Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Развитие уголовного законодательства о деятеном раскаянии и зарубежный законодательный опыт регламентации ответственности при деятельном раскаянии 14
1. Развитие российского уголовного законодательства о деятельном раскаянии 14
2. Зарубежный законодательный опыт регламентации ответственности при деятельном раскаянии 43
Глава II. Сущность и содержание деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности ... 56
1. Сущность деятельного раскаяния как основания осво бождения от уголовной ответственности 56
2. Содержание деятельного раскаяния как основания ос вобождения от уголовной ответственности .81
3. Специальные вопросы деятельного раскаяния ...113
Глава III. Значение и пути повышения эффективности деятельного раскаяния как основания освогбождения от уголовной ответственности 144
1. Значение деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности 144
2. Пути повышение эффективности применения деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности .162
Заключение. 173
Список используемой литературы 178
- Развитие российского уголовного законодательства о деятельном раскаянии
- Зарубежный законодательный опыт регламентации ответственности при деятельном раскаянии
- Сущность деятельного раскаяния как основания осво бождения от уголовной ответственности
- Значение деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования.
Формирование полноценного гражданского общества связано со становлением и развитием таких его неотъемлемых атрибутов, как правовое государство, гражданское общество, право граждан на собственность, на свободу экономической деятельности, на свободу слова и т. п. В центре внимания оказывается личность, ее права и свободы. В таких условиях большое значение приобретает поведение человека, определяемое, в том числе, его собственными интересами. Однако и вся ответственность за совершенные действия также ложится на гражданина. Человек ревностно относится к соблюдению его прав, и, вместе с тем, он обязан уважать законные интересы других людей. В этой связи эффективность уголовного законодательства как одного из наиболее мощных средств социального контроля зависит, в частности, от того, насколько четко выражена связь между нормами уголовного права и основными нравственными критериями общественного правосознания, от того, как сочетается регулятивная функция, присущая праву, с объективными факторами, оказывающими определяющее воздействие на поведение людей.
Одним из важнейших требований современной российской уголовной политики является неотвратимость ответственности, означающая, что лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть предусмотренные законом меры государственного принуждения. Но государственное принуждение - вынужденная, крайняя мера воздействия на лиц, совершивших преступления. Если человек, преступивший закон, может без применения принуждения осознать, что полная реализация его интересов возможна лишь при совпадении их с интересами общества и го-
4 сударства и что такое поведение ему, в конечном счете, выгодно, то правоприменитель вправе использовать меры уголовно-правового воздействия, не связанные с государственным принуждением.
Именно поэтому в уголовном праве постоянно возрастает роль дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. С одной стороны, сохраняется строгая уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, за рецидив и организованные преступления, а с другой, широко практикуется применение иных более мягких мер воздействия, вплоть до освобождения от уголовной ответственности лиц, не нуждающихся в столь суровом отношении. В этой связи особое значение приобретают нормы, допускающие компромисс, поощряющие положительное постпреступное поведение лица, совершившего преступление.
Современное уголовное законодательство содержит ряд таких норм. Некоторые из них не являются для правоприменителя принципиально новыми, т. к. содержались в том или ином виде и в ранее действующем законодательстве. Например, норма об освобождении от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки, предусмотренная ст. 77 УК РФ 1996 года, содержалась и в УК РСФСР 1960 года (ст. 50). Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, предусмотренное ст. 76 УК РФ, допускалось и по уголовно-процессуальному законодательству (ст. 27 УПК РСФСР).
Норма о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности является новеллой уголовного законодательства, ибо она впервые появилась в российском уголовном законодательстве только с принятием Уголовного кодекса РФ 1996 года.
5 Также требуют исследования и нормы об освобождении от уголовной ответственности, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса РФ. По сравнению с ранее действующим законодательством количество статей, по которым возможно такое освобождение, увеличилось более чем в три раза (в УК РСФСР их было 5, а в УК РФ - 18).
Деятельное раскаяние как основание освобождения от уголовной ответственности после введения в действие нового Уголовного кодекса не получило широкого применения. За 1997-1999 гг. на основании ст. 75 УК РФ следователями МВД освобождены от уголовной ответственности всего около 15 тыс. граждан. При этом следует отметить, что внедрение в правоприменительную практику данной новеллы обнаружило ряд проблем, требующих разрешения.
Проведенные автором исследования правоприменительной деятельности выявили различные подходы к пониманию и правовой оценке деятельного раскаяния как между законодателем и правоприменителем, так и в самой следственно-судебной практике. Нечеткость положений уголовного законодательства о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности, отсутствие научных и методических разъяснений, разумеется, не способствует совершенствованию уголовно-правовой практики.
Деятельное раскаяние как основание освобождения от уголовной ответственности хотя и подвергалось ранее исследованию, однако, это имело место или во время действия УК РСФСР I960 года (например, в работах Х.Д. Аликперова, СИ. Никулина, Э.С. Тенчова), или с позиций уголовного процесса и криминалистики (А.Ю. Магомедов, А.В. Савкин, СП. Щерба). Законодательное закрепление в УК РФ 1996 года нормы, предусматри-
вающей освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, требует соответствующего научного осмысления.
Научное исследование проблемы деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности важно в методологическом плане не только для уголовного права, но также и для уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора. Оно будет способствовать решению общих и частных вопросов уголовного судопроизводства (например, таких, как законность и обоснованность освобождения виновного от уголовной ответственности, уменьшение нагрузки на органы предварительного расследования и т. п.), реформированию правосудия и правоохранительной системы в соответствии с конституционными нормами, а именно такому реформированию, которое обеспечило бы максимальную эффективность деятельности правоохранительных органов и способствовало бы созданию надежных условий для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества.
Совокупность указанных моментов свидетельствует о насущной потребности в научной разработке и решении проблем правовой оценки деятельного раскаяния, совершенствования правовой регламентации вопросов освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и соответствующей сферы уголовно-правовой практики.
Цели и задачи исследования. Цели исследования состоят в научном исследовании деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности, особенностей применения уголовного законодательства и вопросов повышения эффективности его применения.
7 Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
определение сущности и понятия деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности;
исторический анализ предмета исследования, изучение отечественного и зарубежного законодательства, научных точек зрения, взглядов, позиций;
теоретическое и практическое изучение применения специальных видов освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием;
классификация специальных видов освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием;
раскрытие уголовно-правового значения деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности для деятельности органов предварительного расследования и суда;
- внесение предложений по повышению эффективности
применения норм уголовного законодательства, предусматри
вающих деятельное раскаяние как основание освобождения от
уголовной ответственности.
Объектом исследования являются урегулированные и неурегулированные (фактические) уголовным законодательством общественные отношения, которые складываются при применении уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, законодательная регламентация этих отношений, значение и пути повышения эффективности применения, законодательства о деятельном раскаянии.
8 Предмет исследования - понятия и нормы уголовного законодательства, предусматривающие деятельное раскаяние в качестве основания освобождения от уголовной ответственности.
Методологические и методические основы исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе основополагающих положений философии, психологии, социологии, общей теории права, теории уголовного права. В работе применены методы анализа, синтеза, логический, исторический, социологический и др. В качестве специальных используются формально-юридический, сравнительно-правовой, а также методы частных социологических исследований, в т.ч. такие, как анкетирование, наблюдение, интервьюирование и др.
Методическая сторона исследования представлена изучением и анализом законодательных памятников России и зарубежья, философско-правовыми взглядами выдающихся ученых, результатами исследований в области права и связанных с ними наук по проблемам освобождения от уголовной ответственности.
Общеправовой основой диссертационного исследования служат Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ 1996 года, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР i960 года, постановления и определения Верховного Суда СССР, Верховного Суда РСФСР и Верховного Суда РФ.
При подготовке диссертации автор учитывал правовые по
ложения и выводы, разработанные ведущими учеными-юристами
в области общей теории права, уголовного права, уголовного
процесса и других отраслей права. Теоретическую основу иссле
дования составили научные труды Х.Д.Аликперова, Л.В.Багрий-
Шахматова, В.М.Баранова, Г.Б.Виттенберга, Л.В.Головко,
В.А.Елеонского, И.Э.Звечаровского, В.Н.Зырянова,
В.Е.Квашиса, С. Г.Ке лин ой, И.Я.Козаченко, В.К.Коломейца,
9 А.Н.Конева, Л.Л.Кругликова, В.Н.Кудрявцева, Н.Ф.Кузнецовой, А.М.Ларина, С.И.Никулина, С.Н.Сабанина, Р.А.Сабитова, А.В.Савкина, Н.С.Таганцева, Э.С.Тенчова, В.Т.Томина, В.С.Устинова, А.А.Чувилева, С.П.Щербы и других авторов.
Достоверность и обоснованность полученных выводов и предложений по повышению эффективности применения деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности обеспечивается эмпирической базой исследования. Изучено 58 дел, прекращенных на основании ст. 75 УК РФ, опрошено 132 работника органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. В диссертации использованы статистические данные о количестве прекращенных уголовных дел на основании ст. 75 УК РФ (ст. 7 УПК РСФСР) в 1997-1999 гг. органами предварительного расследования и судами Республики Башкортостан, Нижегородской области и некоторых других субъектов Федерации Поволжского федерального округа, а также данные о состоянии преступности МВД РФ и статистические данные Главного управления исполнения наказаний МЮ РФ, результаты эмпирических исследований ученых-юристов: Х.Д.Аликперова, А.Г.Калугина, В.В.Сверчкова, С.П.Щербы и др. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В теории уголовного права распространенным является мнение о том, что для освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием органам предварительного расследования и суду необходимо установить, что виновный совершил всю совокупность действий, перечисленных в ст. 75 УК РФ1. По мнению же диссертанта, освобождение возможно и в
См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова -М., 1997. - С. 420; Михайлов В. Признаки деятельного раскаяния // Российская юстиция. -1998. - № 4. - С.
10 том случае, когда виновный совершил только несколько положительных постпреступных действий, указанных в законе (например, лишь способствовал раскрытию и возместил ущерб), при условии, что остальные действия он не смог совершить в силу тех или иных объективно сложившихся обстоятельств.
Норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием не в полной мере соответствует сущности данного института. В названии ст. 75 УК РФ предусмотрено раскаяние, что предполагает положительную мотивацию действий; законодательство же регламентирует освобождение в связи с деятельным раскаянием по любым мотивам.
Деятельное раскаяние в качестве самостоятельного основания освобождения от уголовной ответственности, согласно ч.1 ст. 75 УК РФ, применяется лишь к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести. Однако, по мнению автора, распространение 4.1 ст. 75 УК РФ на ненасильственные преступления, совершаемые в сфере экономики, способствовало бы, более активному и заинтересованному сотрудничеству лиц, совершивших данные преступления, с органами предварительного следствия и дознания, реальному восстановлению нарушенных данными преступлениями прав граждан, общества и государства.
4. Предложены классификации специальных оснований ос
вобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным
раскаянием по двум основаниям: во-первых, по родовому объек
ту преступлений, в отношении которых допускается освобожде
ния от уголовной ответственности; во-вторых, на основании co-
Si Чувилев А. Деятельное раскаяние // Российская юстиция. - 1998. - № 6. - С. 10.
вершенных действий виновного, необходимых для освобождения виновного.
5. Не все виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные примечаниями к статьям Особенной части УК РФ, относятся к специальным видам освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Так, в примечании к ст. 205 УК РФ «Терроризм» говорится об освобождении от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, при условии, что это лицо своевременным предупреждением или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма. Данная трактовка более подходит к такому институту уголовного права, как добровольный отказ от преступления, т. к. согласно ст. 31 УК РФ добровольным отказом от преступления признается прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершении преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
6. Предложение по совершенствованию уголовного законодательства:
а) примечание к ст. 126 УК РФ «Похищение человека» из
ложить в следующем виде: «Лицу, добровольно или по требова
нию властей немедленно (в течение суток) освободившему по
хищенного и (или) незаконно удерживаемого, назначается нака
зание без лишения свободы, а лицу, освободившему потерпевше
го в течение семи суток со дня совершения преступления, срок
наказания не может превышать половины максимального нака
зания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной
части настоящего Кодекса»;
б) примечание к ст. 206 УК РФ «Захват заложников» изло
жить в следующей редакции: «Лицу, отказавшемуся от своих
12 требований и добровольно или по требованию властей освободившему немедленно (в течение суток) заложника, назначается наказание без лишения свободы, а лицу, освободившему потерпевшего в течение трех суток со дня совершения преступления, срок наказания не может превышать половины максимального наказания, предусмотренного настоящей статьей».
Научная новизна исследования состоит в том, что автором впервые на монографическом уровне исследовано деятельное раскаяние как основание освобождения от уголовной ответственности. В диссертации раскрыты социальная и правовая сущность деятельного раскаяния, дана его правовая оценка, разработаны теоретические и практические вопросы применения деятельного раскаяния в качестве самостоятельного основания освобождения от уголовной ответственности, сформулированы предложения по совершенствованию российского уголовного законодательства о деятельном раскаянии, впервые после введения в действие Уголовного кодекса 1996 года подробно исследованы виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные нормами Особенной части УК РФ, дана их классификация по различным основаниям.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью вопросов, рассмотренных автором, и тем, что им предложены решения ранее не изученных вопросов деятельного раскаяния. Данное исследование позволит, как полагает диссертант, развить и углубить систему знаний о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности. Оно также будет способствовать повышению эффективности применения деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности в следственной и судебной практике.
13 Результаты исследования, теоретические и научно-практические положения и рекомендации, фактический материал диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований как по данной проблематике, так и по проблемам, соприкасающимся с темой диссертационного исследования, в практической работе сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, судьями, преподавателями в учебном процессе юридических учебных заведений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации использовались в научной и педагогической деятельности диссертанта, осуществляемой в Нижегородском и Уфимском юридических институтах МВД РФ, в опубликованных трех статьях и сборнике задач по уголовному праву, в выступлениях на международных, российских и региональных научно-практических конференциях. Отдельные содержащиеся в диссертации предложения автора используются в практической деятельности органов дознания и следствия.
Структура диссертации. Диссертация выполнена в надлежащем объеме и с соблюдением установленных требований. Она включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Развитие российского уголовного законодательства о деятельном раскаянии
Попытки исследовать представление о социальной правовой и психологической природе поведения человека после совершения им преступления начали складываться в глубокой древности. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»1, так сказано в Библии. По библейским канонам Господь не требует, чтобы человек изнурял себя для того, чтобы получить прощение грехов. Нам не нужно совершать далекие и изнурительные паломничества или истязать свое тело, чтобы получить прощение Всевышнего и искупить свои беззакония. Кто сознается в своих грехах, тот будет помилован.
Евангелие от Луки иллюстрирует это на конкретном примере. Один из отъявленных разбойников, распятых вместе с Иисусом, получает полное прощение и вечную жизнь в раю в награду за то, что в момент казни раскаялся перед Богом в совершенных преступлениях: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... И сказал ему Иисус: ...Ныне же будешь со мною в раю»
Под «покаянием» в христианстве понимается таинство, в котором верующий при исповедовании грехов своих перед священником получает через него прощение грехов от самого Иисуса Христа
Первым словом апостола Петра на вопрос, который беспокоил людей в день Пятидницы, когда, осознав свой грех» они спрашивали: «Что нам делать?» было слово «покайтесь... и по-лучите дар Святаго Духа» . В следующий раз, вскоре после этого, он сказал: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши»3.
Отпущение грехов - это источник здравия и спасения, а покаяние - это «врачество», уничтожающее грех. Покаяние есть дар небесный, чудесная сила, по благодарности Божьей побеждающее могущество и строгость законов - так сказано в религиозных источниках .
Но как, по нашему мнению, совершено справедливо трактует Библию Елена Уайт: «Истинное осознание своего греха отличается конкретностью и определенностью. Одни грехи должны быть открыты только перед Богом; другие должны быть признаны перед людьми, которые из-за них пострадали; третьи могут быть направлены против общества и поэтому должны быть признаны перед всеми. Но всякое признание должно быть конкретным, по существу. Вы должны признаться именно в тех грехах, в которых виновны»5.
Законодательство Древней Руси. Знал норму о раскаянии и важнейший законодательный памятник Древнерусского государства «Русская правда» (X-XII века н.э.), который охватывал едва ли не все отрасли тогдашнего права, в том числе и уголовного. Основным источником «Русской правды» являлось обычное право. Вместе с тем, она обобщала отдельные законы, принимавшиеся князьями, т. е. означала определенную систематизацию права. «Русская правда» является официальным актом. В самом ее тексте содержатся указания на князей, принимавших участие в составлении или изменении закона (Ярослав, его сыновья, Владимир Мономах).
Согласно этому закону лицо, растратившее товар, освобождалось от наказания при уплате его стоимости владельцу. По делам о воровстве «...кто, не будучи задерживаемым, сам приносил владельцу похищенное..., не подвергался никакой ответственности» . Статья 34 Пространной редакции «Русской правды» говорит о том, что собственник утраченной вещи, который об утрате заявил публично при обнаружении своей вещи в чужом владении, имел право на возвращение этой вещи и еще на получение трех гривен «за обиду»2. Профессор В.Л. Янин считает, что названная сумма является суммой возмещения ущерба, а значит лицо, у которого была обнаружена вещь и который заплатил три гривны, остается безнаказанным
Зарубежный законодательный опыт регламентации ответственности при деятельном раскаянии
Нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием знало и зарубежное уголовное право. Так, в древнейшем своде законов «Законник Хаммурапи, царя Вавилона» (XYIII век до н.э.) предусматривался отказ от смертной казни, если виновный возместит ущерб или загладит причиненный вред1. В «Законах Ману» (составленных в Древней Индии в 1 столетии до н. э.) в главе IY говорится о явке с повинной и чистосердечных признаниях как обстоятельствах смягчающих, а иногда и освобождающих от ответственности . В основном источнике древнейшего римского права «Законах XII таблиц» в таблице YIII говорится об освобождении от причинения вреда, если виновный явится с повинной и загладит причиненный вред потерпевшему3. По Салической правде (V - начало VI в.), если «обидчик» выплачивал композицию (возмещение, компенсацию за обиду) потерпевшему он, как правило, не подвергался никакому наказанию4. Также признание виновного смягчало вину5. В японском средневековом уголовном праве «Тайко рицу ре» к числу смягчающих вину обстоятельств относились: добровольное возмещение нанесенного ущерба, устра нение причиненного вреда, явка с повинной, активная помощь в раскрытии преступления1.
Также упоминалось об освобождении от ответственности и в «Саксонском зерцале», памятнике истории, права, общественно-политической и юридической мысли Германии XIII века В параграфе 5 статьи 68 книги I «Саксонского зерцало» говорится: «По какой бы вине ни был кто-либо объявлен находящимся под подозрением, если он вовремя, пока находится под подозрением, будет пойман и доставлен в суд, то он лишается жизни, если он будет через свидетелей изобличен в преступлении и в том, что он находится под подозрением. Если же он уже находится под подозрением и явится добровольно (не пойманным) Б суд, то он вступает в свои права, как будто он никогда не был под подозрением»2. При возмещении вреда виновный также освобождался от применения к нему наказания. Так, в параграфе 1 статьи 38 книги 1 предусматривалось освобождение от смерт ной казни при возмещение вреда и выплате выкупа3, кража зер на также каралась смертной казнью, однако согласно ст. 39 книги 2 «если кто-либо проезжий скармливает (коню) зерно на поле, но никуда не увозит, то он возмещает убыток соответст венно его размеру»4. При добровольном соглашении о возмеще нии ущерба виновный мог быть освобожден от ответственности за неумышленное убийство и убийство в условиях необходимой обороны
Явку с повинной, как основание освобождение от уголовной ответственности, учитывало и законодательство якобинцев. Так, по декрету против спекуляции от 26 июля 1793 года лица, объявленные спекулянтами, подвергались смертной казни. Однако лица, имеющие товары и предметы, объявленные предметами первой необходимости, и которые в недельный срок со дня опубликования декрета, сделавшие об этом заявление муниципалитету освобождались от какой-либо ответственности .
В начале ХЇХ века французский ученный И. Бентан специально обращался к изучению вопросов поощрения. Значительную часть своего трактата «Теория наказания и поощрения» он посвятил разработке общесоциологических и правовых проблем поощрения . В развитие положений И. Бентана Эжен Сю пытался обосновать организационную сторону государственного поощрения. Скопировав многие пункты существовавшей уголовной юстиции, Эжен Сю в дополнении к ней предложил «награждающую или поощрительную юстицию»3. Несколько страниц эскизу «наградного» или «премиального» права в своей книге «О социологических принципах криминологии» посвятил еще один французский ученый Рауль Грассери. «Другое право, -писал он, - право симметричное с правом пенальным и неизвестное как криминалистам, так и криминологистам - это есть право премиальное. Преступлению или нарушению права, должно быть, противопоставлен героизм или необязательная добродетель, выходящая из границ нормальной или обязательной добродетели» . При этом он высказывал предположение, что в будущем премиальное право будет доминирующим, т. к. путем поощрения можно прийти почти к таким же результатам, что и путем наказания. В XX веке уголовное законодательство многих зарубежных стран пошло по пути принятия положений об учете позитивной оценки активных действий виновного в социально полезном для общества направлении. Например, Уголовный кодекс Монголии, принятый 31 января 1961 года, провозглашает ненаказуемость лиц, совершивших преступления, если они добровольно предотвращают наступление вредных последствий. При этом такое действие не считается добровольным отказом. Оно должно активно и успешно проявляться во вне лицом, совершившим преступления. Полное добровольное возмещение причиненного ущерба, явка с повинной, содействие раскрытию преступления и обнаружению преступников, а также чистосердечное раскаяние влечет неограниченное снижение наказания
Сущность деятельного раскаяния как основания осво бождения от уголовной ответственности
Деятельное раскаяние является одним из видов положительного посткриминального поведения .
Термин «деятельное раскаяние» является устоявшимся и достаточно распространенным в юридической литературе. Он применяется в научных работах, в учебниках уголовного права, комментариях к Уголовному кодексу. Однако единообразного толкования и четкого определения деятельного раскаяния в науке и в следственно-судебной практике нет. Многие авторы включают в это понятие самое различное содержание.
Одни юристы, в частности профессор В.Д. Меньшагин. понимают под деятельным раскаянием случай, когда лицо после совершения оконченного преступления добровольно действует, устраняя или уменьшая вредные последствия своих преступных действий2 .
Другие правоведы, Е.В. Фесенко и П.С. Матышевский, на-вают деятельным раскаянием попытку предотвращения пре-упного результата в случае, когда между моментом окончания покушения и наступлением результата проходит более или менее продолжительное время .
Третьи ученые, например, В.А. Никонов, Т.Ю. Погосян, деятельное раскаяние рассматривают как активное добровольное поведение лица, направленное на предотвращение, устранение или уменьшение фактических вредных последствий содеянного, а также оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии совершенного преступления2 .
Четвертые специалисты, СП. Щерба, А.В. Савкин, признают под деятельным раскаянием добровольные активные действия лица, совершившего преступление, выражающиеся в полном признании вины и раскаянии, которое объективно подтверждается явкой с повинной или другими общественно полезными поступками, способствованием раскрытию преступления, заглаживанием причиненного вреда, а также иными, свидетельствующими о раскаянии лица, деяниями3 .
Пятые исследователи, такие как Р.А. Сабитов, считают деятельным раскаянием общественно полезное поведение субъекта после совершения им преступления. Оно выражается в добровольном совершении активных действий, направленных на предупреждение вредных последствий содеянного, явке с повинной и других действий, свидетельствующих о раскаянии лица, внутреннем осуждении им своего неправомерного поведения .
Чтобы оценить каждое из приведенных определений и прийти к единственному, необходимо понять, в чем состоит социально-правовая сущность деятельного раскаяния, разобраться в его социальном и юридическом содержании, выяснить основания, при наличии которых деятельное раскаяние понимается, как основание освобождения от уголовной ответственности. Деятельность государственных органов, на которые, в силу закона, возложена обязанность по раскрытию и расследованию преступлений, возмещение материального ущерба, причиненного в результате противоправного деяния, в основном направлена на изучение поведения виновного во время совершения преступления, т. е. с момента начала преступной деятельности (приготовление к преступлению) до момента, когда преступление признается оконченным. Устанавливаются все действия виновного, его личность, а также иные обстоятельства, необходимые для полной и точной квалификации. На протяжении веков российский и зарубежный опыт уголовной юстиции убеждал, что установление только вышеперечисленных обстоятельств не может быть признано достаточным.
Значение деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности
Одним из главенствующих» господствующих направлений развития уголовной политики России, является традиционное усиление борьбы с преступностью. По мнению ряда ученых, по привычке, оно отождествляется с усилением уголовной репрессии1. Так, по данным ГУИН МВД РФ за период с 1988 года по 1996 год число осужденных увеличилось в 2,5 раза, число приговоренных к лишению свободы - тоже в 2,5 раза. Число осужденных к лишению свободы, среди всех осужденных, выросло с 33 % в 1987 году до 37 % в 1996 году. Население пенитенциарных учреждений для осужденных за 1993-1997 годы выросло в 1,4 раза (с 555 166 до 767 787), количество находящихся в следственных изоляторах - в 1,5 раза (с 199 923 до 284 862), а общее численность заключенных в - 1,4 раза (с 755 089 до 1052 589) и превысило миллион.
По количеству лиц, находящихся в местах заключения, в расчете на 100 тысяч населения России занимает первое место в мире. «Жилплощадь» УИС практически заполнена, а следственные изоляторы переполнены почти в полтора раза. По прогнозу специалистов преступность в ближайшие годы будет расти. Объявленное усиление борьбы с преступностью, безусловно, еще приведет к увеличению потока арестованных и осужденных.
Все это однозначно говорит о продолжении традиции усиления уголовной репрессии. Это «усиление» присутствует и в сознании подавляющего большинства населения, представителей правоохранительных и, к сожалению, судебных органов. Это совершенно устойчивый элемент правосознания широких масс. Куда как просто: арестовал человека, посадил на годы, и он не мозолит глаза, да еще и трудится на благо общества. В качестве примера эффективности борьбы с преступностью путем устрашения потенциальных преступников суровыми карами сторонники ужесточения уголовных репрессий нещадно эксплуатируют начинания узбекских законодателей о повышении пределов наказания за угон автотранспорта до заоблачных высот (до 25 лет), и как следствие - резкое сокращение этих преступлений.
Привлечение к уголовной ответственности лица, виновного в совершении общественно опасного деяния, порождает у граждан чувства защищенности, уверенности в охране их личности, чести и достоинства, собственности, общественного порядка и государственного строя. Однако при этом вовсе не обязательно, чтобы виновный понес уголовной наказание. Важно, чтобы в сознании граждан существовала твердая уверенность в том, что правоохранительные органы не оставят без внимания ни одного общественно опасного деяния, дадут каждому из них, а также лицам, виновным в их совершении, надлежащую юридическую и морально-нравственную оценку, подвергнут виновных справедливому наказанию.
Но не означает ли, что лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не испытывает на себе вовсе никаких последствий совершенного им преступления, не испытывает негативной оценки со стороны государства и общества? Нет, не означает. Такое лицо претерпевает кару за содеянное в несколько иной форме. Следует согласиться с рядом ученых в том, что освобождение от уголовной ответственности не следует рассматривать как прощение виновного. Освобождение правоохранительными или судебными органами, предполагающее признание факта совершения освобождаемым лицом преступления, констатацию этого факта, конечно же означает (при любых обстоятельствах и причинах освобождения) и государственное осуждение совершения преступного деяния этим лицом, но вместе с тем означает проявление к нему соответствующего снисхождения, но не более того