Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. Рогач Юлия Алексеевна

Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв.
<
Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогач Юлия Алексеевна. Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Самара, 2006.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/181

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Структура, занятость и условия жизни городского населения 37

1. Численность, социальный состав и сферы занятости 37

2. Состояние городского благоустройства 63

Глава II. Общественная и культурная жизнь 89

1. Общественная жизнь и семейный быт 89

2. Досуг и культурная жизнь 117

Глава III. Эволюция общественного сознания и поведения 139

1. Социопсихологический облик горожан 139

2. Девиантное поведение 163

Заключение 191

Список использованных источников и литературы 201

Приложения 239

Введение к работе


Актуальность темы. Город является экономическим,

административным, культурным центром. Это постоянно развивающийся организм, чутко улавливающий новые тенденции общественной жизни, воспроизводящий и видоизменяющий их. Таким образом, город — это важный фактор социального прогресса. Понятие социокультурного пространства подразумевает комплекс материальных И духовных ценностей, норм, традиций, особенностей организации жизни во всем ее многообразии, которые вырабатываются социумом на данной территории и, в свою очередь, влияют на его развитие. Эти традиции и нормы создают неповторимый облик городов того или иного региона и формируют отличительные особенности характера их жителей.

Исследователями хорошо изучены вопросы социально-экономической и политической истории Самарской и Саратовской губерний. Большое внимание уделялось развитию провинциальной культуры и общественной жизни конца XIX — начала XX в. Однако целый ряд вопросов, рассматривающих функционирование социокультурного пространства городов Самаро-Саратовского Поволжья специально не изучался. Между тем, их исследование позволяет выявить как общие черты, так и специфику социокультурного развития отдельных территорий. Важной характеристикой среды обитания является показатель условий жизни людей, включающий анализ их доходов и расходов, развития сферы обслуживания, благоустройства и санитарного состояния городов. Также следует изучить уровнь организации культурного городского пространства, которое, помимо таких центров, как библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, фомировалось благодаря общественно-культурной деятельности горожан.

Особая роль в духовной жизни людей принадлежала церкви, семье и общественным организациям, выполнявшим, в числе прочих, функцию воспитания граждан в соответствии с традиционными нормами. Специфика жизни в том или ином городе во многом определялась особенностями психологии его жителей. Свое проявление они находили в поведении людей. Обращение к проблеме городской ментальности связано с изучением путей формирования соцокультурной городской среды. Таким образом, избранная тема является составляющей частью изучения комплексной проблемы развития провинциальных городов России.

Хронологические рамки включают период с 1890-х по 1904 г. Последнее десятилетие XIX в. подводило итоги пореформенному преобразованию российского общества, а с началом Первой русской революции развитие городов происходило в принципиально новых условиях общественной жизни.

Территориальные рамки работы охватывают городское пространство Самарской и Саратовской губерний. Выбор городов этих двух губерний объясняется сходством их социокультурного развития, обусловленным территориальной близостью, процессом освоения региона, общностью

хозяйственного уклада, сходством национального и конфессионального состава населения. В то же время, данные губернии имели целый ряд особенностей, позволяющих провести сравнительный анализ социокультурных процессов, протекавших здесь в рассматриваемое время.

Объектом исследования является городское население Самарской и Саратовской губерний.

Предмет изучения — организация социокультурного пространства городов, условия жизни горожан, особенности их психологии и поведения.

Степень изученности темы. Начало изучению истории городов было положено в дореволюционный период. В работах Б.Н. Чичерина, А,Д. Градовского, И.И. Дитятина, АЛ. Кизевегтера, П.Н. Милюкова, Н.А. Рожкова, В.П. Семенова рассматривались вопросы организации управления городами, их социально-экономического развития.

В первой четверти XX в. Н.П. Анциферовым была представлена программа изучения города, как социального организма, и способы ее практической реализации. В советской историографии в силу идеологических приоритетов главными областями изучения длительное время были политическая и социально-экономическая история. В 1950 — 60-е гг. были опубликованы специальные исследования по проблематике и методике изучения численности, состава, грамотности городского населения (А.Г, Рашин). Началось систематическое изучение городского быта пореформенного периода этнографами Л.А. Анохиной, О.Р. БудиноЙ, М.Н. Шмелевой (на примере городов средней полосы России). Их работы заложили начало созданию «этнографии города».

В исследованиях социологов, вышедших в 1970-е гг. появились методы обработки статистического материала, классификации различных данных, которые, можно было использовать в работе с дореволюционными материалами. Математические методы анализа в исторических исследованиях успешно применил Б. Н. Миронов.

Были опубликованы работы по методологии изучения культуры и социокультурных явлений (Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, М.В. Безродный, А.А. Данилевский, Л.Г. Ионии). Популярность приобрела тема повседневной жизни люден, что содействовало появлению теоретических и практических исследований (Н.Л. Пушкарев, А.И. Бутенко, А.В. Худенко). Одной из первых работ по истории городской повседневности стала монография Н.Б. Лебиной, в которой автором были использованы новые источниковые материалы. Исследователи обратили свое внимание на изучение особенностей трансформации человеческого сознания в переходные эпохи (И.В. Нарский, Д. В. Ольшанский). Специальные работы были посвящены изучению сословного состава, занятий и источников доходов, условий жизни населения отдельных городов Поволжского региона, тенденциям в развитии городского планирования (Л.Н. Гончаренко, А.Н. Зорин, Л.М.Гаврилова).

Первой обобщающей работой по социальной истории России XVIII -начала XX в. стала монография Б. Н. Миронова, в которой под новым углом

зрения был рассмотрен широкий круг вопросов, связанный с данной проблематикой1. Изучение городского быта дореволюционного города на региональном уровне представлено коллективным трудом «Очерки городского быта дореволюционного Поволжья», написанным на основании материалов уездных городов Казанского Поволжья в XIX — начале XX вЛ

Среди дореволюционных исследований по истории Самарской и Саратовской губерний следует назвать работы П.В. Алабина, И. А. Протопопова, Н. Архангельского, А.Ф. Леопольдова, Н.Ф, Хованского, А.А. Гераклитова. Современные работы освещают историю провинциальных городов в соответствии с новыми подходами в науке. Отличительными характеристиками данных исследований по сравнению с предшествующим периодом, стала возможность их написания в условиях свободы от устоявшихся жестких идеологических требований и использования новых, ранее недоступных материалов1. Региональная история приобрела большую объективность и полноту.

Целью диссертационного исследования является изучение социокультурного пространства городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв., что позволяет реконструировать социальный состав, условия жизни горожан, эволюцию их самосознания. Дяя достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

- определить общие черты и специфику в численном, национальном,
конфессиональном составе, хозяйственной деятельности жителей губернских и
уездных городов;

охарактеризовать условия жизни горожан, а также выделить факторы их определявшие, стратифицировать городское население по уровню доходов;

дать оценку уровня городского благоустройства;

- выявить особенности организации общественной жизни в городах и
уровень социальной активности городских жителей;

рассмотреть формы организации досуга горожан;

выделить факторы, определявшие особенности психологин городского населения региона;

- показать специфику девиантного поведения на региональном уровне.
Источнике вую базу исследования составили архивные и

опубликованные материалы. Всего было выделено шесть групп источников: 1) законодательные и нормативные акты; 2) делопроизводственные документы; 3)

4 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.: в 2 т. Т. 1 - 2. 2-е изд. испр. СПб., 1999.

2 Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. Ульяновск, 2000.

3 Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен
до начала XX века: в 3 кн. / под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Самара,
1993 - 1997; Очерки истории Саратовского Поволжья: в 2 т. Т. 2. Ч. 2. (1894 —
1917 гг.) /под ред. KB, Пороха. Саратов, 1999.

статистические материалы; 4) публикации в периодической печати; 5) источники личного происхождения; б) художественная литература.

Одну из важнейших групп составляют законодательные источники. В первую очередь — это законы, относящиеся к организации деятельности органов местного самоуправления4. Ценным источником, с точки зрения данной проблематики, является Городовое положение 1892 г.! Важная информация, позволяющая делать выводы об уровне жизни населения и мерах, предпринимаемых правительством в целях его улучшения, содержится в уставах о народном продовольствии, общественном призрении и врачебном; о прямых налогах и других законодательных актах6. Имеющиеся законодательные материалы дают возможность изучить изменения, которые происходили в различных сферах общественной жизни и систему государственного регулирования этих изменений.

К делопроизводственным материалам относится вся внутренняя документация ведомств и служб органов местного самоуправления, различных организаций, их переписка, инструкции для служащих ведомств, письма, жалобы, прошения, поступавшие на их имя от горожан. Ценную информацию, характеризующую деятельность органов местного самоуправления содержат материалы Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел Российского государственного исторического архива (РГИА. Ф. 1287. Оп. 38. Д. 1273, 1521, 2145; Оп. 46. Д. 2054, 3260). Значительный объем делопроизводственных документов сосредоточен в Самарском (ГАСамО) и Саратовском (ГАСО) государственных архивах. Были изучены документы, хранящиеся в фондах городских дум, управ, канцелярий губернаторов, губернских правлений, губернских по городским делам присутствий (ГАСамО. Ф. 153, 170; ГАСО. Ф. I, 2, 4, 90, 831). Также использовались делопроизводственные документы фондов судебных органов власти, полицейских управлений (ГАСамО. Ф. 8, Ф. 465. ГАСО. Ф. 60), жандармских управлений (ГАСО. Ф. 53; Ф. 55), различных обществ (ГАСамО. Ф. 177, 178, 179, 180, 418; ГАСО. Ф. 559), народных училищ, врачебных отделений губернских правлений (ГАСамО. Ф. 360; ГАСО. Ф. 79), мещанских управ (ГАСО. Ф. 94), старших фабричных инспекторов (ГАСО. Ф. 20).

4 Свод законов Российской империи Т. II. Ч. I. Общее губернское учреждение. СПб., 1876; Свод законов Российской империи Т. II. Свод губернских учреждений. СПб., 1892.

Городовое положение 11 июня 1892 г. / сост. А.А. Боровиковский. СПб., 1909.

Россия, Законы. Свод законов Российской империи. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный. СПб., 1892; Свод законов Российской империи. Т. V. Устав о прямых налогах. СПб., 1903; Законы 15.11.1906 г. об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах и в ремесленных заведениях. СПб., 1906.

Статистические и справочные материалы представляют необходимые сведения по широкому кругу вопросов, непосредственно связанных с изучаемой проблематикой. Ценный статистический материал содержится в «Первой всеобщей переписи населения , Российской империи», 1897 г. Материалы местной дореволюционной статистики представлены также в изданиях губернских статистических бюро, адрес-календарях и памятных книгах, "спутниках", путеводителях. Статистические материалы содержатся в архивных фондах губернских статистических комитетов (ГАСамО. Ф. 171), а также в фондах городских управ, земств (ГАСО. Ф. 4, 5, 831; ГАСамО. Ф. 5, 153). ..

Ценным источником для написания работы являются документы личного происхождения, В их числе воспоминания JLH. Толстого, Н.В. Шелгунова, Л.П. Шелгуновой, А,А. Гераклитова, К. Федина и других современников.

Периодическая печать отражала события городской жизни и непосредственную реакцию на них общества. Богатый материал по истории общественного и культурного развития провинциальных городов представляет местная периодика («Самарская газета», «Самарские губернские ведомости», «Саратовские губернские ведомости», «Саратовский дневник» и другие издания).

Специфическим источником следует назвать произведения художественной литературы (АЛ. Чехов, А.И. Куприн М. Горький, А. Толстой, С.Г. Скиталец, Н.Г. Гарин-Михайловский, А. Востром). Необходимо учитывать, что они включают значительную долю художественного вымысла и основываются на субъективных впечатлениях и переживаниях автора. Тем не менее, литературные произведения являются свидетельством современников об особенностях быта, нравах, психологии людей описываемого времени, позволяют проследить изменения, происходившие в общественном сознании.

Методология исследования. Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий изучение явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Принцип объективности подразумевает всесторонний охват изучаемого явления с целью выяснения его сущности, а также установление достоверности и объективности исторических источников. Применялись проблемно-хронологический, сравнительно-сопоставительный методы, методы статистического и количественного анализа. Сравнительно-сопоставительный метод использовался в целях выявления общего и особенного в социокультурном развитии губернских и уездных городов региона. Также были выделены особенности в развитии региона на общероссийском уровне. Количественные методы использовались при анализе статистических данных, например, при подсчете процентного соотношения представителей различных конфессий, национальных, социальных групп в составе городского населения. Данные методы применялись также для выяснения тенденций в развитии различных явлений общественной жизни, в частности девиантного поведения.

Научная новизна. Данная тема является составной частью исследования социокультурного развития России на рубеже XIX - XX вв. Впервые представлено комплексное изучение социокультурного пространства городов Саратовской и Самарской губерний. Это позволяет не только рассмотреть их в сравнении и выделить особенности городской жизни в двух губерниях, но также выявить общие характеристики, составлявшие своеобразие данного региона в конце ХГХ — начале XX в., проследить особенности в развитии уездных городов по сравнению с губернскими центрами и, в целом, провинциальных городов в сравнении со столичными. Данная проблематика является также составляющей частью изучения региональной истории. Обращение к ней позволяет выявить особенности, которые определили своеобразный характер городского населения Саратовской и Самарской губерний.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. По уровню доходов городское население можно разделить на пять групп: 1) купечество; 2) руководители органов местного самоуправления, различных учреждений и их заместители; 3) городская интеллигенция и квалифицированные служащие учреждений; 4) мелкие служащие, рабочие, прислуга; 5) люмпенизированные слои населения. Доходы первых двух групп, составлявших незначительный процент горожан, были высокими и позволяли удовлетворять их запросы. Представители наиболее многочисленных 3-й и 4-й групп могли обеспечить себе необходимый минимум. Горожане, относившиеся к 5-й группе, часто не могли позволить себе приобретение даже самых необходимых товаров и услуг.

2. Города региона характеризовались «недостаточным благоустройством»,
когда отсутствовал тот или иной его элемент, что соответствовало
общероссийской тенденции. Отдельные населенные пункты, не имевшие
статуса города, например, посад Мелекесс, Покровская слобода Самарской
губернии, отличались большей благоустроенностью, чем уездные города. Это в
немалой степени определялось бюджетными поступлениями, которые зависели,
в том числе, и от благосостояния горожан. В целом, уровень городского
благоустройства не позволял удовлетворить все необходимые запросы
большинства городского населения,

3. На общественную жизнь городского населения региона большее
влияние, чем в других городах России, оказывало торговое сословие, причем в
Самаре и Саратове наблюдалась высокая концентрация купцов-миллионеров,
что объяснялось выгодной торговлей. Вопреки распространенному мнению,
городские обыватели проявляли заметную общественную активность, что было
характерно не только для губернских, но и для уездных центров. Она
распространялась на решение вопросов повседневной городской жизни,
связанных с организацией управления городами, устранением нарушений в
работе органов сословных обществ, отдельных должностных лиц.

4. В Саратове, ставшем губернским городом раньше Самары, существовала
более развитая социокультурная инфраструктура. Заметный вклад в ее развитие

внесли представители немецкого населения. Уровень грамотности был также выше в уездных центрах Саратовской губернии; в последних возможности для организации досуга были более ограниченными, чем в губернских городах, но в них также существовали центры культурной жизни. В большинстве из них имелись театры и общественные сады.

  1. Особенности исторического и социокультурного развития региона, способствовали формированию у местного населения таких качеств характера, как свободолюбие и яркий темперамент, предприимчивость, деловая хватка, умение приспосабливаться к обстоятельствам и толерантность. Жители уездных городов, в которых в основном сохранялся традиционный уклад жизни, в большей степени оставались приверженцами патриархальных традиций.

  2. Элементы традиционного сознания в городской среде региона все еще превалировали над буржуазными ценностями. В общественном сознании жителей провинциальных городов сохранялись основные принципы, определявшие особенности национального менталитета на протяжении веков: религиозность, коллективизм, взаимовыручка. Восприятие буржуазных ценностей носило в ряде случаев скорее внешний характер. Большая часть общества отрицательно относилась к представителям быстро разбогатевшего класса предпринимателей, не принимала принцип индивидуализма и идею приоритета личных интересов над коллективными.

  3. Рост девиантного поведения в регионе соответствовал общероссийской тенденции. Наиболее распространенными видами преступлений в городах Самаро-Саратовского Поволжья стали преступления против частной собственности; против жизни, свободы и чести частных лиц; против порядка управления и некоторые другие. Процент женщин, занимавшихся проституцией, был выше в городах Самарской губернии. В уездных центрах отмечался более низкий уровень девиантного поведения, чем в губернских.

Практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы при изучении социокультурного пространства российских провинциальных городов конца XIX — начала XX в., подготовке обобщающих трудов по истории повседневной жизни России в целом, лекционных кусов, методических пособий по истории общественной жизни и повседневности.

Апробация исследования. Результаты проведенного исследования были представлены в докладах на международных, всероссийских, вузовских конференциях: Международные научно-практические конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (2002,2003); «Всероссийские Платоновские чтения» (2002 — 2005).

Численность, социальный состав и сферы занятости

Городское население Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв. было достаточно пестрым по своему сословно-классовому, национальному составу и имущественному положению. Численность горожан Самарской губернии по переписи 1897 г. составляла - 158.842 человека или 5,7% всего населения губернии, что было почти в два раза меньше численности городского населения Саратовской губернии - 309.549 человек или 12,9%110. Большинство населения в городах составляли мещане и крестьяне. Мещан в Саратовской и Самарской губерниях было соответственно 47,1% и 51%, а крестьян - 44%) и 39% п. В Самаре, Сергиевске Самарской губернии и Саратове, Камышине, Петровске, Царицыне Саратовской губернии крестьяне по численности занимали первое место. Однако следует учитывать, что эти люди были только приписаны к крестьянскому сословию. По укладу жизни и роду деятельности они ближе всего были к мещанам.

Численность дворянского, купеческого и духовного сословий была значительно ниже. Например, купечество составляло по 1,3% в городах обеих губерний . Распределение купечества по городам было неравномерным. Так, купечество Саратовской губернии в начале XX в. сосредоточивалось в основном в Саратове. Здесь в 1902 г. проживало 35 купцов 1-ой гильдии и 213 - 2-ой гильдии. На втором месте по численности представителей данного сословия в Саратовской губернии находился Царицын - 18 и 85 купцов соответственно. Купечество пополняло категорию почетных граждан . В других городах губернии купцов было значительно меньше1 4. Тем не менее, представители данных сословий играли заметную роль в жизни губерний. После отмены крепостного права дворянство уступило свои позиции в сфере экономики купечеству, но продолжало участвовать в политической и общественной сферах. В городах Саратовской губернии, в сравнении с Самарской, дворяне имели более сильные позиции в общественной жизни. Представители дворянства занимали важные должности в городских администрациях и могли осуществлять контроль над решением внутренних вопросов. Духовенство продолжало оказывать существенное влияние на духовное и нравственное воспитание общества.

Торговое сословие играло особую роль в общественной жизни. Купцы стали проводниками нового экономического уклада, своеобразными «двигателями прогресса», благодаря чему осуществлялось быстрыми темпами торговое и промышленное развитие региона. Так, богатейшие самарские купцы Шихобаловы, Курлины, Сурошниковы, Субботины, Неклютины вели активную торговлю хлебом не только внутри страны, но и за ее пределами. Благодаря представителям данного сословия улучшалось городское благоустройство. Следует также отметить еще один немаловажный момент: в городских думах большинство мест занимали выборные представители от торгового и промышленного сословия, а значит, они, наряду с дворянством, назначаемым на ведущие руководящие должности центральной администрацией, задавали тон развитию всей городской жизни, и, пожалуй, жизни губерний в целом.

Купечество включало в свой состав наиболее активных и предприимчивых людей. Многие из них проявили себя в общественной деятельности. Например, самарский купец 1-ой гильдии Н.Г. Неклютин держал магазин, имел два дворовых места, фруктовый сад, а также пашни в пригороде115. При этом, он, как и многие другие представители купечества, не ограничивался занятием торговлей. Его послужной список, как общественного деятеля, очень велик. Только в начале 1890-х гг. он являлся церковным старостой Введенской церкви, членом Губернского податного присутствия, членом Учетного комитета Городского общественного банка116, председателем совета Самарского общества взаимного кредита117, входил в состав комитета по постройке Воскресенского Кафедрального собора , состоял членом Попечительского совета ремесленного училища имени Д.В. Кириллова119. Не менее плодотворной была и его работа в органах местного самоуправления. С 1875 по 1883 гг. он являлся членом городской управы, в 1875 - 1904 гг. - гласным городской думы. В 1891 г. был избран на должность городского головы города Самары, которую занимал до октября 1896 г. Более того, в 1901 г. он повторно был избран на этот пост.

Н. Г. Неклютин занимался также благотворительной деятельностью. Так, в 1891 г. он в числе других купцов согласился предоставить городу беспроцентную ссуду в размере 5 тыс. рублей на закупку хлеба для голодающих . Значительная сумма была им пожертвована Обществу Дома трудолюбия, почетным членом которого он затем стал121. За свою общественную и благотворительную деятельность Николай Гаврилович был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени и Святого Станислава 2-ой степени122. Дети Неклютина также проявили себя в общественной деятельности. Например, один из его сыновей - купец Виктор Николаевич Неклютин, являлся церковным старостой Крестовоздвиженской церкви123 и был членом Самарского местного управления общества Красного Креста124.

По возрастному составу наиболее многочисленными группами являлись следующие категории населения: от 1 года до 19 лет и от 20 до 39 лет. Например, горожане Самарской губернии в возрасте от 1 до 19 лет составляли 37% населения, а от 20 до 39 лет - 33%. В возрастную группу от 40 до 59 лет входило 19% городских жителей, то есть практически в два раза меньше, чем в предыдущей категории. Численность горожан от 60 до 79 лет равнялась 7% . Подобную же тенденцию отражало распределение по возрастному составу населения городов Саратовской губернии. Количество мужчин и женщин было приблизительно равным, но в различных возрастных группах их процентное соотношение изменялось. Так, представительниц женского пола от 1 до 19 лет было больше, чем мужчин, зато в возрастной группе от 20 до 49 лет их было меньше.

Особенностью региона являлся многонациональный состав населения. Наибольшей по численности в обеих губерниях являлась славянская группа -русские, украинцы, белорусы (в Самарской губернии - 91,4%), в Саратовской губернии 92,3% населения). Татары, проживавшие в городах Самарской губернии, составляли 4%. Заметную роль играли мордва и немцы. В отличие от Самарской, в Саратовской губернии немцы - 4,2%, опережали по численности татар - 1,4% . Переплетение традиций и обычаев различных народов, живших общими нуждами и проблемами, содействовало формированию особой городской субкультуры. В тесной связи с национальностью человека находилась и его конфессиональная принадлежность. Наибольшую по численности группу составляли православные и единоверцы (Самарская губерния - 86,9%, Саратовская -86,4%). Мусульмане в Самарской губернии составляли 4,5%, в Саратовской губернии - 3,7%, а протестанты соответственно - 0,8% и 3,7% населения . В обеих губерниях проживали также раскольники, католики, иудеи.

Удобное расположение губерний на пересечении торговых путей, соединявших центральные районы страны с ее южными окраинами, оказывало существенное влияние на развитие экономики данных территорий и определяло ее специфику. Одним из важнейших занятий населения, содействовавших процветанию региона, стала торговля. Наиболее распространена была торговля зерном и другими продуктами сельского хозяйства. Хлеб являлся основным продуктом торговли в Балашове, Аткарске, Сердобске, Хвалынске Саратовской губернии и Бугуруслане, Бузулуке, Николаевске, Ставрополе Самарской губернии. Торговали также солью, рыбой, продуктами скотоводства, лесом, керосином, нефтью, шерстью. Одним из крупнейших торговых городов рассматриваемого региона стал Царицын. В торговле Камышина помимо хлеба важное место занимал лес, в торговле Вольска - соль, лес и нефтепродукты; Кузнецка -продукты скотоводства. В конце XIX в. производилась перевозка и торговля нефтью и нефтепродуктами.

Состояние городского благоустройства

Важной характеристикой условий жизни людей является благоустройство населенного пункта, являющегося местом их проживания. В.П. Семенов-Тян-Шанский писал, что с точки зрения благоустройства все российские города сравнивать между собой очень сложно: «...почти в каждом городе совершенно неожиданно плох то тот, то другой важнейший признак благоустройства: один город... может иметь сплошное или почти сплошное электрическое освещение и рядом с этим в нем отсутствуют или канализация, или водопровод, или мощеные улицы, или трамвай и наоборот» . С этой точки зрения города Саратовской и Самарской губерний не составляли исключения. Благоустройство городов оставалось актуальной проблемой для их жителей и предметом заботы, а порой и головной боли, местных властей. Именно местным органам самоуправления отводилась важнейшая роль в решении вопросов благоустройства204. Поле деятельности для гласных городских дум здесь было очень широким и требовало значительных и регулярных вложений денежных средств. В этих целях использовались доходы, получаемые благодаря активному железнодорожному строительству, развитию торговой деятельности и банковской сферы. 80% годовых прибылей городских общественных банков думы могли распределять по своему усмотрению на нужды города205. Местные власти занимались проведением водопроводов, строительством конно-железных дорог, налаживанием телефонной связи и так далее. По их инициативе строились электростанции. Внешний облик городов также менялся в лучшую сторону .

Поволжские города, как правило, располагались в живописной местности и их вид, который можно было наблюдать с расстояния, при подъезде, производил вполне благоприятное впечатление на путешественников. Очень украшали города сады, имевшиеся в их окрестностях. Например, своими замечательными садами, под которые было занято 1116 десятин земли, славился в конце XIX в. Хвалынск207. Кстати, по своему внешнему виду он напоминал город Вольск, располагавшийся в котловине, которую образовывали три горных меловых хребта208. Конечно, когда приезжий попадал непосредственно на территорию городов, он обнаруживал множество недостатков, которые портили первое впечатление. Например, Саратов с двух сторон «прорезывался двумя большими оврагами с разветвлениями». На прилегавшей к ним территории ютились жалкие постройки, внешний вид которых наглядно свидетельствовал об уровне жизни их обитателей. Естественно, говорить хотя бы о каком-то благоустройстве этих районов города не приходилось209.

Сходная ситуация складывалась в Камышине. Окрестности города, заросшие лесом или засаженные плодовыми деревьями, смотрелись очень красиво . Сам же город отличался песчаными почвами и скудной растительностью. Конечно, в отдельных палисадниках имелись деревья, но их было явно недостаточно для такого большого населенного пункта . Проблемы с озеленением Камышина в какой-то степени объяснялись климатом, который не особо баловал горожан: дождь летом предпочитал выпадать за городской чертой, по городу же в это время проносился ураган, поднимавший тучи песка и пыли212.

Город Царицын по численности населения превосходил все другие уездные города Поволжья. Кроме того, с экономической точки зрения он был одним из самых развитых уездных городов региона. Все это, впрочем, никак позитивно не отразилось ни на внешнем виде города, ни на его благоустройстве. Царицын находился на правом берегу реки Волги, на возвышенности. Здесь начиналась степь, поэтому окрестности города, как впрочем, и сам город, не отличались особой живописностью. Даже в весеннее время они сохраняли пепельный и безжизненный вид213. Обычно российские уездные города, обладая большим количеством недостатков в своем благоустройстве, хотя бы издали имели живописный вид. Что касается Царицына, то даже при подъезде к нему создавалось впечатление, что это какое-то огромное «азиатское селение», которое выглядело «серым, бедным и, смотря по сезону, грязным или пыльным»214. На реке Царице на общей площади в 65 десятин, располагались 17 садов215. В самом же Царицыне садов, которые могли бы украсить город, не было. Но не только географическое положение и климатические условия были причинами этого унылого внешнего впечатления. Похоже, что местные власти не особо торопились заняться благоустройством города.

Самара также относилась к числу городов, имевших живописные окрестности, привлекавшие местных жителей и производившие приятное впечатление на приезжих своими просторами и красивыми видами: «После долгого пребывания в столице, после скучного путешествия в вагоне... вам покажется, что и солнце в степях самарских светит ярче... и воздух... бархатнее и люди взглядывают веселее, приветливее, свободнее...»216. Город располагался между реками Волгой и Самаркой на покатой возвышенности. Поскольку городская территория постепенно повышалась к северо-востоку и понижалась к югу, казалось, что Самара находится на равнине. И только вид с Волги был иным: город представлялся огромным амфитеатром . С самых высоких точек города, например с Петропавловской площади, открывалась панорама засамарских степей218. Высшая точка города находилась у Губернской больницы. Поскольку с запада и юга город был ограничен реками Волгой и Самарой, он в основном рос по направлению к северу и востоку. На южных окраинах Самары возникла Засамарская слобода.

В городских окрестностях располагались старинные сады и дачи. Одним из самых старых был Молоканский сад, получивший это название благодаря своим основателям - молоканам Грачевым. Впоследствии на его месте возник поселок, который одним из современников был назван «городом-садом». В садах, располагавшихся по гребню водораздела, находившегося за пределами Самары, было много прудов и озер. Некоторые сады славились очень вкусными фруктами. Многие из появившихся в более поздний период, и располагавшихся вдоль Волги дач, отличались оригинальным архитектурным замыслом и очень красиво смотрелись с реки. Отдельные дачи включали в себя довольно большие участки леса. Они разделялись при помощи широких дорог - «просек» на кварталы. К этим дачам ходил трамвай219.

В окрестностях Самары находилось много дач, посещение которых осуществлялось не только для отдыха, но и в оздоровительных целях. Именно здесь доктором Н.В. Постниковым в 1858 г. было открыто первое в России кумысолечебное заведение, на месте которого впоследствии располагался туберкулезный санаторий. Подобное же заведение некогда существовало и на даче Среднева, затем распроданной разным владельцам. Вообще Самара, по мнению многих современников, обладала всеми данными для того, чтобы стать климатической лечебной станцией. Шесть кумысных заведений имелось и в сосновой роще окрестностях Ставрополя, Самарской губернии. Кроме того, здесь находились 25 меблированных дач, ценой от 35 до 250 руб. за сезон . Таким образом, окрестности поволжских городов оказывались нередко как бы их продолжением, являясь не только местом отдыха горожан, но в некоторых случаях предоставляя им хорошую возможность поправить здоровье.

Города Саратовской и Самарской губерний, как впрочем, и другие российские города на рубеже XIX - XX вв., имели хорошо или относительно хорошо благоустроенные центры и неблагоустроенные окраины. Городской центр - это широкие замощенные улицы, просторные площади, современные постройки. В новых зданиях центральных районов располагались местные органы власти и различные учреждения. Здесь же строили свои дома богатые горожане. Первые этажи многих построек были заняты фешенебельными магазинами. Такие районы имели мощеные тротуары, газовое и электрическое освещение и даже конную железную дорогу. Некоторые из главных улиц были заасфальтированы. В домах были водопровод, паровое отопление, электрическое освещение и телефонная связь. В полной мере данной характеристике соответствовал Саратов, который в справочниках того времени часто называли столицей Поволжья221. Это было связано не только с его размерами и той значительной ролью, которую город играл в общероссийской торговле, но также с его благоустройством.

Досуг и культурная жизнь

Город является уникальным социокультурным образованием, возникшим в результате развития общества. Он аккумулирует и перерабатывает разнохарактерные по своему содержанию культурные традиции различных народов и социальных групп. При этом город - это постоянно развивающаяся политическая и экономическая система. Принципы организации его жизни предполагают открытость для различных новаций и влияний. В то же время город является хранителем исторической памяти: «... архитектурные сооружения, городские обряды и церемонии, самый план города, наименования улиц и тысячи других реликтов прошедших эпох выступают как кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты исторического прошлого» . При этом он оказывает мощное воздействие на своих жителей, определяя уклад и условия их жизни, воздействуя на сознание. Ю.М. Лотман рассматривал город «как сложный семиотический механизм, генератор культуры», который «представляет собой котел текстов и кодов, разноустроенных и гетерогенных, принадлежащих разным языкам и разным уровням» . Термин «культура» дается здесь в широком смысле этого слова и подразумевает весь комплекс культурных достижений человечества в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Н.П. Анциферов в числе функций города выделил «средоточие духовной культуры во всех ее проявлениях (науки, искусства, религии)368.

Уровень культурного развития человека, в том числе и городского жителя, во многом определяется степенью его образованности. В статистических отчетах рубежа XIX - XX вв. используется несколько иной критерий - грамотность. По мнению составителя «календаря-сборника» на 1891 - 1892 гг., грамотность в Саратовской губернии «довольно достаточна»: на 100 жителей приходился 21 грамотный. При этом, грамотность среди немцев была выше, чем среди русского населения. Кроме того, «сильное развитие грамотности» отмечалось среди татар и калмыков369. Грамотных среди женщин было гораздо меньше, чем среди мужчин.

Проблема грамотности, образованности и культурного уровня горожан напрямую связана с вопросом доступности образования. В городах Саратовской губернии в 1890 г. насчитывалось 164 учебных заведения, из них 78 - в Саратове. В числе учебных заведений - 1 институт благородных девиц, 2 мужские и 4 женские гимназии, ремесленное училище. Кроме того, были открыты православная и католическая семинарии, епархиальное женское училище. Многонациональный состав населения содействовал созданию немецких школ и мусульманских медрессе370. Саратовский Мариинский институт благородных девиц был основан в 1854 г. и принадлежал к перворазрядным учебным заведениям второго отделения (к заведениям первого отделения принадлежал только Смольный институт). В него могли поступить дочери дворян, духовенства, почетных граждан, русских и иностранных купцов. С 1902 г. в институт могли приниматься дочери бывших колонистов. Заведение было семиклассным. В числе предметов были: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, история, география, математика, педагогика, чистописание, рисование, рукоделие.

В Самаре имелись мужские и женские гимназии, реальное училище, женская земская учительская школа, духовная семинария, женское епархиальное училище, пансион для девиц. Можно также назвать духовное, городское, земское, приходские, низшее железнодорожное техническое училища, женскую школу при монастыре, три частных начальных школы . Несмотря на, казалось бы, солидный список городских учебных заведений, их возможность удовлетворить потребности населения в получении образования, была ограничена. Так, Самарская городская управа обращалась к инспектору Самарского 4-хклассного училища с просьбой при приеме учащихся отдавать предпочтение детям жителей города Самары, поскольку количество мест было ограничено. Например, в 1892 г. желающих поступить в указанное учебное заведение было 130 человек, а училище смогло принять лишь 65 — «остальным отказано за недостатком места». В связи с этим в городскую управу регулярно поступали прошения со стороны родителей о расширении училища372. С этой же проблемой столкнулись горожане Саратовской губернии. Отмечая, что к началу 1890-х гг. потребность саратовского общества в начальном образовании «до известной степени» удовлетворена, один из современных исследователей также указывал, что общество развивается и предъявляет спрос на «более широкое образование»373. Действительно, спрос на получение образования был в несколько раз выше, чем возможность города удовлетворить его. Например, в 1891 г. в 3-хклассное училице Саратова было подано 126 прошений о зачислении при 16 вакансиях. Желающих поступить в Александровское училище было 150 человек, а принять могли только 35. Реальное училище и классическая гимназия также не смогли принять всех желающих374.

Далеко не всегда санитарное состояние учебных заведений соответствовало требуемым нормам. Например, в результате осмотра земского приходского училища в Самаре 18 декабря 1892 г., Городская управа приняла решение закрыть его до 7 января 1893 г. Причиной послужило неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние, приведшее к распространению среди учащихся брюшного тифа . В отношении одного из думских врачей на имя управы также говорилось о причинах заболеваемости в училищах: плохое питание и содержание детей376.

Городское образование сталкивалось и с другими проблемами. Например, согласно отчетам за 1904 г. о подготовке к началу учебного года по Саратову, из 17 мужских и женских училищ девять начали учебный год позже установленных сроков. В числе причин назывались следующие: затянувшееся укомплектование классов, незавершенный ремонт, отсутствие помещений; невозможность заниматься по причине того, что классные комнаты были заняты под другие нужды. Например, в классах 10-го женского училища хранилась мебель 17-го мужского, а две классные комнаты 11-го женского училища были заняты воинской канцелярией377.

Тем не менее, несмотря на ряд трудностей, в школьном образовании провинциальных городов региона наблюдались позитивные тенденции: шло постепенное увеличение численности учебных заведений, учебные власти стремились подбирать высокопрофессиональные педагогические кадры, в гимназиях и училищах давалось образование, соответствующее их статусу и позволявшее продолжить обучение в учебных заведениях следующей ступени. На фоне ограничительного закона о поступлении детей низкого происхождения в учебные заведения, очень ценным представляется тот факт, что для способных, но небогатых детей имелись возможности получить хорошее образование. Для них сокращалась или отменялась оплата за обучение, вводилось бесплатное питание и проживание. Не последнюю роль играла деятельность благотворительных обществ и меценатов, которые оказывали помощь школам и учащимся. Например, существовали различные премии, которые также позволяли решать проблему обучения для детей из несостоятельных семей.

Другим направлением жизни, определявшим культурное воспитание горожан, было их приобщение к достижениям литературы и искусства посредством самообразования, а также посещения различных культурных заведений и мероприятий. Данная тема тесно связана с проблемой организации досуга городских жителей, который также являлся составной частью быта и повседневности. Обычно под досугом понимается свободное от работы и других обязанностей время человека, которое он может организовать по своему усмотрению. На организацию досуга горожанина, жившего в конце XIX в., большое влияние оказывал целый ряд факторов, в числе которых были: сословно-классовая принадлежность человека, его материальный достаток, уровень занятости, возраст, семейное положение, уровень образования, склонности, привычки, воспитание и так далее. Большое значение в теме организации досуга играет вопрос о его культурных формах, то есть, способствующих духовному, нравственному, творческому развитию личности и общества.

Помимо коллективных вариантов проведения свободного времени существовали и индивидуальные, те, которые не требовали компании и были связаны с личными вкусами и склонностями человека. Часто они были направлены на развитие индивидуальных способностей личности и одновременно носили развлекательный характер. Речь идет о таких занятиях, которые мы сейчас называем хобби. К их числу можно отнести чтение, переписку, занятия музыкой и живописью, рукоделие. Некоторые даже пытались писать пьесы и рассказы, порой неплохие.

Девиантное поведение

Составляющей частью социокультурного пространства городов были такие явления как преступность, проституция, хулиганство, нищенство, пьянство. В настоящее время подобные формы поведения людей называют девиантными. Под девиантным поведением мы будем понимать те поступки городских жителей, которые выходят за рамки норм, принятых в обществе и оказывают при этом существенное влияние на его развитие. Одним из наиболее распространенных способов подобного реагирования населения на обострение социальных и экономических проблем на рубеже XIX - начала XX вв. стало повышение уровня преступности.

Уровень преступности ниже в обществах, где существуют традиционные связи и контроль коллектива над личностью. Там, где активно протекают процессы индустриализации, происходит миграция населения, развиваются индивидуализм и личная инициатива, растет и число преступлений. Это объясняется тем, что население обладает большей свободой, и стремление к личному успеху является одним из основных стимулов поведения человека. Еще выше уровень преступности в обществах, переживающих переходное состояние, когда старые ценности и нормы поведения приходят в противоречие с новыми. Именно подобное состояние было характерно для пореформенной России. Было также замечено, что консервативный правительственный курс способствует уменьшению уровня преступности, в то время как либеральный - ее повышению. Это объясняется тем, что во втором случае ослабляется контроль государства и общества над личностью, и отрицательные наклонности проявляются, в том числе, и в повышении преступности .

Существенную трансформацию претерпевало обыденное правосознание населения. Длительное время значительную роль в регулировании правовых отношений наряду с законом играла традиция. Царское правительство учитывало это при создании законов. В литературе правовое сознание русского народа иногда характеризуется как нигилистическое, что не совсем верно. Просто когда традиция и закон не совпадали, в представлении обывателя первая была важнее.

Уровень преступности начал расти после проведения в 1860-е гг. демократических преобразований. В 1911 - 1913 гг. она примерно в 3,4 раза превысила уровень 1850-х гг.479 В начале XX в. наметилось увеличение темпов роста преступности: «...если за последние 14 лет XIX в. она возрастала ежегодно менее чем на 1%, то за первые 9 лет XX в. она возрастала ежегодно более чем на 7% .. .»480.

Уровень преступности в городах был выше, чем в сельской местности: «... в 1897 - 1914 гг. на 100 тыс. населения приходилось осужденных в городах - 97, в столицах - 72, в сельской местности (в уездах) - 37» . Крестьянство при этом составляло 82% населения страны. Объясняется такое несоответствие сохранением в деревне крестьянской общины, продолжавшей оставаться важным регулятором взаимоотношений общинников, и распространением религии, утверждавшей традиционные моральные ценности. В городе ситуация была иной. Сословные организации, выполнявшие в числе многих контролирующую функцию, в результате правительственной политики начали терять свое влияние на индивидуума раньше и быстрее, чем в деревне. Церковь, являвшаяся на протяжении веков важнейшим проводником и хранителем традиций нравственного христианского поведения, продолжала оказывать позитивное влияние на общество, но сама подвергалась критике со стороны оппозиционной общественности, так как рассматривалась в качестве одного из основных оплотов самодержавной власти. Критика церкви как социального института подрывала ее авторитет и влекла за собой критику религиозного учения. Новая буржуазная мораль распространялась гораздо быстрее в городах, поскольку в силу своего административного и экономического назначения они оказывались форпостами проникновения в российскую жизнь всего нового.

Данные о профессиональном и сословном составе преступников свидетельствуют не только о наиболее распространенных видах преступлений у представителей той или иной категории населения, но также позволяют сделать выводы о причинах их совершения и «нравственном уровне» социальных групп. Наибольшее число преступлений было совершено в рабочей среде . Далее в порядке убывания их доли в совершении преступлений следовали следующие профессиональные группы: лица свободных профессий и чиновники, торговцы, предприниматели и ремесленники, крестьяне - землепашцы . Если рассмотреть процент участия в преступности представителей разных сословий, то они располагались следующим образом, в порядке убывания: купцы, мещане и ремесленники, дворяне и чиновники, крестьяне, духовенство484. Несмотря на то, что сведения приводятся в целом по России, они дают возможность составить представление о криминальной ситуации в городах. Высокий уровень нарушений закона в немногочисленной рабочей среде объяснялся теми изменениями, которые происходили в сознании этих людей, как правило, бывших крестьян. Покинув привычную среду, они в условиях психологического дискомфорта, нехватки средств и отсутствия контроля со стороны общины утрачивали привычные жизненные ориентиры, легче поддавались искушениям. Б.Н. Миронов привел следующие данные: «На долю 3,2 млн. рабочих приходилось около 30% всех осужденных»485. В то же время, необходимо отметить, что если рабочие совершали преступления в основном из-за тяжелого экономического положения, то представители других категорий населения часто руководствовались иными соображениями.

Специфика занятий и трудовой деятельности во многом предопределяла черты преступности в каждой сословной группе. Так, в среде дворян и почетных граждан были распространены служебные преступления (например, взятки и подделка бумаг). Кстати, именно из их числа состояла большая часть русского чиновничества. Для многих представителей данной категории побудительным мотивом являлось стремление воспользоваться служебным положением для получения дополнительного дохода к часто невысокому жалованию. Психология среднестатистического человека так устроена, что его запросы растут быстрее, чем доходы. Поэтому и высокооплачиваемые чиновники часто не упускали возможности пойти на нарушение закона, когда это сулило прибыль. На третьем месте по уровню преступности после чиновников находились торговцы. Кстати, в числе сословий, согласно общероссийским данным, наиболее криминальным оказывалось купечество, одним из основных занятий которого являлась торговля. Среди преступлений, характерных для данного сословия, часто встречались нарушения торговых и промышленных уставов, несоблюдение техники безопасности на своих предприятиях. В этой среде высок был процент экономических преступлений с целью еще большего увеличения прибылей. Кроме того, у дворянства, духовенства, купечества, почетных граждан были распространены преступления против порядка управления и политические486. Так, в числе состоящих под негласным надзором полиции в 1890-е гг., в Саратовской губернии находились: дворянин М.Н. Аносов, почетный гражданин В.В. Котляров, дворянка Л.А. Федюшина и другие487.

Крестьяне и мещане чаще всего совершали кражи488. В то же время в среде мещан - служащих различных учреждений нередко встречались должностные преступления. Например, канцелярские служащие Царицынской мещанской управы Николай Афанасьев и Рафаил Мордвинов, обвинялись в преступлении, предусмотренном 362 статьей Уложения о наказаниях. Они изготовили поддельный билет на жительство от 12 июля 1891 г. за № 1788 на вымышленное имя мещанки Матрены Ивановны Зайченковой, в чем и были уличены489. Встречались и более мелкие проступки. Например, служащие канцелярии Саратовского губернатора Воронов и Полянский были уволены в 1892 г. в связи с их неявкой на службу490. В следующем году по той же причине был уволен служащий Иванов491. В нарушениях уличались не только рядовые сотрудники, но и руководители. Так, против камышинского мещанского старосты П. Плотникова было возбуждено следствие по обвинению в должностном преступлении. В числе прочего говорилось о «допущении беспорядков в делопроизводстве и книгах мещанской управы» и небрежном отношении к учету получаемых по службе денег. Причиной, по мнению следствия, стала малограмотность старосты. В результате, Плотников был оправдан, но подвергнут «административному взысканию, на основании 410 статьи Уложения о наказаниях, за нерадение его по наблюдению за делопроизводством и вообще порядком в канцелярии мещанской управы» .

В 1891 г. в должностном преступлении обвинялись председатель Самарской мещанской управы Т. М. Малышев и член управы М. Александров493.

Похожие диссертации на Социокультурное пространство городов Самаро-Саратовского Поволжья в конце XIX - начале XX вв.