Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Живописное портретирование как информационно-смысловой и эмоционально-оценочный элемент художественной коммуникации ...13
1.1. Художественный дискурс: специфика составляющих и особенности смысловой организации художественного текста...14
1.2. Портретное пространство как особый тип текста и элемент дискурса произведения ...27
1.3. Языковая личность героя живописного портрета через призму концептуального диалога художника и писателя...39
1.4. Живописный портрет в рамках художественного текста как элемент дополнительной информации смыслового содержания произведения ...46
Выводы по первой главе...59
Глава 2. Живописный портрет в художественном тексте: кодирование, концептуализация и моделирование коммуникативного процесса ...62
2.1. Система кодовых переходов в интерпретации авторско-живописного портретирования в художественной коммуникации...68
2.2. Модель текстового формата концепта "живописный портрет" в литературном произведении ...77
2.3. Язык композиционного построения портретной живописи как механизм передачи информации...85
Выводы по второй главе...93
Глава 3. Сущность, функции и информационное пространство произведений живописи в рамках литературного произведения ...96
3.1. Портретное пространство как компонент художественного образа: сущностные характеристики, основные функции и типологические критерии...99
3.2. Авторско-живописное портретирование в аспекте коммуникативно-информативной функции ...110
3.3. Авторско-живописное портретирование через призму оценочно-аргументативной функции...120
3.4. Авторско-живописное портретирование через призму рефлексивно-аналитической функции...132
3.5. Авторско-живописное портретирование в аспекте познавательно-интегративной функции...144
Выводы по третьей главе...161
Заключение...166
Библиография...168
- Портретное пространство как особый тип текста и элемент дискурса произведения
- Живописный портрет в рамках художественного текста как элемент дополнительной информации смыслового содержания произведения
- Модель текстового формата концепта "живописный портрет" в литературном произведении
- Авторско-живописное портретирование в аспекте коммуникативно-информативной функции
Введение к работе
Современная лингвистика проявляет огромный интерес к "человеческому фактору" в языке, ориентир на который состоит в том, чтобы выяснить, в какой мере личность человека предопределяет языковое своеобразие текста. Художественная коммуникация, под которой мы понимаем общение писателя с аудиторией посредством литературного произведения, как нельзя лучше, яснее и красочнее даёт ответ на этот вопрос.
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью в изучении «человеческого фактора» в языке, необходимостью рассмотрения проблемы словесного описания живописного портрета личности в художественном с точки зрения его информационного потенциала, отсутствием исследований, связанных с представлением словесного живописного портретного изображения как знакового художественного образа литературного текста, а также способностью портретного изображения моделировать художественную действительность в необходимом для писателя ракурсе рассмотрения и представления реальности. Работа представляет собой исследование портретного пространства как элемента дискурса того или иного писателя, так и базового элемента дискурса того или иного литературного произведения в контексте его отношения к действительности, посредством внутренней структуры и с точки зрения его взаимоотношения с аудиторией.
В попытке решить затронутые вопросы, касающиеся текстового пространства живописного портрета как явления, обуславливающего все существенные структурные моменты текстового материала литературного произведения, а также найти возможные механизмы, определяющие композиционную и семиотическую целостность портретного изображения как элемента дискурса художественного текста, мы видим актуальность предпринятого нами исследования.
Вопросы семантики и поэтики портретного изображения человека поставлены и достаточно интересно, наглядно и компетентно решены в работах Алфёровой Н.В., Галанова Б.Е., Белецкого А.И., Беспалова А.Н., Жирмунского В.Н., Родионовой Н.А., Мальцевой О.А., Сизовой К.Л., Сырицы Г.С. и других. Исходя из достигнутого уровня разработанности данной темы, мы видим нашу главную задачу в том, чтобы описать живописный портрет как сложное, динамичное и развивающееся явление культуры, имеющее свой исторический и теоретический генезис и социально-идеологическую обусловленность и показать его роль в контексте художественного произведения.
Данное исследование не является исчерпывающим и всесторонним описанием всех проблем, связанных с представлением живописного портретного изображения личности в художественном тексте. Однако в нём предпринята попытка расширенного толкования феномена человека посредством его живописного портретирования в тексте литературного произведения.
Предметом данного исследования является живописное портретное пространство с точки зрения специфики его представления и проявления в художественном тексте.
В качестве объекта исследования выступает художественное литературное произведение, как текстовый материал не только представляющий живописное изображение той или иной личности в самых различных ракурсах (физическом, социальном, психологическом, духовном, коммуникативном и т.д.), но, прежде всего, отражающий всю глубину и многозначность жизни и дающий возможность познания реалий эпохи и смысловых акцентов картин мира автора произведения и личностей представляемых персонажей, раскрытия смыслового центра текста и расшифровки замысла автора, умения увидеть цельность произведения и почувствовать богатство его эстетического содержания.
Материалом для исследования послужили художественные литературные произведения 19-20 веков. В работе сознательно не анализировалось влияние национально-культурной специфики и личностной индивидуальности писателя на языковое оформление живописного портретного представления личности, хотя это дало бы интересный материал для наблюдения за особенностями представления содержания художественного текста на эксплицитном и имплицитном уровне, однако могло бы привести к недостаточной достоверности относительно общего построения и представления живописного портретного изображения в текстовом формате.
Гипотеза исследования: живописный портрет личности, вербально представленный писателем в тексте художественного произведения, символизирует как эпоху, так и личность в ней представленную. Выступая своеобразным кодом отражения постепенности и поэтапности процесса познания реальности, представленной в произведении, вербальный формат живописного портрета является дополнительным структурным элементом текстового пространства. Информация, считываемая с портрета, позволяет передать мировосприятие писателя, цементируя в единое целое, как цель всего литературного произведения, так и образы персонажей в совокупности с окружающей действительностью.
Цель настоящей работы носит многоплановый характер и заключается в построении модели текстового формата живописного портретного изображения личности в художественной коммуникации, в разработке концептуальных и методологических основ авторско-живописного портретирования, в определении типов и принципов портретного описания, а также в выявлении специфики применения различных языковых средств для создания и реализации образа живописного представления личности в художественном дискурсе.
В связи с этим предполагается решить следующие задачи:
1) определить статус портретирования как базового понятия художественного образа;
2) установить содержание и обозначить границы текстового формата живописного портретного изображения личности в художественном дискурсе;
3) определить концептуальный объём понятия «авторско-живописное портретирование», выявить и проанализировать его типологические особенности и основные функции;
4) описать основные функции живописного портретирования в художественном дискурсе;
5) определить коммуникативно-прагматическую специфику языковых средств, участвующих в маркировке каждого из выявленных типов живописного портретного описания личности;
6) выявить и описать систему кодовых переходов в интерпретации авторско-живописного портретирования в художественной коммуникации.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в развитии теории художественного дискурса на текстовом материале живописного портретного представления личности в художественном тексте, в развитии понятия авторско-живописное портретирование, в разработке концептуального аппарата, способствующего осмыслению живописного портретного изображения человека в художественном произведении, в конкретной разработке одной из актуальных проблем художественной коммуникации (создание художественного образа живописного портрета), в описании основных типов живописного портретного изображения человека, в презентации языковых средств маркирования каждого из выявленных типов живописного портрета, в презентации системы кодовых переходов в интерпретации авторско-живописного портретирования в художественной коммуникации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём предложена модель текстового формата живописного портретного изображения личности с учётом закономерностей и специфики литературного произведения. В работе описаны типы портретного представления и их языковая специфика. В ней содержится анализ кодовой специфики авторско-живописного портретирования с опорой на единую культурно-языковую компетенцию художника, писателя и аудитории.
Практическая ценность выполненного исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в вузовских лекционных курсах по теории языка, в спецкурсах и спецсеминарах по лингвистике текста и теории дискурса, прагмалингвистике и психолингвистике, в практическом курсе интерпретации художественных текстов на иностранном языке, могут внести вклад в разработку различных фундаментальных проблем теоретической и прикладной лингвистики, а также могут быть полезны специалистам в области художественной коммуникации.
Методологической основой исследования является положение о диалектической взаимосвязи языка и действительности, языка и мышления, о наличии в них рационального и эмоционального. Дискурс как лингвистическая категория является общей по содержанию, она обеспечивает функционирование законов о единстве формы и содержания, о связи теоретического и эмпирического знаний в философии и языке. Исследование основано на диалектическом подходе к проблеме языка и мышления, на принципах, ориентированных на адекватное отражение личностных характеристик человека с помощью средств языка.
Для решения поставленных в диссертации задач использовались общенаучные методы понятийного анализа, широкого контекстуального анализа, интерпретативного анализа, а также когнитивный и прагматический подходы к тексту.
Теоретической базой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области лингвистики текста (Н.Д.Арутюнова, А.Г. Баранов, В.П.Белянин, Г.И.Богин, Н.С.Болотнова, И.Р.Гальперин, О.Л.Каменская, Е.Р.Корниенко, Ю.М.Лотман, С.Р.Макерова, Л.А.Новиков, Ю.А.Сорокин), теории дискурса (В.И.Карасик, П.Е.Кондрашов, Н.В.Кулибина, М.Л.Макаров, О.А.Малетина, Дж.Р.Серль), анализа художественного текста (О.А.Александрова, В.С.Барахов, В.В.Виноградов, Б.Е.Галанов, М.Я.Дымарский, Н.И.Жинкин), семиотики (А.Соломоник, Ч.Филлмор, Н.А.Якубова), лингвостилистики (М.М.Бахтин, А.Б.Есин, В.Г.Кузнецов, А.В.Серебряков, А.Х.Устарханов, И.Я.Чернухина, N.E.Enquist) и т.д.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Авторско-живописное портретирование (АЖП) – это целый символический мир, отражающий менталитет эпохи и выступающий как структура, обозначенная следующими компонентами:
- менталитет представляемого индивидуума;
- менталитет художника, создавшего портрет личности;
-менталитет писателя, представившего данный портрет в своём художественном произведении.
Совокупность обозначенных менталитетов будет являть собой открытое смысловое пространство, выступающее знаком сопричастности своего материального воплощения с замыслом литературного произведения.
2. В рамках художественного литературного произведения авторско – живописное портретирование представляет собой особый тип текстового фрагмента, предназначенного для фиксации информации, доминантой которой будет являться один из следующих параметров: личность изображённого, художник-портретист, портретная рамка. Каждый из обозначенных параметров представляет собой своеобразную вербально-знаковую символизацию того или иного смыслового содержания произведения, а в своей совокупности они символизируют основные компоненты авторско – живописного портретирования.
3. Основными функциями авторско-живописного портретирования в литературном произведении являются следующие 4 функции, каждая из которых рассматривает свои типы портретов:
коммуникативно-информативная, нацеленная на передачу реципиенту той или иной информации (портрет – голова, портрет – туловище, портрет - аксессуар),
оценочно-аргументативная, основное назначение которой состоит в том, чтобы дать аргументированную оценку тому или иному портретному изображению, представленному в описании (портрет-эпоха, портрет-личность, портрет-жилище),
рефлексивно-аналитическая, заставляющая реципиента мыслить, анализировать и сопоставлять (портрет-художник, портрет-изображение, портрет-холст),
познавательно-интегративная, расширяющая некие фоновые знания аудитории и позволяющая ей плавно и естественно войти в сюжетную линию повествования (портрет-доминанта, портрет-деталь).
4. Авторско-живописное портретирование представляет собой двухуровневую систему, состоящую из живописного представления личности и его дальнейшего вербального воплощения в текстовом материале литературного произведения. Система кодовых переходов в интерпретации живописного портретного изображения личности в текстовом материале художественного дискурса насчитывает пять кодовых переходов:
универсально-предметный код (личность-художник)
эмоционально-предметный код (картина-писатель)
вербально-концептуальный код (картина-художественный замысел)
субъектно-личностный код /портрет-личность персонажа/
интеллектуально-культурный код /восприятие аудиторией/
5. В художественном тексте концепт «живописный портрет» имеет определённую модель организации, которая структурируется на основе трёх слоёв, выделенных Ю.С.Степановым: (1) основной, актуальный признак //описание той личности, которая представлена на портрете (это может быть как вербальная презентация её внешних данных и одеяния, так и простое обозначение либо статуса, либо имени, либо любая другая номинация, позволяющая понять, кто изображён на портрете)//; (2) дополнительный, или несколько дополнительных, «пассивных» признаков представление писателем либо рамы картины, либо аксессуаров личности, изображённой на картине, либо описания помещения, в котором данный живописный портрет находится//; (3) внутренняя форма // анализ причины, лежащей в основе появления в данном литературном произведении описания именно этого живописного портрета, презентации именно данной личности//.
6. Модель вербального формата концепта «живописный портрет», состоит из трёх частей: художественно-технических характеристик картины / рама (размер, форма, цена, цвет, материал); полотно (краски, цветовая палитра, освещение, композиция), фон (изображения второго плана: животные, натурфакты, артефакты)/, эмоционально-изобразительных характеристик личности, представленной на портрете / имя, лицо, одежда, статус, взгляд, руки/ и художественно-мастерских характеристик художника / имя, техника, статус, стиль, манера /.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, были представлены на научно-теоретических конференциях в Кубанском государственном университете и на научно-практических конференциях различного уровня в разных вузах г. Краснодара. Основные результаты исследования внедрены в спецкурсы «Художественный текст - проблемы понимания» и «Художественная коммуникация: специфика и особенности функционирования», читаемые в Кубанском государственном университете.
По материалам диссертации опубликовано 10 научных статей, включая 3 публикации в журнале, предусмотренном перечнем ВАК.
Цель и задачи исследования определили структуру и объём работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка использованных теоретических работ.
Портретное пространство как особый тип текста и элемент дискурса произведения
Коммуникация представляет собой творческий интуитивный акт, в основе которого лежит врождённая и неотъемлемая человеческая потребность в общении. Общение осуществляется посредством разнообразных знаковых систем, среди которых доминирует, безусловно, язык как «инструмент для организации смыслов, продуцируемых в результате мыслительной, эмоциональной и миросозерцательной деятельности человека» (Леонтович 2007: 72). Однако помимо текстов, представляющих собой общение посредством языка, коммуникация индивидуумов может осуществляться через другие знаковые системы: язык архитектуры, музыки, танца, драмы, национальную символику, обряды, ритуалы и, конечно же, язык живописи. Живопись представляет собой особый вид коммуникации. Произведение живописи, являясь объектом, созданным в процессе творческой деятельности человека, воспринимается, осмысливается и оценивается тем или иным субъектом, являя тем самым особый вид невербальной коммуникации. Языковая актуализация произведения живописи находит своё эксплицитное выражение в тексте художественного произведения. Среди произведений живописи, получивших свою актуализацию в рамках художественного текста, наиболее частотными являются портретные изображения человека, представляющие собой художественную целостную характеристику персонажа, создающую определённое представление о его индивидуально-неповторимом, живом облике и о его характере. Подобные произведения искусства, создающие образ человека, стимулируют мыслительно-оценочную деятельность реципиента, заставляя его не только оценить предлагаемое живописно-портретное изображение человека, но и обратиться к познанию самого себя. Живописно-портретное изображение человека получило в настоящем исследовании наименование авторско-живописного портретирования, то есть описание в тексте художественного произведения живописного портрета либо определённого действующего персонажа, либо индивидуума, портретное изображение которого обусловлено замыслом автора и отвечает основным целям данного литературного произведения. Иными словами, портрет выступает своеобразным приёмом художественной организации всего литературного произведения. Он представляет собой многовариантную форму восприятия и отображения личности в пространстве и времени как целостно организованной системы, а также отдельных её элементов в соответствии с мировосприятием и спецификой деятельности человека конкретной эпохи. Портрет в данном случае представляет определённого человека в качестве смыслозадающего и формоопределяющего начала по отношению к смысловой структуре всего текстового пространства литературного произведения. Он как культурный феномен обретает суть онтологического явления через противопоставление смыслу текста, как форма «своего» открытого пространства по отношению к «своему» закрытому пространству, каким является пространство текстового материала данного художественного произведения. Портрет являет собой в этом смысле определённую проблему, требуя особого осмысления и перехода в новое смысловое русло, где он будет рассматриваться как элемент единой художественной системы, как элемент культурной картины мира всего текстового произведения, как особый творческий феномен. Вопросы семантики и поэтики портретного изображения человека поставлены и достаточно интересно, наглядно и компетентно решены в работах Алфёровой Н.В. (Алферова 2006), Галанова Б.Е. (Галанов 1967), Белецкого А.И. (Белецкий 1964), Сизовой К.Л. (Сизова 1995), Сырицы Г.С. (Сырица 2005, 2007) и других. Исходя из достигнутого уровня разработанности данной темы, мы видим нашу главную задачу в том, чтобы описать портрет как сложное, динамичное развивающееся явление культуры, имеющее свой исторический и теоретический генезис и социально-идеологическую обусловленность. Отражая творческое преобразования индивидуума, он являет собой особую форму мировосприятия, предполагая не только отражение определённой личности, но и аспект выражения её мыслей и чувств. Как и всякий художественный образ, портрет обладает своей логикой, развиваясь по своим внутренним законам, обладая своего рода энергетикой самодвижения. Он даёт возможность познать реалии той или иной эпохи, отражая всю глубину и многозначность жизни. Фиксируя внимание реципиента на определённых параметрах, он, тем не менее, не является элементарной копией человеческой личности. Он создаёт абсолютно новую реальность, органически вытекающую из замысла творчески мыслящей личности автора произведения. В рамках текстового пространства художественного произведения портрет становится полноценным художественным образом, «опредмечивая» представляемую им личность. Как самый «достоверный из жанров, благодаря присущей ему документальности, и обусловленному эпохой художественному обобщению образа» (Алфёрова 2006: 3), портрет является самым ярким и знаковым признаком той или иной эпохи, нации, культуры.
Основы истории и изучения портретного жанра заложены в трудах В.Я.Адарюкова (Адарюков 1926), М.И.Андрониковой (Андронникова 1974), , А.И.Белецкого (Белецкий 1964), Г.О.Винокур (Винокур 1991), Е.В. Сидорова (Сидоров 1987), Б.В.Шапошникова (Шапошников 1926), Б.А.Успенского (Успенский 1995) и др. Портрет – это целый символический мир, отражающий менталитет эпохи и выступающий как структура, обозначенная следующими компонентами: - менталитет представляемого индивидуума; - менталитет художника, создавшего портрет личности; -менталитет писателя, представившего данный портрет в своём художественном произведении. Совокупность обозначенных менталитетов будет являть собой открытое смысловое пространство, выступающее знаком сопричастности своего материального воплощения с замыслом литературного произведения. Описание портрета в художественном произведении, дающее целостное представление о той или иной личности в тексте, включает в себя описание представляемой модели (лицо, руки, волосы, одежда, выражение лица). Реже в подобном представлении могут встречаться комментарии о таланте и профессионализме художника, цветовой гамме, освещении, композиции. Практически всегда в портретном материале выражено отношение (негативное или положительное) автора художественного произведения к создаваемому образу.
Живописный портрет в рамках художественного текста как элемент дополнительной информации смыслового содержания произведения
Живописное представление человека в рамках художественного произведения – это особый тип текста, представляющий собой довольно сложный комплекс, тождественный специфическому видению определённой личности, антропоцентрическая функция которого проявляет себя как авторское (писатель) и персонажное (художник) восприятие индивидуума и находится в тесной взаимосвязи с содержательным блоком текста, проявляя себя на вербальном уровне и обладая определённой структурой, имеющей характерные типологические особенности. Именно эти особенности и позволяют представить живописное портретирование человека в рамках художественного произведения как особый тип текста. Всякое высказывание, тем более создание художественного текстового материала, индивидуально. Оно имеет свою окраску, диктуемую контекстом. Однако, тем не менее, оно обладает характеристиками, общими для любого высказывания. М.М. Бахтин выделяет три таких компонента: 1) тематическое содержание; 2) языковой стиль; 3) композиционное построение (Бахтин 1979: 267). Все эти компоненты, объединенные волей писателя, следует рассматривать как особый тип текста, представляющий живописное изображение портретного представления личности, получившее в настоящем исследовании наименование авторско-живописного портретирования. Смысловая структура данного типа текста воплощается или разыгрывается в соответствии с замыслом и речевым мастерством писателя, который присутствует имплицитно. Писатель всегда учитывает апперцептивный фон восприятия своего произведения. Он принимает во внимание, насколько читатель может быть осведомлен в ситуации, каковы его взгляды и убеждения, симпатии и антипатии. Все эти компоненты имеют значение для восприятия литературного произведения и его понимания. Они определяют и выбор личности, изображённой на портрете. Представление в рамках художественного текста живописного портретирования определённого индивидуума характеризуется универсальностью изображения личности. В нём пересекаются ментальности автора, художника и представляемого персонажа. Коррелируя с разными позициями, оно инициирует порождение нового смысла. Внутри художественного текста авторско-живописное портретирование образует законченный фрагмент, границы которого имеют точное фиксирование, подтверждающее его устойчивую структуру. При авторско-живописном представлении портрета индивидуума разными авторами используется ряд одних и тех же элементов, что позволяет говорить о существовании текстовой разновидности «живописное портретирование в художественном тексте». Элементы, позволяющие выделить авторско-живописное портретирование в отдельный тип текста, получили в настоящем исследовании наименование комплекса инвариантных данных о внешности человека, комплекса инвариантных данных о живописи и определённой архитектоники, включающей в себя три основных параметра: блока начальной фазы живописного портретирования, блока основной фазы живописного портретирования и блока конечной фазы живописного портретирования. Именно блочная презентация живописного портретирования позволяет выделить портретное представление личности посредством описания живописного портрета в отдельный тип текста. Каждый из блоков обусловлен тем или иным компонентом авторско- живописного портретирования. Основной задачей блока начальной фазы живописного портретирования является представление художника, создавшего данное портретное изображение. Блок основной фазы живописного портретирования имеет целью представить портретные характеристики личности, изображённой на портрете. Блок же конечной фазы живописного портретирования представляет лишь портретную рамку живописного изображения личности. Безусловно, не все выделенные блоки имеют равное и обязательное представление в текстовом фрагменте авторско- живописного портретирования. Появление каждого из них обусловлено как задачами, стоящими перед автором художественного произведения, так и смысловыми вехами развития сюжетной модели текста. Универсальная схема организации текстового фрагмента авторско- живописного портретирования, позволяющая рассматривать его как особый вид текста, включает в себя обязательное гармоничное сочетание трёх базовых параметров: презентация личности художника, создавшего портретное изображение той или иной личности; презентация портретных характеристик личности, изображённой на холсте: описание портретной рамки как показателя либо того или иного параметра социального статуса владельца портрета, либо маркера как временных вех происходящего в произведении, так и времени создания самого портретного изображения. Каждый из обозначенных компонентов авторско- живописного портретирования представлен серией собственных лексических единиц, которые и определяют смысловое пространство и эмоциональный настрой данного текстового фрагмента, выполняя тем самым не только функцию сообщения, но и функцию эстетического и оценочного воздействия. Иными словами, неся определённую смысловую нагрузку, данный фрагмент ценен и важен как часть единого художественного целого. В литературе живописный портрет представляет собой одно из средств художественной характеристики, позволяющее автору посредством изображения внешности и образа героя личности, представленной на портрете, передать аудитории своё видение физической и нравственной сущности человеческого бытия, своё понимание взаимовосприятия и взаимодействия людей, позволяют ему проанализировать место личности в иерархии культурных ценностей в масштабах человеческой цивилизации.
Портретное изображение человека в рамках художественного произведения может как эксплицитно, так и имплицитно передавать информацию, обусловленную позицией коммуникатора (писателя), позволяя последнему создать контекст, ориентированный на реализацию определённых нравственных, психологических и мировоззренческих установок. Интерес к феномену портрета в тексте художественного произведения занял значительное место в работах Светличной А.Л (Светличная, 1979), Страхова И.В. (Страхов, 1977; 1978; 1979), Тахо-Годи М.А. (Тахо-Годи, 1976; 1979), Михайловой А.А. (Михайлова, 1976) и т.д. Типологии портретов и их классификации многочисленны и разнообразны. А.А.Михайлова в своих исследованиях классифицирует их с точки зрения: - содержания элементов (наполняемость); - количества элементов (N-компонентность); - их расположение в тексте (позиционирование); - характера подачи портретной информации (типология портретов); - наличия/отсутствия авторского комментария к портрету (авторский комментарий) (Михайлова 2006: 3). Под наполняемостью портрета понимаются те его характеристики, которые характеризуют внешность представляемого персонажа, манеры его поведения, жестикуляции, мимики и т.д. Количество данных характеристик не является устоявшимся и твёрдо определённым. N-компонентность портрета определяется, по мнению А.А.Михайловой, «количественным аспектом портретных описаний: минимизированный портрет (имя героя и наличие одного портретного признака), развёрнутый портрет (представление двух и более деталей, характеризующих персонажа) и гипертрофированный портрет (представление значительного количества портретных описаний) (Михайлова 2006: 3).
Модель текстового формата концепта "живописный портрет" в литературном произведении
Влияние на читателя художественного произведения оказывается не только при помощи прямого воздействия на его чувства и мысли (так называемые «перлокутивные акты» в теории речевых актов Д. Остина (Austin 1962: 53), но и с помощью речевых актов репрезентативного типа, моделирующих «художественную реальность», которая вызывает у читателя ассоциации, либо создаёт контекст для восприятия им определённых высказываний (Searle 1975: 344-360). Так, Джон Р. Серль отмечает в своей работе «Логический статус художественного дискурса»: «Почти любое значительное художественное произведение передает «сообщение» или «сообщения», передаваемые посредством текста, но не присутствующие в самом тексте. Только в детских рассказах, содержащих заключительное «Мораль этой истории такова...», или у таких утомительно дидактических авторов, как Толстой, мы получаем эксплицитное представление осуществленных всерьез речевых актов, передать которые является целью (или главной целью) художественного текста» (Серль: 1993). Эта особенность художественного дискурса выражается и в использовании в художественном тексте концептуальных и языковых средств, служащих цели осуществления описанной нами коммуникации, призванной не только рассказать читателю о каких-либо событиях, но и оказать воздействие на его внутренний мир. Чтобы дать определение концептуальным средствам презентации, необходимо вникнуть в сущность понятия «концепт». Опираясь на работы Поповой З. Д., Стернина И. А., Кубряковой Е. С. и А. Вежбицкой, можно охарактеризовать концепт как глобальную мыслительную единицу, представляющую собой квант структурированного знания (Попова, Стернин 1999: 64-68). Другими словами, концепты — это своего рода «идеальные сущности», которые формируются в сознании человека из его непосредственного чувственного опыта — восприятия действительности органами чувств; из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности; из мыслительных операций человека с другими, уже существующими в его сознании концептами — такие операции могут привести к возникновению новых концептов; из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме, например, в процессе обучения, в образовательном процессе); из самостоятельного познания значений языковых единиц, усваиваемых человеком (ребенок спрашивает, что такое демократия; взрослый человек смотрит значение неизвестного для него слова в словаре и через него знакомится с соответствующим концептом) (Вежбицкая 1996: 20). В художественном дискурсе важнейшим концептом представляется и концепт "живописный портрет", представляющий собой, на наш взгляд, смысловой центр текстового фрагмента, в котором описывается живописный портрет личности. Как мы видим, язык является лишь одним из способов формирования концептов в сознании человека. Для эффективного формирования концепта, для полноты его формирования одного языка мало — необходимо привлечение личного опыта, визуальное восприятие или предметная деятельность, знакомящая человека с тем или иным предметом или явлением. Благодаря синергии различных механизмов восприятия концепт формируется в сознании. Концепты идеальны и кодируются в сознании единицами универсального предметного кода. Единицы универсального предметного кода имеют предметно-образный характер, а универсальность предметного кода связана с тем, что он есть у всех без исключения носителей языка, хотя он различен у каждого индивида, поскольку отражает субъективный чувственный опыт человека, лично им полученный в жизни через его органы чувств (Кубрякова 2001: 40). Единицы универсального предметного кода — индивидуальные чувственные образы, формирующиеся на базе личного, чувственного опыта человека. Они всегда конкретны (Кубрякова 2001: 25). К примеру, концепт «живописный портрет» кодируется у одного человека образом художника, который его создал, у другого — рамой картины, у третьего — видом, на котором данный портрет представлен, у четвертого — той личностью, которая на нём изображена. Концепт образуется в сознании как единица универсального предметного кода, которая остается его смысловым ядром. Оно постепенно дополняется слоями концептуальных признаков, этот процесс увеличивает объем концепта и насыщает его содержание. Внутри концепта мигрируют концептуальные признаки, концепт не имеет жестких очертаний и границ. У него нет четкой структуры, жесткой последовательности слоев, их взаимоположение индивидуально и зависит от условий формирования концепта у каждой личности (Кубрякова 2001: 38). Концепт возникает как образ, но, появившись в сознании человека, этот образ движется к абстракции. С увеличением уровня абстрактности концепт постепенно превращается из чувственного образа в мыслительный, вместе с тем сохраняя свою образную природу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что концепт представляет собой квант структурированного знания и в силу этого имеет определенную, хотя и не жесткую структуру. Он состоит из компонентов (концептуальных признаков), то есть отдельных признаков объективной и субъективной действительности. Эти признаки дифференцированно отражены в содержании концепта и различаются по степени абстрактности от ядерного, предельно конкретно-образного, до периферийного высокой степени абстрактности. Слои находятся по отношению друг к другу в отношениях производности. Возрастание абстрактности зависит от каждого последующего уровня.
В языке под концептом мы понимаем содержательную сторону словесного знака. За этим знаком всегда стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в опыте социума, имеющее в его существовании исторические корни, социально и субъективно осмысляемое читателем, и ассоциативным путем соотносимое им с совокупностью других понятий, ближайше с ним связанных или, во многих случаях, ему противопоставляемых. Понимание концепта (или социального конструкта) в социологической науке родственно приведённому выше, это обусловлено тесной связью языка и социума. В социологии под социальным концептом понимается некая идея, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её, при этом она остаётся изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или общности. К социальным концептам относятся игра, языки, деньги, титулы, образование, правительства, брак, родство, любовь и другие социальные институты (Бергер, Лукман 1995: 60).
В тексте любого романа можно выделить доминирующие концепты (репрезентация которых является целью коммуникации), получающие в нём оценку и переосмысление с позиций автора и/или героя произведения. Они вводятся автором путём экспликации из признаков и компонентов, свойственных сознанию автора и/или героя произведения (в зависимости от субъектной позиции автора при осуществлении им языкового акта), причём процесс экспликации прозрачен и открыт для читателя, в процессе актуализации текста неосознанно принимающего в нём участие, что позволяет автору осуществлять подмену компонентов экспликации, образующих концепт в сознании читателя, на свои компоненты, таким образом создавая в нём новый концепт, отличный от первоначального. Можно выделить некоторые особенности художественного текста, способствующие реализации описываемых механизмов воздействия на читателя в тексте произведении. В первую очередь, это специфика конструктивной организации текстового материала. И. Р. Гальпериным были выделены два типа членения текста — объемно-прагматическое и контекстно-вариативное членения (Гальперин 2007: 40). Контекстно-вариативное членение основывается на выделении в тексте различных субъектных позиций при передаче факта. В лингвистической и литературоведческой литературе не существует единого термина для обозначения субъектной позиции. Можно встретить такие термины, как позиция автора и позиция персонажа, фокус изображения действительности, перспектива автора и перспектива персонажа, ориентация изображения и т. д. Один из наиболее устоявшихся терминов, предложенный Б.А. Успенским — категория «точки зрения», вбирающая в себя все перечисленные выше понятия. Деление текста при контекстно-вариативном членении зависит не только от принадлежности речевых партий повествователю и персонажу, но и в буквальном смысле от точки зрения (буквально: местонахождения) речевого, а вместе с ним и воспринимающего субъекта (Успенский 1995: 140).
Авторско-живописное портретирование в аспекте коммуникативно-информативной функции
Описание живописно-портретного изображения личности является одним из средств формирования лингвопрагматического пространства литературного произведения, предполагая активное взаимодействие художника, писателя, текстового материала и креативной деятельности аудитории. Данное словесное представление живописного изображения личности позволяет автору художественного текста передать аудитории определённую информацию, касающуюся, прежде всего, личности, представленной на портрете. Иными словами, вводя в своё литературное произведение описание портретного представления того или иного человека посредством презентации его живописного изображения, писатель хочет наиболее точно передать аудитории его внешние данные: лицо, одежду, фигуру, привлекая тем самым внимание читателя не к художнику, написавшему данный портрет, не к тому месту, где он выставлен, а к той личности, которая на нём изображена. Именно в этом состоит коммуникативно-информативная (первая) функция авторско-живописного портретирования в художественном произведении.
Анализ текстовых фрагментов, представляющих собой словесную презентацию тех или иных живописных описаний личности, позволил выделить три типа (вида) данных изображений: детальное описание головы, детальное описание туловища и детальное описание аксессуара личности, изображённой на портрете. Каждый из видов данных изображений позволяет писателю акцентировать внимание аудитории на том параметре портретного изображении личности, который ему необходим для реализации задуманного сюжета литературного произведения. Таким образом, именно определённый параметр портретного представления личности (голова, туловище, аксессуар) становится своеобразной точкой отсчёта при анализе тех или иных смысловых реалий текста. Описание живописного изображения личности выступает в данном случае как единица текстового материала, обусловленная семантико-прагматическим пространством всего литературного произведения. Рассмотрим каждый из выделенных типов словесно-живописного изображения человека.
Портрет /голова/. Портрет человека, созданный кистью художника, представляет интерес не только как нечто само в себе существующее и даже не только как необходимая часть общего состояния искусства в ту или иную эпоху, но и как свидетельство самой эпохи. В этом большое познавательное значение портрета. Художник является как бы "барометром этики своего времени" (Стасевич 1972: 10). Выступая как активная сила и заставляя видеть личность так, как видит её художник, последний выражает своё мнение не словами, а специфическим изобразительным языком. Одного и того же человека разные художники могут увидеть по-разному. Например, изображая старика, один увидит следы старости, а другой печать усталости, страдания или достоинства на лице. В зависимости от своеобразия восприятия рождается идея портрета, направляющая внимание и руку художника, которая изображает то, что поразило его воображение в ущерб другим подробностям натуры. Под влиянием идеи тема получает композиционное и техническое решение: будет ли это погрудный портрет или же лишь рисунок головы с передачей черт лица; или основное внимание будет уделено выразительному изображению тех или иных характеристик лица героя. Например: (1) "Что, батюшка, выбрали что-нибудь?" Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: "Глядит, глядит", - и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю. (Гоголь 2006: 9) Искусно рисуя портрет старика, тем самым создавая образ в целом, автор подчёркивает внешние, анатомические данные героя, т.е. само лицо, а также отдельные его черты, каждый штрих которых передаёт эмоциональное настроение и внутреннее состояние изображаемой личности: - цвет лица (бронзовый) говорит о глубоких переживаниях героя; - строение лица (скулистое) описывает его столь пылкий нрав; - внешний вид лица (чахлое) передаёт болезненное состояние здоровья персонажа; - выразительность глаз (необыкновенные) рисует картину ожидания и веры в светлое будущее. Представленное автором описание портрета заставляет читателя проникнуть в состояние душевного дисбаланса героя, выраженного неистовой борьбой, гнетущей, постепенно разрушающей его разум и тело, болезни, неминуемо приближающейся старости, мучительных терзаний вечной неопределённости и всеобъемлющей тщетности своего жалкого существования (чему свидетельствуют мрачные черты его лица), с искрящимся озаряющим весь мир взглядом, слегка приоткрывающим зеркало души незаурядной личности, готовой держаться до конца, гордо в мыслях вознеся факел доблести, добра и чести. (2) "Князь слышал весь этот разговор, сидя в уголке за своею каллиграфскою пробой. Он кончил, подошел к столу и подал свой листок. — Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет. — Удивительно хороша! — прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна... Ганя и генерал с изумлением посмотрели на князя..." (Достоевский 2008: 16)
Для передачи ошеломляющей красоты женщины автор обращает наше внимание на колоритно представленные черты её лица, описание которых является доминантой в создании целого портрета персонажа: - тон глаз (тёмные) скрывает душевное содержание тонкой натуры; - выразительность глаз (глубокие) указывает на полное осознание своего бесцельного, пустого бытия; - строение лба (задумчивый) наводит на мысль о бесконечных душевных терзаниях и отчаянных попытках вернуть былую беспечность и разительную жизнерадостность; - выражение лица (страстное, высокомерное) рисует ещё не полное повиновение устоявшемуся, навязанному настоящему, а веру в счастливое и безоблачное будущее; - строение лица (худое) отражает духовное истощение героини; - цвет лица (бледное) говорит о слабом состоянии её здоровья. Для полной законченности образа женщины – хранительницы очага автор прилагает описание простоты убранства её тёмно-русых волос, символизирующих домашний уют, мирный покой и надёжный тыл. Таким образом, написанный образ вызывает у читателя безупречно яркие эмоции и вдохновляет дописать незаконченную картину его внутреннего, ещё никем нетронутого мира царствования нераскрытых чувств и неопознанных страстей, запутанных мыслей и подавленных желаний, глубоких дум и горестных воспоминаний, о том, что не сбылось и вряд ли повторится. Портрет /туловище (одежда)/. Второй доминантой живописного портретного изображения личности является представление его тела, то есть тех характеристик его телесно-индивидуального состояния, которые наиболее ярко и красочно охарактеризуют его физическую сущность. Это может быть как описание каких-то анатомических параметров индивидуальности человека, так и представление его одеяния. Иными словами, писатель, включая в текстовое пространство своего произведения словесное изображение портрета той или иной личности, будет не документально описывать всё портретное её представление, а будет фиксировать внимание читательской аудитории на тех её анатомических характеристиках, которые ему необходимы в контексте данного литературного произведения. Например: