Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Стренева Наталья Владимировна

Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити
<
Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стренева Наталья Владимировна. Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Стренева Наталья Владимировна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Оренбург, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/672

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Граффити как фреймовая структура 11

1.1. Фрейм в кругу других когнитивных структур 11

1.2. Понятийный потенциал термина «фрейм» 22

1.3. Граффити как типизированный речевой жанр 42

1.4. Граффити как диалог текстов 47

Выводы по первой главе 53

ГЛАВА 2. Графические средства организации фрейма текста-граффити 55

2.1. Графический образ граффити в представлении скрипторов 55

2.2. Неязыковые типовые представления фрейма текстов-граффити 68

2.3. Типы письма в аспекте формальных характеристик граффити 83

2.4. Верификация идеализованного образа граффити 95

Выводы по второй главе 100

ГЛАВА 3. Реконструкция пространственного фрейма текстов-граффити 102

3.1. Скриптологическая сетка и сектора скриптологического пространства 102

3.2. Общее скриптологическое пространство и тексты-граффити 107

3.3. Функционально-семантическая характеристика секторов скриптологического пространства 119

3.4. Процесс порождения целого текста в аспекте системной организации граффити 129

3.5. Композиционно-графический фрейм текста-граффити 131

Выводы по третьей главе 139

Заключение 141

Библиографический список 147

Приложение 167

Введение к работе

Данное исследование посвящено реконструкции композиционно-графического фрейма текста. Фреймовый подход объединяет различные типы формализованного описания деятельности человека в контексте ситуации [Демьянков 1994; Красных 1999; Разумовский 1999; Goffman 1974 и др.]. В работе предлагается метод представления композиционно-графической системы текстов-граффити как фреймовой структуры. Под композиционно-графическим фреймом текста-граффити мы понимаем структуру в сознании, возникающую на основе исторически выработанного языкового, коммуникативно-прагматического и текстового опыта скриптора и служащую для построения текста по определенным (стереотипным) моделям, через которые выражается замысел создателя текста данного типа, а его местоположение обусловлено комплексом пространственных стереотипов.

Под скриптором в работе понимается человек, создающий тексты-граффити, процесс создания которых получил название граффитической деятельности. Данный вид деятельности скриптора осуществляется в скриптоло-гическом пространстве. Скриптологическое пространство - это поверхность, на которую нанесены тексты-граффити.

Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной лингвистики к проблемам получения, переработки и хранения информации. Когнитивная лингвистика как относительно новое направление в науке открывает широкие перспективы для исследований и определяется растущим вниманием лингвистов к «изучению различных сторон «живой» коммуникации и коммуникантов» [Е.С. Кубрякова 1994: 36], в частности описанию такого явления естественной письменной речи, как тексты-граффити.

Каждый новый аспект, новый подход к тексту через анализ конкретных элементов вносит свой вклад в понимание не только специфики функционирования и создания текста, но и в представление о самом процессе языкового

творчества. Данная работа, выполненная в рамках когнитивного подхода, рассматривает способы представления языковых структур на уровне текста.

Обращение к работам в области лингвокогнитологии (Р. Абельсон, А.П. Бабушкин, Ы.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Р. Лангакер, М. Минский, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Ч. Филлмор и др.) и исследованиям, посвященным лингвистике текста (Л.Г. Бабенко, И.Р. Гальперин, Ю.В. Каза-рин, В.А. Кухаренко и др.), показывает, что исследование закономерностей и особенностей графического представления и смыслового восприятия информации, содержащейся в разного типа текстах, продолжает оставаться актуальной проблемой, поскольку текст может рассматриваться как «интегральная языковая единица» [Белоусов 2005: 5], а текстовая коммуникация является одной из наиболее распространенных и доступных форм коммуникативной деятельности, средством объективации новых и формой сохранения полученных ранее знаний.

Настоящее исследование, проведенное на материале текстов-граффити, развивает положения, актуальные для лингвистики последнего десятилетия, входит в парадигму работ, изучающих отрицательный языковой материал (А.Г. Антипов, И.Н. Горелов, Л.В. Сахарный, К.Ф. Седов, Л.В. Щерба и др.).

Проблема изучения разговорной речи давно поднималась лингвистами (И.А. Бодуэн де Куртене, Б.А. Ларин, Л.В. Щерба), но исследование языка в данном направлении чаще фокусировалось на устной реализации речи. Такая письменная разновидность речи, как граффити, еще недостаточно изучена: этот вид деятельности не всегда осознается как особый, специфический объект лингвистики и считается «отрицательным языковым материалом» [Щерба 2004: 15], при исследовании которого необходимо «теоретическое осмысление данного материала как феномена речевой деятельности и построение более общих моделей, описывающих эту деятельность» [там же: 19]. Этот материал привлекает внимание ученых, поскольку дает возможность исследователю «издать не свои представления о языке, а «живую жизнь языка», описать явления, происходящие в «живом» повседневном общении людей»

[Горелов 1997: 29]. Наблюдения за реальным общением позволяют рассматривать языковые проявления в рамках конкретных коммуникативных ситуаций.

В практике филологических исследований укрепилась тенденция смыслового и семантико-структурного изучения текста. Наиболее популярны и детально развиваются подходы к тексту, сформулированные в работах И.В. Арнольд, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, О.И. Мос-кальской, Н.В. Черемисиной Л.В. Щербы и др. Однако описанию текста с точки зрения его формально-структурной организации не уделяется должного внимания. Большинство исследователей рассматривают фреймы как когнитивные структуры, описывающие ситуацию. В данной работе осуществлена попытка описать с помощью фрейма тексты определенной жанровой принадлежности.

Актуальность нашего исследования определяется также отсутствием на современном этапе изучения модели композиционно-графического фрейма текста, которая отражает характеристики граффити как типизированного жанра естественной письменной речи, с одной стороны, и параметры описания фрейма как структуры представления знаний, с другой.

В работе анализируется восприятие и выбор пространства для написания текста, изучаются его компоненты и отношения между ними, а также отображаются различные формы графической репрезентации текстов-граффити.

Объектом данного исследования является фрейм как структура хранения знаний.

Предметом исследования - фрейм текста-граффити как структура в сознании, которая возникает на основе исторически выработанного языкового, коммуникативно-прагматического и текстового опыта скриптора и служит для построения текста по определенным (стереотипным) моделям.

Цель работы заключается в описании способов графической и пространственной организации, функционирования граффити и моделирования

фрейма текстов-граффити, структурирующего информацию, хранящуюся в памяти скриптора.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. представить модель композиционно-графической семантики текста как фреймовой структуры;

  2. описать тексты-граффити с точки зрения фрейма, который рассматривается как способ структурирования содержания концептуального пространства человека, репрезентирующего знания о типизированных ситуациях;

  3. описать особенности пространственно-графического расположения граффити: а) определить местоположение текстов в пространстве, б) выделить сильные/слабые (наиболее заполненные/пустые) сектора скриптологи-ческого пространства;

  4. проанализировать типы письма скриптора с точки зрения графического оформления текста;

  5. описать графические средства как систему параметров, участвующую прямо и непосредственно в организации целостной композиции текста, репрезентирующей его коммуникативное содержание;

  6. дать функционально-семантическую характеристику секторов скрип-тологического пространства.

Материалом исследования послужили тексты-граффити:

  1. сфотографированные при работе с секторами пространства парты (2416 текстов);

  2. собранные в ходе анкетирования (315 анкет);

  3. полученные в результате эксперимента при выявлении идеализован-ного образа граффити (356 реакций).

При работе с исследуемым материалом были использованы следующие методы:

1) общенаучные методы: наблюдение, сбор и классификация материала;

  1. лингвистические методы: психолингвистический эксперимент, анкетирование, графосемантическое моделирование, метод компонентного и полевого анализа, фреймового анализа;

  2. вероятностно-статистические методы обработки данных: метод факторного анализа, метод корреляционного анализа.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили работы, основанные на принципах системнодеятельной методологии (М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), применяемой, в том числе, и для рассмотрения лингвистической реальности (К.И. Белоусов, Г.И. Богин, В.А. Карпов, И.Ю. Моисеева и др.), труды отечественных и зарубежных ученых в области когнитивной лингвистики (А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Т.А. ван Дейк, Дж. Лакофф, Р. Лангакер, М. Минский, Ч. Филлмор и др.).

Достоверность полученных результатов обеспечивается последовательной методологической организацией исследования, применением разно-аспектных методов и установлением процедур их оценки на основе методов вероятностно-статистического анализа и экспериментальной проверки, ориентацией на метод моделирования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Композиционная семантика пространства системы текстов-граффити может быть представлена в форме композиционно-графического фрейма. Именно на эту, фреймовую, систему эталонов и образов неосознанно ориентируется скриптор в процессе создания граффити.

  1. Композиционно-графический фрейм текста-граффити включает композиционную и графическую составляющие. Графическая составляющая определяется набором выделенных графических средств и стратегиями письма скриптора.

  2. Граффитическая деятельность скриптора осуществляется как в общем, так и в индивидуальном скриптологических пространствах, где направления движений (горизонтальные, вертикальные, диагональные) анализиру-

ются в соответствии с секторами скриптологическои сетки и выявляют композиционную значимость сектора для осуществления скриптологическои деятельности.

  1. Композиционное распределение текстов-граффити в скриптологиче-ском пространстве системно организовано в соответствии с принципами симметрии - асимметрии, а также согласно законам живописной композиции (по осям диагоналей).

  2. Структурная симметризация граффити наблюдается как в организации графического облика текста, так и в расположении текстов в пределах скриптологического пространства, подчиняясь принципам золотого сечения.

6. Сектора скриптологического пространства несут функционально-
семантическую нагрузку. Содержание текстов-граффити может варьировать
ся в зависимости от сектора скриптологическои сетки, в котором находится
данный текст.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые осуществлена попытка моделирования композиционно-графической семантики текста как фреймовой структуры, которая является образцом для восприятия и порождения граффити, а также оказывает регулирующее влияние на порождение текстов-граффити. Использование данного конструкта (фрейма) позволило выявить, что тексты-граффити имеют системную организацию и при написании граффити скриптор ориентируется именно на нее.

Предложена целостная исследовательская программа описания текстовых структур как фрейма и построена модель фрейма текста-граффити, учитывающая характеристики граффити как типизированного жанра естественной письменной речи, с одной стороны, и параметры описания фрейма как структуры представления знаний, с другой.

Представленная графосемантическая модель понятия «фрейм» позволила выявить аксиологический, прогностический и гносеологический потенциал данного термина, определить перспективы проблемного поля, связанного с фреймовыми описаниями.

Граффити как тип текста впервые изучался как система графических средств, включающая 38 параметров описания, сгруппированных по следующим блокам: пунктуация, графическая форма текста, принципы делимитации текстов. На основе анализа графических средств, репрезентирующих тексты- граффити, выделены типы письма скрипторов.

Граффитическая деятельность скриптора осуществляется в скриптоло-гическом пространстве, которое делится на сектора. Выбор сектора обусловлен комплексом пространственных ассоциаций скриптора. Установлена функционально-семантическая нагрузка секторов скриптологического пространства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно углубляет представление о тексте как о многомерном, многофункциональном, многоаспектном, многоуровневом единстве всех образующих его единиц; позволяет дополнить теорию текста с точки зрения анализа средств, организующих текст графически и пространственно.

Данная работа может быть востребована в генристике, поскольку предлагает новый метод описания типа текста, основывающийся на квантитативном анализе многочисленных лингвистических параметров текста. Кроме того, результаты исследования расширяют представление о граффити как одном из популярнейших жанров естественной письменной речи.

Проведенное исследование углубляет представление об одном из центральных понятий когнитивной лингвистики - фрейме, создание модели которого позволило выявить аксиологический, прогностический и гносеологический потенциал данного термина.

Практическая значимость работы. Данное исследование выполнено в рамках работы НИР «Структурная организация текста» (ГР № 0120. 0 502594 от 01.10.2004 г.) Лаборатории филологического моделирования и проектирования Оренбургского государственного университета.

Полученные результаты могут использоваться в вузовских курсах филологического цикла: общего языкознания, психолингвистики, спецкурсах по

теории текста, филологического анализа текста. Практическая значимость работы определяется возможностью применения разработанной методологии в создании обучающих и поисковых методик.

Выявление доминантных / предпочтительных секторов пространства может применяться в сфере рекламных технологий и дизайна.

Апробация работы. Основные результаты исследования излагались на Международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 3-4 ноября 2007); IV Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск 25 - 26 апреля 2008г.); Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 12-13 мая 2006); X научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания» (Москва, апрель 2008г.).

Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета (2008 г.). Фрагменты данной работы обсуждались на аспирантских семинарах в рамках Лаборатории филологического моделирования и проектирования ГОУ ОГУ (2005 — 2007 гг.). По материалам диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ.

Структура диссертации определяется спецификой поставленных задач, характером объекта и предмета изучения. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, который включает 221 наименование. В тексте 12 рисунков, 16 таблиц.

Фрейм в кругу других когнитивных структур

Данная глава посвящена анализу интерпретационного потенциала термина «фреймовая структура», сложившегося в современной лингвистической литературе, рассмотрению способов описания фрейма, а также изучению отношения фрейма к другим типам когнитивных структур.

Согласно доминирующему сейчас антропоцентрическому подходу, язык уже не рассматривается «в самом себе и для себя» [Соссюр 1977: 4]; его рассматривают с позиции участия в познавательной деятельности человека. Именно стремительным ростом исследований познавательной деятельности человека был обусловлен процесс формирования когнитивной науки как самостоятельной дисциплины, изучающей системы репрезентации знаний и обработку информации, приходящей к человеку по разным каналам [Бабушкин 1998; Болдырев 2000; Демьянков 1994; Иванова 2003, 2004; Карасик 2002; Красных 2003, 2007; Кубрякова 1994, 1999; Маслова 2007; Попова, Стернин и др.]. По мнению Е.С. Кубряковой, когнитивный подход «открывает широкие перспективы виденья языка во всех его разнообразных и многообразных связях с человеком, с его интеллектом и разумом, со всеми мыслительными и познавательными процессами и, наконец, с теми механизмами и структурами, что лежат в их основе» [Кубрякова 1999: 3].

Объектом когнитивной науки становится не только язык, но и когниция (познание, мышление, знание), человеческий разум и изучение ментальных процессов, направленных «на постижение знаний, связанных с мышлением» [Кубрякова 1994: 40]. По мнению В.В. Петрова, «мышление представляет собой манипулирование внутренними (ментальными) репрезентациями типа фреймов, планов, сценариев и других структур знания» [Петров 1996: 5].

Развитие современной когнитивной лингвистики, а также этапы ее становления за рубежом связаны, прежде всего, с достижениями Дж. Лакоффа и М. Джонсона, разработавших теорию метафор и метонимии [Lakoff, Johnson 1980], Ч. Филлмора, выдвинувшего идею семантики фреймов [Fillmore 1982], Дж. Фоконье, занимавшегося теорией ментальных пространств [Fauconnier 1985], Р. Лангакера, разработавшего положения когнитивной грамматики [Langacker 1991] и др. В отечественной науке основные положения когнитивной науки были высказаны и получили развитие в работах таких исследователей, как Е.С. Кубрякова [Кубрякова 1994, 1999], В.З. Демьянков [Демьянков 1994], З.Д. Попова, И.А. Стернин [Попова, Стернин 2001] и др.

В ходе развития когнитивной лингвистики главным становится вопрос о роли языка как «когнитивного механизма» [Демьянков 1994: 21] в процессе познания окружающей действительности. Как считает В.И. Карасик, «...нельзя не заметить, что если раньше ученых интересовало преимущественно то, как устроен язык сам по себе, то теперь на первый план выдвинулись вопросы о том, как язык связан с миром человека, в какой мере человек зависит от языка, каким образом ситуация общения определяет выбор языковых средств» [Карасик 2002: 12].

Таким образом, когнитивная лингвистика: - выявляет и изучает способы обработки, хранения и передачи знаний, полученных человеком в процессе познания действительности; - устанавливает корреляции между когницией и языком с помощью определенных приемов, базирующихся на ряде ключевых понятий и принципов когнитивной науки [Lakoff, Johnson 1999].

На современном этапе развития когнитивной лингвистики существует полная определенность в установлении когнитивной функции языка. Будучи основным средством выражения мысли, язык становится «главным топиком когнитивной науки» [Harman 1988: 259], поскольку «в когнитивном ключе рассматриваются проблемы строения художественного текста, дискурса, вопросы специфики различных дискурсов языкового воплощения идеи автора и пр.» [Иванова 2004: 73]. Предметом исследования когнитивистики являются ментальные репрезентации, когнитивные процессы и познавательные способности человека, которые и порождают различные виды деятельности на основе знаний. На данном этапе когнитивная наука изучает не только процессы, связанные с приобретением, использованием, хранением, передачей и выработкой знаний, но в большей степени разрабатывает теорию когнитивных моделей сознания.

В качестве подобных конструктов в когнитивной лингвистике выступают когнитивные структуры (когнитивные конструкции [Разумовский 2000: 34]) и процессы в сознании человека.

Исследования когнитивных структур - концептов, фреймов, сценариев, схем и др. — встречаются в работах как отечественных [Бабушкин 1998; Болдырев 2000; Воркачев 2002; Демьянков 1994; Залевская 2000; Иванова 2003, 2004; Карасик 2002; Красных 2003, 2007; Кубрякова 1994, 1999; Маслова 2007; Попова, Стернин 2001; Разумовский 1999 и др.], так и зарубежных ученых [Минский 1979; Fillmore, Atkins 1992; Goffman 1974; Lakoff, Johnson 1999; Langacker 1991; Talmy 1985 и др.].

Графический образ граффити в представлении скрипторов

Граффити всегда эмоциональны, экспрессивны, их создание направлено на признание, на дальнейшую трансляцию. Граффити можно рассматривать как явление «естественной письменной речи» [Лебедева 2001] и как социальный жанр, где создание одной надписи «требует окружения», влечет за собой появление другой. В этом проявляется такая отличительная характеристика граффити, как диалогичность, поскольку возникает некий диалог текстов, при котором читающий, вступая в диалог с автором, создает свой текст. Например:

Интересно остались / ли еще на свете / нормальные девушки. (В данном примере и во всех последующих в работе значком / отмечено деление на строки, т.к. текст написан в стихотворной форме.) Данный текст вызвал следующие реакции: Нет; Конечно; А почему бы и нет!; Конечно! Хочешь познакомиться! Или: Если ты не голубой, / нарисуй вагон другой. Далее следует рисунок железнодорожного состава с большим количеством вагонов. Существуют граффити более нейтральные в этом плане, например, 07 TICK the best, которые, тем не менее, вызывают ответные реакции: Рулит лохами; Идиоты; Mad elethants и др. С другой стороны, читающий (как показало анкетирование) может относиться к явлению граффити и резко отрицательно. В таком случае он либо игнорирует написанное, не вступая в диалог текстов, либо высказывает свое отношение к данному факту, например, ПРЕКРАТИТЕ ПИСАТЬ НА ПАРТАХ!!! Необходимо отметить, что даже при негативном отношении к граффити в сознании данной категории все же существует знание об этом фрагменте действительности, знание о фрейме граффити.

Нельзя не согласиться с М.М. Бахтиным, который утверждает, что «каждый текст является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан)» [Бахтин 1986: 299]. Примеры показывают, что цель создания одних граффити - общение, скриптор намеренно провоцирует читателя ответить ему. Нам представляется обоснованным предположение Б.Д. Гудкова о том, что «настенная надпись выполняет для пишущего компенсаторную роль, позволяя ему создать некий виртуальный мир, в котором он может ощущать себя вождем, ведущим за собой массы» [Гудков 1999: 63]. Цель создания других граффити, говоря словами М.М.Бахтина, «... выводится из потребности человека выразить себя, объективировать себя. Сущность языка .. . сводится к духовному творчеству индивидуума» [Бахтин 1986: 259] (ср.: «Степень выражения индивидуальности личности ... является функцией текста» [Степанов 1971: 60]).

В данном случае мы будем анализировать граффити с точки зрения графики, графической формы текста, включая средства пунктуации (в самом широком понимании этого термина), поскольку, по мнению И.Р. Гальперина, «форма особенно заметна, когда она как бы обособляется от содержания, будучи единственным способом его выражения» [Гальперин 1981: 88].

Проблема графики (изображения и расположения текста) возникает в разных областях научного знания (в частности, в искусствоведении, филологических дисциплинах) и практической деятельности (редакторской, рекламной, дизайнерской). При рассмотрении некоторых вопросов книжного искусства, газетной и журнальной графики она понимается как «вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями» [БЭС 1997: 232]. В языкознании понятие «графика» функционирует в двух значениях: «1) совокупность начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, знаки препинания, знак ударения и др.; система соотношений между графемами и фонемами в фонематическом письме; 2) раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами и фонемами» [Иванова 1990: 116].

Основными средствами графики являются буквы и знаки препинания, к ним относятся также знак ударения, разнообразные сокращения, пробелы между словами, отступы, прописные/печатные буквы, различного рода шрифтовые и цветовые выделения. Используя этот, на первый взгляд, небольшой арсенал, создатели различного рода рекламных щитов и вывесок графически акцентируют ключевые слова, которые должны иметь наибольшую ценность для реципиента и, соответственно, оказать наибольшее регулирующее влияние на процесс восприятия.

Рассмотрение графического облика граффити несколько осложняет фактура поверхности, на которой написаны тексты, ведь в широком смысле под граффити понимается любая надпись, сделанная на предмете, не предназначенном для письма. На поверхности парты плохо видны точки, запятые и другие знаки препинания. Кроме того, часто тексты наносятся друг на друга, и определить какому тексту принадлежит тот или иной пунктуационный знак не представляется возможным.

Итак, текстовая фактура реальных граффити затрудняет изучение структурной организации текстов данного типа. А в силу того, что нашей задачей является реконструкция фрейма граффити, т.е. выявление наиболее общих схем, правил, принципов, характерных для граффитического способа речевой деятельности, нам представляется целесообразным обратиться в процессе анализа к идеализованному представлению о самом граффитиче-ском способе речевой деятельности.

Верификация идеализованного образа граффити

Как отмечалось выше, графическое изучение текстов-граффити осложняет фактура поверхности, на которой написаны тексты. Скриптологическое пространство «скрадывает» некоторые важные для анализа графические аспекты представления текста (точки, запятые и другие знаки препинания). Кроме того, часто тексты наносятся друг на друга, и определить, какому тексту принадлежит тот или иной пунктуационный знак, не представляется возможным. В связи с этим для реконструкции фрейма граффити (выявлению наиболее общих схем, правил, принципов, характерных для граффитического способа данной речевой деятельности) мы сочли возможным обратиться к идеализованному представлению о графической репрезентации граффити, которое, тем не менее, необходимо верифицировать, сопоставить с реальными текстами-граффити.

Методом случайной выборки было проанализировано 100 текстов-граффити, нанесенных на скриптологическое пространство. Данные тексты рассматривались с учетом тех 38 графических параметров описания текста, которые были использованы при анализе идеализованного образа граффити (см. п. 2.2.), а именно: графическая форма текста, пунктуация, принципы отделения текстов друг от друга. Полученные данные были сведены в таблицу (см. таблица 5).

В таблице по горизонтали отмечены параметры анализа, а по вертикали - анализируемые тексты. В первой колонке представлены данные текстов-граффити, полученных в результате эксперимента, во второй - созданных в реальных условиях.

Количественные данные (см. таблица 5) были подвергнуты статистической процедуре корреляционного анализа, с помощью которого были сопоставлены столбцы таблицы и установлена мера близости выделенных параметров. Как уже упоминалось выше, корреляционная связь выражает факт совместного согласованного изменения двух и более изучаемых переменных. Это значит, что распределение параметров одной переменной (графических параметров описания идеализовааного образа текстов-граффити) имеет общую динамику с распределением параметров другой переменной (текстами-граффити, созданными в реальных условиях). В исследуемом случае для распределения двух выборок коэффициент корреляции Пирсона равен 0,95 при уровне статистической достоверности р=0,001. Наличие корреляционной связи между результатами, полученными в ходе анализа текстов-граффити скриптологического пространства и в экспериментальном исследовании, говорит о достоверности полученных результатов.

Таким образом, данные графической организации текстов-граффити, нанесенных на скриптологическое пространство, почти полностью совпали с экспериментальными. Так, соотношение текстов, графически организованных в столбец, составляет 62% от общего количества проанализированных текстов, на долю текстов, написанных в строчку, приходится 38% (принцип золотого сечения). Отрицательная корреляция наблюдается только в способах графического представления текста. Данные распределились следующим образом: — на скриптологическом пространстве 84% текстов-граффити написаны печатным шрифтом, 16% - прописью; - при графической репрезентации идеализованного образа граффити 28% текстов написаны печатным шрифтом, 72% - прописью. Данный факт, вероятно, объясняется тем, что на скриптологической поверхности удобнее печатать: фактура поверхности затрудняет выполнение соединений между буквами. Кроме того, скриптор не ограничен во времени для написания текста. И наоборот: на бумаге легче и быстрее писать прописью. В данном случае проявляются следующие стратегии пишущего: 1) как можно быстрее выполнить задание (воспроизвести тексты-граффити по условиям эксперимента); 2) потратить при этом минимум усилий.

Скриптологическая сетка и сектора скриптологического пространства

Пространство и время принадлежат к числу основных категорий, играющих важную роль в жизни человека, на основе которых формируются представления человека об окружающей его действительности. По мнению В.А. Масловой, пространство, наряду со временем и числом, является, важнейшим концептом культуры [Маслова 2007]. А.Я. Гуревич называет эти категории «системой координат, при помощи которых люди, принадлежащие к той или иной культуре, воспринимают мир и создают его» [Гуревич 1984: 4]. Е.С. Кубрякова считает, что «пространство - то, что вмещает человека, то, что он осознает вокруг себя, то, что он видит простирающимся перед ним» [Кубрякова 2004: 465].

В работах Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского пространство художественного текста представлено как элемент его структуры [Лотман 1999; Успенский 2007], а в ряде исследований само пространство рассматривается как текст [Топоров 1983; Брудный 1998]. Пространство — одно из основных проявлений реальности, с которым сталкивается человек, как только он начинает осознавать себя и познавать окружающий мир. Пространственный опыт накладывает отпечаток на сознание человека и определяет его мышление. Именно наличие пространственного опыта позволяет человеку формировать определенную модель мира, создавать его образ. Т.В. Топорова писала: «Категории пространства и времени ... формируют пределы, в которых развертывается человеческая жизнь ... Эти категории не только образуют пассивную рамку происходящего, но и констатируют природу самих событий, активно воздействуя на них» [Топорова 1983: 12].

Исследователи данной категории отмечают следующие наиболее значимые характеристики пространства: - антропоцентричность: связь с мыслящим субъектом, воспринимающим окружающую среду и осознающим пространство, и с его точкой зрения; - круговая форма организации пространства, в центре которого находится человек; - отчуждаемость пространства от человека, осмысление его как вместилища, вне которого находится человек; - предметность: заполненность пространства вещами, предметами (в широком смысле слова); - непрерывность и протяженность пространства, наличие разной степени удаленности: близкое и далекое пространство; - ограниченность пространства: закрытое / открытое пространство; - направленность пространства: горизонтальная и вертикальная его ориентация; - включенность пространства во временное движение [Бабенко 2000: 125-126]; - трехмерность пространства: верх / низ, спереди / сзади, слева / справа, «Я-центр» [Бродецкий 1983: 12]. Данная глава посвящена реконструкции пространственного фрейма текстов-граффити. К.И. Белоусов считает, что «осуществление анализа текста с опорой на его пространственное существование необходимо в силу того, что текст, будучи представленным в письменной форме, воспринимается как вещь, имеющая границы - начало и конец» [Белоусов 2005: 25]. Автор граффити - скриптор - в плане реализации своей деятельности ограничен пределами парты. Говоря словами Р. Барта, скриптор «вынужден разыскивать читателя («вылавливать» его), не имея ни малейшего представления о том, где он находится. ... Ему необходима не «личность» другого, а именно пространство как возможность диалектики желания» [Барт 1989: 463].

Человек существует в двух пространствах: физическом и психологическом. Пространство физическое - реальное пространство, окружающее человека, где он существует как физическое тело. Пространство психологическое - это пространство, в котором проходит деятельность человека, т.е. психологическое пространство ограничено пределами этой деятельности.

Попытка выделения единицы психологического пространства была осуществлена А.Я. Бродецким, изучавшим этапы пространственного заполнения театральной сцены. Исследователь выделяет «элементарную частицу» психологического пространства, называя ее «топономой» [Бродецкий 2000]. По мнению автора, «значение топономы заключается в совокупности ассоциаций, разного рода прошлых переживаний, связанных у человека с тем или иным локальным местом в пространстве» [Бродецкий 2000: 20]. Разграничение психологического и физического пространства выражаются, с точки зрения автора, в соотношении внешних и внутренних топоном. Внешние топономы «в детстве формируют значение внутренних топоном, а у взрослых вновь проецируются во внешний мир ... Внутренние топономы — это отражение внешних топоном, существующее в сознании каждого человека» [Бродецкий 2000: 170].

Однако внутренний замысел и его реализация в физическом пространстве не всегда совпадают. Внутреннее - не просто механическое отражение внешнего, это, скорее, деятелыюстно-переосмысленное отражение, подверженное влиянию конкретной ситуации, с которой связана деятельность человека. Мы предполагаем, что фрейм как некий конструкт, который лежит в основе внутреннего плана действий, может определить этапы его реализации во внешнем плане при корректировке конкретной ситуацией, поскольку фрейм определяют как «модель, складывающуюся из наиболее характерных, часто повторяющихся и закономерно связанных составляющих ряда близких ситуаций, принадлежащих одной области» [Минский 1979: 11]. Идея стереотипности присутствует и в определении А.Я. Бродецкого: «Топонома - это не просто то или иное место в пространстве, а комплекс стереотипных ассоциаций, связанных у человека с такими понятиями, как верх, низ, фронт, тыл, право, лево и центр-Я» [Бродецкий 2000: 169].

Согласно А.Я. Бродецкому, «заполнение пространства происходит согласно мизансценической сетке» [Бродецкий 2000: 150]. Автор называет сетку «психологически оправданной разметкой» [там же: 150] и приходит к выводу об ее оптимальности. Данную сетку представляется возможным наложить на любую ограниченную в пространстве поверхность, независимо от ее размеров. Мизансценическая сетка представлена на рисунке (см. рисунок 11).

Похожие диссертации на Композиционно-графический фрейм текста : на материале граффити