Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Сенин Олег Михайлович

Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность
<
Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сенин Олег Михайлович. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Сенин Олег Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений].- Москва, 2009.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/292

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы права личности на свободу и личную неприкосновенность 17

1.1. Генезис права на свободу и личную неприкосновенность в российской политико-правовой мысли 17

1.2. Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность в современной России 36

1.3. Место и роль права на свободу и личную неприкосновенность в системе основных прав и свобод человека и гражданина» 74

1.4. Международные стандарты права на свободу и личную неприкосновенность 96

Глава 2. Механизм реализации конституционного права на свободу и личную неприкосновенность 117

2.1. Структура механизма защиты конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность 117

2.2. Юридические основания ограничения прав на свободу и личную неприкосновенность 133

2.3. Пути совершенствование механизма защиты конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность 149

Заключение 156

Список использованных источников и литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В Приветствии участникам специального заседания Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, посвящённого 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека Президент Российской Федерации Д.А. Медведев писал: «Реальные свободы и права обеспечиваются крайне неравномерно. Более того, девальвируются фундаментальные ценности – жизнь, свобода, достоинство, справедливость».

Такое беспокойство Президента России вполне обосновано. В реальной жизни во многих странах мира и, в частности, в нашей стране, декларируются, но нередко не обеспечиваются важнейшие конституционные права.

«В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата, говорилось в связи с этим в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, - А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем – как помеха для укрепления государственного могущества».

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно отмечал нарушение прав и свобод граждан в Российской Федерации, как в различных нормативных актах, так и в правоприменительной практике.

В ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации постоянно фиксируются нарушения в России такого важнейшего права каждого как право на свободу и личную неприкосновенность. В Докладе Уполномоченного за 2008 года в связи с этим вновь отмечается, что «нередки случаи, когда проведение так называемых «профилактических» милицейских мероприятий выливается в незаконные задержания, иногда сопровождаемые насильственными действиями».

Серьезной проблемой, говорится в докладе, является административное задержание. Сплошь и рядом происходит неправомерная и произвольная увязка «административного задержания» с непременным водворением задержанного в изолированное помещение, которое даже прокуратурой не рассматривается как административное задержание.

Опасной угрозой свободе и личной неприкосновенности является почти не уменьшающийся уровень похищений человека. По данным Роскомстата в январе-августе 2009г было 453 факта похищения человека (в январе-августе 2008г. -494).

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в I полугодии 2009 г. прокурорами в рамках надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлено 2,7 млн. нарушений законов. Из них 1,1 млн. - в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, 371,2 тыс. - прав и интересов несовершеннолетних.

Такое развитие ситуации требует выяснения причин, выработки научно обоснованных рекомендаций по улучшению положения с защитой права человека на свободу и личную неприкосновенность и предопределяет актуальность исследования.

Следует отметить, что актуальность исследования названной темы обусловлена также состоянием законодательства в этой области, наличием в нем определенных коллизий и пробелов. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До вынесения судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов. Серьезным отступлением от указанной конституционной нормы служит п. «ж» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», допускающий продление срока содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений «на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца».

Требует законодательных уточнений процедура административного задержания. В настоящее время нормы, регулирующие эту процедуру, часто толкуются весьма произвольно.

Все это нуждается в дальнейшем изучении и выработке практических рекомендаций по улучшению положения в части правоприменительной практики

К сожалению, в юридической науке, несмотря на глубокую разработку проблемы защиты прав и свобод личности в целом, исследование правовой основы и практики защиты права на свободу и личную неприкосновенность ведется не очень активно, что также предопределяет актуальность темы.

В научной литературе мало обобщающих общетеоретических исследований, посвященных разностороннему анализу конституционного механизма защиты права на свободу и личную неприкосновенность, его структуры, основных направлений реализации. Недостаточно также работ, посвященных месту и роли права на свободу и личную неприкосновенность в системе других прав, редко рассматривается генезис возникновения и развития названного права в ретроспективе.

Все это делает конституционно-правовое исследование механизма реализации конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность важнейшей научно-практической задачей.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность в Российской Федерации.

Предметом исследования является система международных стандартов и конституционно-правовых норм, представляющих собой основу механизма реализации конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность.

Целью исследования является анализ юридической природы и содержания конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, раскрытие на основе комплексного системного анализа состояния правового регулирования конституционного права на свободу и личную неприкосновенность в Российской Федерации, выявление существующих пробелов и коллизий в законодательстве, разработка на этой основе практических рекомендаций по его совершенствованию.

Реализация поставленной цели требует решения следующих основных задач:

  1. Проанализировать теоретические аспекты содержания конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность.

  2. Исследовать генезис и эволюцию права на свободу и личную неприкосновенность в истории права, в том числе российского.

  3. Определить место и роль права на свободу и личную неприкосновенность в системе основных прав и свобод человека и гражданина.

  4. Исследовать конституционно-правовую основу права на свободу и личную неприкосновенность, выявив пробелы и коллизии в законодательстве Российской Федерации в этой области.

  5. Определить понятие и структуру механизма реализации конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность.

  6. Проанализировать юридически обоснованные основания ограничения права на свободу и личную неприкосновенность.

  7. Определить перспективы развития законодательства о праве на свободу и личную неприкосновенность.

  8. Разработать конкретные предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию данной сферы.

Степень научной разработанности темы. В конституционном праве проблемы, связанные с сущностью и особенностями реализации конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность, изучались в различных аспектах.

В дореволюционной России большой вклад в изучение этой проблематики внесли Б.П. Вышеславцев, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и др.

В современной России, прежде всего, следует отметить целый ряд обобщающих работ по теории права и государства и конституционному праву, в которых рассматривается система прав и свобод человека в целом. Это, прежде всего учебники и учебные пособия М.В.Баглая, С.В. Бошно , А.В.Васильева, А.В. Венгерова, Р.В. Енгибаряна, Ю.К Краснова, О.Е.Кутафина, В.В.Лазарева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И.Матузова, В.С. Нерсесянца, В.Д Перевалова, В.А.Прокошина, Б.А. Страшуна, В.Е.Чиркина и др.

Большая группа исследований посвящена монографическому исследованию системы прав и свобод человека и гражданина в целом. Среди авторов этих работ М.И. Абдулаев, Т.Б. Бекназар-Юзбашев, Ю.А. Дмитриев, В.М. Жуйков, В.А. Карташкин, Ю.М. Колосов, В.М.Лебедев, Ю.И. Лейбо, Е.А. Лукашева, Л.М. Энтин, М.Л.Энтин, Б.С.Эбзеев и др.

Отдельную группу трудов представляют работы, посвященные конкретным конституционным правам. Это исследования Д.С. Белявского, О.В. Брянцевой Н.А.Лимоновой, С.В. Пенкина, С.О.Харламова, Р.У. Размазанова и др.

Особый интерес представляют исследования, посвященные содержания конституционного права на свободу и личную неприкосновенность. Это работы П.П.Морозова, В.Я. Неказакова, О.Г. Селиховой, Ю.А. Стецовского и др.

Ряд серьезных исследований темы проведены за рубежом. Например, привлекает внимание труд переведенного на русский Р.А. Мюллерсона.

Среди исследователей права личной неприкосновенности нельзя не назвать докторскую диссертацию А.А.Опалевой «Институт личной неприкосновенности», защищенную в 2008 году в Академии управления МВД России и содержащую глубокий теоретико-правовой анализ проблемы.

Таким образом, в современной юридический науке создан надежный фундамент, на основе которого есть возможность продолжать углубленное исследование реализации права на свободу и личную неприкосновенность, обобщить уже накопленный опыт, выявить существующие проблемы и таким образом внести конкретный вклад в совершенствование защиты прав граждан современной России.

Нормативно-правовую основу исследования механизма реализации конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты.

Речь идет в первую очередь о таких базовых документах как Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)
(вместе с Протоколом N 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952),
Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней
(Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984); Международный Пакт от 16.12.1966
«О гражданских и политических правах»; Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995 вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утверждены 24.09.1993).

В историческом аспекте развитие права каждого на свободу и личную неприкосновенность изучено на основе базовых актов законодательства РСФСР и СССР.

Методологической основой исследования стал диалектико-материалистический метод познания, а также такие частно-научные методы как историко-правовой, метод сравнительного правоведения, системный. Это позволило рассмотреть все вопросы темы во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составил анализ судебной практики по вопросам правового положения субъектов конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (по материалам Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, а также решений Европейского суда по правам человека).

Научная новизна диссертационной работы. В работе содержится комплексный анализ реализации конституционного права на свободу и личную неприкосновенность

Автором представлен генезис и развитие права на свободу и личную неприкосновенность в России. Выявлено и обосновано содержание, место этого права в системе основных прав человека и гражданина, проанализировано его значение.

С теоретических позиций оценен механизм реализации и ограничений конституционного права гражданина на свободу и личную неприкосновенность.

Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

В работе уточнен понятийно-категориальный аппарат конституционно-правовой науки, в том числе даны новые определения понятий «право на свободу и личную неприкосновенность», «гарантии права на свободу и личную неприкосновенность» и др.

Автором определена структура исследуемого права и охарактеризованы особенности его составных элементов.

На защиту выносятся следующие выводы и практические предложения:

  1. В диссертации дается авторское определение права на свободу и личную неприкосновенность как неотъемлемого и неотчуждаемого, безусловно принадлежащего индивиду от рождения естественного права делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом в условиях защиты от посягательств. Личная свобода — основополагающее условие жизни любого человека. Это значит, что право на свободу и личную неприкосновенность должно гарантироваться каждому без каких бы то ни было различий по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

  2. Автор обосновывает вывод, что сущность права на свободу и личную неприкосновенность как неимущественного права составляет совокупность таких правомочий как:

презумпция свободы;

обладание свободой и личной неприкосновенностью;

распоряжение свободой и личной неприкосновенностью;

защита свободы и личной неприкосновенности.

  1. Социальное содержание этого права, по мнению диссертанта, заключается в складывающемся и обеспечиваемом общественными отношениями состоянии личности, при котором она способна удовлетворять свои законные интересы и быть огражденной от посягательств. Лишение личной свободы может иметь прямое, неблагоприятное воздействие на пользование многими другими правами, такими, как право на семейную и частную жизнь, право на свободу собраний, объединений и выражения своего мнения, право на свободу передвижения. Более того, любое лишение свободы неизменно ставит личность в чрезвычайно уязвимое положение, возможно, обрекая на риск быть подвергнутым пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.

  2. В работе автор формулирует тезис о том, что юридическое содержание права на свободу и личную неприкосновенность проявляется в нормативном закреплении данного права совокупностью норм, обеспечивающей недопустимость воздействия на личность против ее воли при условии соблюдения человеком интересов других лиц, общества и государства.

5. В диссертации обосновывается вывод о том, что государство для успешной реализации каждым права на свободу и личную неприкосновенность должно:

- способствовать созданию благоприятных условий реализации указанного права;

- обеспечить защиту права от посягательств и его восстановление в случае нарушения.

6. Право на свободу и личную неприкосновенность рассматривается в диссертации как единое целое, как комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.), политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д.) жизни. Законодательно содержание права на свободу раскрывается в ст. 23, 26, 27, 29 Конституции РФ и законодательных актах, специально посвященных тем или иным видам свободы личности. Объединение понятия «свобода» с понятием «личная неприкосновенность» приводит к возникновению нового понятия «право на свободу и личную неприкосновенность», объем и юридическое содержание которого устанавливаются международным и национальным правом.

  1. В диссертации доказывается, что понятие «личная неприкосновенность» должно восприниматься в контексте физической свободы, и оно не может быть истолковано как касающееся других вопросов (таких, как обязанность государства предоставить кому- нибудь личную защиту от нападения других лиц или право на социальную безопасность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер.

8. Автор обосновывает в работе свою концепцию конституционных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность. Они заключаются в том, что: а) должен быть установлен ранее изданным законом; б) может быть обжаловано в суд, и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; в) должен производиться лишь на основе судебного решения или с санкции прокурора; г) должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением определенных .

  1. В диссертации обосновывается положение о том, что право на свободу и личную неприкосновенность тесным образом связано с законными интересами личности. Интерес, лежащий в основе права на свободу и личную неприкосновенность, охраняется законом, поэтому является законным интересом. Он является самостоятельным видом законных интересов личности, имеющим общее, универсальное значение для всех отраслей российского права, вытекающим из содержания законодательно закрепленных принципов права, из принципов правового статуса личности.

Правовой статус личной свободы индивидуализирует личность каждого и обеспечивает индивидам их неотъемлемые личные блага (жизнь, честь, достоинство, здоровье и др.), свободу во всех аспектах и сферах личной жизни.

  1. Автором сделана попытка обосновать тезис, что закрепление в Конституции концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества и государства, выраженное в лаконичной формуле «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Новизна конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» обусловила неопределенность его содержания. Между тем, соответствие (соразмерность) допускаемых ограничений прав и свобод человека конституционным целям таких действий, а также характеру и природе отношений человека и гражданина Б.С. Эбзеев назвал важнейшим условием, препятствующим опасности полного выхолащивания прав законодателем. В диссертации обосновывается предложение до детальной конкретизации критериев ограничения прав в российском законодательстве оперировать в понимании этого понятия нормами международного права.

Обращение к международным правовым актам показывает, что в них действуют нормы, содержащие определенные рекомендации в части определения целей ограничения прав и свобод граждан. Так, Всеобщей декларацией прав человека (п. 2 ст. 29) закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

В иных международных правовых актах (ст. 4, 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 12, 18, 19, 21 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 8 - 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) содержатся положения, в целом совпадающие по сути и общей направленности с положениями Всеобщей декларации прав человека: в качестве целей ограничения прав в них указываются интересы государственной (национальной) безопасности, общественного благосостояния, общественной безопасности и общественного порядка (или предотвращение беспорядков или преступлений), морали (или нравственности), здоровья, соблюдение прав и свобод других лиц.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает и некоторые дополнительные (специфические) цели. Это, например:

а) интересы экономического благосостояния страны (в части ограничения права на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции);

б) охрана территориальной целостности; защита репутации других лиц; предотвращение разглашения конфиденциальной информации; обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия (в части ограничения права на свободу выражения мнения);

в) общественное спокойствие (в части ограничения права на свободу мысли, совести и религии).

12. В диссертации обосновывается вывод о том, что право на свободу и личную неприкосновенность является естественным правом объем и содержание, которого определяются историческими и национальными особенностями и могут быть расширены или ограничены.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертации содержится теоретический концептуальный анализ структуры, юридического содержания, состояния правового регулирования одного из ключевых конституционных прав и свобод человека и гражданина – права на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим в работе дается авторская трактовка ряда понятий, терминов, категорий, составляющих юридическую сущность права.

Материалы диссертации могут служить основой для последующих исследований в этой области.

Практическая значимость исследования. Положения диссертации расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейшего изучения проблем в данной области, могут быть использованы в процессе преподавания курса конституционного права, прав человека, основанных на них спецкурсов и семинаров. Сформулированные автором предложения по совершенствованию законодательства в сфере реализации права на свободу и личную неприкосновенность могут быть применены законодательными органами государственной власти Российской Федерации.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.

Генезис права на свободу и личную неприкосновенность в российской политико-правовой мысли

Люди всегда хотели жить в обществе, основанном на принципах добродетели и чести. Представления о чести и достоинстве личности, начавшие формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества, конечно же, претерпевали изменения в ходе исторического развития, отличались у разных народов и в разных культурах.

Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены. В те далекие времена люди не выделяли себя из племени, рода. Оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. На этой основе возник обычай кровной мести. Но именно в условиях первобытнообщинного строя начали формироваться элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве личности.

Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на "своих" и "чужих" являлось первичным клише для оценки человека. "Чужой" человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к "своим" позволяла человеку добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В рабовладельческом обществе возникают представления о социальной ценности представителей господствующих классов. Чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, поэтому в Древнем мире понятие чести как возвышение в своей среде оказывается доминирующим. Однако памятники древнеегипетской культуры свидетельствуют, что и в рабовладельческом обществе в нравственном сознании народа возникают и развиваются идеи нравственной ценности, чести и достоинства человека11.

Древнейшие правовые акты предусматривали суровые наказания за клевету и оскорбление. Так, в Законе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) записано: "Если человек станет обличать под клятвою человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить". Там же говорится: "Если человек протянет палец (обвинит в дурном поведении) против энтум (жрицы) или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно подвергнуть перед судьями, а также обрить ему виски (выбрить знак рабства)"

Важнейшим шагом на пути к утверждению человеческого достоинства стала древнеиндийская материалистическая философская школа чарваков13 3 , сторонники которой отвергали религиозно-мистическую доктрину кармы, т.е. представления о том, что принадлежность людей к определенным кастам предопределена предшествующими поступками. Идеи ценности человеческой личности и достоинства человека выдвигались и в философских учениях Древнего Китая14. Многогранная разработка идеи ценности личности впервые прослеживается в философских, нравственных и политико-правовых доктринах Древней Греции и Рима. Как отмечается в литературе, "здесь получают признание в общественной жизни и становятся объектом теоретического анализа различные аспекты понятий "достоинство" и "честь": достоинство гражданина, чувство собственного достоинства человека и т.д."15. Так, древнейший свод римского права Закон XII таблиц (I в. до н.э.) устанавливал смертную казнь в том случае, когда кто-нибудь "сложит или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого" 1б. Следует заметить, что проблема человеческого достоинства как самостоятельный предмет исследования впервые возникла в европейской гуманистической философии в XIV - XVI вв. В античной и средневековой философии разрабатывалась в основном категория "честь". Ученые отмечают, что представления о чести и сама эта категория сформировались в морали и этике значительно раньше, чем представления о личном и человеческом достоинстве . Действительно, честь рассматривается в этике Ксенофонта, Сократа, Платона, Аристотеля.

Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность в современной России

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие "свобода", идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем "свобода" при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей.

В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.

Наиболее важной является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.

Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.

Таким образом, говоря о понятиях "право" и "свобода", следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства .

Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти понятия идентичными, указывая лишь, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора .

Разграничение понятий "право" и "свобода" имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий 49.

Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и Др.

В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности .

Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на "познание необходимости", согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения "со знанием дела"51.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской 52.

Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а вступая в общество, люди обретают гражданские права.

Структура механизма защиты конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность

Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека представляет собой одну из актуальных проблем юридической науки и практики. Проблема прав человека сложна, всеобъемлюща и многоплаиова. Для нее характерны международно-правовые, политические, экономические, социальные, культурные, юридические и другие аспекты.

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты. В частности, речь идет о становлении капитализма в Европе и Северной Америке, о построении в СССР и странах социалистического содружества социализма марксистско-ленинского типа и, наконец, о распаде колониальной системы. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека

Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права - формируются с победой буржуазных революций в Европе. Их теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Эта концепция исходила из того, что основные права человека и гражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладают приоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправе ограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественным договором.

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем комплексе прав человека

Конституция РФ (ст. 2) объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства. Впервые в истории России в основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

Права человека и их защита - обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. Для российской правовой системы признание прав человека означало необходимость пересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитного регулирования.

Таким образом, теоретические исследования защиты прав человека приобретают повышенную значимость и актуальность. Права человека превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Данный аспект детально рассмотрен в работах Т.Д. Матвеевой, А.Я. Азарова, Л.Б. Алексеева, Т.М. Калининой, А.С. Мордовца, А.В.

Стремоухова, Д.С. Варданяна и других . Эти авторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определение общего понятия "права и свободы человека" указания на необходимость их защиты. Основным доводом в пользу этого выступает тот факт, что защита прав человека основывается на праве человека на правовую защиту .

Рассмотрение основных направлений исследования прав человека в отечественной юридической литературе позволяет сделать вывод об их обоснованности, актуальности и значимости. Принимая во внимание своеобразие исторического периода, переживаемого Российской Федерацией, особенности места и роли государства в делах общества и отдельного человека, можно согласиться с П.В. Анисимовым в том, что в практической плоскости именно правозащитный аспект изучения прав человека отличается наибольшим социально-политическим и правовым напряжением, в котором прослеживается определенная тревога за состояние защищенности прав человека в России

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченные по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.

Юридические основания ограничения прав на свободу и личную неприкосновенность

Процесс реализации положений Конституции Российской Федерации, касающихся прав и свобод человека и гражданина, предполагает правовые механизмы не только реализации прав и свобод, но и соответствующих ограничений. Здесь уместно напомнить, что в теории права субъективное право определяется как мера возможного поведения субъекта. Мера возможного и есть не что иное, как ограничение деятельности субъекта рамками закона, его прав и свобод, которые, в принципе, не могут быть абсолютизированы. Еще Е.Н. Трубецкой подчеркивал, что если "свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права: существенным признаком права является правило или норма, ограничивающая свободу" 208. Во-первых, в процессе реализации прав гражданином a priori предполагаются возможные ограничения, поскольку этот процесс сопряжен с необходимой ответственностью индивида, движимого в реализации собственных целей соображениями морально-нравственного порядка или принципами гуманности, солидарности. Во-вторых, "правильное определение границы права" 209 зависит от многих факторов, связано с вопросами юридической и национальной безопасности. Наконец, неограниченных прав и свобод, как известно, "в природе не бывает" .

Ограничения прав и свобод в международном праве касаются политических, социальных, экономических прав человека. В документах международного права, ратифицированных Российской Федерацией, обращается внимание на то, что пользование правами налагает особую обязанность и особую ответственность. Указывается, что право может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являются необходимыми в целях обеспечения уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Запрещаются антигуманные действия - пропаганда войны, выступлений, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию . В социальной и культурной сферах допускаются ограничения прав с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе

Понятно, что в процессе реализации норм, ограничивающих права человека, наступает изменение содержания или объема действия нормы права. Важно отметить при этом особенности обоснования и мотивации ограничений прав и свобод в международном праве и в законодательстве Российской Федерации. К примеру, в международных документах правомерность ограничений признается как условие достижения благосостояния общества, способного сознательно идти на самоограничения. В качестве примера можно привести соответствующие положения Всеобщей декларации прав человека, которые гласят: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" .

В российском законодательстве ограничения прав и свобод человека и гражданина предполагают своего рода требования государства - "в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" .

Похожие диссертации на Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность