Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Рустамов, Дадо Абдужабарович

Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования
<
Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рустамов, Дадо Абдужабарович. Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рустамов Дадо Абдужабарович; [Место защиты: Худжан. гос. ун-т им. Б.Г. Гафурова].- Худжанд, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/687

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Исторические предпосылки развития традиционной профессиональной музыкальной культуры северного таджикистана на рубеже XX - XXI вв 25

1.1 Становление профессиональной традиционной музыкальной культуры Северного Таджикистана в Советский период: 1917-1991гг. (Краткий исторический обзор) 25

1.2 Функционирование и процесс адаптации жанров и стилей профессионального традиционного песенно-музыкального искусства в новых реалиях на рубеже ХХ-ХХІ вв 52

1.3 Песенно-музыкальная деятельность наиболее известных представителей традиционных исполнительских школ региона 78

ГЛАВА II. Система подготовки профессиональных народных музыкантов и певцов на севере таджикистана в 1991-2011гг 112

2.1 Традиционные пути приобщения исполнителей к национальным музыкальным традициям 112

2.2 Подготовка исполнителей песенно-музыкального творчества традиционного стиля в учебных заведениях 128

2.3 Становление и развитие профессиональной деятельности народных музыкантов в структурах учреждений и культуры 149

Заключение 162

Список использованных источников и литературы 1

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В истории музыкальной культуры таджиков важное место занимает изустно-профессиональная традиционная классическая музыка и как важный компонент духовной культуры является одним из сложных и многоплановых объектов изучения. Она как междисциплинарный феномен находится на пересечении исследовательских интересов целого ряда гуманитарных и специальных научных дисциплин, входит в сферу научных интересов культурологов, искусствоведов-этномузыковедов, фольклористов, историков, этнографов (этнологов), социологов и многих других специалистов, что, несомненно, способствует постановке новых перспективных задач и получению нового знания.

Будучи предметом исследования искусствознания, фольклористики таджикская народная песня и музыка в качестве феномена искусства, может быть подвергнута анализу и обобщению посредством источников и методов исторических наук, прежде всего гражданской истории и этнологии. Потому что народная песенно-музыкальная культура родилась и развивалась в особо тесной связи с национальными особенностями истории быта и культуры создавшего ее этноса.

В данной научной работе на материалах Северного Таджикистана уровень актуальности исследования истории профессиональной традиционной музыкальной культуры таджикского народа, её научная и практическая значимость показывается и обосновывается в следующих аспектах:

-во-первых, музыкальное наследие таджиков, в частности равнинных таджиков северного региона Таджикистана, характеризуется своеобразными традициями, богатой и развитой песенно-инструментальной культурой, складывавшейся на протяжении многих веков. Жанры и стили традиционной музыки изустно-профессионального направления продолжают занимать лидирующее положение в системе национальной музыкальной культуры. Поэтому они требуют глубокого и всестороннего исторического освещения;

- во-вторых, к настоящему времени в отечественной исторической науке и современном музыковедении не существует общепринятой концепции музыкальной культуры таджиков 1991-2011-х гг., что делает актуальным обращение автора к данной теме. Одним из важных шагов в этом направлении является детальное исследование проблемы на региональном уровне, так как объективное и полное представление о развитии отечественного традиционного музыкального искусства рассматриваемого периода невозможно без изучения провинциальной музыкальной жизни;

-в-третьих, определение места и роли профессиональной традиционной музыки в национальной культуре является важным фактором формирования целостного понимания художественных процессов в Таджикистане в контексте культурно-нравственных парадигм конца ХХ – начала XXI вв. созвучно с государственной политикой суверенного Таджикистана в деле возрождения историко-культурной экологии и сохранения в своей первооснове традиционного музыкально-творческого наследия и его развития в соответствии с требованиями современности;

- в-четвертых, изучение исторического опыта эстетической и творческой деятельности является обязательной основой для полноценного и непрерывного существования классических художественных традиций любого народа. В связи с чем усилия ученых-историков по выявлению особенностей процесса развития музыкально-творческих традиций национального искусства в частности, искусства хафизов (певцов) и мутрибов (музыкантов)-представителей и носителей классических форм музыкального и поэтического искусства, продолжают сохранять свою высокую научно-методологическую и практическую значимость;

- в-пятых, традиция обретает новую жизнь только тогда, когда в обществе, в конкретных исторических условиях складывается социальная потребность, для удовлетворения которой эта традиция привлекается, оказывается необходимой. В частности, в условиях независимости Таджикистана, особенно после завершения братоубийственной войны и преодоления экономического кризиса и изменений в общественной жизни, начиная с 2000 года созревали материальные предпосылки для реализации и воспитания, готовилась аудитория для восприятия традиционной профессиональной музыки таджиков – Шашмаком, Фалак и др. С того периода ежегодно 12 мая в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан (№ 294, 2000 г.) отмечается как день Шашмакома. Со стороны влиятельной международной организации ЮНЕСКО 7 ноября 2003 года Шашмаком был провозглашен шедевром устного и нематериального наследия человечества;

- в-шестых, немаловажным является определение взаимосвязи музыкального творчества и образования, имеющее в настоящее время тенденцию к активизации, которая определяет интерес автора исследования к образовательному культурному пространству, как оптимальной среде для развития всех видов профессионального традиционного художественного творчества и формирования интеллигента.

В целом, актуальность исторического исследования профессиональной традиционной музыкальной культуры Северного Таджикистана постсоветского периода обусловлена вышеназванными научными и практическими задачами. Изучение региональных особенностей музыкальной жизни в связи общественно-политическим и культурным развитием независимого Таджикистана дает возможность составить более целостное представление о музыкально-культурной системе региона, основных направлениях профессионального традиционного пласта музыкального искусства, образования, состоянии художественной самодеятельности, формах и методах распространения музыкального знания. Все вместе взятое позволяет определить роль музыкальной культуры в решении важнейших социально-экономических и культурных задач в постсоветское время, выявить как позитивные, так и негативные аспекты осуществлявшейся музыкальной политики и практики, а также мало известные имена музыкальных деятелей, причастных к профессионально-концертной, образовательной, композиторской и самодеятельной сфере традиционной музыкальной культуры Северного Таджикистана на рубеже XX – XXI вв. в условиях государственной независимости.

Степень изученности проблемы. Примечательно, что изучение вопросов современного состояния, функционирования (бытования) и развития музыкально – творческих традиций национального искусства независимого Таджикистана находится на первоначальной стадии.

В монографическом плане исторической научной литературы, посвященной традиционной песенно-музыкальной культуры таджикского народа новейшего периода, на сегодняшний день практически не опубликовано, за исключением ряда научных статей, в которых фрагментарно данная проблема рассматривается.

В исследованиях советских, в том числе таджикских историков– музыковедов, в т.ч. этномузыковедов, освящены вопросы эволюции классической и народной музыки народов Средней Азии, исторического музицирования и песенного творчества певцов и музыкантов-таджиков в советском периоде. Особенно интересными по содержанию и охвату материалов являются работы В.А.Успенского, Н.Н.Миронова, Е.М. Пещеровой, А.М.Листопадова, В.М.Беляева, Е.Е.Романовской, С.Айни, И.Раджабова, М. Назарова, О.Л. Данскер, Ф. Кароматова, Э.Р.Гейзера, Т.С. Вызго, А. Раджабова и др.

Все перечисленные авторы советского периода в своих трудах как научного, так и публицистического характера освещают отдельные аспекты национальной песенно-музыкальной традиции таджикского народа. Несмотря на то, что хронологические рамки этих трудов не связаны с периодом нашего исследования, они послужат методологической основой для раскрытия сущности национальной музыкальной традиции, использования их в плане сравнительных и музыкально-аналитических принципов. Они являются также ценным для нашего исследования в том плане, что большинство известных народных певцов и музыкантов современности начинали свою творческую деятельность в советское время.

Освещению современного уровня состояния, бытования и развития национального песенно-музыкального творчества таджиков, в частности северного региона Таджикистана посвящены некоторые научные монографические труды, отдельные статьи историко-искусствоведческого характера, научно-популярные и литературно- публицистические работы исследователей суверенного Таджикистана (начиная с 1991 года по настоящее время).

Вопросы теории и практики национального классического музицирования, исторические предпосылки формирования и развития Шашмакома с древних времен до современной эпохи и проблемы возрождений и развития профессионального традиционного музыкального образования форм музыкального образования раскрыты в работах Н.Г. Хакимова, А. Низомова, Ф. Азизовой, А. Абдурашидова, С. Худойбердиева, Ф. Ульмасова, Б. Ниёзова, французского музыковеда Ж. Дюринга, И. Стрех.

Видные искусствоведы (музыковеды) Таджикистана А. Абдурашидов, Ф. Азизи, А Раджабов и Н. Хакимов в 2009 году издали книгу «Донишномаи Шашмаком» - первую в истории музыкальной цивилизации таджиков энциклопедию, где в алфавитном порядке собраны уникальные сведения об истории, теории, письменных источниках, наиболее выдающихся музыкантов–инструменталистов, певцов, музыковедов, творческих школ Шашмакома. В книге содержится много материалов о жизни и творческой деятельности исполнителей Шашмакома современной эпохи из Северного региона Таджикистана.

Краткая история музыкальной культуры независимого Таджикистана в контексте вклада творческой молодежи в развитие культуры и искусства отражены в статье историка В. Набиева.

Большой вклад в комплексное исследование проблем истории развития профессиональной традиционной музыки таджиков, вклад отдельных исполнителей и певцов в развитии Шашмакома, профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана советской эпохи и периода государственной независимости внесли Р.Н. Аминджанов, А. Д. Зубайдов.

Отдельные аспекты музыкальной жизни Северного Таджикистана, проблемы музыкальной культуры, творческую деятельность некоторых представителей традиционного музыкального искусства освещали культуроведы Н. Солиджонов, Сайидамин Джило, Гафурджон Умарзода, С. Сулаймони и Б. Холов.

В отечественной историко–культуроведческой науке есть немало работ (монографии, брошюры, статьи), посвященных изучению творчества отдельных народных музыкантов Северного Таджикистана современной эпохи.

Известным искусствоведом и профессиональным музыкантом С. Худойбердиевым освещены творческие судьбы знаменитых хафизов, народных певцов, представителей Худжандской школы традиционной музыки Таджикистана, внесших большой вклад в дело сохранения и развития профессиональной традиционной музыки Шашмакома – Маъруфходжи Баходурова, Боймухаммада Ниязова и Джурабека Набиева.

Музыкально-песенному творчеству народного артиста СССР Джурабека Муродова посвящены две книги. Первая книга, составителями которой являются Муллозухур Тохири, Фарход Каримов, Шукрулло Мухтор напечатана в виде сборника статей. Авторы осветили различные аспекты творчества хафиза, его взаимоотношения и сотрудничества с поэтами М. Турсун-заде и Лоиком Шерали, о его вкладе в развитии трех направлений народного музицирования и песнопения: Шашмаком, (классическая музыка), фольклор (народный стиль песнопения) и тарона, а также сведения о гастролях певца в зарубежные страны.

Вторая книга о деятельности Джурабека Муродова принадлежит перу журналистки из Худжанда М. Шарифовой. В скромной по заглавию, но превосходной по содержанию работе Мавлуды Шарифовой дана блестящая характеристика жизненному пути и песенно – музыкальному творчеству Джурабека Муродова.

Творческий путь известного таджикского инструменталиста традиционной музыки исфаринца Мирзокурбона Солехова в сжатой форме изложено в очерке Субхона Аъзамзода. В его работе отмечается неповторимый стиль исполнительского виртуозного мастерства на гиджаке (вид скрипки), воспитавшего множество современных певцов – хофизов и музыкантов, обладателей уникального дарования. Автор очерка старался раскрыть неповторимость исполнительского и творческого искусства этого инструменталиста, давшего толчок к формированию самобытной школы народного профессионального музицирования.

В статьях отдельных авторов Шавката Саида, Отахона Латифи Абдурофеъ Рабиева, Ходжи Абдусамеъ, Абдурахима Шерматова, Дадоджона Рустамова также отражены отдельные штрихи жизни и творчества знаменитого музыканта–инструменталиста Мирзокурбона Солехова.

В книгах нотной записи отдельных певцов севера Таджикистана содержатся краткие, биографические сведения этапов становления их в качестве певцов – музыкантов–сочинителей народных лирических песен. К таковым относятся книги о творчестве Боймухаммада Ниёзова, Джурабека Муродова, Джурабека Набиева, Наимчона Махкамова и Мирзокурбона Солиева.

В преддверии проведения областного фестиваля певцов 70-80-х. гг. ХХ века (2003) А. Абдурахимовым была выпущена брошюра о жизнедеятельности наиболее известных певцов Согдийской области. Хотя данная книга написана в виде краткого энциклопедического справочника, в ней автор старался обобщить вклад около 30 певцов региона в развитии музыкальной культуры таджиков.

Мною (автором настоящей диссертации) написаны три брошюры. В них затронуты вопросы осмысления творческой деятельности народного хофиза Маъруфходжи Баходурова и инструменталистов – гиджакиста Мирзокурбона Солехова и дойриста Юсуфджона Бободжонова, осуществлена попытка раскрытия их роли в развитии традиционной таджикской музыки.

Таким образом, краткий исторический обзор состояния исследований истории развития традиционного песенно-музыкального искусства севера Таджикистана на рубеже ХХ – ХХ1 вв. показывает, что во всех вышеназванных работах в основном рассмотрены только отдельные аспекты состояния, функционирования и развития музыкально-творческих традиций певцов и исполнителей и культурных учреждений.

Практически большинство перечисленных работ носят искусствоведческий и литературно-публицистический характер. К сожалению, многие аспекты культурных процессов таджикского традиционного музыкального искусства современности пока не получили должного научного осмысления в историческом освещении. Вопросы традиционного музыкального образования и творческой деятельности народных музыкантов, их роль в истории таджикской музыки периода независимости пока недостаточно осмыслены, т.е. обобщающего исследования, в центре внимания которого находился бы исторический анализ процессов эволюции профессиональной традиционной музыкальной культуры Северного Таджикистана периода независимости (то есть, начиная с 1991 года по настоящее время), не было создано. Поэтому отсутствие специального исторического исследования, посвященного вопросу эволюции профессионального традиционного песенно-музыкального искусства Северного Таджикистана на рубеже XX-XXI вв., обусловило наше обращение к данной теме.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является реконструирование процесса эволюции и развития профессиональной традиционной песенно-музыкальной культуры Северного Таджикистана в контексте анализа профессиональной деятельности народных музыкантов и системы музыкального образования на рубеже ХХ – ХХI вв.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

- проведение исторического экскурса в область традиционной музыкальной культуры Северного Таджикистана Советского периода, имевшее определенное значение для эволюции традиционной музыки таджиков;

- изучение нормативно-правовой базы функционирования профессиональной традиционной музыкальной культуры таджиков рассматриваемого периода;

- выделение и анализ основных факторов, влиявшие на состояние музыкально-культурной системы Северного Таджикистана;

- изучение системы институтов, осуществлявших музыкальную деятельность в регионе, их материальную, кадровую базу;

- рассмотрение управленческой, профессионально-концертной, образовательной и самодеятельной сферы региональной традиционной музыкальной культуры;

- раскрытие роли деятелей культуры в возрождении и развитии профессионально-традиционного музыкального искусства Северного Таджикистана;

- освещение состояния профессионального музыкального образования в плане раскрытия вопросов обучения по системе «школа — училище — вуз» и подготовки профессиональных исполнителей традиционного стиля в рамках специализированных учебных заведений;

- определение роли музыкальной культуры в духовной жизни Северного Таджикистана в годы независимости (1991 – 2011 гг.)

Теоретико–методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования использована система методов, среди которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-ретроспективный), методы социально-исторического анализа и др.

В работе автор руководствовался научными принципами историзма, позволяющими выстроить периодизацию развития музыкальной культуры Северного Таджикистана, рассмотреть основные ее этапы, тенденции в контексте общих процессов культурного строительства в стране в целом. Большое внимание уделялось принципу научной объективности как одного из основополагающих условий современной исторической науки.

Специфическая особенность освещения проблем профессиональной народной музыкальной культуры таджиков требовала наряду с применением традиционной исторической методики использования междисциплинарного подхода и сравнительно-исторического метода при анализе разнообразного материала этнологического, культурологического, искусствоведческого, социологического, педагогического характера, отражающего состояние традиционной музыкальной культуры Северного Таджикистана. В этом плане методологической базой для настоящего исследования послужили основные положения работ «Макомы, мугамы и современное композиторское творчество». «Борбад и художественные традиции народов Центральной Азии и Передней Азии: история и современность» и «Таджикская музыкальная культура начала ХХI века: приоритеты развития».

Источниковедческая база исследования. Основными источниками послужили: материалы и труды таджикских и зарубежных исследователей, которые имеют непосредственное отношение к предмету изучения; нотные записи «Шашмакома» 1950 – 1967 гг. и последующие записи; нотные записи народных певцов, музыкантов и композиторов Б. Ниязова, М. Солехова, Дж. Муродова, Дж. Набиева, Н. Махкамова, А. Тошматова, О. Назарова, В. Абдурахманова и др.; опубликованные книги, сборники статьи о деятельности отдельных таджикских народных музыкантов по истории таджикской музыки; материалы текущего архива отделов культуры государственных органов Согдийской области, текущие архивы культпросветучреждений и учебных заведений; материалы, собранные автором диссертации посредством проведения личных встреч и бесед, с использованием анкетного опроса видных народных музыкантов Северного Таджикистана. Для полного раскрытия темы использовалась и обширная информация, почерпнутая в центральной и местной периодической печати. Полезная информация была обнаружена и на сайтах в сети Интернет.

На защиту выносятся следующие положения:

- в социально-политических условиях советского периода на эволюцию и развитие традиционной музыкальной культуры в определенной степени повлияла идеология и политика государства, осуществлялся синтез традиционной и современной музыки. Возникла современная музыкальная инфраструктура: учебные, концертные учреждения и организации, подготовлены высококвалифицированные кадры;

- в новых социокультурных условиях периода независимости Таджикистана функционирование и деятельность музыкальной культуры протекала в двух этапах: первый (1991 – 2000 гг.) – период спада или ослабления сферы изустно–профессиональной традиционной музыки, связанной с гражданской войной и рыночной экономикой и второй (2000 – 2011 гг.) – период эволюционного развития отрасли, которая была обусловлена стабилизацией политической и экономической жизни республики;

- дальнейшее развитие музыкальной системы таджиков и лидирующее положение в них жанров и стилей традиционной музыки в годы независимости Таджикистана осуществлялись после объявления Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном 12 мая днем Шашмакома (2000 г.) и провозглашения классической музыки Центральной Азии «Шашмакома» со стороны ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества (2003 г.). Эти события являлись важными факторами получения высокого статуса этого музыкального жанра, как на отечественном, так и на международном уровне;

- традиционное музыкальное искусство северного региона Таджикистана – это неотъемлемая часть всего культурного наследия таджикского народа. Деятельность и заслуга известных народных певцов и музыкантов Маъруфходжи Баходурова, Боймухаммада Ниёзова, Мирзосолеха Курбанова, Джурабека Муродова, Джурабека Набиева, Карима Косимова, Абдурахима Шерматова, Каромат Ходжиевой, Исроила Файзиддинова, Наимджона Махкамова, Абдумавлона Дадобоева, Малохат Абдушукуровой, Муминджона Муллоева, Султонали Худойбердиева, композиторов Одилчона Назарова, Абдурахмона Тошматова, Вориса Абдурахмонова и других во многом обогатили сокровищницу музыкальной культуры таджикского народа;

- инновационный характер деятельности народных музыкантов на современном этапе раскрывались путем их привлечения в кружки художественной самодеятельности, олимпиады, декады, симпозиумы, конкурсы и фестивали, народные музыканты являлись активными участниками шоу–концертов, посвященных важнейшим торжествам общемасштабного государственного уровня;

- динамика основных этапов творческого сложения и развития народного музыканта, формирование его профессиональной деятельности реализовались возрождающимся традиционным методом обучения по схеме «устод – шогирд» (мастер – ученик), организацией музыкального образования в специализированных музыкальных учебных заведениях, в рамках учреждений культуры и публичных формах презентации таджикской традиционной музыки;

- подготовка молодых исполнителей традиционной музыки и песенного искусства является приоритетной задачей деятелей культуры. В последние годы возрождаются и активизируются музыкально-просветительская и музыкально-образовательная деятельность среди детей младшего возраста и школьников путем привлечения их в музыкальные школы, кружки, клубы любителей музыки, организации фестивалей-конкурсов «Навозандаи чавон», «Навои човидон», «Донак», «Сапеда» «Овози тиллои» и т.д.

Хронологическая рамка исследования охватывает рубеж ХХ – ХХI вв. (1991 – 2011 гг.) и является переходным периодом, прошедшим и продолжающим протекать под знаком государственной независимости Таджикистана и определяются двумя основными факторами: общеисторическим – развитие общества в целом и проблемным – развитие системы таджикского традиционного песенно-музыкального искусства.

Объектом исследования послужила отечественная профессиональная традиционная музыкальная культура Северного Таджикистана (конец ХХ – нач. ХХI вв.).

Предметом исследования являются традиционная музыкальная культура Северного Таджикистана периода независимости, творческие судьбы народных певцов и музыкантов в историческом процессе, степень их деятельности в социальной и культурной областях, характер государственной политики в области музыкальной культуры, система подготовки профессиональных музыкантов и певцов, социально значимые музыкальные события Таджикистана и севера республики в частности.

Научная новизна исследования. Впервые в Республике Таджикистан в свете исторической науки, ее источников и методов исследования представлена диссертационная работа. В ней охарактеризован процесс, происходивший в профессиональной песенно-музыкальной культуре Северного Таджикистана в двадцатилетний период истории конца ХХ – начала ХХI вв. (1991-2011 гг.). В аспекте отечественной истории на защиту выдвигаются следующие оригинальные научные положения, определяющие новизну исследования: 1) впервые в отечественной исторической науке осуществлен комплексный анализ проблемы, выбранной в качестве темы исследования; 2) задача по прослеживанию эволюции изустного профессионального традиционного песенно-музыкального искусства таджиков (в особенности Шашмакома и классической традиционной музыки) на материалах отдельно взятого региона Таджикистана постсоветского периода в историческом ракурсе, накоплению и вовлечению в научный оборот необходимого ценного фактического материала поставлена и рассматривается впервые; 3) осуществлена новая постановка известных проблем и задач по комплексному изучению вопросов возрождения и поднятия статуса профессиональной традиционной музыкальной культуры в новых исторических и экономических условиях, культурных этапах; 4) на примере отдельно взятого региона Таджикистана исследуются и анализируются формы и методы подготовки высококвалифицированных кадров народного музыкального искусства, новые публичные формы музыкальной деятельности, участие певцов и музыкантов на различных музыкальных фестивалях как местного, так и международного уровня, раскрываются вопросы дальнейшего развития и сохранения традиционной музыкальной системы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация имеет научно–теоретическое и практическое значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по проблемам истории искусства и культуры суверенного Таджикистана и при чтении лекционных и специальных курсов по « Истории таджикского народа», «Истории культуры Таджикистана», «Культурологии». Практическая значимость работы состоит также и в возможности использования полученных результатов исследования в образовательно-воспитательной деятельности учреждений культуры.

Общетеоретические выводы диссертационного исследования могут способствовать более глубокому пониманию необходимости сохранения преемственности при планировании государственной поддержки творческих личностей (певцов и музыкантов) и учреждений культуры в Республике Таджикистан.

Материалы, приведенные в работе, изложенные теоретические изыскания способствуют объективному пониманию современных актуальных проблем развития традиционного музыкального искусства таджиков и его роли в обществе. Выводы и предложения диссертации будут полезными в решении многих назревших практических вопросов современного музыкального искусства Таджикистана.

Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа ТГУ права, бизнеса и политики (Протокол № 3 от 17 октября 2011 г.) и на расширенном заседании кафедры Отечественной истории факультета истории и права ХГУ имени академика Б. Гафурова (Протокол № __ от 26 апреля 2011 г.).

Основные положения диссертации отражены в ряде публикации автора – брошюрах, научных статьях в сборниках и журналах, в выступлениях на различных научных и научно практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести разделов, заключения и списка использованной литературы и источников.

Функционирование и процесс адаптации жанров и стилей профессионального традиционного песенно-музыкального искусства в новых реалиях на рубеже ХХ-ХХІ вв

Исторически сложилось так, что традиционное песнопение и инструментальное музыкальное исполнительство всегда играли немаловажную роль в культурной жизни таджикского народа. Особенно велика роль в таджикской музыкальной культуре профессиональных певцов-исполнителей. Именно они способствовали сохранению и распространению бессмертных образцов традиционного музыкального искусства, передавая из поколения в поколение и бережно сохраняя для потомков шедевры таджикской музыки. Творчество народно-профессиональных композиторов и певцов устной традиции явилось исторической предпосылкой развития музыкального просвещения в Таджикистане.

Из источников известно, что в XVII-XIX вв. в Средней Азии (в т.ч. в городах Северного Таджикистана) бытовал Шашмаком - основа таджикской профессиональной традиционной музыки и наивысшее проявление музыкального мышления народа1. Не случайно Шашмаком называют жемчужиной таджикской музыки. Это обусловлено и древностью происхождения макомов, и тем, что он содержит в себе жанры и формы предшествующих эпох.

Поскольку песенно-музыкальные традиции таджиков передавались изустно, не известны имена многих творцов. Коллективные и индивидуальные творческие акты разделены временем и пространством, и люди (певцы и музыканты), вложившие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знали друг друга, Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде, в которой оно бытовало.

До наших дней дошли имена многих музыкантов-инструменталистов, певцов и бастакоров (композиторов), вложивших огромную роль в развитие цикла макомов. Эти знатоки макомов исполняли данный музыкальный жанр в виде целого цикла, а иногда определенных их частей, как отдельные произведения.

В XIX - начале XX вв. наибольшей известностью пользовались крупнейшие знатоки Шашмакома в Бухаре: Бободжалол Носирзода (певец, 1845 - 1928), Бобогияс Абдулганизода (инструменталист, 1859 - 1927), Домулло Халим Ибодов (певец, 1878 - 1940), Леви Бобохонов (певец, 1873 - 1926), Устод Идии Хонанда (певец и инструменталист, 1869 -1914), Устод Эргаши Хонанда (певец и инструменталист, 1850 - 1902); в Самарканде: Ходжи Абдулазиз Расулов (певец и инструменталист, 1852 - 1936), Рахимберди Танбурии Самарканди (инструменталист, 1820 - 1897), Абдурахмон Танбурии Самарканди (инструменталист, 1850 - 1900), Абдулхайр Махдуми Хофиз (певец, 1856 - 1916); в Худжанде: Содирхон Хофиз Бобошарифов (певец, 1847 1931); в Канибадаме: Исмоили Нои (1847 - 1904); в Исфаре: Худойберди Хофиз - Зебопари (певец, 1845 - 1935) и многие другие. Эти талантливые музыканты и певцы своей деятельностью активно пропагандировали, совершенствовали лучшие образцы таджикского музыкального наследия. Одновременно они готовили исполнителей традиционной музыки, участвовали в создании национальных исполнительских коллективов. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в Худжанде и его округе, кроме макома, широко бытовало народное песнопение называемое «Ашулаи капон». Известными певцами этого жанра являлись Бузургхонтура (учитель - устод известного певца Содирхона Хофиза), Тураходжа хофиз, Салоххон хофиз, Абдунаби Махсум булбул, Мирсолех хофиз, Олимходжа хофиз, Зокирджон ашулачи, Абдурахмон

Шаршара, Исхокчон и Иброхимджон унджиги, Джура ашулачии Исфисори, Хомиджон хофиз и другие1.

Макомы и другие жанры песенно-музыкального искусства таджиков бытовали в изустной форме. Среди носителей макомов фергано-ташкентского стилевого направления, в деятельности которых сочетались: а) практическое овладение музыкальным инструментом и искусством пения; б) знание теории музыки и основ стихосложения и в) владение музыкального сочинительства отличались Содирхон Хофиз Бобошарифов (из Худжанда), Худойберди Хофиз-Зебопари и Умар Хофиз (из Исфары), которые являются основателями худжандо-ферганской и исфаринско-ферганской локальных школ макома.

Содирхон Хофиз Бобошарифов (родился 1847 году в Худжанде, умер в 1931 г. в г. Худжанде). Когда ему было восемь лет, умер отец. Тесное многолетнее общение со своими устодами - учителями: казием Саидом Бузрукхонтура, Пошшо Охундом, кори Сангином, Мулло Мухаммадкарим Унджиги сыграли особое значение для формирования личности Содирхона Хофиза. Первоначально переняв от них правила и регламентированные формы «кироат»-а (особой манеры чтения сур и аятов Корана), Содирхон Хофиз, с детства обладавший красивым и приятным голосом - с этого же времени оказался приученным обращать большое внимание в первую очередь на поэтический текст, его внутреннее содержание. Кроме этого, к 20-летнему возрасту, он в совершенстве овладел игрой на танбуре (щипковый музыкальный деревянный инструмент грушевидной формы с деревянной декой и длинной шейкой, имеющий три металлические струны). Постоянно посещал со своим устодом (особенно с Пошшо Охундом) религиозно-мистические собрания (хонакохи) в Худжанде и Коканде. В соответствии с взглядами и мировоззрением своих учителей посещать мероприятия увеселительного характера ему было запрещено. Содирхон Хофиз к окончанию срока ученичества полностью освоил широко распространенные на этих собраниях формы песнопения - «маснавихони», «марсияхони», «наътхони» и другие аналогичные жанры распева религиозных текстов. Поэтому его прозвали Хофизи хонакох

В становлении Содирхона в качестве профессионального певца-макомиста большую роль сыграли поэтические кружки в Худжанде, организованные Тошходжой Асири и Кошифом .

Первая песня, сочиненная Содирхон Хофизом по рассказу его ученика Максуджона Танбури называлась «Шахноз» на газель Амира Хусрава Дехлави3.

Содирхон Хофиз большое внимание уделял качеству произношения и смысловому содержанию поэтического текста. В его исполнении текст газели всегда ясно и отчетливо был понятен слушателю. Одним из особенностей исполнительной манеры этого хафиза являлось наличие не только широкого по диапазону, сильного и приятного по тембру голоса, но и удивительно объемного дыхания, позволявшего певцу свободно и энергично петь на всем протяжении мелодической фразы4.

Самостоятельно сочинительством и песнопением Содирхон занимался в возрасте 27 - 30 лет. Он усовершенствовал музыку из шуъба - одного из составных частей макома «Синахуруш», виртуозно исполнял народные профессиональные песни (макомы) «Гиря», «Муночот», «Савти муночот», «Чоргох-2», «Мирзодавлат» и др., которые принесли ему большую популярность5.

Песенно-музыкальная деятельность наиболее известных представителей традиционных исполнительских школ региона

К сожалению, в первые годы государственной независимости творческие личности (певцы, музыканты, композиторы и т.д.), коллективы музыкальных учреждений всех уровней, начиная от музыкальных школ до академических театров, столкнулись со сложными трудностями. Резкое снижение финансирования и разорение материально-технической базы учреждений культуры, низкая заработная плата работников сферы привели к уходу кадров в другие отрасли и сферы деятельности. На смену ушедшим из сферы профессиональной музыки или выехавшим за пределы Таджикистана высококвалифицированным кадрам пришли кадры с низким уровнем подготовленности1. Кроме этого усиливалось проникновение на концертные сцены, в музыкальный радио- и телевизионный эфир, творческие организации значительного количества непрофессионалов, слабо подготовленных специалистов, продолжала доминировать в народном профессиональном песенно -музыкальном искусстве самодеятельность.

В годы гражданского противостояния (1992 -1997) особенно тяжелым было положение образовательных и культурных учреждений столицы республики и южных его регионов. Культурные организации и учреждения не только прекратили свое функционирование, но и подвергались нападкам бандформирований известные представители науки и культуры. Например, зверски были убиты известные ученые М. Осими, Ю. Исхоки, М. Гулямов, молодые певцы и музыканты Кароматулло Курбонов, Абдурахмон Сафоев, Дамир Низомитдинов, Ахлиддин Нуруллоев, Фатхиддин Тешаев и др2. Поэтому

В частности, по инициативе Н. Хакимова, А. Абдурашидова и Ф.Ульмасова в 1992 году было создано учебно-научно-исследовательское учреждение - Академия искусств Таджикистана1, куда привлекались на работу многие представители традиционного жанра музыки таджиков. Дж. Муродов продолжал работу в Худжандском театре музыки и комедии имени Камола Худжанди, одновременно являлся профессором Академии музыки, в последующем стал руководителем ансамбля макомистов «Нури Худжанд» и т. п.

В первые годы независимости Таджикистана обстоятельства сложились так, что в результате модернизации культуры традиционная профессиональная музыка (в особенности Шашмаком) оказалась на грани исчезновения из живой музыкальной практики. Следует констатировать, что этот процесс начался еще с 20-30-х. гг. прошлого столетия. Процесс модернизации культуры в советской эпохе привел к сформированию принципиально нового для культуры Таджикистана пласта - профессионализма европейской письменной традиции. Новая власть (Советская - Д.Р.) стала осуществлять политику размещения «культурных благ» европейской цивилизации в Среднеазиатском регионе. Целый отряд культуртрегеров двинулся из России в Среднюю Азию с целью распространения новых жанров музыки, такие как опера, симфония, балет и др. Стала формироваться новая музыкальная инфраструктура (учебные, научные и концертные учреждения). Получила активное развитие новая система -композиторское творчество (т. е. ориентация на европейский тип музыкальной культуры при активной «трансплантации» на почву национальных культур новых форм музыкального быта и системы профессионального обучения с ее акцентом на освоение языковых норм европейского многоголосия), принесшая с собой собственный арсенал музыкально-языковых средств, форм, жанров и соответствующих им видов исполнительства. Динамика произошедших изменений, в конечном счете, к концу XX столетия, привела к такому соотношению традиционного и привнесенного, нового, при котором исконные музыкальные традиции остались как бы «за бортом» культурного строительства. Несмотря на повсеместное привлечение в произведениях национальной профессиональной композиторской школы элементов традиционного музыкального языка и опору на народные образы, музыкальное наследие было лишено права на самостоятельное, полноценное функционирование в современном мире. Его важность признавалась лишь на словах, а на деле происходила дискриминация, превращение его во вспомогательный материал.

Вопросы о дальнейшем развитии и сохранении традиционной музыкальной системы в новых социокультурных условиях долгие годы вообще не ставились. Ни один социально-экономический институт не оказывал реальной поддержки народной музыкальной культуре, и потому функционирование традиционного искусства проходило спонтанно. Особенно катастрофическим было положение у музыкантов традиционной изустно-профессиональной школы, ибо был уничтожен важнейший институт, необходимый для развития этой ветви народного музыкального искусства -система подготовки профессиональных кадров - «устод-шогирд».

В рамках этого процесса традиционная профессиональная таджикская музыка, с одной стороны, получила возможность вступить во взаимодействие с современным европейским пластом. С другой - изменилось её место в культуре - из центрального, элитного пласта, находящегося в центре всей музыкальной культуры, она постепенно уходила в глубь и в глушь1.

Традиционный профессионализм (с его «средневековым» ядром) фактически сменяется профессионализмом другого, европейского типа с одной стороны и потеснен модернистско-массовой (эстрадной) музыкой - с другой.

Эти тенденции оказались для традиционной таджикской музыки чрезмерно жесткими. Весьма скромное культурное пространство, занимаемое традиционной профессиональной музыкой, сужалось с каждым годом. Поэтому назрела необходимость включения охранительных тенденций, то есть включения защитных механизмов, традиционализации, способствующих сохранению исчезающих явлений культуры (путем формирования условий для их создания, воспроизводства и передачи последующим поколениям). Первыми инициативу брали на себя представители творческой интеллигенции, видные ученые-музыковеды Таджикистана, открыто выступив на различных симпозиумах, конференциях, фестивалях, в средствах массовой информации.

Большое значение для возрождения профессиональных музыкальных традиций и ее дальнейшего эволюционного развития сыграл Международный семинар «Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития», который был проведен в декабре 1999 г. в Душанбе. Семинар был организован Министерством культуры Республики Таджикистан, Международным фондом Борбада - Международным центром культуры народов Востока (председатель А. Раджабов и заместитель председателя, автор проекта семинара Ф. Ульмасов) и Таджикским филиалом Института Открытое Общество (Фонд Сороса). Участниками семинара были осмыслены пройденные таджикской музыкальной культурой пути, проанализированы достижения и нынешнее состояние как традиционной, так и современной (имеется в виду европейской) музыки республики, подняты острые, наболевшие вопросы плачевного состояния всех сфер музыкальной культуры, музыкального образования, были высказаны рекомендации по решению проблем, привлечения внимания общественности республики к необходимости открытия национальной консерватории, кардинального изменения отношения к музыке, в особенности традиционной профессиональной музыки (Шашмаком, Фалак и др.) и т.п.

Подготовка исполнителей песенно-музыкального творчества традиционного стиля в учебных заведениях

В Канибадамской исполнительской школе наиболее известными певцами и музыкантами являются Фуркатджон Иброхимов. Рахмонджон Узоков, Юсуфджон Исмоилов, Аслонбой Хусейнов, Анварджон Шерматов, Далерджон Кобилов, Одилджон Норматов, Шухрат Эргашев и др.

Продолжателями традиции исполнительской школы Истаравшана являются братья Мухаббатовы, Наимчон Махкамов, Гадойбой Абдуллоев, Хабиб Поччакалонов, Камол Кодиров, Хушвакт Улмасов и др.

Исполнительская школа Зерафшанской долины отличается своими особенными музыкальными традициями. Она охватывает большую территорию с верховьев Зерафшана (Матча, Айнинский район) и Пенджикент. Представителями музыкальной культуры Зеравшанской долины являются знаменитые певцы Темур Джалолов, Искандар Бобоев, Джурабек Муродов, Баёнкул Облокулов, Умриджон Бахриев, Аслиддин Мастонов, Халим Ёров, Собирджон Исмоилов, Абдушафе Бахромов, Олим Бобоев, Обидшохи Искан дари и др.

Для того, чтобы раскрыть вклад народных певцов и музыкантов традиционного стиля северного региона Таджикистан в развитие музыки таджиков современности остановимся на деятельности некоторых из них. Одним из видных представителей исфаринско-ферганского стиля музицирования является Абдурахим Шерматов (1953 г. рожд., Исфара). Его интерес к традиционной музыке сложился с детства в кругу семьи. Отец был дутористом. Став учеником знаменитого музыканта-макомиста М. Солехова и певца М. Йулбарсова, освоил многие секреты классической традиционной музыки. Работал руководителем передвижного клуба, Художественным руководителем Дома культуры (г. Исфара, 1977-1993), руководителем ансамбля «Шашмаком» (отдел культуры города Исфары), заместителем дворца «Шифокорон» (1993-1995), с 1996 года является преподавателем кафедры традиционной музыки факультета искусств ХГУ имени академика Б. Гафурова . Совместная работа с Боймухаммадом Ниёзовым и Дж. Набиевым позволили ему освоить своеобразные формы бухарской и худжандской (худжандо-ферганской) школы макома1. В репертуаре А. Шерматова более 200 традиционных песен. Своим сильным, певчески активным, темброво своеобразным, приятным голосом мастерски исполняет все песни макома «Бузрук» и более 70 песен макомного жанра . В особенности такие песни, как «Наврузи сабо», «Насри ушшок», «Ироки Бухоро», «Насруллои», «Насри Сегох», «Талкини Бает», «Савти Чоргох» и др., которые принесли ему большой успех. А. Шерматов относится к числу исполнителей, в совершенстве освоивших такие сложные макомные усули как «Савт», «Талкин», «Наср», а также строго соблюдающих во время исполнения вокальные разделы макома - даромад, миёнхат, дунаср, авдж, авджи миёна, авджи калон и фуровард.

А. Шерматов не только является исполнителем песен, но и сочинителем (бастакором). Его авторские песни, сочиненные в народно-классическом стиле «Модарам» (стихи Джонибека Кувнока), «Эътибори точик» (стихи Мехмона Бахти), «Нони гандум» (стихи Джумы Куввата), «Эй сарви ноз» (мухаммас Сайидо), «Комрон кунанд» (газель Хофиза), «Мохи тобон хонамаш» (стихи Сайфи Исфаранги), «Чахони пурагёр» (газель Пахлавон Махмуда) и др. получили большое признание среди слушателей3.

А. Шерматов неустанно передает свой опыт и мастерство молодым. В Центре таджикской музыкальной культуры «Хунар» обучает учеников по традиционной методике «Устод-шогирд». Его учениками являются Заслуженная артистка Республики Таджикистан Малохат Абдушукурова, лауреат международного фестиваля в Китае Гулчехра Курбонова, победители областных конкурсов макомистов Малика Окилова, Фотима Хомидова, Джамол Шокиров, Халимджон Салими, Сардор Солиев, Субхон Эшонов и др.

Известным молодым певцом, продолжателем худжандо-ферганского стиля макомного музицирования и песнопения, представителем Худжандской исполнительской школы является Абдумавлон Дадобоев (1965 г. рожд., г. Худжанд). Он прошел своеобразный путь постижения и овладения прекрасной профессии певца-музыканта. Приобщение к традиционной музыке у него началось с детства. Активно участвуя в кружках художественной самодеятельности средней школы № 5 города Худжанда (1978-1982) и Ленинабадского пединститута (1982-1986) приобрел навыки профессионального искусства пения и игры на народных инструментах-дубаб и тор. В те годы активно участвовал в различных школьных и студенческих мероприятиях, конкурсах, олимпиадах городского, областного и республиканского уровня. Участие в этих важных событиях стало фактически началом публичной творческой карьеры молодого певца. В 1982- 1986 гг. являлся руководителем ансамбля «Торхои заррин» Дворца культуры шелкокомбината Худжанда, с 1986 по 1992 гг. был солистом ансамбля «Фарангис», с 1992 года- художественный руководитель ансамбля фабрики «Зарбоф», с 1996 года - руководитель ансамбля обувной фабрики. В 2001 году Б. Ниёзов и Дж. Муродов пригласили его на работу в состав ансамбля шашмакомистов «Нури Худжанд», где он стал солистом и обучает молодых певцов и музыкантов секретам Шашмакома. Несмотря на то, что А. Дадобоев не обучался в специальных музыкальных учебных заведениях, его творческий дар, который он имел с рождения, огромная любовь к народной и классической музыке, воспитанная и развитая еще в детстве, в семье, в музыкальной среде города, самой народной жизнью с её богатыми историческими традициями культуры и искусства, вели его неуклонно и осознанно к профессиональной музыкальной деятельности. Первые навыки музыкального творчества освоил у отличника культуры Таджикистана Э. Юсуфджанова. Макомному песнопению обучался у выдающегося исполнителя и знатока Шашмакома, народного артиста Таджикистана Б. Ниёзова. В формировании А. Дадобоева в качестве профессионального певца большую роль сыграло также его сотрудничество с известными певцами, музыкантами и бастакорами (композиторами) -народным артистом СССР Дж.

Муродовым, народными артистами Таджикистана Дж. Набиевым, Г. Рахимбаевым и композитором А. Тошматовым.

А. Дадобоев участник многих фестивалей, конкурсов, симпозиумов Шашмакома (Исфара-2003, Худжанд- 2008, Душанбе- 2011). В 1996 году стал лауреатом республиканского конкурса шашмакомистов в городе Душанбе. В его репертуаре разнообразные жанры таджикской народной музыки, а также традиционная классическая музыка, в частности, классические произведения «Ушшоки Содирхон», «Ушшоки Самарканд», «Бебокча», «Насруллои», «Чапандози ушшок» и другие. Среди слушателей большое признание получили также его авторские произведения: «Чи дони», «Айёми ишк», «Рамзи сомон», «Модар», «Ишки нав» и др.

Становление и развитие профессиональной деятельности народных музыкантов в структурах учреждений и культуры

Известным музыкантом (танбури, рубоби), преподавателем, воспитанником многих молодых инструменталистов является Ахрор Ботуров (1968 г.рожд.), выпускник Худжандского музыкального колледжа имени Содирхона Хофиза (1987) и таджикского института искусств имени М.Турсунзода (1993). С 1993 года работает преподавателем на факультете искусств ХГУ имени акдемика Б.Гафурова, с 1996 года возглавляет кафедру традиционной музыки. Составил несколько учебных программ по обучению игре на народных музыкальных инструментах - танбур, дутор, рубаб кашгарский. Вместе с тем, являясь заместителем руководителя Центра таджикской музыкальной культуры «Хунар», возглавляет детский музыкальный ансамбль «Чаман» и ансамбль традиционной музыки «Мерос» и «Дилнавоз». Является сочинителем более 20 музыкальных произведени (народных мелодий) для дутара, танбура и рубоба. Участвовал на многих фестивалях и конкурсах макомной и народной музыки (Ташкент-1995, Бишкек-2003), фестивалях -симпозиумах Шашмакома и «Аржанг» (Исфара-2003, Душанбе-2006) и др.1

В городе Канибадаме на основе договора между факультетом искусств ХГУ имени академика Б. Гафурова и Акционерным обществом открытого типа «Бодом» в 1996 году было создано культурно-просветительское учебное заведение - колледж изящных искусств. Целью данного учебного заведения являлось развитие традиций классического и народного музыкального искусства таджиков. Колледжем проделана определенная работа по выявлению и обучению одаренных молодых музыкантов традиционного стиля, пропаганде и распространению национального искусства, особенно макома. При колледже в 1998 году был создан молодежный ансамбль макомистов имени Боймухаммада Ниёзова. Ансамбль успешно выступил перед участниками Международного семинара «Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития» (Душанбе-1999). Учащиеся колледжа также выступили (продемонстрировали творчество в макомном искусстве) на семинарах, проходивших в странах Центральной Азии, Франции, Ирана1. Руководителем ансамбля является Шухрат Эргашев (1974 г. рожд., Канибадам), музыкант (рубоби, гиджаки) и певец макома. Окончил детскую музыкальную школу г.Канибадама (1989), музыкальный колледж имени Содирхона Хофиза по специальности гиджак (1993), Академию музыки РТ по специальности певец, инструменталист (1998). Воспитал таких известных молодых профессиональных макомистов, как Джамшед Эргашев, Зумрад Самеджонова, Хуршед Иброхимов. Некоторое время работал музыкантом в Государственном ансамбле Шашмаком имени Ф. Шахобова (2004-2005), руководителем детской группы Центра традиционной музыки «Наво» (2004-2005) .

В дело подготовки профессиональных певцов и музыкантов традиционного искусства большой вклад вносят Таджикский государственный институт искусств имени М Турсунзода (создан в 1973 г.) и национальная консерватория Таджикистана (создана в 2003 г.). В институте искусств по инициативе А. Низомова в 1979 году были созданы отделения и кафедра восточной музыки, которые позднее (1987 г.) были поделены на две: кафедру традиционного таджикского исполнительства и кафедру истории и теории традиционной таджикской музыки, где по сей день, готовятся специалисты национального музицирования3.

С начала XXI века в Таджикистане обратили особое внимание двум первоочередным задачам - созданию образовательных институтов традиционной музыки и составлению учебников на ее основе4. Деятельность целого ряда негосударственных учебных заведений, в частности Академии макома (г. Душанбе, директор А. Абдурашидов), Центра таджикской музыкальной культуры «Хунар» в городах и районах Согдийской области (г. Худжанд, руководитель С. Худойбердиев), основанных на системе устод-шогирд, продемонстрировала их важную роль в возрождении традиций макомотворчества и культивирования локальных вариантов макомов.

Целостную систему функционирования устного профессионализма можно было создавать в соответствии с запросом времени только на государственном уровне, путем включения в государственное образование обучения как макомистов, так и фалакхонов на основе традиционной системы устод-шогирд. Долго тормозила развитие ситуации письменная (нотное письмо) форма обучения, принятая в государственных учебных заведениях. В мае 2006 года на семинаре «О формах изучения Шашмакома в системе музыкального образования начала XXI века», а чуть позже на заседаниях «круглого стола» II Международного фестиваля «Фалак» (Куляб, 2006, июль) отмечалось, что музыкальное образование в республике, полностью переведенное в XX веке на письменные методы профессионального обучения (по общеевропейской системе), не предусматривает адекватного изучения традиционной профессиональной таджикской музыки. На этой основе было принято решение о дифференциации системы музыкального образования Таджикистана на два направления: академическое и традиционное, что допускало включение в систему государственного музыкального образования (наряду с ныне функционирующими учебными заведениями академического плана) школ традиционного типа -устод-шогирд. Позже (№513, от 31 ноября 2008) эти предложения были поддержаны правительственной программой1. Данный процесс подразумевает пересмотр всех параметров развития традиционной музыки, определение приоритетов, обеспечивающих полнокровное функционирование профессионального устного искусства. Среди этих приоритетов - развитие образовательного сектора и форм его утверждения в современной культуре, что нашло отражение в специальных государственных программах, затрагивающих и сферу традиционной музыки: «Государственная программа по подготовке высококвалифицированных кадров в сфере культуры и искусства на 2007-2015 гг.» и «Государственная программа развития культуры на 2008-2015гг.». В 2009 году запланирована разработка и представление в правительство специальной программы по развитию профессиональной музыки1.

Для поддержания усилий музыкантов и сообществ Центральной Азии по сохранению, дальнейшему развитию и передаче музыкальных традиций, в том числе Шашмакома, большой вклад внес и вносит Ага Хан IV - Имам исмаилитов. Созданный им Траст (Фонд) по культуре предоставляет культурным учреждениям региона ресурсы и экспертные знания в целях оказания им помощи в достижении устойчивости и независимости.

Признавая насущную роль музыкального творчества в культуре Центральной Азии и Среднего Востока Ага Хан (Имам исмаилитов) поддержал Программу «Музыкальная Инициатива в Центральной Азии (АКМИКА)», которая была создана в 2000 году для сохранения, архивирования и дальнейшего развития музыкального наследия Центральной Азии. В рамках данной инициативы планируется возрождение важных музыкальных композиций через поддержку хранителей традиций для передачи их знаний и навыков; построение устойчивых культурных институтов, которые впоследствии могут быть переданы для управления местным организациям и общинам; и поддержка исполнителей, которые разрабатывают новые подходы в исполнении музыки Центральной Азии.

Похожие диссертации на Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв. : исторический аспект исследования