Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Иванов Алексей Александрович

Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг.
<
Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванов Алексей Александрович. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Элиста, 2003 183 c. РГБ ОД, 61:04-7/112-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В КАЛМЫКИИ 14

1. Особенности кинофикации Республики в 1920 - 1943 гг 14

2. Функционирование республиканской киносети в 1957 - 1991 гг 27

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ. 54

1. Развитие документального кино в 1920-1991 гг 54

2. Документальное кино на республиканском телевидении в 1967-1991 г.68

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ В КАЛМЫКИИ 82

1. Формирование калмыцкого художественного кинематографа в 1920-е-1930-е гг 82

2. Участие калмыцкой творческой интеллигенции в российском кинопроцессе 96

3. Национальные фильмы на российском экране в 1950-е - 1991 гг 106

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ МАССОВОГО НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА В КАЛМЫКИИ В 1960-е-1991-е гг 122

1. Деятельность самодеятельных киностудий 122

2. Работа детских фото и киностудий 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 150

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 172

ПРИЛОЖЕНИЕМ 177

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 : 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Индустриализация России в XX в. сопровождалась глубокими изменениями в культурной сфере жизни общества. Эти изменения затронули самые отдаленные и отсталые национальные окраины страны, в том числе и Калмыкию.

Одним из самых мощных источников культурных преобразований в стране стал кинематограф. В СССР кино в силу массовости своего распространения, наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационно-пропагандистской мощи стало, по известной формулировке В.И.Ленина «важнейшим из искусств». Партийно-государственное руководство страны, оценив возможности кинематографа, поставило это искусство на службу коммунистической идеологии.

В этом контексте автор видит актуальность своего исследования, касающегося истории развития кинематографа Калмыкии в общероссийском кинопроцессе. В работе дается подробный анализ всесторонней роли кинематографа в области культуры и просвещения населения республики в период 1918-1991 гг. При этом автор связал каждый этап в развитии республиканского кинематографа с общим ходом развития кинематографа страны.

Деятельность республиканских органов власти по созданию и расширению киносети, участие калмыцких артистов в художественных фильмах, развитие непрофессиональной кинематографии, строилась, прежде всего, в рамках реализации государственной поддержки национальных республик. Поэтому логично, что автор рассматривает основные этапы развития калмыцкого кинематографа связывая их с общим ходом развития Калмыкии в исследуемый период.

Историография темы. Имеющуюся в распоряжении историков литературу по исследуемой проблеме можно разделить условно на три группы: 1) общетеоретические работы; 2) общие работы о развитии национального кинема-

тографа; 3) исследования по отдельным проблемам кинематографистов-практиков.

Общетеоретические работы посвящены истории мирового кинематографа. В работах зарубежных и отечественных авторов описывались зарождение, развитие и современное состояние киноискусства в Европе, США и в странах Востока, оценивались его классовое содержание, идеологическая направленность, общественная функция. Анализируется опыт зарубежного кино в сопоставлении с опытом советского и российского экрана.!

Во вторую группу общих работ по данной проблеме входит литература по исследованию кинематографии в национальных республиках, даются концепции развития современного многонационального кино в связи с историей России.2 Киноведы занялись изучением истории создания и развития кино в республиках, отдельных периодов и их аспектов, изучением взаимодействия национальных кинематографов.

Третью группу составляют работы кинематографистов: брошюры, статьи и интервью с элементами исторических, критических, фильмографических исследований по проблемам развития как мирового, так и национального кинематографа. В мемуарах кинематографисты рассказывают о своём жизненном и творческом пути и при этом освещают широкий круг общественно-культурных явлений3. Надо отметить, что в некоторых работах известных мастеров советского кинематографа приводятся данные, рассказывающие о творческих успе-

1 Иезуитов Н.М. Кино как источник заводов // История заводов. М., 1934. Выпуск 7; Блейман
М.Ю. Кино-свидетельские показания. М., 1973; Лебедев Н.А. Внимание: кинематограф! М.
1974; Дубровин А.Г. Жизнь-кинообраз-жизнь. М., 1980.

2 Кимягаров Б.А. Дорога уходит в горы. М., 1970; Айманов Ш.К. О себе, о своем искусстве.
М.,1974; Ашимов К.А. Экран Киргизии рассказывает. М., 1976; Полюхова М.П. Киноискус
ство советской Молдавии. М., 1981; Кино Эстонии. М, 1981; Тешебаев Д. Узбекское кино:
поиски и надежды. М., 1976.

3 Нечаев М.А. Владимир Шнейдеров. М., 1965; Прозоровский Н.В. В объективе
жизнь//Жизнь кино. М, 1986; Дзиган Е.Л. Жизнь и фильмы. М., 1981; Высторобец А.Б. Ев
гений Андриканис. М., 1981; Кимягаров Б.А. Дорога уходит в горы: Рассказ о творческом
пути. М.: Союзинформкино, 1970; Им делать кино в 21 веке. М.: Союзинформкино, 1987;
Медовой Б.А. Рассказы о сценаристах. М.: Союзинформико, 1981; Листов В.Б. История
смотри в объектив. М.: Искусство, 1974.

хах артистов Калмыкии, снявшихся в популярных фильмах. Так, режиссер В.А.Шнейдеров и оператор Н.Л.Прозоровский рассказали об участии калмыцких артистов Э.Манджиева, Б.Толгаева, Б.Морчукова в фильме «Гай-чи»(1938г.); режиссер Е.Л.Дзиган и оператор Е.Н.Андриканис в своих книгах поделились воспоминаниями о работе над фильмом «Первая Конная» (1941 г.), где снимался первый калмыцкий киноартист Зула Нохашкиевич Нохашкиев в роли Оки Ивановича Городовикова; режиссёр Б.А.Кимягаров поведал историю создания фильма «Минарет смерти» (1925 г.) и привёл эпизоды работы в картине калмыцкой актрисы Бовы Колпаковой; киновед Б.А.Медовой рассказал о молодом кинодраматурге Олеге Манджиеве, а В.Б.Листов опубликовал фотографические отпечатки с киноленты времён гражданской войны с изображением бойцов-калмыков Первой Конной армии.

Развитие кинематографии в Калмыкии не нашло освещения в отечественной общероссийской историографии, хотя отдельные аспекты проблемы затрагивались в отдельных республиканских изданиях, в которых государственные деятели и ученые Калмыкии в своих выступлениях, наряду с традиционными видами искусства, рассматривали и вопросы кино в республике.5

В книгах Б.Б.Городовикова «Орденоносная Калмыкия» (1972 г.), «Советская Калмыкия на подъеме» (1984 г.) рассказывается о развитии экономики и культуры республики. В основном правильное руководство экономикой области, квалифицированная помощь в организации досуга тружеников степи, материальная помощь со стороны государства в строительстве клубов, библиотек, кинотеатров способствовало повышению уровня национальной культуры и искусства. Называя основные этапы развития Калмыкии, автор дает исходные точки для более глубокого анализа и раскрытия той или иной темы, в частности, о создании и развитии киносети.

4 Шенкман А. Что? Где? Когда?//Экран-информ. 1994. 11 июля.

5 Сухин Г. Объект «особой ценности» // Экран-информ. 1994. 14 июля.

Книги «Культура Советской Калмыкии на подъеме» (1972 г.) И.Ё.Намсйнова и «На благо народа» (1982 г.) М.Э.Дорджиева дополняются новыми данными о развитии кино в республике. Авторы отмечают, что успехи социалистических преобразований в Калмыкии стала регулярно снимать Центральная (Московская) студия кинохроники, эти фильмы показывались в кинотеатрах Советского Союза. В Элисте открылся кинокорреспондентский пункт от Саратовской студии кинохроники, вступила в строй Калмыцкая студия телевидения. Шёл широкий показ созидательной жизни аграрно-индустриальной республики в составе братских республик Страны Советов.

Впервые о новых видах кинематографа в республике - художественном и самодеятельном кино рассказывается в книгах Б.О.Джимбинова «Советская Калмыкия» (1960 г.) и Д.Ц.-Д.Номинханова «Очерки истории культуры калмыцкого народа» (1969 г.). Авторы отмечают, что республика, расположенная на границе Азии и Европы, всегда привлекала кинематографистов России и других национальных республик. На её территории производились и производятся съёмки эпизодов различных художественных картин, а артисты Калмыцкого драматического театра охотно привлекаются к работе в фильмах. Часто после этого их приглашают на главные роли в фильмах национальных студий. Большое количество доступной по цене фото- и киноаппаратуры, материалов и химикатов, использование кинолент в телевидении привело к широкому развитию в республике непрофессиональных студий и кружков в школах, заводах, в селе, в семьях... Такие фильмы демонстрировались в клубах, по республиканскому телевидению.

Таким образом, анализ литературы по интересующей теме позволил автору прийти к выводу, что представленная в исследовании проблема представляет особый научный интерес.

С учетом этого диссертант избрал в качестве цели исследования изучение становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия в 1920-

1991 гг. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  1. Определить научные основы исследования проблемы становления и развития кинематографа в Республике Калмыкия в хронологических рамках 1920-1991 гг.

  2. Через совокупность разнообразных форм и жанров показать становление и развитие калмыцкого кинематографа в контексте общероссийского многонационального кинопроцесса.

  3. Выявить особенности развития национального кинематографа, продемонстрировать его связь с лучшими традициями национальной культуры;

  4. На примере творческих портретов известных калмыцких артистов показать участие калмыцкой творческой интеллигенции в российском кинематографическом процессе.

  5. Обобщить материал о развитии непрофессионального (любительского) кинематографа в Калмыкии как одной из форм самодеятельного художественного творчества.

Источниковая база исследования. Поставленные в исследовании задачи решались на основе широкого круга источников: опубликованных в разное время законодательных актов, распоряжений и решений правительства по вопросам кинематографии; делопроизводственной документации; статистических источников, справочных изданий, документов личного происхождения (устных опросов деятелей культуры, частной переписки).

К первой группе источников относятся материалы из фондов государственных архивов, научных библиотек.

В Национальном архиве РК были изучены материалы фонда Калмыцкого Центрального исполнительного комитета (Ф-3), Калмыцкого кинопроката за 1957-1968 гг. (Ф-296), Управления кинофикации при Совете Министров КАССР за 1954-1976 гг. (Ф-212).

В Российском государственном историческом архиве г.Санкт-Петербурга
просмотрены фонды Ленинградского восточного института

(Ф.7222.Оп.30.Д.1803) и выявлены документы студента З.Н.Нохашкиева, будущего профессионального киноартиста; в архиве (информационно-методическое бюро) студии «Ленфильм» документально подтвердили участие З.Нохашкиева в фильмах студии и предоставили ряд фотокадров из картин с участием артиста.

Также было подтверждено в ведомственном архиве студии «Мосфильм» участие других калмыцких артистов в фильмах студии.

Эта группа источников подтверждает общий путь развития кинематографии в разных странах как технически, так и творчески в зависимости от экономического развития государств, социальных и политических отношений.

Использование многочисленной исторической литературы и источников позволило автору с определенной полнотой показать развитие калмыцкого кино в разные периоды истории России.

Во второй группе источников по изучаемой теме сосредоточены делопроизводственные материалы: приказы, заявления, монтажные листы к кинокартинам, сценарии фильмов, подготовительные материалы к производству фильмов, в которых находятся интересные сведения и факты. Большое количество справочной литературы по истории кинематографии позволило подтвердить факты давно прошедших лет, уточнить даты создания кинообществ, совещаний, фамилии деятелей, стоявших у истоков кинематографии Калмыкии.6

Изучению кинопроцесса в целом во многом помогают опубликованные документы государственных и партийных органов: стенографические отчеты съездов Коммунистической партии, решения ЦК КПСС по вопросам развития литературы и искусства; Ведомости Верховных Советов СССР и РСФСР, пра-

6 Народное хозяйство КАССР в 10 пятилетке (1976-1980гг.): Статистический сборник. Элиста, 1981. С. 117; Текущий архив Калмыцкой республиканской конторы кинопроката. Справка. 1984. 19 августа.

вительства Российской Федерации. В этих документах отражены общегосударственные решения, влияющие на ход истории кино через декреты, указы, непосредственную помощь техникой, материалами, творческими кадрами.

К третьей группе источников относятся документы личного происхождения, собранные автором диссертации в процессе общения с ветеранами, деятелями культуры. В работе использованы устные истории, записи на магнитофонную, кино- и видеопленку, частная переписка известных калмыцких кинематографистов и артистов.

К четвёртой группе источников по данной теме прежде всего относится периодическая печать, которая дает возможность проследить процесс развития кино в Калмыкии с 1920 по 1991 годы.

В профессиональных киноизданиях, таких как «Киноэкран», «Киногазета», «Тео-печать», «Искусство кино», «Техника кино и телевидения», «Видео-Асе», систематически публикуются репортажи с мест съемок фильмов, рассказывается о творческом и техническом персонале, об актерах, сюжетах картин. Работать калмыцким актерам приходится на многих национальных студиях, поэтому информация об их творчестве, опубликованная в центральных газетах («Комсомольская правда», «Труд», «Известия», «Правда»), использована в работе, в основном публиковались критические материалы на тот или иной фильм.

Практически все, что связывает Калмыкию с кино, освещалось и освещается на страницах республиканских газет: «Красная степь» (1926-1929 гг.), «Улан Хальмг» (1924,1936 гг.), «Тангчин Зянг» (1931-1933 гг.), «Ленинский

О некоторых вопросах пропаганды печати и агитации. Резолюция XII съезда РКП(б) от 25 апреля 1923 т.II Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т.2; О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии. Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1972 Г.//КПСС в резолюциях... М., 1978. Т. 11; О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 мая 1984 г.//Комсомольская правда. 1984. 15 мая.

путь» (1930-1943 гг.), «Советская Калмыкия» (1957-1996 гг.), «Известия Калмыкии» (1991-2000 гг.), «Элистинские новости» (1989-2000 гг.).

Для изучения истории кино Калмыкии стало необходимым привлечение такого оригинального источника, как кинофильмы. Наша задача - нарисовать кинематографическую картину развития Республики Калмыкия во времени, по возможности подробную, с привлечением большого количества источников. Поэтому к пятой группе источников источников относятся документальные и художественные фильмы, имеющие отношение к истории Калмыкии и хранящиеся в архивах Республики Калмыкия и Российской Федерации.

Так, в подмосковном городе Красногорске располагается Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). По систематическим каталогам РГАКФД автор выявил и возвратил в республику около тридцати кинороликов о Калмыкии.

В подмосковном городе Белые Столбы находится Государственный фильмофонд Российской Федерации (Госфильмофонд РФ) - один из самых крупных в мире по коллекции художественных, научно-популярных и мультипликационных фильмов, архивных киноматериалов.

Возвращенные в республику киноматериалы хранятся в Национальном архиве Республики Калмыкия, в кинопрокате Калмыцкого республиканского кинофонда и киноархиве Калмыцкого телевидения.

В целом, использованные документы и источники позволили более полно и объективно представить процессы становления и развития кинематографа в Калмыкии.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, основанный на объективном и научно достоверном подходе к анализу событий в их диалектическом развитии на базе использования архивных и других источников, монографических изданий, научных статей и публикаций, раскрывающих историю кино Калмыкии в контексте развития российского кино.

Хронологические рамки диссертации охватывают 70-летний отрезок времени с 1920 по 1991 годы. Исходный хронологический рубеж связан с началом государственного строительства Калмыцкой Автономной области (4 ноября 1920 года). Образование государственности подвело итоги борьбы в Калмыцкой степи против контрреволюции и установление Советской власти, а также положило начало восстановлению и развитию промышленности, сельского хозяйства. С этого времени начался учёт киноустановок в области и дальнейшего развития кино как средства образования, политики и просвещения.

Верхние границы исследования доходят до 1991 г. - года распада Советского Союза, обусловившего и распад единого кинематографического пространства. После 1991 года начинается новый, рыночный этап в экономике России и Калмыкии, и роль кинематографа становится качественно другой. Таким образом, хронологические рамки исследования охватывают весь период истории нашей страны, с начала становления Советского государства и до его распада.

Научная новизна диссертации заключается в современном научном анализе процесса становления и развития кинематографа в Калмыкии в 1920-1991 гг. Предлагаемая работа - первое специальное историческое исследование по развитию кинематографа в Республике Калмыкия.

Через совокупность разнообразных форм кинематографической жизни Калмыкии автор данного исследования впервые показывает, как республика, подпитываемая разнообразными элементами национальной культуры, участвовала в многонациональной кинематографии России. В то же время в исследовании подчеркивается, что национальный кинематограф в свою очередь стал мощным фактором влияния на развитие культуры калмыцкого народа.

Опираясь на собранный материал в исследовании дается оценка вклада калмыцких артистов в развитие российского художественного кинематографа кинематографов союзных республик. В диссертации впервые прослеживается

творческий путь целого ряда известных калмыцких артистов, в том числе приводится жизненный и творческий портрет первого профессионального калмыцкого киноартиста Зулы Нохашкиева. Эти изыскания позволили опубликовать о нём отдельный биографический очерк, рассказать о людях, которые с ним встречались, работали, брали с него пример и выбрали свой путь в кинематографии8.

Автор впервые на русском языке приводит выдержки из иностранных публикаций в которых есть упоминания о калмыках, снимавшихся в кино, например в книге «Французский стиль» П.Жака (Париж, 2000 г.) о французских спортсменах, в том числе о Искя Бурхинове.

Автор провел большую работу по составлению фильмографии калмыцкого кино. Через справочную литературу, прессу, каталоги фильмов им уточнялись названия картин, год выпуска, название студии.

Автору удалось выявить ряд картин, не вошедших в сборники по фильмографии. Эти фильмы делались в союзных республиках, отсняты они были для служебного пользования или являлись рекламными или учебными работами, например: «Тулуп-Тюльпан» - рекламный фильм для показа за границей и т.д.

В работе впервые обобщен обширный материал о непрофессиональном кинематографе республики, который был и есть очень популярным занятием в школах, клубах, семьях. Сейчас практически в каждом доме есть видеокассеты с хроникой. Это ёмкий материал для дальнейших исследований современной истории Калмыкии.

Научная и практическая значимость диссертации. Исследование позволяет полноценно представить историю становления и развития кинематографа в Республике Калмыкия. Автор исходит из того, что кинематограф с одной стороны впитал в себя многие черты национальной культуры, с другой стороны сам стал важным фактором ее дальнейшего развития в XX в. В этом

Иванов А. Киноартист Зула Нохашкиев: Жизнь и творчество (1900-1943 гг.). Элиста, 2000.

смысле, многие выводы диссертационного исследования содержат ответы на актуальные вопросы о роле и месте кинематографа в современной жизни Калмыкии.

Помимо вышесказанного, полученные результаты могут быть использованы для разработки обобщающих исследований, посвященных по проблемам развития национальной культуры в Республике Калмыкия.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях, тезисах выступлений и других научных публикациях автора. Диссертант принимал участие в республиканских и межвузовских конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам развития кинематографа в Калмыкии.

Структура диссертации. Соответствует цели и задачам исследования и включает в себя введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы трех приложений.

Особенности кинофикации Республики в 1920 - 1943 гг

28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов, 14, состоялся первый общественный сеанс «синематографа Люмьера». Уже в следующем, 1896 году, 16 мая «синематограф» демонстрируется в Петербурге, а 7 июня в Москве.

В начальный период «синема» (1896-1908гг.) в России привлекла зрителей иллюзией реальности, и успех кинематографа как аттракциона был обеспечен. Практически до 1908 года российское кино не могло развиваться самостоятельно из-за иностранной монополии как на кинотехнику, так и на фильмопро-изводство и прокат. Кино постепенно стало выгоднейшим коммерческим предприятием, российские предприниматели вскоре оценили доходность этого «аттракциона», и деньги стали вкладываться в создание фабрик по производству аппаратуры, плёнки; фотоателье переоборудовались в кинопавильоны.

С выпуска первого игрового кино «Стенька Разин» («Понизовая вольница» 1908 г.) российское кино стало самостоятельно осваивать кинорынок и быстро расширять свои границы от центра России к ее окраинам, в том числе и в Калмыцкую степь. В ближайших к Калмыкии российских городах Ростове, Астрахани в начале XX века (1908-1910 гг.) появились стационарные «электротеатры» (кинотеатры). Здесь с кинокартинами познакомились донские и астраханские калмыки.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года положили начало новому, второму этапу развития российского кинематографа - советского. Превращение частных кинематографов в культурно-просветительские центры по декрету В.И.Ленина «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения» от 27 августа 1919 года стало решающим для развития Советского кино.

После Октябрьской революции 1917 года в России произошли коренные изменения в политическом и экономическом устройстве общества и государства. В жизни калмыцкого народа величайшим событием стало образование 4 ноября 1920 года Калмыцкой Автономной области.12

Однако отсутствие в Калмыкии политических организаций, кочевой образ жизни значительной части коренного населения, во многом докапиталистические отношения в экономике и в быту чрезвычайно затрудняли экономическое, политическое и культурное развитие Калмыцкой области.

Учитывая это, в помощь местным Советам из Москвы направлялись агитационно-инструкторские коллективы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), которые помогали поднять политическую активность народных масс и направить их на борьбу за восстановление народного хозяйства Калмыцкой области. При этом распространялись газеты, брошюры, листовки, устраивались митинги, показывали кино.

Люди приезжали из дальних хотонов и кочевий к месту стоянки агитационно - инструкторского коллектива агитпарохода ВЦИКа «Красная Звезда», который в навигации 1919-1921 гг. ходил по Волге, чтобы послушать лекцию, посмотреть хронику революции, события на фронтах и в тылу. Вот что сообщала о прибытии агитпарохода газета «Известия» от 20 мая 1921 года:

Развитие документального кино в 1920-1991

Документальное кино - вид киноискусства, основанного на съемках подлинных жизненных фактов, событий и явлений. Сюда входят кинохроника, оперативно информирующая зрителей о важнейших событиях, происходящих в России и за рубежом, и кинопублицистика (документальные фильмы), в которой шире, чем в хронике, используются приемы образного осмысления материала действительности.

Документальное кино позволяет запечатлеть исторические явления в их первозданном виде: в движении, объеме, во времени и пространстве. В момент своего создания документальное фото и кинокадры не являются историческими. Но с течением времени они становятся таковыми и с каждым годом приобретают все большую ценность как свидетельства минувших лет. Теперь история обрела свою «зримую» память - кинодокументы, которые следует считать таким же ценным достоянием человечества, как и все то, что признано в наши дни памятниками истории и культуры.

С первых лет Советской власти документальное кино начинает играть все более активную роль в решении насущных вопросов государства: восстановление народного хозяйства, воспитание нового человека.

В 1925 году о необходимости широкого использования кинохроники говорилось в Агитпропе ЦК на совещании по вопросам агитмассовой работы в деревне. Весной 1928 года работы кинохроники обсуждалась на I Всесоюзном партийном совещании по кино. Совещание высказалось за расширение производства хроникальных картин и развитие кинохроники в союзных и автономных республиках.

Первые упоминания о киносъемках, связанных с историей Калмыкии, относятся к 1914 году и приведены в книге, изданной в Москве в 1917 году П.Г.Борисовым под названием «Калмыки в низовьях Волги» и служившей «руководством для объяснений при демонстрации лент». 5 В книге приведено 13 фотоотпечатков из киноленты, отснятой оператором А.Рылло в Калмыцкой степи для научного отдела акционерного общества А.А.Ханжонкова. Среди них «Калмыцкие кибитки», «Калмычки в праздничных костюмах», «По степи на верблюдах», «За приготовлением калмыцкого чая»...

В Национальном архиве Республики Калмыкия сохранилось несколько кинофрагментов 20-х годов из жизни калмыков. Эти кадры засняли, видимо, кинооператоры П.Ермолов и А.Лемберг в 1919 и 1920 годах при сопровождении агитпарохода ВЦИКа «Красная Звезда» по Волге, где они запечатлели на кинопленке «куски жизни» приволжских калмыков: танцы, жилища, быт, обряды и т.д.

По ряду причин киносъемки в Калмыцкой степи проводились редко. Во-первых, в самой области не было организации, проводящей съемки на собственной территории, а это означало образование определенного технического, творческого и финансового потенциала для производства работ. Во-вторых, в соседних регионах Калмыцкой степи только начинали создаваться киностудии, которые делали первые фильмы на местном материале. В-третьих, в степной Калмыкии было мало поселков, где киногруппы из Москвы могли при необходимости получить техническую помощь в виде электроэнергии, телеграфной связи, автотранспортных средств. 7

Формирование калмыцкого художественного кинематографа в 1920-е-1930-е гг

Фильм, как правило, является результатом коллективного труда съёмочной группы, в составе которой сценарист, режиссёр, оператор, художник, композитор, монтажёр, в игровых лентах актёры, а также ряд других творческих, технических и административных работников. Создание фильма включает две стороны - творческую и производственную.

В формирование кинематографа России привнесено своеобразие национальных киноорганизаций, которые в своем развитиии опирались на творческие достижения национальной литературы и театра.

Подлинной кузницей творческих кадров для всех республик стал Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве. В нем лучшие мастера России передают свой опыт талантливой молодежи.

В первые годы советской кинематографии свой творческий вклад в создание национальных кинематографий внесли русские кинематографисты, которые сумели сплотить вокруг себя последователей и учеников, образовавших ядро молодой национальной кинематографии. Так, Иван Перестиани фильмом «Арсен Джорджиеашвили» (1921г.) положил начало грузинскому кино, Юрий Тарич «Лесной былью» (1926г.) - белорусскому Борис Михин фильмом «Князь Церен» (1929г.) - калмыцкому.

Нередко руководство студий для успешной конкуренции с другими творческими коллективами в своих фильмах отступало от социальных проблем республик и делало упор на внешнее национальное своеобразие, таким образом, появились «национальные штампы».

С приходом звука в 30-е годы создаются фильмы на национальных языках, однако кинокартины становятся доступными всем гражданам Союза благодаря переводу на русский язык (дублированию).

В годы Великой Отечественной войны на разных киностудиях Союза создавались фильмы-киноконцерты для фронта с участием лучших артистов Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и других республик.

Во второй половине 50-х годов советское киноискусство вступило в новый период своего развития: увеличилось количество выпускаемых фильмов, творческие кадры пополнились молодыми художниками всех специальностей, и особенный рост киноискусства произошёл в национальных республиках. Их развитие - общий неразрывный процесс. Поэтому речь идет не о параллельном существовании групп национальных кинематографий, а о едином процессе развития многонациональной кинематографии.

В создании и развитии национального искусства Калмыкии огромное значение имела помощь крупных киностудий Москвы и Ленинграда. Формы этой помощи были различные: производственное шефство над постановочными группами, совместные постановки фильмов, обучение киноспециальностям. Так, например, московский кинооператор А.Г.Лемберг первым в Советской Калмыкии произвел хроникальные съемки и съемки художественного фильма «Князь Церен».140

Несмотря на ряд нерешенных проблем: низкий уровень электрификации Калмыцкой степи, неграмотность основной массы коренного населения, отсутствие дорог, плохое медицинское обслуживание, коллективизацию..., руководство Калмыцкой области уделяло самое пристальное внимание развитию кино. Так, будущий Председатель Калмыцкого областного исполнительного комитета А.П.Пюрбеев в статье «Пути нового быта» в августе 1926 года писал:»...Не менее крупную роль должно сыграть в деле борьбы за новый быт и кино. Необходимо политпросвету принять меры к заказу кинофильмов из калмыцкой жизни, направленных к борьбе за новый быт.

В 1927 году Президиум ОИКа вошел в долевое участие акционерного общества «Восточное Кино».1 2 Это общество, созданное в 1925 году по инициативе Г.В.Чичерина и А.В.Луначарского, должно было наладить производство для народов Востока подлинно восточных художественно-бытовых, научно-этнографических фильмов, стимулировать развитие кинокультуры в национальных республиках и областях путем организации кинотеатров, способствовать развитию местных киноорганизаций (съемке хроники местного строительства и этнографических картин).

Похожие диссертации на Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг.