Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Молчанов Денис Владимирович

Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность)
<
Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молчанов Денис Владимирович. Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 : Москва, 2004 515 c. РГБ ОД, 71:05-7/52

Содержание к диссертации

Введение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ XIX- начала XX вв 27

Глава I ПОИСКИ НАЦИОНАЛЬНО АДАПТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ 28

1. Уроки западноевропейской истории в идеологическом обосновании Великих реформ 28

2. Пореформенный либерализм: разворот к российской специфике 51

3. Проблема «Россия и Запад» в трактовках либералов новой формации 82

Глава II ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ 95

1. От самоорганизации либеральной элиты к массовой партии 95

2. Либералы, общество, народ 122

Глава III МЕЖДУ КОНСЕРВАТИЗМОМ И ЛЕВЫМ РАДИКАЛИЗМОМ: ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 154

1. От расчетов на самодержавие к ставке на общество 155

2. На пути к превращению в «оппозицию Его Величества» 177

3. В экстремальных условиях 189

Глава IV НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ЛИБЕРАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ 200

1. Национальный вопрос 200

2. Проблемы внешней политики 218

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СУДЬБЫ ЛИБЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 258

Глава V СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНЦА 1980-Х -НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ЛИБЕРАЛЫ 258

1. Итог горбачевских реформ: возрождение и триумф либеральной идеи 258

2. Кризис либерализма и поиски выхода из него: анализ просчетов и достижений 273

Глава VI ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ УСТАНОВОК, ИНСТИТУЦИОННОЙ

СТРУКТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 327

1. Формирование социально-либеральной альтернативы: «Яблоко» 327

2. Эволюция «правых»: от ДВР к СПС 350

Глава VII ПРОБЛЕМЫ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПАРТИЙ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ 372

1. Поиски своего лица и объединительные тенденции в либеральном движении 372

2 . Новый цикл реформ: либералы и власть 394

Глава VIII. ЛИБЕРАЛИЗМ И ПАТРИОТИЗМ В РОССИИШ ВЕКА: ПОПЫТКИ СИНТЕЗА 417

1. От «чистого» западничества к почвенному либерализму ....417

2. Либеральные трактовки национальных интересов и национальной безопасности России 436

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 466

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 484

Введение к работе

Актуальность исследования. История российского либерализма на современном этапе - тема, безусловно, актуальная, как в научном, так и в общественно-политическом отношении.

Проблема реформирования современной России вызывает особый теоретический и практический интерес. Поступательное развитие общества предполагает осуществление продиктованных историческими условиями изменений. Российское общество после многолетнего застоя активно приступило к радикальной модернизации общественных отношений и институтов. Ее начало привело в движение разные социальные силы, вызвало к жизни и побудило к активной деятельности новые политические течения, объединения и партии; Важное место в процессе модернизации России заняли политические группировки, партии; и движения либерального толка. Реализация реформаторских замыслов привела к значительному падению жизненного уровня россиян. Все это напрямую связало в сознании общества и части политической элиты общества «либерализм» и «праворадикализм». За праворадикальным курсом реформ, который по своей сути во многом противоречил либеральной парадигме развития, устойчиво закрепилось определение «неолиберальный».

Возникла серьезная опасность отторжения либеральных принципов и либеральной модели развития в социальной практике реформирования российского общества. Появляются риски постепенного отката назад к тоталитарному прошлому. В настоящее время как со стороны части политической элиты, так и со стороны ряда представителей научной среды общества все настойчивее внушается мысль о несовместимости либерализма с российским менталитетом, с историческим опытом и национальными традициями страны. Высказьшаются опасения, что при либеральной модели реформирования Россия утратит свою социальную и национальную идентичность; и серьезно ослабит свои позиции в международном сообществе.

Сложилось определенное противоречие между реальным потенциалом либерализма как общемировой парадигмы развития, с одной стороны, и методами и последствиями его воплощения в социальную практику реформирования

5 современной России, с другой стороны, что подтвердили и итоги прошедших выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Это противоречие требует своего осмысления на' концептуальном уровне и поиска теоретических и практических путей решения проблемы.

Актуальность темы исследования обусловлена той ролью, которую играло, играет и должно играть либеральное движение в политической жизни общества. Для сегодняшней России; характерны активные поиски путей дальнейшего развития страны, эффективных методов взаимодействия государства и общества. В этих условиях либерализм имеет важное значение как политическое движение, выступающее реальным инструментом согласования и реализации интересов различных социальных слоев и групп, имеющее устойчивый набор политических принципов, ценностей и методов достижения целей.

Включение в сферу научно-исторического анализа новейшей фазы отечественного либерализма - логичный результат развития предшествующей историографии темы, когда усилия исследователей сосредоточивались в основном на ее разработке в рамках XIX - первой трети XX вв. (имперский период, гражданская война, эмиграция). Исследование современных процессов поможет пролить свет и на общие тенденции развития российского либерализма, по-новому увидеть давно прошедшее, а также сделать научно обоснованные выводы относительно будущего.

Изучение темы приобретает исключительную значимость в условиях осуществления нового цикла-либеральных реформ, необходимость исторического обоснования которых была с особой силой подчеркнута Правительством; РФ в связи с обсуждением на его заседании содержания школьных учебников по новейшей истории России.

Объектом исследования является, современный российский либерализм во взаимосвязи с его национальным историческим опытом.

В предметно-хронологическом плане работа охватывает два исторических периода, прямо не стыкующихся между собой: 1. Становление, взлет и гибель либерализма в России, включая, и фазу его угасания в эмиграции, интересную с точки зрения оставленного либералами-эмигрантами интеллектуального наследия

(XIX - первая треть XX вв.). 2. Возрождение либерализма в нашей стране в конце XX в. в качестве самоопределившегося (с 1980 - 1990-х гг.) общественно-политического движения. Анализ завершается на рубеже начала кампании по выборам в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Этот период требует особого изучения, так как связан с выборными технологиями, особенностями политической агитации, что влияет на стратегическое содержание идей либерализма и гипертрофирует тактические подходы.

Эти периоды рассматриваются в несовпадающих ракурсах: первый - в плане обобщенного анализа исторического опыта старого российского либерализма, извлечения из него уроков для современности; второй - в аспекте изучения процесса возрождения, самоопределения, дифференциации и различных трансформаций современного либерализма.

Цель исследования и состоит в том, чтобы проанализировать российский либерализм в контексте всей истории его взлетов и падений в нашей стране, раскрывая преемственность между прерванной (после 1917 г.) политико-культурной традицией и современным отечественным либерализмом.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

установить, как происходили поиски национально адаптированной либеральной стратегии в аспекте общей проблемы «Россия и Запад»;

раскрыть условия, особенности и уроки формирования институционной структуры и социальной базы либерализма в старой России;

проанализировать опыт политического самоопределения либералов в качестве «срединной» силы в условиях углублявшегося общественного раскола;

исследовать интеллектуальное и политическое наследие старых либералов в аспектах межнациональных отношений в России и внешней политики государства;

установить, в какой мере исторический опыт старого российского либерализма актуален для современности;

определить истоки возрождения и распространения либеральных настроений в позднем советском обществе, раскрыть причины радикализации общественных настроений под либеральными лозунгами в конце горбачевской перестройки; показать взлет и упадок радикального варианта либерализма, а также

7 выяснить, как современные российские либералы интерпретируют опыт радикальных социально-политических трансформаций, пережитых нашей страной на рубеже 1980-х - 1990-х гг., какие политические уроки они извлекают из этого опыта;

проанализировать ведущие тенденции и компоненты либерализма девяностых годов, раскрыть особенности идейно-политической самоидентификации либеральных партий России на рубеже столетий, показать основные политические дилеммы, вставшие перед российским обществом и либералами за последнее десятилетие;

раскрыть логику взаимодействия либерализма с отечественной действительностью от рубежа 1980 — 1990-х годов к рубежу столетий, от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина.

Методы исследования. В общетеоретическом плане работа построена на сочетании модернизационного и цивилизационного подходов. Если сам либерализм: как комплексный и протяженный феномен российской истории является одним из наиболее ярких выражений присущего ей модернизационного вектора, то логику взаимодействия либерализма с российской действительностью, причины его неоднократных взлетов и падений, трудно понять вне рамок цивилизационного подхода;

Исследование опирается на принципы научной объективности, историзма- и всесторонности в освещении поставленной проблематики. Для реализации основной цели и конкретных задач исследования использован ряд научно-исторических методов (историко-генетический, историко-типологический, историко-системный).

Новизна исследования во многом определяется тем, что российский либерализм рассматривается в диссертации в широком контексте традиций отечественной и отчасти мировой истории, во взаимосвязи прошлого и настоящего, зарубежного опыта и национальной специфики.

Инновационный характер исследования состоит прежде всего в установлении интеллектуального диалога между двумя разновременными, хотя и во многом и однотипными пластами российской политической культуры: либерализмом XIX - начала XX вв. и возродившимся либерализмом конца XX -

8 начала XXI вв. Оригинальность проведенной работе придает и ее нацеленность на поиск общего и различного, как в присущих «старым» и «новым» либералам воззрениях на Россию и мир, так и в поведенческих стереотипах разных поколений либеральных деятелей.

Впервые в научной литературе в качестве сквозной для обоих рассматриваемых в диссертации периодов выступает проблема идейной эволюции, самоидентификации и институирования либерального движения в России. Избранный подход позволил существенно расширить привычное информационное поле изучения современного либерализма (как правило, рассматриваемого преимущественно в рамках и средствами политологического анализа), а также создать условия для его оценки в контексте национальной исторической традиции по той шкале ценнобтей, которая была выработана его давними историческими предшественниками.

Новацией является и показ в диссертации до известной степени «маятникового» характера теоретических исканий «старых» и «новых» российских либералов по центральной для либерального мировосприятия проблеме «Россия и Запад». Проведенным исследованием установлено, что характерными для постреформационных периодов в эволюции отечественного либерализма (в пореформенные десятилетия позапрошлого века, как и в последнее десятилетие века минувшего) и обусловленными логикой его взаимоотношений с меняющейся действительностью были развороты либеральной мысли к российской специфике и, восприятие рядом ее представителей некоторых типично почвенных (в широком значении этого термина) идей. Особенно ярко это проявилось в своеобразной либеральной утопии «мужицкого царства», созданной «поздним» К.Д. Кавелиным, или в новейших, гораздо более реалистичных попытках преодоления экономико-центристского уклона в современном либерализме и органичного включения в систему прокламируемых им ценностей широкой гуманитарной и в особенности патриотической проблематики (А.А. Кара-Мурза).

Новизна работы заключается и в последовательном анализе основных этапов в становлении и развитии современного российского либерализма в тесной взаимосвязи с менявшимся характером его взаимоотношений с отечественной реальностью на рубеже двух веков. В диссертации впервые раскрыты сходства и

9 различия старых и современных либералов в подходах к фундаментальным проблемам формирования национально: адаптированной стратегии, выстраивания отношений с обществом и государственной властью, которая в России, несмотря на смену режимов, имеет традиционно персонифицированный облик.

К числу новых научных результатов, полученных в ходе исследования, следует отнести и выявление известной повторяемости в тенденциях взаимодействия либералов; с менявшейся российской действительностью, как в XIX - начале XX в., так и на рубеже прошедшего и нынешнего столетий. Среди подобных констант в исследовании отчетливо фиксируется и состояние непреодоленной расколотости либерализма в России в начале XXI в., как и около ста лет назад.

Самостоятельное и новаторское значение имеет и впервые проведенный в научно-исторической литературе подробный анализ мировоззренческой и поведенческой трансформации^ современного либерализма. Значительное место; занимает в диссертации раскрытие устойчиво; дуалистической природы современного либерализма, воплощенной в самом факте сосуществовании в его рамках на протяжении уже более десяти лет двух основных течений: «правоцентристского» и «социально-либерального». Существо и нюансы, их взаимоотношений, их неугасимая рознь и попытки сближения впервые исследуются в широком контексте исторических судеб российского либерализма на основе анализа: публицистики и документации двух наиболее заметных, имеющих, свои- фракции в Государственной думе либеральных политических партий: СПС как главного преемника гайдаровской партии «ДВР» и «Яблока».

Практическое значение исследования определяется, в первую очередь, тем, что оно создает основу для разработки целостной истории отечественного либерализма от его зарождения в Российской империи до наших дней.

При этом главный упор в анализе теоретического наследия и практического опыта старых российских либералов сделан на вопросах, созвучных в той или иной степени наиболее злободневной проблематике. Такой акцентирующий подход к. историческому опыту, не противоречит требованиям историзма и полноты исторического исследования, вместе с тем позволяя актуализировать его

10 результаты.

Освещение темы в научной литературе

Первые попытки осмысления истории отечественного либерализма восходят еще ко времени его существования в России в качестве заметного фактора общественно-политической жизни конца XIX - начала XX вв. В связи с этим следует отметить труды Г.А. Джаншиева, И.П. Белоконского, В. Я. Богучарского, Б.Б. Веселовского, Н.И. Иорданского, Б.А. Кистяковского, А.А. Корнилова и др. После 1917 г. в отечественной историографии надолго восторжествовали ленинские оценки либерализма, ставшие методологической основой трудов советских историков1. Вместе с тем после революции и гражданской войны значительная часть активных деятелей либерализма оказалась в эмиграции, где ими была предпринята попытка осмыслить . итоги пройденного пути. Эмигрантская литература отчасти повлияла и на становление западной историографии темы .

В 60 - 80-е годы XX в. советские историки, оставаясь в целом на позициях жесткой критики либерализма с точки зрения ленинской схемы, приступают к

1 См. напр.: Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в революции 1905-1907 гг. -
М:; Л., 1939; Его же. Буржуазия и царизм в первой русской революции. 2-е изд. - М, 1970;
В.И. Ленин и история классов и политических партий в России. М, 1970; Слонимский
А.Г. В.И. Ленин об истории русского либерализма // История и историки:
историографический ежегодник. 1970. М., 1972 и др.

2 См. в частности: Будницкий О.В, Маклаков и Милюков: два взгляда на русский
либерализм. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы
международной научной конференции. -М:, 1999. С. 416 - 428. Юмашева О.Г. Традиции
русской исторической науки второй половины XIX - начала XX вв. в наследии Георгия
Петровича Федотова. - Автореф. дис.... учен. степ. канд. истор. наук. - М., 1995 и др.

3 См.: Шевырин В.М. Российский либерализм (конец XIX - 1917 г.) в англо
американской историографии. - М.: ИНИОН АН СССР, 1988. В настоящее время
некоторые известные работы западных историков» по истории русского либерализма
переводятся на русский язык и издаются в России. Яркий пример - двухтомник Р. Пайпса
о П.Б. Струве. См.: Пайпс Р. Струве: левый либерал, 1870 - 1905. Том 1.; Его же. Струве:
правый либерал, 1905 - 1944. Том 2. (М.: Московская школа политических исследований,
2001).

более глубокой проработке источников и создают труды, содержащие ценный фактический материал и важные конкретные наблюдения по отдельным аспектам истории отечественного либерализма4.

Специальной разработке подвергались проблемы либерализма в контексте истории земского движения и интеллигенции во второй половине XIX в. В связи с

4 Китаев В.А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной
мысли 50-60-х годов XIX в. - М, 1972; Левин Ш.М. Очерки по истории русской
общественной мысли: вторая половина XIX - начало XX века. - Л., 1974; Зорькин В.Д. Из
истории буржуазно-либеральной политической мысли России: второй половины ХЗХ -
начала XX в. (Б.Н. Чичерин ). - М., 1975; Розенталь В.П. Общественно-политическая
программа русского либерализма в середине 50-х годов XIX в. // Исторические записки,
1961. Т. 70; Она же. Идейные центры либерального движения в России накануне
революционной ситуации//Революционная ситуация в России в 1859 - 1861 гг. (далее -
РСР). - М., 1963; Она же. Русский либерал 50-х годов XIX в. (общественно-политические
взгляды К.Д. Кавелина в 50-х - начале 60-х годов) // РСР. - М., 1974; Петров Ф.А..
Нелегальные общеземские совещания и съезды конца 70-х - начала 80-х годов XIX в..//
Вопросы истории, 1974, № 9; Он же. Из истории общественного движениям период
второй революционной ситуации в России. Революционеры и либералы в конце 1870-х
годов // История СССР, 1981, № .1; Итенберг Б.С. Либеральная оппозиция. - В кн.: Россия
в революционной ситуации на рубеже 1870- 1880-х годов. -М, 1983. С. 113 — 140 и др.

5 Шлемин П.И. Земское движение и либеральная интеллигенция на рубеже 80-90-х
гг. XIX в. // Вопросы истории СССР. М., 1972; Широкова В.В. Партия «Народного права».
- Саратов, 1972; Лаверычев В.Л. Общая тенденция развития буржуазно-либерального
движения в России в конце XIX - начале XX в. // История СССР. 1976. № 3. С. 27-38; Он
же. Группа «Освобождение труда» и буржуазный либерализм // Вопросы истории. 1983.
№ 6. С. 32 - 47; Левандовский А.А. Кружок Ф.Ф. Ольденбурга (Из истории либерального
движения 80-х годов XIX в.). - В кн.: Проблемы истории СССР. Вып. 6. - М, 1977. С. 166
-183; Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже

XIX - XX вв. - М., 1980; Он же. Общественные организации в России на рубеже XIX -

XX вв. - М, 1982; Он же. Либеральная интеллигенция в общественном движении России
на рубеже XIX - XX вв. // Исторические записки. 1983. Т. 109; Ведерников В.В. К истории
социально-политической программы русского либерализма (В.А. Гольцев и его статья
«Земский собор»). - В кн.: Государственные учреждения и классовые отношения в
отечественной истории. 4.2. - М.-Л., 1980. С. 141 - 162; Он же. Проблема

12 этим необходимо особо подчеркнуть значение монографии Н.М. Пирумовой по истории земского либерализма. Уже в 1970-е - первой половине. 1980-х.гг. было положено начало и специальному изучению истории либеральных политических партий начала XX в.7

На рубеже 1980 - 1990-х годов с наступлением глубоких общественно-политических перемен изучение истории либерализма вступает в новый этап, продолжающийся до настоящего времени. Некоторые итоги наступившего историографического этапа уже подведены в статьях В.В. Шелохаева , Н.В. Иллерицкой9, Б.С. Итенберга10. Для этого этапа характерны, во-первых, отказ от прежней исследовательской парадигмы, заданной в трудах В:И. Ленина; во-вторых, широкая постановка вопроса о либеральной альтернативе в России в ее прошлом ш настоящем; в-третьих, активный диалог с западными историками; в-четвертых,

парламентаризма в нелегальной публицистике либералов (1894 - 1900-е гг.) // Ин-т истории СССР. Ленингр. отд. Труды. Вып. 16. - Л., 1986. С. 215 - 228; Ведерников В.В. Русские либералы в поисках вольного печатного органа (1880 - 1902) // Освободительное движение в России. Вып.14. - Саратов, 1991; Гриценко Н.Ф. Вольное экономическое общество и земское либеральное движение в последней четверти XIX века. - В кн.: Общественное движение в России XIX. Сб. ст. - М., 1986. С. 154 -174 и др.

Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. - М, 1977.

7 Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России. М., 1977;
Непролетарские партии в России в годы буржуазно-демократических революций и в
период вызревания социалистической революции. - М, 1982; Шелохаев В. В. Кадеты -
главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905 — 1907 гг. - М.,1983;
Непролетарские партии России. Урок истории. - М, 1984 и др.

8 Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская!
проблема // Вопросы истории. 1998. №4; С. 26 - 41.

9 Иллерицкая Н.В. Обзор новейшей литературы по проблеме «Российский
либерализм в конце XIX - начале XX в.// Либеральная модель общественного
переустройства России на рубеже XIX - XX вв. - М, 1994

10 Итенберг Б.С. Некоторые вопросы изучения русского либерализма XIX века. - В
кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной
научной конференции. -М., 1999. С.491 - 502.

13 беспрецедентные по масштабам публикации и републикации источников из истории российского либерализма XIX - первой трети XX вв.

Современную научную литературу по теме исследования можно разделить на общеисторическую (применительно к рассматриваемому сюжету) и: специальную. Современные исследования в области социально-политической истории России периода империи11 крайне важны для специальной разработки истории отечественного либерализма, поскольку они помогают воссоздать более адекватный реальности контекст развития либеральной мысли и практики, что, в свою очередь, имеет огромное значение для верной оценки степени их соответствия условиям места и времени, потребностям и возможностям тогдашнего общества.

В современной научной литературе, посвященной специальному анализу различных аспектов истории российского либерализма XIX - начала XX вв., основное внимание уделялось его общим мировоззренческим установкам (В.И. Приленский, В.Ф. Пустарнаков, И.Д. Осипов и др.)12, разработке русскими либеральными теоретиками социологической и политико-правовой теории и, в особенности, решению ими проблемы государственного устройства России (А.Н. Медушевский, А.И. Нарежный), развитию русской либеральной традиции в

См., например: Власть и реформы. От самодержавной к советской России. -СПб., 1996; Власть и реформы в России. Материалы «круглого стола», посвященного обсуждению коллективной монографии петербургских историков // Отечественная история. 1998. № 2. С. 3 - 36; Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х тт. - СПб., 1999; Российский старый порядок: опыт исторического синтеза. «Круглый стол» // Отечественная история. 2000. № 6. С. 43 -93.

12 Либерализм в России / Отв.ред. В.Ф. Пустарнаков и И.Ф. Худушина - М.,1996; Осипов И.Д. Философия русского либерализма ( XIX - начало XX в.). - СПб., 1996; Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Часть I. -М., 1995 и др.

Медушевский А.Н. Демократия.и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 1997; Нарежный А.И. Проблема конституционализма

14 контексте социокультурной среды (И. В. Сибиряков, С.С. Секиринский) , биографиям видных представителей отечественного либерализма1 и т.д.

Особенно интенсивно изучался либерализм в связи с историей земства и судьбами российской многопартийности16, хотя, как справедливо заметил А.Д. Степанский, земством и политическими партиями отнюдь не исчерпывалась вся система институтов в которых протекала деятельность отечественных либералов1 .

Важнейшей вехой в истории отечественного либерализма стал рубеж XIX -XX вв. Вьшод о качественном сдвиге в социальном составе, идеологии, организации, стратегии и тактике российского либерализма, связанном с возникновением и деятельностью "Союза освобождения» нашел всестороннее обоснование еще в статьях и монографическом исследовании К.Ф. Шацилло .

в русской консервативно-либеральной мысли второй половины XIX в. - Ростов-на-Дону, 1999 и др.

14 Сибиряков И.В. Новый российский либерализм: опыт реконструкции
социоморальной среды. - Челябинск, 1998; Секиринский С.С. Русский либерализм: от 40-
х к 80-м годам XIX века (идеи, люди, среда) // Автореф. дис. на со иск. учен, степ. докт.
ист. наук. -М., 1999.

15 Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. - М, 1993;
Российские либералы: Сб. статей / Под ред. Б.С. Итенберга и В.В. Шелохаева. - М., 2001;
Твардовская В.А. Александр Дмитриевич Градовский: научная и политическая карьера
российского либерала // Отечественная история. 2001. № 5. С. Шелохаев В.В. Дмитрий
Иванович Шаховской // Отечественная история. 2001. № 5. С. 107 - 120 и др.

1 Шелохаев В. В. Партия октябристов в период первой российской революции. -М.: «Наука», 1987; Его же. Идеология и политическая, организация российской либеральной буржуазии. 1907 - 1914 гг. - М, 1991. Думова Н.Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. - М.: Наука, 1988; Селецкий В.Н. Прогрессизм как политическая партия и идейное направление в русском либерализме. - М., 1996 и др.

Степанский АД. Институционная стуктура русского либерализма (ХУНТ-начало XX в.) // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. - М., 1999. С. 169.

18 См.: Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 - 1907 гг. Организация, программы, тактика. - М., 1985

15 Итогом многолетней разработки истории политических партий стало и появление энциклопедического издания, где большое место отведено и либеральным: политическим партиям, а также их лидерам и активным деятелям19.

В то же время само поступательное развитие, науки ставит перед исследователями зачастую совершенно новую проблематику, требующую' оригинальных подходов. Остается и много дискуссионных вопросов и просто пробелов в изучении темы. По-разному подходят исследователи к оценке времени возникновения либерализма в России. Многое здесь зависит от общего понимания самого предмета исследования. Наиболее распространено мнение, согласно которому о либерализме как самостоятельном общественно-политическом течении в России можно говорить с. середины XIX в. (Ш.М. Левин, Б.С. Итенберг, Н.М. Пирумова, В.В. Шелохаев., В.Ф. Пустарнаков и др.).

Знамением настоящего времени стал разворот историков от разработки главным образом конкретных вопросов истории і реформ, либерального движения или взглядов и деятельности отдельных либералов; к изучению идейно-теоретического наследия русского либерализма'как постепенно складывавшейся в России относительно целостной модели социально-политического переустройства страны (В.В. Шелохаев)20 в ее соотношении и взаимодействии с западноевропейской традицией. В связи с этим заметно возрос теоретический уровень и самих исторических работ, в которых широко используются категории и методы смежных общественно-политических и гуманитарных наук (политологии, социологии, культурологии и т.д.).

Особого внимания заслуживает плодотворный опыт проведения научных и научно-практических конференций и издания сборников і научных работ с целью концентрации творческих усилий ученых-обществоведов разных специальностей (философов, социологов, политологов, историков, архивистов) на; разработке и

19 Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия.
/Рук. проекта: В.В. Шелохаев. -М, 1996.

20 Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. См. также:
Нарежный А.И. Формирование либеральной модели государственного устройства России
во второй половине XIX века. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и
перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 244-254.

осмыслении ключевых проблем российского либерализма в его прошлом и настоящем, во взаимосвязи с консервативной традицией и в аспекте проблемы «Россия и Запад»21.

Большой вклад в разработку истории российского либерализма в сравнительно-исторической ретроспективе внес А.Н. Медушевский22. Анализу и использованию западного опыта российскими либералами рубежа XIX -XX в. была посвящена монография Л.В. Селезневой23.

В современной российской историографии нашел всестороннее обоснование вывод о том, что отечественный либерализм представлял собой не сколок западного либерализма, а самостоятельный тип, интегрировавший в процессе развития критически переработанные западный опыт и традиционные

Либерализм в России / Отв.ред. В.Ф. Пустарнаков и И.Ф. Худушина - М.,1996; Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999; П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат. Материалы международной научной конференции. - М., 2000; Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2001. Либерализм в России / Отв.ред. В.Ф. Пустарнаков и И.Ф. Худушина - М., 1996.

Медушевский АН. Административные реформы в России XVIII - XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. - М., 1989; Он же. Политическая социология и история. - Новосибирск, 1991; Он же. Реформы и контрреформы в истории России XVIII - XIX вв. // Вестник высшей школы. 1991. №4; Он же. Либерализм как проблема современной западной науки // Вопросы истории. 1992. № 8-9; Он же. Об особенностях либерализма в России и в странах Восточной Европы (Сравнительный анализ социальной программы) // Вестник МГУ. Серия 12. 1993. № 5; Он же. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 1997.

23 Селезнева Л.В. Западная демократия глазами российских либералов начала XX века. - Ростов -на -Дону, 1995; См. также: Селезнева Л.В. Российский либерализм и европейская политическая традиция: созвучия и диссонансы. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции. -М., 1999. С. 121 - 129.

17 национальные идеи24. Вместе с тем дискуссионным в научной литературе остается само понятие «либерализм». По итогам обсуждения этой проблемы в современной историографии уже были сделаны некоторые общие выводы25. Исходным условием для выделения самого объекта и предмета исследования было предложено считать выделение инвариантного ядра либерализма. Подчеркнуто,, что либерализм необходимо изучать как сложносоставное историческое и динамично развивающееся явление. В связи с этим очевидна и необходимость учета эволюции самого объема понятия и структуры приоритетов. Сама «сборка» (термин В;В. Шелохаева) либеральной системы ценностей - длительный исторический процесс. Важно принимать во внимание и открытость ценностной системы либерализма; его способность к самонастройке и самотрансформации в условиях модернизационного процесса .

В диссертации показано, что либерализм, как и отражающее его понятие, прошел в России (и проходит заново с рубежа 1980-1990-х гг.) длительный процесс сборки, формирования. Конкретное историческое наполнение понятия было разным в разные времена. Даже либералы начала XXI в., как показано в нашем исследовании, вкладывают в него уже несколько иной, более широкий смысл, чем их предшественники в начале 90-хтт. прошлого столетия.

В наиболее общей форме автор диссертации определяет либерализм, как широкое и комплексное явление интеллектуальной и обгцественно-политической жизни, для которого характерна дуалистическая устремленность к обеспечению свободы личности и общественного порядка средствами государственно-правового регулирования их отношений.

Шелохаев В.В. Предисловие // Русский; либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции.-М, 1999. Сб.

25 См.: Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С.85 - 94; Харц
Л. Либеральная традиция в Америке. М, 1993; Европейский либерализм в новое время.
М, 1995; Капустин Б.Г. Алгоритмы и варианты западного либерализма. - В кн.: Русский
либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной
конференции. - М., 1999. С. 39 - 56 и др.

26 Шелохаев В.В. Предисловие // Русский либерализм: исторические судьбы и
перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 5 - б.

В научной литературе активно обсуждались проблемы типологизации российского либерализма. Для развитых западноевропейских стран характерна естественная последовательность стадий и типов либерализма. В странах же догоняющего типа развития, которые, как правило, заимствуют передовые идеи и технологии, наблюдается не только «сжатие» стадий, но и иной порядок «сборки» системы либеральных ценностей»27. В частности, это находило выражение в том, что, если на Западе генезис и формирование либеральной доктрины и политики были так или иначе синхронизированы с темпами формирования гражданского общества и его институтов, то в России, по наблюдениям В.В. Шелохаева, либералы-интеллектуалы, заимствуя западные идеи, пытались насадить их «сверху» в традиционную и малоподготовленную к их восприятию среду, рассчитывая на медленную ее трансформацию в гражданское общество и правовое государство. Если на Западе демократия в широком смысле этого слова возникла как альтернатива либерализму, то в России либерализм формировался в условиях уже существующей демократической традиции,, выступая в конечном счете альтернативой ей28.

На этом основании и был сделан вывод о том, что исторические особенности развития либерализма в России обусловили и формирование особого типа русского либерализма, в рамках которого сложилась и новая система либеральных ценностей29.

Активно прорабатывается исследователями вопрос о соотношении либерализма и консерватизма в России30. Определенный задел создан и в

27 Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М, 1999. С.21.

Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 23 - 24.

29 Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская
проблема. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы
международной научной конференции. - М., 1999. С. 25.

30 См. в частности: Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. «Круглый
стол» // Отечественная история. 2001. № 3. С. 103 - 133.

19 изучении исторического опыта российского либерализма в экстремальных ситуациях в периоды революций 1917 г., гражданской войны и особенно эмиграции31, хотя, как было уже недавно замечено, эта тематика нуждается в дальнейшей разработке32.

В рамках поставленной в настоящей работе проблемы, особый интерес представляют ответы на вопрос о причинах поражения либерализма; в России в начале XX в. Среди предлагаемых исследователями объяснений на первый план выходит концепция культурного раскола российского социума на образованное меньшинство и народ (И.К. Пантин и др.) Подробно этот вопрос рассмотрел В.В. Шелохаев. Среди причин поражения либерализма в России начала минувшего века он указывает на следующие: 1) «зазор» между идеально желаемым либералами и реально существующим был настолько велик, что либеральная модель оказалась неадекватной среде восприятия; 2) Раскол самих либералов на теоретическом (субмодели), программном и организационном уровне (существование нескольких.

31 Канищева Н.И. Эволюция идеологии и программы кадетской партии в период
гражданской войны и эмиграции; // Русский либерализм: исторические судьбы и
перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 339 - 355; Ее
же. Разработка П.Н. Милюковым тактического курса эмигрантских кадетских групп //
П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат. Материалы международной научной
конференции - М., 2000. С. 142 — 189; Ее. же. Консервативные тенденции в кадетской
партии в период гражданской войны // Либеральный консерватизм: история- и
современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2001.
С. 297 - 304; Смагина СМ. Российские политические партии в эмиграции: попытки
«левого» блокирования // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-
лы международной научной конференции. -М, 1999. С. 513 — 523; Сабенникова И.В.
П.Н. Милюков и идеологические течения в русской эмиграции // П.Н. Милюков: историк,
политик, дипломат. Материалы международной научной конференции. - М., 2000. С. 384
- 395; Сперкач А.И. П.Н. Милюков против правых, кадетов («Новая тактика» и
идеологические аспекты раскола конституционных демократов) // П.Н. Милюков:
историк, политик, дипломат. Материалы международной научной конференции. - М.,
2000. С. 396-414 и др.

32 Шелохаев В.В. Предисловие // Русский либерализм: исторические судьбы и
перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 8;

20 либеральных партий); 2) отсутствие широкой социальной базы как результат отсутствия влиятельного среднего класса; 3) отсутствие адекватной среды восприятия не только на уровне социума, но и на политическом уровне: с одной стороны, либералам противостоял авторитарный режим, с другой — левые радикалы .

Ясно, что русский либерализм представляет собой особый тип либерализма, занимающий в «общей семье либерализма» свое собственное место, а его история является частью общей истории этой многоликой и разнообразной семьи»34.

Вместе с тем приходится констатировать, что в современной историографии российского либерализма XIX - начала XX вв. отсутствуют сколько-нибудь значительные попытки осмыслить весь его исторически протяженный, многоплановый опыт в целом и с учетом современных запросов.

Разработка истории современного российского либерализма только начинается. Научная литература здесь в основном представлена трудами политологов, экономистов и социологов. Ростки историографии во многом еще не. отделилась от источниковой базы. Поэтому особую роль на первоначальном этапе: формирования историографии і темы играют мемуары, публицистика, историко-политологические работы, исходящие от самих участников и очевидцев событий.

К числу дискуссионных относится и вопрос о природе и характере социально-политической трансформации, пережитой нашим обществом на рубеже 1980 - 1990-х годов в момент наивысшего взлета возродившегося либерализма. Что это бьшо: реформа или революция? От ответа на этот принципиальный вопрос зависят и оценки политической линии самих либеральных политиков, прежде.

Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 32 - 33.

3 Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема. - В кн.: Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: Мат-лы международной научной конференции. - М., 1999. С. 36.

21 всего, тех, кто оказался тогда у руля государственной власти35.

Среди научных исследований по истории современного российского либерализма выделяются работы В.В. Согрина36. В своих работах он исходит из того, что решающую роль в возрождении либерализма в нашей страны сыграла реформационная политика Горбачева, которая прошла ряд этапов ив составе которой все более отчетливо проявлялась либеральная компонента. Концепция соединения социализма и демократии развивается за счет включения в нее идей альтернативных выборов, разделения властей, прав человека, рыночной конкуренции, гражданского общества и правового государства.

Согласимся с мнением В.В. Согрина и о том, что в восприятии и развитии российскими радикалами либеральной идеологии различимы два этапа, разграниченных летом 1990 г. До этого времени понятие: «либерализм» ими практически не использовалось, в целом они выступали в рамках теории, «демократического социализма», после - они становятся чистыми «либералами». Термин «демократия» и производные от него (например, «демократы») остаются в

их политическом словаре. Но понятие «социализм» изгоняется . Главной причиной такой трансформации стало разочарование не только политиков-демократов, но и массового сознания в возможностях реформирования социализма и в реформаторских способностях инициатора перестройки. На самый рубеж 1980-х - 1990-х гг. приходится пик влияния либерализма в России. В те же годы проявляются и такие его черты, которые впоследствии будут осознаны многими аналитиками и непосредственными участниками событий как причины его кризиса

35 См., например: Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед // Соч. в 2-х т. Т. 2. - М: Евразия, 1997. С. 174; Стародубровская И.В., May В. А. Великие революции: От Кромвеля до Путина. -М., 2001.

Согрин В.В. Либерализм в России. Перипетии и перспективы. - М., 1996; Его же. Второе пришествие либерализма в Россию // «Отечественная история», 1997, № 1; Его же; Революция и термидор. К исторической типологии общественно-политического процесса в России 1990-х гг. // Вопросы философии. 1998. № 1; Его же. Закономерности русской драмы// Pro et Contra. 1999. №3; Его же. Политическая история современной России. 1985 -2001: от Горбачева до Путина. -М., 2001.

37 Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию (Опыт историко-политологического анализа)//Отечественная история. 1997. № 1. С. 109.

22 и даже упадка в последнем десятилетии XX в. В историко-политологической литературе к их числу уже были отнесены подражательство и умозрительность, недостаточный учет российской культурной и цивилизационной специфики, всего того, что в русской интеллектуальной традиции принято называть национальной почвой .

Среди обстоятельств, обусловивших появление в российском либерализме рубежа 1980-1990-х гг. указанных черт, было названо и «отсутствие сколько-нибудь длительного периода философско-теоретического и философского его вызревания» .Но это в принципе справедливое наблюдение с учетом конкретно-исторических обстоятельств может трактоваться только как одно из благих и совершенно оторванных от реальности пожеланий, поскольку условий и.времени для подобного вызревания при коммунистической власти не было и быть не могло.

В целом же содержательные работы В.В. Согрина отнюдь не «закрывают тему», а только знаменуют начало ее историографической разработки. Между наследием «старых» и деятельностью «новых» либералов историками до сих пор не наведены мосты, что не только затрудняет научное понимание тех и других, но и осложняет современным либералам решение фундаментальной задачи создания национально адаптированной стратегии реформирования страны. Очевидно, что, как подчеркивается в современной литературе, либерализм не утратил свою творческую роль и исторические потенции. Неприемлемы лишь методы механического заимствованиям современного западного либерализма и их

автоматического перенесения на российскую почву .

Документальная основа работы

Источниковая база исследования достаточно широка и многообразна. К числу основных источников по первой части исследования (вторая половина XIX -первая треть XX вв.) следует отнести нижеследующие категории. Во-первых, -научно-теоретические и публицистические труды, а также политические записки и

Согрин ВВ. Второе пришествие либерализма в Россию. С. 111 - 114.

39 Там же.

40 Шелохаев В.В. Предисловие // Русский либерализм: исторические судьбы и
перспективы: Мат-лы международной научной конференции. -М, 1999. С. 7.

23 проекты либеральных интеллектуалов нескольких поколений; во-вторых, документацию либеральных организаций и партий (программы, воззвания, записи и протоколы совещаний, съездов, конференций, заседаний руководящих органов и т.п.); в-третьих, материалы либеральной периодической печати; в-четвертых, мемуары, дневники и переписку либеральных деятелей. Для решения поставленных в ходе исследования задач привлекались и разнообразные по составу тематические сборники документов и материалов, так или иначе связанных с историей отечественного либерализма на разных его этапах.

В эпоху Великих реформ и вплоть до начала 1880-х гг. на роль теоретиков отечественного либерализма с наибольшим основанием претендовали университетские интеллектуалы - представители государственного (историко-юридического) направления в русской науке. Среди них наибольший вклад в разработку проблем реформирования сословного общества и становления правового государства в России внесли К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин41. Учитывая то место, которое занимали эти теоретики либерализма в общественном движении второй половины XIX в., анализу источников, вышедших из-под их пера уделено первостепенное внимание.

В начале XX в. на общественную арену выходят либералы-интеллектуалы новых поколений, чьи мировоззренческие ориентиры, научные интересы и политические взгляды складывались в пореформенные десятилетия. Историк П.Н. Милюков, правоведы С.А. Котляревский, Ф.Ф. Кокошкин, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев, С.А. Муромцев; экономист и публицист П.Б. Струве и другие видные либеральные интеллектуалы создают труды, без учета которых невозможна реконструкция идейно-теоретических основ обновленного российского либерализма начала XX в..

См., о них, в частности: Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Часть I. - М, 1995; Арсланов Р.А. Кавелин К. Д. В кн.: Отечественная история: энциклопедия. В 5-ти т. Т. 2. - М., 1996; Его же. К.Д. Кавелин: человек и мыслитель. - М., 2000; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX - начала XX в. (Б.Н. Чичерин). - М., 1975;. Нарежный А.И. Проблема конституционализма в русской консервативно-либеральной мысли второй половины XIX в. -Ростов-на-Дону, 1999 и др.

Анализ материалов периодической печати, содержащей самую разнообразную информацию, помогает воссоздать взгляды русских либералов на насущные проблемы России, их отношение к проблеме заимствования зарубежного опыта, основные тенденции в эволюции либеральных требований. Привлечение материалов периодики носило по необходимости обоснованно-избирательный характер (журналы «Русский вестник» [на рубеже 1850-х - 1860-х гг.]42; «Вестник Европы»43; «Русская мысль»; газеты: «Русские ведомости»44, "Речь", "Голос Москвы", ("Утро России" и др.)

Привлечение к исследованию материалов личного происхождения -дневников, переписки и мемуаров дает возможность существенно восполнить пробелы и недомолвки,. имеющиеся в подцензурных публикациях либеральных авторов, и, тем самым,, расширить наши представления о развитии либеральной мысли и практики.

Характеризуя особенности документации либеральных партий, следует отметить, что она представлена: неравномерно. Неравноценна и информация, содержащаяся в партийных: документах кадетов и октябристов. Кадетское

42 См. об этом издании: Твардовская В.А. Политическая программа "Русского
вестника" на рубеже 1850 - I860 гг. // Освободительное движение в России. Вып. 4.
Саратов, 1975. С. 132 - 184; Шмигельская М.А. Оформление политической программы
русского либерализма ш ее эволюция в годы первой революционной ситуации (по
материалам "Русского вестника") // Освободительное движение в России. Вып. 12.
Саратов, 1989.

43 См. об этом издании: Арсеньев К.К. Пятидесятилетие "Вестника Европы"(1866 -
1915)7/ Вестник Европы. 1915. № 12. С. I - XIV; Разманова И:А. М.М. Стасюлевич и
начало издания журнала "Вестник Европы"//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1988.
№ 2. С. 12-18; АлафаевА.А. Русский либерализм на рубеже 70 - 80-х годов XIX в. Из
истории журнала "Вестник Европы". М., 1991; Кельнер В.Е. Человек своего времени (
М:М. Стасюлевич: Издательское дело и либеральная оппозиция). - СПб., 1993.

44 См. содержательный юбилейный сборник, изданный к пятидесятилетию этого
издания: Русские ведомости: 1863 - 1913. -М, 1913; а также: Локшин А.Е. Газета
"Русские ведомости" в общественной жизни России в период политической реакции 80-х
- начала 90-х гг. XIX века. - Автореф. диссертации ... учен, степени канд. исторических
наук.-М., 1981.

25 руководство в отличие октябристского уделяло гораздо больше внимания ведению и сохранению партийной документации, предпринимая с этой целью ряд мер организационного и контрольного характера45.

Одним из первых в мировой практике результатов совместной работы российских и зарубежных историков и архивистов стала многотомная публикация протоколов Центрального Комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии-с 1905 г. до середины 1930-х гг.46 В эту публикацию вошло 736 документов (369 протоколов ЦК и 336 протоколов заграничных групп кадетской партии) .

Документы позволяют детально проследить выработку кадетской партией
программы в целом, ее отдельных разделов, а также политической линии во
взаимоотношениях с правительством, а также с «соседями» в системе российской
многопартийности, располагавшимися «слева» и «справа» от кадетов.
Исключительная значимость этой категории источников для настоящего
исследования состоит в том, что в них нашли отражение процессы политической
самоидентификации ведущей либеральной партии России и совершенствования
кадетской концепции общественного переустройства в ее основных звеньях:
политическом, экономическом, социальном, национальном и

внешнеполитическом4 8.

Таким образом, особенности названных категорий источников требуют комплексного подхода к их научно-историческому анализу.

43 Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907 - 1914 гг. -М., 1991. С. 8.

46 Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп конституционно-
демократической партии. В 6 т. -М., 1994 — 1998.

47 Канищева Н., Шелохаев В. Послесловие // Протоколы Центрального Комитета и
заграничных групп конституционно-демократической партии. В 6 т. / Протоколы
заграничных групп конституционно-демократической партии. 1923 - 1933 гг. - М, 1999.
С. 454.

48 Канищева Н., Шелохаев В. Послесловие // Протоколы Центрального Комитета и
заграничных групп конституционно-демократической партии. В 6 т. / Протоколы
заграничных групп конституционно-демократической партии. 1923 - 1933 гг. - М., 1999.
С. 459.

Источники по истории современного российского либерализма так же можно подразделить на ряд групп. Во-первых, - это документация либеральных избирательных блоков, организаций и партий (программы, манифесты, заявления, материалы съездов, конференций, других общественно-политических форумов и т.п.); во-вторых, экспертно-аналитические работы, подготовленные в «мозговых» штабах современных либеральных объединений; в-третьих, комплексы агитационно-пропагандистских материалов, связанных с проведением избирательных кампаний; в-четвертых, публицистика и вообще материалы периодической печати; в-пятых, сочинения мемуарного характера.

Вместе с тем необходимо учитывать, что рассматриваемые в обеих частях настоящего исследования периоды истории либерализма в России (вторая половина XIX - первая треть XX вв. - в первой части и конец XX - начало XXI вв. - во второй части) представлены не всегда совпадающими категориями источников. Старый российский либерализм в известном смысле более открыт для исследователя, поскольку к настоящему времени опубликованы стенограммы съездов и совещаний ведущих либеральных политических партий, а также дневники, переписка либеральных деятелей периода монархии, революции, гражданской войны и эмиграции. Гораздо более весомую роль среди источников по истории старого либерализма играют и мемуары. Недостаток или же отсутствие подобного рода материалов, исходящих от современных либералов, отчасти компенсируется обилием другой, постоянно возрастающей информации: социологических и политологических исследований, опросов, интервью и т.д. Особую категорию источников по истории современного либерализма составляют материалы, размещенные на сайтах либеральных партий, а также их лидеров в Интернете.

Таким образом, при условии комплексного подхода имеющиеся источники по обоим периодам в истории отечественного либерализма вполне позволяют решить поставленные исследовательские задачи.

Уроки западноевропейской истории в идеологическом обосновании Великих реформ

Особым уважением со стороны русских либералов пользовалась, конечно, Великобритания - не только первенствующая в мире могущественная держава, но и родина конституционализма, страна, где гражданские и политические права личности гарантированы законом, государственным устройством, а также духом и традициями английской нации. Хотя именно последнее обстоятельство, достаточно часто акцентировалось в России3. Политическое устройство Англии могло вызывать восхищение, но обычно расценивалось как уникальное и трудно воспроизводимое, где бы то ни было еще. Британия Британией, а Россия Россией, - приблизительно так рассуждали и многие русские поклонники английских порядков, отнюдь не собиравшиеся переносить их в- свое отечество, во всяком случае, целиком. Кстати, именно вследствие того, что признание: уникальности английского политического устройства стало до известной степени «общим местом» в российском политическом мышлении первой половины XIX в., в самодержавной стране,оказалось возможным с 1856 г. издание журнала, который поставил себе целью систематическую апологию политического и социального строя Великобритании.

Такой журнал под названием «Русский вестник» стал издаваться в год окончания Крымской войны, либерально мыслящим журналистом М.Н. Катковым (знаменитым охранителем он станет позднее). И вскоре новый печатный орган не только стал главным рупором либерального направления, но и добился широкого признания среди читающей публики.

Вокруг журнала сплотилась группа либеральных авторов и сотрудников, куда поначалу входили и такие вскоре ставшие главными теоретикам русского либерализма люди, как Б.Н. Чичерин-, и-К. Д. Кавелин. Как водится, в журнале не обошлось без ссор: и «разводов». Вскоре кружок отколовшихся от «Русского вестника» либералов основал еженедельник «Атеней», издававшийся Е.Ф. Коршем. Тем не менее, именно І катковский «Русский вестник» в предреформенные годы задавал тон в русской журналистике вообще, и среди либеральной печати, в особенности. В отличие от предшествовавшей ему традиции русского англофильства, явления, более культурного, нежели политического, и вследствие чего, достаточно безобидного для традиционных устоев Российской империи, новый журнал явно стремился переломить ситуацию, сделав пропаганду английского опыта средством формирования политической платформы либерализма в России и для России. И в этом случае, речь, конечно, не шла о

буквальной «пересадке» английских политических учреждений в Россию. Просто, Катков был убежден в том, что «тайна» столь прочно утвердившейся в Великобритании индивидуальной и общественной свободы заключается отнюдь не в том, что парламент ограничивает королевскую власть, а в самом парламенте есть две палаты, взаимно ограничивающие друг друга, тайна эта - в глубинных основах английской политической жизни, которые сам Катков связывал, прежде всего, с необычайно развитой системой местного самоуправления4.

Вместе с тем, несомненно, что англофильство «Русского вестника», носило отнюдь не отвлеченный, а вполне; практический смысл и находилось в очень тесной связи с начинавшимися в России либеральными преобразованиями. Об этом свидетельствует тот пристальный интерес, который этот журнал проявлял к самой проблеме «пересадки» английских политических институтов на другую национальную «почву», прежде всего французскую.

В конце 1850-х годов "Русский вестник" с большим сочувствием писал о деятельности в условиях режима второй империи Наполеона III (1852 - 1870 гг.) "небольшой фаланги ветеранов конституционализма" времени Реставрации (1814 - 1830 гг.) и, в особенности, июльской монархии Луи-Филиппа (1830 - 1848 гг.), таких, как Гизо, Кузен, Вильмен, Ремюза, Токвилль, Монталамбер и др. Эти старые французские.либералы остались верны своим принципам, несмотря на постигшую их в 1848 г. тяжелую неудачу, а: также разочарование настоящим положением Франции, где после революции установился диктаторский режим Наполеона III (Луи-Бонапарта) и соответствовавшая ему полицейская атмосфера .

От самоорганизации либеральной элиты к массовой партии

Наиболее широко в институционном плане изучались история земского движения и политических партий, хотя этими структурами отнюдь не исчерпывалась вся система институтов, в которых протекала деятельность отечественных либералов1. Уже сам процесс рационализации системы государственного управления в центре и на местном уровне создавал предпосылки для деятельности либеральной бюрократии, ставшей ярким явлением государственной жизни России уже в первой половине XIX в. Первые не бюрократические институции, в рамках которых могла заявлять себя и либеральная инициатива, появились еще во второй половине XVIII в. Раскрепощение дворянства создало условия для появления людей свободных профессий. К тому же дворянство получило и сословное самоуправление на уездном и губернском уровне. В рамках дворянских собраний вызревали ростки будущего конфликта между обществом и бюрократией, раздавались и либеральные голоса. Общественные организации. История легальных общественных организаций, ставших естественным прибежищем нескольких поколений либеральных деятелей, ведет свое начало со второй половины XVIII в..Указ 1783 г. о вольных типографиях создавал условия для пропаганды либеральных идей в печати. Уже: в 1801 - 1860 гг. возникло около сотни легальных общественных организаций (литературных, научных, сельскохозяйственных и благотворительных), большинство из которых оказались долговечными. Реформы 1860 - 1870-х гг. дали новый толчок развитию общественной инициативы. К началу XX в. в России происходил бурный рост легальных общественных организаций. Сами условия их деятельности: общественных организаций -добровольность членства, выборность руководства, возможность дискуссий, публичность и гласность - способствовали распространению либеральных настроений и ценностей3. С конца XIX в. возникают и нелегальные органзации либералов (например, партия «Народного права»4). В конце 1903 - начале 1904 гг. создаются две крупные нелегальные организации либерального характера: Союз земцев-конституционалистов и Союз освобождения 5.

Для начала XX в. стало характерным проведение отраслевых общественных съездов, а также создание по инициативе Союза освобождения профессионально-политических союзов интеллигенции. 8-9 мая мая 1905 г. состоялся учредительный съезд Союза союзов, организации, в которую вошли 14 профессионально-политических организаций. Социальный состав всех этих объединений определялся преобладающим участием в них представителей образованного общества: интеллигентов, помещиков и предпринимателей, чиновников.

В тесной связи с ростом общественных объединений в России находилось и развитие печати. С одной стороны, многие общественные организации учреждали свои печатные органы, а с другой - вокруг книгоиздательств, редакций газет и журналов складывались объединения литераторов и общественных деятелей .

В начале XX в. отмечается бурный расцвет книгоиздательства, где позиции либералов были очень сильны; поисходит также быстрый рост количества газет и журналов. Причем большинство популярных изданий имело либеральную ориентацию. В то же время у либералов стали возникать и новые трудности с прессой. Например, А.С. Изгоев на заседании кадетского ЦК 19 января 1914 г. призывал партию устраняться от сотрудничества с левыми силами в создании каких-либо организаций. Иначе, по его словам, сама партия будет рыть себе могилу. Примером, по его словам, может служить именно пресса, «часто существующая на средства к.-д., но совершенно захваченная более левыми элементами, так что можно утверждать, что сейчас в России нет к.-д.-ской прессы»

Органы местного самоуправления. Главным итогом Великих реформ в плане развития институционной структуры либерализма стало появление в России органов местного всесословного самоуправления: земств и городских дум. На этой основе стало развиваться наиболее широкое течение в пореформенном либерализме - земское либеральное движение, число активных участников которого к концу XIX в. достигало 300 человек .

От расчетов на самодержавие к ставке на общество

В последекабристский период главным предметом внимания русской мысли становится анализ общих условий и предпосылок преобразовательной деятельности. В идейных исканиях позднего Пушкина, а также его друзей П.А. Вяземского и П.Я. Чаадаева; позднее в спорах западников и славянофилов и в процессе становления профессиональной историографии отечественной истории в трудах СМ. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина намечаются контуры нового понимания взаимоотношений между свободолюбивыми стремлениями, с одной стороны, и суровыми реалиями российской действительности, с другой.

Становится очевидным, что основным действующим лицом российской политической истории была и остается традиционная государственная власть, с которой либеральные люди 30-40-х годов XIX в. связывают свои надежды на прогресс и постепенное продвижение к осуществлению либеральных идеалов. Но если долгое царствование Николая I (1825 — 1855) приносит им в этом отношении больше разочарований, то после окончания Крымской войны (1853 - 1856 гг.) ситуация меняется кардинально. Россия вступает на путь подготовки и проведения больших преобразований. Начинается новая эпоха в жизни страны, растянувшаяся, по крайней мере, на десять лет. Первое пятилетие ушло на осмысление насущных нужд и потребностей государства и общества, выработку программы предстоявших реформ, аі в течение последовавших пяти лет одно за другим проводились назревшие преобразования. Наиболее крупными среди них были отмена крепостного права, введение земского самоуправления и новых принципов судопроизводства. В целом же перемены, происходившие под общими лозунгами расширения «простора и гласности», затронули гораздо более широкий круг жизни российского общества. Подданные русского царя, пусть и в достаточно ограниченных размерах, действительно ощутили дыхание свободы. На смену жесткой и мелочной регламентации николаевского времени пришел гораздо менее стеснительный режим повседневной жизни.

Частновладельческих крестьян, долго живших ожиданием «земли и воли», стали волновать смутные слухи и толки о предстоявших переменах в их жизни. В образованном обществе велись еще недавно просто немыслимые политические разговоры. Речь заходила о тех же крепостных, которых настало время освободить, о злоупотреблениях чиновничества, о расходах казны, состояние которой было подорвано неудачной войной, и даже о необходимости привлечения «общества» к обсуждению важнейших государственных дел.

Периодическая печать, несмотря на сохранение цензуры, значительно расширила круг обсуждаемых злободневных вопросов. Стали выпускаться новые журналы и существенно обновляться старые. По рукам ходили многочисленные списки произведений рукописной литературы: обличительные письма, памфлеты, проекты преобразований. Под влиянием военно-политических поражений изменилась и сама власть. Николай Павлович незадолго до своей бесславной кончины в феврале 1855 г. и новый император Александр II прислушивались к. подчас весьма нелицеприятным мнениям своих поданных и не наказывали их за дерзость, а благодарили за правду!3

Короче говоря, таившаяся по углам и кружкам русская мысль получила не только возможность высказаться, но и быть услышанной обществом и самой властью. Для либерального умонастроения в России наступила пора гражданской самореализации. И многие свободомыслящие люди не преминули этим воспользоваться.

Исходной посылкой либерализма всегда оставалась предпочтительность эволюционного пути общественного развития. Характерной чертой политического мышления ведущих либеральных теоретиков эпохи Великих реформ было четкое различение между "одушевлявшим" их социально-политическим идеалом и тем, что было, по их мнению, конкретно приложимо к российской действительности в тот или иной исторический момент, при тех или иных обстоятельствах. Этого подхода К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин старались придерживаться всегда и во всем.

Ратуя за всемерное развитие в России личной инициативы, общественной самодеятельности, правового порядка, К.Д. Кавелин был против безотлагательного введения в стране «конституции» - центрального выборного представительства в той или иной его форме. Россию, как утверждал Кавелин, «надо сперва возделать, начиная дело снизу, а не сверху». Принцип самоуправления осуществим пока только в провинции, при деятельном содействии наиболее подготовленного к этому во всех отношениях слоя - поместного дворянства. «В этой плодотворной школе оно и подготовится к дальнейшей более обширной политической деятельности, которая без того навсегда останется неосуществимой фантазией... Будем же благоразумны и, не растрачивая напрасно сил на идеалы, займемся тем, чем можно, и что у каждого из нас под руками. Время принесет свое, когда мы будем готовы. От нас зависит ускорить или замедлить его ход»4.

Похожие диссертации на Российский либерализм на рубеже XX - XXI вв. (Традиции и современность)