Введение к работе
Актуальность исследования заключается в том, что относительно мало работ посвящено анализу причин эмоционального воздействия произведений фантастики и характера этого эмоционального воздействия. Анализ же эмоционального воздействия с применением социальных полей вообще отсутствует.
Целью нашего исследования является выделение жанра фантастики как особого вида виртуальных текстов, проведение градации произведений фантастики по степени необычности и сфере необычности (физического, морального облика человека, необычности ситуации и так далее), выделение средств эмоционального воздействия как в плане содержания, так и в плане выражения, определения их роли в фантастике.
В большинстве случаев в научных работах фантастика рассматривалась безоговорочно как жанр, полностью принадлежащий к беллетристике. С этим можно согласиться, так как беллетристика и фантастика принадлежат к виртуальным текстам, то есть выдуманным, повествующим о выдуманных событиях и героях. Но задачи и способы изложения материала различны. Для беллетристики характерно большое внимание к композиции произведения, к языку как средству выражения мыслей и эмоций при помощи языковых знаков в их автономном значении [Звегинцев, 1965, с. 133], использованию тропов, фигур, созданию ярких образов героев. В фантастике приоритетными являются другие средства: описание необычных ситуаций, введение необычных героев, необычных фактов, необычного будущего, поэтому можно предположить, что ценность произведений беллетристики и произведений фантастики должна рассматриваться исходя из различных критериев.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) Привлечь понятие социального поля (СП) и дополнить теорию о социальном поле таким параметром, как диахрония.
Социальные поля были созданы только для синхронного анализа, то есть для анализа текста по горизонтали, но для анализа текстов фантастики этого явно недостаточно. Произведения фантастики могут охватывать различные периоды жизни человечества.
В каждом временном отрезке имеются свои нормы, мотивы, своя деятельность, свои цели, свои гипотезы и теории. Соответственно, каждый отрезок в некоторой степени индивидуален. Внутри каждого периода возможны собственные ненормативности, поэтому план содержания строится на знании нормы – ненормы каждого периода (настоящего, прошедшего, будущего) как по идеям и деятельности, так и по языку.
2) Рассмотреть жанр фантастики и произвести его классификацию.
3) Выделить нормы и ненормы в произведениях в двух плоскостях: а) на уровне плана содержания; б) на уровне плана выражения (формы).
4) Определить степень эмоционального воздействия на количественной основе. Результаты подсчета эмотем (ненорм в определенном поле) могут свидетельствовать о степени эмоционального воздействия плана содержания и плана выражения текста на реципиента или группу реципиентов, принадлежащих к одному и тому же СП.
Методологической основой данного исследования послужили основные положения французской стилистики Ш. Балли, основные положения теории СП В.И. Болотова, труды В.И. Шаховского об эмоциональной наполняемости текстов, Тезисы Пражского лингвистического кружка, работы Л.Л. Нелюбина, работы Е.В. Сидорова по вопросам речи, дискурса, труды А.А. Лебедевой, И.Г. Кошевой. Кроме того, была рассмотрена и учтена современная и традиционная критика произведений фантастики различных направлений (Ц. Тодоров, С.А. Стругацкий, С.Б. Стругацкий, Ю. Рюриков, И.В. Журавлева, К. Андреев, А. Казанцев, Б. Ляпунов, И. Кассель, Патрик Мур, Е. Брандис, Е. Парнов, А. Азимов, Р. Брэдбери, Г. Гаррисон, У. Ле Гуин, И.А. Ефремов, R. Caillois, H.P. Lovecraft, J.P. Richard и др.).
Теоретическая ценность работы состоит в следующем:
-
впервые для анализа текста введены и рассмотрены социальные поля с точки зрения диахронии;
-
впервые сделана попытка использовать подсчет эмотем плана выражения и плана содержания при анализе эмоционального воздействия текстов жанра фантастики, то есть была предпринята попытка введения количественного фактора при анализе текста фантастики;
-
в работе были предложены приоритетные параметры для выявления ценности произведений фантастики.
Практической ценностью исследования является тот факт, что метод количественного анализа не применялся при оценке эмоционального воздействия произведений художественной литературы, редко использовался комплексный анализ произведения с позиции всех участников литературного процесса: автора, героев и реципиента (с выделением эмотивов и эмотем), практически не использовались при анализе социальные поля.
Гипотеза работы состоит в следующем: приоритетным в жанре фантастики при определении эмоционального воздействия являются эмотемы плана содержания. Количественный и качественный анализ эмотем дает объективный критерий для определения степени эмоционального воздействия текста, предсказания успеха / неуспеха того или иного произведения для реципиентов определенного социального поля.
Объектом исследования являются произведения жанра фантастики и художественной прозы.
Предметом анализа являются средства эмоционального воздействия в различных типах фантастических произведений.
Материалом исследования служат произведения фантастики разной направленности с различным элементом фантастичности: физиологические особенности человека, переселение на другие планеты, жизнь в будущем.
В работе были использованы следующие методы анализа: анализ текста по СП, анализ языковых и речевых средств эмоционального воздействия на основных уровнях с позиции норма/ненорма, компонентный анализ и др. Также был использован метод количественного подсчета единиц. Кроме того, в работе применяются общенаучные приемы и методы сравнения, дедукции и индукции, обобщения, анализа и синтеза.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Реальные и виртуальные тексты не должны рассматриваться исходя из однотипных критериев и параметров.
-
Художественность и ценность текстов беллетристики и фантастики имеют разную природу и должны рассматриваться исходя из разных принципов.
-
Фантастика – это гетерогенное явление, и каждый вид фантастики требует выделения своих видовых параметров определения ценности и эмоционального воздействия.
-
Введение СП дало возможность проведения детального анализа эмоционального воздействия текста на реципиентов определенных СП.
-
Выделение эмотем плана выражения и плана содержания дает возможность проведения объективного анализа эмоционального воздействия и введения количественного и качественного параметров при анализе.
-
Результаты количественного эмотемного анализа покажут, что в жанре фантастики план содержания превалирует и имеет более сильное эмоциональное воздействие, чем план выражения.
-
Введение критерия «норма / ненорма» – основа для выделения эмоционально нейтральных единиц (доминант: хороший, плохой) и эмоционально насыщенных единиц языка (экспрессем: прекрасный, ужасный) и речи (тропов).
Практическая значимость работы заключается в том, что возможность оперировать полученными числовыми данными эмотем можно использовать при анализе любого виртуального и реального текста и можно определять степень его эмоционального воздействия. Это также дает возможность классифицировать произведения фантастики по виду «фантастичности».
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях (2009 г., 2010 г., 2011 г.), на международных научно-практических конференциях в Краснодарском государственном университете культуры и искусств и Институте экономики, права и гуманитарных специальностей (2009 г., 2010 г., 2011 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 6 статей, в том числе в одном сборнике, рекомендованном ВАК.
Определения основных терминов, представленных в работе. Подробные дефиниции ряда терминов даны в соответствующих разделах работы.
-
Социальное поле – это особый фрейм, который строится на пересечении отношений между однородным социумом, языком и кругом вещей, необходимых для жизнедеятельности данного социума [Болотов, 2009, с. 64].
-
Эмотив – конкретный отрезок текста, в котором выделяются ненормативности.
-
Эмотема – это выделенная в эмотиве ненормативность (плана содержания, плана выражения).
-
Доминанты – эмоционально нейтральные слова.
-
Экспрессемы – единицы, несущие дополнительные коннотации оценочного характера
-
Реальные тексты – живые тексты общения, созданные для реального общения между индивидом и обществом, передачи всех видов информации об индивиде, об обществе, об окружающем мире. Приоритетно что сказано, а не как сказано. Всякая двусмысленность нежелательна, значение слов автоматически понятное для всех.
-
Виртуальные тексты – тексты художественной литературы, где описываются выдуманные герои и выдуманные события. Важнейшим параметром являются эстетические эмоции. В виртуальных текстах приоритетным является не что сказано, а как сказано. Поэтому широко используются тропы и фигуры.
-
Беллетристика (художественная литература) – это выдуманная автором реальность, которая, по мнению автора, отражает события, похожие на реальные, проблемы, похожие на реальные, которые автор стремится решить по-своему.
-
Фантастика – это выдуманное произведение, которое отражает непохожую на реальность жизнь («неземную») прошлого или будущего человечества.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка научной литературы по проблематике исследования, списка словарей, списка художественной литературы.