жизни, то 15-17 подросткам труднее перейти к новому мировосприятию. Участники ролевых и деловых игр «проживают» жизненные ситуации новой социокультурной среды. В силу различности степени формирования мировоззрения у подростков 13-14 и 15-17 лет, они дифференцированно подходят к участию в различных видах мероприятий. В возрасте 15-17 для подростка важно быть лидером, важна способность реализовать себя, показать свою причастность, знание социальной жизни. Не зная правила, нормы поведения новой среды, которые и отражаются в ролевых и деловых играх, подростки данной возрастной категории предпочитают участие в других видах деятельности, где они могут проявить себя, например, в коллективном творческом деле, где они могут реализовать свои творческие способности и таким образом утвердиться в глазах одноклассников.

Поскольку Комплексная программа социокультурной адаптации подростков-мигрантов предполагала изменение ценностных ориентиров (семья, здоровье, дружба, доброта, экологическое благополучие), то нами проведен анализ, который показал, что такие ценности как семья (25%), здоровье мое (38%) и близких (43%), дружба с подростками другой национальности (25%), хорошее образование (20%), экологическое благополучие (25%), доброта (20%) составили группу ценностей, получивших наименьшее количество выборов у мальчиков-мигрантов. У девочек-мигрантов наименьшее количество выборов получили такие ценности как дружба с подростками другой национальности (25%), хорошее образование (15%), экологическое благополучие (20%). После завершения Комплексной программы социокультурной адаптации подростков-мигрантов был проведен повторный опрос. Данные анализа представлены в диагр. 2 «Изменение ценностных ориентиров подростков-мигрантов (мальчики) и диагр. 3 «Изменение ценностных ориентации подростков-мигрантов (девочки).

За период реализации Комплексной программы социокультурной адаптации подростков-мигрантов выросли показатели выборов по всем ценностям, но наибольший успех достигнут по таким ценностям, как отношение к семье, своему здоровью и дружба с представителями другой национальности. Произошедшее снижение авторитета родителей, связанного со сменой места жительства и снижения их социального статуса, после совместного участия в Программе, изменилось на более позитивное.

Увеличение выборов межнациональной дружбы обосновано включением подростков-мигрантов в специально задаваемую творческую деятельность, что способствовало развитию новых форм контактов, расширению потребности в общении с товарищами вне зависимости от их национальности. Развивающиеся отношения ответственной взаимосвязи способствовали открытости в межнациональных отношениях подростков со сверстниками, изменяя систему их моральных убеждений. Эти изменения проявились не просто в качественном развитии компонентов интернациональных убеждений, но, главное, их углублении, в развивающихся мотивах и потребностях подростка в отношениях с другими людьми.

У девочек-мигрантов увеличились показатели по всем ценностям. Однако образование, несмотря на повышение данного показателя, не является для них основной ценностью. Для девочек наибольшую ценность представляют семья, здоровье свое и близких, доброта. То есть девочки-мигранты традиционно для мусульманского общества направлены, в первую очередь, на создание семьи.

Результатом участия подростков-мигрантов в Комплексной программе социокультурной адаптации подростков-мигрантов явилось формирование у них качественно нового опыта общения: 36% подростков отмечает пополнение опыта общения с разными людьми, 27% - приобретение новых друзей, 15% отмечают развитие у себя коммуникативных способностей, 16% подростков утверждают, что научились жить в коллективе, 6% затруднились с ответом.

Участие в мероприятиях Комплексной программы социокультурной адаптации подростков-мигрантов позитивно повлияло на изменение коммуникативных качеств подростков-мигрантов: 36 % выборов падает на умение «находить общий язык с людьми», 24% детей отмечают, что «больше стали ценить друзей», 34% подростков отмечают приобретение опыта взаимопонимания, 6% - не приобрели никакого опыта взаимодействия.

Направленность процесса адаптации на расширение у подростков-мигрантов опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, создание ситуации успеха для подростков, стимулирования их к самовыражению, личностному росту нашла отражение в том, что в 25% детей указывают на то, что приобрели уверенность в собственных силах; в более 50% подростков отмечают удовлетворение от разнообразия событий, мероприятий, в которых они участвовали в течение периода реализации программы.

Похожие диссертации на Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города