Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко-теоретический аспект проблем реализации права на свободу совести . 14
1. Становление и развитие концепции свободы совести и её реализация , 14
2. Право на свободу совести: понятие и система составляющих его правомочий . 35
3. Особенности реализации права на свободу совести на федеральном и региональном уровнях в некоторых зарубежных федеративных государствах. 49
Глава 2. Содержание права на свободу совести по федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа . 66
1. Общие вопросы определения содержания права на свободу совести по российскому законодательству . 66
2. Конституционные правомочия, составляющие право на свободу со вести, и их конкретизация в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. 84
3. Легальные правомочия, составляющие право на свободу совести, и их закрепление в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. 120
Глава 3. Проблемы обеспечения социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа Российской Федерации . 145
1. Место конституционного права на свободу совести в системе обеспечения социального гомеостазиса. Гарантии социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа . 145
2. Оптимизация международно-правового сотрудничества по обеспечению социальной исполнимости права на свободу совести. 157
3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа. 164
4. Ответственность за воспрепятствование осуществлению и злоупотребление правом на свободу совести. 174
Заключение 186
Список источников и литературы 195
Приложения 223
- Становление и развитие концепции свободы совести и её реализация
- Право на свободу совести: понятие и система составляющих его правомочий
- Общие вопросы определения содержания права на свободу совести по российскому законодательству
- Место конституционного права на свободу совести в системе обеспечения социального гомеостазиса. Гарантии социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа
Введение к работе
Актуальность темы. В процессе проведения реформ перед нашей страной встал целый ряд проблем - экономических, политических и иных, поэтому возникает вопрос о причинах такого состояния. Число этих причин достаточно велико, и одна из них - утрата обществом духовных ориентиров. Радикально-либеральная идеология, определившая настроения политической и юридической элиты в начале-середине 90-х гг. XX вв. входит в противоречие с «консервативно-охранительными» и традиционалистскими тенденциями. В свете сложившейся ситуации, тема диссертационного исследования представляется исключительно актуальной.
Несмотря на то, что вопрос о свободе совести, казалось бы, однозначно и четко решен в Конституции РФ, в соответствии со ст. 14 которой Россия - светское государство; церковь отделена от государства; а в соответствии со ст.28 каждому гарантируется свобода совести, включающая определенный набор прав, наличие которых необходимо, для реального осуществления этого принципа, положение дел не всегда свидетельствует о том, что свобода совести стала неотъемлемой частью повседневной жизни Российского государства. Учитывая же мультиконфессиональность нашего общества, это может привести к опасным последствиям.
Довольно неоднозначно воспринят общественностью и представителями науки Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 г., одобренный Советом Федерации 24 сентября 1997 г. На первоначальный вариант этого закона наложил вето Президент РФ, в Федеральном Собрании создавалась согласительная комиссия, даже Сенат США принял по его поводу специальное постановление. Принятый в итоге закон также получил различные оценки исследователей - они будут отражены в работе.
При этом Конституция РФ закрепила и федеративную форму государственно-территориального устройства (ст. 5). Субъекты РФ обладают правом принятия собственного законодательства, и они активно пользовались этим правом, в том числе в рассматриваемой сфере, так что появилась возможность говорить о формировании новой комплексной отрасли российского законодательства - регионального права. В настоящий момент наблюдается новый этап в его развитии - приведение в соответствие с федеральным законодательством на концептуальном уровне. Поэтому значение имеет и то, как соотносится механизм федерального регулирования и защиты прав человека и региональное «право защиты прав человека». Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г., учредивший федеральные округа, что, возможно, является первым шагом на пути к укрупнению субъектов РФ, предопределил необходимость исследования соответствующих процессов в рамках нескольких субъектов, находящихся в пределах одного федерального округа. Это позволяет выявлять более общие тенденции и закономерности развития в рассматриваемой сфере. Среди других федеральных округов вряд ли ещё какой-либо отличает такое же этноконфессио-нальное разнообразие и уровень интенсивности религиозных чувств как в Южном федеральном округе. По определению, данному на тематическом заседании Совета Безопасности РФ, обстановка, складывающаяся в связи с деятельностью политических и религиозных экстремистских объединений, Южном федеральном округе является «самой напряжённой».
Всё это определило выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы и круг научных источников. Выделение именно регионального аспекта в тематике свободы совести предполагает обращение к работам по самым разным проблемам, прежде всего, по проблемам конституционного права и некоторых смежных отраслей. Различные государственно-правовые проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, затрагивались в работах виднейших отечественных правоведов дореволюционного, советского и современного периодов: Н.М. Коркунова, М.А. Рейснера, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, А.А. Безуглова, А.Б. Венгерова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, И.В. Мухачёва, С.А. Солдатова, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Т.Я. Хабриевой, Б.С. Эбзеева и некоторых других.
В значительной мере интердисциплинарный характер исследования проблем свободы совести и правового регулирования деятельности религиозных объединений предопределил внимание к ним не только со стороны юристов, и философов, и религиоведов, и священнослужителей, таких как - С.А. Бурьянов, В.И. Гараджа, игумен Вениамин (Новик), Ю.А. Дмитриев, диакон А. Кураев, И.А. Куницын, А.С. Ловинюков, О.О. Миронов, М.П. Мчедлов, И.В. Понкин, А.В. Пчелинцев, В.Н. Савельев, А.Е. Себенцов, Ю.А. Розенбаум, Ф.М. Рудин-ский, В.В. Ряховский, СВ. Фомина и др.
В последние годы был защищен ряд диссертаций по проблемам свободы совести и деятельности религиозных объединений, лежащим в плоскости изучения теории и истории государства и права, конституционного права, административного права, уголовного права, в частности - Т.Ю. Архирейской, Ю.В. Бондаренко, М.Ю. Варьяса, И.Н. Вишняковой, Е.А. Муравской, В.В. Пилявца, И.В. Понкина, Е.И. Романюк, Г.В. Самойлова, СЮ. Симорот, М.С Фокина, Е.М. Шевкопляс.
Различные аспекты проблемы формирования в Российской Федерации (в том числе в Южном федеральном округе) регионального права исследовались — В.В Гошуляк, В.Т. Кабышевым, В.А. Кряжковым, Э.С Навасардовой, И.В. Му-хачёвым, В.А. Черепановым и другими.
Также различные проблемы осуществления права на свободу совести рассматриваются в работах зарубежных авторов - Д. Троуэра, Вальера Пола, У. Коула Дарэма-мл., Лорена Б. Хоумера, Питера Джувайлера, Джереми Т. Ганна, К. Янды, Дж. М. Берри, Дж. Голдмана, Дж. Старка и др.
При всём том, следует отметить, что, несмотря на большой интерес и ценность, которую представляют работы вышеперечисленных авторов, проблемы реализации права на свободу (именно в субъектах РФ исследованы не совсем полно. Как правило, в соответствующих работах рассматриваются лишь федеральный уровень правового регулирования этих отношений и возникающие в связи с этим практические проблемы, а уровень субъектов РФ изучается гораздо реже. Также в литературе недостаточно исследуются проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находя щихся в пределах Южного федерального округа, а в тех случаях, когда они всё-таки затрагиваются, речь идёт лишь о некоторых элементах этого важнейшего конституционного права. Такое положение требует комплексного изучения указанных проблем.
Источниковедческую базу исследования составили международно-правовые акты о правах человека; решения Европейского Суда по правам человека; действующее законодательство РФ и её субъектов, находящихся в пределах Южного федерального округа; нормативно-правовые акты дореволюционного и советского периода; правоприменительная практика в сфере реализации свободы совести; конституции и иные нормативно-правовые акты некоторых зарубежных государств; различные справочные материалы; работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные рассматриваемой проблематике.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертации является выявление проблем реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа и определение путей их решения.
В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:
исследовать становление, развитие и реализацию концепции свободы совести;
рассмотреть понятие права на свободу совести и систему составляющих его правомочий;
выявить особенности реализации права на свободу совести на федеральном и региональном уровнях в некоторых зарубежных федеративных государствах;
рассмотреть общие вопросы определения содержания права на свободу совести по российскому законодательству;
изучить конституционные правомочия, составляющие право на свободу совести, и их конкретизацию в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа;
изучить легальные правомочия, составляющие право на свободу совести, и их закрепление в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа;
определить место конституционного права на свободу совести в системе обеспечения социального гомеостазиса и исследовать гарантии социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа;
рассмотреть возможности оптимизации международно-правового сотрудничества по обеспечению социальной исполнимости права на свободу совести;
наметить направления совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа.
исследовать проблему ответственности за воспрепятствование осуществлению и злоупотребление правом на свободу совести.
Объект диссертационного исследования - правоотношения, складывающиеся в области реализации конституционного права на свободу совести.
Предмет диссертационного исследования - проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Теоретическую и методологическую основу настоящей работы составили различные методы научного познания. Среди них, прежде всего, общенаучные - диалектический, исторический, системно-структурный, функциональный, логический, герменевтический; а также специальные - технико юридический, сравнительно-правовбй (диахронный и синхронный), толкования норм права (например, грамматический) и некоторые другие. Применение теории социального гомеостазиса к изучению феномена реализации права на свободу совести также послужило решению задач исследования. В работе намечены некоторые пути применения разработанного Ж. Деррида метода деконструкции к юридическим текстам.
Научная новизна исследования состоит в том, что на монографическом уровне в нём делается одна из первых попыток комплексно изучить проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, анализируется система нормативно-правовых актов указанных субъектов РФ в части, касающейся закрепления и гарантирования права на свободу совести, а также практика их реализации. В работе предлагается авторское определение понятия права на свободу совести, оригинальная классификация составляющих его правомочий, рассмотрение практики их осуществления на федеральном и региональном уровне (прежде всего в упомянутых субъектах РФ), формулируются предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, оптимизации международного сотрудничества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании:
Конституционная свобода совести - одно из условий полноценного человеческого существования и её стабильная реализация является одним из факторов устойчивого общественного развития. Во избежание возможных противоречий при разграничении понятий «право» и «свобода» следует использовать термин «право на свободу совести».
Правовой аспект свободы совести необходимо понимать в двух смыслах - субъективном и объективном. В первом смысле - это возможность индивида самостоятельно определять свои мировоззренческие позиции, делать ду ховный выбор. Во втором смысле — это право на свободу совести - неотъемлемое право каждого человека, закрепляющее возможность осуществления духовного выбора, признаваемое и гарантируемое государством.
Праву на свободу совести присуща определённая структура. Оно состоит из двух групп правомочий - конституционных, непосредственно закреплённых в Конституции РФ и легальных («законных»), закреплённых в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. К первой группе относятся: право исповедовать любую религию (в индивидуальной и коллективной формах), право не исповедовать никакой религии, право менять религиозные убеждения, право на распространение религиозных убеждений, право на распространение иных (нерелигиозных) убеждений, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Ко второй группе относятся: право совершения религиозных обрядов, право на религиозную благотворительную деятельность, право на религиозное образование, право на религиозную культурно-просветительскую деятельность, имущественные права религиозных объединений.
В работе даётся авторская периодизация реализации свободы совести в России, в соответствии с которой выделяется четыре периода и одиннадцать этапов.
Необходимо толкование Конституционным Судом РФ ст. 14 Конституции РФ, закрепляющей светский характер Российского государства, которое дало бы возможность единообразно применять данное положение. Это явилось бы ещё одной существенной гарантией права на свободу совести.
6. Нормы федерального законодательства, регулирующие реализацию права на свободу совести небезупречны и нуждаются в совершенствовании, конкретные способы которого предлагаются в диссертационной работе. Прежде всего, это касается положений абзацев третьего и четвёртого пункта 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающих ограничения прав некоторых религиозных организаций, и которые необходимо исключить из данного Закона.
7. Нецелесообразно принятие нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации (в том числе находящихся в пределах Южного федерального округа) в сфере реализации права на свободу совести, которые достигают соответствия федеральному законодательству путём дублирования норм последнего в большей части своего объёма. Возникающие проблемы необходимо решать через дополнительное гарантирование и защиту права на свободу совести. Так, правомерным и целесообразным было бы принятие в субъектах Российской Федерации (в том числе находящихся в пределах Южного федерального округа) законов о порядке и условиях передачи собственности субъектов РФ религиозным организациям и установлении каких-либо льгот имущественного характера для религиозных объединений на условиях, определяемых субъектом РФ (соискателем разработан проекта Закона Ставропольского края «О порядке и условиях передачи имущественных объектов государственной (краевой) собственности религиозным организациям и организациям, ими созданным, в Ставропольском крае»).
В настоящее время в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа реализация правомочий свободы совести достаточно серьёзно ограничена, причём зачастую эти ограничения не предусматриваются федеральным законодательством, а, следовательно, неконституционны и незаконны. Тем не менее, федеральная власть не должна во всех случаях просто в одностороннем порядке требовать приведения регионального закона в соответствие с федеральным законодательством (что, безусловно, Должно быть сделано), а предусмотреть на своём уровне комплекс профилактических мер, которые достигали бы тех же целей - например, относительно обучения граждан РФ в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями за рубежом.
Полномочия по определению порядка уведомления гражданами, образовавшими религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, о ее создании и начале деятельности органов местного самоуправления следует передать субъектам Российской Федерации. До внесения соответствующих поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа, по праву опережающего регулирова-ния могут принять свои законы по этому вопросу.
Преподавание религиоведческих, религиозно-культурологических (в частности, основ православной культуры), и собственно религиозных дисциплин на факультативной основе, вне,рамок образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях международно-правовым обязательствам России, букве её Конституции и федерального зако-нодательства не противоречит (причем имеются определенные возможности и для регулирования субъектов РФ в связи с наличием в государственном образовательном стандарте регионального компонента).
Для дополнительного гарантирования права на свободу совести в тех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, в которых ещё не учреждены конституционные (уставные) суды, должности Уполномоченных по правам человека и по правам ребёнка - их следует учредить, а в тех где они созданы - активизировать их работу в направлении охраны права на свободу совести.
Необходимо создать в рамках общеправовой системы мониторинга систему по отслеживанию реализации законодательства о свободе совести, а соответствующий опыт изучать в рамках возможной новой науки о социальной fc исполнимости конституционно-правовых норм.
13. В целях защиты права на свободу совести как на федеральном, так и на региональном уровнях необходимо приведение норм об административной и уголовной ответственности в этой сфере в соответствие с конституционно- правовым пониманием права на свободу совести. Субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа, могут принять законы об административной ответственности в данной сфере, однако в рамках, заданных федеральным законодательством (установить ответственность за воспрепятствование осуществлению органами юстиции их контрольных функций в отношении религиозных организаций; за торговлю спиртными напитками и табачными изделиями вблизи объектов религиозного почитания и т.д.).
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается ЯН в выводах и предложениях, сделанных на его основе и направленных на совершенствование системы нормативно-правовых актов Федерации и субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, закрепляющих и гарантирующих право на свободу совести и практики их реализации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в последующих научных работах по конституционному (государственному) праву, в учебном процессе - при преподавании конституционного права России и зарубежных стран, а также различных специальных курсов, посвященных проблемам реализации прав человека.
Апробация результатов исследования. Основополагающие теоретические наработки и предложения, имеющиеся в диссертации, отражены в опубликованных автором научных работах. Результаты работы внедрялись соискатели лем в учебный процесс при преподавании дисциплины «Конституционное (государственное) право России» на юридическом факультете Ставропольского государственного университета. Выводы и предложения исследования сообщались на международных, региональных, межвузовских и вузовских научно- практических конференциях, заседаниях кафедры государственного и международного права Ставропольского государственного университета. Многие вы- • воды и рекомендации, сформулированные в диссертационном исследовании, были использованы при составлении проекта Закона Ставропольского края «О порядке и условиях передачи имущественных объектов государственной (краевой) собственности религиозным организациям и организациям, ими созданным, в Ставропольском крае».
Структура и объём диссертации. Структура работы предопределена це- ф1 лью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из десяти параграфов, заключения, списка источников и приложений.
Становление и развитие концепции свободы совести и её реализация
Борьба человечества за получение права на свободу совести насчитывает многовековую историю и включает в себя такие драматические моменты, как суд над Сократом, различные религиозные войны (Варфоломеевская ночь), Реформация и т.д. История становления и развития концепции свободы совести по понятным причинам тесно переплетена с историей религии как таковой.
Как отмечают В.Н. Савельев и З.А. Тажуризина, «процесс взаимопроникновения культур древних цивилизаций зачастую начинался с взаимопроникновения религиозно-мифологических представлений, что обуславливалось рас-пространённой практикой терпимого отношения к иным культам и божествам».2 Например, в эллинистическом Египте царь Птолемей Сотер (322—83 до н.э.) ввёл культ бога Сераписа, отождествив его с египетским Аписом и греческим Зевсом. По-видимому, это была одна из первых попыток проведения в жизнь идеи "светского экуменизма".
Вообще в Древней Греции понятие совести как ответственности человека за свои дела перед людьми и самим собой появилось довольно рано, уже Демокрит писал о необходимости соблюдения справедливости для того, чтобы человек не находился в состоянии постоянного самоосуждения.3 Для Аристотеля совесть - это «правильный суд доброго человека». Воспитание же справедливости;, доброты, в более широком смысле - гуманности уже предполагает терпимое отношение к убеждениям других. Вместе с тем существовала и противоположная тенденция - сформированные традиции и обычаи охранялись государством от влияния новых воззрений, которые могли дестабилизировать сложившуюся общественную систему. Например, те, кто распространял новые учения о мире, подвергались преследованиям и гонениям. Такая участь постигла известных античных философов (V в. до н.э.) - Протагора, Диагора Милос-ского, Анаксимена, Анаксагора, Сократа и др. Платон, например, считал, что лица, нарушающие традиции и устои государства, должны подвергаться преследованиям, что законы государства должны охранять государственную религию, формирующую единомыслие у граждан.5
Аналогичное положение можно отметить и в Древнем Риме, где, с одной стороны, Цицерон в трактате «О природе богов» даёт пример свободного обсуждения проблемы богов сторонниками различных философских направлений6, а с другой - император Клавдий (10 . до н.э. - 54 н.э.) изгоняет иудеев из Рима, император Тиберий (42 до н.э. - 37 н.э.) запрещает отправление египетских и иудейских обрядов.
Как полагают В.Н. Савельев и З.А. Тажуризина, «космополитизм раннего христианства, непризнание божественности императора, обращение к униженным и угнетённым представляли определённую опасность для императорской власти, что и повлекло политику запретов и гонений».7 Тертуллиан писал: «... каждый поклоняется тому, чему хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для другого. Но не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религия должна быть приемлема по убеждению, а не насилию».
Однако по мере укрепления положения христианства как государственной религии Римской империи терпимое отношение к другим культам сменяется нетерпимостью; иные культы и божества, и это становится традицией, уподобляются падшим ангелам, их служители изгоняются из Римской империи. Разворачивается преследование сторонников поздней античной философии, носителей античной культуры, а также адептов еретических течений внутри христианства.
Со временем связь церкви и государства становится более прочной. Однако история знает примеры и того, как с помощью светской власти на практике обеспечивалась свобода религиозной совести. Так, в правление императора Михаила II (820 - 829 гг.), которого считали павликианином, претворяются в жизнь идеи религиозной свободы, прекращаются гонения на инакомыслящих и с помощью государственных вердиктов вводятся запреты на раздувание религиозных споров.
В средние века также находились люди, в том числе среди церковных мыслителей, признающие право на свободу совести. Так, например Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810 - 877), опираясь на авторитет Библии, отстаивал идею независимости мировоззренческих представлений от установок церковных властей, а Эйке фон Репков (ок. 1180 -после 1233) в работе «Саксонское зерцало» осудил любое проявление несвободы по отношению к человеку, провозгласил приоритет светской власти и отметил, что отлучение от церкви не должно быть поводом лишения жизни или ущемления иных существующих прав.10
Понимание свободы совести претерпевает определённую эволюцию в эпоху Возрождения и Новое время. Ширится процесс приспособления религиозного мировоззрения к интересам «третьего сословия» и по-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гуманизма. Например, можно отметить работы таких мыслителей, как Т. Мор, Б. Спиноза.
В частности, Т. Мор (1478-1535) провозгласил право в обществе для каждого следовать какой угодно религии, свободно её пропагандировать и воздерживаться от оскорбления других религий.
Одним из сторонников концепции естественного права выступает Барух Спиноза, который в «Богословско-политическом трактате» утверждал, что в «свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает», что с помощью предписаний и запретов власти никогда не смогут добиться желательных результатов, так как каждый по величайшему праву природы есть господин своих мыслей.
Право на свободу совести: понятие и система составляющих его правомочий
Любое полноценное научное исследование предполагает чёткость в использовании категориального аппарата. Такой подход делает необходимым изучение вопроса, что есть право на свободу совести и из каких элементов (правомочий оно состоит).
Здесь следует отметить, что у категории «свобода совести» есть и иное измерение - общее социогуманитарное. Изучением данной проблемы занима-ются, в том числе такие науки, как философия и религиоведение. Однако в этих науках ни категория свободы, ни категория совести не были и не являются однозначно трактуемыми. Например, в советской философии было принято рассматривать категорию свободы как парную необходимости и аксиомой являлось данное ещё Спинозой определение свободы как «осознанной необходимости».46 Несмотря на огромное число взглядов по данному вопросу, которые появились после исчезновения идеологического диктата, теперь всё-таки более популярна трактовка свободы как «возможности поступать так, как хочется».
Что касается категории совести, то, опять-таки, при существующем огромном количестве определений, сходства в её трактовке как некоторой «способности» на современном и советском этапах всё же больше: «совесть - этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону её самосознания».48 Для сравнения другое развёрнутое определение: «совесть - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям».
Есть, однако, и правовое измерение (аспект) данного понятия. Правовой аспект свободы совести необходимо понимать в двух смыслах - субъективном и объективном. В первом смысле - это возможность индивида самостоятельно определять свои мировоззренческие позиции, делать духовный выбор. Во втором - это закреплённое в нормативно-правовых актах право на свободу совести.
С этой точки зрения право на свободу совести является одним из элементов системы прав человека и включается в группу личных прав и свобод, входя, таким образом, в "первое поколение" прав человека.
Можно сказать, что существующие определения прав человека неизбежно связываются с какой-то из господствующих парадигм - например, юснату-ралистской (естественно-правовой) или позитивистско-нормативистской (при всей условности такого деления в настоящее время).
Ясно, например, что мнения А.Б. Венгерова, определяющего права и свободы человека как «объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек» и М.В. Баглая, считающего, что права и свободы человека раскрывают «естественное состояние свободы» и в таком своём качестве получают юридическую защиту,50 при некоторой разнице ближе друг другу, так как связывают понятие прав человека с ним самим, его экзистенцией (существованием). Более развёрнутое и при этом «позитивистское» определение даёт Е.А. Лукашева, считающая, что права человека являются «нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства», как и «Большой юридический словарь», в котором понятие «права человека» раскрывается через признаки - как «понятия, характеризующего правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».51
Исходя из необходимости соответствующим образом раскрыть понятие права на свободу совести, следует учитывать, что оно составляет одно из усло-вий полноценного человеческого существования, и то, что имеет принципиальное значение для юриспруденции - формально закрепляется в источниках права, признаваемых в данной правовой системе.
Также отметим, что в религиозных правовых системах права человека занимают особое место. Так, достаточно интересными являются позиции, которые занимают представители двух самых распространённых в Южном федеральном округе конфессий - православия и ислама. Например, в дискуссии по вопросу отделения церкви от государства, состоявшейся на радио «Радонеж» протоиерей В. Чаплин, секретарь по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви заявил: «Определенные силы очень идеологизированно и односторонне сделали проект Конституции. Там сказано, в частности, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Антихристианское высказывание! (...) для нас главной ценностью является наша вера, без которой земная жизнь теряет смысл».
Общие вопросы определения содержания права на свободу совести по российскому законодательству
Как уже было установлено, конституционное право на свободу совести представляет собой комплексное образование, состоящее из одиннадцати правомочий. Эти правомочия либо прямо закрепляются в Конституции РФ, либо подразумеваются формулировкой её ст. 28 и закрепляются в соответствующем законодательстве.
Однако то обстоятельство, что Россия является федеративным государством, накладывает свой отпечаток на общественные отношения в этой сфере. В предыдущем параграфе было показано, что в федеративном государстве, как правило, существует проблема реализации прав человека (в том числе и права на свободу совести) не только на общегосударственном уровне, но и на уровне региональном. Актуальна эта проблема и для России.
Таким образом, традиционная, проблематика реализации прав человека в федеративном государстве переплетается и с иной - например, вопросами разграничения предметов ведения, формирования конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации и т.д.
Онтология федеративных отношений предполагает, помимо всего прочего, и более или менее гармоничную модель разделения полномочий между центром (федерацией) и регионами (субъектами). Здесь необходимо учитывать не только составляющую, касающуюся охраны прав человека, но и публичный интерес, состоящий в поддержании порядка и стабильности (как известно, могущий вступать в противоречие с осуществлением прав человека). Ситуации добавляет сложности тот факт, что субъекты Южного федерального округа имеют очень сложную этноконфессиональную структуру, и, как отмечалось во введении к работе, по определению, данному на тематическом заседании Совета Безопасности Российской Федерации, обстановка с политическим и религиозным экстремизмом в Южном федеральном округе является «самой напряжённой».
Здесь возникают следующие вопросы: возможно ли нормотворчество субъектов РФ в области реализации свободы совести на региональном уровне, и возможно ли формирование подотрасли регионального «права защиты человека» по аналогии с общенациональным и международным?
Как мы уже отмечали в 1 гл. 1, к середине 90-х гг. в духовной сфере жизни российского общества сложилась очень тяжёлая ситуация. Причём нельзя сказать, что федеральный законодатель своевременно и адекватно реагировал на складывающуюся ситуацию. Начало 90-х характеризовалось принятием ряда нормативно-правовых актов, закрепивших радикально-либеральный подход в области прав человека - это, прежде всего, сама Конституция 1993 г., Закон РФ «О свободе вероисповеданий» 1990 г., первый российский Закон «О гражданстве РФ», Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993г.111 -значительное количество этих законов уже утратило силу. Интересно, что в это время в большинстве субъектов РФ (в т.ч. ЮФО) наблюдалась противоположная тенденция - назовём её «охранительной». Государственные органы власти субъектов стремились любыми средствами защитить интересы коренных жите-лей (и, таким образом, публичный интерес, состоящий в поддержании стабильности и порядка, т.е. социального гомеостазиса), не особо заботясь о правовой чистоте вводимых ими ограничений - соответствии их федеральному законодательству и международно-правовым обязательствам России.
В связи с тем, что различные религиозные (или выступающие под прикрытием религии) экстремистски настроенные объединения развернули бурную деятельность в нашей стране, а федеральные органы власти довольно долго вяло реагировали на ситуацию (новый Федеральный закон был принят только в 1997 г.), региональные законодатели начали заполнять «вакуум» законодательного регулирования. На Северном Кавказе обострение ситуации наблюдалось в конце 90-х - начале 2000-х гг. из-за вспышки ваххабизма.
По данным, подготовленным Департаментом по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ, в тридцати трех субъектах было принято около пятидесяти законов и иных нормативно - правовых актов о свободе совести, религиозных объединениях и миссионерской деятельности.112 При проверке тридцать пять из них признаны не соответствующими Конституции и федеральному законодательству (например, в Калмыкии, Дагестане).
По результатам проверки Министерством юстиции были направлены в соответствующие органы власти субъектов заключения о противоречии федеральному законодательству. Впоследствии некоторые акты были признаны затем утратившими силу (например, в Северной Осетии), в некоторые - внесены изменения и дополнения (в том числе, первоначально - опять же в Северной Осетии). В некоторых субъектах (из них значительный процент - по северокавказским республикам) этот процесс на некоторое время затянулся. Бесспорно, такая ситуация была определённым образом обусловлена.
Законы и иные акты субъектов в данной сфере самым непосредственным образом касались урегулирования этноконфессиональных конфликтов, перетекающих иногда в фазу вооруженной борьбы. Яркий пример - Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на терри-тории Республики Дагестан» от 22 сентября 1999 г. № 15, продолжающий действовать. Выдвигалась идея принять Закон и в Ставропольском крае - «О противодействии религиозному экстремизму», но она была, как представляется, вполне обоснованно отвергнута.
Место конституционного права на свободу совести в системе обеспечения социального гомеостазиса. Гарантии социальной исполнимости права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа
Выявление исторических, теоретических и практических проблем в реализации права на свободу совести предполагает и определение каких-либо путей их решения. Поэтому закономерно предположение, что решение многих вопросов, связанных с осуществлением прав человека, лежит в плоскости не только правовой, но и мировоззренческой, философской. Помимо уже рассматривавшихся доктрин и подходов большое теоретическое и практическое значение здесь может иметь теория социального гомеостазиса.
«Гомеостазис (греч. homoios - подобный и stasis - стояние, неподвижность) - тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах». При рассмотрении общества как целостного социального организма, в нём можно выделить обще-ственные явления, существование которых жизненно необходимо для данного типа общественного устройства. «Так же как здоровый человеческий организм имеет определённую температуру, артериальное давление и иные более или менее стабильные показатели, так и «здоровое» демократическое государство должно поддерживать, гарантировать существование в обществе определённого набора социальных и социально-политических явлений (периодические выборы, разделение властей, соблюдение конституции и законов, функционирование механизма защиты прав и свобод человека, ответственности государства перед гражданами и т.д.)»5 Впервые термин «гомеостазис» получил распространение в естественных науках - был использован американским физиологом У. Кэнноном, описавшим целый ряд гомеостатических процессов в биологическом организме.246 Основателем школы гомеостазиса биологических организмов считается Людвиг фон Берталанфи (1901 - 1972), разработавший учение об изоморфизме законов в различных областях знаний.247 Данный термин применялся также в кибернетике (прежде всего, её основателем — Н. Винером (1894-1964)).248 Также принцип гомеостазиса применялся американским инженером Ф.У. Тейлором (1856-1914) при создании системы интенсификации труда рабочих. В социологии связанная с гомеостазисом проблематика разрабатывалась, например, в США - Чарлзом Хотсоном Кули, в Германии - Георгом Зиммелем.
Определённый вклад в развитие учения о гомеостазисе вложили и отечественные учёные, например, организатор Пролеткульта - политический деятель, врач, философ, экономист А.А. Богданов (Малиновский) и экономист В.В. Леонтьев (впоследствии эмигрировавший в США). Значительная заслуга в разработке теории социального гомеостазиса применительно к науке конститу-ционного права принадлежит профессору И.В. Мухачёву.
По его мнению, понятие гомеостазиса имеет междисциплинарное значение. Актуальность его применения в рамках правовых исследований обуславливается тремя причинами.
Во-первых, необходимо исследование не только нормативистского подхода, состоящего, по сути, в определении внутреннего соответствия отдельных частей нормативно-правового акта общему его содержанию, а также в соблюдении иерархии внутри правовой системы, подчинения нижестоящих актов вышестоящим, в конечном счёте - Конституции страны. Использование же теории гомеостазиса помогает также обратить внимание на проблему соответствия нормативно-правового акта (преимущественно - закона) потребностям жизни, общественного бытия.
Во-вторых, при всей актуальности проблемы обеспечения внутренней стабильности российской правовой системы, тем не менее, вопрос эффективности действия отдельных её составных частей всё же имеет сегодня первостепенное значение и не может быть оттеснён с этого места задачей обеспечения её внутренних потребностей.
В-третьих, российское общество сегодня, как никогда ранее, нуждается в стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Без обеспечения этой уверенности не приходится говорить об эффекте от любых из проводимых ныне преобразований, в том числе - и в правовой сфере. Поэтому право не может не отвечать самым высоким требованиям надёжности и стабильности. Итак, под го-меостазисом права понимается «обеспечение соответствия закона потребностям общественной жизни», причём наиболее остро эта проблема стоит в отношении конституционного права.
Эта проблема усугубляется тем, что Россия, как известно, относится к числу стран с наименее стабильной конституционной системой, а также тем, что она находится на этапе либерально-демократической организации общества, характерной особенностью которого является «ограниченное, эгоистическое понимание субъективной свободы, как средства обеспечения потребностей ин-дивида». Как пишет британский политолог Джон Грей в очерке «Против нового либерализма» о категории индивида в неолиберальной интеллектуальной традиции, что это "некая нулевая величина, лишенная истории и национальности, не имеющая каких-либо привязанностей, того, что в реальном мире определяет нашу идентичность"