Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритмическая организация немецкой художественной прозы Серикова Ольга Николаевна

Ритмическая организация немецкой художественной прозы
<
Ритмическая организация немецкой художественной прозы Ритмическая организация немецкой художественной прозы Ритмическая организация немецкой художественной прозы Ритмическая организация немецкой художественной прозы Ритмическая организация немецкой художественной прозы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серикова Ольга Николаевна. Ритмическая организация немецкой художественной прозы : 10.02.19 Серикова, Ольга Николаевна Ритмическая организация немецкой художественной прозы :на материале произведений Т. Шторма и Т. Фонтане : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 Воронеж, 2007 203 с., Библиогр.: с. 157-173 РГБ ОД, 61:07-10/1788

Введение к работе

з

Современный этап развития языкознания характеризуется возросшим интересом к изучению различных аспектов звучащей речи, особенно супрасегментного уровня. Актуальной проблемой последнего десятилетия является исследование ритма.

Внимание лингвистов в области изучения ритма было обращено в основном к анализу стихотворной речи. Большинство из существующих работ связаны с изучением стиха на материале различных языков, и это вполне закономерно, так как, с одной стороны, ритм рассматривается в связи с метром, и, с другой стороны, в стихе особенно ярко выявляется роль просодических средств в создании ритма. Проблема же ритма прозаической речи, как правило, оставалась, несмотря на некоторые попытки, за пределами активного изучения.

Данная диссертационная работа посвящена исследованию ритмических параметров немецкой художественной прозы и относится к области лингвистики и психолингвистики. В связи с этим в диссертации рассматриваются проблемы, связанные не только с исследованием сущности речевого ритма и его параметров, но и с его психолингвистической функцией, т.е. ролью ритма в процессе порождения речевого высказывания.

Актуальность исследования определяется недостатком данных о явлении ритма художественной прозы с лингвистической и психолингвистической точки зрения. Представление о функциях ритмических параметров может сложиться путем выяснения соотношения ритмических единиц с синтаксическими единицами.

Целью работы является исследование особенностей ритмической организации немецкой художественной прозы, определение частотности ритмических единиц и выявление высокочастотных ритмических единиц в прозе Т. Шторма и Т. Фонтане, стилеметрическая характеристика художественной прозы, а также установление соотношения ритмических единиц письменной и звучащей речи: синтагм и ритмических групп. В ходе экспериментального исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Отбор текстов художественной литературы.

  2. Осуществление записей текстов носителями языка.

  3. Анализ синтагматического и ритмического членения текстов.

  4. Стилеметрический анализ текстов художественной прозы на основе синтагматического членения.

  5. Анализ ритмических и темпоральных параметров звучащих текстов.

  6. Сопоставительное исследование соотношения ритмических единиц письменной и звучащей речи.

Материалом для исследования послужили письменные и записанные на аудиокассету тексты немецких классиков 19 в. - Т. Шторма и Т. Фонтане в исполнении двух женских и двух мужских голосов (возраст носителей языка -25-33 года). Время звучания для каждого голоса составляет 3 часа. Для нас представляет интерес, прежде всего, авторская речь, которая максимально

отражает стиль прозы автора, поэтому части текста, содержащие прямую речь и диалоги, нами не рассматривались. Всего было выделено 5319 единиц синтагматического членения. В ритмическом членении выявлены расхождения, которые объясняются индивидуальной манерой прочтения, а также темпом речи носителей языка. Количество ритмических групп у диктора 1 - 5252; у диктора 2 - 5170; у диктора 3 - 4785; у диктора 4 - 4595.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что в работе впервые производится исследование соотношения синтагматического и ритмического членения текста, при этом выявляются параметры авторского стиля художественной прозы и вариации ритмического членения звучащего художественного текста.

Теоретическая ценность предлагаемой к защите работы заключатся в том, что она может способствовать выявлению особенностей ритмической организации художественной прозы на основе формальных признаков текста.

Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при разработке стратегии обучения неродному языку.

Основными методами исследования в данной работе являются статистический метод и метод аудитивного анализа звучащего текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ритм художественного текста (в его синтагматическом членении) с
выделением основных ударностей образует канву, алгоритм которой выражает
как признаки художественного стиля данного языка, так и признаки авторского
стиля. Стилеметрическое исследование синтагматического членения с
применением статистического метода может привести к выделению формулы
аппроксимации математического ожидания ударного слога линейными
функциями.

2. Единицей квантования звучащего текста является ритмическая группа,
на уровне звучащего текста ритмическое членение имеет отличие от
синтагматического. Данные несовпадения дают информацию о
множественности ритмических моделей текста и о константных признаках
стиля автора.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на разных этапах ее разработки на международной конференции «Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке» (Воронеж, ВГУ, 2000г.), на региональной научно-методической конференции «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2001г.), на научных сессиях ВГУ (2003-2007гг.).

Структура и объем работы. Диссертация объемом 173 с. состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 193 наименования, приложения объемом 130 с.