Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам Али Махмуди Алами

Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам
<
Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Али Махмуди Алами. Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Али Махмуди Алами; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/761

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политическое положение Ирана и Хорасана В XI-XII вв 25-48

1. Появление тюркских сельджукских племен в Мавераннахре и формирование их отношений с тюрками-Газневидами Хорасана 25-32

2. Военные противостояния Газневидов с сельджукскими племенами в Хорасане 32-41

3. Образование государства тюрков-сельджукидов в Хорасане 41-48

Глава II. Политические и дипломатические взаимоотношения Газневидов с Сельджукидами 49-102

1. Новый этап во взаимоотношениях Сельджукидов и Газневидов после победы в Данденаканской битве 49-85

2.Взаимоотношения Сельджукидов и Газневидов в XII в 85-102

Глава III. Административно-культурные отношения Ирана и Хорасана в XI -XII вв 103-141

1 . Государственное устройство и особенности административного управления Ирана и Хорасана в XI-XII вв 103-118

2. Роль Низам ал-Мулька в организации аппарата управления 119-124

3. Особенности развития персидско-таджикской литературы в ХІ-ХІІ вв 124-141

Заключение 142-147

Список использованных источников и литературы 148-160

Список сокращений 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение и обобщение истории народов Мавераннахра, Хорасана и Ирана имеет как познавательное, так и большое научно-практическое и политическое значение, так как без познания прошлого невозможно строить новое общество. Это доказала богатая история Саманидов и их преемников - Газневидов, Сельджукидов. После захвата Мавераннахра Караханидами в его политической, социально-экономической и культурной жизни произошли серьезные перемены. Сельджукские туркмены, которые в конце правления Саманидов перебрались в Мавераннахр. благодаря открытой и тайной поддержке Карахани-дов в борьбе против Газневидов одержали победу. В результате образовалось государство Сельджукидов.

Актуальность настоящей диссертационной работы состоит в том что в ней впервые предпринята попытка всестороннего научного исследования данной проблемы на основе первоисточников, часть которых только сейчас вводятся в научный обиход. Актуальность рассматриваемой проблемы, заключается также в том, что многие ученые при исследовании исторических процессов этого периода обращались к политической истории Газневидов и Сельджукидов большей частью в отдельности. Что касается изучения их политических, социально-экономических и культурных взаимоотношений на основе материалов первоисточников и их сопоставительного анализа, что позволило бы воссоздать более полную, объемную картину истории взаимоотношений Газневидов и Сельджукидов, то исследователи до настоящего времени не уделяли внимания данному аспекту проблемы. Изучение этой актуальной темы может во многом восполнить неизвестные страницы средневековой истории народов Мавераннахра, Ирана и Хорасана.

Степень изученности проблемы. История Газневидов и Сельджукидов и их взаимоотношений издавна привлекала внимание отечественных и зарубежных исследователей. Данному вопросу посвящены многочисленные крупные работы и отдельные статьи известных русских и западноевропейских востоковедов-историков, иранских, таджикских, туркменских и узбекских ученых. В одной диссертационной работе невозможно перечислить все публикации, освещающие все аспекты проблемы, тем более, что многие из них перечислены в библиографической

части диссертации. Приведем только наиболее значимые из них имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме '

Первым исследователем в данной области среди европейских ученых был французский ориенталист XW в. Де Эрбело. В своей «Восточной библиотеке» он ввел в научный оборот сведения рада арабо-персвдских источников по этой теме. Вслед за ним в XVB3 в французский медиевист Жан Дегинь - автор труда «Всеобщая исторш гуннов тюрок, монголов»' -коснулсятемы истории сельджукской державы '

В дореволюционной историографии России начало изучения проолем истории огузов и туркмен относится к XVIII в. Первые шаги в этом направлень были предприняты В.Н. Татищевым,3 а затем м.н. Карамзиным. В трудах крупного русского востоковеда академика ВВ. Бартольда заложен прочный источниковедческий фундамент для воссоздания истории Газневвдов и Сельджукидов5 Этой теме посвящены работы таких русских, советских и отечественных исследователе^ как В.А Гордолевсгшй,6 А.Ю. Якубовский7 БН Заходер, А.А. Росляков,1 В.М. Масон,2 Б.Г. Гафуров,3 С.Г. Агаджа-

1 D'Heibelot Bibliotheque orientate, ou Dictionmire univeisel contend generale-ment Toutce qui regatd la connaissarce des pueples de L'Orient -Paris 1697

я.^т^Г Н^0ІГЄ gCnerale des Huns' des Turcs> des Mogols, et des autres Tartares occidentaux. T. I-IV.-Paris, 1756-1758. ^ В.Н. Татищев. История российская. Т. I. -М., Л., 1962

5 r r1' Карамзин- ИстР государства Российского. Т. Г- II <Пб 1833

ВВ. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч Т 1-М г 4о^І<ЄЛГЄОІрафИЯ И ^0^^ ИР* // Соч. Т. W. -М.: Наука, 1971-м2 и с f ^на^ лемИЙпо истории турецких народов Средней Азии // Соч. Г. V. -М, Наука, 1968. -.19-192.; Он же: Историко-географическш обзор Ирана // Соч T.W. -М: Наука, 1971 -С 31-235 Он же: История культурной жизни Туркестана // Соч. Т.П. Ч.І. -М.: Наука 1963 лиг 196 SJ,^;Исторш, Туркестана//Соч. Т. П. 4.1. -М.: Изд-во вост.' лит., иьз. -C.10.J-162. Он же: Очерк истории Семиречья // Соч ТПЧ.1 -М-

Sa" сГтТ'цТ3 ми'106'' * ЖЄ: ЧВрк ИСГОР1Ш ^"ского «а: рода// Соч Т. П.. Ч_I. - М: Изд-ю юст. лит., 1963 идр

? Гордолевский В А. Государство Сельджукидов Малой Азии - М Л 1941

Якубовский А.Ю. Махмуд Газневвд . К вопросу о происхождении и характере і азневидского государства // Фирдавси. Сб. ст -Л 1934- Он же: Сельджукское движение и туркмены в // СЭ -1947 -JV«4

Заходер Б.Н. Денданакан // ИЖ. -1943. -№ 3-4; Он же: Хорасан и образование государства Сельджукидов // ВИ. -1945. -№ 5-6

нов,4 В.М Бейлис,5 З.Г. Буниятов,6 РА. Гусейнов,7 ИЛ. Петрушев-ский,8 Т. Ходжаниязов,9 ННегматов,10 Д. Довуди,1' С.К. Муллоджо-нов12 и др.

1 Росляков А. А. № истории военного искусства туркмен (Оргаїпшция пресле
дования в войнах туркмен в XI- ХП вв.) // Труды Ашхабадского гос. Пед. Ин-та
им. AM Горького. Вып. I. -Ашхабад, 1947; Он же: Первые Сельджукиды //
Известия Туркменского филиала АН СССР. -1951. -№ 3; Он же: Туркмены и
огузы // Уч Зап. Туркменского гос. ун-та Вып. 3. -Ашхабад, 1956.

2 Масон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. I. С древнейших
времен до начала XVI в. -М., 1964.

3 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая исто
рия. -М.: Наука, 1972.

4 Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-
XIII вв. -Ашхабад, 1969; Он же: Сельджукиды и Туркмения в XI- ХП
вв. -Ашхабад, 1973; Он же: Государство Сельджукидов и Средняя
Азия в XI- XII вв. -Ашхабад, 1991.

5 Бейлис В.М. Из истории визирата в период кризиса Сйтьджукского государства
//Средневековый восток История. Культура Источниковедение. -М, 1980.

6 Буниятов ЗГ. Государство Атабеков Азербайджана (1136-1225). -Баку, 1978;
Он же: Государство Хорезмшахов-Ануштепшидов (1097-1231). -М., 1986.

7 Гусейнов Р. А. Сельджукская тематика в современной историографии //
ТС. -М, 1970; Он же: К истории тюрок XI- XII вв. // Труды Института
истории'АН АзССР. Т. XII. -Баку, 1957; Он же: Сельджукская воештая
организация // ПС. Вып. 17 (80). -М., 1966.

8 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XIV вв. -Л., 1966.

9 Ходжаниязов Т. Денежное обращение в государстве Великих Сель
джукидов (по данным нумизматики). - Ашхабад: Ылым, 1977.
10НегматовН. Давлати Сомониён. -Душанбе: Ирфон, 1989.

11 Довуди Д Клад чаганианских дирхемов XI в. из Хисара. -Душанбе, 2007.

12 Муллоджонов С. К. Абулфаз Байхаки о государствештых традицииях
таджиков // Вестник Национального уішверситета (история и право).
-Душанбе, 2003. -№5. -С. 51-56; Он же: Истифо (Диван истифа) // Эконо
мика Таджикистана: стратегия развития; -Душанбе, 1999. -№3. -С. 40-43; Он
же: «Таърихи Масъуди» Абдулфазла Байхаки как источник по изучению
государственного устройства Газневидов: (Автореф. дне. канд. ист. наук).
-Душанбе, 2000.-20 с; Он же: «Таърихи Масъуди» Абулфазла Байхаки о
государственных традициях таджиков // Материалы международной науч
ный конференции студентов «Культурные наследие просторов Централь
ной Азии и Евразии». -Ашхабад, 2001. -С. 108-109 и др.

История изучения различных периодов правления Газневидов и Сельджукидов и их взаимоотношений давно привлекала внимание и зарубежных авторов, посвятивших этой проблеме множество работ. Историографические обзоры трудов по этой проблеме не раз публиковались в общих и специальных работах исследователей, затронувших различные стороны истории этих двух государств. В их числе можно назвать К. Казна,1 КЭ. Босворта,2 Э. Лэмбтона,3 М Назима,4 К. Гуляма Мустафа,5 Т.Т. Раиса,6 К. Витфогела,7 3. Са-науллаха,8 М.А. Кеймена,9 К.Л. Клауснера,10 О Турана1' и других.

Большая работа в этом направлении проделана также иранскими и афганскими учеными. Ими опубликованы отдельные монографии и статьи, в которых отражены различные аспекты истории Газневидов и Сельджукидов и их взаимоотношений.12 Труды многих запад-

^ KahenK. The Historiography of the Saldjuqid Period. HME. -L., 1962.

Bosworth C.E. The Titulature of the early Chaznavids II The Medieval History of Iran, Afglianistan and Central Asia. -London: Variorum peprints. 1977; -P. 210-233; Bosworth C.E. Chazna II Encyclopaedia of islam Vol П -Leiden: Brill, 1965. -P. 1048-1050; Bosworth C.E.. The Ghaznavids, their empire in Afglianistan and Eastern Iran 994-1040. -Edinburgh, 1963.

Lambton A.K.S. The administration of Sanjar's Empire as Dlustrated in the «Atabatal-Kataba» //BSOAS. Vol. XX, 1957.

4 Nazim Muhammad. The life and Time of Sultan Malunud of Ghazna.
-London: Cambridge university press, 1931.

5 Khan Ghulam Mostafa. A History of Bahramsliahof Ghaznin II Islamic Cul
ture. 23 (1949). -P. 62-91 & 199-233.

* Rice TamaiaTalbot Tlie Seljuks in AsiaMinor. -London: Tliames and Hudson 1961 g Wittfogel KarL A Oriental Despotism -New Haveir. Yale university press, 1959

Sanaekkfl M.F. Tlie Decline of the Saljuqid Empire. -Calcutta, 1938.

Koymen M.A. Buyuk Seljuklu imparatorlugu tarihi. Cilt П. -Ankliara, 1954-Seljuklu devri turk tarihi. -Ankliara, 1963.

10 Klausner K.L. Tlie Seljuk Vezirat. A Study of Civil Administration 1005-1194. (Б. m.), 1973. ]2 Turan O. Seljuklular tarilii ve Turk-Islam medeniyeti. -Ankliara, 1965.

Аббос Икбол. Вазорат дар ахди салогини бузурга Садджуки. (Аз та'рихи таш-кипи ин силсила то марта Санджар 432-552).(Министерство в эпоху Великих Сельджукских султанов (Из истории образования этой династии до смерти

Санджара432-552г.х)/годрздМухашіадаНаісииДзшішпа>і^иЯетЗаг<ї) -Тегеран: Интишоропі донишгохи Тефон, 1338; Абдулхай .Хабиба Та'рихи мухтасари Афгонисгон аз замони кадим то хуруджи Чингиз ва худуди 600 х

неевропейских исследователей по исследуемой нами проблеме были также переведены на персидский язык в Иране.

(Краткая история Афганистана с древних времен до появления Чингиза в преде-лахбОО гх.) Т1 -Кабул, 1346; АбдурразакКонпури. Зиндагонии Абуали Хасан ибни Али ибни Исхоки Туей ё Ходжа Ншому-л-мулк. (Жизнеописание Абуали Хазша ибн Али ибн Исхока Туей или Ходжа Нюому-л-мулка) / пер. Саиида МусгГфа Таботабои. -Изд. второе. -Тегеран, 1354; Анвари, Хасаа Исшлохоти дег^гиидавраи Газневи ва Сальджуки (Терминологая диванов эпохи Газневидов и Ошдаукидов). Второе издание. -Тегеран: Инпшіорога Сухан ва кигобхшаи Тахуш, 1373- 'АфониСадджук. Та'рихи Салджукиён вашуароионзамон (Исто-

Шісйлонии Джалоли. Газна ва Газневиён (Газна и Газневвды).. -Кобул: Муасси-саи интишороти Байхаки, 1351; Зухра Мусави. Шахсшггхо гуруххои хоким дар асри Газневиён бар мабиои «Та'рихи Байхаки» (Личноста из представителей правящих групп в эпохе Газневидов на осин* Та'рихи Баихакш>) // Каихони Ларханга. -№160. Бахман, 1378. -. 52-59; Максуд Али Садика Султан Санджар варавобити у бо хукумагхои иёлоти шариш Эрон. Поённомаи коршиноси ар-шади та'рих (Султан Санджар и его связи с ігравіпельствами восточньк штатов Ирана (диссеркшпя). -Тегеран: Дошпнгохи тарбияги мударрис, 1371; Машкуки Нззоуллох. Аз Салоджика то Сафавша (Or Сельджуїсицов до Сефсядав). -Тегеран: Кигобхонаи Ибни Сино, 1343; Мухаммад Акбари Мадади Ваз и ид-жшмоии давраи Газневиён (Социалыюе положение эпохи Газневидов) -Кабул. Муассисшиштшюрота Байхаки, 1356;Пшквок, Ашкуллах. Газневиш (Газневи-ды) -Кабул: Атдаумани та'рихи Афганистан, 1345; РайохиЗамин, Зарэ. Барра-си ва шархи «'Атабшу-л-катаба». Поённомаи коршиноси аршади адобиет (Исследование и толкование /книга/ «Атабагу-л-катаба» (Ступени шверошенспю-вания катибов)). -Донишгохи Шероз, 1371; Фурузони, Сайид Абулкосим Равобити Газневиён ва Карохониён (Взаимоотношение Газневидов и Караханидов) // Маджэлаи улуми иджгамои ва инсонии дошшггохи Шероз. Дюнаддаьш цикл. -№1 Пойиз 1375 г -С 43-111; Халили Халилуллох. Газнавиён (Газневиды) // Мирхонд Губер ва дигарон. Та'рихи Афтонистон (История Афганистана). Т.З. -Кобул:Акд>і^ишіта'рихиАфгоішстоа1333идр.

1 Босвопг К.Э Та'рихи Газневиён (История Газневидов). Пер. Хасана Ануша. Второе Т2 -Тегеран: Ишишорош амири гсабир, 1364; Он же: Та'рихи сиёси ва дудшнии Эрон (Политическая и династическая история Ирана) // Дж О. Буваил и другие Та>хи Эрон. -Кембридж Т.5; Буэл Дж О. ва дигарон. Та рихи Эрон аз омадани Сальда<укиён то фурупошии давлага Элхошн (История Ирана от прихода Сельджукидовдо раоадпхударсяіюИїв^ввуП^З^ Ануша. Третьещпзініе. T.S.-TerepaH: Амири кабц* 1379; Волгин М. Р. Замона, зшіда-ги ва корномаи Байхаки (Время, эпоха и хроника жизни Байхаїш). Пер. Мансуры

Для исследуемой темы важное значение имеют сводные труды по истории народов Центральной Азии.1

Цели и задачи исследования. Основной целью данной диссертационной работы является воссоздание двусторонних политических, социальных и культурных связей Газневидов и Сельджукидов на основе сопоставительного анализа материалов из первоисточников и определение исторической географии их территории. Для более яркого освещения этих связей в области социальной жизни и культуры основное внимание уделено диванам стихов поэтов литературным сочинениям и произведениям искусства. Исходя из'этого мы ставили перед собой следующие конкретные задачи:

-выявить в первоисточниках наиболее полные сведения подтверждающие необходимость и закономерность установления двусторонних политических, социальных и культурных связей между Газневидами и Сельджукидами;

-критически проанализировать сведения этих первоисточников, сопоставляя их друг с другом для получения наиболее дос-

Итгиходия (Нюоми Мофи). -Тегеран: Нашри та'рихи Эрон, 1375; Лэмбгон А.К.С. Моликваэорн' дар Эрон (Землевладелец и крестьянин в Иране) Пер. Ма-нучехри Амири.Чегверіое издание. -Тегеран: Инпшюрспи илми ва фархагаи, Ь77, Он же: Муджшлу-т-таворих ва-л-кисас (Краткие истории и рассказы) Под ред. Маликушшуаро Бахора -Тегеран: Кулолаи ховар, 1318; Он же- Сайре дар та ріки.Эрон бавд аз ислом (Взгляд в истории Ирана посте ислама) Перевод Якуба Ожщда. -Тегеран: Амири кабир, 1372; Он же: Тадовум ва тахаввул дар

Перевод ІГкуба Ожанда. -Тегеран: Нашри най, 1372; Клоуснер К Девонсшори дар ахди Садджуки (вкюрат дар ахди Саздкуки) (Управление диванами в эпоху Сельджукидов). Перев. іГкуба Ожанда -Тегеран: Инпшороти амири кабир 1363, Морган Д фон дар куруш вусго (Иран в средневековье). Перевод Аббаса' Мухбиг^-Тегерон: Тархи шв, 1373; Фрай PR Та'рихи Эрон аз фурупошии давлата Сосониён то омадани Садцжукиен. Пажухшни донишгохи Кембридж (История Ирана от распада государства Сасанидов до прихода Сешдаукидрв Исследование Кембриджского уюшерситета). Пер. Хэсага Ануша. Второе издание. -Тегеран: Амири кабир, 1372 и др.

История Ирана с древнейших времен до конца XVffi века -Ленинград, 1958-История народов Узбекистана. Т,1. С древнейших времен до начала XVI века -Іаплсеет, 1950; История таджикского народа Т. ft Книга первая. Возникновение и развитие феодального строя (VI-XVI вв.). -R: Наука, 1964- Очерки по исіог^турішенскогонародаиТурюешістанавУШ-ХІХ вв -Ашхабад, 1954

товерной информации о политических, социальных и культурных связях между двумя государствами;

-определить основную причину недооцешси Газневидами растущей мощи Сельджукидов;

-установить истоки недовольства жителей Хорасана Газневидами;

-исследовать внешние и внутренние факторы, повлиявшие на процесс изменения двусторонних связей;

-всесторонне изучить причины нежелания Сельджукидов полностью уничтожить Газневидов;

-выявить и показать процесс возобновления культурных связей между Газневидами и Сельджукидами;

-определить роль визиров в регулировании и нормализации отношений между Газневидами и Сельджукидами;

Необходимо отметить, что настоящая диссертация не может претендовать на исчерпывающую полноту освещения исследуемых проблем во всем их многообразии, а иногда и противоречивости. Однако поставленные цели и задачи все же достигнуты с учетом новых исторических данных, обнаруженных в первоисточниках и только в последние годы ставших известными специалистам. Диссертант надеется, что в будущем эти материалы предоставят исследователям возможность сделать еще немало научных находок в области отечественной истории, в частности, истории взаимоотношений Газневидов и Сельджукидов.

Источниковая база исследования. В диссертации проанализированы памятники духовной и материальной культуры, использованы средневековые письменные первоисточники, литературные антологии, документы, труды отечественных и зарубежных исследователей, а также материалы различных сборников.

В работе предпринята попытка на основе вышеуказанных материалов воссоздать общую картину политико-социальных и культурных взаимосвязей Газневидов и Сельджукидов. Для освещения данной проблемы нами использованы письменные источники следующих авторов: Абурайхан Мухаммад ион Ахмад ал-Бируни «Асар ал-бшдайа 'ан курун ал-халийа», Абу Наср Мухаммад ибн Абд ал-Джаббар ал-Утби «Та'рихи Йамини», Абу Сайд Гардези «Зайн ал-ахбар», Абу-л-Фазл Мухашсщ б. Хусайн Байхаки «Та'рихи Мас'уди», Абу-л-Фарадж Абдаррахман Ибн ал-Джаюи «ал-Мунтазам фи та'рих ал-мулук ва-л-умам», Ибн ал-Асир «ал-Камил фи-т-та'рих», Наджшеддин Абурраджа Куми «Та'риху-л-

вузаро», Имад ад-дин Мухаммад ибн Мухаммад ал-Кягиб ал-Исфахани «Нусрат ал-фагра ва усрат ал-фитра», Захириддин Нишапури «Сель-джукнома», Абу Ибрахим Фахр ад-дин Фатх ибн Али ибн Мухаммад ал-Бундари<вубдэтш-нусщванухбатал-усра», Низам ал-Мульк «Сиёсат-наме», Абу Бакр Наджм ад-дин Мухаммад ибн. Али ар-Раванди «Рахат ас-Судур ва айат ас-Сурур», Садр ад-дин ал-Хусайни «Ахбар ад-даулат ас-сальджукийа», Минхадж ад-дин Абу Омар Осман б. Сирадж ад-дин Мухаммад ал-Джузджани «Табакат-и Насири», Джамаль Карши «Мул-хакат ас-Сурах», Фазлуллах Рашидаддин «Джами' ат-таварих», Хамдал-лах б. Абу Баїф б. Ахмад б. Наср Муставфи Казвини «Та'рихи гузиде», Носиридин Муншии Кирмани «Насоиму-л-асхор мин латоиму-л-ахбор»,' Мухаммадкасим ибн Гуломали Хиндушахи Астарабади «Та'рихи Фа-ришта», Абдулкодир ибн Мулукшах Бадовани «Мунтахабу^г-таворих», Сайфиддин Ходжи Укайли «Осору-л-вузаро», Хондамир «Дастуру-л-вузаро», Мунтаджаб ад-Дин Бади «Китаб 'атабату-л-катаба», Сайид Али Муайид Сабита «Аснод ва номахои та'рихи аз авоили даврахои исломи то авохири ахди шох Исмоили Сафави», Сано'ии Газневи «Макотиби Сано'и», Садидаддин Мухаммад Авфи «Лубобу-л-албоб» и «Джавоме'у-л-хикоёт ва лавоме'у-р-ривоёт», Низомии Арузии Самарканда «Чахор макола», Абулаббас Ахмад ибн Али Калкашанди «Саб'у-л-а'ша фи си-на'ати-л-иншо», Дшпатшохи Самаркади «Тазкирату-ш-шуаро» и др.

В первом томе сборника, посвященном средневековой истории туркмен и Туркмении,1 и в сборнике, посвященном истории киргизов и Киргизии, приведены извлечения из многочислеіюьгх трудов арабских и персидских авторов, касающиеся темы нашего исследования. Различным сторонам данной темы посвящены исследования известных иранских, таджикских, русских и европейских учёных.3

Теоретической и методологической основой исследования является принцип историзма, позволяющий рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретной исторической обстановкой в их диалектической взаимной связи и обусловленности. В

Материалы по истории киргизов и Киргизии / Ответ. Ред. В. А Ромо-дин. Вып. 1.-М.: Наука, J973.

Материалы по истории туркмен и Туркмении / Пер. ВЛ Беляева, СМ Богдановой- Березовской, С. Л Волина и др.; Под ред., СЛ. Волина, А А. Рома-скевича, А.Ю. Якубовского. Т.1. -М., Л: Изд-во АН СССР, 1939.

Список их трудов указаны в библиографии.

основе научной концепции автора лежат опыт и схема классических исследований известных ученых, првдерживашшвся принципов академического подхода к их объектам.

В процессе исследования диссертант опирался на сравнительно-исторический-'и историко-теоретический методы, позволяющие наиболее маїссимально и беспристрастно анализировать исторические события, происходившие в ХІ-ХЇЇ вв. в Мавераниахре и Хорасане.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем на основании новых материалов, содержащихся во вновь открытых историко-литературных источниках и актовых документах, всесторонне и. комплексно исследуется процесс взаимоотношений между государствами Газневидов и Сельджукидов:

Научная новизна проведенного исследования выражается в том,

что в нем:

-выявлены в первоисточниках наиболее полные сведения, подтверждающие необходимость установления двусторонних политических, социальных и культурных связей между Газне-видами и Сельджукидами;

-с критической точки зрения проанализированы и сопоставлены сведения первоисточников с тем, чтобы получить наиболее достоверную информацию о политических, социальных и культурных связях двух государств;

-определены основные причины недооценки Газневидами растущей мощи Сельджукидов;

-установлены причины недоюльства жителей Хорасана Газневидами;

-исследованы внешние и внутренние факторы, влиявшие на процесс изменений двусторонних связей;

-всесторонне изучены причины нежелания Сельджукидов полного уничтожения Газневидов;

-выявлен и показан процесс возобновления культурных связей между двумя странами;

-определена роль визиров в регулировании и нормализации отношений между Газневидами и Сельджукидами.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают ХІ-ХП вв., ибо этот период является ;одним из наиболее сложных и малоизученных в истории народов Центральной Азии.

Географические рамки исследования ограничены в диссертации пределами Мавераннахра и Хорасана. Однако, затра-

гивая вопросы взаимоотношений Газневидов и Сельджукидов с сопредельными и дальними государствами, неизбежно приходилось выходить за установленные рамки.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения настоящего исследования могут быть полезны при изучении истории и проблем политической, социальной и культурной жизни народов Центральной Азии в XI-XII вв. Результаты исследования могут быть использованы при написании соответствующих разделов академической истории народов Центральной Азии, для чтения спецкурсов по истории Газневидов и Сельджукидов, при составлении учебников по истории народов Центральной Азии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отделе древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ(протокол №4 от 24 июня 2011 г.).

По отдельным проблемам исследования автор выступал с докладами и сообщениями на международных симпозиумах и конференциях по ирановедению, проведенных в Исламской Республике Иран. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных автором статьях

Структура исследования: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Военные противостояния Газневидов с сельджукскими племенами в Хорасане

После ослабления мощи Саманидов Хорасан перешел в распоряжение Газневидов, но после смерти Сабук-тегина он обратно возвратился к ним. Саманидский эмир Нух II, вернувшись в Бухару, обратился за помощью к правителю Газны Сабук-тегину. После нескольких сражений войска хорасанского наместника Абу Али Симджури были разгромлены. Сын Сабук-тегина Махмуд активно участвовал в этих сражениях. За эту заслугу он был назначен наместником Хорасана вместо Абу Али Симджури. В 997 г. умерли Нух II и Сабук-тегин. Эмир Мансур II ибн Нух (997-999гг.) находился под сильным влиянием Махмуда. Правители Нишапура Бектузун и Фаик ослепили Мансура II, боясь его дальнейшего сближения с Махмудом, после чего он вскоре умер (999 г.) По настоянию Бектузуна и Фаика на престол вступил брат Мансура Абд ал-Малик II ибн Нух. Под предлогом кровной мести за Мансура II Махмуд Газневид выступил с войском против саманидского двора и принудил саманидского эмира уступить ему северную часть Хорасана. Через некоторое время Махмуд Газневид овладел всем Хорасаном и назначил своего брата Насра его правителем. Хорасан в результате противоборства Махмуда Газневида с Саманидами подвергся разрушению. Караханидские ханы в первые годы после завоевания Мавераннахра не оставляли мысли захватить Хорасан. Известны два караханидских похода на Хорасан - в 1006 г. и в 1008 г. Первый из этих походов был предпринят в то время, когда Махмуд Газневи находился в северной Индии. Караханидским войскам удалось захватить f Балх, Туе и Нишапур. Впрочем, успех караханидов продолжался недолго. Махмуд вернулся из Индии и прогнал их.

Второй поход имел место на грани 1007 и 1008 гг. На этот раз в битве участвовал сам Махмуд, в войске которого находилось 500 слонов. Тюркское войско было разбито и бежало. Движение караханидов за Амударью было таким образом прекращено.2

Хорасан для захватнических походов султана Махмуда Газневида, особенно его войны в Индии, являлся основным источником обогащения. Индийские походы Махмуда приносили ему огромную добычу. Иногда он воздвигал на эти средства великолепные постройки, но для народных масс эти походы были только источником разорения. Махмуду для его походов нужны были деньги. Перед одним из них он велел в два дня собрать необходимую сумму, что и было исполнено. Основным источником таких средств для него являлся Хорасан. Перед каждым походом он взимал с населения Хорасана огромные налоги, после уплаты которых оно совершенно лишалось средств к существованию. Это привело к упадку хозяйства страны. Многие земледельческие оазисы запустели, а оросительная система в ряде мест совершенно вышла из строя. Все это привело к тому, что в 1011 г. в Хорасане начался голод. По сведениям исторических источников, от голода погибли тысячи людей. Жители ели кошек и собак. Были случаи людоедства. Махмуд Газневид, имея все возможности избавить население Хорасана от голодной смерти, не предпринял в этом отношении серьезных мер. Он ограничился только тем, что велел своим наместникам раздавать ничтожную денежную сумму в помощь беднейшим жителям.1

После перехода Мавераннахра под власть караханидских тюрков началось их столкновение с сельджукскими огузами. Отношения между ними настолько обострились, что к двадцатым годам XT в. огузы вынуждены были покинуть свои места. Их предводители обратились к Махмуду Газневиду с просьбой разрешить им поселиться на территории Хорасана. Он дал им разрешение на поселение в районах Северного Хорасана, богарные поля которого ценились кочевниками. Количество переселенцев постепенно увеличивалось. Земли, отведенные сельджукидам в окрестностях Серахса, Феравы и Абиверда, были недостаточны для выпаса их стад, поэтому сельджукские предводители обратились к посредничеству влиятельного газневидского сановника Абу Сахля Хамдеви, чтобы получить новые пастбища в Хорасане. Преподнеся этому сановнику богатые дары, они получили земли в окрестностях Данденакана.

Сельджукские племена Хорасана обязаны были платить налоги в пользу султанского дивана. Вымогательства газневидских чиновников, получивших подати со скота вдвое больше обычного и требовавших большие взятки, озлобило их, и они в ответ начали творить насилия над мирным оседлым населением. Между сельджукскими племенами и соседними селениями создались явно враждебные отношения,1 и в 1027 г. первые, не выдержав такого притеснения, подняли восстание. Махмуд Газневи для усмирения повстанцев отправил правителя Туса Арслана Джазиба, который имел враждебную позицию по отношению к сельджукам. В результате ожесточенных столкновений газневидские отряды вынужденно отступили, и сельджукские племена перешли к наступательным действиям. В 1028 г. после прибытия подкрепления от султана войска Арслана Джазиба перешли в наступление. В битве под Феравой сельджукиды были разбиты и бежали к Дехистану, Балханским горам. После разгрома часть сельджуков направилась в Керман и Исфахан, а остальные укрылись в степях Прибалханья В 1029 г. Арслан Джазиб выступил в поход против сельджуков Прибалханья, но почти двухлетняя война с сельджуками Балхана и Дехистана не принесла успеха. Тогда Махмуд Газневи решил пойти на сближение с сельджуками.3 Сельджукские отряды были подчинены Мас уду, назначенному правителем Рея.

После смерти Махмуда это движение сельджуков получило широкий размах. Уже в первые годы правления Мас уда на севере Хорасана появилось значительное тюркское (огузское) население. Стремление сельджукской военно-феодальной знати освободиться от налогового гнета, обрести новые земли и пастбища побудило их с каждым годом все более и более настойчиво требовать от Мас уда уступки новых земель, особенно в районе Мерва и Серахса. Начались столкновения между воинственными кочевниками и мирным земледельческим населением. Положение в Хорасане стало очень напряженным.

В 1033-34 гг. в индийских владениях Газневидов произошли восстания, и Мас уд занялся подавлением этих мятежей. Воспользовавших этим, сельджуки развернули активные действия в Хорасане. В декабре 1034 г. между сельджуками Серахса и газневидской армией произошло ожесточенное сражение, в результате которого сельджуки бежали из Абиверда и Нисы к Фераве и укрылись в Балханских горах. Весной 1035 г. после похода Мас уда в Гурган и Табаристан они вновь появились в окрестностях Мерва, Нисы, Феравы и Дехистана.1

Предводители сельджукских племен Муса, Тогрул и Чагры, обосновавшиеся в пределах Мерва и Нисы, обратились с посланием к хорасанскому сахиб-дивану Абул-л-Фазл Сури ибн Му таззу и попросили его ходатайствовать перед султаном о принятии их на военную службу и пожаловании им Нисы и Феравы. В своем послании они указали, что после гибели Али-тегина дальше не могут оставаться в Мавераннахре. Если султан пожалует им области Нисы и Феравы для пастбищ их скота, то они будут заботиться о защите его границы со стороны Балханских гор и Дехистана, а также прогонят хорезмских и иракских туркмен." Мас уд понимал, что это опасно для его державы, так как это были не простые ополчения, а хорошо организованная армия, которая имела опытных предводителей. Историк Байхаки в связи с этой ситуацией приводит фразу, сказанную газневидским визирем начальнику государственной канцелярии: «О ходжа, до сих пор мы имели дело с пастухами, поглядим (теперь), сколь возрастут неприятности, ибо нам еще предстоят испытания, теперь пришли завоеватели».3

По сведениям Байхаки, при царствовании Мас уда грабители, делившиеся своей добычей с султаном, могли спокойно продолжать свою деятельность. Из них особенно выделялся вышеупомянутый Абу-л-Фазл Сури. Султан получал от него большие подарки, составляющие, однако, только половину того, что ему удавалось собрать с жителей. Население было доведено до отчаяния, и вельможи стали отправлять письма и послов в Мавераннахр к Караханидам с просьбой о помощи. По утверждениям Байхаки, Абу-л-Фазл Сури в честь праздника Мехргана отправил Мас уду много роскошных подарков, стоимость которых превышала четыре миллиона динаров. Султан, обрадовавшись этому, сказал: если мы имели бы еще двоих или троих таких, как Сури, то наше богатство увеличилось бы в несколько раз. Байхаки пишет, что прямой причиной падения Хорсана являлись негативные поступки Абу-л-Фазла Сури. По его словам, визир Ахмад Абду-с-Самад подозревал Абу-л-Фазла Сури и поручил начальнику дивана почты Нишапуру Абу-л-Манзару Абду-л-Джаббару ибн Хусайну Джамхи тайно следить за его действиями. Абу-л-Манзар Джамхи был образованным " человеком и занимался поэзией. О насилии и жестоких деяниях Сури им написано много сатирических стихов, которые посредством визиря Ахмада Абду-с-Самада были переданы Мас уду.

Новый этап во взаимоотношениях Сельджукидов и Газневидов после победы в Данденаканской битве

С поражением в сражении в Данденакане Газневиды потеряли управление над Хорасаном и западными его частями, которые десятилетиями находились под их управлением. Это сражение повлияло на историческую судьбу обоих государств - Газневидов и Сельджукидов. Для Сельджукидов оно послужило началом образования могущественного государства, а для Газневидов привело к отречению от Хорасана и уходу в свои прежние владения - в Газну.

По сведениям Абулма али Насруллаха Мунши, до сражения в Данденакане в состав владения султан Мас уда Газневи, кроме западных частей Газны, входили также: Хорасан, Гурган, Табаристан, Рей, Джибал, Исфахан, Кирман... и др.1 Хорасан как стратегический пункт имел огромное значение для Газневидов. Отступление от Хорасана играло отрицательную роль в безопасности Газны и Индии, так как после взятия Хорасана Сабук-тегин - отец Махмуда до своей смерти в 387г.х/997 г. завещал своим сыновьям Махмуду и Исмаилу, чтобы они разделили между собой все территории, принадлежащие Газневидам. При этом он отдал Махмуду территории Хорасана и западную часть страны с таким доводом, что он по сравнению с другими сыновьями является более подготовленным и опытным." Что касалось Исмаила, то он был более спокойным и послушным, и отец назначил его правителем Газны и Индии. Эти слова Сабук-тегина подтверждают, что он прекрасно понимал значение Хорасана для государства и для его защиты, поэтому назначил там правителем Махмуда, который мог бы противостоять недругам и таким образом защищать Газну и Индию от нападения врагов.1

Можно предположить, что султан Махмуд также понимал значение и роль Хорасана для государства как ядра страны и поэтому он назначил Мас уда правителем её западных частей, т.к. он был более сильным и решительным, чем Мухаммад. Но Мас уд, несмотря на свой опыт и мощь, бездарно отдал Хорасан Сельджукидам.

После поражения в Данденакане Мас уд возвратился в Газну. По сведениям Ибн ал-Асира, войска Сельджукидов после взятия Данденакана, опасаясь возвращения Мас уда, три дня не спускались с лошадей, так как численность войска Газневидов была больше, чем у Сельджукидов. Они даже не представляли, что Газневиды для этого не предпринимают никаких шагов. После того, как сельджуки поняли, что со стороны Газневидов не предпринимаются никакие действия для возврата Данденакана, они успокоились и освободили всех своих пленных, кроме того, простили им годовое налогообложение." А в Нишапуре Сельджукиды поступили по другому: когда они в 431г.х./1039-1040 г. вступили туда, то произвели неслыханный грабёж и всеобщую резню. Сделали они это с целью устрашения населения для того, чтобы в дальнейшем оно не выступало против них. Равенди пишет, что после завершения сражения в Данденакане военачальники (Тогрул, Чагры, Муса Ягбу и др.) собрались вместе и заключили союз. Это произошло по инициативе Тогрула, который сказал: «Если мы будем действовать по отдельности, то каждый ничтожный сможет нас уничтожить. А если будем действовать сообща, то никто не в силах победить нас». Это предложение Тогрула свидетельствует о его дальновидности, так как одна из основных причин успехов Сельджукидов заключалась в союзе и взаимопонимании их предводителей.

Первым предпринятым шагом Мас уда после его возвращения в Газну было то, что он изловил своих военачальников, среди которых самыми известными были Али Дойа, Сюбаши и Багтагди, конфисковал их имущество, а затем заключил их в различные тюрьмы Индии, где вскоре все они скончались."

В большинстве письменных источников отмечено, что Тогрулбек после сражения в Данденакане направил в Багдад халифу Ка иму письмо, в котором излагал происшедшее следующим образом: «Мы, сыновья Сельджука ибн Лукмана, являемся сторонниками и поклонниками государства Аббасидов. Большую часть своего времени мы проводим в джихаде против врагов и недоброжелателей ислама. У нас был дядя по имени Исраил, которого Иамину-д-давла без вины задержал и отправил в Индию в крепость Колинджар. Он пробыл в заключении семь лет и там скончался. Других наших родственников также заковали в тюрьмах и уничтожили... Мас уд стал заниматься распутством... Авторитетные и знаменитые жители Хорасана обратились к нам, чтобы мы помогли и поддержали их. Военачальники и эмиры Мас уда неоднократно выступали против нас, и между нами происходило много стычек и противоборств... С помощью Аллаха мы одержали над ними победу... Освободили людей от притеснения и беззакония. Мы хотим, чтобы по велению халифа это дело было направлено на пользу и поддержку религии и законов ислама».

Это письмо было отправлено через Лбу Исхака ал-Фукка и. Сельджукиды хотели с помощью этого послания показать свою правоту по отношению к Газневидам и получить поддержку халифата. В нём они подчеркивали, что выступают в зашиту ислама и изъявляют свою покорность халифу.

В сочинении «Та рихи Оли Сальджук» неизвестный автор отмечает, что Тогрул-бек написал своё письмо такого содержания после завоевания Рея, а не после сражения в Данденакане.1 Нам представляется, что его сообщение по этому поводу является более логичным, чем сообщения других авторов. В источниках приведено, что халиф после получения этого послания отправил некоего Хабатуллаха ибн Мухаммада ал-Ма муни с ответным письмом к Тогрул-беку, в котором ответил ему с добрыми пожеланиями. Халиф просил его, чтобы он любым способом доставил Тогрул-бека в Багдад. Посланник халифа на три года задержался при дворе Тогрул-бека. Затем в 447г.х./1055-1056 г. Тогрул-бек вместе с ним отправился в Багдад. Таким образом выходит, что посланник халифа прибыл во двор Тогрул-бека в 444г.х./1052-1053 г. То мнение, что халиф ответил этим посланием в промежутке более десяти лет, не соответствует действительности. Поэтому можно заключить, что письмо Тогрул-бека было направлено халифу после завоевания Рея.

Другой важной проблемой, которая в этот период привлекала к себе внимание Мас уда, было нападение Чагры-бека Давуда на Балх и его осада сразу же после сражения в Данденакане в 431г.х./1040 г. Сельджукиды после этого сражения приступили к завоеванию городов Хорасана. Муса Ягбу захватил Герат, после чего другие города Хорасана один за другим вошли во владение Сельджукидов, за исключением Балха, жители которого оказали сильное сопротивление Чагры-беку.4

Для противостояния сельджукам жители Балха предприняли определённые мероприятия. Управление Балхом в этот период возлагал на себя ответственный по его почтовым делам Амираки Байхаки, который, построив оборонительные преграды, оказал Чагры-беку сильное сопротивление. Он написал Мас уду письмо и просил у него поддержки. По этому поводу Ибн ал-Асир и Байхаки сообщают разные сведения. По сообщениям Ибн ал-Асира, в это время правителем Балха являлся Алтунтак хаджиб.1 Байхаки утверждает, что, когда правитель Балха Амираки Байхаки, прося поддержки у Мас уда, написал ему письмо, тот отправил к нему на помощь Алтунташ хаджиба с тысячью всадниками. Войска Алтунташа потерпели поражение." Так как Байхаки является современником этих событий, его сообщения заслуживают внимания.

Султан Мас уд, узнав о трудном положении Балха, направил туда большое войско под командованием своего сына Мавдуда. С ним отправилv также своего визиря Ходжа Ахмад Абдуссамада. Мас уд перед отправкой войск в Балх пригласил к себе эмира Мавдуда, своего визиря и других военачальников и надел на них дорогостоящие халаты.3 Гардези пишет, что число войск Мавдуда состояло из четырёх тысяч солдат. В этот период Мас уд приготовился к походу в Индию. Мавдуд со своим войском прибыл в местность Хийком вблизи Парвана и раскинул шатер.5 Он ждал удобного момента для нападения на Чагры-бека, но в это время ему сообщили, что его отец Мас уд убит в местности Рабат близ Моригила.

После отправки Мавдуда в Балх Мас уд вскоре собрал все свое богатство и вопреки возражениям Ходжа Бунасра Мушкана и других известных персон направился в сторону Индии. Он также взял с собой своего брата Мухаммада, находившегося в это время в заключении. В пути в местности Рабат близ Моригила военачальники совершили заговор и убили его, а на его место посадили на трон его брата Мухаммада.1 Таким образом, 13 раби ал-авваля 432г.х./2 декабря 1040 г. Мухаммад ибн Махмуд второй раз взошёл на трон." Последняя монета, отчеканенная в Нишапуре на имя Мас уда, датируется 431г.х./1040 годом. После этого, начиная с 432г.х./1040-1041 г., в Нишапуре монеты чеканились на имя Чагры-бека.3 Несмотря на то, что Мухаммад взошёл на трон в Газне, в основном всеми государственными делами занимался его сын Ахмад, который был безрассудным и подлым человеком.4 Султан Мухаммад управлял государством короткое время, поэтому о его взаимоотношениях с Сельджуками сведения отсутствуют, кроме краткого сообщения Шабанкараи, где указывается на противоборство Мухаммада с Сельджуками без подробного описания этих событий.3 Краткое правление Мухаммада ибн -Махмуда, который был больным и слепым, завершилось восстанием его племянника Мавдуда в ша бане 432 г.х./ декабрь 1040-январь 1041 г. Получив трон, Мавдуд занялся исполнением кровавой мести. Он уничтожил всех, кто был замечен в убийстве его отца, казнил также своего дядю Мухаммада вместе с его сыновьями.

Государственное устройство и особенности административного управления Ирана и Хорасана в XI-XII вв

Для выяснения вопроса о культурных связях между Газневидским и Сельджукидским государствами важную роль играет изучение титулов и званий правителей этих государств.

В течение X-XI вв. в исламском мире широко распространилась традиция присвоения почетных званий. Титулы и звания присваивались не только независимым правителям, но и полузависимым правителям отдельных областей, и служащим государственного дивана.1 Эти титулы и звания, с одной стороны, служили признаком официального признания этих правителей халифом, а с другой - являлись факторами, которыми гордились их обладатели этих званий.

Основатель Газневидского царства Абумансур Сабуктегин и его сын Абулкасим Махмуд первые свои титулы получили от саманидских эмиров." Последующим газневидским правителям титулы присваивались аббасидскими халифами.

Когда туркменские Сельджуки перешли реку Джайхун (Амударью) и поселились в Хорасане, то их предводители Тогрул-бек, Чагры и Муса Ягбу начали прозывать себя мавло амиру-л-му минином. Тогрул-бек в 429 г.х./1037-1038 г. после завоевания Нишапура выбрал себе прозвище «ас-султан ал-му аззам», но оно до 438 г.х./1046-1047 г. не чеканилось на его монетах.3 Прозвище «ас-султан ал-му аззам» или «султону-л а зам», которое, начиная с того времени и позже, чеканилось на их монетах и употреблялось в официальных посланиях сельджукидских правителей, являлось сельджукидскими титулами.

Сельджукские монеты по форме и надписи были похожи на газневидские монеты, и первые и основные монетные дворы Сельджукидов, т.е. монетные дворы Нишапура (самый эффективный монетный двор Сельджукидской эпохи), Исфахана и Рея, в прошлом являлись частью действующих монетных дворов газневидской эпохи.1 Естественно, Сельджукиды искусство чеканки монет заимствовали у них. Но титулы сельджукидских правителей отличаются от газневидских. Титулы сельджукидских властителей, отчеканенные на их монетах, были такими: ас-султон ал-одил, ас-султон ал-му аззам, ас-султон ал-а зам, малику-л-мулук, шоханшох, Абу-л-музаффар и т.п."

Титул ас-султон ал-му аззам или малику-л-му аззам, который чеканился на всех монетах сельджукидских правителей - от Тогрула до Санджара, -являлся, как было отмечено выше, сельджукским титулом. Кроме того, он являлся и личным титулом сельджукидских правителей, т.е. на монетах чеканились и их личные титулы, и их общий титул ас-султон ал-му аззам. Что же касается титулов газневидских правителей, то на монетах чеканятся личные титулы каждого их них. К примеру, на монетах, отчеканенных от имени султана Мас уда, написаны следующие титулы: ал-мунтаким мин а дои Аллах, Захиру халифати Аллах, Абу Са ид, Носириддини Аллах и Хафиз Ибодуллах. Или на монетах Мавдуда написаны титулы: Шихобу-д-давла Абу-л-фарадж, на монетах Абдуррашида начертаны титулы: Иззу-д-давла ва зайну-л-милла ва шарафу Аллах, а на монетах Тогрула Газневида написаны титулы: Кивому-д-давла Абу Са ид.4 Поэтому, начиная со времен правления Мас уда первого до Тогрула (421-440 г.х.), газневидские монеты отличались от сельджукидских. Со времен правления Фаррухзода в газневидских монетах наблюдаются некоторые изменения. Они заключаются в том, что впервые на монетах, отчеканенных от имени Фаррухзода, появляется титул ас-султон ал-а зам. Часть таких монет хранится в Санкт-Петербургском музее.1 Начиная с этого времени и до конца правления Газневидов, все правители этой династии чеканили на своих монетах этот сельджукидский титул и использовали его в своей переписке." Для более детального изучения этой проблемы нам помогут литературные источники, составленные при дворе Газневидов. В сочинении Сано и «Хадикату-л-хакика», где его восьмая глава посвящена восхвалению Бахрамшаха, он называет его следующими титулами: ас-султон ал-а зам, молик рикобу -л-умам, султони салотини олам Иамину-д-давла ва амину-л-милла... Абулмаоли Насруллохи Мунши в своем переводе «Калилы и Димны» на персидский язык в честь Бахрамшаха для его прославления также использует этот титул.4 На надгробных эпиграфических надписях газневидских правителей, дошедших до нас, наблюдаются то же самое. К примеру, на надгробных камнях Газны титулы газневидских царей начертаны следующими словами:

1. Ал-ходжиб ал-аджал Абу Мансур Сабуктегин рахмаху Аллаху алайхи.3

2. Ас-султон ал-а зам малику-л-ислом Иамину-д-давла ва амину-л-милла

3. Абу Музаффар Захиру-л-муслимин.6

4. Ас-сайид Мас уд Йамину-д-давла.7

5. Ас-султон ал-а зам Абу-л-Музаффар Иброхим ибн Мас уд.8

6. Ас-султон ал-а зам малику-л-ислом Ало у-д-давла (Мас уд третий).

На надгробной плите Махмуда Газневи, умершего в 421 г.х./ЮЗО г., к большому удивлению написан сельджукидский титул «Ас-султон ал-а зам». По мнению Флори, гробница Махмуда Газневи была возведена во втором периоде правления Газневидов, когда ими уже использовались сельджукидские титулы. Мы также считаем, что эти утверждения Флори являются правильными и соответствуют историческим событиям. Очевидно, гробница Махмуда Газневи была построена в эпоху правления Ибрахима или после него. На надгробной плите Мас уда первого титул «Ас-султон ал-а зам» отсутствует, но на надгробном камне Ибрахима и Мас уда третьего он написан.

Данные эпиграфических памятников и нумизматических материалов свидетельствуют о существовании культурных взаимоотношений между двумя государствами в изучаемый период.

Султан Санджар в своих посланиях величает газневидского правителя Бахрамшаха также титулом «султону-л- а зам»."

Таким образом, вышеприведенные материалы показывают, что титул «султону-л-а зам» или «султону-л-муа ззам» был написан и на газневидских монетах, и на надгробных плитах правителей этой династии, и этот титул был заимствован им из Сельджукидов. Использование этого титула началось со времен правления Фаррухзода и длилось до конца правления этой династии. Несмотря на то, что Фаррухзод и особенно Иброхим были могущественными правителями и являлись равными по чину Маликшаху и другим Сельджукским правителям, в этот период наблюдается влияние культуры Сельджукидов на двор Газневидов. Это выражалось в использовании газневидскими правителями таких сельджукидских титулов, как эмир, малик и султону-л-муа ззам.3 Самым важным фактором этих двусторонних взаимоотношений и взаимовлияния культур являлся прочный и долгосрочный мир, который был установлен между двумя государствами. Этот мир содействовал укреплению двусторонних культурных взаимоотношений, которые выражались в использовании титулов сельджукидских правителей газневидскими правителями и в преобладающем влиянии газневидских поэтов на двор Сельджукидов.

Предводители туркменских Сельджуков до того, как стали правителями, не имели большого опыта управления, и самым высоким постом, который они имели, было руководство небольшими сельджукскими племенами. После завоевания Хорасана они стали владетелями пространного государства, управление которым сильно отличалось от управления кочевыми племенами. Лембтон утверждает, что при вторжении в Иран Сельджукиды не преследовали цели больших перемещений и расстановок, так как их численность была небольшой. Она называет численность военных сил Сельджукидов при сражении в Данденакане 16000 чел.1 Могущество сельджукских туркмен опиралось на туркменские племена, среда их развития, этика и обычаи которых были связаны со степями Центральной Азии. Они так же, как и арабы, были беспомощными в управлении своими владениями. Прожив в соседстве с Газневидами одно десятилетие, они до какой-то степени ознакомились с их методами управления страной."

Поэтому, когда Сельджукиды в Хорасане пришли к власти, во всяком случае до определенного времени, они не вводили в административное управление никаких изменений и полностью использовали аппарат управления Газневидов. О неопытности первых сельджукских правителей в управлении государством в письменных источниках имеется много сведений. Так, по сведениям Мейхани, первый сельджукский правитель Тогрул, который был предусмотрительной личностью, однажды прибыл в город Мейхана (один из городов Хорасана), где проживала известная личность того периода Абусаид Абулхайр, и остановился в её степях. В качестве подушки он использовал седло, а кошму настилал себе от седла. Затем он отправил одного посыльного к правителю города, который сообщил ему, что они являются бесприютными людьми, прибыли сюда как их гости и просил, чтобы их отправили немного муки. Когда принесли муку, то он, забрав её, отправился в сторону Сарахса.

Особенности развития персидско-таджикской литературы в ХІ-ХІІ вв

Одним из положительных и важных качеств двора Газневидов явилась их благосклонность к поэзии и литературе. Большую роль здесь сыграло влияние Саманидов. Согласно сведениям письменных источников, при дворе Махмуда Газневида жили и творили более четырехсот известных поэтов. Одной из основных причин распространения влияния Махмуда Газневида в Хорасане, Мавераннахре и даже в Ираке и Джибале являлось присутствие персоязычных поэтов при его дворе. Махмуд для привлечения внимания поэтов и литераторов и привлечения их в свой двор проводил активную агитацию и взял их под свою защиту. Он награждал этих людей многочисленными ценными подарками. Несмотря на то, что он преследовал политические цели, но во всяком случае этим привлекал внимание ученых, поэтов и мастеров того времени, которые проживали в разных городах и местностях. Он хорошо знал, что в пропаганде положительных качеств и добрых дел двора Саманидов, которые недавно покинули Хорасан, большую роль сыграли поэты и ученые, и он считал эту силу очень весомой."

В эпоху правления Мас уда также благосклонно относились к поэзии, но после поражения Газневидов в Данданакане и установления господства Сельджукидов в Хорасане этому вопросу не было уделено должного внимания, в связи с чем поэтическая жизнь приходила в упадок.

После победы Сельджукидов в 431г.х./1039-1040 г. до возведения Маликшаха на царский престол поэзии и литературе не было уделено внимания. Некоторые поэты, такие как Асадии Туей и Катрани Табрези, почувствовав недоброжелательное отношение к их профессии, покинули Хорасан и отправились в Азербайджан и Ирак, где их правители и эмиры имели желание слушать стихи и наслаждаться ими. Это является показателем того, что поэзия при дворе Газневидов имела прочную и устойчивую основу. С приходом Сельджукидов их первые правители (Тогрул-бек и Алп Арслаи) занялись завоеванием Ирана, уничтожением своих противников и укреплением своих позиций, а к вопросам поэзии и литературы относились недоброжелательно. Но в конце правления Алп Арслана, особенно во время правления Маликшаха, этому вопросу стало уделяться особое внимание. Это привело к тому, что многие поэты и литераторы -собрались при их дворе. Самым известным из этих поэтов был Эмир Муиззи, который впоследствии получил титул амиру-ш-шуаро (эмира поэтов) при дворе Санджара.

Амиду-л-мулк Кандари - визирь Тогрул-бека имел особую симпатию к персидскому языку и литературе, и благодаря его стараниям в диване управления Хорасаном использовался персидский язык." Несмотря на то, что при дворе Сельджукидов служили некоторые известные поэты и литераторы, нестабильное политическое положение в начале правления Сельджукидов и преобладание политических амбиций над культурой не позволяли сельджукским правителям обращать взоры на персидскую поэзию, но постепенно этой стороне придворной жизни стало уделятьсявсе больше внимания.

Во времена правления Сельджукидов в Иране существовало четыре литературных центра: 1. Хорасан, 2. Ирак и Закавказье, 3. Мавераннахр, 4. Газна и Западная Индия.

Каждый литературный центр имел свой специфический характер и, несмотря на географические расстояния, между ними имелся контакт.1 Автор «Лубобу-л-Албоб»-а Авфи упоминает имена 106 придворных сельджукидских поэтов и каждому из них дает краткую характеристику." Конечно, надо учесть, что не все из перечисленных поэтов относились к двору Сельджукидов, а большинство были их современниками и работали при соседних дворах. Благосклонность некоторых газневидских правителей в Газне и Лахоре к поэзии в определенной степени была связана с их любознательностью и личными качествами. К примеру, во многих письменных источниках указывается на грамотность и знания некоторых газневидских правителей, и это определяло их отношение к поэзии. Одним из таких грамотных любителей стихов был Махмуд Газневи. Автор «Дастуру-л-вузаро» Хондмир называет Махмуда Газневи образованным человеком и отмечает, что он учился в одной школе со своим визирем Ходжа Ахмадом Хасаном Майманди.3 О грамотности наследников Махмуда Газневи в источниках также имеется много сведений. Джузджани отмечает, что сын Махмуда султан Мухаммад был образованным и порядочным человеком. Говорят, что он сочинил многочисленные стихи на арабском языке. О Мас уде Газневи пишут, что он был грамотным, имел хороший почерк и хорошо знал арабский язык.0 Другой сын Махмуда Абдуррашид, который вступил патрон в 440 г.х./1048-1049 г., хорошо знал хадисы пророка и об этом много рассказывал своим друзьям.1

Наверно не ошибемся, если назовем султана Ибрахима самым мудрым газневидским правителем. О его порядочности и образованности в источниках имеется много сведений. Он имел хороший почерк и каждый год собственноручно переписывал «Коран», поочередно отправляя переписанное в Мекку и Медину. По сведениям автора «Та рихи Фаришта», в эпоху его жизни (конец X -начало XI вв. хиджри) списки «Корана», переписанные султаном Ибрахимом, еще находились в Медине." Развитие поэзии и литературы при дворе Газневидов, главным образом, наблюдается после 431 г.х./1039-1040 г., в эпоху правлении султана Ибрахима. Наверное, это было связано с мирным договором, осуществление которого началось в начале правления Фаррухзода и продолжалось при правлении Ибрахима. Мирная и спокойная атмосфера способствовала быстрому развитию поэзии и появлению при дворе Газневидов таких великих поэтов, как Мас уд Са ди Салман, Усмон Мухтори, Сайид Хасани Газневи и др.

Содействие развитию таджикско-персидской литературы во втором периоде правления Газневидов имело место не только в Газне, но и в Лахоре, втором центре государства Газневидов, где таджикско-персидский язык был распространен и получил определенное развитие. Двое из сотрудников великого дивана Сельджукидов - Низамиддин Абу Наср и Зарир Шайбони, проживавших в Лахоре, поддерживали и защищали поэтов. При их поддержке в Лахоре развивалась персидская поэзия. Первым персоязычным поэтом этой местности был Абу Абдаллах Рузбех ибн Абдаллах ан-Накти (Накхати), который в восхваление Мас уда сочинил стихи. Другой поэт, творивший при дворе Ибрахима Газневида - Абулфарадж Руни также был выходцем из Лахора. Известнейшими газневидскими придворными поэтами при дворе Лахора этого периода являлись Абулфарадж Руни и Мас уд Са ди Салман. Здесь особо следует отмстить, что газневидские придворные поэты, творившие в Лахоре, также имели связи с сельджукидскими поэтами. Примером этому является Мас уд Са ди Салман.

В период правления Бахрамшаха Газневида число поэтов возросло. Бахрамшах получил в наследство от своего деда Махмуда Газневида огромную любовь к персидской литературе. Во время своего продолжительного правления (51 1-552 г.х./1117-1118-1157-1158) он пережил много перемен и изменений, но, несмотря на это, никогда не прекращал поддерживать поэтов и всячески помогая им, в связи с чем получил среди своих современников известность как самый страстный приверженец поэтов." Можно утверждать, что между двором Газневида Бахрамшаха и Сельджукида Санджара существовал мост, связывающий отношения двух государств в области поэзии и литературы, посредством которого были установлены близкие отношения между поэтами двух дворов. Это, в свою очередь, способствовало установлению связей между правителями и-визирями двух соседних государств.

При дворе Бахрамшаха работали многочисленные ученые, которые являлись известными личностями своей эпохи. Насруллах Мунши в предисловии к своей книге «Калила и Димна» перечисляет имена многих этих известных личностей, большинство из которых являлись хорасанцами.

Похожие диссертации на Взаимоотношения Ирана и Хорасана в XI - XII вв. : по письменным источникам