Введение к работе
Актуальность темы исследования. Народный восточнославянский костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии. Как яркий информационный источник, он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов и их контакты с соседями, семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. На протяжении столетий он не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя. Именно поэтому эволюция традиционной одежды дает возможность проследить не только трансформацию эстетических идеалов и народных представлений, но и особенности развития народного хозяйства на том или ином этапе, миграционные потоки, изменения в общественном и семейном быте.
На разных этапах истории народный костюм восточных славян, будучи многогранным явлением, попадал в сферу интересов историков, этнографов, археологов, искусствоведов и представителей других наук. Сложился большой пласт литературы с одним и тем же объектом исследования, но с разными научными подходами к нему. Накопленный большой массив литературы представляет особый интерес для историографической систематизации и анализа, в ходе которого рассматриваются новые проблемы историографии.
Научная актуальность историографии народного костюма восточных славян обусловлена возникновением ряда новых направлений и методологических подходов в современной науке, которые расширяют возможности междисциплинарного исследования народного костюма в общекультурном, историческом контексте.
Выражением широкого общественного интереса к теме являются многочисленные научно-практические конференции, в рамках которых поднимаются не только вопросы истории народного костюма, но и проблемы его изучения, критической оценки трудов предшественников и современников.
В литературе представлен широкий спектр исследовательских проблем традиционного костюма: от описательной характеристики тех или иных видов одежды различных губерний - до сложных культурологических вопросов. Особенности изучения народного костюма менялись с течением времени. Можно выделить три основных подхода к данной проблеме: исторический, этнографический и культурологический. Актуальность каждого определялась состоянием науки в тот или иной период, хронологическими рамками, приоритетами в разработке научных проблем, литературной традицией, методами научного анализа проблематики. Исследование этих явлений позволит систематизировать литературные источники не только с позиций той или иной дисциплины, но и, что особенно важно, с позиций междисциплинарных подходов. Вышесказанное обусловило научную и общественную значимость и актуальность темы исследования.
Степень изученности темы. Литература по истории изучения традиционного костюма восточных славян как сложного феномена духовной и материальной культуры народа по своей структуре, содержанию, проблематике, источниковой базе, конкретным методам исследования объекта -достаточно сложное явление. Она отражает длительный процесс накопления современного гуманитарного знания, путей развития традиционной историографии, зарождения и становления современных методологических средств междисциплинарного подхода к явлениям прошлого, которые являются предметом интереса разных гуманитарных наук. Эту литературу следует разделить на две группы.
К первой группе относятся работы общего характера по отечественной историографии. В них историография костюма восточных славян отражена косвенно, как один из незначительных сюжетов в общей структуре приоритетной на разных этапах изучения проблематики исторических и этнографических исследований. Эта литература важна прежде всего для понимания того историографического общенаучного контекста, в котором шел процесс накопления научного знания о традиционном костюме.
Как начало историографического изучения темы следует рассматривать библиографические труды. В 1913 г. вышел в свет первый библиографический
указатель по этнографии народов России, составленный выдающимся ученым Д.К. Зелениным. В этом труде учтена литература с 1700 по 1910 г. В разделе «Одежда» было собрано и систематизировано более трехсот книг и статей.
В другой работе Д.К. Зеленин дал описание рукописей архива ИРГО (Императорское Русское географическое общество) и ввел в научный оборот богатый архивный материал, содержащий много ценной информации о костюме, бытовавшем в разных областях России. Описание рукописей позволило составить представление об истории собирания этнографических материалов и собирателях.
В литературе второй половины XX в. обширная библиография народной одежды восточных славян дана в работах З.Д. Титовой, в историко-этнографических атласах «Русские», «Украинцы», «Белорусы». Из новейших работ большую ценность представляют специализированные библиографические труды А.Н. Жабревой по истории костюма. В указатель, изданный в 2008 г., вошли книги, брошюры, авторефераты, статьи из сборников, периодических и продолжающихся изданий, разделы и главы из монографий, полностью или частично посвященные изучению истории отечественного костюма, его отдельных видов и частей. В издании представлен ряд аннотаций, расписано содержание сборников, учтены издания, вышедшие до 2007 г.
Важное место в группе историографических источников занимают обобщающие труды по истории развития русской исторической мысли. Среди работ этого направления - труд Н.Л. Рубинштейна1, посвященный русской историографии. Для диссертационной работы здесь представляют особый интерес вопросы историко-бытового направления в русской исторической науке и связанные с ним имена И.Е. Забелина и Н.И. Костомарова.
Особо необходимо отметить историографическое значение работ по истории восточнославянской этнографии. Одним из первых к этой проблематике обратился А.Н. Пыпин, автор четырехтомного труда по истории русской этнографии, изданного в конце XIX в. В труде представлены обстоятельные биографии ученых, дан анализ проблематики целого рада значимых работ. Народный костюм как отдельный вопрос этнографического
1 Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.
изучения А.Н. Пыпиным специально не затрагивается, но косвенно он нашел отражение в анализе научной деятельности известных этнографов.
В XX в. крупной работой по истории русской этнографии стала монография С.А. Токарева. Работу А.Н. Пыпина Токарев оценивает как «добросовестнейший и капитальный историографический обзор», но при этом считает, что некоторые вопросы были представлены ограниченно2. С.А. Токарев выделяет периоды развития этнографии и этапы ее становления как науки, отмечает начало систематического сбора сведений об одежде официальной наукой.
Историография костюма нашла отражение в трудах по истории украинской и белорусской этнографии. В.Ф. Горленко3 рассмотрел историю формирования научного подхода к сбору материала о народной одежде, методические приемы обработки данных.
Сложное противостояние науки и власти в сталинскую эпоху, влияние идеологического климата в стране на исследования, в том числе традиционного костюма, отразились в работах В.М. Алпатова, Ю.Л. Слезкина, Т.Д. Соловей, С.С. Алымова и др.4 В конце 1980-х гг. в дискуссии о месте этнографии в системе наук, ее теоретических проблемах, основных направлениях развития приняли участие Ю.В. Бромлей, М.В. Крюков, Г.В. Старовойтова, где были поставлены и вопросы изучения материальной культуры .
Важной частью историографического комплекса являются работы биографического характера, где отражены не только этапы творчества, но и дана оценка научного вклада ученого, раскрыта общеисторическая и социально-политическая атмосфера, на фоне которой развивалась наука. К этой группе работ относятся статьи В.Ф. Горленко о П.Д. Де ля Флизе, Н.Л. Рубинштейна - о И.Е. Забелине, работа А.С. Куницкого о П.П. Чубинском, работы Г.С. Масловой
2 Токарев С.А. История русской этнографии (Дооктябрьский период). М., 1966. С. 361-363.
* Горленко В.Ф. Нариси з історії української етнографії та російсько-українських етнографічних зв'язків. Київ,
1964; Становление украинской этнографии конца XVIII - пер. пол. XIX столетия. Киев, І 988.
4 Алпатов В.М. Марр, марризм и сталинизм //Философские исследования. 1993. № 4. С. 271-288; Слезкин ЮЛ.
Советская этнография в нокдауне: 1928-1938 // Этнографическое обозрение. 1993. № 2. С. 113-125; Соловей Т.
Д. «Коренной перелом» в отечественной этнографии (дискуссия о предмете этнологич. науки к. 1920-х - н.
1930-х гг.) // Этнографическое обозрение. 2001. X» 3. С. 101-120; Алымов С.С. Три этюда о «марризме» в
советской этнографии // Этнографическое обозрение. 2008. № 6. С. 79-93.
5 Бромлей Ю.В., Крюков М.В. Этнография: место в системе наук, школы, методы // Сов. этнография. 1987, №3.
С. 45-60; Старовойтова Г.В. Еще раз о предмете этнографии// Сов. этнография. 1987. № 5. С. 56-59.
и Н.С. Полищук о научной деятельности Н.И. Лебедевой; творчеству Б.А. Куфтина посвящена статья С.С. Алымова и A.M. Решетова .
История эволюции методических приемов сбора фактического материала, методов его изучения и обработки получила освещение в разные годы в трудах ученых XX в. - В.Н. Харузиной, Н.И. Гаген-Торн, В.Н. Белицер, Г.С. Масловой, Г.Г. Громова, С.А. Токарева и др.7 Среди них следует выделить работу В.Н. Харузиной, где достаточно полно изложены принципы научного исследования народного костюма. К этой группе трудов можно отнести статьи, анализирующие методы работы того или иного ученого. Н.И. Гаген-Торн рассмотрела особенности подходов к изучению костюма Б.А. Куфтина, Н.П. Гринковой и др. Позднее А.И. Васина и Н.И. Гаген-Торн посвятили свое исследование ретроспективному методу Д.К. Зеленина .
Среди историографических источников большую группу составляют рецензии на труды по вопросам народного костюма А.А. Шахматова, М.Я. Феноменова, В.Н. Харузиной, М.Т. Маркелова, посвященные работам Д.К. Зеленина, а также статьи Н.П. Гринковой, М.Г. Рабиновича и др.10
Немалое количество историографических трудов содержит анализ наследия Д.К. Зеленина. Многогранная научная деятельность ученого вызывала пристальное внимание как его современников, так и последующих поколений.
6 Горленко В.Ф. ДЛ. Деляфлиз как этнограф // Сов. этнография. 1965. № 1. С. 107-116; Рубинштейн Н.Л. Иван
Егорович Забелин. Исторические воззрения и научная деятельность // История СССР. I96S, №1. С. 54-74
Куницкий А.С. Украинский этнограф Павел Платонович Чубинский // Сов. этнография. 1956. № 1. С. 77-85;
Маслова Г.С. Из истории восточнославянской этнографии (Творчество Н.И. Лебедевой) // Сов. этнография.
1991. № 5. С. 45-57; Полищук Н.С. Подвижнический путь в науке: Наталия Ивановна Лебедева //
Репрессированные этнографы. М., 1999. Вып. 1. С. 265-283; Алымов С.С, Решетов A.M. Борис Алексеевич
Куфтин: изломы жизненного пути // Репрессированные этнографы. М., 2003. С. 227-268. Т. 2.
7 Харузина В.Н. Этнография. Приемы изучения явлений материальной культуры. М.,1914; Гаген-Торн Н.И. К
методике изучения одежды в этнографии СССР // Сов. этнография. 1933. № 3-4. С. 119-135; Белицер В.Н.
Методические указания по палевому сбору материалов по народной одежде // Краткие сообщ. Ик-га
этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М., 1953. Вып. XV1H. С. 81-90; Маслова Г.С. Проблемы и методы
изучения материальной культуры (опыт работы сов. ученых). М.,1964; Громов Г.Г. Методика этнографических
экспедиций. М., 1966; Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Сов.
этнография. 1970. №4. С. 3-17.
' Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР//Сов. этнография. 1933. №3-4. С. 119-135.
Васина А.И., Гаген-Торн Н.И. Ретроспективный метод анализа в трудах Д. К. Зеленина // Очерки истории русской этнографии, фольклористики, антропологии. М., 1971. С. 171-180.
Шахматов А.А. Д.К. Зеленин. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течением позднейшей великорусской колонизации [Рец.] // Изв. Отд-ния русского языка и словесности Император. Акад. наук. 1915. Т. XX., кн. 3. С. 332-358; Феноменов МЛ. Книга, которая создает эпоху // Краеведение. 1927. № 4. Т. 4. С. 447-450; Харузина В.Н. Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskunde [Рец,] II Этнография. 1928. Jfe 2. С. 144-154; Маркелов М.Т. К вопросу о культурных взаимоотношениях финнов и русских // Этнография. 1930. №1-2. С. 57-62; Гринкова Н.П. Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки [Рец.] // Этнография. 1928. № 1. С. 144-145; Рабинович М.Г. Восточнославянский этнографический сборник [Рец,] // Сов. этнография. 1958.№4.С. 149-157.
Из новейших трудов важны работы A.M. Решетова, К.В. Чистова . К 100-летию со дня рождения ученого вышел сборник «Проблемы славянской этнографии», где были представлены не только этапы его творческого пути, но и анализ ряда работ, который подкреплялся современными данными. Рассмотрены и некоторые научные противоречия, вызвавшие в свое время множество споров и критических замечаний. Представляют интерес методы научной работы ученого.
В историографии темы народного костюма значимы культурологические исследования. Проблемы культурологического подхода к изучению материальной культуры, частью которой является народный костюм, получили освещение в трудах Ю.М. Лотмана, А.К. Байбурина и др.12 Особый интерес представляет информация о взаимодействии этнографии со смежными дисциплинами. Проблемы взаимодействия этнографических исследований быта и истории повседневности рассмотрены Н.Л. Пушкаревой13. Указанные работы важны для выявления особенностей в подходах разных дисциплин к изучению одного и того же исследовательского объекта.
Ко второй группе следует отнести историографические работы специального содержания, посвященные непосредственно истории изучения костюма. Они важны тем, что детально раскрывают процесс зарождения, развития, обновления проблематики, состояние источниковой базы на разных этапах развития исторической науки в целом. Здесь, как и при анализе общей литературы, важна периодизация, установление хронологических граней. Если общая литература рассматривается за весь период историографии, то появление первых конкретных историографических работ можно датировать второй половиной XX в. С этого времени появляются специальные
'' Решетов A.M. Дмитрий Константинович Зеленин: классик русской этнографии // Выдающиеся отечественные
этнологи и антропологи XX века/ сост. Д. Д. Тумаркин. М., 2004. С. 137-183; Чистов К.В. «Восточнославянская
этнография» Д.К. Зеленина // Д.К. Зеленин. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 427-451.
"Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры // Семиосфера. СПб., 2000. С. 392-461; Байбурин А.К.
Некоторые вопросы изучения объективированных форм культуры (К проблеме этнографич. факта) //
Памятнихи культуры народов Европы и Европейской ч. СССР. Сб. МАЭ. Л., 1982. Т. XXXVIII. С. 5-15; его же.
Семиотические аспекты функционирования вешей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры.
Ленинград, 1989. С. 63-88.
"Пушкарева НЛ. «История повседневности» и этнографическое исследование быта: расхождения и
пересечения // Glasnik Etnografskogo institute SAN (Beograd). 2005. № ЦП. С. 21-34.
историографические обзоры, статьи, разделы в монографиях, материалы конференций, диссертационные историографические обзоры.
Среди них заслуживают внимания работы Г.С. Масловой14. Они не носят характер специального историографического исследования - анализ литературы включен автором в контекст научного исследования темы, что позволило историографически обосновать новизну решаемых ученым проблем.
В статье «Источники научного изучения народной одежды» К.И. Матейко раскрывает приоритетные направления в исследовании традиционного костюма, характерные для разных этапов историографии, дает общую оценку исследовательской деятельности предшественников, прослеживает проблематику различных научных школ.
Историография украинского народного костюма представлена в монографиях К.И. Матейко, Т.А. Николаевой16. Последний автор обратил внимание на изучение костюма других славянских народов. Методологические вопросы, поставленные дореволюционными учеными, Т.А. Николаева рассматривает с позиций традиционной советской критики.
Отдельные историографические проблемы рассматриваются в диссертационных работах по истории народного костюма. Они, как правило, посвящены конкретным вопросам избранной темы, поэтому не могут отражать весь круг исследовательских вопросов.
Анализ литературы по теме диссертации показывает, что в настоящее время историография народного костюма восточных славян как самостоятельное направление представлена довольно ограниченным кругом работ. Пока еще нет системного, комплексного историографического исследования, раскрывающего все стороны истории изучения традиционного народного костюма как социально-культурного феномена. Это подтверждает важность и научную значимость специального диссертационного исследования по историографии народного костюма.
14 Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX - нач. XX вв. // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX -нач. XX вв. М., 1956. Т. XXXI. С. 543-790; Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - н. XX вв. М., 1984.
" Матейко К.И. Источники научного изучения народной одежды // Архіви України. 1968. № 6. С. 21-29. "Матейко K.I. Український народний одяг. Київ, 1977; Николаева T.A. Украинская народная одежда. Среднее Поднепровье. Киев, 1987; Історія українського костюма. Київ, 1996.
Предметом исследования является история изучения народного костюма восточных славян в исторической, этнографической и культурологической литературе XIX -XX вв.
Объект диссертационного исследования - народный костюм восточных славян в отечественной историографии XIX - XX вв.
Хронологические рамки исследования обусловлены возникновением в начале XIX в. научного интереса со стороны отечественных исследователей к народной культуре и современным состоянием историографии. Исследование истории изучения темы за два столетия позволяет проследить эволюцию научного знания, особенности формирования историографического комплекса в контексте эпохи.
Цель исследования - историографический анализ исторического, этнографического и культурологического подходов к изучению народного костюма восточных славян в науке XIX-XX вв., выяснение историографической специфики и результативности междисциплинарных подходов к теме.
Задачи исследования:
-
Проанализировать в отечественной историографии XIX - XX вв. теоретико-методологические вопросы и содержание проблематики в изучении народного костюма восточных славян.
-
Выявить группы историографических источников с учетом общеисторического, этнографического и культурологического подходов к изучению традиционного восточнославянского костюма.
-
Проследить процесс формирования проблематики и особенности методов исследования народного костюма в исторической литературе.
-
Изучить процесс накопления знаний по народному костюму в контексте возникновения и развития этнографии как науки.
-
Выявить особенности изучения народного костюма с позиций современной культурологии.
Решение указанных задач позволит дать научную картину развития знания и общественных представлений о народном костюме русских, украинцев, белорусов, показать значимость изучения этого явления народной жизни в общенаучной проблематике истории культуры.
Источниковая база диссертации составляет широкий комплекс разноплановых работ исторического и историографического содержания. Первую группу источников составили монографии и статьи, которые непосредственно посвящены народному костюму восточных славян. Источники охватывают широкий круг вопросов: историю возникновения и характеристику тех или иных форм костюма, проблемы функционирования одежды в системе обычаев и обрядов, семиотический статус декоративных элементов, межкультурную интеграцию на примере одежды, взаимодействие народной одежды и современного проектирования костюма и т. д. В зависимости от временного этапа, приоритетных направлений в исследовании материальной культуры, научных интересов исследователя на первый план выходила та или иная проблематика. Привлечен ряд опубликованных изобразительных источников из музейных собраний, что также является важным материалом для данного исследования.
Выбор источников обусловлен значимостью и разнохарактерностью вопросов, которые рассматривали авторы применительно к теме диссертации, возможностью проследить изменения методов исследования народной одежды с развитием той или иной науки, сравнить особенности изучения костюма в различных аспектах.
Отдельную группу составили труды, связанные с вопросами изучения источников по истории народного костюма и их оценкой. Этот круг работ представлен материалами общего плана, где отражены методы исследования народного костюма в контексте разных наук, их эволюция, особенности формирования проблематики. Ряд материалов отражают теоретические концепции, повлиявшие на исследовательскую деятельность, среди которых -яфетическая теория НЛ. Марра, принципы «культурно-исторической школы» В.В. Богданова, классовый анализ явлений с марксистских позиций. В эту группу включены работы, посвященные исследовательским методам отдельных авторов. Привлечение подобных работ, опубликованных в разные годы, позволяет проследить точки зрения ученых на изучение проблем народного костюма и выявить эволюцию их взглядов в этом направлении.
Значительную группу источников по теме составляют труды биографического характера, в которых рассмотрена научная деятельность ученых, отражены их взгляды на проблемы науки, отношение к явлениям общественной жизни.
Не менее значимы критические статьи и рецензии на научные труды, где дана их оценка с позиций критика, с учетом его представлений и видения проблемы.
Следующая группа источников - это материалы полевых исследований, методики и программы по сбору этнографического и археологического материала, которые в истории изучения народного костюма также играют существенную роль.
В комплексе историографических работ имеют значение труды, где интересующие вопросы затрагиваются косвенно. К ним следует отнести материалы по истории музейного дела, организации выставок, литературу краеведческого характера, различного рода справочные издания и др.
Широкая источниковая база дает возможность решить поставленные задачи.
Методологической основой диссертации являются общенаучные принципы и методы исследования. Среди них - принцип историзма, предполагающий рассмотрение объекта исследования с точки зрения совокупности следующих во времени исторических связей, во взаимосвязи событий; выявление причин того или иного явления, оценку полноты и совокупности фактов.
Применение сравнительно-исторического метода дает возможность изучить историографические факты с учетом исторической обстановки, этапов развития науки, творчества ученых, развития их взглядов.
Синхронный метод позволяет исследовать литературные труды в одном выбранном промежутке времени с разных сторон без обращения к исторической перспективе. Хронологический метод дает возможность проследить закономерности накопления и углубления историографических знаний во временной последовательности. Задача системного подхода в данной работе - выявить на общем фоне историографии народного костюма не только
исторический процесс изученности отдельных проблем, но подойти к научной проблематике комплексно, дать целостную всеобъемлющую картину становления современного состояния научного знания о народном костюме.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании проблемы изучения народного восточнославянского костюма с позиций исторического, этнографического и культурологического подходов, что на сегодняшний день не было представлено в историографических работах. Результаты исследования позволяют выявить не только особенности эволюции данного знания в пределах разных наук, но и определить место народного костюма в общей системе научных исследований как в прошлом, так и в настоящем. Анализ историографических источников представлен в контексте эпохи, с учетом развития науки и методов изучения, характерных для разных периодов ее развития. Именно на базе междисциплинарного анализа методами историографии широкого круга литературы возможно расширение научного знания по теме исследования.
Положення, выносимые на защиту:
1.В истории изучения народного костюма восточных славян как уникального памятника материальной и духовной культуры с большой полнотой раскрывается сложный процесс накопления гуманитарного знания методами и подходами разных дисциплин - истории, этнографии и других - к одному и тому же объекту исследования.
-
Системный анализ всей научной литературы (исторической, этнографической, культурологической) дает представление о народном костюме как явлении общеисторическом, существенно расширяющем научные знания в истории духовной, материально-бытовой, социальной, демографической, природно-территориальной среды жизни народа.
-
Возникновение научных сообществ, определение во второй половине XIX в. в качестве приоритетного направления изучение восточнославянских народов способствовало расширению исследовательской сферы в рбласти народного костюма, который изучается как в контексте бытовой культуры народа, так и в качестве самостоятельного исследовательского направления. В
конце XIX - начале XX вв. появляются отдельные сочинения, поставившие новые вопросы в изучении народного костюма.
-
На исследовательскую деятельность в области народного костюма восточных славян большое значение оказывала эпоха, которая формировала приоритетные направления в данной проблематике, влияла на методы исследования. Идеологическая составляющая особенно активно проявилась в трудах 1930-1950-х годов.
-
В конце XX века одним из актуальных направлений в исследовательской деятельности становится междисциплинарный подход, позволяющий комплексно подойти к решению новых вопросов в изучении народного костюма. На данном этапе этот подход еще не реализован в полной мере.
-
Наиболее полно и комплексно проблема восточнославянского народного костюма за рассматриваемый период нашла выражение в этнографических трудах.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования позволяют расширить научные знания не только в истории изучения народного костюма, но и историографии в целом. Данная работа может быть востребована специалистами разных исторических научных дисциплин. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы в научной и педагогической деятельности: при подготовке историографических курсов, разработке спецкурсов по отечественной истории, истории культуры, культурологии.
Материалы работы могут быть востребованы в области современного проектирования костюма. Для них представляет ценность оценка литературы и источников, знание исторического опыта формирования народного костюма. Материалы исследования могут быть использованы музееведами, а также при организации и проведении массовых фольклорных мероприятий.
Апробация работы. Полученные результаты обсуждены на кафедре отечественной истории и культуры ННГАСУ. Положения диссертации были изложены в докладах на Международном научно-промышленном форуме «Великие реки-2008» (Нижний Новгород, 2008), XV межвузовской
конференции по культурологии «Культурное наследие России: изучение и сохранение» (Нижний Новгород, 2008). Основные идеи и результаты исследования отражены в 5 публикациях.
Результаты исследования были использованы автором при разработке учебных курсов по дисциплинам «История, культура и технологии изготовления костюма» (ННГАСУ), «Народный костюм: традиции и современность» (НКТДО).
Структура диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых построена по проблемно-хронологическому принципу, заключения, библиографического списка источников и литературы.