Введение к работе
Исследование метафоры издавна привлекает внимание ученых-исследователей самых разные направлений, доминирующим из которых является лингвистика. Как универсальность, так и лингвокультурная специфичность метафоры проявляется в структуре языка и его функционировании.
Одним из наиболее перспективных направлений в современной метафоро-логии выступает когнитивно-дискурсивная теория метафоры (Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политическом коммуникации: Монография [Текст] /А.П. Чудинов// Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003), так как метафора помогает понять мир и осмыслить окружающую действительность, а также служит источником того, о чем думает и как действует человек.
Несмотря на множество работ, посвященных исследованию метафоры, определенные аспекты ее функционирования полностью не изучены. В частности, представляются недостаточно разработанными положения о том, насколько метафора способна показать индивидуальное мировоззрение писателя как языковой личности, выявить его социально-политическую концепцию, поскольку языковая личность наиболее значимо проявляется в эмотивных и эмотивно-оценочных участках языка и речи.
Метафорическое моделирование является базой, эксплицирующей взаимосвязь и взаимозависимость между концептуальными метафорами, отражающими аспекты языковой личности автора. Метафора как средство познания окружающего мира и инструмент для создания образов, отражающих индивидуально-авторское мировоззрение, требует дальнейшего анализа и теоретического осмысления.
При всем многообразии исследовательских подходов к изучению метафо
ры в различных институциональных видах дискурса (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Ба
ранов, М. Джонсон, П. Друлак, Ю.Н. Караулов, Дж. Лакофф, В.Н. Телия,
А.П. Чудинов, Z. Kovecses, A. Musolff, P. Ricoeur и др.) до сих пор не было
предпринято попытки исследования политической метафоры в рамках художе
ственного произведения с политическим сюжетом. Выбор авторов обусловлен
возрастающим интересом как к политическому роману в целом, так и к творче
ству классика жанра Энтони Троллопа и современного британского писателя
Джеффри Арчера в частности, каждый из которых является не только художни
ком слова, но и видным политическим деятелем Великобритании своей эпохи.
Значимым в современной лингвистике представляется изучение консервативной и либеральной концепций, которые в силу исторических и социальных предпосылок наиболее полноценно отражаются именно в англоязычном дискурсе.
Все это и обусловило высокую актуальность настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является метафорическое словоупотребление в произведениях английских писателей Джеффри Арчера и Энтони Троллопа.
Материалом для настоящего исследования послужили романы английских писателей Энтони Троллопа "The Prime Minister" и Джеффри Арчера "First Among Equals" общим объемом в 904 страницы печатного текста. Тематическая направленность и однородность социально-политической и культурной сферы позволили определить романы как продуктивный источник для рассмотрения художественного политического дискурса Великобритании. Было рассмотрено и проанализировано около 800 метафорических словоупотреблений, относящихся к сфере-мишени политических событий, происходящих в парламенте Великобритании Викторианской эпохи и XX века.
В качестве предмета исследования выбрана когнитивно-дискурсивная специфика функционирования метафорических моделей в художественном политическом дискурсе Великобритании.
Цель диссертационной работы - исследование метафоры как эффективного средства вербализации авторской концепции в романах английских писателей Джеффри Арчера и Энтони Троллопа, а также особенностей авторского метафорического моделирования художественной действительности.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) определить наиболее значимые метафорические модели в романах Джеффри
Арчера и Энтони Троллопа и их исходные понятийные сферы;
2) систематизировать метафорические модели в исследуемых романах и
провести их описание и классификацию;
3) представить когнитивно-дискурсивные характеристики авторской концепции
консерватизма и либерализма как аспекта языковой личности, а также ее репрезентации в авторских метафорических словоупотреблениях;
4) выявить взаимоотношение между составом и свойствами метафорических
моделей и особенностями языковой личности автора;
5) проанализировать закономерности функционирования метафорических
моделей и динамику их варьирования в рамках изображаемого социально-
культурного сообщества.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что метафорические модели в составе политического романа способны выявить особенности языковой личности автора, а именно авторской концепции как способа понимания, трактовки явлений и мировидения, к которой относятся его либеральные и/или консервативные взгляды.
Методологическая база настоящего диссертационного исследования основывается на концептуальных законах диалектического единства общего и единичного, всеобщей связи явлений, единства формы и содержания. Принцип диалектического материализма представляет язык как объективную, динамическую, функционирующую и развивающую систему. Общенаучные методологические принципы исследования опираются на системность, антропоцентризм и детерминизм.
Частнонаучные методологические принципы диссертационной работы основаны на положениях трудов российских и зарубежных исследователей в области теории языка, семантики и когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, М.Р. Желтухина, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Е.С. Кубрякова, В.П. Москвин, Т.Г. Скребцова, В.Н. Телия, Ю.Б. Феденева и др.), дискурс-анализа и интерпретации текста (М.К. Бахтин, Р. Водак, М.В. Гаврилова, Т.А. ван Дейк, В.З. Демьянков, Л.Г. Кайда, В.И. Карасик, О.Н. Лагута, Н.В. Петрова, Ю.С. Степанов, Е.И. Шейгал, и др.), теории метафоры (М. Блэк, Э.В. Будаев, В.Г. Гак, М. Джонсон, Д.О.Добровольский, И.М. Кобозева, В.В. Красных, Дж. Лакофф, В.А. Маслова, А. Ричарде, А.П. Чудинов, P. Drulak, A. Musolff, J. Zinken и др.), а также консерватизма и либерализма в контексте дискурса (К.С. Гаджиев, A.M. Кусаинова, А. Малер, К. Манхейм, Т.А. Трипольская, D. Lillian и др.).
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: метод сплошной выборки, когнитивно-дискурсивный и количественный анализ, моделирование, сопоставительный анализ с учетом лингвокогнитивной, культурологической и политологической характеристик исследуемых явлений.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
В ходе анализа метафорических словоупотреблений в романах Джеффри Арчера "First Among Equals" и Энтони Троллопа "The Prime Minister" было выявлено 17 групп метафорических моделей в составе четырех основных разделов (антропоморфной (13%), природрморфной (15%), социоморфной (57%) и артефактной (15%) метафор). Наиболее частотными показали себя группы метафор с исходными понятийными сферами «Война», «Механизм», «Организм человека», что обусловливает актуальность базисных прагматических смыслов для исследуемых английских политических романов, формируемых в контексте данных концептуальных метафор.
-
В составе исследуемого художественного политического дискурса Великобритании функционируют основные группы метафорических моделей, представляющие сферу-мишень как (а) живой организм, (б) социальную среду, (в) сферу природных и погодных явлений, (г) предметы, созданные трудом человека (артефакты). Процесс метафоризации в сознании Джеффри Арчера обусловлен в основном социально-культурными факторами, в то время как Энтони Троллоп в большей степени руководствуется элементами окружающей действительности (артефактами) и субъективно-личностный физиологическими ощущениями. Представленные метафорические модели содержат как универсальные элементы, так и традиционные именно для социально-культурного сообщества Великобритании образы и наименования (например, корабль как символ нации, реалии рыцарь, хартия, монархия), при этом универсальность метафоры в большинстве своем проявляется именно на уровне моделей, относящихся к сфере организма человека.
-
В рамках британского социально-культурного сообщества и на уровне романов Джеффри Арчера "First Among Equals" и Энтони Троллопа "The Prime Minister" основными принципами либерализма являются равенство и свобода выбора, тогда как консерватизм предполагает традицию в сохранении социальной иерархии и общественного правопорядка. Авторская концепция, отраженная в структуре языка и являющаяся частью языковой картины мира автора, определяется при анализе средств создания художественной выразительности, в том числе и на уровне метафорических выражений, что показано в группах со сферой-источником «Гуманитарные науки» с использованием прецедентных феноменов, и метафорах исходной понятийной сферы «Религия и сверхъестественные явления». Метафора способна выявить когнитивно-прагматические стороны языковой личности Энтони Троллопа и Джеффри Арчера .
-
Особенности языковой личности Джеффри Арчера и Энтони Троллопа установлены на уровне четырех подгрупп метафорических моделей, по фреймо-слотовьш составляющим относящихся к историческим аллюзиям (Э. Троллоп - 41%, Дж. Арчер - 19%), литературным аллюзиям (Э. Троллоп -21%, Дж. Арчер - 19%), экстраординарным явлениям (Э. Троллоп - 10%, Дж. Арчер - 18%) и христианству (Э. Троллоп - 56%, Дж. Арчер - 18%). Метафорические модели характеризуют британских писателей как консерватора и либерала, при этом в отдельных случаях консервативно-либеральное направление авторской социально-политической концепции. Представление о языковой личности Энтони Троллопа и Джеффри Арчера складывается в результате анализа авторских прецедентных феноменов. Э. Троллоп акцентирует внимание на лидерах Европы и героях Древнего Рима, в романе Джеффри Арчера больше фигурируют ведущие социапьно-политические деятели Великобритании или США. Имеются сходные прецедентные элементы и образы (герои литературных произведений, военные деятели).
-
Метафорические модели в романах Джеффри Арчера "First Among Equals" и Энтони Троллопа "The Prime МіпІ5Іег"довольно типичны и традиционны для изображаемого социально-культурного сообщества Великобритании. В рамках сопоставительного изучения политических метафор обоих авторов прослеживается динамика функционирования и прагматическая направленность метафорики национального политического дискурса - его антропоцентризм, механистичность и милитаризированиость. Определены метафоры, наиболее характерные для дискурса Энтони Троллопа и Джеффри Арчера, что в совокупности представляется сферу-мишень мира политики Великобритании как сложную консервативно-либеральную систему, в которой все сводится к умелому управлению и слаженной работе ее компонентов. Выявленные метафоры обладают значимым эмотивным и культурологическим потенциалом, а национальная английская или иностранная среда становится инструментом для формирования творческого наследия писателя.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые произведено исследование метафорических моделей в художественном политическом дискурсе на материале произведений английских писателей Джеффри Арчера и Энтони Троллопа "First Among Equals" и "The Prime Minister" при выявлении особенностей авторской концепции как компонента языковой личности авторов. Ракурс исследования политических романов, авторами которых явились представители разных временных эпох одного социально-культурного сообщества, позволил выявить корреляции между сферами-источниками метафорической экспансии и степенью влияния когнитивных и дискурсивных факторов на функционирование метафорических моделей. В результате анализа были установлены основные группы метафорических моделей, используемые для создания политической реальности, с определением частотности метафор, изучены их основные компоненты, охарактеризованы фреймы и слоты, а также выявлены особенности использования метафорических моделей в исследуемых романах.
Теоретическая значимость. Материалы диссертации вносят вклад в анализ метафорического моделирования действительности в английском художественном политическом дискурсе. Полученные выводы развивают методику изучения метафор с определением авторской концепции и аспектов языковой личности. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках вопросов общей теории метафорического моделирования, интерпретации и сопоставительного исследования метафорических моделей, а также теории языковой личности и индивидуально-авторского стиля. Работа вносит теоретический вклад в изучение языка, идиостиля и языковой личности британских писателей Джеффри Арчера и Энтони Троллопа.
Практическая ценность диссертационного исследования связана с возможностями использования ее материалов в преподавании курсов по межкультурной коммуникации, когнитивной и политической лингвистике и, в частности, теории метафоры, теории перевода, интерпретации текста, лингвокультурологии, на спецкурсах по страноведению, стилистике английского языка, а также на практических занятиях по английскому языку на филологических факультетах вуза.
Апробация материалов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры английского языка факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».
Основные положения диссертации были представлены на Международной научной конференции в г. Ростов-на-Дону «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты» (2009 г.); Международной научной конференции в Екатеринбурге «Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы» (2007 r.);VIII Межвузовской научной конференции студентов-филологов в Санкт-Петербурге (2005 г.); на региональных и общероссийских научных
конференциях во Владикавказе (Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2004; конференция по итогам НИР факультета международных отношений СОГУ, 2006, 2008 гг.).
В рамках темы диссертационного исследования опубликовано девять работ, три из них в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В работе используются таблицы и диаграммы в целях более наглядного представления частотности рассматриваемых наименований.