Введение к работе
Актуальность работы определяется необходимостью проведения эпистемологического исследования художественного текста, позволяющего составить представление о нем как о способе систематизации и осмысления эмпирических данных, извлекаемых языковой личностью из актов коммуникации.
Художественный текст манифестирует результат взаимодействия специализированного (научного) и повседневного (обыденного) уровней зйания. Эпистемологический подход к изучению художественного текста позволяет выявить особенности актуализации и функционирования языковой системы в структуре текста, а также развить представление о художественном тексте как о когнитивной структуре, посредством которой
познающий субъект
Динамика развития изменению значимости художественного тексті субъекта, интерпретирующего
Эпистемологическре модели исследования упорядочения теоретич текста как лингвистического на основе выявления языка в художественном
В связи с этим англоязычного художес|венн посредством системы Подобное рассмотрение современным состоянием изучении взаимоотношений
Цель работы -художественного текста рассматриваемые дифференцированные особенности логическогр английской культуры, знания в каждом временном
Достижение поставленной следующих задач:
Определение накоплении и англоязычного ситуации XX века.
Выявление художественного коммуникативном пространстве
Выявление структуры в художественном
Создание англоязычного художественного
Разработка текста.
Объектом тексты XX века, квалификации знания субъектом века. Выбор объекте перспективностью обращения английском языке, которы
получает знания о языке и мире.
языковой системы английского языка'привела к
эпистемического статуса англоязычного
в жизнедеятельности общества и познающего
в процессе познания законы миропонимания.
исследование - это особый вариант построения
материала, основанный на поиске способа
еских обобщений, касающихся художественного
объекта, и эмпирических данных, полученных
особенностей, обуславливающих реализацию системы
тексте.
актуальность работы определяется изучением
ого текста как структуры, моделирующей мир
лексических, грамматических и риторических связей.
англоязычного художественного текста обусловлено
научной мысли, акцентирующей внимание на
в рамках триады «человек - язык - мир».
эпистемологическое исследование англоязычного
XX века. С позиции эпистемологического подхода
англоязычные художественные тексты,
хронологическому принципу, репрезентируют
, языкового и образного мышления представителей
определяющие процессы накопления и закрепления
отрезке XX века.
роли англоязычного художественного текста в
знания и изучение функционирования
текста в когнитивно-эпистемической
закреплении
" цели в исследовании предполагает решение
художе ственного
текста,
знакознаниевых характеристик англоязычного обуславливающих его существование в
структуры как знакознаниевои
матрицы анализа
нарративной тексте. э|пистемико-квалификационной
исследования
текста XX века, нарративной методики анализа художественного
являются англоязычные художественные
Предмет исследования - принципы эпистемической
в англоязычном художественном тексте XX
исследования обусловлен актуальностью и
к изучению художественного текста на
й выступает в качестве знакознаниевои структуры,
встроенной в пространство коммуникативной деятельности человека в XX веке. Общее смещение фокуса внимания научной мысли от предметно-пространственных отношений в тексте к исследованию эпистемической активности текста, то есть участию текста в процессе познания позволяет более глубоко и детально осмыслить и анализировать механизмы отражения в англоязычном художественном тексте исторической ситуации XX века.
Материалом исследования послужили источники - художественные произведения американских и британских писателей XX века. Общий объем исследуемого материала составляет 54 фрагмента из 120 художественных текстов, анализ которых представлен в нарративных схемах эпистемико-квалификационной матрицы, разработанной в исследовании.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней представлена эпистемико-классификационная матрица англоязычных художественных текстов XX века, позволяющая составить представление о процессах познания действительности и накопления данных об объективном мире в этот исторический период. Перспективным для изучения особенностей эпистемической квалификации содержания мира следует признать эпистемологический аспект анализа принципов систематизации языковых единиц в художественном тексте.
Особенности изучения процессов языковой и когнитивно-эпистемической деятельности познающего субъекта определили выбор и специфику применяемых методов структурирования данных в теории лингвистического объекта.
Общеметодологической основой исследования явилось сочетание приемов и процедур анализа, включающих: анализ по компонентам значения, метод типологии, метод структурирования данных.
При анализе текстов используется разработанный в исследовании матричный метод разложения структуры текста на составляющие элементы, а также компонентный анализ, стилистический анализ текста. Применение метода плоскостного анализа текста позволяет выделить семантическую, риторическую и логическую плоскости в структуре англоязычного художественного текста.
Положения, выносимые на защиту:
Художественный текст представляет эпистемическую подструктуру в структуре научного знания о мире, в которой происходит изменение знания субъекта о действительности.
Эпистемологическое исследование художественного текста предполагает познание функционирования знания, закрепленного в виде концептов, концептных систем и концептуальных систем. Концепты выступают в качестве единиц знания, которые подвергаются анализу и по которым восстанавливаются когнитивно-эпистемическая ситуация и основания миропонимания в том или ином сегменте коммуникативного процесса истории.
Англоязычный художественный текст с эпистемологических позиций представляет собой суперструктуру языка, в которой реализуются
концепты и категории комбинации языковых рефлексию индивида на
Основным является типология -группировка текстов на
Типология эпистемической квали деятельности субъекта, предполагает группировку языкового мышления, истории.
Теоретическая
основании
языка и находят свое выражение всевозможные
средств, адекватно фиксирующие ментальную
воздействие объективного мира.
методом эпистемологического исследования текста
мгтод научного познания, в основе которого лежит
с снове принципов структурирования в них знания.
англоязычных художественных текстов - это тип
икации текстов, как объектов когнитивной
познающего мир в его целостности. Типология
текстов XX века с целью выделения связности
обусловленного коммуникативным процессом
эпистемологического
значимость исследования состоит в разработке
исследования англоязычного
художественного текста, выделение основных англоязычного
базовыми из которых следует признать следующие:
параметров эпистемологического исследования
художественного
матрицы текста, эпистемической Принципиальное непосредственного том, что языковые ментальных структур Практическая основные положения
алгоритма
текста, т.е. эпистемико-квалификационной
построения модели художественного текста,
легити юности отличие
и когнитивно-эпистемической ситуации.
эпистемологического анализа от его
предшественника -
когнитивной лингвистики - состоит в
явления исследуются не как способы репрезентации
чет овека, а как самоценные формы знания.
значимость работы заключается в том, что ее
могут быть использованы в курсах по общему и
германскому языкознанию, стилистике. Выявленные текста
теории языка, теоретической грамматике,
особенности функционирования англоязычного
художественного представляют интерес интерпретации словарного запаса и письменной и устной послужить
методических пособий языка, его грамматического
Апробация рабі следующих конференциях конференции LATEUM сентябрь 2005); "Коммуникативистика в (Барнаул, апрель 2005); словесность в (Волгоград, апрель конференции образования» (Томск,
в когнитивно-эпистемической ситуации
практики преподавания английского языка при
англоязычных
художественных текстов в целях обогащения
правильного употребления языковых средств, структур в
речи. Результаты данного исследования могут
дополнител ьным
материалом при составлении учебно-
по изучению художественной речи английского
, лексического, логического строя.
Результаты исследования обсуждались на
VIII-й Международной научно-практической
«ELT: Secondary and Tertiary Education» (Москва,
дународной научно-практической конференции
современном мире: человек в мире коммуникаций"
контексте
Международной научной конференции «Русская
современных интеграционных процессов»
2С05); «Лингв* стические
V-й Международной научно-практической
и культурологические традиции
май 2005); VI-й Международной научно-практической
конференции «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, май 2006); П-й Всероссийской конференции, посвященной памяти проф. И.А. Воробьевой «Языковая концепция регионального существования человека и этноса» (Барнаул, октябрь 2004); IV-й Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (Пенза, декабрь 2004); IV-й Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, май 2004); V-й Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, май 2005); V-й региональной научно-практической конференции-конкурсе «Язык и мировая культура: Взгляд молодых исследователей» (Томск, апрель 2005); Х-й Межвузовской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, май 2005). По теме исследования опубликовано 15 работ (5,36 п.л.). Результаты работы обсуждены на заседании кафедры общего и исторического языкознания ГОУ ВПО «Алтайского государственного университета».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 223 наименования, 54 наименования цитируемых источников.