Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Классические источники ренессансной виллы .18-61
Глава II. Формирование ренессансной декораодной школы монументально-джоративные росписи флорентийских вилл ХV - начала ХVІ столетия 62-120
Глава III. Декорация римских вилл ХV - начала ХVІ столетия и классическая традиция 121-20I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202-205
ТОМ II
ПРИЛОЖЕНИЕ I 2-260
ПРИЛОЖЕНИЕ II 261
Список сокращений 261
Список использованной литературы . 262-326
- Классические источники ренессансной виллы
- Формирование ренессансной декораодной школы монументально-джоративные росписи флорентийских вилл ХV - начала ХVІ столетия
- Декорация римских вилл ХV - начала ХVІ столетия и классическая традиция
Введение к работе
Ренессансная вилла - одно из значительных и типичных явлений культуры Возрождения. Само понятие шнессансная вилла" включает в оебя не только архитектурно-художеетвенную или хозяйственную составляющую данного явления. Оно более глубоко и разнообразно. Вилла эпохи Возрождения сложный живой организм, живущий динамичной, постоянно подверженной разного рода изменениям жизнью. Ведь вилла -не столько здания, постройки, службы, но некое единое целое, объединяющее эти последние с земельными владениями, на которых они располагаются, угодьями, приносящими доход или предназначенными служить для отдыха, удовольствия и наслаждения владельца. Последний критерий, являясь основополагающим для виллы, придает ей глубоко личное и своеобразное лицо загородной резиденции. Оно выявлено во веем - начиная от архитектурного облика здания виллы, стиля парка, сада ее окружающего, вплоть до состава библиотеки, принципа комплектования художественных коллекций и, конечно, особенностей живописного и скульптурного убранства интерьеров и фасадов резиденции. 1&инетво жизни хозяина поместья, будь то маленькая сельская вилла или роскошная подгородная усадьба, в ее социальной обусловленности и индивидуальных проявлениях, а также построек именья с общим ритмом существования окружающей природы, цикличностью времен года и сельских трудов, порождает феномен виллы.
Типичность ренесеансной виллы обусловлена целой совокупностью причин. К внешним можно отнести очевидный и лежащий на поверхности факт ее появления именно в эту эпоху. Западноевропейское средневековье, - хотя это утверждение и требует частичных оговорок, - не знало устоявшейся традиции строительства загородных резиденций, предназначенных для досуга и, имевших соответствующее архитектурное и декоративное оформление. Вилла - порождение ренесеансной культу ры, ее зрелой и развитой фазы, В сложившемся виде мы можем зафиксировать ее существование, воплощенное в специфической и присущей 4 именно ей архитектурной форме, начиная с последней четверти ХУ столетия. Вилла Медичи в Поджо-а-Кайяно, построенная Джулиано да Сан-галло, - наиболее яркий пример.
Внутренняя причина, позволяющая рассматривать виллу как одно из типичнейших творений эпохи Возрождения, коренится в важнейшей особенности самой культурно-исторической эпохи. Возрождение своим возникновением и наиболее яркими событиями социальной и духовной истории обязано итальянским городам. Высокий уровень развития городов, классическое прошлое большинства из них, не преданное заб . вению, а, наоборот, сознательно культивируемое, были почвой, на которой вырос, оформился и существовал Ренессанс. Городской быт в своих специфических проявлениях вполне приобрел законченность и определенность. Именно то,чем как раз и не обладали средневековые города, со свойственной им размытой гранью, несмотря на прочные крепостные стены, между городским и сельским укладом. Расцвет городов, усложнение городской жизни, ее противоречия, как социальные, так и бытовые, словом все, что можно определить как утверждение урбанизации, привели к возникновению, а затем к широкому и глубокому бытованию чувства тоски по утерянным прелестям безыскусной сельской жизни. Появляются необходимые условия и прямая потребность в идеализации "деревенского существованияи. Только взгляд со стороны, точка зрения городского жителя, с его новыми интересами, нуждами, запросами, даже если он одновременно и сельский хозяин, с его иным общественным статусом позволяет по-новому понять и оценить красоту природного окружения, одновременно осознав свою окончательную оторванность от единого и размеренного ритма его существования. Возни-кает стремление во всем объеме или, что более достижимо и потому встречается чаще, частично восстановить разрушенное единство. Цель иллюзорная, но давшая конкретные плоды, К ним можно причислить ре-неесансную виллу - приметную особенность сформировавшейся городской цивилизации .
Проблемы ренессансной виллы многократно, по разным поводам, с различными методологическими установками и исследовательскими интересами волновали ученых. Одним из наиболее продуктивных будет культурно-исторический подход, позволяющий рассматривать такое явление как вилла не только в контексте эпохи, ее породившей, но и имея в виду комплексное изучение ренессансной загородной резиденции с ее живыми социальными связями, эволюцией архитектурных форм, сосуществованием с окружающим ее садом, особенностями живописного и скульптурного убранства. Широта и гибкость избранного взгляда делают возможным в зависимости от целей, поставленных автором, сосредотачивать пристальное внимание на отдельных аспектах изучаемого вопроса. Это может быть архитектура виллы, что продемонстрировал Б.Патцак в своем классическом труде "Дворцы и виллы Тосканы" (1912-1913), или ее бытовая жизнь, наиболее привлекавшая внимание Д.Коф-фина в его книге "Вилла в жизни ренессансного Рима" (1979). Многочисленные фактические данные, приводимые в такого рода исследованн-ч. ях, а главным образом - сконцентрированное отображение основных особенностей виллы и ее самобытности дают многое для понимания индивидуальности ее декорации ,
Не менее важны и обобщающие работы, посвященные описанию итальянских вилл эпохи Возрождения. Как правило, это обзоры, в которых рассматриваются, расположенные в тексте по географическому принципу, наиболее значительные загородные резиденции. Но изложение в них носит обычно популярный характер и достаточно произвольно как в выборе памятников,так и при их анализе .
Главное внимание исследователей привлекали в основном архитектурные особенности ренессансной виллы, истоки и основные этапы ее эволюции, проблемы типологии. Последнее - достаточно специфическая тема, далекая, за исключением одной своей грани (отношение к классическому наследию), от задач нашего анализа .
Типичность виллы для культуры эпохи Возрождения неизбежно заставляет ставить вопрос о роли классического наследия в эволюции ренессансной загородной резиденции. Без этого участия, без античных литературных, изобразительных» архитектурных реминисценций невозможно до конца понять и получить наиболее адекватное истолкование художественной самобытности ренессансной виллы и ее живописной декорации. Они властно и преднамеренно заявляют о себе и требуют необходимого сопоставления двух, разведенных во времени, культурно-исторических явлений - классической и ренессансной виллы.
Возникнув как чисто ренессансное произведение, итальянская вилла эпохи Возрождения окончательно сложилась и приобрела свойственное ей своеобразное обличье лишь в результате благотворного и созидающего воздействия классической традиции. Эта традиция во многом определила архитектурную типологию и архитектурную декорацию ренессансной виллы, принцип ее ориентации в окружающем пространстве, восприятие расстилающегося вокруг виллы ландшафта из ее окон, лоджии, сада или во время прогулок. Осмысление жизни в городе и деревенского существования, преимущества последнего, конкретные способы проведения досуга на вилле и литературное теоретическое обоснование этого, особенности научных штудий в усадьбе, характер художественных собраний и библиотек. Нашнец, живописно-декоративное убранство интерьера и внешних стен здания виллы немыслимы без учета заветов классического мира.
Как это часто встречается в эпоху Возрождения применительно ко многим явлениям ренессаненой культуры (и вилла здесь не исключение, а один из показательных примеров)? обаяние античных представлений о жизни на вилле, ее идеального образа было настолько велико, что постоянно возникало желание, точно ориентированное стремление найти, изучить, вообразить, сопоставить, в конце концов скопировать этот образ античной виллы, представавший перед умственным взором.
Этот образ виллы состоит из разнообразных, хотя нередко кратких, часто противоречивых, почти всегда отрывочных, но иногда и детальных высказываний, оценок, описаний классической виллы и идей близких к ее социальному и художественному бытованию в литературная наследии древних. Он уточняется и дополняется в эпоху Возрождения с помощью нумизматических или живописных памятников, где часто помещались изображения сельских усадеб, материалов археологических разысканий. Он просвечивает сохранившимся классическим остовом в типологии ренессаненой виллы. Несмотря на его фактическую наполненность, он не обладал в ренессансных представлениях конкретной завершенностью и ограниченностью. Это скорее силуэт, контур, который легко дополнить, чем тщательно проработанный и детализированный рисунок.
Создавался воображаемый, первоначально чисто гипотетический и умозрительный образ античной виллы, далекий от археологических и текстологических реалий. Даже сторонники точного и научно расчетливого подхода к постижению наследия античного мира (Альберти, Полла-дио) воссоздают приблизительный и расплывчатый облик классической загородной резиденции. Об этом свидетельствуют и реконструкции вилл Плиния Младшего. Но важно не отступление от исторической правды и археологической достоверности, что обусловлено соответствующим уровнем знаний, а жгучее желание воссоздать этот образ, сделать ностью сохранившиеся ансамбли, в том числе и ансамбли римских вилл, наполненные памятниками скульптуры и живописи, а отдельные руины, остатки надписей, обломки статуй и осыпающуюся настенную декорацию. Поэтому уже изначально, общаясь с этим материалом, они должны были домысливать облик античной виллы, воображать его . И как бы ни важны для формирования ренессансной виллы были сохранение типологии или изучение руин античных вилл и других памятников классической древности, не они были основным импульсом для создания загородной резиденции Возрождения. Хотя ренессансные историки, литераторы,профессиональные антиквары и любители древностей, владельцы земельных участков, где собирались приступить к сооружению виллы, архитекторы и художники, украшавшие ее, предпринимали целенаправленные попытки обнаружить древние виллы, тщательно изучить существующие и вновь открываемые руины, идентифицировать остатки римских вилл с известными по литературным описаниям виллами Цицерона или Лукулла во Фраскати, Мецената или Квинтилия в Тиволи. Bee эти поиски и археологические изыскания давали лишь достаточно полное знание о плановых структурах римских вилл, извлекали на свет остатки фундаментов, отдельные сохранившиеся части зданий, с возможно существующими элементами декоративного убранства, фрагменты надписей, что не несло почти ника кой информации об архитектурных формах вилл древних и об их декора ции 7. Более обосновано можно было судить о вилле императора Адриана в Тибуре, да и то по сути дела лишь с ХУТ столетия. Но, как заметил Шрро Лигорио, она обладала столь огромными размерами, протяженностью, величественностью,что вряд ли ее можно было соотносить с ренессансными загородными резиденциями, даже весьма представительными.
Главное же, что определило ренессансные представления о вилле, а затем сказалось и в их художественном претворении, были ее "кон его образцом. Целью, к которой необходимо стремиться. Нереальность и недостижимость образца не лишала его обаяния осуществимости, возбуждала творческую мысль создателей ренессансных вилл и ее декорации, делала более направленными желания их владельцев. В его зыбкости и незавершенности заключена притягательная сила. Он гибок и подвижен, что позволяло вкладывать в него то содержание, которое и отражало достигнутую степень представлений о классической вилле, и отвечало современным итальянским условиям, практике. Это позволило добиться ренессансной вилле подлинной самобытности, обладать достаточной жизненной силой для длительной истории и последующих влияний, а не превратиться в бледный эклектичный слепок с античного образца. Художественное своеобразие ренессансной виллы нисколько не умаляется ее классическими истоками и обликом.
Поэтому понятно то пристальное внимание, которое вызывает у исследователей проблема влияния классической традиции на ренессан-сную виллу, во всем многообразии составляющих ее аспектов. Именно сейчас в историографии ренессансной виллы можно наметить два основных направлениях - одно, связанное с продолжающейся публикацией памятников, другое - стремящееся рассматривать проблемы виллы Возрождения под знаком влияния античной традиции. Второе направление, наиболее концептуальное и представительное, обусловлено широким процессом все возрастающего интереса к вопросам воздействия наследия классического мира в историографии культуры и искусства Ренессанса. Всегда занимающий важное место в науке об эпохе Возрождения этот интерес властно заявил о себе в последние десятилетия. И определил отношение к проблемам виллы, хотя и не создал обобщающих работ .
Всегда нужно помнить и об особенностях состояния материального классического наследия в эпоху Возрождения. Ренессансные художники, владельцы загородных резиденций имели перед глазами не пол цепция", образ, идеал (можно по-разному назвать этот комплекс сведений, фиксирующий особенности античной загородной резиденции в классической литературе). Повторим - знания эпохи Возрождения об античной вилле базировались в первую очередь на классической литературе.
Первоначально этот классический идеал, установивший особенности ренессансных воззрений на виллу и опирающийся на античных авторов, носил умозрительный характер, что демонстрирует отношение к вилле у Петрарки и Боккаччо, Антонио дельи Альберти и Козимо Медичи. И первые претворения его в реальной действительности находились в сильной зависимости от средневековых взглядов и художественных фора выражения. Сказывалась инерционность предшествующей традиции. Так, виллы семьи Медичи или Сальвиати под Флоренцией представляют простую модификацию тосканских замков НУ столетия. Не исключение и другие тосканские, а особенно североитальянские и даже римские загородные резиденции . Но эти ранние опыты отнюдь не столь архаичны, как представляется с теперешней точки зрения, основывающейся на анализе длинной эволюционной цепочки развития. В ренессансных описаниях, художественной литературе и поэзии, в трактатах, в воображении владельцев вилл, подобных замкам или обычным хозяйственным поместьям, а также в умах их создателей они были полны классического обаяния. И, говоря о их традиционности, нужно учитывать особенности повседневной жизни на этих виллах, строящейся по классическим канонам проведения сельского досуга, их восприятие современниками и владельцами. Даже избранные примеры (виллы гуманистов) показывают наличие постоянной классической атмосферы на средневековых по своему облику виллах. В восприятии человека эпохи Возрождения они обладали античным, римским совершенством. Лишь постепенно, не сразу сами виллы и их декорация приобрели искомое классическое звучание.
Таким образом самое раннее, что обладало антикизированным характером на ренессансных загородных резиденциях и оказало воздействие на все стороны быта виллы и ее индивидуальные черты, был стиль жизни ail» antioa наиболее легко воспроизводимый при обращении к языческой литературе. Именно стиль жизни в усадбе ail» апica. сознательно воскрешающий соответствующие античные образцы деревенской жизни, оказал влияние на заказчиков, авторов программ, художников, работавших там, и послужил оеновой для классического облика виллы и ее декорации. Поэтому столь важно показать классическое отношение к вилле и его ренессансное претворение, потому что без осознания этого останется непонятным само появление классической декорации в интерьерах ренессансных вилл, формы и идеи в каких она воплащалась. Тем более, что подобные попытки в предшествующей литературе не предпринимались.
Вилла - одна из наиболее ярких и очевидных принадлежностей элитарной культуры, что проявилось не только в рассматриваемый нами период, но было присуще ей на всем протяжении ее существования . Зйитарность виллы, как социального феномена, закономерно совмещалась с тем горячим энтузиазмом по отношению к наследию языческого мира, которым гордились те слои итальянского общества, для кого сооружались, кто возводил и украшал сельские резиденции, предназна-ченные для проведения досуга, отдыха и наслаждения . К тому же велика роль в истории ренессансной виллы и гуманистических идеалов, прямо или косвенно сказывающихся на всем протяжении ее существования. Все это неизбежно приводит к весьма определенным выводам об особенностях декорации вилл Возрождения.
Декоративное убранство ренессансной виллы существует в едином комплексе с ее архитектурой, определяется современными воззрениями на загородную резиденцию, основывающимися на классических образцах, ее элитарностью и гуманистической атмосферой, царящей на ней. Формирующее значение этого влияния становиится понятным, если обратить внимание на тот факт, что часто традиционные по своей архитектуре резиденции, еще не приобретшие ренессансные черты были украшены новой по форме и содержанию росписью. В средневековых интерьерах помещалась принципиально новая декорация, что было свойственно итальянской монументальной живописи вплоть до середины ХУ века . Процесс постепенного совмещения антикизированных ренео-сансных представлений о вилле с ее архитектурой и живописным убранством составлял суть эволюции и особенностей влияния античной традиции на декорацию вилл эпохи Возрождения.
Общим положением ренессансной теории и практики будет требование обязательного согласия между декорацией загородной резиденции и ее предназначением. Так, Альберти, постоянно развивающий идеи о социальной обусловленности и иерархии в архитектуре, часто останавливался на мысли о необходимости созвучия определенных видов зданий и их декорации тем целям, для которых они созданы . Он писал: "Теперь, чтобы охватить все виды украшений подобного рода в целом, не остается ничего сказать, кроме того, чтобы украшения помещались в надлежащих местах и только те, которые данному соору-то жению пристали" . А в другом месте продолжает: "Будет также ошибкой, если те украшения, которые нужны в общественных сооружениях, ты перенесешь на частные, или, наоборот, те, которые пристали части тным, применишь в общественных" В связи с этим понятно, почему убранство частного дома должны отличать сдержанность и скромность15. Слова Алыберти, высказанные в этом случае, как и в указанном ниже, по поводу общих принципов декорации частного дома, можно с полным правом отнести и к вилле. Но он специально будет говорить и об украшении сельской резиденции, которой пристало, поскольку она "служит раздолью и радости", быть отделанной изображениями сцен "сельской жизни". Здесь мы должны видеть "красоты мест, и гавань, и рыбные ловля, и места охоты, и купанья, и игры поселян, и все Tfi цветущее и зеленеющее . Он допускает необходимую вольность и не-принужденность при отделке интерьеров частного здания х .
В большинстве своих проявлений декорация виллы носит частный характер, подобно тому, как возникновение и расцвет виллы - есть выражение торжества принципа "частной жизни" над "жизнью общественной"1 . Правда, можно встретить и темы в большей степени, присущие не декорации уединенной сельской усадьбы, где казалось бы все должно располагать к покойному отдыху, а городскому дворцу или общественному зданию (роспись виллы Кардуччи-Пандольфини во Флоренции и отчасти декорация виллы Ланте на Яникуле в Риме), Но это скорее исключение, продиктованное волей заказчика, нежели закономерное явление. По преимуществу же это светская декорация, приватная по содержанию. Хотя вряд ли следует считать, что именно в росписях вилл складывается подобный тип декоративного убранства. Предшествующая история итальянской монументальной живописи знает широко распространенные образцы такого рода декорации . Особо следует отметить, что светская декорация свойственна в основном сельским постройкам, как и стадиально более ранним - замок, так и непосредственно самим виллам, с раскованностью их быта, специфичностью функционального предназначения, особенностью архитектурных форм %®. Отличает же именно ее всегда присущий декорации виллы классицизированный облик. Классичность проявляется в содержании программы декоративного убранства виллы, базирующейся на античных литературных и мифологических источниках. Она накладывает отпечаток и на иные темы. Пейзаж, уже в силу своего жанрового своеобразия удивительно подходящий к украшению виллы, приобретает очевидную классичность . Различные фривольные и любовные сюжеты, часто встречающиеся в интерьерах виллы, где их присутствие легко объясняется гедонизмом ее быта, также предстают в языческом обличье . Прославление владельца виллы или рассказ о его жизненном пути облекаются в античные одежды. Тем самым во всех своих проявлениях декорация вилл эпохи Возрождения отличается антикизированной тематикой.
Почти не существует специальных работ по монументально-декоративной росписи загородных резиденций эпохи Возрождения. Поскольку главное внимание уделялось архитектуре виллы, а не росписям украшающим ее. Они привлекали внимание в основном в связи с анализом общих проблем развития итальянской монументальной живописи .Здесь особенно плодотворным для понимания ее специфики был анализ возрождения приемов иллюзионистической живописи, что давало представление и об античных изобразительных источниках, оказавших влияние на дери корацию виллы, и о ее весьма приметной и своеобразной особенности . Нужно выделить комплексные исследования, посвященные истории, архитектуре и живописному убранству одной виллы, что давало широчай-шие возможности для более глубокого истолкования и ее декорации . Особенно важны и интересны публикации о росписи отдельных вилл. Именно в них наиболее зрело и последовательно разрешались вопросы о специфике декорации именно загородной резиденции и о влиянии на нее античной традиции .
Проблемы влияния античной традиции на декорацию ренессансной виллы не получили специального рассмотрения в предшествующей литературе. В основном к этим вопросам обращались лишь попутно. В тех же случаях, когда занимались и ими, классический облик росписи вилл эпохи Возрождения анализировался, как правило, лишь с точки зрения влияния античности на сюжет или художественные особенности росписи. Тем самым не вскрывались причины и сущность этого явления. Но суще А в качестве наиболее яркого примера следует привести лекцию Фрица Заксля "Вилла Фарнезина", прочитанную в 1935 г. У автора это не первый опыт обращения к декорации виллы Фарнезина в Риме. Ранее им была написана работа о росписи потолка лоджии Галатеи . В ней он уделил внимание только сюжетной стороне росписи, доказывая, что от представляет гороскоп владельца виллы Агостино Киджи, и подчеркивал антикизированное осмысление темы. В лекции же Ф.Заксль подходит к рассмотрению всей декорации виллы с иными принципами. Его не привлекает детальный анализ тематики росписи. Он сосредотачивает свое внимание на общем характере всей декорации виллы с иными принципами. Его не привлекает детальный анализ тематики росписи. Он сосредотачивает свое внимание на общем характере всей декорации, очерчивая, хотя и бегло, широкий круг проблем. И считает, что ее античный и более того языческий облик определен именно классическими представлениями о вилле, в частности высказываниями Плиния Младшего, и их ренессансным осмыслением. С этих позиций он и определяет сюжетные и художественные особенности декорации виллы Агостино Киджи. Подобный подход к рассмотрению интересующей нас проблемы придает работе Заксля методологически важное значение.
Антикизированный облик присущ декорации ренессансной виллы в разных областях Италии. Но она приобрела эту особенность не сразу и не во всей полноте. Лишь длительный ход развития, неравномерный, с наличием частых отступлений, причем в различных местностях неоднородный и не совпадающий по хронологии, дал в полной мере проявиться основополагающей черте росписи вилл. Поэтому мы сосредоточили свое внимание на тех культурных центрах эпохи Возрождения, где индивидуальные отличия загородных резиденций, особенности их быта, архи тектуры и живописного убранства имели ярко выявленное, но общее лицо. Это Флоренция и Рим. Декорация венецианских вилл, как и сами виллы Венеции, обладает столь очевидной самобытностью, что не представляется возможным рассматривать ее в данном исследовании. Их живописное убранство, теснейшим образом связанное с общими процессами художественной жизни Венеции, с радикальными изменениями в политической, духовной и социально-экономический сферах, происшедших в ХУТ столетии в существовании республики, требует особого разговора. Анализ же росписи подгородних усадеб Флоренции и Рима позволит рассмотреть воздействие на нее античной традиции в наиболее характерных проявлениях на важных этапах развития ренесеансно-го искусства раннего и Высокого Возрождения.
Изучение монументально-декоративной росписи вилл итальянского Возрождения с точки зрения влияния на нее античной традиции необходимо по многим причинам. Появляется возможность глубже понять и проанализировать типологически важный круг памятников монументальной живописи. Одновременно изучение данной проблемы поможет углубить представление о формах проникновения классического воздействия и о характере его преломления в ренессансном искусстве. Декорация вилл Возрождения, как одно из наиболее типичных порождений эпохи, предоставляет для такого анализа поучительные и наглядные возможности. Классицизированная по формам и содержанию роспись итальянских ренессансных вилл не изолированное явление в европейском искусстве. Без выявления этой, ее самой специфической черты, окажется не до конца, а во многом и превратно понятой последующая традиция украшения итальянских вилл (работы Тьеполо), и вся европейская практика декорирования загородных резиденций вплоть до начала XX века.
Анализ влияния античной традиции на декорацию ренессансной виллы возможен только при учете всего комплекса классических представлений о вилле в ренессансном преломлении. В настоящей работе мы сконцентрировали внимание на мало разработанных вопросах воздействия идеального образа классической виллы, созданного на основании имеющихся в эпоху Возрождения источников, на ренессансные воззрения на загородную резиденцию. И через эту призму рассмотрели конкретные проявления античного влияния в росписи вилл Ренес-санса
Классические источники ренессансной виллы
Воздействие античной литературы - один из главных формирущих моментов для многих проявлений ренессансной культуры 0. Именно изучение письменной традиции превалировало при обращении и классической древности. Преклонение перед текстами древних, подлинный пиетет перед ними, следствие не только шго, что по сути дела это был единственный наиболее полный компендиум знаний о реалиях языческого прошлого, но и результат свойственного ренессансной мысли интереса к классическому источнику как таковому, К тому же античная литература обладала лучшей сохранностью по сравнению с другими памятниками культуры античного мира, большей доступностью.
Первостепенная важность античной литературы для понимания сущности ренессансной виллы в том, что трудно найти еще одно столь полное собрание сведений, посвященных сельской резиденции, столь совершенное по охвату тем, образности и яркости описаний. И, если каждое отдельно взятое высказывание, за отдельными исключениями, может отрывочно и неполно, то взятые вместе они представляют единую, полнокровную и разнообразную картину. За ними встает живой, очень близкий и понятный ренессансным людям образ виллы.
Античные письменные источники, посвященные вилле, различны по содержанию, степени полноты содержащихся в них сведений, жанровой принадлежности и времени появления на свет3. Образ виллы, созданный римскими авторами в разнообразных по жанру и характеру произведениях, отличался многоликостью и претерпел в своей эволюции определенные изменения, связанные с процессом трансформации реальной классической виллы4. Но для ренессансных последователей не это было наиболее важным. Не это воспринималось и учитывалось ими в своей жизненной практике. Они обратились ко всему массиву представлений об античной вилле. В большей степени это было творческое . использование и воспроизведение стиля жизни на ней, который в своих основных проявлениях не изменился радикально. Но именно он и получил достаточно полное освещение в античной литературе.
Возникнув в античности, оно применялось и в Ренессансе. Первая -это загородное поместье, усадьба, с угодьями, садом, службами, приносящая доход своему владельцу, в чем мыслилась главная цель ее существования6. Вторая - загородная резиденция, с садом или парком, специально предназначенная для полноценного проведения досуга. Для отдыха и развлечений владельца. Но и здесь ведение хозяйства или "забавы", связанные с ним, играли немалую роль. Желательно, чтобы villa suburbans была расположена недалеко от города, дабы хозяин мог туда ненадолго приезжать, не отрываясь от своих городских дел и обязанностей, но и получая на вилле полный отдых. Большое внимание уделялось ее местоположению. Внимательно продумывалась и отыгрывалась связь с окружающим ландшафтом. Мы подробнее остановимся на характеристике villa suburbans, ибо она была наиболее популярным видом загородной резиденции в эпоху Возрождения, Именно в ней ясно прослеживаются классические истоки.
Формирование ренессансной декораодной школы монументально-джоративные росписи флорентийских вилл ХV - начала ХVІ столетия
Передовое место, занимаемое Флоренцией и флорентийской школой живописи в развитии итальянского искусства кватроченто, огромный интерес, проявляемый к наследую античной культуры, в чем сказывается влияние гуманистической мысли, определили историческое значение, индивидуальный облик и художественное своеобразие живопис т ного убранства вилл, украсивших окрестности города на Арно .
На флорентийской почве сформировалась светская по сути декорация сельской резиденции городского нобилитета. И в средние века достаточно широко применяли светские и классицизирующие сюжеты во всех видах декора интерьера гражданских и частных построек (монументальная живопись, гобелены и т.д.). Но в выборе программы подобной декорации, в способе ее идейного и формально-образного истолкования в росписях вилл Флоренции, при их известной традиционности, проявляется принципиальная новизна в сравнении со средневековым прошлым, иное художественное мировоззрение. Даже наиболее часто встречающиеся и популярные в предыдущий период темы получают новое истолкование.
Росписи вилл по содержанию, образному строю, выразительным особенностям - были "классическими" и создавались с сознательным обращением к заветам античного мира. Степень "классичности" была различной. Она могла быть первейшим, осЕшешагающим качеством росписей, или лишь легким флёром, наброшенным на привычную и укоренившуюся сущность. Но так или иначе "классичность" присуща античным и не античным по своим темам живописным циклам на стенах флорентийских вилл.
В столь важной и многое определяющей черте этих декораций нужно видеть не только приметы искусства Возрождения и особенно ренессансного искусства Флоренции, сколь своеобразие ренессансной виллы и ее флорентийского варианта.
В живописном убранстве именно флорентийских вилл, обладающем всеми особенностями и исторической ограниченностью кватрочентис-ского обращения к греческому и римскому культурному наследию ,клао-сическая сущность проявляется наиболее обнаженно. Только во Флоренции ХУ столетия, где ренессансное искусство и ренессансная культура теснее всего были связаны с античным прошлым и формировались в очень активном и живом взаимодействии с ним, раньше всего проявился господствующий признак ренессансной виллы и ее декорации
Плохая сохранность росписей, покрывавших стены ранне-ренес-сансных вилл Флоренции (о многих из них известно лишь из письменных источников вынуждает обратиться только к росписи виллы Кар-дуччи в Іеньяйя, виллы Ла Галлина в Арчетри и виллы Лемми в Кьяссо Мачерелли, как к наиболее сохранившимся циклам, хотя и они дошли до нас во фрагментарном состоянии .
Декорация римских вилл ХV - начала ХVІ столетия и классическая традиция
Начиная с пятнадцатого столетия, особенно с его второй половины, по всей территории Италии мы наблюдаем параллельное сосуществование (villa rustica И villa suburbana). Но В отдельных художественных центрах, в силу целого ряда причин, было возможно преобладание одного из них. Римские виллы, и в этом заключается их своеобразие, - роскошные подгородные резиденции римского патрициата, князей церкви, лиц по разным причинам связанным с курией. В ренессансном Риме особенно наглядна преемственность представлений о загородном жилище и, в определенной степени, архитектуры ренессансной виллы от ее далеких античных предшественниц. С некоторым преувеличением можно утверждать, что традиция строительства в Городе и его окрестностях загородных резиденций не прекратилась с концом античного мира. В послеантичную эпоху летние загородные резиденции (расположенные в самом Риме и в его окрестностях) принадлежат,как правило, папам, кардиналам, членам курии. В меньшей степени увлечение подобными постройками и тяга к своеобразному времяпрепровождению на вилле присущи римскому нобилитету. Особенности римского климата и характер бытия курии, зависевшей от церковного календаря, сделали не только необходимым, но и возможным проведение жаркого времени года в летних резиденциях0. Окончательное сложение этот образ жизни приобрел лишь к ХУІ столетию, но его формирование происходило длительное время и его корни уходят в античность и раннее средневековье. Объективно это способствовало сохранению - правда, в сильно урезанном и искаженном виде - античных представлений о жизни на вшшв.
Однако вплоть до середины ХУ века папой, высшими иерархами церкви, верхушкой римского общества под виллу использовались хозяйственные поместья или укрепленные замки. Виллы, как самостоятельного архитектурного типа с присущей именно ей живописной декорацией не существовало4. Перелом во взглядах на летнюю загородную резиденцию наступил в середине ХУ века.
Начиная с этого времени можно говорить о возникновении ренес-сансной виллы, как вполне самостоятельного явления, обладавшего собственными отличительными особенностями. К ним в первую очередь относится подражание "непревзойденным" античным образцам, оформившее облик виллы Возрождения. Именно в этой ситуации уже упомянутая непрекращающаяся традиция строительства загородных резиденций, вое-ходящая к древнеримским виллам, сыграла огромную положительную роль. Но главное в процессе создания римской виллы эпохи Возрождения -сознательное желание, опирающееся на всеобщие запросы эпохи, к созданию современной загородной резиденции, основанной на античных примерах. Классический облик ренесеаненой виллы не подавил ее современной бытовой и художественной сущности, а лишь облек в античные одежды явление, принадлежащее культуре Возрождения. Подражание античным примерам способствовало оформлению запросов ренессансных v владельцев вилл.