Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОГО АНАРХИЗМА. СПЕЦИФИКА РУССКИХ АНАРХИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ. 36
1. Особенности теории анархизма. Эволюция анархизма в Западной Европе. 36
2. Распространение и развитие анархизма в России. 48
3. Христианский анархизм в России. 61
4. Теория анархо-коммунизма П.А. Кропоткина. 66
Глава II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕОРИИ АНАРХО-КОММУНИЗМА П.А. КРОПОТКИНА В ИДЕОЛОГИИ МАХНОВСКОГО ПОВСТАНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В 1918 -1921 гг. 83
1 . Организационная работа махновцев в первый период существования махновского повстанческого движения (осень 1918 - начало 1919г.) 83
2. Работа повстанцев в период наивысшего подъема махновского движения (начало 1919 - конец 1919г.) 91
3. Пропагандистская работа повстанцев в заключительный период существования повстанческого движения (начало 1920 - октябрь 1921 г.) 120
ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ П.А. КРОПОТКИНА В МОСКВЕ В 1921 -1931 гг. МИСТИЧЕСКИЕ АНАРХИСТЫ. 138
1. Образование Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина и его деятельность. 138
2. Анархо-мистики в Кропоткинском комитете. Работа их кружков. /д Социальная доктрина анархо-мистиков. 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
ПРИЛОЖЕНИЯ 179
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА. 186
- Особенности теории анархизма. Эволюция анархизма в Западной Европе.
- Организационная работа махновцев в первый период существования махновского повстанческого движения (осень 1918 - начало 1919г.)
- Образование Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина и его деятельность.
Введение к работе
Актуальность темы. Изучение расстановки политических сил после
(* Октябрьской революции было и остается одной из наиболее актуальных
проблем современной отечественной историографии. До сих пор существует
утверждение, что анархизм как значимая политическая сила перестал
существовать в Советской России после ликвидации махновского движения.
За последние десятилетия исследователями было сделано многое, чтобы
пролить свет на эту проблему. Введение в научный оборот новых документов
* и материалов позволяет глубже и детальнее оценить и проанализировать
(ф причины становления в СССР однопартийной системы, ход борьбы
большевиков за власть, программы, стратегию и тактику политических
партий и движений левого крыла, причины их поражения, сделать
определенные исторические и политические выводы и обобщения. Историки
до сих пор спорят, возможно ли было сохранить многопартийную систему в
России после Октября 1917 г. Многие политические партии и течения в
послереволюционный период были готовы сотрудничать с большевиками.
** после Октябрьской революции хорошо изучена. До сих пор остается
открытым вопрос, что могли противопоставить большевикам в их борьбе за
однопартийную систему другие партии и течения левого крыла.
Среди проблем, связанных с изучением политической обстановки в
России в 1917 - 1929 гг., большое значение имеют проблемы, касающиеся
того, что представляли из себя в указанный период те или иные
политические партии и течения, их стратегия и тактика, программы и
деятельность. Чтобы разобраться в этой проблеме более точно, необходимо
* исследовать и теоретическую базу каждого течения, и политику, проводимую
им. В этом плане одним из наименее изученных аспектов являются
"* деятельность и взгляды анархистов. Изучение послереволюционной
деятельности анархистов, эволюции их взглядов и предлагаемых ими программ усложняется тем, что в период с 1905 по 1929 год в России было
(Ь
множество анархических течений. В силу этого, а также вследствие
отрицания анархистами политической борьбы не существовало единой
программы. Это послужило причиной того, что в течение долгого времени
анархистов не считали серьезным объектом изучения. В отечественной
историографии долго господствовала точка зрения, представляющая
анархистов-практиков как полууголовных элементов, использующих идеи
безвластия в целях личной наживы. Анархические теории и концепции
зачастую рассматривались как отдельные философские учения, не имеющие
с практикой ничего общего. Таким образом, вопрос о соотношении
( анархической теории и практики, о трансформации и трактовке идей
теоретиков анархизма практиками остается почти неисследованным.
В плане соотношения анархической теории и практики представляет интерес трактовка теории анархо-коммунизма П.А. Кропоткина различными группами анархистов-практиков. Автором делается попытка проследить, как трансформировалась теория П.А. Кропоткина в зависимости от внутренней ситуации в стране и от характера группы, пытающейся применить эту теорию.
Кроме того, тема анархизма является актуальной в условиях восстановления многопартийной системы в России и роста интереса к идеям анархизма как в России, так и за рубежом (в частности, движение антиглобалистов). Несмотря на то, что анархисты не являются значительной политической силой, эволюция их взглядов, теоретические основы анархизма заслуживают тщательного изучения.
Данная диссертация посвящена специфике анархических идей в
России, в частности, анализу теории П.А. Кропоткина. В исследовании
делается попытка проследить трансформацию взглядов П.А. Кропоткина у
двух наиболее крупных послереволюционных анархических организаций: в
махновском повстанческом движении и у анархо-мистиков Кропоткинского
комитета. Акцент делается на идеологию этих организаций.
Степень научной разработанности темы. До недавнего времени авторы
статей и монографий уделяли главное внимание политической основе
анархизма — отрицанию государства и его власти. Поэтому в отечественной
и зарубежной историографии специальных монографических исследований,
посвященных трансформации идей П.А. Кропоткина у анархистов-практиков
после Октябрьской революции, в настоящий период нет, хотя попытки
проследить связи теоретического и практического анархизма делаются в
обзорных работах. Их издание началось с 30-х годов XX века с монографии
Б.И. Горева1. В определенной степени этой проблеме уделяли внимание в
общих работах исследователи В.В. Комин, С.Н. Канев. В их работах
(* определяются общие черты развития анархизма в России, дается анализ
анархических теорий М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, упоминается
анархизм Л.Н. Толстого. Авторы обозначают определенное влияние теории
П.А. Кропоткина на идеологию его последователей-практиков, но не
останавливаются на нем подробно, т.к. ставят перед собой другие цели.
Деятельность анархо-мистиков Кропоткинского комитета почти не
рассматривается этими авторами, т.к. они завершают период существования
анархизма в России 1921 г., т.е. смертью П.А. Кропоткина и ликвидацией
махновского повстанческого движения. Оба исследователя считают, что
после 1921 г. анархизм в России постепенно деградировал. Из обзорных
работ следует отметить и монографию Дж. Джолла3, посвященную как
русскому, так и зарубежному анархизму. Ее автор исследует историю
анархизма в целом, начиная от П.-Ж. Прудона и заканчивая испанским
анархическим движением 30-х годов XX века. В монографии подробно
исследуются теории М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, отдельная глава
посвящена махновскому движению, отмечаются зарубежные связи русских
анархистов. Несмотря на это, мало внимания уделяется соотношению
взглядов теоретиков и идей практиков, а также развитию русского анархизма (#
1 Горев Б.И. Анархизм в России (от Бакунина до Махно). М, 1930.
2 Комин В.В. Анархизм В России. Калинин, 1969; Канев С.Н. Революция и анархизм. М., 1987;
Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974.
3 James Joll. The Anarchists. Oxford, 1964.
*
после ликвидации махновского повстанчества и смерти П.А. Кропоткина.
Монографическая литература, посвященная истории анархизма, начинает издаваться с 1927 г. В отечественной историографии анархизма можно выделить несколько проблем, которым исследователи посвящали свои монографии и статьи.
*
Одной из проблем, рассматриваемой в отечественной историографии
анархизма, является история возникновения анархизма и его эволюция в
политическую теорию. В основном подобные работы написаны в 60 - 70-е
годы XX века. В указанный период в печати вышло множество литературы
(4 об анархизме и анархистах. В этих работах предлагается не только анализ
анархических теорий, но и критику анархизма. Большинство авторов оценивает анархизм как мелкобуржуазное политическое учение, отрицающее государственную власть. Анархисты как политическая сила оцениваются либо как сторонники мелкой буржуазии, либо как контрреволюционная сила. Таковы, например, работы С.Н. Канева, Л.М. Спирина, Н.С. Прозоровой, Н.В. Пономарева и А.Д. Косичева.1
I*
Другая серьезная проблема истории анархизма - жизненный путь и взгляды теоретиков русского анархизма, в частности М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, - привлекает внимание исследователей как в нашей стране, так и за рубежом. Например, в работе французского историка Ж. Дюкло анархизму дается очень резкая оценка. Критике подвергается не только теория анархизма, но и личность М.А. Бакунина. Автор прямо называет его предателем за написание "Исповеди" царю Николаю I. Осуждается отношение М.А. Бакунина к К. Марксу, а их теоретические разногласия автор называет провокацией со стороны русского анархиста с целью развалить I Интернационал. Особый интерес представляют приложения к
1 См.: Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974; Спирин Л.М. Классы и
партии в гражданской войне в России (1917 - 1920). М., 1968; Прозорова Н.С. Борьба К. Маркса и
Ф. Энгельса против анархизма. М., 1961; Пономарев Н.В. Критика анархической концепции
власти и современность. Казань, 1978; Косичев А.Д. Борьбы марксизма-ленинизма с идеологией
анархизма. М., 1964.
2 Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. М., 1975.
этой работе, в частности "Исповедь" М.А. Бакунина, оригинал которой хранится в Государственном Архиве Российской Федерации1.
^ Говоря об исследованиях, посвященных теории анархизма, стоит особо
отметить работы исследователя Н.М. Пирумовой. В них она не только
прослеживает становление взглядов основоположников анархической мысли
в России, крупных философов М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, но и дает
подробный анализ их теорий, исходя из их взглядов на тот или иной
социальный институт, на устройство будущего общества и пути достижения
справедливого общественного устройства.
'< Историк и философ Л.С. Мамут в своей работе3, в разделе,
посвященном анархизму, сравнивает учения П.-Ж. Прудона и М. Штирнера со взглядами М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина и указывает, что было позаимствовано и взято на заметку русскими теоретиками. Эта монография интересна еще и тем, что автор описывает анархизм именно как политическое сознание.
Интерес к анархизму вновь возникает в 60-70 годы XX в. Именно тогда
^ и появляются работы Н.М. Пирумовой4, В.В. Комина5, СМ. Канева6, о
которых уже говорилось выше.
Новым этапом в историографии анархо-коммунистической теории П.А. Кропоткина стало создание в 1989 году Комиссии по творческому наследию П.А. Кропоткина. Комиссия была создана в преддверии 150-летия со дня рождения философа. Она выпустила два сборника своих трудов . В них опубликованы статьи таких известных исследователей как С.Ф. Ударцев, A.M. Никулин, А.В. Гордон и др.
(У ' ГАРФ. Ф. 825. Оп. 1. Д. 297.
1 Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972; Пирумова Н.М. Социальная доктрина Бакунина. М., 1990.
3 Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как этапы политического сознания. М., 1989.
^ 4 Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972.
5 Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969.
Канев С.Н. Борьба партии против анархо-синдикалистского уклона. М., 1979; Он же. Октябрьская революция и крах анархизма. М.,1974; Он же. Революция и анархизм. М., 1987 7 Памяти М.А. Бакунина. М. 1990; Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Вып. 1 и 2. М. 1992.
$ і
В монографии В.А. Маркина , посвященной П.А. Кропоткину, помимо
биографии философа, сведений о его естественно-научной деятельности и
^ анархической работе, присутствуют выдержки из исторических документов -
статей, крупных работ и писем.
Необходимо также отметить и статьи по истории анархизма,
появляющиеся на страницах глобальной сети Internet. В частности,
существует русскоязычный сервер, посвященный истории анархизма,
. Это своеобразный электронный исторический журнал, на
страницах которого постоянно публикуются статьи по истории и теории
М анархизма, посвященные М.А. Бакунину, П.А. Кропоткину и другим
анархистам. Одни из них посвящены отдельным событиям их жизни, другие — политическим доктринам. Материал на сервере постоянно обновляется, появляются новые статьи и материалы. Эти статьи представляют научную ценность, т.к. все материалы помещаются со ссылками на документы и литературу. На этом сервере можно прочитать не только статьи отечественных авторов, но и зарубежных историков2.
Л»
В настоящее время продолжается внимательное прочтение и подробный анализ произведений П.А. Кропоткина. Новые публикации, как печатные, так и электронные, появляются постоянно.
Одной из проблем, привлекающих внимание историков, было и остается освещение практической деятельности анархистов, в частности, махновского движения.
Позднему этапу развития анархической мысли в начале XX века посвящены работы С.Н. Канева. Пожалуй, эти работы являются на
сегодняшний день наиболее полными исследованиями практической деятельности анархистов. В первой из них описываются программы
1 Маркин В.А. Неизвестный Кропоткин. М., 2002.
2 Например, Цовма М.А. (Украина) Алексей Боровой и Петр Кропоткин, , помещено 26.04.2001; Вада X. (Япония). Петр Кропоткин и Вера Фигнер.
, помещено 26.04.2001.
3 Канев С.Н. Революция и анархизм. М., 1987; Он же. Октябрьская революция и крах анархизма.
М., 1974.
анархических течений, возникших в начале XX века в России, во второй -
борьба партии большевиков против анархизма в 1917 - 1921 годах. В
* монографии "Октябрьская революции и крах анархизма" автор уделяет много
внимания такому явлению в истории Гражданской войны, как махновское
повстанческое движение.
Что касается работ, посвященных собственно махновскому движению,
то издание их началось уже в конце 20-х годов XX века. Первым
достоверным историческим исследованием махновского движения,
основанным на документах и статистике, стала работа М Кубанина.1 Она
ф посвящена в основном экономическому аспекту движения. Так, в качестве
причин возникновения махновщины автор называет, в первую очередь, экономические: феодально-крепостнические пережитки и бедность населения района, где возникло движение. В монографии впервые дана периодизация махновского повстанческого движения, которое автор делит на три периода. Первый период (1918 г. (оккупация) - начало 1919 г.) - период революционного повстанчества. Второй период (начало 1919 г.
* (установление Советской власти на Украине) - начало нэпа) - период
метания между революцией и реакцией. Третий период существования
махновского движения (начало нэпа - конец 1921) - период борьбы с
Советской властью и ликвидация повстанчества.
Работа М. Кубанина основана на исторических документах и
статистических данных. Автор уделяет много внимания организации
анархического самоуправления. Он рассказывает о сельскохозяйственных и
промышленных коммунах, организованных на контролируемой махновцами
территории, о понимании ими советского строя. Он отмечает, что
^ Н.И. Махно заботился, в первую очередь, о крестьянстве, т.к. сам был
выходцем из крестьян. Так, он не отменял хождение старых денежных знаков на занятой повстанцами территории, потому что не хотел инфляции и
1 Кубанин М. Махновщина. Л., 1926.
2 Там же. С. 15.
разорения крестьян. Делая выводы о деятельности махновского повстанчества, автор отмечает положительные моменты, но упоминает и о том, что из-за присутствия в армии махновцев полууголовных элементов, прикрывающихся именем анархистов для того, чтобы грабить или совершать еврейские погромы, махновщина дискредитировала анархизм в России .
Для монографии М. Кубанина характерно то, что автор не анализирует программу махновцев, а довольствуется статистикой и доступными ему
периодическими изданиями повстанцев.
Основные положения работы М. Кубанина и долгое время служили
'^ своеобразным эталоном для историков - исследователей махновского
повстанчества, - которые старались согласиться с ее автором и найти более
весомые доказательства, чтобы подкрепить высказанное им мнение.
Положение о том, что махновское повстанческое движение было по
своему характеру кулацким, господствовало в отечественной литературе
вплоть до середины 80-х годов. В подобном тоне выдержаны работы
Т.М. Незнамовой и Л.М. Спирина2. Первая из названных работ посвящена
консолидации партийных сил для борьбы с махновским повстанчеством.
Говоря о махновщине, автор отмечает зверства повстанцев, их антисемитизм,
пьяные разгулы махновской армии и патологическую ненависть к
коммунистам-большевикам. Социальная природа махновского движения,
заявляет автор, сугубо кулацкая, мелкобуржуазная.
Более общая работа Л.М. Спирина посвящена различным партиям в
России после Октябрьской революции. Отдельная глава посвящена
анархистам. Автор упоминает об украинской конфедерации анархистов
"Набат" и ее работе среди повстанцев-махновцев. Самому же
повстанческому движению и его программе, на наш взгляд, не уделяется
достаточного внимания.
1 Кубанин М. Махновщина. Л., 1926. С. 213.
2 Незнамова Т.М. КП(б) Украины - организатор трудящихся масс на разгром махновщины (конец
1920 - 1921 г.). Киев, 1971; Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России.
М., 1968.
*
После 1975 года литературы о повстанческом движении почти не издается. Имя Н.И. Махно стало вновь появляться в печати в конце 80-х -начале 90-х годов. В свет вышло несколько монографий, посвященных Н.И. Махно и махновскому движению. Среди них следует отметить, например, работы исследователей В. Волковинского и В.В. Комина .
^
В работе В. Волковинского2 Махно оценивается негативно.
Исследователь считает, что это движение было незначительным явлением в
гражданской войне, армия Махно была создана только для того, чтобы
грабить мирное население, махновцы даже в период сотрудничества с
'Щ> Советской властью были настроены по отношению к ней отрицательно,
своей программы не имели. Махно же наделяется всеми негативными качествами личности, как-то: трусостью, двуличием, отсутствием убеждений и тщеславием. В работе есть много положительных моментов: автор уделяет много внимания анализу социальных экспериментов Н.И. Махно, в приложениях приводит документы, касающиеся махновского движения, принадлежащие как повстанцам, так и Советской власти, в частности, текст договора 1920 г.
Историк В.В. Комин посвятил свою монографию Н.И. Махно, человеку, попытавшемуся создать на территории Украины область анархического самоуправления. Личность Н.И. Махно оценивается в ней неоднозначно: с одной стороны, это идейный анархист, который может увлечь за собой, с другой - патологически жестокий и неуравновешенный человек.
Совершенно с другой точки зрения оценивает Н.И. Махно и махновское движение В.Ф. Верстюк3. Его работы позитивно оценивают влияние движения, возглавляемого Н.И. Махно, на политическую и военную
1 Волковинский В. Махно и его крах. М, 1991; Комин В.В. Нестор Махно: мифы и реальность.
М., 1990.
2 Волковинский В. Махно и его крах. М., 1991.
3 Верстюк В.Ф. Комбриг Нестор Махно. Из истории первого союза махновцев с Советской
властью. М., 1990; Верстюк В.Ф. Борьба трудящегося крестьянства на Украине за укрепление
власти Советов. М.,1986.
обстановку на Украине и отводят этому анархическому движению
значительное место в истории гражданской войны.
** Говоря о повстанческом движении, стоит назвать книгу А. Тимошука .
В ней автор подробно останавливается на военных аспектах: стратегии и
тактике махновцев, о количестве войск, военной организации, соотношении
различных родов войск в армии Н.И. Махно. В приложении к монографии
автор приводит интересные таблицы и схемы, указывающие на социальный
состав армии, возраст бойцов, соотношение национальностей,
территориальное соотношение полков и др.
!Ф Работа В.Я. Голованова2 посвящена не только махновскому движению,
I»
но и пропаганде, развернутой большевиками против махновцев. Автор говорит о популярности махновцев среди украинского населения и упоминает о вероломстве большевиков, которые на словах признавали махновцев своими союзниками, а на деле саботировали поставку им боеприпасов. Говоря о личности Н.И.Махно, автор отмечает, что он был пламенным революционером, пишет о его честности. Работа В.Я. Голованова имеет подзаголовок "художественно-историческое исследование" и содержит очень эмоциональные оценки событий.
*
Исследователь А.Ф. Шубин посвятил свои работы3 социальному аспекту махновского движения, анархическому общественному устройству, которое повстанцы-махновцы стремились организовать на контролируемых ими территориях. В работе "Махно и махновщина" автор исследует махновское повстанческое движение в социальном плане, в монографии "Анархический социальный эксперимент. Украина - Испания (1917 - 1939)" он сравнивает деятельность повстанцев-махновцев с работой анархистов во время гражданской войны в Испании в 30-е годы XX века.
В последнее время все больше исследователей уделяет внимание
1 Тимощук А. Анархо-коммунистическое формирование Н. Махно. Симферополь, 1996.
2 Голованов В.Я. Тачанки с Юга. М., Запорожье, 1997.
3 Шубин А.Ф. Махно и махновское движение. М., 1998; Шубин А.Ф. Анархический социальный
эксперимент. Украина - Испания (1917- 1939) М., 1998.
ч*
деятельности анархистов после смерти П.А. Кропоткина, в том числе
деятельности Кропоткинского комитета и анархо-мистиков, которые были
* - его членами.
v*
После смерти П.А. Кропоткина в Москве был создан Всероссийский Общественный Комитет по увековечению памяти П.А. Кропоткина. Комитетом было издано два сборника, посвященных взглядам философа . К этому же периоду относятся работы русских анархистов, посвященные философии Кропоткина. Такова, например, работа И. Гроссмана-Рощина .
Многие исследователи отмечают общую деградацию анархистских
% теорий после смерти П.А. Кропоткина. Но в последнее время внимание
исследователей привлекло то, что происходило в анархическом движении в России после смерти П.А. Кропоткина и окончания гражданской войны.
* '*
Что касается деятельности Кропоткинского комитета и анархистов-мистиков - его членов, - то работ, посвященных им, очень мало. О "засилье анархо-мистиков" в Кропоткинском комитете вскользь упоминает историк С.Н. Канев в уже упоминавшейся монографии3. Говорит о них и В.В. Комин4. Оба исследователя стремятся показать раскол в анархической среде и крах анархизма как политической силы в России, поэтому касаются анархо-мистиков и их теории поверхностно. Из статей, опубликованных в Internet, можно назвать исследования Я.В. Леонтьева, помещенные на уже упоминавшемся сервере
Информацию о Кропоткинском комитете можно найти и на сайте "Москва", посвященном истории и культурной жизни столицы. В подразделе "История" этого сайта помещена книга Я.В. Леонтьева о Музее
^ ' Памяти Петра Алексеевича Кропоткина. Сборник статей и материалов. Пб., 1922; Петр
Кропоткин. Сборник статей под ред. Н.К. Лебедева, А.А. Борового. Пг. — М., 1922.
2 Гроссман-Рощин И. Характеристика творчества П.А. Кропоткина. Пг. — М., 1921.
3 Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974. С. 384.
4 Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969. С. 497.
5 Леонтьев Я.В. (Россия). Кропоткинский Комитет и кружок народовольцев.
, помещено 26.04.2001.
* і
П.А. Кропоткина в Москве.
В литературе существует несколько точек зрения относительно анархо-
** мистиков Кропоткинского комитета. Например, B.C. Брачев высказывает
мысль, что анархо-мистики не были анархистами, т.к. их доктрина была упрощенной доктриной масонов, а в принципах работы кружков прослеживаются ритуалы и масонов, и средневековых рыцарских орденов (в частности, тамплиеров). Исследователь предлагает называть кружки анархо-мистиков "масонской ложей А. Солоновича".
Более подробные работы, посвященные мистическим анархистам
'%*' Кропоткинского комитета, вышли в начале 1990-х годов. Их автор -
$ <*
исследователь А.Л. Никитин. Его статьи, посвященные анархистам-мистикам А.А. Карелину, А.А. Солоновичу и И.Н. Проферансову, вышли в различных журналах в 1991 — 1993 годах.3 Этой же проблеме посвящена статья А.Л. Никитина, опубликованная в электронной версии журнала "Знание -сила". Статья "Тамплиеры - рыцари России"4 была опубликована в выпуске за август 1998 г. Она посвящена деятельности орденских кружков анархо-мистиков, их обрядам и порядку вступления в эти кружки.
В статье "Заключительный этап развития анархистской мысли в России" автор анализирует ситуацию, сложившуюся в Кропоткинском комитете к 1928 году. Он упоминает о конфликтах представителей Анархической секции Музея и анархо-мистиков и о кампании против мистиков в зарубежной и эмигрантской анархической печати. Исследователь отзывается о мистических анархистах Кропоткинского комитета весьма положительно. Он называет их "тамплиерами", "рыцарями Света" и т.п. Исследователь выделяет деятельность мистиков как последний этап развития
1 Леонтьев Я. "Создание музея П. А. Кропоткина должно быть делом широко общественным...".
. Помещено 13.11.2000.
2 Брачев B.C. Масоны в России: от Петра I до наших дней. М., С. 209.
3 Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // Вопросы
философии. 1991, № 8. с. 89 - 101; Он же. Тамплиеры в Москве // Наука и религия. 1992. № 4 -
12,1993, № 1 - 4,6 - 7; Он же. Тамплиеры — рыцари России // Знание — сила. 1998, № 8 .
* Никитин А.Л. Тамплиеры - рыцари России. . Помещено 01.08.1998.
*
анархизма в России. Автор противопоставляет мистиков членам
Анархической секции Кропоткинского комитета, "революционерам с
мозолистыми руками". Он утверждает, что идейные противники їлархо-
мистицизма в силу недостаточного образования и низкого уровня интеллекта
беспочвенно мечтали о мировой революции и недооценивали духовное
совершенствование личности, "революцию внутри человеческой души".
Теоретическая основа анархо-мистицизма, как указывает автор в начале
статьи - это работа П.А. Кропоткина "Этика". Но, как очевидно из самой
статьи, анархо-мистики тяготели больше к учению М.А. Бакунина, чем к
V теории П.А. Кропоткина, сочетая эти две теории.
* "*
В последующих статьях историк исследует духовные связи анархо-мистиков со средневековым рыцарским орденом тамплиеров и с масонством. Он анализирует работу мистиков по созданию тайной организации и попытки духовного обогащения людей через лекции, проводимые в Кропоткинском Музее, и рассматривает деятельность тайной анархо-мистической организации "Орден Света", члены и руководители которой были впоследствии арестованы и репрессированы. Очень подробно освещается работа анархо-мистических кружков.
В монографии А.Л. Никитина1, посвященной этой же проблеме, развиваются обозначенные в статьях положения. Подробно описывается то непонимание, которое мистики встретили со стороны анархистов, оставшихся в России и в мировой анархической печати. Негативные отзывы о мистиках автор считает провокацией советских органов внутренних дел. В приложениях к данной монографии автор приводит статью "Трубадур мистического анархизма"2, автор которой подписался "Ю. А-т" (по мнению А.Л. Никитина, это анархист Юрий Аникст). Она посвящена А.А. Соло-новичу и, как считает исследователь, написана по заказу ОПТУ. Кроме того, в приложениях к этой работе можно найти легенды, рассказываемые
1 Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России. М., 1998.
2 Ю. А-т. Трубадур мистического анархизма // Дело труда. № 50 - 51. Париж, 1929. С. 15.
"рыцарями" "Ордена Света" при посвящении, и обвинительное заключение
по делу "Ордена Света", составленное в 1929 г. следователем ОПТУ Э. Кир-
~ ре. Оно находится в Центральном архиве Федеральной Службы Безопасности
Российской Федерации.
Безусловно, автор исследовал интересующую его проблему очень
подробно. Но хотелось отметить, что, по нашему мнению, взгляды и
социальная концепция анархо-мистиков раскрыты автором недостаточно
полно. Он рассказывает только о соотношении в их взглядах анархических
теорий, взглядов средневековых религиозных философов Западной Европы и
^ доктрин тамплиеров или масонов. Между тем, социальные взгляды мистиков
как представителей последнего этапа анархизма в России заслуживают самого подробного изучения.
Таким образом, оценивая состояние историографии по проблеме в целом, можно сделать вывод, что вышеизложенные положения дают основания выбрать проблему трансформации теории П.А. Кропоткина в идеологии анархистов-практиков в России после 1917 г. в качестве объекта диссертационного исследования.
Объект данного исследования - теория П.А. Кропоткина, трансформация анархо-коммунизма П.А. Кропоткина в идеологии махновского повстанческого движения и анархо-мистиков Кропоткинского комитета. Трансформация понимается как трактовка взглядов П.А Кропоткина и влияние их на идеологию этих двух движений. Выбор этих двух течений обусловлен тем, что оба они были достаточно крупные, несхожие по взглядам, но идеология их была основана на одной и той же теории - анархо-коммунизме П.А. Кропоткина.
Предмет настоящего исследования - деятельность двух наиболее значительных послереволюционных анархических течений XX в. - Махнов-ского повстанческого движения 1918 - 1921 гг. и анархо-мистиков Всероссийского Общественного комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина в Москве в 1921 - 1929 гг. по воплощению в жизнь теории анархо-
коммунизма П.А. Кропоткина, анализ попыток адаптировать анархо-коммунизм к меняющейся обстановке в стране.
*
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что 20-е годы
стали переломным этапом в истории российского общества. Шла коренная
ломка общественных отношений. Эти годы были временем высокой
политической и общественной активности анархистов, временем их
социальных экспериментов. Послереволюционный период влиял и на
идеологию анархистов, заставляя приспосабливать ее к практической
деятельности, соотносить теорию и практику. Нижняя хронологическая
'& рамка исследования - 1918 год, это год послереволюционного возрастания
активности анархистов, попыток реализации анархических идей на практике, начала махновского повстанческого движения. Со смертью П.А. Кропоткина в 1921 г. возникает Кропоткинский комитет. Деятельность кружков и организаций анархо-мистиков начинается в рамках Комитета, затем проходит независимо от него. Верхняя хронологическая рамка исследования - 1929 г., год ареста анархо-мистиков, судебного процесса над ними и ликвидации кружков анархо-мистиков.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы проанализировать основные положения теории П.А. Кропоткина, выявить степень ее влияния на практический анархизм в России после 1917 г. и проследить трансформацию взглядов П.А. Кропоткина в идеологии махновского повстанческого движения и анархо-мистиков Кропоткинского комитета. Для достижения этой цели автором выбраны два наиболее крупных анархических движения, имеющих кардинальные различия во взглядах.
4>
Задачи исследования. Реализация поставленных целей обуславливает необходимость решения следующих задач:
выявить специфику русских анархических теорий, их отличия от западных анархических учений;
проанализировать теорию П.А. Кропоткина как основу практической деятельности анархистов;
(*
проследить развитие социально-политических взглядов повстанцев-махновцев, выявить степень влияния теории анархо-коммунизма П.А. Кропоткина на программу и идеологию повстанцев, а также попытки повстанцев адаптировать теорию с учетом внутренней обстановки на Украине;
проследить закономерности развития Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина и выявить факты, касающиеся деятельности Комитета и группировавшихся вокруг него мистических анархистов;
- рассмотреть деятельность анархистов-мистиков Кропоткинского
Ф комитета, их социальную доктрину, ее отличия от теории П.А. Кропоткина,
степень влияние анархо-коммунизма на доктрину анархо-мистиков и принципиальные отличия этой доктрины от анархических теорий вообще.
Методологическую основу исследования составил принцип историзма, выражающийся в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой и понимаемый как объективный анализ конкретно-исторических факторов, определяющих характер и специфику изучаемой проблемы, как системная обработка всех доступных исследователю исторических источников и литературы. В исследовании учтен как сравнительно-исторический, так и аналитический план. Автор стремится провести объективный научный анализ документального материала.
При определении методики исследования автор руководствовался следующими методами исторического познания:
#
- историко-сравнительный метод, позволяющий рассмотреть процессы,
проходящие в лагере анархистов в связи с реальной российской
действительностью;
- ретроспективный метод, с помощью которого исследованию
придается направленность от причины к следствию;
- хронологический метод, использование временной последователь
ности развития событий.
- генетический метод, позволяющий рассмотреть и оценить факты в
причинно-следственной связи.
Доминирующим фактором исследования стала возможность доступа диссертанта к архивным документам.
Положения, выносимые автором на защиту:
выявление теоретических основ русского анархизма, определение специфики анархических теорий, возникших в России;
авторский анализ интерпретации теории П.А. Кропоткина в идеологии махновского повстанческого движения на Украине в 1918-1921 гг.;
оценка состава и деятельности Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина;
исследование социальной доктрины анархо-мистиков Кропоткинского Комитета и трансформации теории П.А. Кропоткина в их идеологии.
Источниковую базу по данной проблеме составляют документы и документальные материалы, основными группами которых являются:
1. Материалы официального делопроизводства. Среди них нужно, в первую очередь, отметить рукописи теоретиков анархизма. Многие статьи и рукописи М.И. Бакунина хранятся в личном архиве семейства Бакуниных1. Оригинал рукописи П.А. Кропоткина "Этика", хранится в Государственном Архиве Российской Федерации (далее ГАРФ)2. Этот труд - последняя работа философа. Некоторые историки считают, что П.А. Кропоткин пришел к идее создания анархической этики только в последние годы жизни. В частности, это утверждает исследователь А.Л. Никитин3. Это не совсем верно, т.к., согласно архивным данным, работа над "Этикой" шла уже в 1904 году, и ее начальные главы в этот период готовились к печати. Это позволяет утверждать, что замысел данного труда возник у философа гораздо раньше последнего периода его жизни.
1 Государственный архив Российской федерации (далее ГАРФ), Ф. 825; Российский
Государственный архив социально-политической истории (далее РГАСПИ), Ф. 206.
2 ГАРФ, Ф. 1129.0П. 1. ДД. 334-350.
3 Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // ВФ, 1991. №8.
С. 93.
В Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) среди личных фондов также есть фонды, содержащие статьи и письма таких видных теоретиков анархизма, как П.-Ж. Пруд он1 и Э. Реклю2.
Что касается анархистских групп в России в период расцвета анархизма (1905 - 1918 годы), документы по ним находятся в фондах Московского жандармского управления и Петербургского жандармского управления4, содержащихся в Государственном архиве Российской федерации, и представляют собой уголовные дела, заведенные на членов анархистских групп.
Важными источниками по истории махновского движения являются документы поездки Чрезвычайного Уполномоченного совета труда и обороны РСФСР Л.Б. Каменева. В некоторых из них упоминается Н.И. Махно и его роль в обороне Республики от врагов, а также определяется позиция Л.Б. Каменева относительно махновского повстанческого движения в целом и лично Н.И. Махно.5 Документы по истории махновского повстанческого движения содержатся и в Фонде Совета Народных комиссаров РСФСР6. Эти два фонда тоже находятся в Государственном архиве Российской Федерации
Документы Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина и Кропоткинского Музея находятся в фондах сразу нескольких архивов. Так, в личном фонде семьи Кропоткиных в ГАРФ содержатся протоколы заседаний Музейной Комиссии , программы и афиши вечеров , выписка из постановлений пленума Моссовета об учреждении Комитета и предоставлении ему здания в Штатном переулке9, список членов Комитета10, акт о предстоящем
1 РГАСПИ. Ф. 227.
2 РГАСПИ. Ф. 269.
3 ГАРФ. Ф. 58.
4 ГАРФ. Ф. 93.
5ГАРФ,Ф.Р-1243.0п. І.Д.5. 6ГАРФ.Ф.Р-130.
7 ГАРФ, Ф. П29.0п.4.Д.35.
8 ГАРФ, Ф. 1129.0П.4.Д.7.
9 ГАРФ, Ф. 1129.0п.4.Д.5.
10 ГАРФ, Ф. П29.0П.4.Д.39.
21 приеме правительственной комиссией имущества бывшего Музея П.А. Кропоткина с приложением распоряжений (копии) по Наркомпросу РСФСР о принятии Музея на государственный бюджет1 и другие документы.
Некоторые материалы, касающиеся деятельности Комитета, содержатся в фонде видной русской анархистки М.И. Гольдсмит. Это, например, письмо С.Г. Кропоткиной о положении в Комитете, которое напрямую касается анархо-мистиков и где С.Г. Кропоткина отрицает свою принадлежность к этому течению анархизма.2
Записи о лекциях и другие материалы о деятельности Кропоткинского Комитета и Музея есть в фондах Государственного Литературного Музея. Некоторые материалы Комитета хранятся в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства (далее РГАЛИ). Их можно найти в личных фондах этого архива. Так, в фонде общественного деятеля И.И. Горбунова-Посадова хранятся некрологи А.А. Карелина, члена Комитета и автора теории анархо-мистицизма3, написанные его последователем А.А. Соло-новичем.
В фонде видного анархо-синдикалиста и одного из учредителей Кропоткинского Комитета А.А. Борового можно найти некролог П.А. Кропоткина4, сообщение об организации Кропоткинского Комитета, рассылаемое зарубежным анархистам, материалы лекций, прочитанных А.А. Боровым в Кропоткинском Комитете , проект Устава Комитета в его ранней редакции.6 Там же находится статья А.А. Солоновича "Личность и общество", посвященная А.А. Боровому и выражающая социальную философия анархо-мистиков. Данная статья до этого нигде не публиковалась, поэтому можно считать ее источником, впервые вводимым в научный оборот.
'ГАРФ.Ф. 1129. Оп. 4. Д. 36.
2 ГАРФ, Ф. Р-5969. Оп. 1 Д. 144. Л. 7.
3 Российский Государственный Архив Литературы и Искусства (далее РГАЛИ), Ф. 122. Оп. 2. Д.
189.
4 РГАЛИ, Ф. 1023. Оп 1. Д. 1040.
5 РГАЛИ, Ф. 1023. Оп 1. ДД. 120, 889.
6 РГАЛИ, Ф. 1023.Оп 1,Д. 891.
7 РГАЛИ, Ф. 1023. Оп 1,Д. 1051.
Часть документов Комитета находится в личном фонде В.Н. Фигнер,
которая была личным другом П.А. Кропоткина при его жизни и бессменной
у председательницей Комитета после смерти философа. В этом фонде
содержатся две редакции Устава Комитета- 1924 и 1933 г.1
Документы Кропоткинского комитета, о которых сказано выше, не были ранее опубликованы, некоторые из них цитировались исследователями.
Если говорить об архивных материалах, касающихся суда над
анархистами-мистиками, то их мало. Документы судебных процессов по
делам анархо-мистических организаций "Орден Света", "Орден Духа",
'^' "Храм Искусств" и др., состоявшихся в 1929 г., хранятся в Центральном
архиве ФСБ2, и доступ к ним разрешен только родственникам лиц, осужденных по этим делам.
2. Важным источником по указанной проблеме являются труды теоретиков анархизма, как отечественных, так и зарубежных. В основном, они издавались либо в конце XIX - начале XX века3 (приблизительно до 1934 г.)4, либо после 1985 г.
11 JLa\
Нужно отметить, что первые работы русских теоретиков анархизма издавались преимущественно за границей5. Это связано, в первую очередь, с тем, что русские теоретики анархизма - и М.А. Бакунин, и П.А. Кропоткин, -вынуждены были в свое время покинуть Россию и прожили большую часть жизни в эмиграции, а их труды были запрещены к публикации в России и выходили на русском языке за рубежом.
Работ, принадлежащих теоретикам анархизма, за последние два
1РГАЛИ, Ф. 1185. Оп 1. Д. 97, ЛЛ. 7 - 9, ЛЛ. 24 - 29.
2 Центральный архив ФСБ РФ. Д. 33312.
3 См., например, Бакунин М.А. Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель? Лондон, 1862;
Прудон П.-Ж. Французская демократия. СПб., 1867; Бакунин М.А. Всесветный революционный
союз социальной демократии. К русской молодежи. Geneve, 1870; Толстой Л.Н. О государстве.
Суеверие государства. М., 1903; Бакунин М.А. Бог и государство. М., 1906; Кропоткин П.А. Из
рабства службы - к свободному труду и радости жизни. М., 1913; Кропоткин П.А. Коммунизм и
анархия. М., 1917; Реклю Э. Анархия. М.,1917; Грав Ж. Будущее общество. М., 1919.
4 Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем (1828 - 1876) (под ред. и с прим. Ю.М. Стеклова) М.,
1934. После их публикации издание трудов теоретиков анархизма прекратилось вплоть до второй
половины 80-х гг.
5 См., например, Бакунин М.А. Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель? Лондон, 1862;
Всесветный революционный союз социальной демократии. К русской молодежи. Geneve, 1870.
23 десятилетия издано немало. Это и работа М.А. Бакунина "Государственность и анархия"1, и труды П.А. Кропоткина2. После 1985 г. были изданы многие труды зарубежных и русских анархистов, которые не были опубликованы ранее. Они представляют собой большой интерес для исследователей. Таковы, например, переведенные на русский язык ранее неизвестные русскому читателю работы М. Штирнера и П.Ж. Прудона3, основоположников классического анархизма, или работы П.А. Кропоткина, проливающие свет на эволюцию взглядов философа в последние годы его жизни4.
Работы анархистов и их исследователей можно найти на странице Питцеровского колледжа5. Он находится в Соединенных Штатах Америки. Сотрудники этого колледжа ведут регулярно обновляемый бюллетень "Anarchy Archives" (Архивы Анархии). На его страницах можно найти работы П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина, переведенные на английский язык Также на этом сервере размещены произведения П.-Ж. Прудона, М. Штирнера и У. Годвина.
Нужно отметить, что "Anarchy Archives" посвящены развитию анархического движения во всем мире, не только в России и в США. На их страницах находятся материалы по анархизму в Италии в последней трети XIX века, в Испании в годы Гражданской войны и много других интересных сведений.
Работы каждого теоретика анархизма, размещенные на этом сервере, снабжены подробной биографией и фотографиями, а электронные тексты произведений снабжены ссылками на их печатные издания.
3. Важным источником являются программные документы, газеты,
1 Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения
и письма. М., 1987.
2 Кропоткин П.А. Хлеб и воля; современная наука и анархия. М., 1990; Кропоткин П.А. Этика. М.,
1991.
3 Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994; Прудон П.-Ж. Что такое
собственность. М., 1998.
4 См. Кропоткин П.А. Хлеб и воля; современная наука и анархия. М., 1990; Кропоткин П.А. Этика.
М., 1991.
24 воззвания, прокламации, телеграммы и протоколы, оставленные анархистами-практиками. В данном исследовании использованы документы махновского повстанческого движения и документы Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина в Москве. Эти документы находятся в центральных архивах и библиотеках.
Листовки, распространяемые повстанцами-махновцами, находятся в фондах Отдела редкой книги Государственной Общественно-политической Библиотеки (далее и в сносках ГОПБ ОРК). Некоторые экземпляры периодической печати махновскои повстанческой армии находятся в отделе Русского зарубежья Российской Государственной библиотеки им. В.И Ленина (далее РГБ). Это отдельные номера газет "Голос махновца", "Вольный повстанец", "Путь к свободе"1. Один из номеров газеты "Путь к свободе"2, присланный махновским штабом В.И. Ленину, чтобы доказать революционность повстанцев, и содержащий часть программного заявления махновцев, хранится в фонде Совета Народных Комиссаров ГАРФ.3
Листовки, приказы, программные документы махновского повстанческого движения помещены во второй части сборника "Анархисты".4 В него включены материалы анархистского движения на территории России с 1917 по 1935 год. Помимо документов, оставленных махновцами, в сборник вошли материалы анархистов и анархо-синдикалистов России, материалы об отношениях Советской власти и анархистов после революции и во время гражданской войны и материалы анархических организаций в связи с кончиной П.А. Кропоткина.
Большое количество документов махновцев включено в работу А.В. Белаша5. Эта монография интересна тем, что представляет собой воспоминания В.Ф. Белаша, начальника штаба махновскои армии, которые
1 См. "Повстанец". 1919 г. 8 ноября; "Путь к Свободе". 1920 г. № 43. 5.июля; "Голос махновца".
1920. № 2.16 ноября; "Голос махновца". 1920. № 3.21 ноября.
2 "Путь к свободе". № 2,24 июня 1919 г.
3 ГАРФ, Ф. Р-130, Оп. 1. Д. 1036.
4 Анархисты. Документы и материалы. Том 2.1917 - 1935 гг. под ред. В.В. Кривенького. М, 1999.
5 Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Нестора Махно. Киев, 1993.
25 его сын А.В. Белаш дополнил своими исследованиями и множеством архивных документов, находящихся в центральном архиве Украины. Целью авторов было рассказать правду о махновском движении, о внутренних порядках махновской армии, об организации быта на контролируемой территории, об отношении махновцев с Советской властью и с ее врагами. Эта работа представляет собой, на наш взгляд, наиболее полное документальное исследование махновского повстанческого движения, подкрепленное цитатами из архивных источников и основанное на рассказах очевидцев и участников.
Документы махновского повстанческого движения - приказы, телеграммы, воззвания, программные документы — частично опубликованы в сборнике "Гражданская война на Украине"1. В этом же сборнике находятся и директивы командования Красной Армии в отношении повстанцев-махновцев.
Не публиковавшиеся ранее документы махновского движения,
хранящиеся в центральном архиве республики Украина, помещены в
сборнике, составленном исследователем махновского движения В.Ф. Верс-
тюком.2 Там помещены приказы махновской армии разных лет, программные
документы движения (в том числе широко известное заявление "Чего
добиваются повстанцы-махновцы?"), телеграммы командованию Красной
Армии. Там же помещено соглашение повстанцев с Советской властью,
подписанное в 1920 г. (текст соглашения дан полностью, включая четвертый
пункт, касающийся организации анархического самоуправления на
контролируемых махновцами территориях, проигнорированный Советской
N властью).
Из опубликованных программных документов анархистов начала XX века стоит назвать "Анархический манифест" лидера анархо-синдикалистов
1 Гражданская война на Украине. Сб. документов. В 3 Т. М., 1967.
2 Нестор Иванович Махно. Воспоминания, материалы и документы / Автор вступительной статьи
и составитель В.Ф. Верстюк. Киев, 1991.
26 Алексея Борового1.
4. Литература, посвященная анархистам и изданная их современниками. В период с 1906 по 1921 год выходит всего несколько работ, посвященных исследованию учения П.А. Кропоткина. Это работы Е.В. Де-Роберти , Л.С. Кульчицкого , П.А. Берлина .
Работа Е.В. Де-Роберти посвящена философской и психологической связи между творчеством и вехами жизни Кропоткина, С. Кульчицкий посвятил свое исследование анализу произведения "Речи бунтовщика". П.А. Берлин наряду с общей критикой учения Кропоткина сравнил его с доктриной М. Бакунина и теорией Я.В. Махаева. Осуждая последнего, Берлин отметил гуманизм теории П.А. Кропоткина.
Первые работы, посвященные махновскому повстанческому движению, вышли сразу же после его разгрома. Они написаны арестованными анархистами - бывшими соратниками Н.И. Махно - по заказу арестовавшего анархистов Советского правительства. Их целью было дискредитировать повстанческое движение, которое оставалось популярным на Украине даже после его разгрома и окончания гражданской войны. Зачастую подобные работы искажают реальные факты.
Такова, например, работа И. Тепера (Гордеева)5, члена конфедерации "Набат", непосредственно работавшего в повстанческой армии. Но автор делает в ней существенную оговорку - он не претендует на научное значение своей работы.6 Книга выдержана в покаянном тоне. "Я только бывший анархист и участник этого движения," - пишет автор, - "Ценою двухлетней мучительной борьбы над самим собой мне досталось то мировоззрение, сквозь призму которого я стал иначе рассматривать Махно и махновщину. В том виде, в каком анархизм и махновщина предстали предо мною при свете
1 Боровой А. Анархический манифест. "Родина". 1992, № 3
2 Де-Роберти Е.В. Петр Кропоткин. Личность и доктрина. СПб., 1906.
3 Кульчицкий С. Современный анархизм. Изложение, источники, критика. СПб., 1907.
4 Берлин П.А. Апостолы анархии. Бакунин — Кропоткин — Махаев. Пг., 1917.
5 И. Тепер (Гордеев). Махно: от единого анархизма к стопам румынского короля. Киев, 1926.
6 Там же. С. 11.
27 этого мировоззрения, я считаю нужным передать и другим - и только".1
Иногда автор допускает и прямые ругательства в адрес Н.И. Махно. Несмотря на это, работа представляет собой интерес тем, что в ней автор приводит наиболее важные программные документы махновцев, например, их декларацию, и приложение - соглашение махновцев с Советской властью, заключенное 6 декабря 1920 г.2
Вторая группа работ написана идейными противниками анархизма -как со стороны красных, так и со стороны белых. Их цель - показать несостоятельность махновского движения и представить в невыгодном свете его руководителя. Со стороны большевиков можно в качестве примера назвать работы, авторы которых - Д.З. Лебедь, Я. Яковлев и М. Равич-Черкасский. Первая из них - просто пропагандистская брошюра, автор которой даже не делает ссылок на цитируемые документы, чем ставит под сомнение их подлинность. Автор второй работы - Я. Яковлев - высказывает интересную точку зрения на процессы, происходящие в махновской армии. Он считает, что командование армии состояло из выходцев из кулачества, тогда как все рядовые повстанцы были выходцами из беднейших крестьян. Таким образом, в армии складывалось противоречие: низы постоянно давили на верхи, заставляя их принимать радикальные решения. Автор допускает искажение ряда фактов. Например, он неверно называет имя жены Н.И. Махно.
Исследователь М. Равич-Черкасский в своих работах4 анализирует происхождение и социальный состав махновского повстанчества. Он обращает внимание на то, что немецкая оккупация во многом повлияла на развитие движения.
Анализируя настроения внутри самого движения, исследователь
1 И. Тепер (Гордеев). Махно: от единого анархизма к стопам румынского короля. Киев, 1926. С. 11
2 И. Тепер (Гордеев). Указ. соч. С. 117.
3 Лебедь Д.З. Итоги и уроки трех лет анархо-махновщины. Харьков, 1921; Яковлев Я. Русский
анархизм в Великой русской революции. М., 1921; Равич-Черкасский М. Махно и Махновщина.
Екатеринослав, 1920.
4 Равич-Черкасский М. Махно и Махновщина. Екатеринослав, 1920; Равич-Черкасский М.
Анархисты. Харьков, 1929
28 высказывает предположение, что кулаки, из которых, по его мнению, состояла большая часть повстанчества, слишком примитивны, чтобы создать государство или правильно понимать его функции1. Это видится автору главной причиной того, что махновщина была движением анархическим.
Что касается авторов - представителей другого враждебного махновцам лагеря, нужно упомянуть работу Н.В. Герасименко2. Эта книга содержит в себе самые нелепые обвинения в адрес лично Н.И. Махно и описания зверств повстанцев на захваченных территориях. Интересно то, что автор записывал их якобы со слов своих друзей. Сам Н.И. Махно предстает в книге романтическим разбойником, которому не чужды жалость и благородные прорывы, но в то же время и необоснованная и неконтролируемая жестокость. Вполне возможно, что последующие авторы художественных произведений и кинорежиссеры формировали образ Н.И. Махно, основываясь на этой книге.
Работа Н.В. Герасименко не содержит ни одной ссылки на источники, в ней есть ряд сильных искажений, так что ее нельзя считать серьезной работой по данной проблеме. Книга вышла из печати в 1928 г., через 7 лет после разгрома повстанчества и призвана создать негативный образ повстанческого движения, что говорит о том, что симпатии к махновщине продолжали существовать среди населения и через такой долгий срок.
Несмотря на всю критику и необоснованные обвинения, все перечисленные авторы признают талант Н.И. Махно как военачальника и симпатизируют ряду его личных качеств.
Нужно отметить, что ни один из указанных авторов не пытался исследовать программные документы движения.
5. Важнейшим источником послужили опубликованные воспоминания и мемуары как теоретиков анархизма, так и их современников. Они дают подробное представление не только об образе их жизни в тот или иной
1 Равич-Черкасский М. Махно и махновщина. Екатеринослав, 1920. С. 6.
2 Герасименко Н.В. Батько Махно. Из воспоминаний белогвардейца. М. - Л., 1928.
29 период, но и об их отношении к эпохе, восприятии окружающего мира и людей, с которыми они общались - не только соратников, но и представителей противоположного лагеря. Мемуары П.А. Кропоткина "Записки революционера" переиздавались неоднократно1, воспоминания же Н.И. Махно "Под ударами контрреволюции" в первый раз были изданы в России уже в наше время2.
В 1996 году в издательстве "Терра" вышел сборник, включающий в себя работу П.А. Аршинова - друга и соратника Н.И.Махно "История махновского движения", два тома воспоминаний самого Н.И.Махно "Под ударами контрреволюции", впервые увидевшие свет в 30-годы во Франции, и дневник жены Махно Галины Кузьменко, о подлинности которого до сих пор спорят историки3.
В сборник документов, составленный В.Ф. Верстюком4, вошли и отрывки из воспоминаний. Среди воспоминаний о Н.И. Махно, находящихся в этой книге, есть отрывки из книги П.А. Аршинова "История махновского движения" и из воспоминаний секретаря Н.И. Махно Иды Метт, описавшей последние годы его жизни в эмиграции в Париже.
Отношение Советской власти и ее отдельных представителей к махновскому движению можно проследить по статьям Л.Д. Троцкого5, по работам М.В. Фрунзе, представленным в собрании его сочинений6 и по мемуарам А.В. Антонова-Овсеенко7, симпатизировавшего махновцам и стремившегося, чтобы Советская власть вела себя честно по отношению к повстанцам.
Существует группа мемуаров, недостаточно исследованных отечест-
1 См. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1933; другие издания - М., 1988; М, 1990
2 Воспоминания Н.И. Махно были изданы в Париже (Махно Н.И. Воспоминания. Под ударами
контрреволюции. Ч. I. Париж, 1922; Ч. П. Лос-Анджелес, 1936), в России они вышли много лет
спустя (Махно Н.И. Воспоминания // Нестор Махно. Сборник. М., 1996.).
3 Н.И. Махно. Сборник. М., 1996.
4 Нестор Иванович Махно. Воспоминания, материалы и документы / Автор вступительной статьи
и составитель В.Ф. Верстюк. Киев, 1991.
5 Троцкий Л.Д. Как сражалась революция. В 3 Т. Т 1 - М., 1923, Т 2 - М., 1924, Т 3 - М., 1924.
4 Фрунзе М.В. Собрание сочинений. В. 3 Т. Т 1 - М., 1926, Т 2 - М., 1926, Т 3 - М., 1927.
7 Антонов-Овсеенко А.В. Записки о гражданской войне. В 4 Т. Т 1 - М., 1924, Т 2 - М., 1928, Т 3 -М., 1932, Т 1-М., 1933.
венными учеными. Это мемуары американских анархистов Эммы Гольдман и Александра Беркмана, высланных из США в Россию в 1919 году и бывших соратниками Н.И. Махно, а потом сотрудниками Музея П.А. Кропоткина. В частности, это работы Э. Гольдман "My Disillusionment In Russia" (Мое разочарование в России) и "My Further Disillusionment In Russia" (Мое дальнейшее разочарование в России), а также воспоминания А. Беркмана "The Bolshevik Myth" ("Большевистский миф").
Во время гражданской войны Э. Гольдман и А. Беркман находились в центре российского анархического движения, поддерживали связь с московскими и петроградскими анархистами, членами Конфедерации Украинских анархистов "Набат" и с Н.И. Махно. В мемуарах Э. Гольдман и А. Беркмана выражено и отношение анархистов России к махновскому движению, и собственная оценка авторами повстанчества и его руководителя. Определенные затруднения для исследователей представляет то, что воспоминания были изданы в США на английском языке. Работы Эммы Гольдман "Мое разочарование в России" и "Мое дальнейшее разочарование в России"1 и книга А. Беркмана "Большевистский миф"2 вышли в Нью-Йорке в середине 20-х годов прошлого века. В России они не издавались и не переводились, поэтому русскому читателю эти работы доступны только как англоязычный ресурс сети Internet, размещенный на сервере американского Питцеровского Колледжа на страницах, посвященных анархизму "Архивы анархии".3 В этих работах есть важный аспект, которому не уделяется достаточно внимания в отечественной литературе - отношение к махновскому повстанчеству самих российских анархистов.
Среди диссертационных исследований махновского повстанчества
1 См. Goldman Emma. My Disillusionment In Russia. New York Doubleday. Page & Company, 1923;
Goldman Emma. My Further Disillusionment In Russia. Garden City, N.Y.: Doubleday, Page &
Company; 1923.
2 Cm. Berkman Alexander. The Bolshevik Myth. New York: Bony & Liveright, 1925.
*
следует отметить работу В.А. Савченко1, в которой автор подробно
анализирует политику Советской власти по отношению к махновцам, личные
симпатии и антипатии советских руководителей к Н.И. Махно. В частности,
он отмечает, что Советская власть вела антимахновскую пропаганду как в
центре - в Москве и Петрограде, так и на Украине. В.А. Савченко обращает
внимание на то, что многие преступления махновцам приписала ЧК .
Проводя исследование, автор пользовался советской печатью,
воспоминаниями Л.Д. Троцкого и В.А. Антонова-Овсеенко и периодической
печатью махновцев, частично сохранившейся в архивах, но не использовал
tu, листовки и прокламации, которые махновцы выпускали для агитации в рядах
противника.
Борьбе Советской власти против махновского повстанчества посвящена одна из глав диссертационной работы И.К. Калмакана . Он отмечает кулацкое происхождение махновского движения. Об этом же в своем диссертационном исследовании говорит А.В. Лихолат .
і*
Социальному эксперименту махновцев посвящена диссертация
И* А.Ф. Шубина5. В этой работе махновское повстанческое движение
сравнивается с анархистским движением в Испании в 30-х годах прошлого века.
Следует отметить, что ни в одной из перечисленных выше авторы работ не прослеживают социально-политические взгляды махновцев, исходя из содержания их программных документов.
1 Савченко В.А. Политика Советского государства по отношению к анархистскому движению на
Украине в 1917 - 1921 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических
наук. Одесса, 1990.
2 Савченко В.А. Политика Советского государства по отношению к анархистскому движению на
\)0> Украине в 1917 - 1921 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических
наук. Одесса, 1990. С. 107.
3 Калмакан И.К. Борьба против вооруженной кулацкой контрреволюции в период гражданской
., войны и иностранной военной интервенции в СССР (по материалам Юга Украины). Диссертация
* на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Одесса, 1980.
4 Лихолат А.В. Борьба за победу Советской власти на Украине и укрепление дружбы между
украинским и русским народами (1917 - 1920 гг.). Диссертация на соискание ученой степени
доктора исторических наук. М, 1963.
5 Шубин А.Ф. Анархический социальный эксперимент. (Украина и Испания 1917 - 1939).
Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1999.
В каждой работе махновское повстанческое движение оценивается по-разному, но в одном их авторы сходятся: это очень сложное явление в
v^ истории Гражданской войны, которое, несмотря на множество литературы о
нем, еще не исследовано до конца и таит в себе много загадок и противоречий.
Научная новизна диссертации обусловлена отсутствием в отечест
венной исторической литературе специального монографического
исследования, посвященного влиянию теории П.А. Кропоткина на анар-
хистов-практиков и пониманию и интерпретации ими этой теории.
U, Научная новизна диссертации состоит в следующем.
1. Впервые исследуется специфика русских анархических идей, их отличия от теорий анархизма, возникших в Западной Европе. В частности, анализируются такие движения, как христианский анархизм народников, толстовство и мистический анархизм, как дореволюционный - сборник "Факелы", так и послереволюционный - анархисты-мистики, работавшие в Кропоткинском комитете.
i*^ 2. Автор делает попытку проанализировать практическую значимость
^ теории П.А. Кропоткина и трансформацию этой теории в идеологии
анархистов-практиков. Многие проблемы теории анархизма и соотношения теории с практикой поставлены и проанализированы с учетом нового прочтения прежних источниковых публикаций. Это позволило исторически объективно осветить ряд факторов, влияющих на практическую деятельность анархистов в России после Октябрьской революции 1917 г и на их идеологическую базу. Сделан ряд выводов, позволяющих объективно оценить теоретическую базу послереволюционного анархизма и роль анархистов в послереволюционных событиях, а также уточнить представление о некоторых сторонах деятельности и идеологии анархо-
* мистиков Кропоткинского комитета.
3. Проводится параллель и выявляются связи между теоретическим и практическим анархизмом, прослеживаются теоретические основы
практической деятельности анархистов в России в послереволюционный период.
ч^ 4. Автором вводятся в научный оборот новые источники - документы и
материалы Фонда П.А. Кропоткина, находящиеся в личных архивных фондах Российского Государственного архива литературы и искусства, практически неизвестные ранее научной общественности. Эти документы позволяют проанализировать теорию и доктрину анархо-мистиков Кропоткинского комитета, проследить отношение к анархо-мистикам других членов
Ф Комитета. Также автором дается обзор ресурсов глобальной сети Internet,
U, посвященных данной проблеме. Обзор проводится на основе тщательного
отбора достоверной информации и научного анализа.
5. Сформулированы теоретические выводы и результаты исследования, позволяющие определить особенности русского анархизма, преемственность и взаимосвязь анархистской теории и практики, а также изменения, вносимые практиками в теорию.
Практическая значимость диссертации. Результаты и выводы
\*4* исследования могут использоваться для дальнейшего коллективного и
*? индивидуального исследования проблемы развития анархизма в России и, в
частности, развития анархизма после Октябрьской Революции, в дальнейших монографических научных разработках, касающихся отдельных аспектов теории П.А. Кропоткина и, в частности, его послереволюционной жизни и деятельности. Сделанные в диссертации результаты и выводы также могут использоваться при составлении спецкурсов и общих курсов лекций, при написании учебников и учебных программ по курсу истории России XX века. Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на
її* заседаниях кафедры Новой и новейшей истории России Рязанского
государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Основные
г* идеи и выводы работы были изложены в выступлениях на научных
конференциях в гг. Рязани и Смоленске в 1999 - 2002 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и
заключения. Во введении определяется актуальность темы, цели, задачи, хронологические рамки исследования, его научная новизна и практическая значимость. Там же анализируется степень изученности и источниковая база исследования.
В первой главе определяется теоретическая база русского анархизма, выявляется специфика русских анархических теорий, их сходство и различия с западными. Пристальное внимание уделяется анализу теории анархо-коммунизма П.А. Кропоткина.
Во второй главе исследуется степень влияния анархической теории П.А. Кропоткина на махновское повстанческое движение и определяется, как теоретики повстанческого движения пытались приспособить теорию анархо-коммунизма к текущей обстановке в стране и на фронтах.
В третьей главе анализируется ситуация, возникшая в среде российских анархистов после смерти П.А. Кропоткина, рассматривается деятельность Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина и исследуются причины внутренних конфликтов в Комитете. В этой же главе проводится анализ работы кружков анархо-мистиков и рассматривается их теории, анализируется трансформация ими теории П.А. Кропоткина.
В заключении приводятся выводы и результаты исследования.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Анализ социально-политических взглядов махновцев в 1918 — 1921 годах // Взгляд в историю. Сборник научных трудов по актуальным проблемам новой и новейшей истории России. Рязань, 2000. С. 148.
Социальная философия анархо-мистиков Кропоткинского комитета // Панорама философской мысли в России XX века. Материалы Российской научно-практической конференции 3-4 октября 2001 года. Рязань, 2001. С. 17.
Взгляды П.А. Кропоткина на земельный вопрос и махновщина // Сквозь призму времени. Тезисы докладов студенческой научной
(Щ,
конференции 17 апреля 2002 г. Рязань, 2002. С. 51.
4. Приоритет духовного над рациональным в учениях русских анар-
^ хистов // Профессионально-педагогическая и специальная подготовка
студентов как социокультурная деятельность. Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции "VII Рязанские педагогические чтения", 5 февраля 2000 г. Рязань, Издательство РГПУ, 2000. С. 39.
5. Анархо-синдикалисты: альтернатива власти — из XX в XXI век //
* Человек на рубеже тысячелетий (проблемы философского и научного
и, познания). Материалы научной конференции 18 мая 2000 г. Смоленск,
Издательство Смоленского гуманитарного университета, 2000. С. 64.
6. Анархические течения в политической истории Рязанского края //
Гуманистические ценности педагогического краеведения. Тезисы докладов
межрегиональной научно-практической конференции, 28-29 марта 2000 г.
Рязань, Издательство РГПУ, 2000. С. 48.
7. Возможности использования архивов сети Internet для изучения
ft истории // Новые технологии. Новые технологии в науке, промышленности,
1*? образовании, работы Рязанского института Московского государственного
открытого университета. Информационный бюллетень. М., 1999. Вып. 3. С. 7.
8. Возможности гипертекстового пособия для самостоятельной работы
студента при изучении истории // Самостоятельная работа студентов: новые
подходы к организации и руководству. Тезисы докладов пятых рязанских
педагогических чтений 3 февраля 1998 г. Рязань, Издательство РГПУ, 1998.
С. 148.
Л*
Особенности теории анархизма. Эволюция анархизма в Западной Европе
Анархизм нередко трактуется как учение о безвластии, об отрицании государства и власти вообще. Такая трактовка является следствием обобщенного рассмотрения форм и уровней анархического сознания, его критических и позитивных элементов. Вопрос о том, что же на самом деле у. отвергает анархизм — собственно государство (как политическое устройство общества) или любую организованность социальной жизни, очень сложен. Категорический ответ получить невозможно, потому что идеи устранения всякой власти могут обозначать, по существу, требование ликвидации только политической власти, то есть государства.
Анархизм как социальное явление имеет, на наш взгляд, более глубокий смысл, чем в традиционной трактовке, потому что анархизм отражает определенный психологический настрой и форму поведения различных социальных слоев, включавших группы рабочих, студенчества, интеллигенции.1 Вопросы власти и государства, их взаимодействия с человеческой личностью являются центральными в этой теории. Анархизм одно из немногих учений, которое глубоко исследует взаимодействие важнейших социальных факторов - отношения между личностью, властью и государством, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Несмотря на существенные различия в анархических теориях и постоянную полемику между представителями отдельных течений и направлений в анархизме, все іЩ его приверженцы сходятся в одном: государственная власть и социальное неравенство губительны для свободного развития личности. Государство, в лучшем случае, пытается просто регламентировать развитие личности и ее поведение, а в худшем варианте государственная власть просто манипулирует личностью, ущемляя в свою пользу ее интересы. При социальном же неравенстве личность не имеет возможности свободно функционировать и развиваться. Эти утверждения основаны не на пустом месте. Все теоретики анархизма, как правило, тщательно исследовали общество и государственное устройство, которые они критиковали. Их труды интересны не только с точки зрения социальных теорий и критики, но и с позиции исследования современного им общества.
Сильные анархические тенденции в поведении малых и больших социальных групп существовали на протяжении всей истории человечества. у. Генезис анархизма наблюдается еще во второй половине I тысячелетия до нашей эры и связан с учением киников. Определенные анархические тенденции прослеживаются в ряде еретических учений Средневековья, например, у анабаптистов. Подобные анархическим теориям взгляды можно обнаружить у деятеля английской революции - диггера Дж. Уинстенли, у французского гуманиста Ф. Рабле, а в России - у секты духоборов и еретика Ф. Косого. Но как политическая и социальная теория анархизм оформился в Европе в период утверждения капиталистических отношений и возник почти одновременно с марксизмом.
Анархизм как политическое течение возник в середине XIX века и имел два направления: коммунистический (корпоративный) и индивидуалистический анархизм. Этот этап развития анархической идеи принято называть классическим.
Организационная работа махновцев в первый период существования махновского повстанческого движения (осень 1918 - начало 1919г.)
После февральской революции 1917 года наблюдается значительный подъем активности различных политических движений, в том числе и . анархистов. Многие видные анархисты освобождаются в этот период из заключения и разворачивают активную деятельность по всей России. Вновь возникают различные группы анархистов в Сибири, на Украине, в центральных районах, в Москве и Петрограде. В условиях свободы слова, печати, митингов и собраний анархисты приобретают множество новых последователей.
В истории гражданской войны 1918 — 1922 годов до сих пор много неисследованного, до сих пор оценить однозначно и объективно многие явления этой войны. Гражданская война была явлением многогранным. Помимо двух основных сил — Красной и Белой Армий — в ней участвовали иностранные интервенты, причем у каждой страны, посылающей свои войска на помощь силам, стремящимся вернуть власть, были свои интересы. Наравне с ними в войне участвовали и играли порой весьма важную роль силы, которые современные историки называют повстанческими, поскольку все они носили партизанский характер. Многие исследователи считали подобные движения "кулацкой контрреволюцией". Между тем, ш повстанческие движения не были сугубо кулацкими и весьма существенно отличались по социально-экономическим программам. Но, так как !Щ "центристской" силы ни в одной войне быть не может, повстанческим движениям приходилось выступать на стороне одной из основных противодействующих сил - красных или белых, а иногда то тех, то других. Предводителями повстанческих движений были выходцы из разных слоев населения, по преимуществу это были представители казачества или ф крестьянства, причем не всегда из кулаков. Повстанческие движения возникали главным образом на территории Украины. Это происходило потому, что Украина раньше других территорий бывшей Российской империи столкнулась с интервенцией. К тому же, на Украине всегда существовали довольно сильные националистические тенденции, и сразу после Октябрьской революции Центральная Рада провозгласила Украину независимым государством. Начался период г, гетманщины, впрочем, правление гетмана П.П. Скоропадского многими было встречено без восторга, так как он был всего лишь марионеткой в руках
Австрии и Германии.1 Начало повстанческого движения совпадает с оккупацией Украины немецкими войсками.
Программы и лозунги повстанческих движений были рассчитаны на то, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше людей как из еще не определившихся, так и из лагеря противника. Они изменялись в соответствии с изменениями как политической обстановки, так и взглядов тех, для кого они были предназначены. Изменения программ таких движений можно проследить на примере самого крупного и известного из подобных повстанческих движений — махновщины. Но следует сделать оговорку, что махновское повстанческое движение было анархическим, и программа его, эволюционируя и изменяясь, никогда не выходила за рамки анархических теорий.
Махновское повстанческое движение началось на Украине весной 1918 года. Свое название оно получило от имени Нестора Ивановича Махно, украинского анархиста, который с небольшим отрядом начал партизанскую борьбу против германских интервентов. Н.И. Махно впоследствии удалось т объединить под знаменем анархии разрозненные отряды на территории Украины и создать большую боеспособную армию.
Образование Всероссийского Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина и его деятельность
В 20-е годы деятельность анархистов в СССР постепенно прекращается. Часть анархистов примкнула в это время к большевикам, другие были репрессированы или эмигрировали. По отношению к анархистам Советская власть заняла демагогическую позицию: небольшому числу наиболее лояльных, так называемых "советских", анархистов, не выступающих открыто против власти, позволялось действовать полулегально, иметь своих представителей в Советах и профсоюзах, открывать клубы. Остальных анархистов ожидали репрессии.
Последним очагом легального анархизма в СССР был Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П.А. Кропоткина
Говоря о послереволюционном этапе развития анархической теории в России, необходимо упомянуть деятельность анархистов-мистиков, работавших во Всероссийском Комитете по увековечению памяти П.А. Кро поткина. Они могут считаться последними последователями этого философа и последними анархистами, продолжавшими практическую деятельность. Доктрина анархо-мистиков имеет в своей основе взгляды П.А. Кропоткина, которые он высказывал в последние годы жизни. Таким образом, мы можем сказать, что махновское движение и кружки мистических анархистов, хоть и существенно различались по социальному составу, характеру деятельности и доктринам, исходили из одной теоретической базы.
То, что анархизм в последние годы существования теории принял вид мистицизма, не случайно. После того, как стало ясно, что анархизм и большевизм несовместимы, после разгрома Советской властью почти всех анархических организаций - как оппозиционных, так и сочувствующих советской власти - анархистам стало ясно, что они проиграли, и социальная революция недостижима. Многим из них пришлось эмигрировать за границу, как это сделали, например, Н.И. Махно и его соратники. Тем, кто остался, пришлось либо изменить свои взгляды (добровольно или вынужденно, как, например, И. Тепер (Гордеев)), либо признать Советскую власть и оказаться под постоянным подозрением со стороны внутренних органов, как семья П.А. Кропоткина и остальные члены Кропоткинского комитета. Многие члены Комитета до его учреждения арестовывались Советской властью. Так, в разное время были арестованы, например, члены Комитета В.М. Волин и А.Л. Атабекян. Открытая анархическая работа стала небезопасной.
Попытки организации анархического общества тоже потерпели неудачу. Это стало ясно анархической общественности уже в конце 1920 -начале 1921 г., когда Советская власть нарушила соглашение с повстанческой армией махновцев.
Тем не менее, в 1921 г. оставались анархические организации, которые функционировали вполне официально.
В создавшихся условиях преследования анархистов нужно было искать новые способы пропаганды анархизма. Ради сохранения анархической теории было необходимо создавать организации нового типа. Это попытались предпринять мистические анархисты, которые создавали кружки во многих крупных городах России. Такие кружки существовали в Нижнем Новгороде, Курске, на Кавказе и в других регионах Советской России.3