Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Шибзухова Хамсина Хатифовна

Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг.
<
Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шибзухова Хамсина Хатифовна. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Шибзухова Хамсина Хатифовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2009.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/428

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование советской образовательной политики

1.1. Новая школьная система в условиях культурно-идеологических трансформаций 1920-х годов 24-47

1.2. Средне-специальное образование 47-69

1.3. Создание национальной письменности 69-83

Глава II. Деятельность культурно-просветительных учреждений

2.1. Организационные формы культурной работы 84-122

2.2. Формирование средств массовой информации 122-147

2.3. Проблема ликвидации неграмотности в Кабардино-Балкарии 147-161

Заключение 162-166

Примечания 167-183

Список использованных источников и литературы 184-188

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях быстро развивающегося мира и современной консолидации российского общества возникает проблема интерпретации истории и культуры, поскольку изменившиеся социально-экономические и политические основы требуют новых подходов, свободных от еще недавно господствовавших идеологических схем.

В период проведения либеральных реформ и обновления всех сфер жизни общества всё большее внимание обращается на культурную составляющую. Овладение новыми коммуникационными технологиями, преодоление кризисных явлений напрямую связано с дальнейшим повышением-образовательного-И-культурного_уровня-населения,^культуры каждой отдельно взятой личности.

Вопросы повышения культурного и образовательного уровня требуют целенаправленных усилий государственных и общественных институтов. Поэтому остро встает вопрос усиления внимания власти и общества к социально-культурной сфере, принятия комплексных долговременных программ по преодолению негативных явлений в культурной жизни российского общества, активизации усилий по формированию моральных и духовно-эстетических ценностей.

Рассматривая первоочередные задачи современной российской культуры, вполне логичным представляется обращение к предшествующим этапам этого процесса, аккумулирующего в себе бесценный исторический ' опыт. Приоритетность изучения культурно-просветительской работы в 20-е годы XX века обусловлена сложным восприятием этой действительности, многогранным историческим дискурсом, развернувшимся на страницах научной периодики о её значении в жизни горского социума. Современное общество требует четкой оценки роли и места этого исторического периода в культурной жизни региона в контексте масштабных преобразований,

проведенных партийно-государственным аппаратом. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена необходимостью использовать новые методологические подходы для анализа сложившихся в науке представлений о результатах деятельности органов культуры в период новой экономической политики.

Учитывая многонациональный характер Российской Федерации, исключительный научный интерес представляет анализ и обобщение опыта культурного строительства в национальных регионах страны. Формирование системы советской культуры в Кабардино-Балкарии происходило по общероссийским канонам, однако это не исключало определенного своеобразия. Изучение социокультурных процессов в Кабардино-Балкарии в 1920-е гг. позволяет выявить локальную специфику культурных процессов, лучше понять истоки современного кризисного состояния культуры в целом.

Всестороннее рассмотрение и обобщение опыта деятельности органов культуры по формированию духовных запросов населения Кабардино-Балкарии в период нэпа, несомненно, будет способствовать выработке научно-обоснованной стратегии социально-культурной политики, удовлетворению познавательного интереса общества к историческому прошлому народов региона. Это еще раз доказывает научную значимость поднимаемой проблемы.

Невозможно создать принципиально новые культурные ценности не опираясь на опыт проверенных веками традиций. Игнорирование партийными лидерами этой аксиоматики привело к трагичному разрыву преемственности поколений. В связи с этим актуализировалось отношение к культурному наследию и вопросам развития культуры. Круг сюжетов, относящихся к сфере настоящего исследования, в определенной степени поможет в этом.

Степень изученности проблемы. Вопросы культуры, культурного строительства, культурной повседневности послеоктябрьского периода

5 серьезно разрабатываются в отечественной историографии. Имеются^ интересные исследования, коллективные обобщающие труды, научные статьи, анализирующие вопросы социокультурного развития 1920-х гг. В них, как правило, уделяется значительное место характеристике радикальных преобразований, осуществленных советской властью в сфере культуры и образования.

Изучение историографического наследия по заявленной теме позволило нам выделить ряд взаимосвязанных периодов.

Первый период - середина 20-х — середина 50-х годов. Авторами работ по истории культурного строительства, как правило, были практические работники сферы образования и культуры, которые пытались осветить в -печати-возникающие-проблемы-и- успехи—Одно-из-направлений-первого периода представлено статьями государственных деятелей и руководителей партии и правительства (В.И.Ленина, А.В.Луначарского и др.), в которых были изложены основные положения государственной политики в деле народного просвещения и культурного строительства. В силу понятных причин выдвинутые в этих работах положения приняли директивный характер, неукоснительно исполняемый на местах. К числу таких работ относятся труды В.И. Ленина1. Дальнейшее развитие ленинские указания получили в работах его соратников: А.В. Луначарского2, Н.К. Крупской3, М.И. Калинина4, А.С. Бубнова5. В своих работах партийные руководители конкретизировали ленинские установки в плане строительства социализма в СССР. Они освещают как общие вопросы истории культуры, так и ее отдельные составляющие. Этот период в литературе представлен статьями Б.Э.Калмыкова6, Умара Алиева7, А.И. Блинникова8, Л.Жиркова9 и др. В их работах ярко отразился переход государственной политики от борьбы за ликвидацию неграмотности как таковой в борьбу с неграмотностью как составную часть культурной революции на местах, проблема подъема культуры трудящихся. В своих трудах и статьях, имевших преимущественно

прикладную направленность, они характеризовали состояние культурной работы, общеобразовательной школы, грамотности взрослого населения, сопоставляли достигнутый уровень в этой области с положением дел в сфере культуры и образования в дореволюционный период.

Надо отметить, что в советской историографии 20-50-х годов отсутствовала критика политики партии- и государства в области культурных преобразований, хотя ошибки и просчеты, конечно; были. Политизация» и бюрократизация процесса культурной модернизации оправдывалась тем, что все это составная часть плана строительства социализма. Эти работы интересны содержанием большого фактического материала и постановкой некоторых теоретических проблем развития* советской культуры. Особым вниманием исследователей пользовалась проблема партийного' руководства культурными преобразованиями, что диктовалось политической конъюнктурой, в развитии исторической науки. В целом, для основной части работ периода 20-50-х годов характерным является проводимая правящей партией идеология и> ее установки.

Таким образом, главным достижением исследований первого этапа явилась систематизация и поступательное накопление фактологического материала, а также постановка ряда важных вопросов, требовавших дальнейшего детального изучения.

Второй период - середина 50-х — середина 80-х годов XX века. Этот этап в советской историографии характеризуется усиленным вниманием к изучению проблем образования и культуры. Опубликованы работы Ф.Ф.Королева и Е.Н.Медынского10, М.П. Кима, П.И. Кабанова, В.А. Куманева, Г.Г. Карпова и др. Так, М.П. Ким11 анализирует вопросы культурного строительства за годы Советской власти. В указанных исследованиях обобщен богатый разноплановый материал по культурной революции в СССР. П.И Кабанов прослеживает участие органов власти и общественности в формировании советской культуры, показывает

расширение сети культурно-просветительных учреждений. В.А. Куманев в работах «В борьбе за всеобщую грамотность», «Развитие советской культуры»,14 «Социализм и всеобщая грамотность»15 уделил внимание рассмотрению роли широкой общественности в деле борьбы за всеобщую грамотность и культуру. Г.Г. Карпов. в работе «О советской культуре и культурной'революции-в СССР»16, исследуя проблемы развития культуры и, культурной- революции, приходит к выводу о торжестве культурной революции в национальных регионах и о закончившемся процессе формирования нравственной коммунистической убежденности трудящихся.

Специальное, систематическое и углубленное научное исследование проблем развития культуры, и образования активизировалось в. 5 0-60-е-годы XX века.

В региональной историографии эти направления» получили свое воплощение в работах Х.М. Бербекова, Р:Х. Гугова, Е.Т. Хакуашева, И.П. Копачева, Е.Т. Кешевой, Ш.Ш. Чеченова, С.М.Дозорца, Х.М.Сабанчиева, Г.Х. Берекетова, М.М.Герандокова, Х.И1 Хутуева, М.М: Бженикова, Г.Х. Мамбетова и др. В 50-80-е годы XX века историки-исследователи стали уделять больше внимания.вопросам культурного строительства в.республике. В этот период появились две монографические работы профессора Х.М. Бербекова: «Образование и развитие кабардинской, социалистической нации»17, «Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии»18.

В работах Х.М: Бербекова особое внимание уделено анализу политических, хозяйственных и культурных преобразований, произошедших в Кабардино-Балкарии после революции. Автор в своих трудах прослеживает исторический путь кабардинцев и балкарцев, которые в короткий срок ликвидировали свое экономическое и культурное отставание. Бербеков Х.М. приходит к выводу, что в результате большой политико-воспитательной работы партийных и советских органов* Кабардино-Балкария преодолела препятствия на пути культурного строительства.

Г.Х. Берикетов в книге «Ленин и Кавказ»19 дает общую характеристику исторического пути, пройденного народами Кавказа за время советской власти. Делается сравнительный анализ развития культуры в дореволюционный и послереволюционный период.

В статье Ш. Масаева «Кабардино-Балкарская партийная организация в борьбе за социалистическую культуру в 1921-1925 гг.»20 обобщен опыт работы партийной организации Кабардино-Балкарии по осуществлению планов культурного строительства. Успехи народного образования и подъема культуры приписываются исключительно руководящей роли партии.

Исследование Р.Х. Гугова «Кабардино-Балкария в первые годы социалистической реконструкции народного хозяйства СССР»21 посвящена обобщению опыта трудящихся республики, накопленного в 20-е годы XX века, в период строительства новой жизни. В работе автор раскрывает вопросы подготовки национальных кадров рабочего класса и успехи в культурном строительстве во второй половине 20-х годов XX века в Кабардино-Балкарии.

Представляет большой научный и практический интерес работа Е.Т. Хакуашева «Кабардино-Балкария в первые годы восстановления народного хозяйства СССР (1921-1925гг.)» ~. В работе Е.Т. Хакуашева показывается начальный этап ликвидации экономического, политического и культурного отставания народов Кабардино-Балкарии, а также опыт Советских и партийных органов по вовлечению трудящихся в хозяйственное и культурное строительство. Автор избежал недостатки предшествовавших публикаций и связал процесс образования государственности с экономическим и культурным строительством в крае.

Во втором томе «История Кабардино-Балкарской АССР» коллективом авторов раскрываются вопросы культурного строительства в республике в период становления Советской власти и строительства основ социализма.

В' исследовании «Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (1920-е)»9 И.П. Копачев показал, что в Кабардино-Балкарии после Октябрьской революции произошли глубокие изменения в развитии' народного образования - создание национальной письменности, ликвидация неграмотности среди взрослого населения, а также процесс становления единой трудовой школы.

В работе Кешевой Е.Т. «Школа и жизнь» освещаются вопросы развития' народного образования в Кабардино-Балкарии за период с 1917 по 1958 год. Автор показывает, как осуществлялся процесс перестройки школы и школьной системы за годы Советской власти. Кратко, на основе документальных цифр и фактов прослеживается развитие народного образования в республике, рост школ, создание среднеспециальных учебных заведений и успехи в кампании, по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.

В 70-е годы XX века вышла работа Ш.И. Чеченова «Осуществление ленинской программы народного образования в Кабардино-Балкарской АССР(1920-1970гг.)»26.

В ней* Ш.Ш. Чеченов показал процесс создания и развития системы народного образования после революции, вопросы истории становления и развития школьного образования в 20-е годы XX века, успехи и трудности кампании по ликвидации неграмотности среди взрослых в Кабардино-Балкарии.

В историографии второго периода наиболее разработанными являются вопросы партийного руководства всеми сферами общественной жизни.

В 1971 году вышли «Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС»27 и «В.И. Ленин и социалистические преобразования в Кабардино-Балкарии»" . В них, наряду с другими достижениями области, успехи модернизации региона рассматриваются через призму партийного руководства.

Исследователи мало внимания уделяли истории возникновения- и развития культурно-просветительных учреждений,и их роли в строительстве новой жизни. СМ. Дорозец сделал попытку в своей книге «Из истории библиотечного дела в Кабардино-Балкарии»" восполнить этот пробел. Автор дал краткую историю1 возникновения и развития библиотек в 1920-1969 гг. В указанной работе он рассмотрел роль, специфику библиотек и их деятельность на разных этапах социалистического строительства по повышению культурного уровня трудящихся.

Монография М.Х. Сабанчиева^ представляет собой обобщающее исследование в основных чертах процесса культурного- строительства в Кабардино-Балкарии. Особое внимание*автор уделил достижениям в области народного образования, науки и подготовки национальных кадров республики. Все заслуги в области культурного строительства автор приписывает партийным органам.

М.Х. Сабанчиев. в работе «В братской семье»31 кратко раскрыл успехи, достигнутые Кабардино-Балкарией в культурном строительстве в 1917-1980 годы. Автор в исследовании показал, что одним из источников'культурного подъема края служит дружба кабардинцев и балкарцев, а также помощь и поддержка русского и других братских народов страны.

В. своей работе «Культурное строительство в Кабардино-Балкарии» " М.Х. Герандоков сделал попытку собрать воедино и проанализировать обширные сведения из истории и опыта культурного строительства в Кабардино-Балкарии в 1917-1970 гг. Автор сумел расширить и конкретизировать исторический опыт культурного строительства, а также восполнить исследование ряда сфер этого строительства, еще не получивших к этому времени освещения в научной литературе.

Х.И. Хутуев в своих трудах «Из истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии» , «Становление и развитие социалистической культуры Советской Кабардино-Балкарии»34 рассмотрел ряд вопросов

культурного строительства. Он показал основные этапы становления и дальнейшего развития народного образования, вопросы зарождения и-развития науки, литературы, печати, профессионального искусства и культурно-просветительских учреждений. Однако автору не удалось дать всестороннюю характеристику и освещение истории и опыта культурного строительства в Кабардино-Балкарии.

В 80-е годы XX века вышли новые исторические исследования. Сборник «По пути Великого Октября» под редакцией А.Є. Кишева содержит материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Октябрьской социалистической революции. В ней имеется лишь одна статья М.З. Саблирова по культурному строительству — «Великий Октябрь.и культурное строительство в Кабардино-Балкарии». М.З. Саблиров в статье осуществил попытку обобщить некоторые вопросы культурного строительства в Кабардино-Балкарии — развитие среднего и высшего образования и деятельность культурно-просветительных организаций.

В монографии Г.Х. Мамбетова, Х.И. Хутуева «Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии»36 освещены проблемы взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур с конца XIX до 60-х годов XX века. В работе содержатся сведения о влиянии русской культуры на становление культуры народов Кабардино-Балкарии, о помощи русского народа и народов Северного Кавказа в развитии народного образования, науки, литературы и профессионального искусства, формировании национальной интеллигенции. В указанном исследовании особый упор делается на вклад братских народов в культурном строительстве.

В сборнике «Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии» (отв. ред. Х.И. Хутуев) содержатся статьи по вопросам культурного строительства. Статьи Г.Х Мамбетова, Х.И. Хутуева, Х.Б. Мамсирова, М.З. Саблирова освещают вопросы развития народного

12 образования; науки, подготовки национальных кадров и роль^ культурно-просветительских учреждений в республике.

В сборник «Вопросы культурного строительства в Советской Кабардино-Балкарии» включены ряд статей по проблеме культурного строительства в республике. В статьях И.Г. Кислицыной, Г.Х. Мамбетова, А.Т. Карданова содержатся сведения о школьном образовании, о первых очагах культурно-просветительских учреждений, развитии науки и подготовке инженерно-технических кадров.

Монография М.М.' Бженикова «Радио и телевидение КБАССР» раскрывает историю возникновения радиовещания и, телевидения в Кабардино-Балкарии. Автор в работе показал трудности и успехи радиофикации, историю создания и деятельности первой областной радиостанции им. X. Карашаева в республике.

Интересные сведения содержатся в статье Саблирова М.З. «Кадры и историческая наука в Кабардино-Балкарии (1918-1941гг.)»40 Автор поэтапно прослеживает сложный и трудный процесс создания научных исторических кадров, развития и распространения исторических знаний в Кабардино-Балкарии.

В перечисленных публикациях вопросы культурного строительства освещаются кратко, так как рассматриваются во взаимосвязи с хозяйственным и промышленным строительством. В частности, процесс культурного строительства не получил освещения во всем его многообразии, взаимовлиянии и взаимопроникновении.

Однако перечисленные исследования на современном этапе развития
историографии требуют методологического и теоретического пересмотра.
Как и все сферы жизни, процесс культурного строительства был
идеологизирован и политизирован, что сказалось на ' позиции

исследователей. Тем не менее, часть работ не утратила своего значения с

точки зрения разработки фактического материала по истории культурных преобразований 20-х годов XX века.

Таким образом, анализ научной литературы, освещавшей культурные новации в 20-х годах прошлого - столетия, показал, что исследователи находились под сильным идеологическим воздействием и «партийным диктатом». Естественно, это вело к тому, что авторы отражали и подтверждали выводы руководителей государства о культурных новациях 20-х годов XX века. К тому же исследователи затрагивали вопросы культурной модернизации очень коротко или рассматривали лишь её отдельные аспекты.

Третий период историографии начинается со второй половины 80-х годов. Перестроечные процессы, перемены духовного климата в обществе стимулировали отказ исследователей от идеологической цензуры в оценках прошлого и в освещении текущих событий. Данное обстоятельство позволило иначе взглянуть на проблему культурной политики в 20-х годах прошлого столетия. Происходившие в общественном сознании изменения привели к формированию новых взглядов. В исторической науке началась работа по выяснению исторической истины, исследованию особенностей развития культуры в регионе. В научный оборот вводятся неопубликованные источники и материалы, которые заметно расширили проблематику изучаемых вопросов.

Для исследования третьего периода характерно критическое освещение в оценке достижений и практики культурного строительства. Это исследования С.А. Галина41, Т.Ю. Красовицкой42, З.И. Равкина43, Т.В. Дорофеевой , Р.Б. Вендеровской45. Авторами проанализированы и введены в научный оборот широкий спектр архивных, статистических и иных материалов, которые позволили воссоздать общую картину деятельности культурных и культурно-просветительных учреждений страны.

Ученые поставили вопросы о зарождении и развитии новых форм и видові культурно-массовой работы в городе и селе. Однако наряду с интересными задумками и реализованными на практике идеями, было немало показного, не связанного с реалиями советской действительности. Многие авторы огульно критиковали политику культурной революции.

На региональном уровне следует отметить работу М.Х. Герандокова46, М.Х. Герандокова и В.З. Герандоковой47. Авторами монографии сделана попытка с учетом достижений советской (российской) исторической науки, новых условий развития российского общества осветить некоторые аспекты культурной революции в национальных регионах. Авторы ставят и дают ответ на вопрос: была ли на самом деле культурная революция? Или она в силу ряда причин и, прежде всего, своей вербальности не была полностью материализованной.

Монография Х.Б. Мамсирова выполнена на стыке ряда наук и представляет большой интерес как историческое научное исследование. Автор сопоставляет то, что было задумано и разработано партией и то, что воплотилось в реальность.

В 2007 году вышел большой труд «История многовекового содружества»49, приуроченный к 450-летию союза Кабардино-Балкарии и России. Работа представляет собой первую в отечественной науке попытку обобщающего освещения истории многовекового содружества кабардинцев и балкарцев с русским народом. Широкое использование источников и новая, не скованная идеологическими рамками интерпретация, позволили воссоздать общую картину единства народов Кабардино-Балкарии и России. Важное место в книге занимают вопросы развития культуры, освещения результатов позитивного диалога культур в составе единой России.

В Москве издана книга «Адыгская (Черкесская) энциклопедия»50 (гл. ред. М.А. Кумахов). Это первая национальная энциклопедия, посвященная адыгам. В работе дается всестороннее, соответствующее современному

состоянию науки представление* об истории и культуре адыгов. В ней содержатся биографические сведения (персоналии) адыгских исторических, государственных, общественных, научных, культурных и творческих деятелей. Общеадыгская энциклопедия освещает шире и глубже целый ряд узловых проблем истории и культуры адыгов, как проживающих на, исторической родине, так и в зарубежных странах.

Анализ изученности проблемы показал, что было бы неправильно говорить, что она не разрабатывалась. Однако современные методологические подходы позволяют поднять такие аспекты проблемы, которые обходились в советской историографии. Имеется целый ряд научных проблем, требующих пристального внимания.

Оценивая современное состояние историографии рассматриваемой проблемы, надо отметить, что изучение культурной проблематики 20-х годов ведется вскользь, попутно. Поэтому необходимо комплексное обобщающее исследование культурных новаций в Кабардино-Балкарии, свободное от идеологических штампов.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ особенностей становления и развития культуры в Кабардино-Балкарии в 20-е годы XX века.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

изучить становление и развитие советского народного образования;

рассмотреть процесс создания национальной письменности школ;

- проанализировать возникновение и динамику развития среднего
специального образования в период нэпа;

дать анализ деятельности культурно-просветительных учреждений;

осветить формирование средств массовой информации (радио, кино и печать);'

раскрыть сложный процесс ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.

Объектом исследования является процесс становления и развития советской культуры в 20-е годы XX века.

Предметом исследования является совокупность форм и методов формирования советским государством определенных стереотипов культуры населения, влияние идеологических установок на формирование советской массовой культуры в Кабардино-Балкарии.

Хронологические рамки охватывают 20-е годы XX в. Нижняя грань
периода обусловлена установлением новой формы государственности в
регионе. Верхняя - определена «великим переломом», когда эволюционные
процессы строительства советской власти были нарушены и стала
формироваться командно-административная система, отрицавшая саму
возможность диалога с обществом „ ,

Осуществление социально-экономических и политических задач во многом зависело от успехов в культурном строительстве: становления новой системы народного образования, ликвидации неграмотности среди взрослого населения, подготовки квалифицированных специалистов, развития науки и профессионального искусства, а также культурно-просветительных учреждений и т.д.

Географические рамки исследования ограничены административно-территориальными границами Кабардино-Балкарской автономной области, что дало возможность глубоко исследовать становление новой социалистической культуры. В то же время в необходимых случаях сделан сравнительный анализ однотипных процессов с другими национальными образованиями Северного Кавказа.

Теоретической и методологической основой диссертации стали принципы научного историзма и объективности: изучение исторических фактов и событий в их многообразных причинно-следственных связях и во взаимодействии, рассмотрение явлений и событий в развитии, выявление общего и особенного на основе изучения конкретных процессов в конкретно-

исторических условиях, в динамике, в хронологической последовательности. Всестороннее изучение системы формирования советской культуры в 1920-е годы происходило на конкретном историческом фоне — в условиях НЭГТа и в тесной связи с другими историческими реалиями. Исследование построено на широкой исследовательской базе, тщательно изученной с помощью-источниковедческого анализа.

Принцип объективности создал условия для такого многопланового анализа исторических явлений и событий, при котором широко привлекалась к исследованию необходимая документальная база, интерпретация фактов истории имела критический характер. В работе использован комплекс общенаучных и специальных методов. Из общенаучных применялись исторический и логический методы, а также методы системного подхода и системного анализа. Из специально-научных - такие общеисторические методы, как историко-системный и историко-сравнительный. Сравнительно-исторический метод позволил выявить зависимость содержания и идеологии того или иного факта от исторических условий.

Системный и научный анализ событий, своеобразия исторического пути народов, социальной структуры общества, состояния экономики и культуры, уровня жизни в 1920-х годах, позволили обобщить, аргументировать и систематизировать эти сведения, как звенья одной целостной взаимосвязанной системы.

Проблемно-исторический подход дает возможность выявить наиболее существенные проблемы темы в историческом контексте модернизационных процессов и культурной революции в целом, проследить становление новой системы образования в условиях культурно-идеологических трансформаций 1920-х годов. При исследовании истории такого сложного и во многом противоречивого периода, как 20-е годы XX века, методологически очень важна точная, непредвзятая, основанная на достоверных фактах оценка

успехов и неудач в работе органов власти в области культурных преобразований.

Источниковую базу исследования составил широкий и разнообразный круг документов и материалов.

Базовыми среди неопубликованных источников стали архивные документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве КБР (ЦГА, КБР) и в Центре документации' новейшей истории КБР (ЦДНИ КБР). В! данных архивохранилищах были, изучены материалы фондов отделов народного образования, исполкомов областного, городского и районного советов (ФР-2 — Исполнительный комитет Кабардино-Балкарского областного Совета рабочих, крестьянских депутатов, ФР-8 — Представительство^ Кабардино-Балкарской АССР при Президиуме ВЦИК). Здесь отложились материалы республиканских партийных конференций, пленумов и бюро обкома партии, отчеты городского и районных комитетов'и первичных организаций партии, отчеты, докладные записки и справки о различных аспектах культурного строительства, в том числе* о развитии культурно-просветительной работы. Большую значимость для анализа различных аспектов данной проблемы представляют материалы фондов (ФР-16 — Министерство просвещения КБАССР) и (ФР-264 - Исполнительный комитет Нальчикского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его отделы, ФР-5 — Рабоче-крестьянская инспекция КБАО). Они позволяют исследователю» проследить закономерности, тенденции культурного строительства, в частности, развития сети ликбезов, основные формы работы в селе.

В фондах городского и сельских исполкомов (ФР-201 — Революционный комитет Нальчикского округа Терской области, ФР-76 — Исполнительный комитет Жемталинского сельского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Урванского округа КБАО) отложились постановления правительства КБАО, стенограммы совещаний по вопросам

культуры, в которых содержится ценный фактический материал о различных аспектах культурного строительства.

В фондах профсоюзов и отдела статистики плановой комиссии (ФР-132 - Совет профессиональных союзов Кабардино-Балкарской АССР ФР-151 -Кабардино-Балкарское- областное статистическое бюро, ФР-249 "- Отдел научной информации и использования документов, ФР-4 — Государственная плановая комиссия КБ АССР), Учебного городка (ФР-188 - Ленинский* учебный городок) отложились стенограммы совещаний деятелей культуры- и искусства, отчеты и информация по итогам смотров и конкурсов, в которых отражены проблемы, стоявшие перед культурно-просветительными, учреждениями области.

Работа в архивах ЦГА КБР и ЦДНИ КБР (ФП-1 - Кабардино-Балкарский областной'комитет РКП (б)) позволила выявить ценные документы ранее не включенные в научный оборот. Архивные материалы данных фондов помогают осветить в комплексе все аспекты государственной культурной политики 20-х годов XX века.

Вторую группу документов составляют опубликованные источники -документы, изданные в сборниках. В первую очередь следует выделить «За власть советов в Кабарде и Балкарии»51, где содержится богатый и разнообразный фактический материал по истории области.

В сборнике документов и материалов в двух томах' «Культурное строительство в Кабардино-Балкарии. 1918-1941гг.»52 опубликованы документальные материалы по* истории народного просвещения в Кабардино-Балкарии. Наряду с документами в сборник включены материалы периодической печати. Указанный сборник является важной документальной базой по вопросам культурного строительства.

Сборник документов «Страницы истории комсомола Кабардино-Балкарии (1918-1978гг.)»53 - первая публикация архивных материалов, отражающих путь комсомола Кабардино-Балкарии почти за 60 лет своего

существования. В указанном, сборнике раскрыто участие комсомола Кабардино-Балкарии в осуществлении мероприятий по культурному строительству, в борьбе за восстановление и развитие народного хозяйства и в строительстве новой жизни.

В сборнике документов и материалов «Народное образование в СССР»54 содержатся документы и директивные материалы, отражающие процесс становления и развития советской системы народного образования по стране в целом и в том числе документы по РСФСР, имеющие общесоюзное значение.

В 1964 году вышел сборник воспоминаний и документов «Ленинский учебный городок»55 (составитель Е.Т. Хакуашев). В сборник включены воспоминания преподавателей и курсантов Учебного городка и архивные документы. В 1924-1936 гг. ЛУГ являлся основной кузницей- кадров для хозяйственного и культурного строительства Кабардино-Балкарии. В сборнике содержится обширный материал о ЛУГе, о его организаторах и воспитанниках. В сборнике «ЛУГ» освещается один из этапов народного образования в Кабардино-Балкарии до середины 30-х годов XX века.

По этим источникам прослеживается трансформация политики партии и правительства в области культурного строительства. В них затрагиваются все основные направления культурного строительства. Многие материалы отражают многогранную работу культурно-просветительных учреждений, учреждений культуры, искусства; Вместе с тем, представленные в сборниках материалы недостаточно отражают трудности и нерешенности проблемы культурного строительства в Кабардино-Балкарии.

В работе были использованы документы статистического характера. В статистических сборниках «Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР»56, «Культурное строительство в СССР»57 (состав. Бухман К.Н.), имеются статистические сравнительные данные по народному образованию и

другим учреждениям культуры. Данные материалы имели большое значение для установления точных данных по рассматриваемой проблематике.

Следующая группа источников в работе представлена материалами из периодической печати («Красная Кабарда», «Карахалк», «Кабардино-Балкарская правда», «Советская молодежь», «Литературная Кабардино-Балкария»). Информация из периодической печати в определенной степени дополняют архивные и статистические материалы.

Таким образом, анализ источников дал возможность проследить процесс культурных инноваций советской власти, увидеть - особенности и характерные черты данного региона. Совокупность всех выявленных источников при условии критического подхода к ним позволяет решить основные задачи диссертационного исследования.

Научная новизна работы состоит в комплексном научном исследовании государственной культурной политики в Кабардино-Балкарии в 20-е годы XX века.

В научный оборот вводятся новые архивные материалы, не использованные ранее учеными, что способствует более глубокому пониманию культурных преобразований в период нэпа.

Путем обобщения и систематизации значительного исторического материала автором сделан анализ следующих проблем:

- исследованы общие закономерности и специфические характерные
особенности становления и развития советской культуры в 20-е годы XX
века;

весь исследуемый процесс рассмотрен в эволюционном развитии.

с учетом новых подходов исследован и обобщен исторический опыт создания и изменения государственной образовательной политики;

выявлены особенности формирования квалифицированных кадров;

- рассмотрен вопрос о борьбе с неграмотностью и малограмотностью
взрослого населения как составной частью культурной революции,
воздействии господствующей идеологии на этот процесс;

- исследована проблема формирования политического сознания
населения Кабардино-Балкарии через деятельность культурно-
просветительных учреждений и средств массовой информации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные материалы могут быть использованы в преподавательской, лекционной деятельности, при подготовке спецкурсов по истории и культуре народов Кабардино-Балкарии.

Результаты исследования могут быть рассмотрены государственными _органами для определения стратегии культурного развития региона и учтены при внедрении в практику реформ в области образования.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях:

  1. Шибзухова XX Становление и роль краеведческого музея в культурном4 строительстве Кабардино-Балкарии в 20-е годы XX века.// Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008 г. Вып. 15, с. 102-106.

  2. Шибзухова XX История преподавания кабардинского языка в школах Кабарды в 20-е годы XX века.// Национально-региональный компонент в школах КБР: проблемы, решения, перспективы. Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции. Нальчик, 2002, с.31-32.

3. Шибзухова XX Развитие библиотечного дела в Кабардино-Балкарии в
1918-1928гт.// Литературная Кабардино-Балкария, 2005, №6, с.185-187.

  1. Шибзухова XX Развитие периодической печати в Кабардино-Балкарии в 20-е годы XX века.// Литературная Кабардино-Балкария, 2005, №6, с. 187- 188.

  2. Шибзухова XX Ликвидация неграмотности в 20-е годы XX века в Кабардино-Балкарии.// Литературная Кабардино-Балкария, 2006, №1, с.212-215.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечания и библиографии.

Новая школьная система в условиях культурно-идеологических трансформаций 1920-х годов

Обновление общества невозможно без значительного повышения культурного уровня народа. Придя к власти в 1917 году и одержав победу в гражданской войне, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. В молодой Советской республике создавались новая культура и новые моральные ценности. Первоочередной задачей стала ликвидация неграмотности среди детей и взрослых.

Важнейшим средством распространения грамотности1 и развития народного—образования,—поднятия- кул ьтурного—уровня—и -формирования всесторонне развитого человека, выработки устойчивых знаний и духовных ценностей являлась школа.

29 октября 1917 года в своем Обращении народный комиссар просвещения А.В.Луначарский поставил огромной важности задачу: «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения».1

После установления советской власти в стране была упразднена существовавшая до революции система школ. Постановлением Народного Комиссариата просвещения от 11 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению» из духовного ведомства в ведение Комиссариата народного просвещения были переданы все церковноприходские школы, духовные училища и духовные семинарии.

Вскоре, 20 января 1918 года, вышел Декрет СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществ», в котором утверждалось: «1. Школа отделяется от церкви. 2.Преподавание религиозного вероучения во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускаются»."

Советская школа строилась в соответствии с основополагающими документами партии и правительства. В 1918 году изданы два важнейших документа по организации советской школы: «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы», получившие 16 октября 1918 года название «Декларация о единой трудовой школе». Эти документы были проникнуты идеей всестороннего развития личности и любви к детям.

В «Основных принципах единой трудовой школы» говорилось: «Вся система нормальных школ от детского сада до университета» представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней».3

Следовательно, советская школа формировалась как школа единая.

Огромную роль в деле организации советской национальной школы сыграли постановления Наркомпроса РСФСР в 1918 году «О школах национальных меньшинств» и Всероссийского съезда по просвещению национальных меньшинств, состоявшегося в августе 1918 года. Суть постановлений заключалась в том, что отныне все нации и народности РСФСР получили законное право организовать обучение учащихся на родных языках на обеих ступенях школы.

Одновременно начались и другие мероприятия по коренной перестройке системы народного просвещения: пересмотр учебных планов и программ школ, введение нового правописания, создание новых учебников и учебных пособий и образование Государственного ученого совета для разработки комплексных программ. Началось строительство советской школы. В 1918 году была создана единая общедоступная школа, ведущая обучение на родном языке.

Она включала в себя две ступени: первая ступень - 5 лет, вторая ступень - 4 года и обеспечивала непрерывность образования, начиная; с дошкольных учреждений и кончая вузами.

Организационные формы культурной работы

Одновременно с ростом школьной сети началась в Кабардино-Балкарии культурно-просветительная работа. Культурно-просветительные учреждения играли большую роль в ликвидации неграмотности и малограмотности, в развитии образования и просвещения в области.

На Северном Кавказе до революции имелись библиотеки и кинопередвижки, не достигавшие горных ущелий. Новым было то, что большевики провели централизацию наличных учреждений, сконцентрировав под властью Советов предметы культуры: национализированы книги, музейные экспонаты, кинофильмы, другие произведения искусства.

В первые годы советской власти в Кабардино-Балкарии возникли различные очаги культурно-просветительных учреждений: библиотеки, избы-читальни, ликпункты, кружки, уголки и т.д.

Острая государственная постановка вопроса о налаживании в широких масштабах библиотечного дела, повышении уровня его обслуживания диктовалось не только сверху, но и снизу, самой народной массой, теми бурными процессами, которые происходили в ней. Массовый всенародный поход за грамотность, перспективы культурного развития трудящихся в связи с развертыванием школьного дела - все это пробуждало невиданную жажду чтения, стремление овладеть научными и политическими знаниями. И эту жажду нужно было удовлетворить, полностью использовать «в целях социалистического строительства». национализированы книги, музейные экспонаты, кинофильмы, другие произведения искусства.1

В первые годы советской власти в Кабардино-Балкарии возникли различные очаги культурно-просветительных учреждений: библиотеки, избы-читальни, ликпункты, кружки, уголки и т.д.

Острая государственная постановка вопроса о налаживании в широких масштабах библиотечного дела, повышении уровня его обслуживания диктовалось не только сверху, но и снизу, самой народной массой, теми бурными процессами, которые происходили в ней. Массовый всенародный поход за грамотность, перспективы культурного развития трудящихся в связи с развертыванием школьного дела — все это пробуждало невиданную жажду чтения, стремление овладеть научными и политическими знаниями. И эту жажду нужно было удовлетворить, полностью использовать «в целях социалистического строительства».

Первая массовая библиотека в Кабардино-Балкарии открылась 20 июня 1920 года при первой советской школе, созданной на базе Нальчикского реального училища. Постепенно библиотеки-читальни стали открываться в остальных школах, при народном клубе и читальня при агентстве «Кавказ -Роста». К тому периоду библиотеки имели лишь небольшой фонд книг, не было подготовленных специалистов по библиотечному делу. Вскоре стали открываться библиотеки в селах области.

Важным моментом в культурной жизни области явилось открытие в Нальчике 14 января 1921 года Центральной городской библиотеки. Центральная библиотека находилась на Воронцовской улице (ныне Кабардинская) и располагала собственным помещением, бюджетом и 4 штатными работниками. Библиотека ютилась в маленькой, неприспособленной комнате, весь ее книжный фонд насчитывал 800 книг, собранных у населения. Бюджет библиотеки составлял 500 рублей в год.2 Но уже в этих трудных условиях библиотека набирала читателей. В ноябре 1922 года Центральная библиотека имела 90 читателей. Скудные средства не позволяли библиотеке расширять и углублять свою работу. Из-за незначительных средств, отпущенных на пополнение книжных фондов, пользование библиотекой первоначально было платным. За пользование одной книгой плата составляла 10 копеек. Дети и учащиеся платили на половину. В 1923 году читальню Центральной библиотеки посетили 1500 человек.4

Библиотеки постоянно ощущали внимание и поддержку со стороны руководства Кабардино-Балкарской автономной области. По указанию руководителя Кабардино-Балкарии Б.Э. Калмыкова Центральной библиотеке из средств области выделили 30 тысяч рублей на приобретение новой литературы5, отремонтированы помещения библиотек, значительно пополнены книжные фонды.

Формирование средств массовой информации

В апреле 1927 года Кабардино-Балкарское областное совещание партийных работников призвало общественные организации к широкому распространению радио среди населения, т.к. «радиофикация даст свои результаты только тогда, когда она явится предметом обихода самых широких масс трудящихся области».115 Выполняя решение обкома партии о внедрении радио в массы, местные сельские исполкомы стали активно привлекать общественные организации и само население путем приобретения громкоговорителей. Например, Малая Кабарда по своей инициативе стала устанавливать громкоговорящие приемные радиостанции во всех селениях Малой Кабарды и часто проводились инструктивные совещания по подготовке сельских радистов.116 Им стали следовать многие селения Кабардино-Балкарии.

Как и другие средства массовой информации, радио в 20-е годы XX века испытывало те же финансовые трудности. Кабардино-Балкария старалась изыскивать дополнительные средства для более быстрого развития радиолиний.

На заседании радиосекции 3 сентября 1927 года указывалось: «Считать необходимым отпуск на 1927-1928 бюджетный год минимальной суммы 15000 рублей, принимая во внимание, что годовая оплата электроэнергии и налог составляют до 7000 рублей». Материально-техническая база радиостроительства в 20-е годы XX века в Кабардино-Балкарии оставалась слабой. Радиостанции неудовлетворительно снабжались электроэнергией, а также материалами и приборами вследствие отсутствия в области организаций, торгующих ими.

Надо сказать, что радиофикация в Кабардино-Балкарии укрепила связь между городом и деревней; Каждый день с эфира звучали 6-7 передач на трех языках: кабардинском, балкарском и русском. Содержание и формы местного вещания в основном отвечали требованиям строительства новой жизни, запросам слушателей. При этом следует отметить, что программы местного вещания учитывали социально-психологические, национальные особенности аудитории слушателей. Например, многоязычие, своеобразие культуры, быта и традиций, повышенное влияние общественного мнения.

С декабря 1927 года по радиовещанию 4 раза в месяц передавались из краевого центра Ростова-на-Дону в автономные области на национальных языках короткие общедоступные беседы, в основном по социально-экономическим вопросам. За время с декабря 1927 года по»апрель 1928 года было передано более 12 таких бесед, в том числе 2 беседы на кабардинском языке и 5 бесед на балкарском языке.

Помимо местного материала в программу радио включались трансляции из Москвы и наиболее главные публикации из московских газет и художественных программ.

Тематика и передачи радиоэфира были разнообразны: политический обзор, новости, трансляции концертов, местные концерты силами культотдела, беседы о кооперации, здравоохранении, о достижениях науки и техники, о сельском- хозяйстве, о полеводстве и скотоводстве, о детях, о молодежи, о женщине-горянке и т.д.

Постоянное место в программе занимали официальные передачи облисполкома и областных учреждений, доклады областного комитета ВКП(б), беседы Санпросвета и др.119 При радиостанции существовала радиогазета «Карахалк», которая являлась своего рода информационным рупором. Ежедневно с эфира шли новости о главных событиях внутренней жизни края, страны и мира. Как и сегодня, в 20-е годы XX века информационно-пропагандистские циклы вещания определяли лицо радио.

Кроме того, радио со дня возникновения выполняло одну важнейшую функцию - эстетическое воспитание трудящихся, организация их культурного досуга. Первая музыкальная передача вышла в эфир 3 июня 1927 года. — А с июня 1927 года Кабардино-Балкарский отдел народного образования принял решение: «Обратить внимание на усиление художественно-музыкальной передачи, особенно национальной музыки и пения».120 Радиоконцерты, музыка и пение лучших артистов и музыкантов-исполнителей сразу же приобрели огромную популярность. «Радио -проводник культуры в массах» — таков был девиз того времени.121

При Кабардино-Балкарском обкоме партии в октябре 1928 года был создан радиосовет, который составлял программы радиопередач. Радиосовет и радиокомиссия решали вопросы радиовещания, строительства радиоузлов и приемной радиосети, координировали деятельность областного Общества друзей радио и профсоюзов, активно занимавшихся развитием массового радиовещания.

Похожие диссертации на Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг.