Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева Мельникова Юлия Владимировна

История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева
<
История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мельникова Юлия Владимировна. История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 Томск, 2005 179 с. РГБ ОД, 61:05-7/618

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общий анализ источников теории мифа А.Ф. Лосева 16

1.1. А.Ф. Лосев и платоническая традиция 19

1.2. А.Ф. Лосев и немецкая философская традиция 26

1.3. А.Ф. Лосев и русская религиозная философия 44

Глава 2. Миф как основополагающая категория философии истории А.Ф.Лосева 55

2.1. Гуманитарная традиция в исследовании мифа до 1930 года 57

2.2. Основные положения концепции мифа А.Ф. Лосева 77

2.3. Марксизм и марксистское в лосевском понимании мифа 89

2.4. Структурализм и творчество А.Ф. Лосева: контекст теоретического

взаимодействия 98

Глава 3. История как мифология: антиковедная историософия А.Ф. Лосева 109

3.1. Теоретические источники антиковедных представлений А.Ф. Лосева 109

3.2. «История античной эстетики» как факт гуманитарной науки 1960-1980ых

годов 131

Заключение 164

Список использованных источников и литературы 168

Введение к работе

Наследие русского ученого и мыслителя А.Ф. Лосева, несмотря на широкую известность его трудов в современности, остается до сих пор неким загадочным явлением. Трудности его исследования являются следствием не только фактической объемности сочинений А.Ф. Лосева или культурно-философского разнообразия его работ. По всей видимости, авторская установка на всеобщность и глобальность интеллектуальных изысканий и создала собственно «проблему» ученого, что на сегодняшний день выражается в недостаточной применимости синтетического, обобщающего подхода к лосевскому наследию.1 Возможно, исторически не наступило время «взгляда со стороны», для которого, по всей видимости, нужно больше дистанции со стороны исследователя. Примечательно, что практически все позднейшие статьи, посвященные отдельным лосевским сюжетам и принадлежащие авторам из ближайшего окружения мыслителя, написаны с чувством глубокого уважения и даже преклонения перед гением А. Лосева. Еще одна выразительная деталь: в совместной книге А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого содержится достаточно подробная библиография работ о А. Лосеве. Несмотря на заявленную краткость этого списка, можно было бы с уверенностью говорить о его исчерпывающем характере, если не одно «но». Авторы списка тщательно обходят молчанием те статьи, которые подвергают критическому анализу лосевские тексты. Можно не принимать во внимание публикации, стремящиеся к развенчанию представления об А. Лосеве «как о благостном старце, размышляющем о Боге перед лицом вечности» в крайне негативных тонах.3 Но умолчание о конструктивных критических статьях касательно, допустим, «Эстетики Возрождения» выглядит несколько странно.4 Возможно, что подобная ситуация объясняется отчасти желанием последователей А. Лосева сохранить память об учителе светлой и незамутненной, отчасти же -традиционным отношением к любой критике как к «проработке» лосевских сочинений. Достаточно вспомнить, как выразилась по этому поводу А.А. Тахо-Годи, писавшая в своей книге о том, что после выхода «Эстетики Возрождения» в Москве и Ленинграде устраивали под видом научного исследования эпохи Ренессанса конференции с «проработкой А. Лосева» (курсив — М. Ю.).5

Необходимость синтетических, обобщающих исследований трудов А. Лосева на сегодняшний день является актуальной историографической задачей. Кроме того, накопилось определенное количество специализированных работ, посвященных отдельным лосевским сюжетам. Сразу отметим то обстоятельство, что в поле именно исторического исследования работы А. Лосева практически не включались,6 поэтому подавляющее большинство критических очерков имеют в качестве своей цели рассмотрение философских или религиозных взглядов ученого и содержат весьма интересные аналитические разборы. Круг исследователей, обращавшихся к наследию А. Лосева с тех или иных позиций, отличается завидным постоянством, среди основных авторов можно указать С.С. Аверинцева, В.В. Бибихина, Л.А. Гоготишвили, А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого, С.С. Хоружего. Диссертационное исследование Л.А. Соломенной «Исторические взгляды А.Ф. Лосева» содержит подробный историографический анализ работ, посвященных его творчеству.8 Нам представляется, что повторение подобного анализа малопродуктивно. Тем более, что Л.А. Соломенна предпринимает попытку типологизировать историографию касательно лосевских разработок и выделяет несколько основных направлений или тематик в рамках изучения интеллектуального наследия ученого:

1) рассмотрение богословских и философских построений А. Лосева на основе базовых теоретических конструктов (символ, энергия, имя, миф) в публикациях С.С. Аверинцева, В.В. Бибихина, Л.А. Гоготишвили, А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого, С.С. Хоружего, В.В. Асмуса и др.;

2) методологические основания концептуальных обобщений А. Лосева становятся предметом исследования в работах В.В. Бибихина, Л.А. Гоготишвили, В.И. Постоваловой, В.П. Троицкого, А. Хааррдта;

3) проблемы лосевского стиля мышления и способы обобщений в его текстах рассматриваются С.С. Аверинцевым, Л.А. Гоготишвили, Е.А. Тахо-Годи, С.С. Хоружим;

4) специальные исследования, посвященным историческим взглядам А. Лосева, принадлежат Л.А. Гоготишвили, Г.М. Циплакову.9

В рамках нашего исследования особую актуальность имеют первое и последнее направления историографии, что обусловлено спецификой поставленных в диссертации задач. И здесь очевиден тот теоретический «водораздел», который специализирует нашу работу от проблематики диссертации Л.А. Соломенной, основная цель которой формулировалась как «методологическое исследование исторических взглядов А.Ф. Лосева во всем комплексе их философского и историко-культурного содержания, в непосредственной связи с религиозно-философской основой его мировоззрения».1 Фокус работы Л.А. Соломенной - это «Эстетика Возрождения», на материале которой автор указанной диссертации увязывает ренессансную проблематику лосевских штудий с религиозно-философским контекстом его мировоззрения, где особое место занимает имяславие. Акценты предпринятого нами рассмотрения существенно смещаются, конкретизируются концептуальной областью лосевского мифа. Целью нашего исследования является реконструкция исторических взглядов А. Лосева с точки зрения их зависимости от авторской теории мифа с учетом (но не анализом) православной специфики мировоззрения ученого. Это означает, что мы попытаемся провести систематический анализ антиковедных представлений А. Лосева, изложенных в «Истории античной эстетики», в связи с его концепцией мифа. Необходимость изучения именно исторического компонента лосевской системы подтверждается авторскими реминисценциями на данную тематику.

Уже в ранних произведениях ученый признавался, что только исторический подход позволяет адекватно изучать социальные или духовные явления. п Лосевское понимание истории как «теории, но только данной в процессе становления», специфично и несет на себе известный философский отпечаток. Но это не мешает актуализации исследовательского интереса именно к историческому бытию. Более того, для А. Лосева характерна та позиция, которую можно обозначить как генерализирующее видение истории. Этим подпитывается, с одной стороны, авторское стремление создать «единый культурный тип» античности, а с другой, утверждается равноценность любых других культурно-исторических феноменов и, соответственно, их последующих интерпретаций. Сам ученый выразительно пишет по этому поводу: «Но не только всякое знание исторично и всякая история...- цельна, индивидуальна,... но существует и множество таких цельных исторических типов..., надо уметь уловить их диалектическую последовательность и взаимосвязь».14 Также подчеркнем, что лосевская историософская система имеет корни в авторской концепции мифа, которая особым образом повлияла на общий характер исторического видения А. Лосева.

Это означает, что в список интересующих нас историографических разработок включаются, в первую очередь, те публикации, которые посвящены лосевской теории мифа и символа.15 С.С. Хоружий определяет теоретический замысел А. Лосева как идею построения «всеохватного символистского синтеза», создания цельного символистского мировоззрения (здесь отечественный мыслитель не был одинок, т.к. подобные стремления оказались присущи работам П. Флоренского и Э. Кассирера).16 Несмотря на шеллингианское в основе понимание символа, по мнению С.С. Хоружего, А. Лосев существенно расширяет возможности символического интерпретирования, используя для этих целей методологический синтез феноменологии и диалектики. Он признает, что лосевская трактовка символа в качестве «эйдоса, явленного в ином»,18 позволяет ему в дальнейшем обосновать миф как предельно-бытийственную категорию.19 Кроме того, отличие мифа от родственной ему категории символа, пишет С.С. Хоружий, заключается в том, что миф всегда имеет личностную природу. Поэтому лосевский проект абсолютной мифологии есть результат авторского стремления к созданию собственного, в основе православного мифа, что актуализировало возвращение А. Лосева к собственным духовным истокам.21 Л.А. Гоготишвили также пишет о символистских основаниях лосевской философской системы, акцентируя внимание на проблеме выражения. По ее мнению, «магическим ключом» к наследию А. Лосева может стать «соотношение сущности и энергии», которое в самом общем виде редуцируется до формулы: «энергия причастна сущности, но сущность не есть энергия». (Несколько позднее Л.А. Гоготишвили охарактеризует подобное понимание символа в качестве «коммуникативной версии исихазма».23) Отсюда главным предметом лосевских размышлений становятся различные формы выражения сущности, этим фактом исследовательница объясняет и постоянный интерес А. Лосева к эстетике как «теории выражения».24 Мифология при подобном подходе рассматривается как «особая форма энергийного воплощения сущности, универсальное качество культуры», т.к. миф проявляется символически в различные исторические эпохи и становится предметом последующего сравнительного анализа.25 Более того, Л.А. Гоготишвили считает, что категория мифа выступает в качестве «спасительной скрепы» в историософии А. Лосева, т.к. позволяет воссоединить вечное и временное в символическом единстве человеческой историй.26

Своеобразным итогом размышлений на тему о значении символа и мифа в концептуальных построениях А. Лосева являются отзывы второй жены А.А. Тахо-Годи. Она признает тот факт, что А. Лосев был «поглощен» проблемой мифа, начиная с «Мироощущения Эсхила» вплоть до последних томов «Истории античной эстетики», где наряду с такими основополагающими категориями античности, как космос, судьба, тело, он расположил и миф, «тем самым, замкнув круг своих полувековых исследований». Также А.А. Тахо-Годи упоминает и о том оригинальном вкладе, который внес А. Лосев своими разработками в области исторической мифологии (на основе произведения

«Античная мифология в ее историческом развитии»). Речь идет о его теории мифологического процесса на основе смены родовых отношений (переход от матриархата к патриархату) и о введении в научный обиход понятия «хтонизм».28

Что касается немногочисленных (по сравнению с другими тематиками) работ, исследующих особенности лосевского исторического мышления, то можно констатировать тот факт, что предметом специального исследования данная проблема стала в публикациях Л.А. Гоготишвили, Г.М. Циплакова и в диссертации Л.А. Соломенной.29 Выше упоминалось о том, что Л.А. Гоготишвили придает особое значение категории мифа в лосевском понимании истории, ибо именно миф - это связующее звено в человеческой истории, которое объединяет эмпирический и трансцендентный уровни социального бытия. Отсюда «цель философии истории — выявление закономерностей мифологического бытия».30 Далее исследовательница уточняет, что не само общественное бытие рождает «мифологическое движение», это право принадлежит трансцендентному началу, которое изначально определяет победу истории только в рамках абсолютной мифологии.31 Но подобное положение не лишает, относительные мифологии возможности представлять высшее начало в конкретно протекающей истории, меняется лишь форма презентации. Л.А. Гоготишвили подразумевает это, когда пишет о том, что «к числу фундаментальных констант лосевской позиции, проявившихся в том числе и в его социально-исторических взглядах, относится принцип мифологической гомогенности многосоставных культурных явлений (курсив мой — Ю. М.)У 2 Г.М. Циплаков убежден, что для ученого одновременно характерно отсутствие особого интереса к «чистой истории» и постоянная историчность его рассуждений, интерпретаций, выводов.33 На наш взгляд, Г.М. Циплаков находит вполне связное объяснение подобного парадокса. Дело в том, что А. Лосева не интересует история сама по себе, в качестве самодостаточного феномена, она становится актуальной для ученого в том случае, когда приобретает статус специфической выразительной стихии. Такого рода отношение к истории и, шире, историософская позиция есть воспроизведение определенной интеллектуальной традиции, заложенной еще Вл. Соловьевым. Земная история человечества есть в своем существе нечто непостоянное, вечно становящееся. Она не обладает аподиктической автономией, принадлежащей лишь священной истории (которая в известном смысле аисторична, т.к. есть бытие вечное и неизменное). Поэтому вся история «изначально движется в направлении к Божеству и опосредованно им определяется».35 Именно поэтому А. Лосев как православный мыслитель, в первую очередь, интересуется проявлением, выражением божественного в конкретно-исторических реалиях.

Подобное понимание истории, тем не менее, не лишает отдельного исторического субъекта жизненной активности и не делает его пассивным созерцателем протекающих процессов. Г.М. Циплаков пишет, что «история -это непрекращающийся диалог человека с Божеством по поводу его, человека, предназначения».36 Но языки этого диалога вариативны, более того, бесконечное погружение в язык есть ни что иное, как язычество, идолопоклонство, для преодоления которого уже язычники стремились обнаружить смысл, сущностное содержание языка. И первым опытом обнаружения этого смысла стала мифология как «самое первое, всецело личностное обобщение жизни, раскрытие непосредственно личностной связи между идеей и ее выражением (курсив мой - Ю. М.)». Лосевское видение истории как некой выражающей стихии определенным образом повлияло и на эстетическое преломление исторических штудий ученого. Тем не менее, Г.М. Циплаков считает, что А. Лосев избегает теоретизирования по поводу эстетики (и заодно истории как ее проявления) в связи с ее языческим характером, что нам представляется не совсем точным утверждением (к этому вопросу мы возвращаемся в третьей главе).38

В диссертационном исследовании Л.А. Соломенной исторические взгляды А. Лосева рассматриваются в контексте общемировоззренческих установок мыслителя, имеющих своим основанием православную религиозность. Л.А. Соломенна приходит к выводу о том, что лосевская историософия изначально трагична и эсхатологична.39 Позволим себе привести одну обширную цитату: «Грехопадение и «жизнь во грехе», по Лосеву, нужны самому человеку для обретения личностного самосознания и свободного соединения с Богом на основе того понимания, что только Бог - основа человеческого бытия, что только от Него человек получает и свою личность, и свою свободу, и вечную жизнь. Таков смысл истории, по Лосеву.... Творение предстает для Лосева не как необходимость, а как свободное творческое желание Бога. И далее уже не Бог, а свободная тварь становится на путь исторической жизни, чтобы обрести возможность не отпадать от Бога».40 Здесь актуализируется воспринятая А. Лосевым традиция православного энергетизма, постулирующая определенный тип связи между Богом и человеком: тварь может быть причастна Абсолюту только «по благодати», энергийно, но не сущностно.41 Подобное восприятие истории во многом объясняет амбивалентное отношение А. Лосева к таким неоднозначным историческим персонажам, как Платон, Леонардо да Винчи, Шекспир и многие другие. Л.А. Соломенна точно подмечает, что такие деятели «могут притягивать и завораживать, но, в конце концов, должны быть подвергнуты анафеме».42 С нашей стороны мы хотели бы добавить, что трагическая религиозная историософия А. Лосева презентирует не только православные основания авторской позиции. С нашей точки зрения, она в такой же мере воспроизводит лосевскую мифологическую парадигму, сформулированную им как «в словах данная чудесная личностная история (курсив мой - Ю. М.)», где аспект чудесности как раз и свидетельствует о возвращении человека к Богу, о преодолении исторического, временного отпадения твари от Абсолютного начала. Именно поэтому нам представилось возможным и актуальным рассмотреть интеллектуальное наследие А. Лосева через призму авторской концепции мифа, которая специфическим образом оформило историческое видение ученого.

Это означает, что в рамках данной работы изучение творчества А. Лосева приобретет особую теоретическую акцентуацию, которая должна обеспечить исследованию системность, целостность и органичность подхода. Подразумевается, что лосевская концепция мифа является основополагающей, с одной стороны, и синтезирующей, с другой, по отношению к остальным авторским построениям. Таким образом, цель нашей диссертационной работы формулируется как реконструкция исторических взглядов А. Лосева в контексте его теории мифа на античном материале.

В связи с поставленной целью предполагается разрешить следующие задачи:

1. прояснить проблему принципиального влияния определенных авторов и идей на формирование теоретических предпочтений А. Лосева в рамках его концепции мифа;

2. реконструировать мифологическую парадигму А. Лосева с учетом предшествующей традиции мифоизучения и проанализировать эволюцию взглядов ученого в рамках теории мифа;

3. определить теоретические источники антиковедных представлений А. Лосева;

4. проанализировать вопрос об «эстетическом модусе» исторических разработок ученого;

5. рассмотреть «Историю античной эстетики» как выражение мифологического понимания истории А. Лосевым.

Подобного рода цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. В первой главе мы обращаемся к общей характеристике идейных источников А.Ф. Лосева. Закономерно, что особое внимание уделяется происхождению авторской теории мифа, тесно связанной с категориями символа и имени, которые придают особую специфику лосевской интерпретации мифа. Структура этой главы заключает в себе три параграфа, выделение которых было обусловлено наличием трех основных интеллектуальных традиций (античной, немецкой, отечественной в лице философии «обновленного христианства»), повлиявших на становление и развитие лосевской мифологической парадигмы.

Вторая глава посвящена непосредственному рассмотрению концепции мифа А.Ф. Лосева. Первый параграф содержит краткую историографию мифологической проблематики с необходимыми указаниями на явные и возможные теоретические пересечения авторского понимания мифа с предшествующими и современными ему идеями. В рамках второго и третьего

параграфов излагается лосевская концепция мифа с учетом ее последующей эволюции, в том числе и под влиянием марксизма. В четвертом параграфе мы сочли необходимым проанализировать полемику А. Лосева и представителей школы семиотического структурализма по проблеме знака в культуре.

Обоснованию гипотезы о фундаментальности категории мифа в авторском понимании истории (особенно истории античности) посвящена третья глава диссертационного сочинения. Первоначально мы рассмотрели вопрос о влияющих на лосевское видение античности концепциях и обозначили сложность и неоднозначность проблемы об эстетическом ракурсе исторических исследований ученого. Во втором параграфе анализу подверглась «История античной эстетики» для подтверждения факта о мифологическом понимании истории А. Лосевым. В заключении параграфа мы указали на актуальность и дальнейшую применимость антиковедного видения автора на примере работ С.С. Аверинцева.

Источниковая база диссертации определяется содержанием исследования и включает в себя труды А.Ф. Лосева и источники по истории античности.

К первой группе источников относятся теоретически базовые работы ученого, вне которых невозможно формирование представлений о лосевских мифе и истории. Среди них: «Диалектика мифа», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «История эстетических учений», «Очерки античного символизма и мифологии», «Античная мифология в ее историческом развитии», «История античной эстетики в 8 томах (10 книгах)», «Фрагменты дополнений к "Диалектике мифа"», «Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Двенадцать тезисов об античной культуре».43

Вторая группа источников состоит из конкретно-исторических материалов, относящихся к периоду античной цивилизации. Для характеристики раннего этапа древнегреческой истории мы привлекали эпические тексты Гомера, а также сохранившиеся фрагменты философов - досократиков (Анаксагор, Гераклит, Демокрит).45 Применительно к периоду распада классического

полиса и становления зрелой греческой философии использовались платоновские диалоги, особенно поздние, содержащие принципиальные положения его философской системы (такие, как «Пир», «Тимей», «Государство»).46 Для описания заключительной стадии развития античной интеллектуальной традиции привлекался корпус неоплатонических трудов, ТУ преимущественно, Плотина и Прокла.47

Методологические основания работы определяются спецификой избранной темы и традициями томской историографической школы. Методологическим базисом стало комплексное использование сравнительно- исторического, историко-генетического и феноменологического (описательного) методов изучения материала с постоянным учетом основополагающего принципа историзма. Кроме того, оказалось актуальным применение культурно-типологического и структурного подходов для обеспечения целостности и органичности исследовательского ракурса.

Научная новизна диссертационного сочинения определяется тем обстоятельством, что предпринятые ранее исследования исторических взглядов А. Лосева не уделяли принципиального внимания мифологической компоненте историософии ученого. Также впервые предметом исторического рассмотрения и анализа становится самое монументальное лосевское произведение -«История античной эстетики». ИАЭ содержит, с нашей точки зрения, развернутое мифологическое понимание автором сущности и особенностей исторического процесса в рамках античной цивилизации. Данная работа А. Лосева до сих пор не становилась предметом специального историографического исследования в современной отечественной гуманитарии, поэтому предпринятое диссертационное исследование впервые репрезентирует лосевские историософские представления на античном материале, содержащиеся в многотомной ИАЭ.

А.Ф. Лосев и платоническая традиция

Становление А. Лосева как ученого было тесно связано с его постоянным интересом к античной философии и истории (достаточно упомянуть такие факты: лосевский диплом был посвящен мировоззрению Эсхила, а его первые научные публикации были посвящены различным антиковедным проблемам, в том числе и самая первая - «Эрос у Платона»). Есть все основания говорить о том, что античное наследие для ученого являлось и благодатным полем исследования, и фундаментальным теоретическим посылом. Помимо всего прочего, ученый предпочитает использование древнегреческой терминологии вне ее переводных вариантов (ноэма, ноэзис, синтагма, эйдос и другие), что особенно характерно для его первого большого печатного сочинения, «Философии имени» (здесь же, по всей видимости, во всей силе сказалось филологическое образование исследователя). Об этом свидетельствуют лингвистические разборы понятий «эйдос» и «идея» в работе «Очерки античного символизма и мифологии» или терминологические «упражнения» с древнегреческими словами в сочинении «Философия имени».53 Характерно, что сам А. Лосев трактует свои исследования как «историко-философские» и предпочитает отмежеваться от «почтенных филологов, бывших полными невеждами в философии», но авторский радикализм по отношению к филологии оказывается несколько преждевременным, что и заметно в рамках лосевской терминологии.54

В существующей комментаторской литературе данный вопрос получает практически однотипное освещение (т.е. идеи Платона и неоплатонической традиции рассматриваются как концептуальное основание последующих лосевских изысканий). Л.А. Гоготишвили пишет, что «с самого начала и до конца жизни Платон будет для Лосева своеобразной призмой, через которую ученый мог рассматривать внутреннее содержание любой исторической рЧ эпохи, не исключая и духовные катаклизмы 20 века».56 В самом широком контексте преемственность А. Лосева традиции платонизма обозначается как позиция философского идеализма, которая предполагает в качестве последнего обоснования любого явления некую идеальную (или смысловую, или мыслительную) конструкцию. В действительности лосевские исследования «работают» в постоянных поисках сущности мифа, символа, имени, знака, культуры и т.п. Автор, вслед за Платоном, уверен в наличии вне-предметного смысла каждой вещи или процесса, предназначение которого - утверждать осмысленность действительного мира путем его приобщения к идеальным первоистокам. Здесь становится самоочевидной лосевская интерпретация платоновских идей как «порождающих моделей».57 В рамках же нашего исследования основное внимание будет сосредоточено не на проявлениях общетеоретической связи А. Лосева и античных платоников, а на том, насколько данная связь повлияла на авторскую трактовку мифа. При подобной постановке вопроса влияние платонизма на лосевскую мифологическую парадигму перестает быть явным и неоспоримым фактом.

Несмотря на то обстоятельство, что А. Лосев обращается в том числе и к «мифологии» Платона (например, по диалогу «Тимей»), все же концептуально восприятие и понимание мифа самим автором далеко не идентично ТУ платоновскому. В нем гораздо заметнее попытка рационально-логического обоснования мифа, стремление создать некий общекультурный «архетип», свойственный не только античному мироощущению. Тем более, что собственно Платон в своих диалогах не рефлексируют над категорией мифа как такового, по всей видимости, в силу отсутствия социально-гуманитарной необходимости в этом. Античность жила мифом и в мифе (впрочем, не только она одна), как в естественных культурных условиях, что до определенного времени исключало необходимость «внешней» рефлексии. Естественно, что укорененность мифа в античном мироощущении не означала его статичности и исторической неподвижности (А. Лосев с большой убедительностью показал это на примере динамики мифологических образов Зевса и Аполлона в книге «Античная мифология в ее историческом развитии»).

Концепция мифа, разработанная А. Лосевым, не имеет прямых или косвенных аналогов в платоническом и неоплатоническом наследии. Хотя ученый убежден в том, что античная культура в лице Прокла создала свою диалектическую теорию мифа,58 тем не менее, она кардинально расходится с лосевской. Например, в «Первоосновах теологии» Прокла не встречается собственно категории мифа, т.е. философские обобщения этого неоплатонического автора не синтезируют в итоге фундаментального основания лосевских онтологии, гносеологии и истории, коим является миф. Или, несмотря на активное использование Проклом мифологических сюжетов в его «Платоновской теологии», можно констатировать тот факт, что они служат лишь иллюстрирующим материалом для обоснования его иерархической онтологии. В этом смысле уместно сделать одно замечание, которое касается проблемы соотношения мифа и рефлексии над ним.

С нашей точки зрения, процесс интеллектуального анализа мифа констатирует в культуре некоторые признаки распада прежнего, цельного мифологического пространства и является индикатором смены «мифологических парадигм». Поэтому вопрос об осмыслении античностью собственного мифа, по сути, очень принципиален, т.к. решение в пользу существования древнегреческой «концепции» мифа ставит под сомнение то обстоятельство, об античном ли мифе тогда идет речь в сочинении Прокла.

А.Ф. Лосев и немецкая философская традиция

Преемственность А. Лосева по отношению к немецкой философской традиции прослеживается в нескольких направлениях, с нашей точки зрения, логичнее всего начать с рассмотрения авторской методологии. Сам ученый именует свой метод «феноменолого-диалектическим», подчеркивая при этом, что «истина - только в их единстве».80 Само название метода определенным образом демонстрирует приверженность диалектичности мышления, которая предполагает не просто многосторонность мнений и суждений, но и нахождение некоторого среднего или синтетического понятия, совмещающего противоположные точки зрения. Он пишет, что основной закон диалектики в том, что «всякое диалектическое определение совершается через противопоставление иному и последующий синтез с ним».81 При естественном влиянии неоплатоников базовыми составляющими лосевского метода послужили диалектика Г. Гегеля и феноменология Э. Гуссерля (о чем сам автор, с присущей ему скрупулезностью, пишет, например, в примечаниях к «Диалектике художественной формы»).82 Особого внимания заслуживает тот факт, что подобное объединение разнородных методологий позволило А. Лосеву создать собственный метод, который во многом определил специфику историософских штудий исследователя.

О своей приверженности диалектике как методу А. Лосев заявляет уже в ранних произведениях. Так, в «Философии имени», практически законченной к 1923 году, ученый пишет: «Разрабатывая систему логической конструкции имени, я всегда стоял на диалектической точке зрения... диалектика действительно не формальная логика, она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она обязана быть логикой противоречия. Она обязана быть системой закономерно и необходимо выводимых антиномий... и синтетических сопряжений антиномических конструкций смысла».83 Все последующие исследования А. Лосева так или иначе базируются на синтетически образованных категориях, при этом любое рассуждение начинается с обоснования простейших и одновременно фундаментальных понятий. Таков пример с дефиницией «становление». Автор считает, что логически (и действительно тоже) «одно» и «не-одно» всегда сосуществуют в очевидной противоположности, которая стремится к разрешению путем создания третьего, равноправно объединяющего «одно» и «иное». Таким образом, из антиномии вырастает синтетичное «становление», реализующее «одно» в «ином» через снятие противоречия между ними.84 В данном контексте диалектики А. Лосев наследует методу Г. Гегеля, что подтверждается перекрестным анализом текстов.

Во-первых, (и это, скорее, историографическая справка) оба автора изначально оговаривают необходимость преодолеть косность предшествующей философской традиции путем диалектического анализа. Вот что пишет по этому поводу Г. Гегель: «Прежняя метафизика постигала предметы через абстрактные, конечные определения рассудка, через принцип абстрактного тождества мысли и действительности... Противоречие расценивалось как ошибка суждения или умозаключения... Истинное же и положительное значение антиномий заключается вообще в том, что все действительное содержит в себе противоположные определения и что, следовательно, познание и, точнее, постижение предмета в понятиях как раз и означает познание его как конкретного единства противоположных определений». Сравните с пафосом лосевских высказываний: «Диалектика есть подлинный и единственно возможный философский реализм... Она есть учение о необходимых для всякого опыта логических скрепах, о смысловых основах всякого опыта. Диалектика - это абсолютная ясность, строгость и стройность мысли. Это абсолютный эмпиризм, ставший абсолютной мыслью».

Во-вторых, отечественный ученый убежден в том, что антиномичность является неотъемлемой чертой собственно человеческого мышления: «Ибо если я знаю, что есть «одно», то это знание возможно в том случае, когда я знаю и «не-одно» как отличное от предыдущего. Таким образом, понимание предмета зависит от уровня представления его отличенности от других предметов. В противном же случае предмет теряет всяческую возможность быть познанным».86 В таком же ключе пишет и Г. Гегель: «Только недомыслием является... непонимание того, что именно обозначение чего-нибудь как конечного или ограниченного означает доказательство действительной наличности бесконечного, неограниченного, непонимание того, что знание о границе возможно лишь постольку, поскольку неограниченное существует в сознании по эту сторону».87 Здесь налицо близость интеллектуальных установок, позволяющих двигаться размышлениям в одном русле.

В-третьих, это способ построения собственно диалектических антиномий, особенно в отношении категорий. А. Лосев строго подчиняет мыслительный процесс строгой последовательности: тезис - антитезис - синтез, который в обязательном порядке должен завершиться обобщающим итогом, т.е. новым понятием или явлением. Показательно учение о символе, которое А. Лосев считает «частным случаем диалектической теории соотношения общего и единичного». Он определяет символ как «внутренне-внешнюю выразительную структуру вещи»,89 в другом месте как «воплощенность эйдоса в инобытии», т.е. из тезы смысла и антитезы факта появляется символическая сущность. Символ, таким образом, «есть встреча двух планов бытия».91 Совершается «имманентный переход» одного понятия в другое, снимающий первоначальное противоречие и, по Г. Гегелю, имеющий важнейшие значение. Сравните: «Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного есть само действительное, так оно в этом обнаружении также остается существенным и лишь постольку существенно, поскольку имеется в непосредственном внешнем существовании».92 В гегелевской терминологии не используются понятия символа, мифа и т.п., но методологическая преемственность прослеживается в характере построения интеллектуальных конструкций. Очевидно, что в мышлении происходит столкновение внешне несовместимых понятий, синтезируемых в некое единое целое (тезис — антитезис - синтез). Можно привести другой пример.

Гуманитарная традиция в исследовании мифа до 1930 года

«Мифологическое наследие» русского ученого и мыслителя А. Лосева, получившее в последние десятилетия достаточно широкий общественно-научный резонанс, оказалось привлекательным, в том числе, и для профессиональной исторической науки, в первую очередь, для философии истории. Подобный интерес, на наш взгляд, является вполне закономерным явлением. Во-первых, это соответствует общей «моде» на миф как на основополагающую категорию культуры в свете кризиса рациональней научности; во-вторых, это продолжает плодотворную традицию междисциплинарного подхода к историческим событиям; в-третьих, то обстоятельство, что один из крупнейших теоретиков мифа наш соотечественник, делает просто необходимым осмысление его наследия в рамках современной гуманитарной науки. Кроме того, известное социальное и научное одиночество А. Лосева, в ситуации которого и появилась его знаменитая «Диалектика мифа», не позволили тогда оценить данный авторский труд по достоинству. Сегодняшней отечественной гуманитарии предоставляется уникальная возможность реабилитировать лосевскую мифологическую парадигму и ввести ее в широкий научный обиход. Тем более, что именно для историографических изысков наследие ученого содержит массу исследовательских возможностей и направлений.

В рамках данной главы видится необходимым рассмотреть авторскую концепцию мифа как базовую для всей историософии А. Лосева. Данная цель формулируется на основе наших следующих предположений: 1) теоретическая конструкция мифа выступает фундаментом лосевской системы, ее несущим каркасом, 2) с эпистемиологической точки зрения, категория мифа является своеобразным «логическим кругом», с которого все начинается и которым все завершается, 3) обоснование и применение А. Лосевым собственных дефиниций наиболее актуально в мифологическом контексте, 4) гуманистическая проблематика в сочинениях ученого приобретает принципиальное значение только во взаимосвязи с мифологической тематикой (человек в истории как совершенная актуализация мифа). Основываясь на вышеизложенном, нам представляется возможным рассмотреть интеллектуальное наследие А. Лосева с определенной позиции, через так называемую «мифологическую» призму. Сразу же обратим внимание на то немаловажное обстоятельство, что попытки проанализировать лосевские изыскания, используя некую ключевую категорию, уже предпринимались исследователями из ближайшего окружения ученого. В рамках нашей работы основное внимание будет уделено именно мифологическому компоненту как основополагающему в теоретических построениях А.Ф. Лосева, что свидетельствует об определенной новизне подхода к наследию ученого.

Постулируя универсальность авторской категории мифа, мы обнаруживаем первое тому доказательство в том, что практически все лосевские концептуальные обобщения располагают элементом мифологического. Например, в процессе формулирования категории «имени», А. Лосев пишет, что «миф, как насыщенный интеллигенцией эйдос», дает в слове собственно момент имени. В другом месте, миф - это «абсолютное самосознание» символа (т.е. инобытийное представление сущности).214 Или, разрабатывая тематику художественной формы, автор определяет ее с помощью мифа как «тождество логического и алогического, которое является интеллигенцией», другими словами, художественная форма в той степени миф, в какой она является «интеллигентной выраженностью» смысла.215 Количество подобных примеров можно без труда умножить, что не входит в нашу ближайшую задачу. Категория мифа присутствует в большинстве основополагающих лосевских текстов. В рамках нашего исследования основное внимание будет уделено известной «Диалектике мифа» как базовому (с точки зрения лосевской концепции) произведению. Но, прежде чем мы обратимся к детальному рассмотрению этого сочинения, необходимо дать краткий очерк «мифологической традиции», существовавшей в гуманитарной науке к 1930 году.

К моменту появления в печати «Диалектики мифа» историография по данной проблеме имела весьма продолжительную историю и насчитывала немалое количество трудов, претендовавших на концептуальное осмысление этого феномена. Свои попытки определить, что же такое миф, предпринимали еще представители античной мысли (среди них - Платон, Аристотель и др.). Но именно научную традицию исследования мифа относят к периоду восемнадцатого века, а ее основоположником единодушно признают итальянского мыслителя Дж. Вико, которому и приписывают первое концептуальное приближение к феномену мифа. Даже самый короткий перечень наиболее видных и значимых теоретиков мифа свидетельствует о сложности и неоднозначности данного явления, которому так и не было найдено универсального объяснения ни три века назад, ни сейчас. Очевиден тот факт, что А. Лосев как исследователь мифа своего времени имел возможности ознакомиться с различными, порой взаимоисключающими, подходами к проблеме, что могло оказать влияние на его самоопределение в этом вопросе.

Теоретические источники антиковедных представлений А.Ф. Лосева

Масштабы ученого гения А. Лосева определили многосторонность авторских интересов и увлечений, которые реализовались в самых различных областях гуманитарии и не только ее (спектр проблем от вопросов православного богословия до математических теорий хаоса говорит сам за себя). Свое место в указанном спектре занимает историческая и историософская проблематика. Взгляды А. Лосева-историка отличаются известной специфичностью, которая объясняется и православными основами его мировоззрения, и особенностями образования автора, и даже социально-культурными условиями его научной биографии. Мы не ставим своей целью определить в однозначном порядке доминирующие факторы, повлиявшие на оформление исторического видения ученого. Более актуальной проблемой нам представляется вопрос о непосредственной презентации концептуальных приоритетов А. Лосева в его исторических интерпретациях. Поэтому цель данной главы формулируется следующим образом - рассмотреть основополагающее сочинение А.Ф. Лосева «Историю античной эстетики» (далее ИАЭ) через призму авторской концепции мифа, показав, таким образом, как базовая для мыслителя категория мифа становится стержнем его историософии и преломляется в историко-культурологической конкретике. Нами учитывается то обстоятельство, что данный подход является не более чем одним из множества возможных вариантов синтетического изучения наследия А. Лосева.

Но, прежде чем обратиться к непосредственному анализу лосевского текста, обозначим одну немаловажную деталь. Несмотря на эстетическую тематику самого масштабного произведения ученого, заявленную в его названии, фактически перед нами раскрывается полноценная история тысячелетней античной мысли с момента ее зарождения в 6 веке до н.э. до гибели в 4-5 веках н.э. со всеми ее периодами и особенностями. Проблема такого несоответствия самим автором проговаривалась не раз и решалась, как правило, всегда одинаковым образом. А. Лосев на протяжении всей многотомной ИАЭ утверждал, что античная культура как исторический феномен изначально эстетична, поэтому ее философия, религия, искусство содержат в себе эстетику в качестве постоянного компонента.441 Подробнее об этом мы будем рассуждать ниже, но, кроме самого автора, данный парадокс старались объяснить представители его ближайшего окружения (А.А. Тахо-Годи, ученики) и позднейшие исследователи. Так, например, Л.А. Гоготишвили объясняет интерес А. Лосева к эстетике его общефилософской концепцией «энергетизма», где основной акцент делается именно на способы и возможности выражения сущности в действительном бытии (отсюда эстетика как «теория» выражения).442 Близкое этому толкование принадлежит А.А. Тахо-Годи, писавшей в своих воспоминаниях о том, что для А. Лосева вся философия изначально выразительна, т.е. эстетична. Именно эта ее сторона есть залог «научного общения» среди ученых. Поэтому официальный запрет со стороны «невежественных идейных руководителей» не смог помешать его дальнейшему философскому творчеству.443 Косвенным образом в пользу этого мнения свидетельствует то обстоятельство, что в состав ранних авторских работ, так называемого «восьмикнижия», входит «Диалектика художественной формы», сочинение вполне эстетическое и по теме, и по своему содержанию, созданное, помимо всего прочего, в условиях относительной авторской свободы 1926-1927 гг.

Противоположная позиция озвучивается Г.В. Зверевым, по мнению которого зависимость подобного лосевского интереса обусловлена скорее внешними причинами: его опальным положением в советской науке после лагерного заключения, когда ученому было разрешено заниматься эстетикой, но ни в коем случае не философией. О внешнем характере «эстетического модуса» А. Лосева пишет и Г.М. Циплаков, прямо указывающий на то, что ученый использует эстетику в качестве «ширмы» и «вынужден обращаться к ней вновь и вновь из соображений идеологической толерантности». 45 Кстати, именно из-за необходимости социализации ученого в новой среде лосевские труды по эстетике начиная с 1930-ых годов, по замечанию Г.М. Циплакова, «отчетливо недобродушны по тону, в них обязательно присутствует несогласие с мнением большинства или даже раздражение».446 Указанный исследователь находит приемлемое объяснение такому положению вещей. Исходя из православного мировоззрения А. Лосева (не столько А. Лосева - человека, сколько А. Лосева - ученого), он констатирует тот факт, что истинным предметом любой лосевской критики выступает идолопоклонство (курсив -Г. М. Циплакова), а эстетическая реальность изначально существует ради самой себя и выражает только саму себя, поэтому она языческая по сути и несовместима с подлинной верой в Бога.447 «Эстетика противоположна имяславию. Если последнее постулирует связь любого предмета с Божеством, то первая, по существу, эту связь скрывает и замалчивает. Где философ имени усматривает Знамение Творения, там эстетик замечает лишь особенности творчества».

Похожие диссертации на История и миф в антиковедных трудах А. Ф. Лосева